Ключевые аспекты влияния интернет-маркетинга на развитие регионального предпринимательства

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мезенцева Е. В., Мартыненко А. А. Ключевые аспекты влияния интернет-маркетинга на развитие регионального предпринимательства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1341–1345. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85269.htm.
Аннотация. Рассмотрены роль и необходимость использования интернет-технологий для ведения бизнеса в современных условиях.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Мартыненко Андрей Александрович,старший преподаватель кафедры «Экономические и гуманитарные дисциплины», филиал ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный университет путей сообщения» в г. Кропоткине, г. Кропоткинtozier@mail.ru

Мезенцева Екатерина Викторовна,кандидат экономических наук, зав. кафедрой социальногуманитарных дисциплин филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Тихорецке, г. Тихорецкekaterinamez@yandex.ru

Ключевые аспекты влиянияинтернетмаркетинга на развитие регионального предпринимательства

Аннотация.Рассмотрены роль и необходимость использования интеренттехнологий для ведения бизнеса в современных условиях.

Ключевые слова:интернетмаркетинг, бизнесмодели, электронный бизнес.

Интернетмаркетинг

это комплекс мероприятий по продвижению и продаже на рынке товаров и услуг с помощью сетевых технологий Интернет. Для продвижения товаров и услуг в Интернете необходимо иметь свой Webсайт, на котором должна быть представлена различная информация о товарах или услугах и средства, с помощью которых потребитель может разместить и оплатить заказ.В настоящее время Интернетмаркетинг –это самостоятельный вид деятельности, который относится к электронному бизнесу. В глобальной сети Интернет существует множество сайтов, которые предоставляют маркетинговые услуги (услуги по продвижению сайта в поисковых системах) [6].

Использование Интернет –технологий в хозяйственной деятельности современного предприятия является осознанной необходимостью и неотъемлемой чертой его бизнеса. Сегодня уже трудно представить не только крупное предприятие, но и небольшую фирму, не использующую Интернет в своем бизнесе. Вариантов интеграции бизнеса в интернетсреду достаточно много: от создания статического фирменного сайта до полной интеграции бизнеса в среду Интернет. Несмотря на то, что средние коэффициенты вебактивности в российской экономике невысоки в целом, результаты исследований показывают, что российские региональные предприятия сделали свой первый шаг для осуществления перевода бизнеса в электроннокоммерческие формы.Значительное место здесь занимают предприятия сферы малого бизнеса, активно использующие Интернет –пространство, которые играют особую роль в становлении и развитии современной экономики. «Основной задачей предпринимательской деятельности является удовлетворение потребностей покупателя. Предприятие в условиях рынка функционирует только в том случае, если его продукция отвечает запросам, предъявленным потребителем. Чтобы знать истинные его запросы, предприниматель должен вкладывать значительные средства в изучение рынка. В условиях рыночной экономики предприниматель должен активизировать свою трудовую деятельность, чтобы выжить в климате конкуренции, поддерживая свое производство на передовом научнотехническом уровне». Интернет является достаточно мощным и эффективным инструментом, помогающим решать данные проблемы в сложившихся условиях глобализационных процессов в экономике[4]. Тем не менее,несмотря на то, что глобальная сеть становится одним из важнейших инструментов бизнеса, позволяющим связать в единую цепочку поставщиков, производителей, потребителей, отсутствие стандартных методик, а также опыта ведения бизнеса в Интернете создает проблему выбора оптимальной модели интеграции для большинства региональных предприятий сферы малого и среднего бизнеса[3]. Здесь одной из ключевых проблем регионального бизнес сообщества является недостаточность информации и маркетинговых инициатив в самом секторе. Благодарягеотаргетингу в поисковых системах выдача имеющейся в сети информации корректируется в зависимости от региона, однако по данным исследований АКАР (ассоциация коммуникационных агентств России), маркетинговой группы Newmann Bauer, а также Ассоциации Коммуникационных Агентств России, всего 15 % производителей проводят кампании по маркетингу в интернете (за рубежом этот показатель достигает 90%). Низкая активность особенно заметна на фоне общего роста рынка интернетрекламы, которая в настоящее время составляет примерно 67% в год[7]. Ниша промышленных рынков, представленных в сети растет, однако темпы остаются незначительными. Подавляющее большинство региональных промышленных предприятий ограничиваются размещением общей информации о компании. И только 5% предприятий промышленной группы используют интернет как маркетинговый инструмент и размещают подробную информацию о продуктах, рекламные статьи и прессрелизы[8]. При этом маркетинговыми инструментами в большей степени пользуются столичные компании, в большинстве своем выступающие посредниками между самим производителем и покупателем. Российские компании уже сегодня могут потерять часть своей аудитории, не имея собственного сайта, либо невнимательно к нему относясь, так как мнения пользователей рунета о брендах без сайтов разделились на отрицательные и нейтральные. Больше других отсутствие сайта у компании осуждает молодежь и пользователи сети средних лет.Региональные производители зачастую просто не видят необходимости в интернетмаркетинге или вовсе не знают о существовании такового, не отслеживают изменения рынка и циклы закупок.При этом эффективность работы большинства интернетпроектов, реализуемых фирмами,находится на весьма низком уровне. Например,при разработке корпоративного сайта у многих предприятий в основном преобладает принцип «разработал –разместил в сети забыл», при котором предприятие собственными силами, либо с помощью сторонних организаций разрабатывает корпоративный сайт, регистрирует доменное имя, размещает сайт в сети, а затем через некоторое время забывает о его существовании. Естественно, при этом речь не ведется об анализе посещаемости, регулярном обновлении новостных станиц (если конечно таковые вообще имеются), проведении маркетинговых исследований. В итоге через какоето время сайт для предприятия становиться обузой, от которой становится легче и эффективнее избавиться, чем развивать. Кроме технических недоработок, проблемами неудач большинства интернетпроектов является, как правило, использование недостаточно эффективной маркетинговой политики развития проектов либо ее полное отсутствие. Маркетинговая политика продвижения интернетпроекта во многом зависит от модели бизнеса, избираемой компанией. Как известно, большинство сайтов, с точки зрения лежащей в их основе бизнесмодели относятся к одной из следующих групп:

adsupported(рекламная бизнес модель), когда сайт создается с целью формирования на нем постоянной четко сегментированной, максимально широкой аудитории, контакты с которой продаются рекламодателям;

businesssupported(модель поддержки бизнеса), когда основной бизнес фирмы не связан с сетью, а сайт используется для расширения клиентуры, формирования имиджа и других целей; newbusiness(модель создания нового бизнеса), когда сайт выступает как средство диверсификации деятельности компании, за счет предоставления платных сервисов и т.п.;

capitalization(модель капитализации проекта), когда главной целью создателей является рост стоимости и ликвидности проекта с целью его дальнейшей продажи. Анализ показал, что одной из наиболее характерных черт корпоративных интернетпроектов региональных предприятий является тот факт, что их “раскруткой” (а за частую и разработкой) занимается системный администратор предприятия, или просто технический специалист, основная задача которого –поддержание работоспособности компьютеров предприятия. В этой ситуации приходиться вести речь не только о невысоком уровне его знаний в области маркетинга, но и, как правило, об элементарной нехватке времени на периодическое обновление прайслистов фирмы. В том случае, если вопросами интернетмаркетинга всетаки занимается отдел маркетинга, возникает очередная проблема. Далеко не все сотрудники таких отделов представляют себе,какой спецификой должна обладать маркетинговая кампания, проводимая в Интернете. Проведенный автором анализ около 30 средних и крупных предприятий, работающих в различных сферах экономики, подтвердил, что данная проблема характерна для более чем 85% исследованных фирм. На этом фоне не удивляет тот факт, что, создав и разместив корпоративный сайт в сети, предприятия довольно часто через определенное время сталкиваются с рядом проблем. И основной, безусловно, можно назвать низкую посещаемость. Причинами может служить как недостаточно эффективная маркетинговая политика по продвижению сайта на рынок,так и технические недоработки проекта (чаще и то и другое вместе). В этой ситуации предприятия оказались перед проблемой –с одной стороны, у региональных фирм сферы,как крупного, так и малого бизнеса существует реальная потребность в реализации определенных маркетинговых идей в интернетсреде, с другой –большая их часть в настоящее время реально реализовать данные проекты самостоятельно не в состоянии. Исследования показывают, что для успешного использования маркетинговых характеристик Интернета компаниям необходимо оценить свое отношение к следующим факторам: готовности к «сжатию» бизнеспроцессов и увеличению скорости реакции на запросы клиентов;

совместной работе с большим количеством партнеров;

переходу к индивидуальному обслуживанию;

наличию гибкости в подходе к бизнесу[2].Согласно данным опроса, проведенного проведенного маркетологами американской компании Staples ожидается повышение спроса малого предпринимательства на услуги в области интернетмаркетинга. Одним из ключевых направлений в современных условиях являетсяконтентмаркетинг[1]. Очевидно, что качественный контент и SEOтехнологии позволит бизнес структурам привлекать больше потенциальных клиентов. Для того чтобы достичь желаемых целей, бизнесменам необходимо прикладывать усилия к распространению контента среди потребителей. Маркетинг в социальных сетях –одна из наиболее эффективных разновидностей контентмаркетинга, которая помогает значительно повысить продажи в интернете.Контентмаркетинг имеет определенные преимущества, позволяющиепривлечьпотребителя:

тексты не заставляют покупать чтолибо, они не навязывают чьето мнение и не вызывают отрицания;

для продвижения используютсяполезные и содержательные материалы,которые интересны посетителям сайта;

вовлечениепользователя в информационное поле предприятияили ее продукта.Читатели воспринимают информацию в качестве полезной рекомендации. Такая форма воздействия оказывает положительный эффект и мотивирует потребителей напокупку. Пользователи не хотят видеть рекламу, но они с удовольствием прочитают информационный текст, который затрагивает их проблему. Если потребитель ищет товар или услугу, то вместо рекламы и восхваления преимуществ лучше предложить ему обзорный текст с рекомендациями[5].Cреди недостатков контентмаркетинга следует выделить высокуютрудозатратность. Кчественный контент

требует

определенные знания и навыки создания текстов, что требует привлечения специалистов в данной области.

Главными функциями контентмаркетинга являются:

информирование потребителей о продукте;

формирование имиджа компании или бренда;

продажи;

повышение узнаваемости;

организация взаимодействия с потребителем. Текстовый контент создается с целью проинформировать пользовательскую аудиторию о товарах и услугах, их качестве и особенностях, о преимуществах компании. С помощью текстов ведется работа по формированию имиджа бренда и компании в целом. Благодаря увеличению количества текстового контента на сайте и регулярным обновлениям повышается число поисковых запросов, с помощью которых сайт продвигается в поисковиках. Расширение семантического ядра позволяет привлечь больше качественного трафика. Растет авторитет сайта не только в поисковых системах, но и в глазах потребителей. Чем полезнее и интереснее сайт с точки зрения пользователей, тем больше доверие к нему. Такие вебресурсы рекомендуют своим знакомым, о них говорят в социальных сетях и блогах. Все это приводит к увеличению популярности сайта и бизнеса в интернете [5].Таким образом, применение контентмаркетинга в деле продвижения сайта дает много преимуществ. Предприятиестановится узнаваемым, у пользователей формируется лояльное отношение к товарам или услугам, бизнес развивается и укрепляется на рынке.Таким образом, для эффективной маркетинговой деятельности компаниям необходимо понять, как электронный бизнес помогает создавать дополнительную потребительскую ценность, необходимую их клиентам. Потребительская ценность на электронном рынке ничем не отличается от ценности обычных товаров и услуг на реальном физическом рынке: необходимо знать, что нужно потребителю, и предоставить это ему лучше, чем это делают конкуренты. В понятие потребительской ценности входит восприятие потребителями тех выгод, которые они получают от товара, его особых качеств, бренда и вспомогательных услуг, предоставляемых продавцом при продаже товара. При определении ценности товара потребители также учитывают затраты на приобретение товара, как финансовые, так и временные, психологические и т.п.[9]Удовлетворенность потребителя на электронном рынке зависит как от технического состояния потребительского интерфейса (его безопасности, надежности, быстродействия, простоты, качества содержания, безопасности и надежности системы платежей), так и маркетинговых аспектов этого интерфейса (привлекательности используемых стратегий ценообразования, качества обслуживания, надежности логистической поддержки). Удовлетворенность потребителя проведенной операцией на электронном рынке не только способствует повторным покупкам, но и создает доверие электронному бизнесу, которое поддерживается репутацией компании и качеством ее коммуникаций. Именно совокупность перечисленных факторов способствует удержанию потребителя, формированию его приверженности брендам компании, а,следовательно, стабильности операций электронного бизнеса.

Ссылки на источники1.

АлексеевА.В. Малый бизнес как фактор устойчивости экономики региона. // ВестникРУДН. Серия Социология. 2011. №2.2.ДанькоТ.П., Завьялова Н.Б. Электронный маркетинг –М.: ИНФРАМ, 2005.3.Королюк Е.В. Вектор экономической политики современной России // Вестник Адыгейского государственного университета. 2011. №2. –С.2732. 4.Мезенцева Е.В. Анализ развития современного предпринимательства в Краснодарском крае // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права, 2008. №3, С.223226.5.Роль контентмаркетинга в развитии интернетбизнеса // http://www.welcomseo.ru/blog/rolkontentmarketingavrazvitiiinternetbiznesa.htm6.Интернетмаркетинг [Электронный ресурс] // Википедия: свободная энциклопедия. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Интернетмаркетинг (дата обращения: 31.10.2012).

7.http://www.nbmarketing.ru/promishlenost/Newmann Bauer marketing group8.http://www.akarussia.ru/join/9.http://www.ecommerce.ru