Основные нарушения государственных закупок в учреждениях УИС
Выпуск:
ART 85239
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Соколов
А.
П.,
Кутаков
Н.
Н.,
Удальцов
К.
Г. Основные нарушения государственных закупок в учреждениях УИС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
1191–1195. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85239.htm.
Аннотация. В условиях реализации концепции экономической безопасности страны актуально своевременное выявление и пресечение нарушений в сфере государственных закупок. Уголовно-исполнительная система не является исключением, поэтому со стороны контролирующих органов должно быть обеспечено пристальное внимание к данной проблеме. Проведенный анализ возникающих при осуществлении государственных закупок нарушений и иных замечаний, выявленных при проверках, свидетельствует о необходимости скорейшего принятия всех исчерпывающих мер для предотвращения данных нарушений.
Ключевые слова:
государственные закупки, уголовно-исполнительная система
Текст статьи
Кутаков Николай Николаевич,Кандидат юридических наук, преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа, финансов и налогообложения Академии права и управления ФСИН России, г. Рязаньkutakov_kolya@yandex.ru
Соколов Алексей Павлович,кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа, финансов и налогообложения Академии права и управления ФСИН России, г.Рязаньsrrpj@mail.ru
Удальцов Кирилл Геннадьевич,Курсант 421 учебной группы Академии права и управления ФСИН России, рядовой внутренней службы, г. Рязаньzzz020178@mail.ru
Основные нарушения государственных закупок в учреждениях УИС
Аннотация. В условиях реализации концепции экономической безопасности страны актуальным является своевременное выявление и пресечение нарушений в сфере государственных закупок. Уголовноисполнительная система не является исключением,поэтому со стороны контролирующих органов должно быть обеспечено пристальное внимание к данной проблеме. Проведенный анализ возникающих при осуществлении государственных закупок нарушений и иных замечаний,выявленныхпри проверках, свидетельствуето необходимости скорейшего принятия всех исчерпывающих мер для предотвращения данных нарушений. Ключевые слова:уголовноисполнительная система, государственные закупки.
Учреждения и предприятия ФСИН России являются активными участниками государственныхзакупок товаров, работ, услуг. Общий объем госзакупок за 2013 год составил 5904,1 млрд.рублей [3] (0,8844% от ВВП РФ за 2013 год), в то время как общая стоимость государственных контрактов, заключенных ФСИН России за 2013 г. составила 4,67 млрд.рублей [4] (0,0069 % от ВВП РФ за 2013 год).Большие объемы государственных закупок и изменения законодательства потребовали от сотрудников учреждений и органов ФСИН России, ответственных за соблюдение процедур проведения конкурсов, аукционов, закупок у единственного поставщика, глубоких знаний и профессиональных навыков. Однако анализ работы осуществления государственных закупок во втором квартале 2014 года в соответствии с требованиями закона № 44ФЗ [2] в ряде территориальных органов ФСИН России и подведомственных им учреждениях, таких как УФСИН России по Республике Калмыкия, УФСИН России по Республике Татарстан, УФСИН России по Курганской области, УФСИН России но Курской области, УФСИН России по Брянской области, УФСИН России но Ставропольскому краю, УФСИН России но Астраханской области, УФСИН России но Мурманской области, УФСИН России по Амурской области, УФСИН России по Омской области, УФСИН России по Томской области, ГУФСИН Росси по Приморскому краю, выявил наиболее часто встречающиеся недостатки:1) в нарушение требований совместного приказа от 20.09.2013г. Минэкономразвития России № 544 и Федерального казначейства № 18н планыграфики размещения заказов территориальных органов ФСИН России и подведомственных им подразделений опубликованы с нарушением установленных сроков (позднее 09.01.2014г.); (УФСИН России по Омской области, УФСИН России по Томской области, ГУФСИН Россиипо Приморскому краю).2) осуществлялись закупки, не предусмотренные планом графиком на 2014 год, при этом изменения в плантрафик не вносились; (УФСИН России по Республике Татарстан).3) в состав контрактных служб зачастую не входили представители финансовых, юридических служб, несмотря на то, что полномочия по оплате контрактов, проведению претензионной работы возложены именно на контрактные службы, что говорит о формальном подходе к формированию и функциям таких подразделений, созданных без образования отдельных структурных подразделений. Вследствие чего, утверждение документаций, оплата контрактов, контроль за исполнением контрактов и другие функции, предусмотренные законом№ 44ФЗ[2]в отношении контрактных служб, осуществляются сотрудниками, не входящими в их состав; (УФСИН России по Курганской области, УФСИН России по Республике Калмыкия,).4) в нарушение п. 9 ст. 64 закона № 44ФЗ в документациях о закупках отсутствует информация о лицах, ответственных за заключение контракта. В случаях назначения контрактного управляющего, являющегося должностным лицом, ответственным за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта, закрепление и распределение ответственности по осуществлению закупки товаров, работ, услуг не обеспечивается выполнение всех функций по организации закупок;(УФСИН России но Мурманской области, УФСИН России по Амурской области).5) требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе не соответствуют положениям, установленным ст. 66 закона № 44ФЗ[2]. Так, в документации электронного аукциона на поставку отсутствуют требования о представлении участниками в составе первой части заявки сведений о месте производства товара или наименовании производителя товара, во второй части заявки идентификационных номеров налогоплательщиков учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;(УФСИН России но Мурманской области, УФСИН России по Республике Калмыкия).6) выявлены нарушения при заключении государственных контрактов с единственным поставщиком в соответствии с п. 11 ч. I ст. 93 закона № 44ФЗ (внутрисистемные поставки). В нарушение требований законодательства и постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013г. №1292 заключались государственные контракты с единственным поставщиком на поставку товаров, работ, услуг, не предусмотренных Перечнем товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) учреждениями и предприятиями УИС, закупка которых может осуществляться заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), утвержденным постановлением;(УФСИН России по Курганскойобласти, УФСИН России но Курской области, УФСИН России по Брянской области).7) при заключении государственных контрактов не проводится правовая экспертиза представленных победителями электронных аукционов банковских гарантий;(УФСИН России по Омской области, УФСИН России по Томской области, ГУФСИН Росси по Приморскому краю).8) в нарушение требований Федерального закона от 29.12.2012г. № 275ФЗ «О государственном оборонном заказе» [1] в документациях о проведении электронных аукционов установлен допуск к участию в аукционе индивидуальных предпринимателей. Отсутствуют требования о предоставлении документа, подтверждающего российское производство товара; (УФСИН России по Омской области).9) выявлены нарушения при оформлении протоколов рассмотрения заявок на участие в запросе котировок. В нарушение требований ч. 8 ст. 78 закона № 44ФЗ[2]в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок отсутствует информация об обосновании причин отклонения котировочной заявки (УФСИН России по Томской области).10)в планахграфиках не указывались:
итоговая информация «всего планируемых закупок в текущем году»,
информация по осуществлению закупок в соответствии с п. 4 ч. 1 ст.93 закона 44ФЗ (до 100 тыс. рублей),
информация о совокупных годовых объемах закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок,
информация об осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства (ГУФСИН России по Самарской области);Выявленные недостатки свидетельствуют о целом ряде существующих проблем в вопросах организации и осуществления государственных закупок в учреждениях и органах ФСИН России. В целях недопущения подобных фактов и иных нарушений в будущем считаем целесообразновыработать комплекс мер по повышению эффективности работы в сфере государственных закупок в уголовноисполнительной системе:1. Осуществлять закупки товаров, работ, услуг в строгом соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013г. №44ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Взять на особый контроль закупочную деятельность учреждения. 2. Не допускать осуществление закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд, не включенных в планграфик на текущий год, соблюдать установленные Законом и совместным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства положения от 20.09.2013г. №544/18н.3. Четко соблюдать сроки, отведенные на проведения процедур, подписание, опубликование и направление соответствующих документов, установленные Федеральным законом от 05.04.2013г. №44ФЗ4. Продолжить работу по повышению квалификации сотрудников, входящих в контрактную службу (контрактных управляющих), в том числе путем проведения тематических занятий и семинаров.5. Обеспечить выполнение предприятиями, учреждениями УИС и сторонними поставщиками государственных контрактов. Организовать контроль за исполнением учреждениями УИС централизованно заключенных государственных контрактов ФСИН России на поставку автомобильного бензина и дизельного топлива. Не допускать создания сверхнормативных запасов ГСМ.6. Содержание запасов продовольствия привести в соответствие с требованиями приказа от 31.12.2003г. № 331 и указания ФСИН России;7. Принять меры к соблюдению положений технических регламентов таможенного союза, установивших требования к пищевой продукции и сырью, их маркировке и упаковке;8. Разработать программы производственного контроля, осуществляющие корректировки,в том числе в части проведения мероприятий по входному контролю сырья и контролю качества производимой продукции, включая лабораторные исследования.
Ссылки на источники1. О государственном оборонном заказе: федер. закон:[от 29 декабря 2012 г. №275ФЗ]// Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53 Ст. 7600.2. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд :федер.закон : [от 5 апреля 2013 г. № 44ФЗ]// Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 14 Ст. 1652.3. Официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг [электронный ресурс]: Электронные данные –Режим доступа: http://zakupki.gov.ru4. Официальный сайт ФСИН России [электронный ресурс]: Электронные данные –Режим доступа: http://фсин.рф
Соколов Алексей Павлович,кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа, финансов и налогообложения Академии права и управления ФСИН России, г.Рязаньsrrpj@mail.ru
Удальцов Кирилл Геннадьевич,Курсант 421 учебной группы Академии права и управления ФСИН России, рядовой внутренней службы, г. Рязаньzzz020178@mail.ru
Основные нарушения государственных закупок в учреждениях УИС
Аннотация. В условиях реализации концепции экономической безопасности страны актуальным является своевременное выявление и пресечение нарушений в сфере государственных закупок. Уголовноисполнительная система не является исключением,поэтому со стороны контролирующих органов должно быть обеспечено пристальное внимание к данной проблеме. Проведенный анализ возникающих при осуществлении государственных закупок нарушений и иных замечаний,выявленныхпри проверках, свидетельствуето необходимости скорейшего принятия всех исчерпывающих мер для предотвращения данных нарушений. Ключевые слова:уголовноисполнительная система, государственные закупки.
Учреждения и предприятия ФСИН России являются активными участниками государственныхзакупок товаров, работ, услуг. Общий объем госзакупок за 2013 год составил 5904,1 млрд.рублей [3] (0,8844% от ВВП РФ за 2013 год), в то время как общая стоимость государственных контрактов, заключенных ФСИН России за 2013 г. составила 4,67 млрд.рублей [4] (0,0069 % от ВВП РФ за 2013 год).Большие объемы государственных закупок и изменения законодательства потребовали от сотрудников учреждений и органов ФСИН России, ответственных за соблюдение процедур проведения конкурсов, аукционов, закупок у единственного поставщика, глубоких знаний и профессиональных навыков. Однако анализ работы осуществления государственных закупок во втором квартале 2014 года в соответствии с требованиями закона № 44ФЗ [2] в ряде территориальных органов ФСИН России и подведомственных им учреждениях, таких как УФСИН России по Республике Калмыкия, УФСИН России по Республике Татарстан, УФСИН России по Курганской области, УФСИН России но Курской области, УФСИН России по Брянской области, УФСИН России но Ставропольскому краю, УФСИН России но Астраханской области, УФСИН России но Мурманской области, УФСИН России по Амурской области, УФСИН России по Омской области, УФСИН России по Томской области, ГУФСИН Росси по Приморскому краю, выявил наиболее часто встречающиеся недостатки:1) в нарушение требований совместного приказа от 20.09.2013г. Минэкономразвития России № 544 и Федерального казначейства № 18н планыграфики размещения заказов территориальных органов ФСИН России и подведомственных им подразделений опубликованы с нарушением установленных сроков (позднее 09.01.2014г.); (УФСИН России по Омской области, УФСИН России по Томской области, ГУФСИН Россиипо Приморскому краю).2) осуществлялись закупки, не предусмотренные планом графиком на 2014 год, при этом изменения в плантрафик не вносились; (УФСИН России по Республике Татарстан).3) в состав контрактных служб зачастую не входили представители финансовых, юридических служб, несмотря на то, что полномочия по оплате контрактов, проведению претензионной работы возложены именно на контрактные службы, что говорит о формальном подходе к формированию и функциям таких подразделений, созданных без образования отдельных структурных подразделений. Вследствие чего, утверждение документаций, оплата контрактов, контроль за исполнением контрактов и другие функции, предусмотренные законом№ 44ФЗ[2]в отношении контрактных служб, осуществляются сотрудниками, не входящими в их состав; (УФСИН России по Курганской области, УФСИН России по Республике Калмыкия,).4) в нарушение п. 9 ст. 64 закона № 44ФЗ в документациях о закупках отсутствует информация о лицах, ответственных за заключение контракта. В случаях назначения контрактного управляющего, являющегося должностным лицом, ответственным за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта, закрепление и распределение ответственности по осуществлению закупки товаров, работ, услуг не обеспечивается выполнение всех функций по организации закупок;(УФСИН России но Мурманской области, УФСИН России по Амурской области).5) требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе не соответствуют положениям, установленным ст. 66 закона № 44ФЗ[2]. Так, в документации электронного аукциона на поставку отсутствуют требования о представлении участниками в составе первой части заявки сведений о месте производства товара или наименовании производителя товара, во второй части заявки идентификационных номеров налогоплательщиков учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;(УФСИН России но Мурманской области, УФСИН России по Республике Калмыкия).6) выявлены нарушения при заключении государственных контрактов с единственным поставщиком в соответствии с п. 11 ч. I ст. 93 закона № 44ФЗ (внутрисистемные поставки). В нарушение требований законодательства и постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013г. №1292 заключались государственные контракты с единственным поставщиком на поставку товаров, работ, услуг, не предусмотренных Перечнем товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) учреждениями и предприятиями УИС, закупка которых может осуществляться заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), утвержденным постановлением;(УФСИН России по Курганскойобласти, УФСИН России но Курской области, УФСИН России по Брянской области).7) при заключении государственных контрактов не проводится правовая экспертиза представленных победителями электронных аукционов банковских гарантий;(УФСИН России по Омской области, УФСИН России по Томской области, ГУФСИН Росси по Приморскому краю).8) в нарушение требований Федерального закона от 29.12.2012г. № 275ФЗ «О государственном оборонном заказе» [1] в документациях о проведении электронных аукционов установлен допуск к участию в аукционе индивидуальных предпринимателей. Отсутствуют требования о предоставлении документа, подтверждающего российское производство товара; (УФСИН России по Омской области).9) выявлены нарушения при оформлении протоколов рассмотрения заявок на участие в запросе котировок. В нарушение требований ч. 8 ст. 78 закона № 44ФЗ[2]в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок отсутствует информация об обосновании причин отклонения котировочной заявки (УФСИН России по Томской области).10)в планахграфиках не указывались:
итоговая информация «всего планируемых закупок в текущем году»,
информация по осуществлению закупок в соответствии с п. 4 ч. 1 ст.93 закона 44ФЗ (до 100 тыс. рублей),
информация о совокупных годовых объемах закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок,
информация об осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства (ГУФСИН России по Самарской области);Выявленные недостатки свидетельствуют о целом ряде существующих проблем в вопросах организации и осуществления государственных закупок в учреждениях и органах ФСИН России. В целях недопущения подобных фактов и иных нарушений в будущем считаем целесообразновыработать комплекс мер по повышению эффективности работы в сфере государственных закупок в уголовноисполнительной системе:1. Осуществлять закупки товаров, работ, услуг в строгом соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013г. №44ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Взять на особый контроль закупочную деятельность учреждения. 2. Не допускать осуществление закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд, не включенных в планграфик на текущий год, соблюдать установленные Законом и совместным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства положения от 20.09.2013г. №544/18н.3. Четко соблюдать сроки, отведенные на проведения процедур, подписание, опубликование и направление соответствующих документов, установленные Федеральным законом от 05.04.2013г. №44ФЗ4. Продолжить работу по повышению квалификации сотрудников, входящих в контрактную службу (контрактных управляющих), в том числе путем проведения тематических занятий и семинаров.5. Обеспечить выполнение предприятиями, учреждениями УИС и сторонними поставщиками государственных контрактов. Организовать контроль за исполнением учреждениями УИС централизованно заключенных государственных контрактов ФСИН России на поставку автомобильного бензина и дизельного топлива. Не допускать создания сверхнормативных запасов ГСМ.6. Содержание запасов продовольствия привести в соответствие с требованиями приказа от 31.12.2003г. № 331 и указания ФСИН России;7. Принять меры к соблюдению положений технических регламентов таможенного союза, установивших требования к пищевой продукции и сырью, их маркировке и упаковке;8. Разработать программы производственного контроля, осуществляющие корректировки,в том числе в части проведения мероприятий по входному контролю сырья и контролю качества производимой продукции, включая лабораторные исследования.
Ссылки на источники1. О государственном оборонном заказе: федер. закон:[от 29 декабря 2012 г. №275ФЗ]// Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53 Ст. 7600.2. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд :федер.закон : [от 5 апреля 2013 г. № 44ФЗ]// Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 14 Ст. 1652.3. Официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг [электронный ресурс]: Электронные данные –Режим доступа: http://zakupki.gov.ru4. Официальный сайт ФСИН России [электронный ресурс]: Электронные данные –Режим доступа: http://фсин.рф