Роль артикуляции и дикции в процессе сольного пения. Их преимущества и недостатки

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Белоусенко М. И. Роль артикуляции и дикции в процессе сольного пения. Их преимущества и недостатки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1306–1310. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85262.htm.
Аннотация. Данная статья помогает раскрыть в деталях одно из самых трудоемких тематических направлений в системе обучения постановки голоса на специализированных кафедрах профильных высших и средних учебных заведениий, а также ознакомиться с артикуляционными приёмами, помогающими решать интонационные проблемы у начинающих вокалистов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Белоусенко Михаил Иванович,Доцент ВАК, профессор кафедры музыкального образованияГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры», г. Белгородbeloysenkomi@mail.ru

Роль артикуляции и дикции в процессе сольного пения. Их преимущества инедостатки

Аннотация.Данная статья помогает раскрыть в деталях одно из самых трудоемких тематических направлений в системе обучения постановки голоса на специализированных кафедрах профильных высших и среднихучебных заведениях. А также ознакомиться с артикуляционными приёмами, помогающих решать интонационные проблемы у начинающих вокалистов.Ключевые слова: Артикуляция, дикция, динамика, характер, позиция, манера, интонация.

Цель исследования: изучить процесс динамических изменений при формировании певческих навыков у студентов вокальнохоровых отделений Вузов с использованием правильных приемов артикуляции и дикции.Задачи исследования: обозначив основные артикуляционные и дикционные приоритеты, доказать их актуальность и практическую необходимость в процессе постановки голоса и исполнительской практики.Детальное ознакомление с материалом статьи поможет как начинающим педагогам, так и студентам расширить границы познания в области вокальной музыки.Введение.Обозначенная тема актуальна не только в процессе сольного пения, но и на бытовом уровне в разговорной речи (монолог, диалог). От рождения природа каждого человека наделяет исключительно индивидуальной способностью воспроизводить звуки, которыеприемлемо или неприемлемо воспринимаются собеседником или слушателем в процессе разговора или пения.Мы часто являемся свидетелями, когда в общении с другим собеседником начинаем прислушиваться или даже переспрашивать. Говорящий или поющий человек, обладающий наборомартикуляционнодикционных недостатков, сам того не подозревая, ставит себя в неловкое положение. А ведь процесс восприятия окружающими поющего или говорящего источника, формирует не только его имидж, но и профессиональный, исполнительский уровень.ГлаваI.Часто в класс по постановке голоса приходят студенты с различной вокальной природой и наработанными представлениями о вокальной подготовке.Хочу сразу заметить, что начинать занятия лучше и легче с «чистого листа». Если до Вас с ребенком никто не занимался вокалом, считайте, что Вам повезло. Переучить, зачастую, практически невозможно. Молодой мозг, как губка, впитывает в себя первоначальную информацию. Очень часто такая информация, полученная от «доморощенных» педагогов, кто преследует только коммерческие цели, является губительной для начинающих вокалистов.Не знание педагогом элементарных азов (с чего начинать?), как правило, приводит к плачевным результатам. Вокальная подготовка голоса является не простым, а сложным предметом, где тесно переплетается теория с практикой, педагогика с психологией. И правильно донести информацию студенту основная задача педагога. Одним из приоритетных разделов в вокальной педагогике является артикуляция и дикция, которые тесно связаны с разделами звукообразования и звуковедения, интонации.Так что же такое артикуляция? Не хотелось

бы давать излишне научное представление, которое переписывалось за долгие годы из учебника в учебник. Скажу простым языком. Артикуляция ‬это произношение гласных звуков, в процессе которого участвует определенная группа лицевых мышц. Существует ли разница между артикуляцией речевой и певческой? Без всякого сомнения, да, существует. Возникает вопрос: «На каком уровне необходимо овладеть приемом вокальной артикуляции в процессе обучения?» Ответ простой: «На самом высоком уровне, поскольку от правильной артикуляции зависит полетность певческого звука, что является неотъемлемой частью любого солирующего голоса. Если ученик, студент правильно и в полном объеме овладевает практическими навыками вокальной артикуляции, он автоматически решает проблемы и речевой артикуляции. Хочу предложить некоторые рекомендации.

Прежде всего,обучаемый должен уяснить и до автоматизма выработать в себе привычку, что для пропевания гласного звука, необходимо открыть рот. Предельно опущенная нижняя челюсть, обеспечивает достаточное пространство в ротовой полости, которая является естественным усилителем звука. Побывав на открытых уроках у молодых педагогов, заметил, что далеко не все уделяютдолжное внимание артикуляционному процессу. Элементарное требование педагога, увеличить динамику на конкретной музыкальной фразе произведения, студент выполнить не может или выполняет с трудом. Причина ‬полуоткрытый рот и зажаты челюстные мышцы, что мгновенно передается на мышцы гортани. В результате, звук в верхнем диапазоне будет зажат. Своим студентам при пропевании вокальных упражнений на различные гласные, я рекомендую выполнять эту процедурус хорошо опущенной челюстью, сохраняя при этом единую певческую позицию. Не плохо, если студент в процессе пения будет осуществлять самоконтроль, глядя на себя в зеркало. Для новичков, вокальная артикуляция осваивается не просто, так как поющий автоматически при пении использует речевую артикуляцию, которая не предполагает активизацию нижней челюсти. Весь процесс привыкания к вокальной артикуляции проходит в течении одного семестра. Очень важно помнить, что правильная артикуляция в единой вокальной позициинеразрывно связана со звукообразованием и интонацией. В учебной практике нередко встречаются студенты с отличными вокальными данными от природы, но с интонационными проблемами. Это происходит в том случае, когда слуховой центр, контролирующий звуковысотное положение воспроизводящего звука, посылает на мышцы связок неверную информацию, то есть на какой высоте голосовым связкам необходимо сомкнуться.Считаю, что путем более интенсивных занятий, прослушивания первоисточника и конечно интенсивного применения артикуляционных приемов в течение одного года, можно достичь определенных результатов. Вот некоторые рекомендации.Если студент, ученик поет с тенденцией к повышению звука, я рекомендую «пропевать»«проблемные» места в произведении, с хорошо опущенной челюстью и максимальным использованием грудного резонатора. То есть, в таких моментах студент как бы искусственно помогает себе удерживать звук в нижней позиции. И, наоборот, если студент поет с тенденцией к понижению звука, я рекомендую «пропевать»такие участки или же все произведение в состоянии внутренней улыбки, на полузевке, с опущенной гортанью и приподнятой грудкой клеткой. Образующийся звук в таком положении легче удерживать в верхней позиции.Предупреждаю, студент самостоятельно к этому не придет. Педагог, используя демонстрационный метод обучения, наглядно должен демонстрировать весь этот процесс.Глава II.Следующим этапом на пути к достижению положительных результатов в системе вокального образования является дикция. Дикция ‬это произношение согласных звуков, как в разговоре, так и в пении, когда участвует язык и мышцы губ. Фонетические особенности русского языка, скорее сложные, чем простые. Сложность, прежде всего, скрыта в звукосочетании. Для тогочтобы достаточно четко прозвучало слово при пропевании вокальной фразы, поющему необходимо сконцентрировать внимание на каждом согласном звуке в слоге и в слове.Нередко встречаются моменты, когда на звучание одного гласного звука в слове, приходится три, а то и четыре согласных звука. « Я встретил Вас…» И здесь, как никогда необходимо внимание поющего акцентировать на жесткое произношение каждого согласного звука. Малоопытные или начинающие солисты часто попадают в дикционные ловушки. Это случается когда поющему кажется, что все воспроизводимые им звуки отчетливо слышны, но в действительности в результате искаженной дикции, полётность звука ‬плохая.Такой поющий себя слышит хорошо только за счет внутренней вибрации.Л.В. Бетховен, страдающий глухотой, брал один край пластмассовой тросточки в зубы, а второй край клал на крышку рояля и за счет внутренней вибрации, идущей по трости к голове, где расположен слуховой центр, он отслушивал написанные им сочинения. Немаловажную роль играет при работе над дикцией функция активности нижней челюсти, то есть при произношении любого слога в любом сочетании гласных и согласных звуков, необходимо создать оптимальные условия для усиления полётности звука в ротовой полости. Таким образом, хорошо открывая рот в процессе пения, поющий обеспечивает гарантию и для дикции и для артикуляции, которые неразрывно связаны с собой.Очень часто в эстрадном вокале, где уделяется внимание не только всем составляющим вокальных методик, но и такому аспекту, как «манера», допускаются перекосы в артикуляционнодикционном процессе. Можно наблюдать такое явление как удлиненное пропевание согласного звука, стоящего в конце слова. Например: «Ты моййй единственный». Такое звучание ‬антивокальное, поскольку пропеваться должен гласный «о», а согласный «й» произносится внятно и кратко.Заключение.Ознакомившись и изучив указанные аспекты данной статьи, можно достичь значительных успехов в целостной системе вокального обучения. Положительно может повлиять на правильное формирование представлений и понимания у студентовдетальное изучение артикуляционнодикционного процесса. Бережное и терпеливое отношение педагога в процессе поэтапного обучения непременно даст положительные результаты.