Задачи модернизации профориентации обучающихся Кемеровской области и пути решения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Килина И. А. Задачи модернизации профориентации обучающихся Кемеровской области и пути решения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1171–1175. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85235.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются понятие «модернизация», вопросы модернизации российского образования и профессиональной ориентации обучающихся Кемеровской области в аспекте реализации ГОУ «КРИРПО» деятельности федеральной экспериментальной площадки ФГАУ «ФИРО» по организационно-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения обучающихся общего и профессионального образования.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Килина Ирина Александровна,кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования, начальник центра профориентации и постинтернатного сопровождения ГОУ «КРИРПО», г. Кемеровоkilinair@mail.ru

Задачи модернизациипрофориентацииобучающихся Кемеровской области

и пути решения

Аннотация.Встатье рассматриваются понятие «модернизация», вопросы модернизации российского образования и профессиональной ориентации обучающихся Кемеровской области в аспекте реализации ГОУ «КРИРПО» деятельности федеральной экспериментальной площадки ФГАУ «ФИРО» по организационнопедагогическому сопровождению профессионального самоопределения обучающихся общего и профессионального образования.Ключевые слова:модернизация, профориентация обучающихся, профессиональное самоопределение.

Актуальность модернизации образования подчеркивает тот факт, что она является внастоящее время ведущей идеей и центральной задачей российской образовательной политики. Модернизация образованиярассматривается каккомплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования. Это пересмотр принципов функционирования системы образования, изменения в содержании, технологии и организации самой образовательной деятельности, образовательном мировоззрении.Термин «модернизация» многоаспектен.Так в общемсмыслемодернизация выступает как синоним прогрессивных социальных изменений. Вданном случае аналогами понятия в политической, социальной, экономической теории выступают следующиетермины:«осовременивание», «инновационные преобразования», «переходное развитие», «современность», означающиекомплекс социальных, политических, экономических, культурных и интеллектуальных трансформаций. В целом модернизация трактуется как внутренне противоречивый и многоплановый процесс, основанный на дифференциации социальных структур, экономических ролей, политических институтов, ценностных ориентаций и поведенческих стереотипов, сопровождающийся их интеграцией на основе как традиционных, так и новых синтетических ценностей [4; 5].С данной позиции модернизация образования включает в себя:• формы перехода от одной образовательной парадигмы к другой;• механизмы, посредством которых осуществляется модернизация (реформы, контрреформы);• трансформацию инструментов осуществления преобразований;• ментальную готовность педагогического сообщества к соответствующим изменениям;• распространение модернизацииобразования на другие сферы общественного сознания [5].М. В. Богуславский понимает модернизациюобразования как процесс формированияв системе образования способности постоянно и успешно адаптироваться к меняющимся условиям и задачам, создавать новые образовательные институты, модифицировать старые, формируя каналы для эффективного диалога между обществоми государством, развивая новый демократический тип взаимодействия в сфере образования.Стратегия модернизации образования –это установленная на достаточно длительный период совокупность норм(ориентиров, направлений, сфер, способов и правил) деятельности по достижениюзаданных показателей, обеспечивающих государству и обществу развитие конкурентоспособного образования на основе ключевых традиционных преимуществ национальной педагогики.Он пишет, что документы, имеющие стратегический характер, должны содержать:1) Общуюконцепциютого, как достигаются цели реформирования образования, решаются стоящие в связи с этим проблемы и распределяются необходимые ресурсы.2) Обобщеннуюмодельдолгосрочныхдействий,необходимыхдля достижения поставленных целей, констатацию того, какой власть хочет видеть систему образования, какоенаправление системы образования трактуется как ведущее, и постулирование общих способов того, как власть собирается это сделать.3) Подходы к объединению всех ступеней системы образования в единое целое, которые охватывают все основные аспекты организации системы образования; обеспечиваютсовместимость всех частей планов, подразумевают выстраивание партнерских отношенийосновных участников процессов реформирования и определение их целей и ценностейв предстоящей деятельности, налаживание конструктивного диалога между всеми субъектами образовательного пространства.4) Интегрированнуюмодельдействий,направленных на достижение целей. Содержанием стратегии служит набор правил принятия решений, используемых для определения основных направлений модернизационной деятельности.5) «Маршрутследования»,обеспечивающийвнутреннюю скоординированностьдействий по достижению намеченных результатов. Разработка качественных, комплекснообоснованных и обеспеченных ресурсами программ является одним из главных условий успеха модернизации[1].В. И. Панарин считает, что в первую очередь необходимо провести социальную модернизацию, включающую повышение уровня образования и просвещения, возрождение трудовой морали как одного из факторов интеграции общества. Сформировать осознание того факта, что образованию сегодня важно обучить и воспитать новое поколение профессионалов, которые будут принимать решения по глобальным проблемам и ключевым вопросам политики, экономики, финансов, идеологии, культуры, коммуникации и др. [3].С этой позиции интерес для центра профориентации и постинтернатного сопровождения (ЦПиПС) ГОУ «КРИРПО» представляют проблемы и перспективы решения вопросов модернизации профориентации, под которой нами понимается комплексное, всестороннее обновление всех звеньев системы профессиональной ориентации подростков и молодежи в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественной профориентации, а также изменения в содержании, технологии и организации профориентационной деятельности.В рамках модернизации профориентации как одного из направлений модернизации образования, в настоящий момент, согласно Государственному заданию, ФГАУ «ФИРО» разработана «Концепция организационнопедагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования». В данной концепции отмечается, что для современной России характерно сосуществование нескольких различных социокультурных типов (укладов) общества:1.Традиционное общество,в котором самоопределение личности остается невостребованным, поскольку маршрут социализации достаточно жестко задан сословными или государственными требованиями;2.Развивающееся общество индустриального типа,в условиях которого становится возможным профессиональное самоопределение личности. Оно реализуется, как правило, в форме разового выбора одной из множества достаточно жестких карьерных траекторий, набор которых определяется потребностями экономической сферы.3.Постиндустриальное общество,в котором социальное и профессиональное самоопределение выступает одним из центральных механизмов социальноэкономического развития и представляет собой непрерывный процесс[2].Процесс общей социальноэкономической модернизации(понимаемой как смена социокультурных типов общества) в современной России далёк от завершения. В то время как результативность, а во многих случаях и сама возможность реализации новых подходов в сфере профориентации в значительной степени зависит от ходамодернизации.Следует отметить, что в современных исследованиях акцент переносится на циклическую природу процесса модернизации. Процессам модернизации, как в образовании, так и в профориентации, присущи ускорения и замедления, своего рода «волны», специфическим образом их ритмизирующие в каждом конкретном случае.Например, актуальность профориентации была характерной чертой для российского образованияв 19701980 г.г. Так в 1970х годах появились труды Е.А. Климова, который разработал теоретические и методические основы профессиографии, выбора профессии. Его классификация профессий по предмету труда: «человек», «техника», «знаковая система», «художественный образ», «природа» стала «классическимстандартом» для профконсультантовв России.В 1980е годы были созданы региональные Центры профессиональной ориентации молодежи, а в районах пункты профконсультации,центры профориентации молодежи,в том числе в Кемеровской области. В 1984 г. вышло Постановление ЦК КПСС «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы», где вниманиеуделялось развитию трудового обучения и профориентации молодежи. Положительным моментом стало введениеобучениядетей с 6 летприсрокеобучения 11 лет,для учащихся 8 11 классов –факультативов по предметамфизикоматематического, химикобиологического и общественно гуманитарного циклов, учащихся 10 11 классов трудовойподготовкипо ряду профессий, курса«Основы производства. Выбор профессии». Большое внимание уделялось вопросам подготовки профконсультантов, которая осуществлялась на базе Госкомтруда.В 1986 г. создаетсягосударственная служба профориентации молодежи, разрабатываютсяновые подходы в организации и методике профконсультирования. Таким образом, данный период ознаменовалвозрождение и развитие школьной профориентации.

Однако в1990х гг. наблюдается спад профориентационной работы в связи с возникновением вопросаподчиненияшкольнойпрофориентации: Минобразования РФ от профориентации фактически отказался, а в Минтруде РФ и в подчиненных ему службах занятости населения «работа с молодежью» обозначалась как «дополнительная услуга». Сократилось финансирование школы в области профориентации.В 1991 г. вышел ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», где школьнаяпрофориентацияфактически переводилась из школы в службы занятостиикоммерческие структуры в качестве«профотбора персонала». Всередине 1995 г. принято постановление Правительства РФ «О развитии государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения», в котором речь шла о стратегии создания общенациональной психологической службы, развитии психологической службы в России. На основе данного постановления 27 сентября 1996 года принято «Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации», в котором представленыпонятия профессиональной ориентации, ее направления, цели и методы.

В настоящее времяфункционирование системы профессиональнойориентациина уровне теории и практики требует значительного обновления, что соответствует задачам модернизации профориентации повышение доступности, качества и её результативности.Так в «Концепцииорганизационнопедагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования»отмечается, что современный этап состояния профориентационной работы в Российской Федерации отличается противоречивостью, сочетанием ряда застарелых и относительно новых проблем: отсутствие государственной координациипроцессами сопровождения профессионального самоопределения, в силу чего ситуация на региональном, муниципальном и локальном уровнях меняется стихийно,качественные профориентационные услуги остаются недоступными для подавляющего большинства обучающихся; вобразовательных учреждениях, муниципальных образованиях и регионах, где профориентационная работа с обучающимися ведется, она нередко осуществляется на основе устаревших, педагогически неэффективных подходов,преобладает «мероприятийный подход»; кадровые проблемы профориентационной сферы, связанныес неопределенной принадлежностью функций по сопровождению профессионального самоопределения, которыераспределеныпо различным должностям работников системы образования, отсутствием специальной подготовки квалифицированных кадров в данной области[2]. Выявленные проблемы подчеркивают актуальность процессов модернизации системы профориентации обучающихся.С одной стороны, новые приоритеты образования, определенные Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения,требуют от педагогов овладения умением организации и проведения профориентационной работы с обучающимися, формированию у них готовности и способности к саморазвитию и личностному, профессиональному самоопределению, с другой стороны, фактически отсутствует система подготовки и повышения квалификации педагогических работников по вопросам профориентации. На наш взгляд, важным условием модернизации профориентации является овладение педагогами и обучающимися современными формами и методами профориентации в целом, методами профориентационной диагностики, консультирования, просвещения в частности. Все это требует решение проблемы повышения квалификации педагогов, стимулирования их участия в профориентационной деятельности образовательной организации(ОО), муниципалитета, региона, с целью овладения опытом профориентационного планирования, способами внедрения алгоритмов профориентационной деятельности, современных профориентационных форм,методови приемов.По итогам мониторинга состояния профориентации обучающихся Кемеровской области 2012 года были выявленыследующиетенденции в развитии системы профориентации: ряд образовательных организаций оценилизначимость системного подхода к организации профориентационной деятельностина низком и среднем уровнях, отметили, что мероприятия носят зачастую разовый характер, не осуществляется мониторинг результативности. Основная часть участников мониторинга (более 80%) считали, что профориентация осуществляется на системном уровне,проблем в её организации не существует, либо они решаются по мере необходимости. Следует отметить, что ООне всегда учитывается уровень возникающих проблем, которые относятся в основном к типичным методическим и организационным проблемам, например, вопросы обеспечения транспортом проведения экскурсий на предприятия, методическими разработками профориентационных уроков, факультативов и т.п.По результатам мониторинга «Состояния сопровождения профессионального самоопределения обучающихся образовательных организаций общего, среднего и профессионального образования Кемеровской области», проведенного центром профориентации и постинтернатного сопровождения ГОУ «КРИРПО» в 2014 г. среди специалистов, ответственных за профориентационное направление (629 человек), все участники определили как основную кадровую проблему, на четвертом месте координационная проблема, связанная с реализацией системного подхода к организации профориентации обучающихся на региональном, муниципальном, локальном уровнях (см. табл. 1).Таблица 1Проблемы организации сопровождения профессионального самоопределения

№ПроблемыКоличество ответов в %1.

Кадровые17%2.

Отсутствие понимания со стороны потенциальных соц.партнеров, работодателей16%3.

Финансовые15%4.

Координационные8%5.

Информационные7%6.

Методические7%7.

Территориальные2%8.

Отсутствие понимания со стороны педагогического коллектива1%9.

Отсутствие понимания со стороны администрации1%10.

Отсутствие понимания со стороны родителей1%11.

Проблем нет25%

Всего100%

Мы считаем, что для решения выявленных проблем необходимо осуществитьмодернизациюпрофориентации образовательных организаций разного типа Кемеровской области, предполагающей:

широкое профессиональное обсуждение оптимальных путей перехода к системной организации профориентации региона(разработка локальных нормативных документовООнаоснове утвержденных в июне 2014 годадепартаментом образования и науки Кемеровской области: Примерного положения о работе по профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях Кемеровской области; Примерного положения о работе по профессиональной ориентации обучающихся в профессиональных образовательных организациях Кемеровской области; Примерного положения о деятельности профконсультанта в образовательных организациях общего и профессионального образования Кемеровской области; Типового положения об организации профильного обучения старшеклассников и профессиональной ориентации молодежи на базе ресурсных центров; Примерных функциональных обязанностейпрофконсультанта в образовательных организациях общего и профессионального образования Кемеровской области), а такжепрофориентационных программ, планов и др.);

экспертное рассмотрение профориентационных программ, методических материалов, реализуемых педагогическими коллективами, в том числе и в ходе проводимых ГОУ «КРИРПО» конкурсов профориентационных методических материалов педагогов ОО разного типа «ПРОФориентир»;

повышение квалификации педагогов по вопросам проведения профориентации обучающихся и их родителей, мониторинга результативности профориентационной деятельности, психологопедагогических аспектов профориентации.Проблемы модернизации профориентации и пути их решения являются предметом обсуждения не только в теории педагогики и психологии, но и в практике. Так в ГОУ «КРИРПО» создан механизм оказания педагогам практической помощи по решению данных актуальных проблем, которые раскрываются через курсы повышения квалификации(дополнительные профессиональные программы «Организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства и профессионального обучения», «Разработка и реализация программ по информированию населения о ситуации на рынке труда и профориентации молодежи», «Сотрудничество государства и бизнеса по привлечению молодежи к получению рабочих профессий» и др.), рассматриваются на семинарах, тематических консультациях. По результатам мониторинга «Состояния сопровождения профессионального самоопределения обучающихся образовательных организаций общего, среднего и профессионального образования Кемеровской области» востребованной формой повышения квалификации является семинар 37% респондентов, 24% участников отметили тематическую консультацию, вебинар 17%, курс повышения квалификации –11%, индивидуальная консультация –9%, по 1% респондентов хотели бы принять участие в круглом столе по систематизации взаимодействия «школа –техникум предприятия». При этом оптимальной формой ими определены онлайнмероприятия, без отрыва от производства. В связи с этим нами реализуются вебинары, форумы, основной целью которых является создание развитие информационной культуры педагогов, повышение уровня их профессиональной компетенции в области профориентации. Большое внимание уделяется вопросам модернизации профориентации участниками федеральной экспериментальной площадкиФГАУ «ФИРО» потеме «Разработка и апробация региональной модели организационнопедагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в учреждениях общего и профессионального образования», в состав которой наряду с сотрудниками института вошли школы, техникумы, центрынаучнометодический ипсихологомедикосоциального сопровождения, Центр развития и подготовки персонала ОАО «СУЭК Кузбасс» ЛенинскКузнецкого городского округа. Так нами разработаны нормативноправовые документыв области организации профориентации обучающихся общего и профессионального образования; организационная (региональная, муниципальная) и психологопедагогические модели сопровождения профессионального самоопределения обучающихся; критерии и показатели результативности апробации данных моделей; критерии и показатели сформированности профессионального самоопределения обучающихся; алгоритм профориентационной работы с обучающимися и их родителями и др. Результаты работы экспериментальной площадкишироко освещаютсяв ходе вебинаров, семинаров, научнопрактических конференций разного уровня.

В настоящее время нами решается ряд задач в данном направлении:

вопервых, дать глубокий, системный анализ основных проблем современной профориентации, путей их решения,стимулируя тем самымпроцессы модернизации и развития профориентационной ориентации обучающихся региона;

вовторых, апробировать разработанныенами региональную модель организационнопедагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся общего и профессионального образования,алгоритм деятельности профконсультанта на примере ЛенинскКузнецкого городского округа;

втретьих, апробировать мониторинг результативности профориентации образовательных организаций, муниципалитетас целью корректировки и повышения эффективности;

вчетвертых, обеспечить возможно более широкоеинформирование образовательного сообщества о задачах и ходе процессовмодернизации профориентации региона, готовить педагогические коллективы к её осуществлению. Последняязадача имеет для нас особое значение, т.к. модернизация системы профориентации невозможна безвовлеченностив неё педагогических коллективов образовательных организаций разного типаКемеровской области, организации межведомственного взаимодействия системы образования с предприятиями экономической, социальной сферы и службами занятостипри решении вопросов формирования профессионального самоопределения обучающихся, повышения квалификации педагоговпрофконсультантов.

Ссылки на источники1.Богуславский, М. В. Стратегии модернизации российского образования ХХ века: теоретикометодологические подходы к исследованию / М. В. Богуславский // Проблемы современного образования | № 4 | 2013. –С. 518.2.Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся [Электронный ресурс]/ Педсовет.org, 2012. –Режим доступа :http://pedsovet.org/forum/topic10348.html, свободный. –Загл. с экрана. –яз. рус. 3. Панарин, В. И. Модернизационныепроцессы в образовании и обществе: всеобщее, общее и особенное / В. И. Панарин // Философия образования. –2012. № 5 (44). –С. 2028. 4. Проскурякова,Н.А.Концепции цивилизации и модернизации в отечественной историографии / Н. А. Проскурякова / / Вопросы истории. –2005. –№ 7. –С. 153–165.5. Федотова,В.Г. Типология модернизаций и способов их изучения / В. Г. Федотова / / Вопросы философии. –2000. –№ 4. –С. 3–27.