Аутстаффинг в уголовно-исполнительной системе: понятие, законодательство, механизм реализации

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Соколов А. П., Несмелова О. М. Аутстаффинг в уголовно-исполнительной системе: понятие, законодательство, механизм реализации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1181–1185. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85237.htm.
Аннотация. В статье рассмотрен вопрос формирования такого достаточно нового способа обеспечения работой осужденных в уголовно-исполнительной системе России, как аутстаффинг. Авторами предлагается экономическое, юридическое обоснование целесообразности использования данного механизма именно в пенитенциарной системе. Предложения и выводы, сделанные в исследовании, показали, что данное направление обеспечения трудовой занятостью заключенных обеспечит наибольший эффект при их ресоциализации.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Соколов Алексей Павлович,кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа, финансов и налогообложения Академии права и управления ФСИН России, г.Рязаньsrrpj@mail.ru

Несмелова Ольга Михайловна,Курсант 321 учебной группы Академии права и управления ФСИН России, рядовой внутренней службы, г. Рязаньsrrpj@mail.ru

Аутстаффинг в уголовноисполнительной системе: понятие, законодательство, механизм реализации

Аннотация.В статье рассмотрен вопрос формирования достаточно нового способа обеспечения работой осужденных в уголовноисполнительной системе России, как аутстаффинг. Авторами предлагается экономическое, юридическое обоснование целесообразности использования данного механизма именно в пенитенциарной системе. Предложения и выводы сделанные в исследовании показали, что данное направление обеспечения трудовой занятостью заключенных обеспечит наибольший эффект при их ресоциализации.

Ключевые слова: аутстаффинг, пенитенциарная система, ресоциализация заключенных, уголовноисполнительная система.

В рамках уголовноисполнительной системы аутстаффинг представляет собой договорное сотрудничество между пенитенциарным государственным представителем и частной компанией на предмет добровольного найма осужденных для выполнения определенного объема работ.Учреждения УИС являютсяименно посредниками между организацией, которая нуждается в рабочей силе, и осужденными, которые могли бы эффективно работать. В связи с этим возникает насущная необходимость разработки объективного и законодательно обоснованного механизма формирования так называемого «лизингового штата». В данном случае государственное предприятие, формирующее на своей базе этот штат, будет выступать лизингодателем в этих правовых отношениях. Уже на начальном этапе работы в этом направлении возникает сложность: необходимо создать дополнительное ведомственное учреждение, которое будет контролировать эту сферу трудовых взаимоотношений. Однако при активном сотрудничестве УИС с частными компаниями расходы на содержание штата такого ведомства будут окупаемы. Для облегчения процедуры можно вначале создавать объединенные единые центры –территориальные государственные предприятия, или же использовать имеющиеся центры трудовой адаптации осужденных. Как вариант: имеющиеся при каждом исправительном учреждении центры можно укрупнить(централизовать), а на местах оставить лишь ответственных за координацию работ государственных служащих. Определим алгоритм организации государственночастного сотрудничества в разрезе использования наемного труда осужденных граждан.На первом этапе. Заказчик (чит. «лизингополучатель») определяет требования к сотрудникам, которые ему необходимы. Лизингодатель (чит. «государственная организация») отбирает из осужденных тех, кто подходит выдвинутым критериям.По условиям договора аутстаффинга осужденные, которые отбираются в лизинговую группу, могут покидать места непосредственного отбывания наказания. Поэтому отбор должен производиться с особой тщательностью, чтобы не допустить неприятных последствий. Каждый претендент проходит тщательную проверку, предполагающую использование специальных методов. Она предполагает целый комплекс мероприятий, проводимых сотрудниками психологической службы. [4] Их задача –понять, способен ли каждый конкретный осужденный эффективно работать, насколько это для него важно, соответствует рабочая программа личному карьерному плану осужденного, и имеются ли предпосылки подозревать его в побеге. На втором этапе. После того, как отобранные кандидатуры осужденных согласованы с лизингополучателем, эти люди принимаются в штат, то есть становятся полноправными сотрудниками лизингодателя –государственного предприятия. Им предстоит ознакомиться с трудовым договором предприятия УИС, а также с будущими условиями работы у потенциального заказчика. После двух первых предварительных этапов наступает момент непосредственной передачи осужденных в трудовое распоряжение лизингополучателя на оговоренный договором аутстаффинга срок. Схема эффективного взаимодействия лизингодателя и лизингополучателя по вопросу удовлетворения насущной потребности в дополнительных работниках выглядит следующим образом:Изначально выявляютсяпотребности лизингополучателя в дополнительной рабочей силе. Определяется подходящая обеим сторонам лизинговаясхема. Осуществляется непосредственный подбор персонала, который будет предоставлен на условиях лизинга[7,8,9,10]. Затем оформляютсятрехсторонние лизинговые отношения: между лизингодателем государственным предприятием УИС, лизингополучателем –частным предприятием, и исполнителем работ –осужденным. Объемы работ,выполняемых осужденными, контролируются государственным предприятием. Обязанностью УИС является наблюдение за тем, чтобы все работы, которые осуществляют осужденные, соответствовали их квалификации, выполнялись строго в объемах, прописанными в трехстороннем договоре, а также происходили в условиях, соответствующих нормативным стандартам безопасности[2,3,4,6]. В случае возникновения спорных вопросов или конфликтов в процессе такого сотрудничества между осужденными заказчиком, они разрешаются государственным предприятием УИС. Подобная схема сотрудничества между государственным и частными предприятиями России достаточно перспективна. Она способствует эффективной ресоциализации лиц, отбывающих наказание, и являетсядостаточно интересной для представителей частного бизнеса. Однако популярность кадрового лизинга в России не слишком велика ввиду несовершенства законодательной базы. Для государственного предприятия УИС многие частные предприятия могут казаться недостаточно «прозрачными». В свою очередь частный бизнес проявляет не слишком активный спрос на специалистов, которых они могут использовать лишь на временных условиях[1.5.19.17].В настоящее время ни УИК РФ, ни ТК РФ не регулируют правоотношения, связанные с аутстаффингом.Поэтому предлагаем внести изменения в отдельные законодательные акты РФ, включая УИК РФ, ТК РФ, направленные на более широкое применение системы аутстаффинга. Указанные изменения с одной стороны позволят повысить уровень правовой регламентации аутстаффинга, с другой стороны помогут решить проблему привлечения осужденных к принудительным работам к труду[11,12,13,14].Статья 1. Внести изменения в ТК РФ:а) дополнить статью 16. Трудовые отношения возникают между работником и работодателемна основании трудового договора на условиях аутстаффинга, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.Статья 2. Внести изменения в УИК РФ:а) дополнить статью 607пункт 4. Осуждённые к принудительным работам могут привлекаться к труду на условиях аутстаффинга.б) дополнить статью 96 пункт 1.1. Право передвижения без конвоя или сопровождения предоставляется осуждённым, которые привлекаются к труду на условиях аутстаффинга.С учётом того, что применение наказания в виде принудительных работ отложено доянваря 2017 года, считаем возможным в настоящее время применять условия аутстаффинга при привлечении осуждённых к труду в колонияхпоселениях[15,16,17,18].Применить условия аутстаффинга за пределами исправительного учреждения к осуждённым, находящимся в исправительных учреждениях камерного содержания будет довольно не просто, поэтому лучше всего это реализовать на осуждённых, находящихся в колонияхпоселениях; на осуждённых к лишению свободы, которым разрешено передвижение без конвоя или сопровождения; наосуждённых к принудительным работам, так как таким осуждённым будет легче покинуть территорию исправительного учреждения, но есть и минус такого сотрудничества, ИУ будет нести затраты на доставку осуждённых до рабочего места и обратно. Для решения этой проблемы, частные предприятия могут арендовать место для бизнеса и на самой территории исправительного учреждения, что позволит получать дополнительный доход в государственный бюджет от аренды. В таком случае, условия аутстаффинга можно применять к осуждённым к лишению свободы в исправительных и воспитательных колониях, тюрьмах, следственных изоляторах, находящихся на камерном содержании, так как не нужно будет покидать территорию ИУ, а осуществлять сотрудничество внутри ИУ.Таблица 1Преимущества и риски аутстаффинга

ПреимуществаРискиОбучение новым специальностям осуждённых и приобретение опыта работыВозникновение неэффективной структуры кадровСокращение затрат на содержаниевспомогательных (обслуживающих) службВозникновение конфликтных ситуаций в трудовом коллективеПокрытие расходов на содержание осуждённыхЗатягивание периода адаптации вновь принятого работника в сложившемся коллективе, непрохождение им испытательного срокаУлучшение финансовых и экономических показателейРост текучести кадровПреодоление ограничений штатного расписанияНеполное использование знаний и умений работникаТрудоустройство большого количества осуждённыхПобег осуждённыхВосстановление трудовых навыков, квалификацииПроблема разделения ответственности между заказчиком и государственным учреждением в вопросах обеспечения охраны труда и техники безопасности, профессиональной подготовки и переподготовки кадровПолучать дополнительный доход в государственный бюджет от сдачи места в Проблема утраты конфиденциальной информацииаренду частному предприятию на территории ИУ Осуждённые, получившие денежные средства от работы, могут ими оплатить иск, алименты; возместить вред, причинённый здоровью; возместить вред в связи со смертью кормильца; возместить ущерб, причинённого преступлением, а также требования о компенсации морального вреда.Затраты на доставку осужденных для работы в частные предприятия

Несмотря на огромное количество нерешенных вопросов, можно с уверенностью заявить о том, что лизинг персонала в РФ является перспективным направлением на рынке труда. Он поможет компаниям объективно оценивать свои потребности в постоянном штате работников, экономить фонд заработной платы за счет отсутствия «лишних» постоянных сотрудников.Подобная схема работы является достаточно выгодной и для экономики страны: ведь такие работники могут быть задействованы на самых различных участках производственных и хозяйственных работ. А начисление заработной платы осужденным не ниже минимальной обеспечит достойное поступление отчислений в бюджет.Анализируя ретроспективную реформацию пенитенциарной системы в России, можно уже в ближайшее время ожидать положительную динамику развития данного направления в нашей стране.

Ссылки на источники1.Гражданский кодекс Российской Федерации : федер. закон :[часть 1 от 30 ноября 1994 г. № 51ФЗ] –Ст. 8.2.Налоговый кодекс Российской Федерации : федер. закон :[часть 2 от 5 августа 2000 г. № 117ФЗ] // Собрание законодательства Рос. Федерации. –2000. –№ 32. –Ст. 264, Ст. 252.3.Трудовой кодекс Российской Федерации : федер. закон : [от 30 декабря 2001 г. № 197ФЗ] // Собрание законодательства Рос. Федерации. –2002. –№ 1 (Ч. 1). –Ст. 16.4.Уголовноисполнительный кодекс Российской Федерации : федер. закон : [от 8 января 1997 г. № 1ФЗ] –Ст. 103.5.О Концепции развития уголовноисполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772р. // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2010. № 43. Ст. 269273.6.Концепция воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовноисполнительной системы, утвержденная министерством юстиции Российской Федерации : [20 апреля 2004г] Ст. 27.«Постановление Тринадцатого апелляционного арбитражного суда» от 19.11.2007 № А5652178/2006»8.Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2014.№2(8). С. 121126.9.ГАРАНТ. РУ:http://www.garant.ru/news/539075/#ixzz3HlapXaYR10.Законопроект № 4511735 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации(о мерах, препятствующих уклонению работодателей от заключения трудовых договоров путем использования механизмов "заемного труда")».11.«Аутстаффинг с 2016 года будет лицензируем?», ВладимирТуров,10.06.2014 г.http://blog.legalbis.ru/autstaffings2016godabudetlitsenziruemyim/12.«Инструкция об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний» от 21 июня 2005г.13.Научно –практический журнал «Юрист Юга России и Закавказья». 2014 г. № 12 (56) // Передвижной механизированный исправительный центр как организационная форма привлечения к труду осуждённых. 2014 г. № 12 (56). С.25.14.Российский статистический ежегодник. 2013: Стат. сб. /Росстат. М. 2013. С. 269273.15.АникинБ.А.,РудаяИ.Л.Аутсорсингиаутстаффинг:высокиетехнологиименеджмента:учеб.пособие.–2еизд,перераб.идоп.–М.:ИНФРАМ,2013

с. 290–29116.Учебное пособие «История пенитенциарной системы в России», Л.С. Владимирова.17.Гусев В. М. Организация труда осужденных к лишению свободы и экономика исправительнотрудовых учреждений : учебник для служебного пользования, допущен МВД СССР для слушателей ВУЗа МВД СССР, экз. № 1116 // В. М. Гусев, И. Г. Терешатов –научноисслед. и редакц.издат. отдел, Москва –1972 г. –С. 20.18.Погудин О.А. Фонд оплаты труда осуждённых к лишению свободы: экономическое содержание, условия повышения и вопросы планирования // Ведомости уголовноисполнительной системы. 2012. № 10. С. 41.19.Яковенко Е. Г., Бурда Б. П., Дружинин В. С. Организация труда осужденных к лишению свободы и экономика исправительнотрудовых учреждений : учебник для служебного пользования, для слушателей ВУЗа МВД СССР, экз. № 692 // Е. Г. Яковенко, Б. П. Бурда, В. С. Дружинин, Москва –1981 г. –С. 27.