Мониторинг сопровождения профессионального самоопределения обучающихся образовательных организаций разного типа Кемеровской области

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Осипова Н. В. Мониторинг сопровождения профессионального самоопределения обучающихся образовательных организаций разного типа Кемеровской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1201–1205. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85241.htm.
Аннотация. В статье представлены результаты мониторинга, проведенного методистами центра профориентации и постинтернатного сопровождения ГОУ «КРИРПО» в 2014 году среди образовательных организаций разного типа. Рассматриваются системный подход к профориентационной работе на уровне муниципалитета и области, формы и методы сопровождения, а также проблемы, с которыми сталкиваются специалисты, организующие сопровождение профессионального самоопределения обучающихся.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Осипова Наталия Владимировна,методист центра профориентации и постинтернатного сопровождения ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», г. Кемеровоosipova_kochetulina@mail.ru

Мониторингсопровожденияпрофессионального самоопределения обучающихся образовательных организаций разного типа Кемеровской области

Аннотация.Встатье представлены результаты мониторинга, проведенного методистами центра профориентации и постинтернатного сопровождения ГОУ «КРИРПО» в 2014 году среди образовательных организаций разного типа. Рассматривается системный подход к профориентационной работе на уровне муниципалитета и области, формы и методы сопровождения, а также проблемы, с которыми сталкиваются, специалисты,организующие сопровождение профессионального самоопределения обучающихся.Ключевые слова:мониторинг, сопровождение профессиональногосамоопределения, организация профориентационной работы, формы и методы профориентационной работы.

C 2013 года ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» является федеральной экспериментальной площадкой ФГАУ «Федеральный институт развития образования» потеме «Разработка и апробация региональной модели организационнопедагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся». Для разработки и апробации этой модели участниками федеральной экспериментальной площадки был разработан мониторинг «Состояния сопровождения профессионального самоопределения обучающихся образовательных организаций общего, среднего и профессионального образования Кемеровской области», который проводился с января по март 2014 года среди специалистов, ответственных за профориентационное направление в образовательных организациях разного типа. Цельюмониторинга являлось определение состояния сопровождения профессионального самоопределения обучающихся организаций общего и профессионального образования Кемеровской области. В исследовании приняло участие 629 специалистов,ответственных за профориентационную работу в образовательных организациях Кемеровской области, что составляет 79% от общего количества, учитывая, что в образовательной организации назначается один специалист, который организует профориентационную работу. Таким образом, в мониторинге участвовали из общеобразовательных организаций 506 чел, что составляет 82% организаций от общего количества; 70 чел. из учреждений для детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включаяспециальные школыинтернаты, 67% учреждений от общего количества; 45 чел. из профессиональных образовательных организаций, 75% организаций от общего числа. В территориальном разрезе в исследовании были задействованы образовательные организации из шестнадцати городских округов (100%), шестнадцати муниципальных районов (89 %) и двух городских поселений (10%).Среди опрошенных 96% женщины и 4 % мужчин, из которых 28 % в возрасте 50 лет и более, 24% 4045 лет, 15% 4550 лет,13% 3540 лет, 10% 3035 лет, 5% 2530 лет, 2% 2025 лет; большинство участников мониторинга 88% имеют высшее образование, 6% среднеспециальное, 4% среднепрофессиональное, 2% обучаются в данный момент. Таким образом, более 50 % опрошенных представляют категорию специалистов со стажем работы, а значит, способны дать наиболее точную оценку состоянию сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в своей образовательной организации.

Согласно полученным данным в системе реализуютпрофориентационные мероприятиявбольшинствеобразовательных организаций (т.е. регулярно согласно программе и плана профориентационной работы),так ответили –91% респондентов, только разовые мероприятия проводят6% участников мониторинга, 2 % опрошенных профориентационные мероприятия организуют и проводят периодически,от случая к случаю.Большинство участников мониторинга –68% отметили, что профориентационная работа проводится на основе плана, составленногообразовательной организацией, 21% опрошенных работают на основе самостоятельно разработанной программы, т. е. в 89% образовательных организаций сопровождение профессионального самоопределения организуется на локальном уровне и только у 11% на муниципальном уровне, на основе плана работы управления образования.Ответственныйза организацию и проведение профориентационной работы в большинстве образовательных организаций заместитель директора (61%), кроме того обязанности выполняет:учительпредметник (16%); социальный педагог (10%); педагогпсихолог(6%); классный руководитель (2%); педагогорганизатор (2%); методист (1%), учитель технологии (1%); библиотекарь (0,50%); мастер производственного обучения (0,25%); инструктор по труду (0,25%).В организации ипроведении профориентационной работы специалисты взаимодействуют с различными организациями и учреждениями: больше половины респондентов –50% с профессиональными образовательными организациями, 13% с центрами занятости, 11% с образовательными организациями высшего образования, 7% с предприятиями города и области, 5% обращаются за методической помощью в центр профориентации и постинтернатного сопровождения.Данные мониторинга подтверждают наиболее актуальную проблемув профориентационной работе это отсутствиемежведомственного взаимодействия между образовательными организациямиразного типа и учреждениями службы труда и занятости.Специалистыразных образовательных организацийчаще всего используют традиционные методы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. Ситуация выглядит следующим образом: в каждой второй образовательной организации проводится классный час по профориентации; в каждой третьей организуются встречи с представителями профессий, беседы, экскурсии; в каждой четвертой проводится день открытых дверей, выставки (профориентационныйстенд), в каждой пятой реализуются профориентационные занятия; конкурс, викторина и игры проводятся в каждой шестой организации, в каждой седьмой тренинг по профориентации, в каждой восьмой ведется раздел на сайте организации, в каждой девятой проводится конкурс портфолио и профессиональные пробы. Наиболее редко применяется: диагностика способностей и интересов, групповые и индивидуальные консультации для обучающихся (составление индивидуальных образовательных маршрутов), тестирование, элективный профориентационный курс, мастерклассы по профессиям, родительское собрание и консультация для родителей, профильные практики, волонтерские движения, и проекты, ярмарки учебных мест, работа кабинетапрофориентации.Инновационные формы и методы профориентационной работы применяют только треть образовательных организаций, в основном это проектная деятельность –18% (ГОУ СПО "Березовский политехнический техникум", МКС(К)ОУ "С(К)ОШ №29 VII вида, МБОУ "Детский дом №1", МБОУ "Терентьевская средняя общеобразовательная школа»и др.), онлайн –диагностика –7% (МОУ "Зимниковская основная общеобразовательная школа",ГОУ СПО "Кузнецкий металлургический техникум", МКС(К)ОУ "Ижморская специальная (коррекционная) общеобразовательная школаинтернат VIII вида»и др.) и профориентационный портал –3% (МБОУ С(К)ШИ№27 VIII вида», МКС(К)ОУ "С(К)ОШ №9 VII вида», МБОУ "Детский дом №1», МБОУ "Зеледеевская СОШ" и др.), другие 2% (уроки по профориентации с использованием дистанционных образовательных технологий (МКС(K)ОУ С(К)ОШИ №100, VI вид»), индивидуальное сопровождение (МКОУ "Детский дом №6", МБОУ "СОШ №11"), дистанционное обучение в рамках профильного обучения (МБОУ "СОШ №16"), вебсеминары для учащихся с учебными заведениями области (МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №30 им.Н.Н. Колокольцева"), дистанционные консультации центра занятости населения (МБОУ "СарыЧумышская ООШ"), курсы по предпрофильной подготовке, предпрофильная подготовка школьников (ГОУ СПО "Беловский политехнический техникум", ГОУ СПО «Юргинский техникум машиностроения и информационных технологий»).Кроме того в образовательных организациях существуют различные авторские разработки. В профессиональном образовании это в основном программы профориентационной работы и содействия в трудоустройстве, в общем образовании это методические разработки мероприятий, в детских домах и школахинтернатов программы постинтернатного сопровождения и профессионального самоопределения, а также разработки тренингов и занятий.Большинство участников мониторинга –75% при организации сопровождения профессионального самоопределения сталкиваются с рядом проблем, у 25% таковые отсутствуют. Кадровые проблемы, по мнению 17% респондентов наиболее актуальные, Они считают, что для эффективной профориентационной работы необходимы подготовленные кадры, а в большинстве организаций отсутствует педагогпсихолог или высвобожденный специалист, который бы проводил с обучающимисяиндивидуальную и групповую работу по профориентации. С точки зрения организации работы, не в каждой образовательной организации является возможным в штатном расписании выделить отдельную единицу для реализации профориентационнойработы, в первую очередь необходимо назначение ответственного, который будет осуществлятьэту деятельность. В рамках реализации федеральной экспериментальной площадкой ФГАУ «Федеральный институт развития образования» по теме «Разработка и апробация региональной модели организационнопедагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся»намиразработаныфункциональные обязанности такого специалиста, подробный алгоритм работы и другие необходимые документы, которые могут стать основой для подготовки пакета нормативных документов в образовательных организациях общего и профессионального образования, организации деятельности профконсультанта.Также затрудняет работу по организации и проведению профориентационных мероприятий отсутствиепонимания со стороны потенциальных социальных партнеров, работодателей 16%, которые не всегда готовы сотрудничать с образовательными организациями. Этот вопрос невозможно решить только на управленческом и координационном уровне. Здесь возможным выходом из ситуации является создание на муниципальном уровне организационной модели сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. Врамках экспериментальной деятельноститакая модель разработана для ЛенинскКузнецкогогородского округа, апробация которойпозволит выстроить взаимодействиевсехсубъектов сопровождения, включаясоциальныхпартнеров. Это также позволит выработать механизмы решения координационной проблемы, котораясвязанас отсутствием единой муниципальной системы по профориентации и преемственности работы между разными уровнями образования, отсутствиемвзаимодействия «школа

техникум –предприятие» (8%респондентов). Под финансовыми проблемами участники мониторинга –15% подразумевали отсутствие возможности или ограничения выездов на предприятия для экскурсии, профессиональных проб и т. д., и в образовательные организации на мероприятия «Дни открытых дверей», информационные дни, так как не у всех есть автобус для поездок. Также респонденты отметили необходимость финансовых средств для развития кабинета профориентации, обновлениядиагностического инструментария, внедрения проектов по профориентации, привлечениясотрудников образовательных организаций высшего образованиядля проведения систематических занятий на базе школы и т.д. Территориальные проблемы отдаленное расположение населенных пунктов от предприятий и профессиональных образовательных организаций(ПОО) –2%участников. Информационные проблемы заключаются в отсутствии примерных планов ПОО по специальностям до начала учебного года, на сайте ПОО не всегда актуальная информация, недостаток информации о профориентации для слепых и слабовидящих, кроме того существует недостаток информации об инновационных формах работы по профориентации –7%. Методическими проблемами для специалистов, ответственных за профориентационную работу (7%респондентов) является отсутствие единых требований к профориентационным мероприятиям, недостаток опыта в применении форм и методов профориентационной работы, методических рекомендаций и пособий. Методические затруднения возможно решить в рамках мероприятий,проводимых центром профориентации и постинтернатного сопровождения. Информационные проблемы решаемы черезвзаимодействиес разными типами образовательных организаций.

По 1% респондентов отметили частные проблемы отсутствия понимания со стороны педагогического коллектива, администрации и со стороны родителей.Полученная информация от образовательных организаций учитываетсяметодистами в ходе реализации мероприятий центра профориентации и постинтернатного сопровождения. Анализ результатов показал, что в настоящее время состояние сопровождения профессионального самоопределения обучающихся организаций общего и профессионального образованияКемеровской области находитсяна стадии становления. Ситуация различна как по типам образовательных организаций, так и в территориальном аспекте. В некоторых организациях наработаны методические материалы, реализуются экспериментальные площадки, в другихна это направление уделяется недостаточно времени. Системный поход на уровне муниципалитета и области сформирован на недостаточном уровне, отсутствуютединые программы и проекты, чаще всего реализуются только отдельные разовые мероприятия. Работа по профориентации проводится, как правило, на локальном уровне, в большинстве организации применяются традиционные формы и методы, чаще всего это единичныезанятия. В настоящее время отсутствуют нормативные документы,в которых былобыпрописано кто именно, по какому направлению должен проводить профориентационную деятельность, эта функция ложится на несколько специалистов, в результате чего не все готовы к её реализации, к тому же у большинства участников мониторингаотсутствует опыт проведения профориентационной деятельности. В рамкахреализациифедеральной экспериментальной площадкой нами разработаны нормативноправовые документы; определенымеханизмы межведомственного взаимодействия и координации деятельности региональной системы образования с учреждениями системы труда и занятости при решении вопросов формирования профессионального самоопределения обучающихся на основе механизма социального партнерства ООс предприятиями экономической, социальной сферы и службами занятости; разработанымоделиорганизационнопедагогическогои психологопедагогическогосопровождения профессионального самоопределения обучающихся учреждений общего и профессионального образования в регионе, готовятсяметодические рекомендации по использованию технологии профориентационной работы с обучающимися[1]. Внедрение моделей и апробация алгоритма профориентационной работы в ЛенинскКузнецком городском округе позволит выстроить перспективу развития системы профориентации на региональном уровне, обобщить и тиражировать передовой опыт, предупредить и/или разрешить выше представленные проблемы организации и проведения профориентации обучающихся и их родителей.

Ссылки на источники1.Килина, И. А. Региональная модель организационнопедагогического сопровождения профессионального самоопределения [Текст] / И. А. Килина // Профессиональное образование в России и за рубежом. –2014. № 2 (14). –С. 4048.