Учет затрат на производство продукции учреждений УИС

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Соколов А. П., Тарасов А. А., Тынчерова В. Р. Учет затрат на производство продукции учреждений УИС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1186–1190. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85238.htm.
Аннотация. Уголовно-исполнительная система является не только органом исполнительной власти, но и через реализацию своих основных задач по подготовке осужденных к освобождению занимается производственной деятельностью в центрах трудовой адаптации. В условиях ведения хозяйственной деятельности в данных подразделениях актуальным становится решение вопроса с учетом и оценкой затрат, производимых предприятиями. Авторами статьи выявлены узкие места в учете затрат на производство и предложены пути совершенствования данных процедур.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Тарасов Алексей Алексеевич,Кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа, финансов и налогообложения Академии права и управления ФСИН России, г. Рязаньtar5851@yandex.ru

Соколов Алексей Павлович,кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа, финансов и налогообложения Академии права и управления ФСИН России, г.Рязаньsrrpj@mail.ru

ТынчероваВикторияРинатовна,Курсант 421 учебной группы Академии права и управления ФСИН России, рядовой внутренней службы г. РязаньVikylij7777@mail.ru

Учет затрат на производство продукции учреждений УИС

Аннотация.Уголовноисполнительная система является не только органом исполнительной власти, но через реализацию своих основных задач по подготовке осужденных к освобождению, занимается производственной деятельностью в центрах трудовой адаптации. В условиях ведения хозяйственной деятельности в данных подразделениях актуальным становится решение вопроса с учетом и оценкой затрат производимых предприятиями. Авторами статьи выявлены узкие места в учете затрат на производство и предложены пути совершенствования данных процедур. Ключевые слова:уголовноисполнительная система, учет затрат на производстве, хозяйственная деятельность осужденных.

В учреждениях уголовноисполнительной системы функционируют центры трудовой адаптации осужденных, производственные или учебные мастерские, которые предназначеныобслуживать учреждения, в структуре которых состоят. Но поскольку на современном этапе развития рыночной экономики казенныеучреждения являются неотъемлемыми ее участниками, то большинство центров трудовой адаптации и производственные мастерские выводят на рынки сбыта свою продукцию, оказывают различные платные услуги, выполняют определенные работы. Поэтому Федеральная служба исполнения наказаний уделяет особое внимание вопросам учета затрат и формирования себестоимости.В казенном учреждении учет затрат является одним из наиболее сложных участков работы, так как затраты формируются в разных видах деятельности, поэтому по бюджетной деятельности их принято называть расходами, а по приносящей доход деятельности –затратами[1].Данная тема научной работы являетсяактуальной, т.к. затраты учреждения непосредственно влияют на формирование объема дохода, получаемого учреждениями уголовноисполнительной системыпо приносящей доход деятельности. Поэтому каждое учреждениестремится минимизировать затраты.Приносящая доход деятельность казенных учреждений, связанная с производством готовой продукции, выполнением работ, оказанием услуг, требует определенных затрат. При этом при их оказании возникает необходимость формирования их себестоимости.Общие принципы формирования себестоимости продукции (работ, услуг), выпускаемой (выполняемых, оказываемых) в рамках приносящей доход деятельности, установлены пунктами 134–140 Инструкции к Единому плану счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н.В казенных учреждениях формирование себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляют с использованием затратных счетов:0109 61000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»0109 71000 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг»0109 81000 «Общехозяйственные расходы»0109 91000 «Издержки обращения»В соответствии с пунктом 134 Инструкции № 157н затраты учреждения при изготовлении готовой продукции, выполнении работ, оказании услуг делятся на прямые и накладные.Прямые затраты расходы, непосредственно связанные с производством продукции, работ, услуг; производственные расходы, включаемые в себестоимость продукции, в прямые издержки производства.Прямые расходыучитываются на счете 109.61. В случае, когда расходы нельзя отнести на определенную номенклатуру, необходимо использоватьсчет 109.71. Тогда затраты распределятся по данному направлению деятельности[2,3].При производстве одного (единственного) вида готовой продукции, работ, услуг все затраты, непосредственно связанные с изготовлением готовой продукции, выполнением работ, услуг, учитываются в составе прямых.Прямые затраты непосредственно относятся на себестоимость изготовления единицы готовой продукции, выполнения работы, оказания услуги.Накладные затраты расходы, сопровождающие, сопутствующие основному производству, но не связанные с ним напрямую, не входящие в стоимость труда и материалов. Это затраты на содержание и эксплуатацию основных средств, на управление, организацию, обслуживание производства, на командировки, обучение работников и так называемые непроизводительные расходы (потери от простоев, порчи материальных ценностей и др.). Накладные расходы подлежат распределению в порядке, закрепленном в учетной политике учреждения.Таким образом, необходимость обособленноговедения учета накладных расходов и их последующего распределения возникает только тогда, когда казенное учреждение оказывает более одного вида платных услуг.Для учета операций по формированию себестоимости готовой продукции, выполненных работ, оказанных услуг, реализуемых в соответствии с законодательством РФ за плату, предназначен счет 0 109 00 000 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг",для которого установлена следующая схема формированияи списания себестоимости услуг:1. Сначала прямые затраты учитываются на соответствующих счетах, открытых к счету 0 109 00 000, в корреспонденции со счетами учета обязательств, расчетов, амортизации и материальных запасов. Накладные и общехозяйственные расходы аналогичным образом формируются на счетах 0 109 70 000 и 0 109 80 000.2. По окончании отчетного периода (как правило, календарного месяца, если особенности формирования себестоимости услуги не предусматривают иной период) накладные расходы распределяются между видами услуг, а общехозяйственные расходы –между объемами реализованной и нереализованной продукции (услуг). Списание общехозяйственных и накладных расходов в себестоимость готовой продукции (работ, услуг) отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 109 60 000 и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 109 70 000 и 0 109 80 000.3. Суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции, выполненных работ и оказанных услуг списываются по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 109 60 000 в дебет счета 0 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг».Необходимо отметитьто, что схема списания себестоимости услуг в казенных учреждениях отличается от схемы, используемой в бюджетных и автономных, –неприменяется показатель плановой себестоимости продукции, работ и услуг, в учете отражается только фактическая себестоимость. Тем самым исключается необходимость повторного уточнения финансового результата реализационных операций по итогам отчетного периода, а также необходимость обособленного ведения учета отклонений фактической себестоимости от плановой[4].Проанализировав порядок формирования учета затрат продукциив учреждениях уголовноисполнительной системы, мы можемсделать ряд выводов и обобщений:1.Бухгалтерский учет затрат ведется с применением программы 1С версия 8.2 «для бюджетных учреждений», доработанной для учреждений ФСИН, однако возможности программного продукта используются не в полном объеме –расчет отклонений фактической себестоимости от плановой производится вручную, что затрудняет своевременность анализа фактических затрат по статьям калькуляции. Распределение накладных и общехозяйственных расходов производятся в соответствии с методом, отраженном в учетной политике учреждения[5].2.Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции ведется в соответствии с законодательством на основе предложенных методик и рекомендаций. Рентабельность не превышает норму и в целом приносит стабильную, но невысокую прибыль.3.Особое внимание в учреждениях уделяется тщательности формирования затрат по статьям калькуляции, правильности отражения данных затрат в бухгалтерском учете.Результаты, полученные в ходе исследования особенностей учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, работ, услуг, позволяют сделать вывод, что на сегодняшний день в учреждениях УИС возникает множество вопросов в порядке планирования, в аналитическом учете и группировке затрат по статьям для определения себестоимости произведенной продукции, в ведении учета прямых и накладных расходов в целях их дальнейшего распределения. Основным источником проблем выступает несогласованность и незавершенность действующего законодательства, а также отсутствие отраслевых методических инструкций и рекомендаций.Для своевременного реагирования и выявления узких мест по выпуску продукции, выполнению работ, оказанию услуг необходимо проводить периодический анализ по формированию себестоимости. Анализ расходов позволяет выявить, какие затраты какими решениями обусловлены, что в дальнейшемв отношении их может быть предпринято, а также решать целый ряд вопросов: выбор рентабельных заказов, планирование будущих направлений деятельности, распределение и минимизация затрат, состав сметы и анализ отклонений.

Ссылки на источники1.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145ФЗ // Справочноправовая система Консультант Плюс.2.Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н // Справочноправовая система Консультант Плюс.3.Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 06 декабря 2010 г. № 162н // Справочноправовая система Консультант Плюс.4.Мишанина М.М. Учет затрат на изготовление продукции, выполнение работ, оказание услуг / М.М. Мишанина // Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2013. № 10. С. 4 –10.5.Методика расчета стоимости производимых в уголовноисполнительной системе товаров//ФКУ НИИ ФСИН России //2013 г.