Методика развития координационных способностей детей с детским церебральным параличом в процессе инклюзивного образования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сетяева Н. Н., Щербаченко А. И. Методика развития координационных способностей детей с детским церебральным параличом в процессе инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1151–1155. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85231.htm.
Аннотация. В статье представлено обоснование методики развития координационных способностей детей с детским церебральным параличом в процессе инклюзивного образования, включающая в себя обеспечение равных возможностей для физической подготовки здоровых детей и их сверстников с ограниченными возможностями здоровья; налаживание взаимоотношений между ними; развитие умений самостоятельного обслуживания на занятиях детей с особыми образовательными потребностями через проведение мероприятий инклюзивой направленности по физической культуре.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Сетяева Наталья Николаевна,Кандидат педагогических наук,доцент кафедры теории и методике физического воспитанияСургутский государственный педагогический университет, г. Сургутnsetyaeva@yandex.ru

Щербаченко Андрей Игоревич,Студент Vкурса факультета физической культуры и спортаСургутский государственный педагогический университет, г. Сургутandryxa_surgut@mail.ru

Методика развития координационных способностей детей с детским церебральным параличом в процессе инклюзивного образования

Аннотация.В статье представлено обоснование методикиразвития координационных способностей детей с детским церебральным параличомв процессе инклюзивного образования, включающая в себя обеспечение равных возможностей для физической подготовки здоровых детей и их сверстников с ограниченными возможностями здоровья; налаживание взаимоотношений между ними; развитие умений самостоятельного обслуживания на занятиях детей с особыми образовательными потребностями через проведение мероприятий инклюзивой направленности по физической культуре.Ключевые слова:детский церебральный паралич, инклюзивное образование, дети с особыми образовательными потребностями,координационные способности.

Детский церебральный паралич (ДЦП)

терминсобирательный, который объединяетгруппу неврологических непрогрессирующих расстройств, происходящихв результате повреждения мозга в раннем периоде развития или недоразвития. ДЦП характеризуется разнообразием клинической симптоматики и тех форм, которые необходимо преодолетьв течение многих лет [3, 4].Особенностью ДЦПявляется нарушение двигательного (моторного)развития ребенка, обусловленное, снижением интеллекта,аномальным распределением мышечного тонуса, икакследствие нарушением координации движения и органического поражения центральной нервной системы. Однако данныеспособности это база для развития всех других двигательных качеств, так как данная способность понимается как возможности человека, определяющая его готовность к управлению и регулированию двигательного действия [1].Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность методики развития координационных способностей детей с детским церебральным параличом в процессе инклюзивного образования. Объект исследования: координационные способности детей с детским церебральным параличом.Предмет исследования: методика развития координационных способностей детей с детским церебральным параличом в процессе инклюзивного образования.Гипотеза исследования: разработанная методика развития координационных способностей детей с детским церебральным параличом в процессе инклюзивного образования будут способствовать более рациональному подбору средств и методов на занятиях физическойкультуры.Для решения указанной цели были поставлены следующиезадачи исследования:1. Изучить в теории особенности развития координационных способностей в процессе инклюзивного образования детей с детским церебральным параличом.2. Определить уровень развитие координационных способностей и развития физической подготовленности детей с детским церебральным параличом в процессе инклюзивного образования.3. Научно обосновать и экспериментально проверить эффективность методики развития координационных способностей детей с детским церебральным параличом в процессе инклюзивного образования.Анализ результатов констатирующего эксперимента не подтвердил нашу гипотезу, которая заключалась в предположении о том, что выявленные нами показатели развития координационныхспособностей, в частности пространственновременных свойств детей с детским церебральным параличом в процессе инклюзивного образования будут способствовать более рациональному подбору средств и методов на занятиях физической культуры. Следовательно, мы не можем говорить об эффективности программы по физической культуре системы инклюзивного образования по развитию координационных способностей и пришли к выводу, что программа нуждается в доработке и введении новых методик для более качественного развития детей с особыми образовательными потребностями.На этом основании нами была предложена методикаразвития координационных способностей детей с детским церебральным параличом в процессе инклюзивного образования, включающая в себя:

1. Обеспечение равных возможностей для физической подготовки здоровых детей и их сверстников с ограниченными возможностями здоровья в процессе совместных занятий.2. Налаживание взаимоотношений между детьми с особыми образовательными потребностями и здоровыми на уроках. 3. Методические приемы, направленные на развитие умений самостоятельного обслуживания на занятиях детей с особыми образовательными потребностями и проведения мероприятий инклюзивой направленности по физической культуре.Обязательнымусловием проведения исследованиясталосравнение исходных и конечных результатов экспериментальных и контрольных групп. Эти группы состояли из детейс особыми образовательными потребностями 10учащихсяи 10 здоровых детей.Положительные изменения по окончанию эксперимента произошли и в показателях изометрического отжимания в экспериментальной группе.Значительный прирост данного показателя отмечается в следствии того, что вся деятельность назанятиях велась в направлении нормализации мышечного тонуса и развития контрактур.Следующими исследуемыми показателями явились результаты силы хвата доминантной руки (динамометрия)(табл. 1).Вследствие клинических проявлений детского церебрального паралича (наличие парезов) акцент делался на доминантной руке, так как у многих пациентов отмечаются гемипарезы.Показатели изменились значимо (почти в 2 раза) в экспериментальной группе после предложенной методикиразвития координационных способностей детей с детским церебральным параличом в процессе инклюзивного образования. При данной патологии большой объем работы должен быть направлен на применение активной или активнопассивной гимнастики, учитель физической культуры должен выступать не в качестве наблюдателя, а непосредственно быть в процессе физкультурной деятельности.

Таблица 1Показатели силы хвата доминантной руки до и после эксперимента

№Экспериментальная группаКонтрольная группаФ.И.

до экспериментапосле экспериментаФ.И.

до экспериментапосле эксперимента1.С.А. (правая)1027М.И. (левая)6102.Р.И. (левая)312З.Н. (левая)773.Л.И. (левая)311А.И. (правая)474.К.Т. (левая)2948К.Э. (левая)15145.Н.М. (правая)1023А.А. (правая)17196.П.Д. (левая)3140С.К. (правая)26257.М.А. (левая)2232Х.И. (левая)20228.И.К. (правая)2541П.И. (правая)589.Г.Э. (левая)1630К.Ф. (правая)141810.З.А. (правая)06С.Б. (правая)25М14,927,0

11,613,510,113,6

7,86,5m3,354,55

2,62,16tрасч2,14

0,56tтабл2,10; 2,88; 3,92

2,10; 2,88; 3,92Р 0,05

� 0,05

Анализ показателей поднимания туловища из положения лежа на спине, сгибания руки иотжимания в положении сидя до и после исследования в экспериментальной группе изменились так же достоверно значимо (Р< 0,05).Нами анализировались показатели физической подготовленности и здоровых учащихся(табл. 2,3). Таблица 2Результаты физической подготовленности здоровых учащихся экспериментальной группыза период эксперимента

ТестыСтатистические величиныДо эксперимента (М± σ)После эксперимента (М± σ)tP% приростБег 30 м (сек)6,8±0,56,1±0,62,6 0,0510,3 %Прыжки в длину с места (см)145,8±7,1154 ±4,92,85 0,055,62 %Наклон вперед (+,см)5,30±0,956,73±1,145,46 0,00126,98%Подтягивание на перекладине (раз)1,23±0,553,82±0,952,2 0,05210,56%Поднимание туловища из положения лежа на спине (колво за 30 сек)18,99±1,0823,12±1,142,3 0,0523,82 %

Таблица 3Результаты физической подготовленности здоровых учащихся контрольной группыза период эксперимента

ТестыСтатистические величиныДо эксперимента (М±σ)После эксперимента (М±σ)tP% приростБег 30 м (сек)5,76±0,075,42±0,112,507 0,055,90 %Прыжки в длину с места (см)151,56±6,16165,20±4,112,1 0,059 %Наклон вперед (+,см)2,89±0,723,20±0,820,285�0,0510,72%Подтягивание на перекладине (раз)1,79±0,592,93±1,12,82 0,0563,68%Поднимание туловища из положения лежа на спине (колво за 30 сек)24,92±1,0931,89±1,444,200 0,0530,45%

Сравнение результатов начального иитогового тестирования в экспериментальной и контрольной группах здоровых учащихся показало, что уровень скоростных качеств (бег 30 м) значительно и достоверно повысился у всех исследуемых: от 5,90% у контрольной группы до 10,3% у экспериментальной.Та же тенденция наблюдается ив показателях уровняразвития скоростносиловых качеств (прыжки в длину с места).Показатель гибкости (наклон туловища вперед) увеличился достоверно значимо в экспериментальной группе (26,98%), что указывает на специфику проведения занятий по инклюзивномуфизическому воспитанию. Силовая выносливость мышц верхнего плечевого пояса (подтягивание на перекладине) достоверноувеличилась более чем в два раза.Достоверное увеличение наблюдается в обеих группах по показателям силовой динамической выносливости мышц спины и брюшного пресса.Значимый прирост показателей физической подготовленности здоровых учащихся, включенных в экспериментальную группу, говорит о том, что они по всем тестируемым показателям не отстают от своих сверстников, обучающихся по традиционной системе. Оценка координационных способностей осуществлялась с помощью разработанной компьютерной программы Ю. В. Корягиной и С.В. Нопина[2].

Оценка времени простой сенсомоторной реакции низкая у 88,8% всех испытуемых, однако время реакции на движущийся объект у 66,6% всех испытуемых имеет средний показатель, что говорит нам об относительной стабильности процессов нервной системы, с небольшим преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.Оценка времени реакции выбора в 100% у всех испытуемых –низкая, чтоговорит о не развитых сложных видовдеятельности нервной системы у детей с детским церебральным параличом. Об этом же говорят и результаты теста определениядлительности индивидуальной минуты. Из литературных источников известно, что при заболеваниях временные характеристики изменяются длительность индивидуальной минуты тем короче, чем тяжелее заболевание. Значимый прирост всех исследуемых показателей детей с особыми образовательными потребностями и здоровых детей, участвующих в процессе инклюзивного образования по физическому воспитанию, говорят о том, что они по всем тестируемым показателям не отстают от своих сверстников.На этом основании,мы выделили эффективность методикиразвития координационных способностей детей с детским церебральным параличом в процессе инклюзивного образованияи делаем вывод, что совместное включение детей с особыми образовательными потребностями и здоровых детей в систему организованных специально занятий инклюзивным физическим воспитанием позволяет повысить у них уровень развития физического здоровья (Р<0,05), физической подготовленности (Р<0,05)и развитие координационных способностей (Р<0,05), что отражается на эффективности данного процесса, создании условий доступности образовательной среды и продуктивнойинтеграции в социум.

Ссылки на источники1.Горская, И.Ю. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья: Монография [Текст] / И.Ю. Горская, JI.A. Суянгулова. Омск.: СибГАФК, 2000. –210 с.2.Кожевникова, В. Т. Современные технологии в комплексной физической реабилитации больных детским церебральным параличом [Текст] / В. Т. Кожевникова. М., 2005. 239 с.3.Корягина, Ю.В. Свидетельство об официальной регистрации программ для ЭВМ. Исследователь временных и пространственных свойств человека. № 2004610221 [Текст] / Ю.В. Корягина, С.В. Нопин. Программы для ЭВМ. 2004. № 2. С. 51.4.Шипицина, Л.М. Детский церебральный паралич [Текст] / Л.М. Шипицына. –СПб.: Издво «Дидактика Плюс», 2004. –272 с.