Организация работы с родителями в дошкольном учреждении по профилактике компьютерной зависимости дошкольников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бучилова И. А., Убина О. Г. Организация работы с родителями в дошкольном учреждении по профилактике компьютерной зависимости дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1326–1330. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85266.htm.
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема риска возникновения компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста. Анализируются результаты анкетирования родителей, раскрываются формы и методы работы по профилактике компьютерной зависимости дошкольников.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бучилова Ирина Анатольевна,кандидат психологических наук, доцент кафедры дефектологического образования ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г.Череповецibuchilova@yandex.ru

Убина Ольга Геннадьевна,заместитель заведующего МБДОУ «ДСОВ № 88», г. Череповецdog1781@mail.ru

Организация работы с родителями в дошкольном учреждении по профилактике компьютернойзависимости дошкольников

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема риска возникновения компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста. Анализируются результаты анкетирования родителей, раскрываются формы и методы работы по профилактике компьютерной зависимости дошкольников. Ключевые слова:компьютерная зависимость, дети дошкольного возраста, анкетирование родителей, профилактика.

Сегодня уже нет никакого сомнения в том, что наступивший XXI век является веком информации и научных знаний. Развитие глобального процесса информатизации общества, который активно охватил все развитые страны и Россию, приводит к формированию новой информационной среды обитания людей и нового, информационного уклада жизни. Поэтому состояние информационной среды общества оказывает весьма существенное влияние на состояние психики людей, стереотипы их поведения в обществе и личной жизни, на их моральные нормы, нравственные критерии и духовные ценности. А основы всего вышеперечисленного закладываются именно в детстве. Сегодня появилось такое понятие как нехимическая зависимость. Нехимическая зависимость ‬это такая патологическая привязанность человека к чемулибо, где действующим звеном выступает не химическое вещество, а поведенческое действие, которое ведет человека к социальной дезаптации. Патологическая привязанность может быть к компьютеру и интернету, к социальным сетям, к просмотру телевизора, к еде, работе и др.Актуальность проблемы исследования нехимической, и, прежде всего, компьютерной зависимости, признана на государственном уровне. Исходные данные общероссийского мониторинга показывают, что численность детей и подростков в возрасте 7 ‬14 лет с различной степенью выраженности игровой компьютерной зависимостью составляет 2 ‬10 % [1].Как свидетельствуют исследования, компьютерная зависимость становится явной проблемой у детей 9 ‬10 лет. Однакопринять необходимые меры по предотвращению ее развития важно именно в дошкольном возрасте[2].Сложившаяся ситуация требует поиска эффективных методов и средств по предупреждению игровой компьютерной зависимости, которые должны быть основаны на личностноориентированном подходе к каждому ребенку, а также на взаимодействии специалистов дошкольного учреждения с семьями воспитанников.В настоящее время основное внимание исследователей сосредоточено на поиске причин [1], [3], [4], [5], диагностических признаков[2],[6], психологических последствий компьютерной зависимости[7],[8], а также способов ее коррекции при грамотном использовании компьютерных технологий в дошкольном учреждении[9],[10].Цель нашего исследования заключается в выявлениидошкольников, которые в той или иной мере подвержены риску зависимости от компьютера и разработке технологий ее профилактики. Для решения поставленной цели нами была разработана специальная анкета для родителей. Ванкетировании приняли участие 45 родителей детей дошкольного возраста, посещающих МБДОУ «ДСОВ № 88» г. Череповца Вологодской области. Результаты анкетирования родителей представлены в таблице 1.Таблица 1Результаты анкетирования родителейна выявление риска развития зависимости от компьютерных игр у детей дошкольного возраста

вопросы анкеты3 года4 года5 лет6 лет7 летобщий показательКакие игры предпочитает ребенок, посещающий наш детский сад?а) настольныеб) активные, подвижныев)воздержались от ответа

20%60%20%

23,1%61,5%15,4%

35,7%28,6%35,7%



80%20%



50%50%



41,8%44%14,2%

Нравится ли ребенку играть со сверстниками?а) даб) иногдав) нет

92,3%;7,7%

76,9%23,1%

100%



100%



100%

93,84%6,16%

Знаком ли ваш ребенок с компьютером?53,8%76,9%85,7%100%100%83,3%У вас дома есть компьютер?100%100%100%100%100%100%Ребенок проявляет какойлибо интерес к компьютеру?а) всякий раз подходит к компьютеру, если он включен

б) иногда его привлекает чтолибо происходящее на мониторе

в) практически не интересуется



46,1%

30,8%

23,1%

46,1%

38,5%

15,4%

50%

42,9%

7,1%

80%

20%



80%

20%



60,5%

30,4%

9,1%Вы позволяете ребенку играть в компьютерные игры?46%46%71,4%100%100%72,7%Как часто он играет в компьютерные игры?

а) каждый день

б) день через день

в) когда нечем заняться

33,3%50%16,7%

16,7%83,3%

10%30%60%

20%20%60%

100%

12,66%43,34%44%По сколько часов в день ребенок проводит у компьютера

а) 2 часа и больше

б) от 1 до 2 часов

в) полчаса максимум



83.3%16,7%



66,6%33,4%



50%50%



20%80%



50%50%



53,98%46,02%Сам ли ребенок покидает компьютер?

а) пока родители не выдернут сетевой фильтр, или пока ребенок не заснет у него, либопока спина не заболит

б) когда как, иногда сам выходит изза компьютера

в) ребенку быстро надоедает, и он сам уходит





83,3%

16,7%

16,7%



66,6%

16,7%

10%



70%

20%

40%



40%

20%

100%







33,34%



51,98%

14,68%Когда у вас нет свободного времени, а ребенок крутится под ногами, то вы:

а) предпочитаете посадить ребенка за компьютер

б) всё зависит от случая (могу и за компьютер посадить)

в) вряд ли позволите ребенку бесконтрольно проводить время у компьютера



16.7%

66,6%

16,7%





50%

50%





50%

50%





40%

60%





50%

50%



3,34%

51,32%

45,34%Часто ли ребенок просит вас включить компьютер или игры на компьютере?

а) да постоянно

б) пару раз на день вспоминает

в) редко, почти не вспоминает

33,4%66,6%



16,7%66,6%

16,7%

20%60%

20%

20%20%

60%



50%

50%



28,02%42,64%

29,34%

Итак, у всех респондентов есть компьютеры. Процент знакомства детей с компьютером возрастает от 53,8 % в трехлетнем возрасте до 100 % в 6 и 7 лет. Если примерно четверть детей в трехлетнем возрасте не проявляют интереса к компьютерам, то к 6 ‬7 годам все дети проявляют к ним интерес. Половина опрошенных родителей не позволяют младшим дошкольникам играть дома в компьютерные игры, в старшем же дошкольном возрасте всем детям это разрешается. В среднем дети проводят за компьютером 1 ‬2 часа, что не соответствует гигиеническим нормам для дошкольников. Если в младшем и среднем дошкольном возрасте дети без особых проблем покидают компьютер, то в старшем дошкольном возрасте до 40 ‬100 % случаев ‬пока не заснут, не заболитспина, либо пока родители не выдернут из розетки шнур от компьютера.Когда у родителей нет свободного времени, а ребенок крутится под ногами, то педагогические воздействия примерно половины из них зависят от случая, могут егоиза компьютер посадить. Настораживает тот факт, что уже в трехлетнем возрасте 33,4% детей постоянно просят родителей включить компьютер или игры на компьютере.Далее рассмотрим процентное соотношение степени риска развития зависимости от компьютерных игр у детей дошкольного возраста по результатам анкетирования родителей.

Таблица 2Процентное соотношение степени риска развития зависимости от компьютерных игр у детей дошкольного возраста (МБДОУ «ДСОВ №88»)

Степень риска развития зависимости от компьютерных игр у детей дошкольного возраста3 года4 года5 лет6 лет7 летОбобщенные показатели (данные в процентах)высокая7,7

20

4,4средняя30,830,842,92010033,3низкая61,569,257,160

62,3

Как видно из данных таблицы, категория детей с высокой степеньюриска возникновения зависимостиот компьютерных игрв целом составила 4,4% от общего числа воспитанников. Выше среднего оказался процент высокой степени риска возникновения зависимости у трехлетних детей (7,7 %) и у шестилетних (20 %). Примерно у трети дошкольников выявлена средняя степеньриска возникновениязависимости. Следовательно, мы удостоверились, что проблема возникает в дошкольном детстве,и уже сейчас надо принимать меры. В дошкольном учреждении была разработана системаработыс родителями по профилактике психоактивных воздействий на воспитанников. Так как в дошкольном возрасте дети чаще занимаются тем, что им предлагают взрослые ‬то и работу прежде всего надопроводить с родителями. Педагогами используютсятакие формы работы с родителями, как:

тематическая гостиная «Химические и нехимические зависимости»;

распространение памятки для родителей «Меры предосторожности по работе детей за компьютером»;

консультация «Компьютер: друг или враг?»;

папкипередвижки «Подвижные игры с детьми дома и во дворе», «Поговори со мною мама…», «Чем заняться с ребенком в выходные дни».Подробнееостановимся на тематической гостиной «Химические и нехимические зависимости». Целью проведения данного мероприятия является повышение знаний родителей по вопросам сохранения и укрепления психического здоровья их детей.Задачи: •выявление тенденций раннего приобщения детей к компьютерным играм;•информационное обобщение по вопросам психического здоровья дошкольников;•разработка универсальных рекомендаций для родителей по вопросам профилактики психоактивных воздействий на воспитанников.Для наглядности и большей эффективности усвоения родителями предоставляемого материала нами была разработана компьютерная презентация. И опять же подчеркнем здесь, что в настоящее время жизнь без компьютера возможна, но для достижения определенных целей он необходим. Только он помощник для нас ‬а не смысл жизни.Итак,несмотрянато,чтообычнокомпьютернаязависимостьстановитсяявнойпроблемойудетейвшкольномвозрасте,начинаяс910лет,принятьнеобходимыемерыпопредотвращениюеёразвитияважноименновдошкольномвозрасте,покаещёинтересккомпьютерунесталдляребёнкабольшойпроблемой.Поэтому,родителямважнооченьхорошоразбиратьсявэтомвопросеипонимать,чтоделать,каквестисебя,какустанавливатьправилаиограничения,какстроитьобщениесребёнком,чтобынедопуститьразвитиякомпьютернойзависимости[1].

Ссылкинаисточники1.Гришина А.В. Психологические факторы возникновения и преодоления игровой зависимости в младшем подростковом возрасте // Дисс… на соиск. уч. ст. к. пс. н., Н. Новгород, 2011. ‬196 с.2.Буслова Е.Основныепризнакикомпьютернойзависимостиуребенка/ [Электронный ресурс] http://ipsyholog.ru/onlineseminars3.КашинаЮ.Компьютерная зависимость/ [Электронный ресурс] http://www.portalslovo.rupedagogy 4.МельниковаМ. В чём причина компьютерной зависимости детей и подростков? / [Электронный ресурс] http://assalam.ru/content/story/5.ФесяноваН.В. Методы коррекции компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста / [Электронный ресурс] http://nsportal.ru/detskiisad/raznoe/ahttp://nsportal.ru/6.Шишкунова О.В. Компьютерная зависимость у дошкольников / [Электронный ресурс] http://pochepgazeta.ru/7.Новосельцев В. И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема?//Директор школы. ‬2003. № 9

№9

1318с8.Соболева Б. Влияние телевизора и компьютера на душу ребенка//Женское здоровье. ‬2000. № 71619с.9.Моторин В. Н. Об использовании компьютера в педагогическом процессе // Дошкольное воспитание. ‬2001. ‬№ 122629 с.10.Некрасова З., Некрасова Н. Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним потом делать. ‬М.: София. ‬2007. ‬256 с.