Модель деятельности психолога по оптимизации трудовой деятельности людей пожилого возраста

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Люсова О. В. Модель деятельности психолога по оптимизации трудовой деятельности людей пожилого возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1311–1315. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85263.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме оптимизации трудовой активности людей пожилого возраста, рассмотрены факторы оптимизации трудовой активности (макро-, меза- и микрофакторы), этапы и принципы психологической работы с пожилыми, предпринята попытка создать модель работы психолога с пожилым человеком на этапе выхода на пенсию.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Люсова Оксана Валерьевна,Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры», г.Волгоградoxy180171@mail.ru

Модель деятельности психолога по оптимизации трудовой деятельности людей пожилого возраста

Аннотация. Статья посвященапроблеме оптимизации трудовой активности людей пожилого возраста, рассмотрены факторы оптимизации трудовой активности (макро, мезаи микрофакторы), этапы и принципы психологической работы с пожилыми, предпринята попытка создать модель работы психолога с пожилым человеком на этапе выхода на пенсию.Ключевые слова:пожилой человек, «третий возраст», трудовая активность, факторы трудовой активности, психологическая работа с пожилыми людьми, принципы работы психолога с пожилыми людьми.

Роль пожилого населения в развитии экономики разных стран различается в зависимости от стратегии использования трудовой активности людей третьего возраста. В современном обществеразличают две такие стратегии: стратегия выдавливания, когда выходящих на пенсию людей всячески вытесняют с рабочего места, предпочитая иметь молодого трудоспособного или зрелого опытного сотрудника. Это делается при помощи стереотипов, имеющихся в обществе, политики государства и конкретного предприятия. Другая стратегия связана со стимулированием продолжения трудовой деятельности пожилых людей на своем рабочем месте, либо использование их активности в другой, отличной от основного места работы, профессиональной области. Большинство стран цивилизованного мира использовали до недавнего времени первую стратегию. Однако в связи с увеличением продолжительности жизни, демографическими проблемами, общим старением общества, некоторые прогрессивные экономики сталииспользовать и вторую стратегию использования профессионального опыта, знания и мудрость стареющего поколения. Современный россиянин, вставший перед вопросом о продолжении или прекращении своей профессиональной деятельности, отвечает на этот вопрос положительно по двум веским причинам. Вопервых, размер пенсии не так велик по сравнению с материальными потребностями пенсионера в связи с увеличивающимися расходами на здравоохранение, продукты питания, коммунальные услуги. Вовторых, труд в пожилом возрасте позволяет человеку наполниться самоуважением, самореализовываться, тренирует различные психические функции, не дает им меняться или угасать, дает ощущение независимости как моральной, так и материальной, не дает стареть. Системообразующим фактором внутреннего мира человека, по мнению Б.Г.Ананьева, является субъективное отношение к труду как главной ценности. «С этой ценностью, –пишет Б.Г. Ананьев, –связано развитие личности как деятеля –производителя материальных и духовных благ для общества, для другихлюдей… Естественно, конец трудовой деятельности неизбежно становится финалом самой человеческой жизни... Психологическая драма старости человека заключается не только в том, что старый человек постепенно теряет своих близких и вообще людей своего поколения, но и в том, что он выключается из общественного процесса… Именно поэтому сохранение трудового тонуса и после наступления пенсионного возраста является важнейшим условием моральнопсихического здоровья пожилых людей» [1, с. 176 –177]. Трудовая активность влияет на развитие личности пожилого человека, его мироощущение, особенности социализации, а также и на состояние здоровья. Результаты многочисленных (медицинских, геронтологических) исследований подтверждают, что пожилые люди, ведущие активный образ жизни на 1020 биологических лет выглядят моложе своих сверстников и продолжительность их жизни больше. В защиту положения о том, что трудовая активность способствует улучшению качества жизни пожилого человека и связана с состоянием здоровья, говорит сама структура понятия «здоровый образ жизни», в который входят помимо физиологических характеристик жизнедеятельности, система отношений: к себе, к другому человеку,осмысление жизненных целей, ценностей, т.е. те факторы, которые мы называем«потребность удовлетворенность социальными контактами». Для поддержания своего здоровья на необходимом уровне важно умелое использование всего спектра факторов, позитивно влияющих на компоненты здоровья (физический, психический, социальный, духовный), овладение технологиями, формирующими установку на активный, в том числе трудовой, образ жизни.Труд является важной частью человеческой жизни. Он дает возможность позитивно относиться к себе, иметь самоуважение, относить себя к определенной социальной группе, иметь определенный социальный статус, реализовывать свои потенции. Трудовая активность является важным фактором сохранения здоровья, качества жизни, наполненности в позднем периоде жизни, что в целом можно обозначить понятием благополучия. В.В.Фролькис, подчеркивая особоезначение активности для достижения высокого качества жизни в старости, указывал, что «… никакие таблетки… не заменят активного рационального образа жизни». Рекомендуя пожилым людям активный двигательный режим, автор говорил о пользе активного интеллектуального режима, так как «… ленивый ум разрушается быстрее» [2].Работающие пенсионеры в России составляют две группы по тому месту в профессиональной деятельности, которые они занимают. Высококвалифицированные работники чаще остаются на том же месте, что и до пенсии. В основном это представители науки, культуры, здравоохранения, образования. Ухудшающееся здоровье и снижение работоспособности компенсируется профессиональным опытом, компетентностью. Другая группа работающих пенсионеров состоит из пожилых людей,поменявших сферу профессиональной деятельности на другую, не требующую профессиональной компетентности, не предъявляющую высоких требований как к умениям, так и к личностным качествам. Такие работники не получают высокого материального вознаграждения за свой труд, поэтому более молодые люди не занимают таких рабочих мест. Наиболее активной группой являются пожилые люди, имеющие высшее образование.

Анализируя развитие в пожилом возрасте в параграфе, мы придерживаемся мнения о развитии и продолжающейся социализации людей в постпенсионный период. В социальнопсихологических исследованиях единодушно выделяются факторы социализации на следующих уровнях:макроуровень –политические и экономические факторы, государственная политика в области социальной защиты старшего поколения;мезоуровень –факторы семейственности и социальной среды, социального окружения;микроуровень –социальноиндивидуальные факторы, определяющие выбор путей для дальнейшей самореализации в новых социальных условиях.В соответствии с вышеизложенными уровнями факторов рассмотрим возможную деятельность по организации социализации пожилого человека:На уровне макрофакторов социализации: 1. Разумные решенияправительства по поводу изменения возраста выхода на пенсию мужчин и женщин таким образом,чтобы снизить нагрузку на работающее население и дать возможность самореализовываться работающим лицам «третьего возраста». 2. Изменение политики в сфере образовании лиц пожилого возраста в сторону пересмотра условий повышения квалификациипожилых, переобучения, образованияв течении всей жизни для получения «страховки» будущим пенсионерам от финансовых и социальных рисков.3. Работа СМИ по изменению общественного мнения по поводу геронтологических проблем, представление пожилого человека как продолжающегоактивность, проявляющего мудрость и компетентность. Просвещение по геронтологическим проблемам как в специализированных передачах и периодике, так и припомощи социальной рекламы. 4. Изменение существующего российского законодательства в отношении старшего поколения: стандартыуровня жизни, предполагающиеразвитие граждан пожилого и старого возраста, способствующих повышению их социальной и профессиональной значимости в жизни общества; политикатруда и занятости относительно старших групп населения.

На уровне мезофакторов социализации пожилых людей: формирование института наставничества, реализация инновационного потенциала, социальнопсихологическая адаптация лиц предпенсионного и пенсионного возраста, содействие в трудоустройстве.Помощь на этом уровне могут оказать органы социальной защиты, государственной службы занятости, медицинские учреждения, культурнодосуговые центры, работодатели.На уровне микрофакторов социализации пожилого человека.На этом уровне уместным будет рассмотрение организации психологопедагогической помощи в следующих направлениях: психопрофилактическая работа, сопровождение на этапе выхода на пенсию, коррекционная работа, индивидуальное консультирование.Т.Г.Светличная и А.А.Кузнецова [3, с. 3741.]предложили психопрофилактическую работу организовать в два этапа, на каждом из которых существуют свои цели и способы их реализации:I.Подготовка к выходу на пенсию.Подготовительный этап работы с будущими пенсионерами.Его особенность заключается в профилактике тех эмоциональных состояний, которые возможны в связи с выходом на пенсию, но не желательны. Цель его —осуществить профилактику негативных психологических явлений, сохранить физическое и душевное здоровье, включающеекак психическое, так и психологическое здоровье пожилого человека, дать ему возможность подготовиться к достойному прохождению кризисного периода выхода на пенсию. Психологическое воздействие на этом этапе заключается в символическом замещении реального выхода на пенсию неким умозрительным, что дает будущему пенсионеру возможность подготовиться к предстоящим трудностям. Человек обдумывает свое будущее положение, социальный статус, возрастные изменения, эмоциональные переживания, как бы встречается с ними в «своем мире», и потому может заранее к ним приспособиться. Все это позволит избежать стрессовую ситуацию или подготовиться к ней. Основные формы работы:1)Психологическое просвещение.Это достаточно простая в исполнении и наиболее массовая форма работы с будущими пенсионерами. Заключается в изготовлении и распространении различного рода изданий, например, брошюр, буклетов, листовок, плакатов. Они могут быть розданы будущим пенсионерам. В них содержится информация о психологических особенностях острого кризисного периода выхода на пенсию, информация об особенностях стресса, способах с ним справляться, о психологических и социальных трудностях, с которыми часто сталкиваются новоявленные пенсионеры.Но эта форма работы имеет и недостатки: она не индивидуализирована и не всегда вызывает ожидаемый эффект, т.к. различного рода листовки встречаются в нашей жизни часто и имеют рекламный характер, в связи с этим возникает некий перенос, который заключается в недостаточно серьезном отношении к информации, полученной из листовок.2) Консультирование. Эта форма работы как раз нивелирует обезличенность предыдущей и предполагает индивидуальную работу с каждым обратившимся к психологу человеком. При помощи консультирования решаются проблемы страхов пенсионного возраста, принятия себя –пенсионера, подготовка к изменению социального, даи финансового положения.Во время консультирования может осуществляться и информирование по тем вопросам, которые волнуют каждого обратившегося за помощьюконкретного человека. 3) Групповая работа.Групповая форма работы дает возможность уже на предпенсионной стадии создать некую общность людей, которые, вопервых, одновременно проходят кризисный период, что позволяет получать и оказывать поддержку друг другу, а , вовторых, создает некий круг общения, которым будущий пенсионер сможет воспользоваться.В основе комплектования групп могут быть следующие принципы:—Производственный,когда подготовка к пенсионному периоду осуществляется на предприятиях и организациях. Этот принцип создания группы обеспечивает более легкую организацию такой работы (члены группы работают на одном предприятии, стало быть, их легче собрать вместе), с другой стороны, не расширяет возможную сферу общения будущих пенсионеров, что является минусом такого принципа организации групповой работы.—Территориальный (по месту жительства).Здесь самое главное –создание круга общения для пенсионеров, контактов, к которым бы он мог обращаться в любое необходимое для него время, непосредственная близость друг к другу. II.Работа с пожилыми людьми впосттрудовой период.Цель посттрудового этапа —психологическая поддержка пенсионера на этапе выхода на пенсию, создание психологических условий для успешной адаптации к пенсионному этапу жизни.

1) Работа с теми пенсионерами, которые испытывают значительные психологические трудности. Такая работа может быть проведена как в индивидуальной, так и в групповой форме. В соответствии с принципами организации коррекционной работы при составлении программы коррекции необходимо опираться на те личностные ресурсы, которые имеются у пенсионера. Можно выделить следующие направления работы:Психологическое консультирование и психологическая коррекция, направленные: на формирование адекватной самооценки, повышение ее, так как в пострудовом этапе пожилой человек, находящийся в кризисе,неудовлетворен собой, не принимает себя в полной мере, чаще видит недостатки, нежели достоинства; формирование внутреннего локуса контроля, который дает возможность, надежду на изменение обстоятельств своей жизни и отношения к ней, повышает субъектность.Повышение уровня интернального контроля логично приведет к принятию ответственности за свою жизнь на себя, даст возможность контролировать различные сферы своей жизни и управлять ими.Здесь может быть успешно примененагрупповая работа; помощь при решении психологических проблем, возникающих в пенсионном периоде. Психологическое консультирование и психокоррекция могут проводиться психологами, работающими в центрах социального обслуживания населения, лечебнопрофилактических учреждениях или специализированных центрах психологической помощи.2. Работа по повышению продуктивности пенсионеров. Такая работа предполагает повышение активности, возможность выбрать дело по душе, занятия в сфере досуга или общественную работу. Это сможет преодолеть возникающую у пенсионеров субъективную ненужность окружающим, невостребованность, изоляцию. Увеличившееся свободное время пожилого человека может быть использовано на благо пенсионеру, привести к субъективному удовлетворению, поэтому очень важно развивать сферу досуга пожилого человека –кружки, советы ветеранов, клубы и т.д.Такого рода досуг может удовлетворять потребности не только пенсионера , но и общества –имеющийся у пожилого человека опыт, традиции, знания могут быть переданы следующему поколению или помочь в решении какойлибо острой социальной задачи.Тогдакак пассивное времяпровождение отрицательно сказывается на психологическом здоровье пожилого человека. Согласно этому направлению необходимо менять представление в общественном мнении о пожиломвозрасте как активном и деятельном. 3) Работа с родственниками пожилых людей. Такой вид работы связан с системным пониманием структуры семьи и предполагает индивидуальное и групповое консультирование, информирование, ролевое проигрывание, психодраматические методы и методы гештальтерапии. Необходима поддержка пожилым людям со стороны родственников, забота, уважение, добрые чувства.Такая поддержка необходима для людей пожилого возраста и является важнейшим условием их адаптации к посттрудовому периоду. Т.е. описанные выше мероприятия профилактического, консультационного и коррекционного характера позволяют улучшить качество жизни пожилого человека, его адаптацию к следующему жизненному этапу, повышают егопродуктивность, позволяют обнаружить в себе ресурсы для продвижения общественного развития, используя собственный богатый опыт. Все это ведет к стабилизации уровня психологического и соматического здоровья и является хоть и малым, но шагом на пути оздоровления нации[3]. С.Б.Пряхина [4]выдвинула ряд принципов работы с пожилыми людьми.1. Работа с пожилыми людьми требует особой готовности от психолога. Эта готовность, по нашему мнению, должна иметь три компонента: личностная (терпеливость, позитивное принятие клиента, оптимизм, искренность, эмпатия, духовность, тактичность, чувство «трагичности бытия»); профессиональная или технологическая (определенные требования к речи консультанта –понятность, плавность, способность варьировать скорость речи и громкость); образовательная (специалист должен владеть достаточными знаниями о возрастных особенностях пожилых людей, особенностях протекания кризиса, методами возрастного консультирования).2. Существуют определенные требования к продолжительности консультации. Например, С.Б.Пряхинасчитает, что консультация пожилого человека не может длиться менее полутора часов. Такая продолжительность связана с возрастными особенностями людей «третьего возраста»: недоверчивость, отсюда более длительный период установления контакта;особенности мышления, его индивидуальность, которая приводит к витиеватости изложения, длительности, неспособности отделить главное от второстепенного;обидчивость, которая требует тактичного и деликатного отношения к длительному изложению и увязанию в деталях.3. Пожилому человеку необходимо уважение и принятие, поэтому в процессе консультирования необходимо чаще применять психологическую поддержку, вербальные и невербальные приемы одобрения и успокоения, для стимулирования рефлексии чаще использовать резюмирование и перефразирование, на этапе поискарешения следует стимулировать самостоятельный поиск, применяя технику «веер решений», лавировать между деликатностью и желанием пожилого человека получить совет, снимая с себя ответственность, в то же время уметь дать высказаться, проявляя уважение к опыту пожилого человека.4. Опираясь на особенности мышления пожилого человека, заключающиеся в опоре на опыт, при использовании приема информирования необходимо обогащать информацию случаями из жизни, практическим рекомендациями, примерами из литературных произведений, кино, телепередач.5. При проведении групповых занятий необходимо иметь несколько вариантов проведения каждого упражнения, быть гибкимк изменениям как самого хода занятия, так и задачзанятия. Нельзя забывать о положительной эмоциональной динамике членов группы, поэтому завершать каждое занятие стоит на позитивной ноте.6. В содержании групповых занятий и индивидуальной работы стоит аппелировать к ресурсам и способностям участников (написание стихов, красивая осанка, правильная речь и т.д.), темсамым увеличивая положительный эффект от занятия, повышая самооценку, поощряя самосовершенствование, увеличивая уверенность в собственных силах.Проанализировав подходы к проблеме повышения трудовой активности пожилых людей, мы определили модель социальнопсихологической помощи по оптимизации трудовой активности лиц пожилого возраста, которая представлена в таблице 1.Таблица 1Модель социальнопсихологической деятельности по оптимизации трудовой активности лиц пожилого возрастапериодпредпенсионныйпериод выхода на пенсиюпостпенсионныйнаправления работыпсихопрофилактическоесоциальнопсихологическое сопровождениеразвивающеекоррекционноеорганизация досугаформы работыиндивидуальнаягрупповаяиндивидуальнаягрупповаягрупповаяиндивидуальнаяиндивидуальнаягрупповаяметоды работыиндивидуальное консультированиелекции, беседы, брошюры, листовки, памяткииндивидуальное консультированиекоррекционноразвивающая работа, тренингикоррекционноразвивающая работаиндивидуальное консультированиеиндивидуальное консультирование, семейное консультированиесоздание клубов по интересам задачи работыснижение тревожности, выработка новой временной перспективы жизни, жизненное проектирование, устранение личностных, эмоциональных проблем, содействие успешной адаптации после выхода на пенсию, работа с ценностными ориентациями иформирование о новой социальной ситуации, расширение представлений об образе жизни на пенсии, информирование о здоровом образе жизни и роли активности в формировании позитивного мировосприятия, работа с проблемами, сопряженными с процессом выхода на пенсию: депрессивное настроение, тревожность, перестройка системы ценностей, адаптация к новой социальной ситуации, перестройка отношений со значимыми людьми, жизненное проектирование навыки саморегуляции, обучение жизненному проектированию, целеполаганию, приобретение новых паттернов поведения, реагирования в новых социальных ситуациях взаимодействие, освоение новой социальной роли пенсионера.навыки саморегуляции, жизненное проектирование, формирование целостности личности, идентичности, формирование позитивной самооценкинавыки саморегуляции, жизненное проектирование, формирование целостности личности, идентичности, формирование позитивной самооценки, разрешение личностных проблем, сопутствующих постпенсионному периоду развитиярешение проблем, связанных с адаптацией к новой социальной ситуацией, снижение тревожности, коррекция семейных отношений, коррекция установок и ожиданий.включение в социальнодосуговую деятельность, развитие новых интересовместопредприятия, лечебные учрежденияпредприятиялечебные учреждения, учреждения социальной защиты населенияпсихологический центр при лечебном учреждении, учреждении социальной психологический центр при лечебном учреждении, учреждении социальной психологический центр при лечебном учреждении, учреждении социальной культурнодосуговые центрызащитызащитызащиты населенияпринципыГотовность к работе с пожилыми людьми, толерантность.Знание возрастных психологических особенностей пожилого возраста.Длительность индивидуальной и групповой работы.Многовариативность программы работыСвязь с жизненным опытом, иллюстративностьИспользование приемов психологической поддержкиОпора на ресурсы и потенции участников.Таким образом, работа по оптимизации трудовой активности пожилых людей должна проводится на уровне факторов социализации: на уровне макрофакторов –государством, на уровне мезофакторов –муниципалитетом; на уровне микрофакторов нами предложена модель социальнопсихологической деятельности по оптимизации трудовой активности людей третьего возраста, которая включает в себя профилактическую работу, социальнопсихологическое сопровождение при переходе в новую социальную ситуацию, коррекционную работу и индивидуальное консультирование. Модель предусматривает особенности работы с пожилыми людьми на этапах: предпенсионный, выход на пенсию, постпенсионный и включает в себя основные принципы работы с пожилыми людьми.

Ссылки на источники1.Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. –М. : Наука. –1978. –391 с.2.Фролькис, В. В. Долголетие действительное и возможное / В. В. Фролькис. –Киев : Наукова Думка. 1989.248 с.3.Светличная, Т.Г. Личностные характеристики адаптационных способностей лиц периода поздней взрослости / Т.Г.Светличная, А.А.Кузнецова // Экология человека. 2005.

№11.

С. 3741.4.Пряхина, С.Б. Психологопедагогическое сопровождение личностного самоопределения и развития идентичности в пожилом возрасте: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук: специальность 19.00.07 Москва: 2008. 19 с.