Организация работы с родителями в дошкольном учреждении по профилактике компьютерной зависимости дошкольников
Выпуск:
ART 85266
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бучилова
И.
А.,
Убина
О.
Г. Организация работы с родителями в дошкольном учреждении по профилактике компьютерной зависимости дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
1326–1330. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85266.htm.
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема риска возникновения компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста. Анализируются результаты анкетирования родителей, раскрываются формы и методы работы по профилактике компьютерной зависимости дошкольников.
Ключевые слова:
профилактика, дети дошкольного возраста, компьютерная зависимость, анкетирование родителей
Текст статьи
Бучилова Ирина Анатольевна,кандидат психологических наук, доцент кафедры дефектологического образования ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г.Череповецibuchilova@yandex.ru
Убина Ольга Геннадьевна,заместитель заведующего МБДОУ «ДСОВ № 88», г. Череповецdog1781@mail.ru
Организация работы с родителями в дошкольном учреждении по профилактике компьютернойзависимости дошкольников
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема риска возникновения компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста. Анализируются результаты анкетирования родителей, раскрываются формы и методы работы по профилактике компьютерной зависимости дошкольников. Ключевые слова:компьютерная зависимость, дети дошкольного возраста, анкетирование родителей, профилактика.
Сегодня уже нет никакого сомнения в том, что наступивший XXI век является веком информации и научных знаний. Развитие глобального процесса информатизации общества, который активно охватил все развитые страны и Россию, приводит к формированию новой информационной среды обитания людей и нового, информационного уклада жизни. Поэтому состояние информационной среды общества оказывает весьма существенное влияние на состояние психики людей, стереотипы их поведения в обществе и личной жизни, на их моральные нормы, нравственные критерии и духовные ценности. А основы всего вышеперечисленного закладываются именно в детстве. Сегодня появилось такое понятие как нехимическая зависимость. Нехимическая зависимость это такая патологическая привязанность человека к чемулибо, где действующим звеном выступает не химическое вещество, а поведенческое действие, которое ведет человека к социальной дезаптации. Патологическая привязанность может быть к компьютеру и интернету, к социальным сетям, к просмотру телевизора, к еде, работе и др.Актуальность проблемы исследования нехимической, и, прежде всего, компьютерной зависимости, признана на государственном уровне. Исходные данные общероссийского мониторинга показывают, что численность детей и подростков в возрасте 7 14 лет с различной степенью выраженности игровой компьютерной зависимостью составляет 2 10 % [1].Как свидетельствуют исследования, компьютерная зависимость становится явной проблемой у детей 9 10 лет. Однакопринять необходимые меры по предотвращению ее развития важно именно в дошкольном возрасте[2].Сложившаяся ситуация требует поиска эффективных методов и средств по предупреждению игровой компьютерной зависимости, которые должны быть основаны на личностноориентированном подходе к каждому ребенку, а также на взаимодействии специалистов дошкольного учреждения с семьями воспитанников.В настоящее время основное внимание исследователей сосредоточено на поиске причин [1], [3], [4], [5], диагностических признаков[2],[6], психологических последствий компьютерной зависимости[7],[8], а также способов ее коррекции при грамотном использовании компьютерных технологий в дошкольном учреждении[9],[10].Цель нашего исследования заключается в выявлениидошкольников, которые в той или иной мере подвержены риску зависимости от компьютера и разработке технологий ее профилактики. Для решения поставленной цели нами была разработана специальная анкета для родителей. Ванкетировании приняли участие 45 родителей детей дошкольного возраста, посещающих МБДОУ «ДСОВ № 88» г. Череповца Вологодской области. Результаты анкетирования родителей представлены в таблице 1.Таблица 1Результаты анкетирования родителейна выявление риска развития зависимости от компьютерных игр у детей дошкольного возраста
вопросы анкеты3 года4 года5 лет6 лет7 летобщий показательКакие игры предпочитает ребенок, посещающий наш детский сад?а) настольныеб) активные, подвижныев)воздержались от ответа
20%60%20%
23,1%61,5%15,4%
35,7%28,6%35,7%
80%20%
50%50%
41,8%44%14,2%
Нравится ли ребенку играть со сверстниками?а) даб) иногдав) нет
92,3%;7,7%
76,9%23,1%
100%
100%
100%
93,84%6,16%
Знаком ли ваш ребенок с компьютером?53,8%76,9%85,7%100%100%83,3%У вас дома есть компьютер?100%100%100%100%100%100%Ребенок проявляет какойлибо интерес к компьютеру?а) всякий раз подходит к компьютеру, если он включен
б) иногда его привлекает чтолибо происходящее на мониторе
в) практически не интересуется
46,1%
30,8%
23,1%
46,1%
38,5%
15,4%
50%
42,9%
7,1%
80%
20%
80%
20%
60,5%
30,4%
9,1%Вы позволяете ребенку играть в компьютерные игры?46%46%71,4%100%100%72,7%Как часто он играет в компьютерные игры?
а) каждый день
б) день через день
в) когда нечем заняться
33,3%50%16,7%
16,7%83,3%
10%30%60%
20%20%60%
100%
12,66%43,34%44%По сколько часов в день ребенок проводит у компьютера
а) 2 часа и больше
б) от 1 до 2 часов
в) полчаса максимум
83.3%16,7%
66,6%33,4%
50%50%
20%80%
50%50%
53,98%46,02%Сам ли ребенок покидает компьютер?
а) пока родители не выдернут сетевой фильтр, или пока ребенок не заснет у него, либопока спина не заболит
б) когда как, иногда сам выходит изза компьютера
в) ребенку быстро надоедает, и он сам уходит
83,3%
16,7%
16,7%
66,6%
16,7%
10%
70%
20%
40%
40%
20%
100%
33,34%
51,98%
14,68%Когда у вас нет свободного времени, а ребенок крутится под ногами, то вы:
а) предпочитаете посадить ребенка за компьютер
б) всё зависит от случая (могу и за компьютер посадить)
в) вряд ли позволите ребенку бесконтрольно проводить время у компьютера
16.7%
66,6%
16,7%
50%
50%
50%
50%
40%
60%
50%
50%
3,34%
51,32%
45,34%Часто ли ребенок просит вас включить компьютер или игры на компьютере?
а) да постоянно
б) пару раз на день вспоминает
в) редко, почти не вспоминает
33,4%66,6%
16,7%66,6%
16,7%
20%60%
20%
20%20%
60%
50%
50%
28,02%42,64%
29,34%
Итак, у всех респондентов есть компьютеры. Процент знакомства детей с компьютером возрастает от 53,8 % в трехлетнем возрасте до 100 % в 6 и 7 лет. Если примерно четверть детей в трехлетнем возрасте не проявляют интереса к компьютерам, то к 6 7 годам все дети проявляют к ним интерес. Половина опрошенных родителей не позволяют младшим дошкольникам играть дома в компьютерные игры, в старшем же дошкольном возрасте всем детям это разрешается. В среднем дети проводят за компьютером 1 2 часа, что не соответствует гигиеническим нормам для дошкольников. Если в младшем и среднем дошкольном возрасте дети без особых проблем покидают компьютер, то в старшем дошкольном возрасте до 40 100 % случаев пока не заснут, не заболитспина, либо пока родители не выдернут из розетки шнур от компьютера.Когда у родителей нет свободного времени, а ребенок крутится под ногами, то педагогические воздействия примерно половины из них зависят от случая, могут егоиза компьютер посадить. Настораживает тот факт, что уже в трехлетнем возрасте 33,4% детей постоянно просят родителей включить компьютер или игры на компьютере.Далее рассмотрим процентное соотношение степени риска развития зависимости от компьютерных игр у детей дошкольного возраста по результатам анкетирования родителей.
Таблица 2Процентное соотношение степени риска развития зависимости от компьютерных игр у детей дошкольного возраста (МБДОУ «ДСОВ №88»)
Степень риска развития зависимости от компьютерных игр у детей дошкольного возраста3 года4 года5 лет6 лет7 летОбобщенные показатели (данные в процентах)высокая7,7
20
4,4средняя30,830,842,92010033,3низкая61,569,257,160
62,3
Как видно из данных таблицы, категория детей с высокой степеньюриска возникновения зависимостиот компьютерных игрв целом составила 4,4% от общего числа воспитанников. Выше среднего оказался процент высокой степени риска возникновения зависимости у трехлетних детей (7,7 %) и у шестилетних (20 %). Примерно у трети дошкольников выявлена средняя степеньриска возникновениязависимости. Следовательно, мы удостоверились, что проблема возникает в дошкольном детстве,и уже сейчас надо принимать меры. В дошкольном учреждении была разработана системаработыс родителями по профилактике психоактивных воздействий на воспитанников. Так как в дошкольном возрасте дети чаще занимаются тем, что им предлагают взрослые то и работу прежде всего надопроводить с родителями. Педагогами используютсятакие формы работы с родителями, как:
тематическая гостиная «Химические и нехимические зависимости»;
распространение памятки для родителей «Меры предосторожности по работе детей за компьютером»;
консультация «Компьютер: друг или враг?»;
папкипередвижки «Подвижные игры с детьми дома и во дворе», «Поговори со мною мама…», «Чем заняться с ребенком в выходные дни».Подробнееостановимся на тематической гостиной «Химические и нехимические зависимости». Целью проведения данного мероприятия является повышение знаний родителей по вопросам сохранения и укрепления психического здоровья их детей.Задачи: •выявление тенденций раннего приобщения детей к компьютерным играм;•информационное обобщение по вопросам психического здоровья дошкольников;•разработка универсальных рекомендаций для родителей по вопросам профилактики психоактивных воздействий на воспитанников.Для наглядности и большей эффективности усвоения родителями предоставляемого материала нами была разработана компьютерная презентация. И опять же подчеркнем здесь, что в настоящее время жизнь без компьютера возможна, но для достижения определенных целей он необходим. Только он помощник для нас а не смысл жизни.Итак,несмотрянато,чтообычнокомпьютернаязависимостьстановитсяявнойпроблемойудетейвшкольномвозрасте,начинаяс910лет,принятьнеобходимыемерыпопредотвращениюеёразвитияважноименновдошкольномвозрасте,покаещёинтересккомпьютерунесталдляребёнкабольшойпроблемой.Поэтому,родителямважнооченьхорошоразбиратьсявэтомвопросеипонимать,чтоделать,каквестисебя,какустанавливатьправилаиограничения,какстроитьобщениесребёнком,чтобынедопуститьразвитиякомпьютернойзависимости[1].
Ссылкинаисточники1.Гришина А.В. Психологические факторы возникновения и преодоления игровой зависимости в младшем подростковом возрасте // Дисс… на соиск. уч. ст. к. пс. н., Н. Новгород, 2011. 196 с.2.Буслова Е.Основныепризнакикомпьютернойзависимостиуребенка/ [Электронный ресурс] http://ipsyholog.ru/onlineseminars3.КашинаЮ.Компьютерная зависимость/ [Электронный ресурс] http://www.portalslovo.rupedagogy 4.МельниковаМ. В чём причина компьютерной зависимости детей и подростков? / [Электронный ресурс] http://assalam.ru/content/story/5.ФесяноваН.В. Методы коррекции компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста / [Электронный ресурс] http://nsportal.ru/detskiisad/raznoe/ahttp://nsportal.ru/6.Шишкунова О.В. Компьютерная зависимость у дошкольников / [Электронный ресурс] http://pochepgazeta.ru/7.Новосельцев В. И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема?//Директор школы. 2003. № 9
№9
1318с8.Соболева Б. Влияние телевизора и компьютера на душу ребенка//Женское здоровье. 2000. № 71619с.9.Моторин В. Н. Об использовании компьютера в педагогическом процессе // Дошкольное воспитание. 2001. № 122629 с.10.Некрасова З., Некрасова Н. Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним потом делать. М.: София. 2007. 256 с.
Убина Ольга Геннадьевна,заместитель заведующего МБДОУ «ДСОВ № 88», г. Череповецdog1781@mail.ru
Организация работы с родителями в дошкольном учреждении по профилактике компьютернойзависимости дошкольников
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема риска возникновения компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста. Анализируются результаты анкетирования родителей, раскрываются формы и методы работы по профилактике компьютерной зависимости дошкольников. Ключевые слова:компьютерная зависимость, дети дошкольного возраста, анкетирование родителей, профилактика.
Сегодня уже нет никакого сомнения в том, что наступивший XXI век является веком информации и научных знаний. Развитие глобального процесса информатизации общества, который активно охватил все развитые страны и Россию, приводит к формированию новой информационной среды обитания людей и нового, информационного уклада жизни. Поэтому состояние информационной среды общества оказывает весьма существенное влияние на состояние психики людей, стереотипы их поведения в обществе и личной жизни, на их моральные нормы, нравственные критерии и духовные ценности. А основы всего вышеперечисленного закладываются именно в детстве. Сегодня появилось такое понятие как нехимическая зависимость. Нехимическая зависимость это такая патологическая привязанность человека к чемулибо, где действующим звеном выступает не химическое вещество, а поведенческое действие, которое ведет человека к социальной дезаптации. Патологическая привязанность может быть к компьютеру и интернету, к социальным сетям, к просмотру телевизора, к еде, работе и др.Актуальность проблемы исследования нехимической, и, прежде всего, компьютерной зависимости, признана на государственном уровне. Исходные данные общероссийского мониторинга показывают, что численность детей и подростков в возрасте 7 14 лет с различной степенью выраженности игровой компьютерной зависимостью составляет 2 10 % [1].Как свидетельствуют исследования, компьютерная зависимость становится явной проблемой у детей 9 10 лет. Однакопринять необходимые меры по предотвращению ее развития важно именно в дошкольном возрасте[2].Сложившаяся ситуация требует поиска эффективных методов и средств по предупреждению игровой компьютерной зависимости, которые должны быть основаны на личностноориентированном подходе к каждому ребенку, а также на взаимодействии специалистов дошкольного учреждения с семьями воспитанников.В настоящее время основное внимание исследователей сосредоточено на поиске причин [1], [3], [4], [5], диагностических признаков[2],[6], психологических последствий компьютерной зависимости[7],[8], а также способов ее коррекции при грамотном использовании компьютерных технологий в дошкольном учреждении[9],[10].Цель нашего исследования заключается в выявлениидошкольников, которые в той или иной мере подвержены риску зависимости от компьютера и разработке технологий ее профилактики. Для решения поставленной цели нами была разработана специальная анкета для родителей. Ванкетировании приняли участие 45 родителей детей дошкольного возраста, посещающих МБДОУ «ДСОВ № 88» г. Череповца Вологодской области. Результаты анкетирования родителей представлены в таблице 1.Таблица 1Результаты анкетирования родителейна выявление риска развития зависимости от компьютерных игр у детей дошкольного возраста
вопросы анкеты3 года4 года5 лет6 лет7 летобщий показательКакие игры предпочитает ребенок, посещающий наш детский сад?а) настольныеб) активные, подвижныев)воздержались от ответа
20%60%20%
23,1%61,5%15,4%
35,7%28,6%35,7%
80%20%
50%50%
41,8%44%14,2%
Нравится ли ребенку играть со сверстниками?а) даб) иногдав) нет
92,3%;7,7%
76,9%23,1%
100%
100%
100%
93,84%6,16%
Знаком ли ваш ребенок с компьютером?53,8%76,9%85,7%100%100%83,3%У вас дома есть компьютер?100%100%100%100%100%100%Ребенок проявляет какойлибо интерес к компьютеру?а) всякий раз подходит к компьютеру, если он включен
б) иногда его привлекает чтолибо происходящее на мониторе
в) практически не интересуется
46,1%
30,8%
23,1%
46,1%
38,5%
15,4%
50%
42,9%
7,1%
80%
20%
80%
20%
60,5%
30,4%
9,1%Вы позволяете ребенку играть в компьютерные игры?46%46%71,4%100%100%72,7%Как часто он играет в компьютерные игры?
а) каждый день
б) день через день
в) когда нечем заняться
33,3%50%16,7%
16,7%83,3%
10%30%60%
20%20%60%
100%
12,66%43,34%44%По сколько часов в день ребенок проводит у компьютера
а) 2 часа и больше
б) от 1 до 2 часов
в) полчаса максимум
83.3%16,7%
66,6%33,4%
50%50%
20%80%
50%50%
53,98%46,02%Сам ли ребенок покидает компьютер?
а) пока родители не выдернут сетевой фильтр, или пока ребенок не заснет у него, либопока спина не заболит
б) когда как, иногда сам выходит изза компьютера
в) ребенку быстро надоедает, и он сам уходит
83,3%
16,7%
16,7%
66,6%
16,7%
10%
70%
20%
40%
40%
20%
100%
33,34%
51,98%
14,68%Когда у вас нет свободного времени, а ребенок крутится под ногами, то вы:
а) предпочитаете посадить ребенка за компьютер
б) всё зависит от случая (могу и за компьютер посадить)
в) вряд ли позволите ребенку бесконтрольно проводить время у компьютера
16.7%
66,6%
16,7%
50%
50%
50%
50%
40%
60%
50%
50%
3,34%
51,32%
45,34%Часто ли ребенок просит вас включить компьютер или игры на компьютере?
а) да постоянно
б) пару раз на день вспоминает
в) редко, почти не вспоминает
33,4%66,6%
16,7%66,6%
16,7%
20%60%
20%
20%20%
60%
50%
50%
28,02%42,64%
29,34%
Итак, у всех респондентов есть компьютеры. Процент знакомства детей с компьютером возрастает от 53,8 % в трехлетнем возрасте до 100 % в 6 и 7 лет. Если примерно четверть детей в трехлетнем возрасте не проявляют интереса к компьютерам, то к 6 7 годам все дети проявляют к ним интерес. Половина опрошенных родителей не позволяют младшим дошкольникам играть дома в компьютерные игры, в старшем же дошкольном возрасте всем детям это разрешается. В среднем дети проводят за компьютером 1 2 часа, что не соответствует гигиеническим нормам для дошкольников. Если в младшем и среднем дошкольном возрасте дети без особых проблем покидают компьютер, то в старшем дошкольном возрасте до 40 100 % случаев пока не заснут, не заболитспина, либо пока родители не выдернут из розетки шнур от компьютера.Когда у родителей нет свободного времени, а ребенок крутится под ногами, то педагогические воздействия примерно половины из них зависят от случая, могут егоиза компьютер посадить. Настораживает тот факт, что уже в трехлетнем возрасте 33,4% детей постоянно просят родителей включить компьютер или игры на компьютере.Далее рассмотрим процентное соотношение степени риска развития зависимости от компьютерных игр у детей дошкольного возраста по результатам анкетирования родителей.
Таблица 2Процентное соотношение степени риска развития зависимости от компьютерных игр у детей дошкольного возраста (МБДОУ «ДСОВ №88»)
Степень риска развития зависимости от компьютерных игр у детей дошкольного возраста3 года4 года5 лет6 лет7 летОбобщенные показатели (данные в процентах)высокая7,7
20
4,4средняя30,830,842,92010033,3низкая61,569,257,160
62,3
Как видно из данных таблицы, категория детей с высокой степеньюриска возникновения зависимостиот компьютерных игрв целом составила 4,4% от общего числа воспитанников. Выше среднего оказался процент высокой степени риска возникновения зависимости у трехлетних детей (7,7 %) и у шестилетних (20 %). Примерно у трети дошкольников выявлена средняя степеньриска возникновениязависимости. Следовательно, мы удостоверились, что проблема возникает в дошкольном детстве,и уже сейчас надо принимать меры. В дошкольном учреждении была разработана системаработыс родителями по профилактике психоактивных воздействий на воспитанников. Так как в дошкольном возрасте дети чаще занимаются тем, что им предлагают взрослые то и работу прежде всего надопроводить с родителями. Педагогами используютсятакие формы работы с родителями, как:
тематическая гостиная «Химические и нехимические зависимости»;
распространение памятки для родителей «Меры предосторожности по работе детей за компьютером»;
консультация «Компьютер: друг или враг?»;
папкипередвижки «Подвижные игры с детьми дома и во дворе», «Поговори со мною мама…», «Чем заняться с ребенком в выходные дни».Подробнееостановимся на тематической гостиной «Химические и нехимические зависимости». Целью проведения данного мероприятия является повышение знаний родителей по вопросам сохранения и укрепления психического здоровья их детей.Задачи: •выявление тенденций раннего приобщения детей к компьютерным играм;•информационное обобщение по вопросам психического здоровья дошкольников;•разработка универсальных рекомендаций для родителей по вопросам профилактики психоактивных воздействий на воспитанников.Для наглядности и большей эффективности усвоения родителями предоставляемого материала нами была разработана компьютерная презентация. И опять же подчеркнем здесь, что в настоящее время жизнь без компьютера возможна, но для достижения определенных целей он необходим. Только он помощник для нас а не смысл жизни.Итак,несмотрянато,чтообычнокомпьютернаязависимостьстановитсяявнойпроблемойудетейвшкольномвозрасте,начинаяс910лет,принятьнеобходимыемерыпопредотвращениюеёразвитияважноименновдошкольномвозрасте,покаещёинтересккомпьютерунесталдляребёнкабольшойпроблемой.Поэтому,родителямважнооченьхорошоразбиратьсявэтомвопросеипонимать,чтоделать,каквестисебя,какустанавливатьправилаиограничения,какстроитьобщениесребёнком,чтобынедопуститьразвитиякомпьютернойзависимости[1].
Ссылкинаисточники1.Гришина А.В. Психологические факторы возникновения и преодоления игровой зависимости в младшем подростковом возрасте // Дисс… на соиск. уч. ст. к. пс. н., Н. Новгород, 2011. 196 с.2.Буслова Е.Основныепризнакикомпьютернойзависимостиуребенка/ [Электронный ресурс] http://ipsyholog.ru/onlineseminars3.КашинаЮ.Компьютерная зависимость/ [Электронный ресурс] http://www.portalslovo.rupedagogy 4.МельниковаМ. В чём причина компьютерной зависимости детей и подростков? / [Электронный ресурс] http://assalam.ru/content/story/5.ФесяноваН.В. Методы коррекции компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста / [Электронный ресурс] http://nsportal.ru/detskiisad/raznoe/ahttp://nsportal.ru/6.Шишкунова О.В. Компьютерная зависимость у дошкольников / [Электронный ресурс] http://pochepgazeta.ru/7.Новосельцев В. И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема?//Директор школы. 2003. № 9
№9
1318с8.Соболева Б. Влияние телевизора и компьютера на душу ребенка//Женское здоровье. 2000. № 71619с.9.Моторин В. Н. Об использовании компьютера в педагогическом процессе // Дошкольное воспитание. 2001. № 122629 с.10.Некрасова З., Некрасова Н. Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним потом делать. М.: София. 2007. 256 с.