Основы анализа бухгалтерского баланса транспортной организации: теоретический и практический аспекты
Выпуск:
ART 85270
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Темякова
Т.
В. Основы анализа бухгалтерского баланса транспортной организации: теоретический и практический аспекты // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
1346–1350. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85270.htm.
Аннотация. В данной статье повествуется об анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия на основе горизонтального и вертикального анализа бухгалтерского баланса. Приводятся теоретические основы анализа бухгалтерского баланса, и разбирается конкретный пример транспортной организации, предлагаются мероприятия по улучшению финансово-хозяйственной деятельности компании.
Ключевые слова:
финансово-хозяйственная деятельность, бухгалтерский баланс, горизонтальный анализ бухгалтерского баланса, вертикальный анализ бухгалтерского баланса, транспортная компания
Текст статьи
Темякова Татьяна Витальевна,Кандидат экономических наук, доцент, Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, Институт истории и международных отношений, кафедра туризма и культурного наследия, г. Саратовtemyakova@yandex.ru
Основыанализа бухгалтерского баланса транспортной организации: теоретический и практический аспект
Аннотация. В данной статьеповествуется об анализе финансовохозяйственной деятельности предприятия на основе горизонтального и вертикального анализа бухгалтерского баланса. Приводятся теоретические основы анализа бухгалтерского баланса,и разбирается конкретный пример транспортной организации, предлагаются мероприятия по улучшению финансовохозяйственной деятельности компании.
Ключевые слова:горизонтальный анализ бухгалтерского баланса, вертикальный анализ бухгалтерского баланса, бухгалтерский баланс, финансовохозяйственная деятельность, транспортная компания.
Организации любых организационноправовых форм стремятся к финансовому благополучию, что заставляет их работать с максимальной экономической отдачей, внедрять эффективные способы управления предприятием. Немаловажную роль в достижении конечных целей организации при этом играет внутрифирменное планирование. Задача любого предприятия заключается в максимальном сближении планируемых и фактическидостигнутыхпоказателей деятельностиорганизации. Все этапы внутрифирменного планирования чрезвычайно важны: и анализ исходных позиций предприятия как сочетания анализа факторов внешней среды и внутрипроизводственных возможностейпредприятия, и оценка слабых и сильных сторон организации, и разработка оптимальных плановпредприятия. Ошибки, допущенные на любом этапе, способны привести к неверным решениям, и фактические показатели могут не достигнуть планируемых. В связи с этим предлагается рассмотреть основы анализа финансовохозяйственной деятельности предприятия как первого этапа осуществления внутрифирменного планирования в части, связанной с анализом внутрипроизводственных возможностей фирмы.Для наглядности изучим финансовохозяйственную деятельность конкретной транспортной организации. Однако в целях неразглашения конфиденциальной информации мы не называем эту компанию и принимаем условное обозначение –Транспортная компания, имеющая организационноправовую форму –общество с ограниченной ответственностью.Проанализируем бухгалтерский баланс Транспортной компании, на основании которого выявим возможные финансовые риски деятельности указанной организации. Вопервых, необходимо провести горизонтальный анализ, представляющий собой сопоставление статей баланса на начало и конец периода, это помогает выяснить имеющиеся отклонения, требующие дальнейшей детальной проработки.При проведении горизонтального анализа прежде всего следует сравнить раздел 5,4 Пассива с разделом 3 Пассива, т.е. размер краткосрочных и долгосрочных обязательств с величиной собственного капитала. На каждую из трех дат величина собственного капитала ниже обязательств фирмы, однако,этого недостаточно, чтобы утверждать о финансовой неустойчивости предприятия.
Таблица 1Бухгалтерский баланс Транспортной компании, тыс. руб.
Далее смотрим, хватает ли у предприятия денежных средств для расчета по долгам. На три рассматриваемые даты у Транспортной компаниине достаточно денежных средств для покрытия кредиторской задолженности. При суммировании денежных средств и дебиторской задолженности, являющихся первоклассными ликвидными средствами и легкореализуемыми активами, предприятие может погасить краткосрочные обязательства по состоянию на 31 декабря 2012 и 2013 гг. Однако в дальнейшем ситуация ухудшается. По итогам 1 квартала 2014 г. можно утверждать, что текущая платежеспособность предприятия ставится под сомнение, поскольку даже всех имеющихся у организации оборотных активов не хватает для покрытия своих краткосрочных обязательств. Важно изучить структуру долгов. Рассматриваемое предприятие имеет задолженность перед персоналом, перед кредиторами. Недостаток денежных средств связан, вопервых, с приобретением в первом квартале 2014 г. основных средств, отсутствием поступлений от заказчиков за оказанные услуги и ростом запасов. Сказанное свидетельствует о снижении платежеспособности Транспортной компании, предприятие испытывает проблемы с финансовой устойчивостью. Полученные выводы должен подтвердить вертикальный анализ баланса.Вертикальный анализ представляет выражение статьи баланса через определенное процентное отношение к соответствующей базовой статье.По таблице определяют тенденции изменения оборачиваемости всех средств предприятия. Считается, что тенденции ускорения оборачиваемости всех средств соответствует ситуация, при которой наблюдается одновременный рост оборотных средств и сокращение основных средств, это позволяет получать больше денежных ресурсов. Кроме того, тенденцию ускорения оборачиваемости подтверждает увеличение коэффициента мобильности.
01.04.201431.12.201331.12.2012I Внеоборотные активы
Основные средства12519170213Прочие внеоборотные активы37
Итого по Разделу I12556170213II Оборотные активы
Запасы180321356НДС по приоб. центям000Дебит. задолж.230422717923298Ден. Средства77421052385Итого по Разделу II256192949725739Баланс381752966725952III Капитал и Резервы
Уставный капитал101010Нераспределенная пр.21351639773Итого по разделу III21451649783V Краткосрочные обяз.
Заем. Сред.000Кредит. Задолж.360302801825169Итого по разделу V360302801825169Баланс381752966725952Таблица 2Анализ структуры Актива балансаТранспортной компании за 1 квартал 2014 г.
Показателина началопериода 31.12.2013на конец периода 01.04.2014отклонение в абсолютнойсуммеотклонение в процентах к началу периодаИмущество предприятия
29667,0038175,008508,0028,68Основные средства и пр. ВОА170,0012556,0012386,007285,88в процентах ко всем средствам0,5732,8932,325639,80Оборотные средства
29497,0025619,003878,0013,15в процентах ко всем средствам(коэффициент мобильности) 99,4367,1132,3232,50Матер. обор. средства213,001803,001590,00746,48в процентах кобор. средствам0,727,046,32874,61Дебиторская задолженность27179,0023042,004137,0015,22в процентах к обор. средствам
92,1489,942,202,39Ден. средства и краткоср. фин. влож.
2105,00774,001331,0063,23в процентах к оборотным средствам)7,143,024,1257,66
Если рассматривать бухгалтерский баланс по периодам, то можно отметить следующее: в 2013 г. коэффициент мобильности с начала до конца года был стабильно высоким и составлял чуть менее 100%. Также наблюдалось обратная динамика основных и оборотных средств, оборотные средства увеличились на 14,6%, а основные средства сократились на 20%, что в целом подтверждало тенденцию ускорения оборачиваемости всех средств Транспортной компании. Однако в первом квартале 2014 г. ситуация изменилась. Оборотные средства начали сокращаться, и по состоянию на 01 апреля 2014 г. были равны 25619 тыс. руб. (сокращение составило 13,2% от уровня 31 января 2013 г.), основные средства увеличились на 12386 тыс. руб. (была приобретена техника в кредит), коэффициент мобильности сократился на 32,5% и оказался на уровне 67,1%.Таким образом, на предприятии ускорения оборачиваемости в 1 квартале 2014 г. нет, так как наблюдается обратная тенденция: рост основных средств сопровождается падением оборотных средств, следовательно, денежные средства уменьшаются. Коэффициент мобильности (оборотные средства в процентах ко всем средствам) уменьшается, что означает недостаточную реализацию, приобретение большого количества запасов.
Таблица 3Анализ структуры Актива бухгалтерского баланса Транспортной компанииза 2013 г.
Показателина началопериода 31.12.2012на конец периода 31.12.2013отклонение в абсолютнойсуммеотклонение в процентах к началу периодаИмущество предприятия25952,0029667,003715,0014,31Основные средства и пр. ВОА213,00170,0043,0020,19в процентах ко всем средствам0,820,570,2530,18Оборотные средства25739,0029497,003758,0014,60в процентах ко всем средствам99,1899,430,250,25Материальныеоборотныесредства56,00213,00157,00280,36в процентах к оборотнымсредствам0,220,720,50231,90Дебиторская задолженность23298,0027179,003881,0016,66в процентах к оборотным средствам90,5292,141,631,80Денежныесредства и краткосрочныефинансовыевложения2385,002105,00280,0011,74в процентах к оборотным средствам9,277,142,1322,98
Однако анализ 2013 г. показал достаточно неплохую динамику, поэтому, ориентируясь на данные баланса, можно считать, чтопредприятие обладает возможностьюизменить ситуацию, взыскав к концу годадебиторскую задолженность с должников и расплатившисьполученными средствами с кредиторами. Это задача стояла перед предприятиемна оставшиеся три квартала 2014 г. Но сейчас исследуются доступные данные на 01.04.2014, и подтвердить или опровергнуть высказанные предположениядолжен дальнейший анализ.
При анализе структуры Пассива баланса обращает на себя внимание коэффициент собственности. Вопервых, несмотря на его незначительный рост на протяжении всего рассматриваемого периода он не превышает и 5%, что означает, в каждом рубле средств предприятия 5 коп. собственных средств и 95 коп. заемных. Величина собственных оборотных средств на 01.04.2014 приобрела отрицательное значение (10411 тыс. руб.), следовательно, покрыть внеоборотные и оборотные активы собственными средствами невозможно, необходимо использовать заемные ресурсы для формирования внеоборотных активов. Таблица 4Анализ структуры ПассивабалансаТранспортной компании за 1 квартал 2014 г.
Показателина начало периода 31.12.2013на конец периода 01.04.2014отклонение в абсолютнойсуммеотклонение в процентахИсточники средств29667,0038175,008508,0028,68Источники собственных средств1649,002145,00496,0030,08в процентах к источникам средств(коэффициент 5,565,620,061,09собственности, нормальное значение = 0,6)
Собственные оборотные средства1479,0010411,0011890,00803,92в процентах к собственным средствам89,69485,36575,05641,15Заемные средства28018,0036030,008012,0028,60в процентах к источникам средств94,4494,380,060,06Кредиторская задолженность28018,0036030,008012,0028,60в процентах к заемным средствам100,00100,000,000,00
Таблица 4Анализ структуры Пассивабухгалтерского балансатранспортной компании за 2013 г.Показателина началопериода 31.12.2012на конец периода 31.12.2013отклонение в абсолютнойсуммеотклонение в проц.Источники средств25952,0029667,003715,0014,31Источники собственных средств783,001649,00866,00110,60в процентах к источникам средств 3,025,562,5484,23Собственные оборотные средства570,001479,00909,00159,47в процентах к собственным средствам72,8089,6916,8923,21Заемные средства25169,0028018,002849,0011,32в процентах к источникам средств96,9894,442,542,62Кредиторская задолженность25169,0028018,002849,0011,32в процентах к заемным средствам100,00100,000,000,00
Воспользуемся формулами для расчета показателей деловой активности, финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности Транспортной компании.Показатели деловой активности (оборачиваемости)Оборачиваемость запасов =
Затраты на производство реализованной продукции можно посмотреть по оборотносальдовой ведомости (сч. 90.2). Втечение квартала запасы оборачиваются 51раз, а значит, один оборот длится примерно 1,8дней, что в целом соответствует деятельности предприятия, занимающегося перевозкой грузов.Показатели финансовой устойчивости
(на одинрубль собственных средств приходится 32,14 руб. заемных);
(на одинрубльсобственных средств приходится почти 17 руб. заемных);
(на одинрубль собственных средств приходится 16,8рублей заемных)Как видно из приведенных расчетов, коэффициент соотнесения собственных и заемных средств за рассматриваемый период сократился в 2 раза. Однако по состоянию на 01 апреля 2014 г. он попрежнему высок, т.к. критическое значение этогопоказателя равно 1. При превышении данного порогового значения, финансовая устойчивость предприятияставится под сомнение. Для того чтобы исключить возможность неверной интерпретации проведенных расчетов, необходимо проанализировать структуру долгов. Желательной ситуацией является наличие в составе долгов организации долгосрочного кредита, однако компаниядолгосрочных кредитов не брало, значительную долю долгов организации занимают краткосрочные долги перед кредиторами и персоналом.
Предельное значениекоэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами составляет0,10,5, следовательно, фирма финансово неустойчива, т.е. зависит от заемного капитала.Показатели ликвидности и платежеспособности
На протяжении всего рассматриваемого периодакоэффициент абсолютной ликвидности сокращается.При этом предельное значение составляет 0,2 –0,5, расчетные показатели много меньше интервала предельных величин.
Предельное значение –0,70,8
Предельное значение = 2, однако,если оборачиваемость запасов высокая, данный показатель может быть и ниже, тем не менее, он должен всегда превышать единицу.Коэффициент текущей ликвидности ниже предельногозначения. Структура анализируемого баланса неудовлетворительная, поскольку показатели текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами ниже порогового значения. Показатели рентабельностиДля расчета рентабельности продукции воспользуемся следующей формулой:
Данные о себестоимости, прибыли от реализации и выручке от реализацииможно получить из отчета о прибылях и убытках организации.
1 рубль продаж приносит около 6копеекприбыли.
Каждый рубль приносит 5копеек.Рентабельность невысокая.Проведенный анализ финансовохозяйственной деятельности Транспортной компаниипозволяет выявить некоторые финансовые риски деятельности этого предприятия. Вопервых, большая величина дебиторской задолженности на протяжении всего рассматриваемого периода создает риск невозврата заемщиками денежных средств организации, риск превращения сомнительных долгов (долгов, являющихся результатом неплатежеспособности клиента, не имеющие обеспечения) в безнадежные долги (долги, по которым истексрок исковой давности или долги ликвидированных и обанкротившихся предприятий). Рекомендуется ежеквартально проводить инвентаризацию дебиторской задолженности, создавать резерв по сомнительным долгам. Также для предприятия характерна чрезмерная зависимость от заемного капитала, подтвержденная коэффициентом соотнесения собственных и заемных средств, коэффициентом обеспеченности собственными оборотными средствами, что само по себе создает риск потери финансовой самостоятельности.Кроме того, существует рискдальнейшего сокращения платежеспособности предприятия. Компанияв 1 квартале 2014 г. приобреласпецтехнику с использованием заемных средств, можно было бы сослаться на этот факт и заключить, что именно поэтому краткосрочные обязательства фирмы составляют столь существенную величину –36 млн. руб., однако по факту на 01.04.2014 величина основных средств была равна 12,5 млн. руб., следовательно, размер кредиторской задолженности объясняется не только фактом приобретения техники в кредит, у предприятия неудовлетворительная структура долгов, в том числе достаточна высокая задолженность перед персоналом, которую необходимо погашать, опятьтаки реализуя запасы, взыскивая дебиторскую задолженность, иначе нечем будет платить по долгам, ведь платежеспособность предприятия и так стоит под угрозой. На самом деле, структура анализируемого бухгалтерского баланса типична для предприятий малого бизнеса.Огромное количество предприятий испытывает сложности с платежеспособностью, величина дебиторской задолженноститаких организацийвысока,и отсутствие денежных средств влечет за собой рост кредиторской задолженности. В такой ситуации необходимо тщательно выбирать контрагентов, надежных, проверенных партнеров по бизнесу, которые исправно платят за оказанные услуги, и самим становиться ответственными заемщиками, иначе организация может вступить на путь банкротства.Интересен вопрос о предпринимаемых компанией попытках управления обозначенными финансовыми рисками. Транспортная компания работает с использованием спецтехники, взятой в аренду. В первом квартале 2014 г. онаподписаладоговор на выполнение работ по доставке строительных материалов для строительства крупного промышленного объекта. В связи с необходимостью выполнения большого объема работ организацией были приобретены единицы спецтехники (тягачи, полуприцеп и трал). По контракту аванс не предусмотрен, оплата производится после выполнения услуг (оплата должна осуществляться частями, в конце каждого месяца). Сказанное объясняет неудовлетворительное состояние коэффициентов абсолютной, быстрой и текущей ликвидности в 1 квартале 2014 г., платежей в первом квартале 2014 г. не было. Выполнение крупного контракта способно привестик росту денежных средств организации, что позволит предприятию расплатиться по своим долгам с кредиторами.Бухгалтерский баланс является «фотографией» состояния предприятия на определенную дату, и поэтому сам по себе анализ его финансовохозяйственной деятельности без учета специфики деятельности конкретной организации не дает возможность получить действительное представление о работе компании. В связи с этим можно заключить, что правдивая картина деятельности транспортной организации возможна лишь после завершения работ по строительству Промпарка. Предотвратить риск невозврата денежных средств и возможного роста дебиторской задолженности по данному контракту способны прописанные в договоре условия выполнения заказа[1]:1. Расчет по договору производится Заказчиком за фактически оказанные услуги в течение 10 (десяти) календарных дней с даты подписания Актавыполненных работ (услуг) на основании представленных Исполнителем Акта выполненных работ (услуг);2. Акт выполненных работ (услуг) должен быть представлен Исполнителем Заказчику для рассмотрения и последующего его подписания не позднее 10 (десятого) числа месяца, следующего за месяцем, в котором оказывались услуги. В случае отсутствия со стороны Заказчика претензий к качеству и срокам оказанных услуг Акт должен быть подписан Заказчиком не позднее 15 (пятнадцатого) числа месяца, следующего за месяцем, в котором были оказаны услуги. При задержке Заказчиком подписания Акта выполненных работ (услуг) и не предоставлении мотивированного отказа от приемки услуг без уважительных причин до 15 (пятнадцатого) числа месяца, следующего за месяцем оказания услуг, услугипо настоящему Договору считаются принятыми Заказчиком и подлежат оплате;3. Если Заказчик не производит оплату ежемесячно оказанных Исполнителем услуг, Исполнитель имеет право взыскать с Заказчика пени в размере 0,05 (ноль целых пять сотых) процента от стоимости неоплаченного ежемесячного объема услуг за каждый день просрочки оплаты и др.Таким образом, рассматриваемую Транспортнуюкомпаниюпо состоянию на 01.04.2014 можно охарактеризовать как финансово неустойчивую организацию, однако за деятельностью данного предприятия надо следить в динамике.Организатор строительства Промпарка оказался добросовестным заказчиком,к концу 2014 г. (контракт был составлен на срок до конца 2014 г.) Транспортная компания смогла улучшитьпоказатели своей финансовохозяйственной деятельности.Обратим внимание, что руководством организации был предоставлен бухгалтерский баланс на 01.04.2014, который отражал текущее финансовое состояние предприятия на конкретную дату.Однако в рамках данной статьи важно не столько реальное состояние компании натекущую дату, сколько пониманиевсейважностии самогопринципапроведения анализа бухгалтерского баланса фирмы в целях дальнейшего планирования деятельности организации. Данная статья будет полезна студентам, обучающимся на экономических направлениях, и всем лицам, интересующимся изучением финансовохозяйственной деятельности предприятий, желающим самостоятельно провести горизонтальный и вертикальный анализ бухгалтерского баланса и составить собственное представление о финансовом состоянии организации.
Ссылки на источники1.Данные, представленные Транспортной компанией.
Основыанализа бухгалтерского баланса транспортной организации: теоретический и практический аспект
Аннотация. В данной статьеповествуется об анализе финансовохозяйственной деятельности предприятия на основе горизонтального и вертикального анализа бухгалтерского баланса. Приводятся теоретические основы анализа бухгалтерского баланса,и разбирается конкретный пример транспортной организации, предлагаются мероприятия по улучшению финансовохозяйственной деятельности компании.
Ключевые слова:горизонтальный анализ бухгалтерского баланса, вертикальный анализ бухгалтерского баланса, бухгалтерский баланс, финансовохозяйственная деятельность, транспортная компания.
Организации любых организационноправовых форм стремятся к финансовому благополучию, что заставляет их работать с максимальной экономической отдачей, внедрять эффективные способы управления предприятием. Немаловажную роль в достижении конечных целей организации при этом играет внутрифирменное планирование. Задача любого предприятия заключается в максимальном сближении планируемых и фактическидостигнутыхпоказателей деятельностиорганизации. Все этапы внутрифирменного планирования чрезвычайно важны: и анализ исходных позиций предприятия как сочетания анализа факторов внешней среды и внутрипроизводственных возможностейпредприятия, и оценка слабых и сильных сторон организации, и разработка оптимальных плановпредприятия. Ошибки, допущенные на любом этапе, способны привести к неверным решениям, и фактические показатели могут не достигнуть планируемых. В связи с этим предлагается рассмотреть основы анализа финансовохозяйственной деятельности предприятия как первого этапа осуществления внутрифирменного планирования в части, связанной с анализом внутрипроизводственных возможностей фирмы.Для наглядности изучим финансовохозяйственную деятельность конкретной транспортной организации. Однако в целях неразглашения конфиденциальной информации мы не называем эту компанию и принимаем условное обозначение –Транспортная компания, имеющая организационноправовую форму –общество с ограниченной ответственностью.Проанализируем бухгалтерский баланс Транспортной компании, на основании которого выявим возможные финансовые риски деятельности указанной организации. Вопервых, необходимо провести горизонтальный анализ, представляющий собой сопоставление статей баланса на начало и конец периода, это помогает выяснить имеющиеся отклонения, требующие дальнейшей детальной проработки.При проведении горизонтального анализа прежде всего следует сравнить раздел 5,4 Пассива с разделом 3 Пассива, т.е. размер краткосрочных и долгосрочных обязательств с величиной собственного капитала. На каждую из трех дат величина собственного капитала ниже обязательств фирмы, однако,этого недостаточно, чтобы утверждать о финансовой неустойчивости предприятия.
Таблица 1Бухгалтерский баланс Транспортной компании, тыс. руб.
Далее смотрим, хватает ли у предприятия денежных средств для расчета по долгам. На три рассматриваемые даты у Транспортной компаниине достаточно денежных средств для покрытия кредиторской задолженности. При суммировании денежных средств и дебиторской задолженности, являющихся первоклассными ликвидными средствами и легкореализуемыми активами, предприятие может погасить краткосрочные обязательства по состоянию на 31 декабря 2012 и 2013 гг. Однако в дальнейшем ситуация ухудшается. По итогам 1 квартала 2014 г. можно утверждать, что текущая платежеспособность предприятия ставится под сомнение, поскольку даже всех имеющихся у организации оборотных активов не хватает для покрытия своих краткосрочных обязательств. Важно изучить структуру долгов. Рассматриваемое предприятие имеет задолженность перед персоналом, перед кредиторами. Недостаток денежных средств связан, вопервых, с приобретением в первом квартале 2014 г. основных средств, отсутствием поступлений от заказчиков за оказанные услуги и ростом запасов. Сказанное свидетельствует о снижении платежеспособности Транспортной компании, предприятие испытывает проблемы с финансовой устойчивостью. Полученные выводы должен подтвердить вертикальный анализ баланса.Вертикальный анализ представляет выражение статьи баланса через определенное процентное отношение к соответствующей базовой статье.По таблице определяют тенденции изменения оборачиваемости всех средств предприятия. Считается, что тенденции ускорения оборачиваемости всех средств соответствует ситуация, при которой наблюдается одновременный рост оборотных средств и сокращение основных средств, это позволяет получать больше денежных ресурсов. Кроме того, тенденцию ускорения оборачиваемости подтверждает увеличение коэффициента мобильности.
01.04.201431.12.201331.12.2012I Внеоборотные активы
Основные средства12519170213Прочие внеоборотные активы37
Итого по Разделу I12556170213II Оборотные активы
Запасы180321356НДС по приоб. центям000Дебит. задолж.230422717923298Ден. Средства77421052385Итого по Разделу II256192949725739Баланс381752966725952III Капитал и Резервы
Уставный капитал101010Нераспределенная пр.21351639773Итого по разделу III21451649783V Краткосрочные обяз.
Заем. Сред.000Кредит. Задолж.360302801825169Итого по разделу V360302801825169Баланс381752966725952Таблица 2Анализ структуры Актива балансаТранспортной компании за 1 квартал 2014 г.
Показателина началопериода 31.12.2013на конец периода 01.04.2014отклонение в абсолютнойсуммеотклонение в процентах к началу периодаИмущество предприятия
29667,0038175,008508,0028,68Основные средства и пр. ВОА170,0012556,0012386,007285,88в процентах ко всем средствам0,5732,8932,325639,80Оборотные средства
29497,0025619,003878,0013,15в процентах ко всем средствам(коэффициент мобильности) 99,4367,1132,3232,50Матер. обор. средства213,001803,001590,00746,48в процентах кобор. средствам0,727,046,32874,61Дебиторская задолженность27179,0023042,004137,0015,22в процентах к обор. средствам
92,1489,942,202,39Ден. средства и краткоср. фин. влож.
2105,00774,001331,0063,23в процентах к оборотным средствам)7,143,024,1257,66
Если рассматривать бухгалтерский баланс по периодам, то можно отметить следующее: в 2013 г. коэффициент мобильности с начала до конца года был стабильно высоким и составлял чуть менее 100%. Также наблюдалось обратная динамика основных и оборотных средств, оборотные средства увеличились на 14,6%, а основные средства сократились на 20%, что в целом подтверждало тенденцию ускорения оборачиваемости всех средств Транспортной компании. Однако в первом квартале 2014 г. ситуация изменилась. Оборотные средства начали сокращаться, и по состоянию на 01 апреля 2014 г. были равны 25619 тыс. руб. (сокращение составило 13,2% от уровня 31 января 2013 г.), основные средства увеличились на 12386 тыс. руб. (была приобретена техника в кредит), коэффициент мобильности сократился на 32,5% и оказался на уровне 67,1%.Таким образом, на предприятии ускорения оборачиваемости в 1 квартале 2014 г. нет, так как наблюдается обратная тенденция: рост основных средств сопровождается падением оборотных средств, следовательно, денежные средства уменьшаются. Коэффициент мобильности (оборотные средства в процентах ко всем средствам) уменьшается, что означает недостаточную реализацию, приобретение большого количества запасов.
Таблица 3Анализ структуры Актива бухгалтерского баланса Транспортной компанииза 2013 г.
Показателина началопериода 31.12.2012на конец периода 31.12.2013отклонение в абсолютнойсуммеотклонение в процентах к началу периодаИмущество предприятия25952,0029667,003715,0014,31Основные средства и пр. ВОА213,00170,0043,0020,19в процентах ко всем средствам0,820,570,2530,18Оборотные средства25739,0029497,003758,0014,60в процентах ко всем средствам99,1899,430,250,25Материальныеоборотныесредства56,00213,00157,00280,36в процентах к оборотнымсредствам0,220,720,50231,90Дебиторская задолженность23298,0027179,003881,0016,66в процентах к оборотным средствам90,5292,141,631,80Денежныесредства и краткосрочныефинансовыевложения2385,002105,00280,0011,74в процентах к оборотным средствам9,277,142,1322,98
Однако анализ 2013 г. показал достаточно неплохую динамику, поэтому, ориентируясь на данные баланса, можно считать, чтопредприятие обладает возможностьюизменить ситуацию, взыскав к концу годадебиторскую задолженность с должников и расплатившисьполученными средствами с кредиторами. Это задача стояла перед предприятиемна оставшиеся три квартала 2014 г. Но сейчас исследуются доступные данные на 01.04.2014, и подтвердить или опровергнуть высказанные предположениядолжен дальнейший анализ.
При анализе структуры Пассива баланса обращает на себя внимание коэффициент собственности. Вопервых, несмотря на его незначительный рост на протяжении всего рассматриваемого периода он не превышает и 5%, что означает, в каждом рубле средств предприятия 5 коп. собственных средств и 95 коп. заемных. Величина собственных оборотных средств на 01.04.2014 приобрела отрицательное значение (10411 тыс. руб.), следовательно, покрыть внеоборотные и оборотные активы собственными средствами невозможно, необходимо использовать заемные ресурсы для формирования внеоборотных активов. Таблица 4Анализ структуры ПассивабалансаТранспортной компании за 1 квартал 2014 г.
Показателина начало периода 31.12.2013на конец периода 01.04.2014отклонение в абсолютнойсуммеотклонение в процентахИсточники средств29667,0038175,008508,0028,68Источники собственных средств1649,002145,00496,0030,08в процентах к источникам средств(коэффициент 5,565,620,061,09собственности, нормальное значение = 0,6)
Собственные оборотные средства1479,0010411,0011890,00803,92в процентах к собственным средствам89,69485,36575,05641,15Заемные средства28018,0036030,008012,0028,60в процентах к источникам средств94,4494,380,060,06Кредиторская задолженность28018,0036030,008012,0028,60в процентах к заемным средствам100,00100,000,000,00
Таблица 4Анализ структуры Пассивабухгалтерского балансатранспортной компании за 2013 г.Показателина началопериода 31.12.2012на конец периода 31.12.2013отклонение в абсолютнойсуммеотклонение в проц.Источники средств25952,0029667,003715,0014,31Источники собственных средств783,001649,00866,00110,60в процентах к источникам средств 3,025,562,5484,23Собственные оборотные средства570,001479,00909,00159,47в процентах к собственным средствам72,8089,6916,8923,21Заемные средства25169,0028018,002849,0011,32в процентах к источникам средств96,9894,442,542,62Кредиторская задолженность25169,0028018,002849,0011,32в процентах к заемным средствам100,00100,000,000,00
Воспользуемся формулами для расчета показателей деловой активности, финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности Транспортной компании.Показатели деловой активности (оборачиваемости)Оборачиваемость запасов =
Затраты на производство реализованной продукции можно посмотреть по оборотносальдовой ведомости (сч. 90.2). Втечение квартала запасы оборачиваются 51раз, а значит, один оборот длится примерно 1,8дней, что в целом соответствует деятельности предприятия, занимающегося перевозкой грузов.Показатели финансовой устойчивости
(на одинрубль собственных средств приходится 32,14 руб. заемных);
(на одинрубльсобственных средств приходится почти 17 руб. заемных);
(на одинрубль собственных средств приходится 16,8рублей заемных)Как видно из приведенных расчетов, коэффициент соотнесения собственных и заемных средств за рассматриваемый период сократился в 2 раза. Однако по состоянию на 01 апреля 2014 г. он попрежнему высок, т.к. критическое значение этогопоказателя равно 1. При превышении данного порогового значения, финансовая устойчивость предприятияставится под сомнение. Для того чтобы исключить возможность неверной интерпретации проведенных расчетов, необходимо проанализировать структуру долгов. Желательной ситуацией является наличие в составе долгов организации долгосрочного кредита, однако компаниядолгосрочных кредитов не брало, значительную долю долгов организации занимают краткосрочные долги перед кредиторами и персоналом.
Предельное значениекоэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами составляет0,10,5, следовательно, фирма финансово неустойчива, т.е. зависит от заемного капитала.Показатели ликвидности и платежеспособности
На протяжении всего рассматриваемого периодакоэффициент абсолютной ликвидности сокращается.При этом предельное значение составляет 0,2 –0,5, расчетные показатели много меньше интервала предельных величин.
Предельное значение –0,70,8
Предельное значение = 2, однако,если оборачиваемость запасов высокая, данный показатель может быть и ниже, тем не менее, он должен всегда превышать единицу.Коэффициент текущей ликвидности ниже предельногозначения. Структура анализируемого баланса неудовлетворительная, поскольку показатели текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами ниже порогового значения. Показатели рентабельностиДля расчета рентабельности продукции воспользуемся следующей формулой:
Данные о себестоимости, прибыли от реализации и выручке от реализацииможно получить из отчета о прибылях и убытках организации.
1 рубль продаж приносит около 6копеекприбыли.
Каждый рубль приносит 5копеек.Рентабельность невысокая.Проведенный анализ финансовохозяйственной деятельности Транспортной компаниипозволяет выявить некоторые финансовые риски деятельности этого предприятия. Вопервых, большая величина дебиторской задолженности на протяжении всего рассматриваемого периода создает риск невозврата заемщиками денежных средств организации, риск превращения сомнительных долгов (долгов, являющихся результатом неплатежеспособности клиента, не имеющие обеспечения) в безнадежные долги (долги, по которым истексрок исковой давности или долги ликвидированных и обанкротившихся предприятий). Рекомендуется ежеквартально проводить инвентаризацию дебиторской задолженности, создавать резерв по сомнительным долгам. Также для предприятия характерна чрезмерная зависимость от заемного капитала, подтвержденная коэффициентом соотнесения собственных и заемных средств, коэффициентом обеспеченности собственными оборотными средствами, что само по себе создает риск потери финансовой самостоятельности.Кроме того, существует рискдальнейшего сокращения платежеспособности предприятия. Компанияв 1 квартале 2014 г. приобреласпецтехнику с использованием заемных средств, можно было бы сослаться на этот факт и заключить, что именно поэтому краткосрочные обязательства фирмы составляют столь существенную величину –36 млн. руб., однако по факту на 01.04.2014 величина основных средств была равна 12,5 млн. руб., следовательно, размер кредиторской задолженности объясняется не только фактом приобретения техники в кредит, у предприятия неудовлетворительная структура долгов, в том числе достаточна высокая задолженность перед персоналом, которую необходимо погашать, опятьтаки реализуя запасы, взыскивая дебиторскую задолженность, иначе нечем будет платить по долгам, ведь платежеспособность предприятия и так стоит под угрозой. На самом деле, структура анализируемого бухгалтерского баланса типична для предприятий малого бизнеса.Огромное количество предприятий испытывает сложности с платежеспособностью, величина дебиторской задолженноститаких организацийвысока,и отсутствие денежных средств влечет за собой рост кредиторской задолженности. В такой ситуации необходимо тщательно выбирать контрагентов, надежных, проверенных партнеров по бизнесу, которые исправно платят за оказанные услуги, и самим становиться ответственными заемщиками, иначе организация может вступить на путь банкротства.Интересен вопрос о предпринимаемых компанией попытках управления обозначенными финансовыми рисками. Транспортная компания работает с использованием спецтехники, взятой в аренду. В первом квартале 2014 г. онаподписаладоговор на выполнение работ по доставке строительных материалов для строительства крупного промышленного объекта. В связи с необходимостью выполнения большого объема работ организацией были приобретены единицы спецтехники (тягачи, полуприцеп и трал). По контракту аванс не предусмотрен, оплата производится после выполнения услуг (оплата должна осуществляться частями, в конце каждого месяца). Сказанное объясняет неудовлетворительное состояние коэффициентов абсолютной, быстрой и текущей ликвидности в 1 квартале 2014 г., платежей в первом квартале 2014 г. не было. Выполнение крупного контракта способно привестик росту денежных средств организации, что позволит предприятию расплатиться по своим долгам с кредиторами.Бухгалтерский баланс является «фотографией» состояния предприятия на определенную дату, и поэтому сам по себе анализ его финансовохозяйственной деятельности без учета специфики деятельности конкретной организации не дает возможность получить действительное представление о работе компании. В связи с этим можно заключить, что правдивая картина деятельности транспортной организации возможна лишь после завершения работ по строительству Промпарка. Предотвратить риск невозврата денежных средств и возможного роста дебиторской задолженности по данному контракту способны прописанные в договоре условия выполнения заказа[1]:1. Расчет по договору производится Заказчиком за фактически оказанные услуги в течение 10 (десяти) календарных дней с даты подписания Актавыполненных работ (услуг) на основании представленных Исполнителем Акта выполненных работ (услуг);2. Акт выполненных работ (услуг) должен быть представлен Исполнителем Заказчику для рассмотрения и последующего его подписания не позднее 10 (десятого) числа месяца, следующего за месяцем, в котором оказывались услуги. В случае отсутствия со стороны Заказчика претензий к качеству и срокам оказанных услуг Акт должен быть подписан Заказчиком не позднее 15 (пятнадцатого) числа месяца, следующего за месяцем, в котором были оказаны услуги. При задержке Заказчиком подписания Акта выполненных работ (услуг) и не предоставлении мотивированного отказа от приемки услуг без уважительных причин до 15 (пятнадцатого) числа месяца, следующего за месяцем оказания услуг, услугипо настоящему Договору считаются принятыми Заказчиком и подлежат оплате;3. Если Заказчик не производит оплату ежемесячно оказанных Исполнителем услуг, Исполнитель имеет право взыскать с Заказчика пени в размере 0,05 (ноль целых пять сотых) процента от стоимости неоплаченного ежемесячного объема услуг за каждый день просрочки оплаты и др.Таким образом, рассматриваемую Транспортнуюкомпаниюпо состоянию на 01.04.2014 можно охарактеризовать как финансово неустойчивую организацию, однако за деятельностью данного предприятия надо следить в динамике.Организатор строительства Промпарка оказался добросовестным заказчиком,к концу 2014 г. (контракт был составлен на срок до конца 2014 г.) Транспортная компания смогла улучшитьпоказатели своей финансовохозяйственной деятельности.Обратим внимание, что руководством организации был предоставлен бухгалтерский баланс на 01.04.2014, который отражал текущее финансовое состояние предприятия на конкретную дату.Однако в рамках данной статьи важно не столько реальное состояние компании натекущую дату, сколько пониманиевсейважностии самогопринципапроведения анализа бухгалтерского баланса фирмы в целях дальнейшего планирования деятельности организации. Данная статья будет полезна студентам, обучающимся на экономических направлениях, и всем лицам, интересующимся изучением финансовохозяйственной деятельности предприятий, желающим самостоятельно провести горизонтальный и вертикальный анализ бухгалтерского баланса и составить собственное представление о финансовом состоянии организации.
Ссылки на источники1.Данные, представленные Транспортной компанией.