Проблема композиции стихотворного произведения в русской литературе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Валова А. О. Проблема композиции стихотворного произведения в русской литературе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1271–1275. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85255.htm.
Аннотация. В статье представлено зучение композиции стихотворных произведений в русской литературе, определение и выяснение художественных принципов, которыми определяется внешнее построение стиха, распределение или расположение в нём художественного материала.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
ВаловаАлина Олеговна, студентка филологического факультетаФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е.Евсевьева», г. Саранскalinavalova96@mail.ru

Проблема композиции стихотворного произведенияв русской литературе

Аннотация.Изучение композиции стихотворных произведений в русской литературе, определение и выяснение художественных принципов, которыми определяется внешнее построение стиха, распределение или расположение в нём художественного материала.Ключевые слова:Композиция, лирика, русская литература, виды композиции, тематический образ, зеркальная композиция, амбейная композиция, композиционный приём.

Цель исследования:изучить композицию стихотворных произведений с целью выяснения художественных принципов, которыми определяется внешнее построение стиха, распределение или расположение в нём художественного материала.Предмет исследования:поэтическое наследие писателей русской литературы.Актуальность:Несмотря на то, что каждое отдельное стихотворение —неповторимый мир, говорить о какихто общих принципах анализа поэтических произведений, однако, можно. Есть основные типыкомпозиции стихотворных произведений.В каждом из них можно найти типологическиезакономерности, знание которых поможет при анализекаждого отдельного стихотворения. Именно анализ композиции стихотворных произведений выдвинут в моей работе на первый план, так каквопрос композиции в лирикенаименее разработанный и наиболее трудный.

Для начала рассмотрим сам термин композиция.

Композиция(от лат. composition—составление) —соединение в целое частей или компонентов; структура литературнохудожественной формы.Под композицией в широком смысле слова следует понимать совокупность приемов, использованных автором для «устроения» своего произведения, создающих общий «рисунок», «распорядок» отдельных его частей и переходов между ними. Композиция литературного произведения, составляющая венец его формы, —это взаимная соотнесенностьи расположение единиц изображаемого и художественноречевых средств,«система соединения знаков, элементов произведения», как утверждал Л. Нирё [1,с.150].Композиционные приемы служат расстановке нужных авторуакцентов и направленно «подают» читателю воссозданную предметность и словесную «плоть». Они обладают уникальной энергией эстетического воздействия.Доктор филологических наук, профессорВалентин Евгеньевич Хализев отмечал: «Слову "композиция" в его применении к плодам литературного творчества в большей или меньшей мере синонимичны такие слова, как "конструкция", "диспозиция", "компоновка", "организация", "план"»[2,с.262]. Композиция осуществляет единство и целостность художественных творений. Она, как утверждает Пётр Васильевич Палиевский, —«дисциплинирующая сила иорганизатор творения».

Далее исследуем, как решается в литературоведении проблема композиции стихотворного произведения.Анализ композициистихотворенияваженпотому, что она тесно связана с темой стихотворения, подчинена задаче раскрытия его художественной идеи, предполагает анализ стиля и стиха. Сюжет рассказа, романа, трагедии можнопересказать, сюжет лирического произведения —нельзя, ибо в нем всё—«содержание»: выбор слов, фраз, синтаксических конструкций, деление на строфы (или нет), стихотворный размер, способы рифмовки и характер рифмы, звуковая организация стиха. Лирика —самый «субъективный» род литературы и в то же время он оказывается самым «всеобщим». В лирическом стихотворении нет классических элементов сюжета. Лирика чаще описывает не человека, а его чувства, переживания, ощущения и мысли —точнее, по выражению Владимира Маяковского, «чувствуемую мысль»[3,с.265].

Владислав ЕвгеньевичХолшевников предлагает основной, главный лирический образ называть «тематическим образом»,помня, что предметный, материальный мир (люди, вещи, природа) не исключается из лирического восприятия. Он выделяет несколько видов композиций лирического стихотворения, среди которых самый простой тип композиции —это логическое развитие темы,как в риторической или публицистической прозе: посылка, рассуждение, вывод[4,с.166 —209].Этот тип встречается в философской и публицистической лирике (пример —ода Александра Сумарокова «Последний жизни час», в первом стихе которой утверждается факт, что «телотленно», а в трех остальных ведется рассуждение о том, что оно является лишь временным прибежищем бессмертной души).

Я тленный мой состав расстроенный днесь рушу.

Земля, устроив плоть, отъемлет плоть мою,

А, от небес прияв во тленно тело душу,

Я душу небесам обратно отдаю.

В крупных стихотворениях могут быть две части (сопоставляемые и противопоставляемые), которые развиваются по законам ступенчатой композиции. Примером может служить стихотворение Александра Сергеевича Пушкина,«солнца» русской поэзии,«Деревня»,созданное в форме элегии. Первая частьстихотворения—похвала «приюту спокойствия, трудов и вдохновенья». При описании природы («Люблю сей темный сад», луг, озеро, холмы, нивы и т. д.) каждый образ присоединяется к предыдущему, создавая эмоционально нарастающий ряд. Затем еще подъем: от прекрасной природы —к мудрым уединенным трудам, чтению, творчеству. Во второй же части нарастает контрастный, антитетическийряд:«мысль ужасная здесь душу омрачает».Изображаются ужасыкрепостного права: невежества губительный позор, барство дикое, рабство тощее, девы, цветущие для прихоти злодея...Деятельная и бурная натура поэта не может долго наслаждаться тишиной и спокойствием сельской жизни в то время, как мир катится в пропасть.Каждая последующая картина усиливает эмоциональное напряжениекомпозиционного строя стиха.Также в теории «изящной словесности»выделяется амбейная(амебейная)композиция(греч. попеременный, чередующийся)—построение художественного произведения, основанное на параллелизме, повторении тех или иных его композиционно значимых частей (строк, полустиший и др.), образов и т. д. Впервые данный тип композиции отмечен в поэзии античной Греции, истоком типа является хороводное пениеигра [5,с.38 —47]. Амбейная композиция популярна в русских народных песнях (например, «Пойду ль я, выйду ль я»).

Пойду ль я, выйду ль я, да,

Пойду ль я, выйду ль я, да,

Во дол, во долинушку, да,

Во дол, во широкую.

В литературе встречаются стихи, построенные в форме композиционносимметричного диалога,как, например, стихотворение ВалерияБрюсова,одного из основоположников русскогосимволизма,«Каменщик», в каждом четверостишии которого два голоса сменяют друг друга:—Каменщик, каменщик в фартуке белом,Что ты там строишь, кому?—Эй, не мешай нам, мы заняты делом,Строим мы, строим тюрьму.

Основным признаком амбейной композиции является «построение словесного материала в параллельные ритмикосинтаксические (и тематические) ряды содновременным поступательным движением в обоих рядах»[5,с.40].Произведения, написанные при помощи амбейной композиции,в особенности богаты всякого рода звуковыми, лексическими, синтаксическими, строфическими анафорами.

Кольцеваякомпозиция—часто встречающийсявид повтора в лирике —кольцевое строение строфы. Еёиспользовали многие русские поэты. Рассмотрим лирическое стихотворение поэтессы Анны Ахматовой«Ты письмо моё, милый, не комкай». Произведениеимеет кольцевую композицию: четвертая строфа начинается так же, как и первая –«Ты письмо моё, милый, не комкай». Думаю, это действие любимого –нервное комканье письма сильно обидело героиню, вызвало в ней протест: друг не хочет ее прощать, не верит ей,отвергает ее.

Кроме того, в финале стихотворения эти строки выводят нас на совершенно другой уровень отношения героини ко всей ситуации:

Ты письмо мое, милый, не комкай

Не плачь о заветной лжи.

Ты его в твоей бедной котомке

На самое дно положи.

Кажется, будтогероиня смиряется с тем, что еёне прощают, она оценивает все это будто«сверху», более объективно, думая скорее не о себе, а о своем любимом.В свою очередь распространенокольцевое строение целогостихотворения.Такой принцип использовал А.С. Пушкин в стихотворении «Зимний вечер». Первая и четвертая строфыпроизведения начинаются одинаково:Буря мглою небо кроет,Вихри снежные крутя;То, как зверь, она завоет,То заплачет, как дитя...Далее текст меняется: в первой строфе подчеркивается тоскливая монотонность глагольного действия (кроет, завоет, заплачет),потом буря зашуршитсоломой на крыше, застучитв окошко (всёговорит о тоске, одиночестве, грусти), а в последней, четвертой строфе после точно повторяющихся первых четырех строк, в которых ощущается однообразие зимнего вечера, говорится о желании его преодолеть, поэтому заканчивается последняя строфа так:Выпьем, добрая подружкаБедной юности моей,Выпьем с горя: где же кружка?Сердцу будет веселей.

В этом стихотворении проявляется характерное для Александра Сергеевича Пушкина изображение диалектики чувства в том его равновесии, когда горечь и надежда на счастье слиты воедино, так что становится трудно решить, что преобладает.Встречается также некрытаякольцевая композиция

повторения слов или отдельных стихов нет, но в концовке возвращается уже обобщенная всем содержанием стихотворения тема зачина. Иван Сергеевич Тургенев в стихотворении «В дороге» использует композицию, которую, по мнению В.Е.Холшевникова, можно назвать «тематическим кольцом», или «тематическим обрамлением»[6,с.76 —77]. Начинается стихотворением описания печального пейзажа:Утро туманное, утро седое,Небо печальное, снегом покрытое,Нехотя вспомнишь и время былое,Вспомнишь и лица, давно позабытые.

А заканчивается мыслью о том, что грустные воспоминания опять возвращают путника к дорожному пейзажу:

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,

Многое вспомнишь родное далекое,Слушая ропот колес непрестанный,Глядя задумчиво в небо широкое.В этом стихотворении есть сюжет, но временная последовательность событий нарушена.Мир человека и мир природы в стихах едины и неделимы, поэтому поэты с интересом наблюдают за сложными процессами в их жизни. В стихотворении «Хороша была Танюша, крашене было в селе» национальный поэт Сергей Есенин проявляет неподдельный интерес к судьбе молодой деревенской девушки. Особый эффект достигается благодаря зеркальной композиции. При таком построении начальные и последние образы повторяются. В есенинском стихе подобный прием является ещё и контаминацией. В стихотворении соединяются воедино и рефренный повтор, и антитеза. Зеркальная композиция отражает жестокую действительность, которая остановила звучание жизни молодой и красивой русской девушки. Начальная и последняя строки повторяются, сохраняя память о «Танюше», однако в первом катрене автор восхищается живой красотой героини:

ХорошабылаТанюша,крашенебыловселе,

Красной рюшкою по белу сарафан на подоле.

У оврага за плетнями ходит Таня ввечеру.

Месяц в облачном тумане водит с тучами игру. [7,с.480]А в последнем скорбит с родными, описывая портрет сгубившей себя, гордой девушки:

Не кукушки загрустили —плачет Танина родня,

На виске у Тани рана от лихого кистеня.

Алым венчиком кровинки запеклися на челе,

Хороша была Танюша, краше не было в селе. [7,с.480]Контаминация наблюдается даже в цвете: в первом и последнем катренах повторяются красные цвета, которые имеют совершенно противоположное значение. Красный цвет в начале лирического стихотворения олицетворяет юность, красоту, жизнь, ожидание любви, а в концесмерть, утрату, вызов.

Вывод:Фундаментом композиции является организованность (упорядоченность) вымышленной и изображенной писателем реальности, т.е. система структурных аспектов самого мира произведения. Но главное и специфическое начало художественного построения —это способы «подачи» изображенного, а также речевых единиц.Композиционные приемы обладают, прежде всего, выразительной энергией. Разновидности композиции способствуют раскрытию идейнотематического богатства стихотворных произведений и позволяют увидеть индивидуальнотворческую инициативу поэта, как говорил Виктор Жирмунский: «хаос сквозь лёгкие покровы созидания»

Ссылки на источники1.Нирё Л. О значении и композиции произведения // Семиотика и художественное творчество. М., 1977. С. 150.2.Хализев В.Е. Теория литературы. С. 262.3.Маяковский В. Полн. собр. соч.: В 16 т. T. 12. С. 265.4.Холшевников В.Е. Стиховедение и поэзия. Л., 1991. С. 166 —209.5.Жирмунский В. М., Амебейная композиция, в его кн.: Композиция лирических стихотворений, П., 1921, с. 38 47.6.Холшевников В. Е., Основы стиховедения. Рус. стихосложение, Л., 1962, с. 76—77.7.Есенин С. Собрание сочинений в двух томах. Т. 1. М. : Сов. Россия : Современник, 1990. 480 с.