Методика развития координационных способностей детей с детским церебральным параличом в процессе инклюзивного образования
Выпуск:
ART 85231
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сетяева
Н.
Н.,
Щербаченко
А.
И. Методика развития координационных способностей детей с детским церебральным параличом в процессе инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
1151–1155. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85231.htm.
Аннотация. В статье представлено обоснование методики развития координационных способностей детей с детским церебральным параличом в процессе инклюзивного образования, включающая в себя обеспечение равных возможностей для физической подготовки здоровых детей и их сверстников с ограниченными возможностями здоровья; налаживание взаимоотношений между ними; развитие умений самостоятельного обслуживания на занятиях детей с особыми образовательными потребностями через проведение мероприятий инклюзивой направленности по физической культуре.
Ключевые слова:
инклюзивное образование, детский церебральный паралич, дети с особыми образовательными потребностями, координационные способности.
Текст статьи
Сетяева Наталья Николаевна,Кандидат педагогических наук,доцент кафедры теории и методике физического воспитанияСургутский государственный педагогический университет, г. Сургутnsetyaeva@yandex.ru
Щербаченко Андрей Игоревич,Студент Vкурса факультета физической культуры и спортаСургутский государственный педагогический университет, г. Сургутandryxa_surgut@mail.ru
Методика развития координационных способностей детей с детским церебральным параличом в процессе инклюзивного образования
Аннотация.В статье представлено обоснование методикиразвития координационных способностей детей с детским церебральным параличомв процессе инклюзивного образования, включающая в себя обеспечение равных возможностей для физической подготовки здоровых детей и их сверстников с ограниченными возможностями здоровья; налаживание взаимоотношений между ними; развитие умений самостоятельного обслуживания на занятиях детей с особыми образовательными потребностями через проведение мероприятий инклюзивой направленности по физической культуре.Ключевые слова:детский церебральный паралич, инклюзивное образование, дети с особыми образовательными потребностями,координационные способности.
Детский церебральный паралич (ДЦП)
терминсобирательный, который объединяетгруппу неврологических непрогрессирующих расстройств, происходящихв результате повреждения мозга в раннем периоде развития или недоразвития. ДЦП характеризуется разнообразием клинической симптоматики и тех форм, которые необходимо преодолетьв течение многих лет [3, 4].Особенностью ДЦПявляется нарушение двигательного (моторного)развития ребенка, обусловленное, снижением интеллекта,аномальным распределением мышечного тонуса, икакследствие нарушением координации движения и органического поражения центральной нервной системы. Однако данныеспособности это база для развития всех других двигательных качеств, так как данная способность понимается как возможности человека, определяющая его готовность к управлению и регулированию двигательного действия [1].Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность методики развития координационных способностей детей с детским церебральным параличом в процессе инклюзивного образования. Объект исследования: координационные способности детей с детским церебральным параличом.Предмет исследования: методика развития координационных способностей детей с детским церебральным параличом в процессе инклюзивного образования.Гипотеза исследования: разработанная методика развития координационных способностей детей с детским церебральным параличом в процессе инклюзивного образования будут способствовать более рациональному подбору средств и методов на занятиях физическойкультуры.Для решения указанной цели были поставлены следующиезадачи исследования:1. Изучить в теории особенности развития координационных способностей в процессе инклюзивного образования детей с детским церебральным параличом.2. Определить уровень развитие координационных способностей и развития физической подготовленности детей с детским церебральным параличом в процессе инклюзивного образования.3. Научно обосновать и экспериментально проверить эффективность методики развития координационных способностей детей с детским церебральным параличом в процессе инклюзивного образования.Анализ результатов констатирующего эксперимента не подтвердил нашу гипотезу, которая заключалась в предположении о том, что выявленные нами показатели развития координационныхспособностей, в частности пространственновременных свойств детей с детским церебральным параличом в процессе инклюзивного образования будут способствовать более рациональному подбору средств и методов на занятиях физической культуры. Следовательно, мы не можем говорить об эффективности программы по физической культуре системы инклюзивного образования по развитию координационных способностей и пришли к выводу, что программа нуждается в доработке и введении новых методик для более качественного развития детей с особыми образовательными потребностями.На этом основании нами была предложена методикаразвития координационных способностей детей с детским церебральным параличом в процессе инклюзивного образования, включающая в себя:
1. Обеспечение равных возможностей для физической подготовки здоровых детей и их сверстников с ограниченными возможностями здоровья в процессе совместных занятий.2. Налаживание взаимоотношений между детьми с особыми образовательными потребностями и здоровыми на уроках. 3. Методические приемы, направленные на развитие умений самостоятельного обслуживания на занятиях детей с особыми образовательными потребностями и проведения мероприятий инклюзивой направленности по физической культуре.Обязательнымусловием проведения исследованиясталосравнение исходных и конечных результатов экспериментальных и контрольных групп. Эти группы состояли из детейс особыми образовательными потребностями 10учащихсяи 10 здоровых детей.Положительные изменения по окончанию эксперимента произошли и в показателях изометрического отжимания в экспериментальной группе.Значительный прирост данного показателя отмечается в следствии того, что вся деятельность назанятиях велась в направлении нормализации мышечного тонуса и развития контрактур.Следующими исследуемыми показателями явились результаты силы хвата доминантной руки (динамометрия)(табл. 1).Вследствие клинических проявлений детского церебрального паралича (наличие парезов) акцент делался на доминантной руке, так как у многих пациентов отмечаются гемипарезы.Показатели изменились значимо (почти в 2 раза) в экспериментальной группе после предложенной методикиразвития координационных способностей детей с детским церебральным параличом в процессе инклюзивного образования. При данной патологии большой объем работы должен быть направлен на применение активной или активнопассивной гимнастики, учитель физической культуры должен выступать не в качестве наблюдателя, а непосредственно быть в процессе физкультурной деятельности.
Таблица 1Показатели силы хвата доминантной руки до и после эксперимента
№Экспериментальная группаКонтрольная группаФ.И.
до экспериментапосле экспериментаФ.И.
до экспериментапосле эксперимента1.С.А. (правая)1027М.И. (левая)6102.Р.И. (левая)312З.Н. (левая)773.Л.И. (левая)311А.И. (правая)474.К.Т. (левая)2948К.Э. (левая)15145.Н.М. (правая)1023А.А. (правая)17196.П.Д. (левая)3140С.К. (правая)26257.М.А. (левая)2232Х.И. (левая)20228.И.К. (правая)2541П.И. (правая)589.Г.Э. (левая)1630К.Ф. (правая)141810.З.А. (правая)06С.Б. (правая)25М14,927,0
11,613,510,113,6
7,86,5m3,354,55
2,62,16tрасч2,14
0,56tтабл2,10; 2,88; 3,92
2,10; 2,88; 3,92Р 0,05
0,05
Анализ показателей поднимания туловища из положения лежа на спине, сгибания руки иотжимания в положении сидя до и после исследования в экспериментальной группе изменились так же достоверно значимо (Р< 0,05).Нами анализировались показатели физической подготовленности и здоровых учащихся(табл. 2,3). Таблица 2Результаты физической подготовленности здоровых учащихся экспериментальной группыза период эксперимента
ТестыСтатистические величиныДо эксперимента (М± σ)После эксперимента (М± σ)tP% приростБег 30 м (сек)6,8±0,56,1±0,62,6 0,0510,3 %Прыжки в длину с места (см)145,8±7,1154 ±4,92,85 0,055,62 %Наклон вперед (+,см)5,30±0,956,73±1,145,46 0,00126,98%Подтягивание на перекладине (раз)1,23±0,553,82±0,952,2 0,05210,56%Поднимание туловища из положения лежа на спине (колво за 30 сек)18,99±1,0823,12±1,142,3 0,0523,82 %
Таблица 3Результаты физической подготовленности здоровых учащихся контрольной группыза период эксперимента
ТестыСтатистические величиныДо эксперимента (М±σ)После эксперимента (М±σ)tP% приростБег 30 м (сек)5,76±0,075,42±0,112,507 0,055,90 %Прыжки в длину с места (см)151,56±6,16165,20±4,112,1 0,059 %Наклон вперед (+,см)2,89±0,723,20±0,820,2850,0510,72%Подтягивание на перекладине (раз)1,79±0,592,93±1,12,82 0,0563,68%Поднимание туловища из положения лежа на спине (колво за 30 сек)24,92±1,0931,89±1,444,200 0,0530,45%
Сравнение результатов начального иитогового тестирования в экспериментальной и контрольной группах здоровых учащихся показало, что уровень скоростных качеств (бег 30 м) значительно и достоверно повысился у всех исследуемых: от 5,90% у контрольной группы до 10,3% у экспериментальной.Та же тенденция наблюдается ив показателях уровняразвития скоростносиловых качеств (прыжки в длину с места).Показатель гибкости (наклон туловища вперед) увеличился достоверно значимо в экспериментальной группе (26,98%), что указывает на специфику проведения занятий по инклюзивномуфизическому воспитанию. Силовая выносливость мышц верхнего плечевого пояса (подтягивание на перекладине) достоверноувеличилась более чем в два раза.Достоверное увеличение наблюдается в обеих группах по показателям силовой динамической выносливости мышц спины и брюшного пресса.Значимый прирост показателей физической подготовленности здоровых учащихся, включенных в экспериментальную группу, говорит о том, что они по всем тестируемым показателям не отстают от своих сверстников, обучающихся по традиционной системе. Оценка координационных способностей осуществлялась с помощью разработанной компьютерной программы Ю. В. Корягиной и С.В. Нопина[2].
Оценка времени простой сенсомоторной реакции низкая у 88,8% всех испытуемых, однако время реакции на движущийся объект у 66,6% всех испытуемых имеет средний показатель, что говорит нам об относительной стабильности процессов нервной системы, с небольшим преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.Оценка времени реакции выбора в 100% у всех испытуемых –низкая, чтоговорит о не развитых сложных видовдеятельности нервной системы у детей с детским церебральным параличом. Об этом же говорят и результаты теста определениядлительности индивидуальной минуты. Из литературных источников известно, что при заболеваниях временные характеристики изменяются длительность индивидуальной минуты тем короче, чем тяжелее заболевание. Значимый прирост всех исследуемых показателей детей с особыми образовательными потребностями и здоровых детей, участвующих в процессе инклюзивного образования по физическому воспитанию, говорят о том, что они по всем тестируемым показателям не отстают от своих сверстников.На этом основании,мы выделили эффективность методикиразвития координационных способностей детей с детским церебральным параличом в процессе инклюзивного образованияи делаем вывод, что совместное включение детей с особыми образовательными потребностями и здоровых детей в систему организованных специально занятий инклюзивным физическим воспитанием позволяет повысить у них уровень развития физического здоровья (Р<0,05), физической подготовленности (Р<0,05)и развитие координационных способностей (Р<0,05), что отражается на эффективности данного процесса, создании условий доступности образовательной среды и продуктивнойинтеграции в социум.
Ссылки на источники1.Горская, И.Ю. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья: Монография [Текст] / И.Ю. Горская, JI.A. Суянгулова. Омск.: СибГАФК, 2000. –210 с.2.Кожевникова, В. Т. Современные технологии в комплексной физической реабилитации больных детским церебральным параличом [Текст] / В. Т. Кожевникова. М., 2005. 239 с.3.Корягина, Ю.В. Свидетельство об официальной регистрации программ для ЭВМ. Исследователь временных и пространственных свойств человека. № 2004610221 [Текст] / Ю.В. Корягина, С.В. Нопин. Программы для ЭВМ. 2004. № 2. С. 51.4.Шипицина, Л.М. Детский церебральный паралич [Текст] / Л.М. Шипицына. –СПб.: Издво «Дидактика Плюс», 2004. –272 с.
Щербаченко Андрей Игоревич,Студент Vкурса факультета физической культуры и спортаСургутский государственный педагогический университет, г. Сургутandryxa_surgut@mail.ru
Методика развития координационных способностей детей с детским церебральным параличом в процессе инклюзивного образования
Аннотация.В статье представлено обоснование методикиразвития координационных способностей детей с детским церебральным параличомв процессе инклюзивного образования, включающая в себя обеспечение равных возможностей для физической подготовки здоровых детей и их сверстников с ограниченными возможностями здоровья; налаживание взаимоотношений между ними; развитие умений самостоятельного обслуживания на занятиях детей с особыми образовательными потребностями через проведение мероприятий инклюзивой направленности по физической культуре.Ключевые слова:детский церебральный паралич, инклюзивное образование, дети с особыми образовательными потребностями,координационные способности.
Детский церебральный паралич (ДЦП)
терминсобирательный, который объединяетгруппу неврологических непрогрессирующих расстройств, происходящихв результате повреждения мозга в раннем периоде развития или недоразвития. ДЦП характеризуется разнообразием клинической симптоматики и тех форм, которые необходимо преодолетьв течение многих лет [3, 4].Особенностью ДЦПявляется нарушение двигательного (моторного)развития ребенка, обусловленное, снижением интеллекта,аномальным распределением мышечного тонуса, икакследствие нарушением координации движения и органического поражения центральной нервной системы. Однако данныеспособности это база для развития всех других двигательных качеств, так как данная способность понимается как возможности человека, определяющая его готовность к управлению и регулированию двигательного действия [1].Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность методики развития координационных способностей детей с детским церебральным параличом в процессе инклюзивного образования. Объект исследования: координационные способности детей с детским церебральным параличом.Предмет исследования: методика развития координационных способностей детей с детским церебральным параличом в процессе инклюзивного образования.Гипотеза исследования: разработанная методика развития координационных способностей детей с детским церебральным параличом в процессе инклюзивного образования будут способствовать более рациональному подбору средств и методов на занятиях физическойкультуры.Для решения указанной цели были поставлены следующиезадачи исследования:1. Изучить в теории особенности развития координационных способностей в процессе инклюзивного образования детей с детским церебральным параличом.2. Определить уровень развитие координационных способностей и развития физической подготовленности детей с детским церебральным параличом в процессе инклюзивного образования.3. Научно обосновать и экспериментально проверить эффективность методики развития координационных способностей детей с детским церебральным параличом в процессе инклюзивного образования.Анализ результатов констатирующего эксперимента не подтвердил нашу гипотезу, которая заключалась в предположении о том, что выявленные нами показатели развития координационныхспособностей, в частности пространственновременных свойств детей с детским церебральным параличом в процессе инклюзивного образования будут способствовать более рациональному подбору средств и методов на занятиях физической культуры. Следовательно, мы не можем говорить об эффективности программы по физической культуре системы инклюзивного образования по развитию координационных способностей и пришли к выводу, что программа нуждается в доработке и введении новых методик для более качественного развития детей с особыми образовательными потребностями.На этом основании нами была предложена методикаразвития координационных способностей детей с детским церебральным параличом в процессе инклюзивного образования, включающая в себя:
1. Обеспечение равных возможностей для физической подготовки здоровых детей и их сверстников с ограниченными возможностями здоровья в процессе совместных занятий.2. Налаживание взаимоотношений между детьми с особыми образовательными потребностями и здоровыми на уроках. 3. Методические приемы, направленные на развитие умений самостоятельного обслуживания на занятиях детей с особыми образовательными потребностями и проведения мероприятий инклюзивой направленности по физической культуре.Обязательнымусловием проведения исследованиясталосравнение исходных и конечных результатов экспериментальных и контрольных групп. Эти группы состояли из детейс особыми образовательными потребностями 10учащихсяи 10 здоровых детей.Положительные изменения по окончанию эксперимента произошли и в показателях изометрического отжимания в экспериментальной группе.Значительный прирост данного показателя отмечается в следствии того, что вся деятельность назанятиях велась в направлении нормализации мышечного тонуса и развития контрактур.Следующими исследуемыми показателями явились результаты силы хвата доминантной руки (динамометрия)(табл. 1).Вследствие клинических проявлений детского церебрального паралича (наличие парезов) акцент делался на доминантной руке, так как у многих пациентов отмечаются гемипарезы.Показатели изменились значимо (почти в 2 раза) в экспериментальной группе после предложенной методикиразвития координационных способностей детей с детским церебральным параличом в процессе инклюзивного образования. При данной патологии большой объем работы должен быть направлен на применение активной или активнопассивной гимнастики, учитель физической культуры должен выступать не в качестве наблюдателя, а непосредственно быть в процессе физкультурной деятельности.
Таблица 1Показатели силы хвата доминантной руки до и после эксперимента
№Экспериментальная группаКонтрольная группаФ.И.
до экспериментапосле экспериментаФ.И.
до экспериментапосле эксперимента1.С.А. (правая)1027М.И. (левая)6102.Р.И. (левая)312З.Н. (левая)773.Л.И. (левая)311А.И. (правая)474.К.Т. (левая)2948К.Э. (левая)15145.Н.М. (правая)1023А.А. (правая)17196.П.Д. (левая)3140С.К. (правая)26257.М.А. (левая)2232Х.И. (левая)20228.И.К. (правая)2541П.И. (правая)589.Г.Э. (левая)1630К.Ф. (правая)141810.З.А. (правая)06С.Б. (правая)25М14,927,0
11,613,510,113,6
7,86,5m3,354,55
2,62,16tрасч2,14
0,56tтабл2,10; 2,88; 3,92
2,10; 2,88; 3,92Р 0,05
0,05
Анализ показателей поднимания туловища из положения лежа на спине, сгибания руки иотжимания в положении сидя до и после исследования в экспериментальной группе изменились так же достоверно значимо (Р< 0,05).Нами анализировались показатели физической подготовленности и здоровых учащихся(табл. 2,3). Таблица 2Результаты физической подготовленности здоровых учащихся экспериментальной группыза период эксперимента
ТестыСтатистические величиныДо эксперимента (М± σ)После эксперимента (М± σ)tP% приростБег 30 м (сек)6,8±0,56,1±0,62,6 0,0510,3 %Прыжки в длину с места (см)145,8±7,1154 ±4,92,85 0,055,62 %Наклон вперед (+,см)5,30±0,956,73±1,145,46 0,00126,98%Подтягивание на перекладине (раз)1,23±0,553,82±0,952,2 0,05210,56%Поднимание туловища из положения лежа на спине (колво за 30 сек)18,99±1,0823,12±1,142,3 0,0523,82 %
Таблица 3Результаты физической подготовленности здоровых учащихся контрольной группыза период эксперимента
ТестыСтатистические величиныДо эксперимента (М±σ)После эксперимента (М±σ)tP% приростБег 30 м (сек)5,76±0,075,42±0,112,507 0,055,90 %Прыжки в длину с места (см)151,56±6,16165,20±4,112,1 0,059 %Наклон вперед (+,см)2,89±0,723,20±0,820,2850,0510,72%Подтягивание на перекладине (раз)1,79±0,592,93±1,12,82 0,0563,68%Поднимание туловища из положения лежа на спине (колво за 30 сек)24,92±1,0931,89±1,444,200 0,0530,45%
Сравнение результатов начального иитогового тестирования в экспериментальной и контрольной группах здоровых учащихся показало, что уровень скоростных качеств (бег 30 м) значительно и достоверно повысился у всех исследуемых: от 5,90% у контрольной группы до 10,3% у экспериментальной.Та же тенденция наблюдается ив показателях уровняразвития скоростносиловых качеств (прыжки в длину с места).Показатель гибкости (наклон туловища вперед) увеличился достоверно значимо в экспериментальной группе (26,98%), что указывает на специфику проведения занятий по инклюзивномуфизическому воспитанию. Силовая выносливость мышц верхнего плечевого пояса (подтягивание на перекладине) достоверноувеличилась более чем в два раза.Достоверное увеличение наблюдается в обеих группах по показателям силовой динамической выносливости мышц спины и брюшного пресса.Значимый прирост показателей физической подготовленности здоровых учащихся, включенных в экспериментальную группу, говорит о том, что они по всем тестируемым показателям не отстают от своих сверстников, обучающихся по традиционной системе. Оценка координационных способностей осуществлялась с помощью разработанной компьютерной программы Ю. В. Корягиной и С.В. Нопина[2].
Оценка времени простой сенсомоторной реакции низкая у 88,8% всех испытуемых, однако время реакции на движущийся объект у 66,6% всех испытуемых имеет средний показатель, что говорит нам об относительной стабильности процессов нервной системы, с небольшим преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.Оценка времени реакции выбора в 100% у всех испытуемых –низкая, чтоговорит о не развитых сложных видовдеятельности нервной системы у детей с детским церебральным параличом. Об этом же говорят и результаты теста определениядлительности индивидуальной минуты. Из литературных источников известно, что при заболеваниях временные характеристики изменяются длительность индивидуальной минуты тем короче, чем тяжелее заболевание. Значимый прирост всех исследуемых показателей детей с особыми образовательными потребностями и здоровых детей, участвующих в процессе инклюзивного образования по физическому воспитанию, говорят о том, что они по всем тестируемым показателям не отстают от своих сверстников.На этом основании,мы выделили эффективность методикиразвития координационных способностей детей с детским церебральным параличом в процессе инклюзивного образованияи делаем вывод, что совместное включение детей с особыми образовательными потребностями и здоровых детей в систему организованных специально занятий инклюзивным физическим воспитанием позволяет повысить у них уровень развития физического здоровья (Р<0,05), физической подготовленности (Р<0,05)и развитие координационных способностей (Р<0,05), что отражается на эффективности данного процесса, создании условий доступности образовательной среды и продуктивнойинтеграции в социум.
Ссылки на источники1.Горская, И.Ю. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья: Монография [Текст] / И.Ю. Горская, JI.A. Суянгулова. Омск.: СибГАФК, 2000. –210 с.2.Кожевникова, В. Т. Современные технологии в комплексной физической реабилитации больных детским церебральным параличом [Текст] / В. Т. Кожевникова. М., 2005. 239 с.3.Корягина, Ю.В. Свидетельство об официальной регистрации программ для ЭВМ. Исследователь временных и пространственных свойств человека. № 2004610221 [Текст] / Ю.В. Корягина, С.В. Нопин. Программы для ЭВМ. 2004. № 2. С. 51.4.Шипицина, Л.М. Детский церебральный паралич [Текст] / Л.М. Шипицына. –СПб.: Издво «Дидактика Плюс», 2004. –272 с.