Значение принципов государственной службы при прекращении служебных правоотношений в уголовно-исполнительной системе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чудакова С. Н. Значение принципов государственной службы при прекращении служебных правоотношений в уголовно-исполнительной системе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1356–1360. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85272.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются: понятие, роль и проявление базовых принципов в уголовно-исполнительной системе, а также анализируется их значение при прекращении служебных отношений через призму Конституции России, ряда федеральных законов и иных правовых актов. Автором подчеркивается неукоснительность их соблюдения с учетом концептуальных направлений совершенствования и реформирования деятельности уголовно-исполнительной системы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Чудакова Светлана Николаевна, адъюнкт факультета подготовки научнопедагогических кадровАкадемии ФСИН России,г.Рязаньsvetachudakova@rambler.ru

Значение принципов государственной службы при прекращении служебных правоотношений в уголовноисполнительной системе

Аннотация.В статье рассматриваются:понятие, роль и проявление базовых принципов в уголовноисполнительной системе, а также анализируется их значение при прекращениислужебных отношений,через призму Конституции России,ряда федеральных законови иных правовых актов.Автором подчеркивается неукоснительность их соблюдения с учетом концептуальных направлений совершенствования и реформирования деятельности уголовноисполнительной системы.

Ключевые слова: государственная служба, уголовноисполнительная система, правовые принципы, кадровые вопросы, увольнение со службы, служебная дисциплина, ответственность, кадровая политика.

При прекращении служебных правоотношений в учреждениях и органах уголовноисполнительной системы очень важно обратитьвнимание на вопросы, имеющие принципиальный характер. Известно, что любая государственная служба, в том числе и в уголовноисполнительной системе (далее УИС), базируетсяна фундаментальныхпринципахи механизмахихреализации.Управление государственной службой не может опираться только на интуицию или талант руководителя, оно должно основыватьсяна сплаве теоретических знаний и опыта в этой области, которые должны быть сформулированы в виде исходных положений –принципов. В словаре русского языка слово «принцип» означает исходное, основное положение какоголибо учения, науки [1, с.483]. В научной литературе под принципами понимаются базовые положения и теоретические идеи, которые отражают закономерности развития государства и общества [2, с.234]. С позиции профессораСтарилов Ю.Н. принципы государственной службы –это основополагающие черты, важнейшее содержание и значение государственной службы, а также первостепенныеюридические положения[3, с.198]. Все эти определения говорят о том, что под принципами, в том числе и принципами государственной службы, следует понимать основные теоретические идеи, положения, которые определяют желаемое направление управленческой деятельности. В нынешнем законодательстве нет определения принципа государственной службы, хотя они и перечислены в различных законодательных и иных нормативноправовых актах. Таким образом, мы можем говорить именно о правовых принципах государственной службы. В свою очередь, следует подчеркнуть, что в теории государства и права под правовыми принципами понимаются исходные начала, положения, идеи, которые выражают сущность права как специального социального регулятора [4, с.164]. Этот экскурс в теорию необходим для того, чтобы сделать вывод, что правовыепринципы –это общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выходят из его смысла.Данные принципы участвуют в регулировании общественных отношений и могут быть положены в обоснование решения по какомулибо юридическому делу. Основные принципы государственной службы закреплены в Конституции РФ и вытекают из нее. Виды данныхпринципов конкретизированы в Федеральных законах №58ФЗ от 27.05.2003 «О системе государственной службы Российской Федерации» (ст.3) и №79ФЗ от 27.07.2004«О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст.4). Что же касается принципов деятельности УИС, то они нашли свое отражение в ст.1 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», где указывается, что деятельность УИС осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека. Однако,более широкий перечень принципов службы в УИС закреплен в ст.2 Положения о службе в органах внутренних дел, согласно которой данная служба строится в соответствии с принципами законности, уважения и соблюдения прав и свобод личности и гражданина, гуманизма, гласности, подконтрольности и подотчетности сотрудников, соответствующим органам государственной власти и управления, соблюдения служебной дисциплины, справедливого вознаграждения за труд, продвижения по службе по результатам труда, с учетом способностей и квалификации[5, ст.2].Все эти принципы имеют государственное значение, они общеобязательны и всеобщи, т.е. все сотрудники УИС обязаны руководствоваться ими в своей профессиональной деятельности.В результате такого подхода, представляется небезынтересным рассмотреть, применение указанныхпринциповпри прекращении служебных правоотношений в учреждениях и органах ФСИН России, а также охарактеризовать некоторые из них. Принцип законности, являясь всеобщим, ориентирует государственную службу в УИС на неукоснительное соблюдение требований Конституции Российской Федерации и федеральных законов.В соответствии КонституциейРФэтот принцип указывает на то, что Конституция страны и Федеральные законы имеют верховенство на всей территории России [6, ст.4, ст.76]. Правовыми нормами на основании Конституции РФ регулируются все основные стороны государственной службы в учреждениях и органах уголовноисполнительной системы: ее правовые, организационные и финансовоэкономические основы, правовой статус сотрудников УИС, порядок поступления на службу, ее прохождение, а также прекращение (увольнение) служебных отношений. Принцип законности предполагает строгое и неуклонноесоблюдениесотрудниками УИС (всех уровней),при осуществлении своих полномочий, Конституции РФ и иных правовых актов, вплоть до своей должностной инструкции. Этот принцип гарантирует приоритетность конституционных норм в сфере служебныхотношений, высокую значимость конституционноправового регулирования специфических отношений в УИС и подзаконность всего остального нормативноправового массива документов, устанавливающих различные стороны служебных отношений в пенитенциарной системе.

Данный принцип, на наш взгляд, должен стать гарантией для сотрудников от незаконного увольнения со службы. Принцип уважения и соблюдения прав и свобод и свобод личности и гражданина –это один из главных либеральных принципов, закрепленных в международном праве: Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.).Закрепленный в Конституции РФ перечень прав и свобод является общеобязательным для деятельности всех государственных служащих, в том числе и уголовноисполнительной системы. Данный принцип означает, что соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина–прямая обязанность всех сотрудников УИС. Сотрудники учреждений и органов ФСИН России, будучи наделенными властными полномочиями, должны не только признавать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, но и соблюдать их. В реализации кадровой политики государственного управления в уголовноисполнительной системе, данный принцип играет важную роль. В первую очередь, его реализация связана с отказом от рассмотрения кадровых вопросов, в том числе и вопросов увольнения со службы, с точки зрения приоритета государственных интересов над интересами отдельной личности (сотрудника). В области работа с кадрами учреждений и органовУИС можно выделить следующие стороны влияния данного принципа на служебные и другие отношения в обществе:1.Формирование общественного мнения об эффективности работы уголовноисполнительной системы, в том числе и с личным составом, и способности их решать поставленные задачи;

2.Понимание ответственности каждым сотрудником УИС своей деятельности при выполнении функциональных обязанностей;3.Формирование кадрового ядра, способного на достойном уровне обеспечивать государственную политику в сфере охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина;4.Оказание воздействияна реформирование управленческой деятельности в уголовноисполнительной системе.Анализируяпринцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина в области прекращения служебных правоотношений, нельзя не коснуться и права на судебную защиту, гарантированную ст.46 Конституции РФ. Исходя из указанного, следует, что если сотрудник считает, что при приведении процедуры увольнения его права нарушены, либо полагает, что данное увольнение неправомерно, он имеет право обжаловать свое увольнение в суде в установленном законом порядке, а также требовать восстановления на службе. Желая подчеркнуть сказанноеотметим, что за последние годы в учреждениях и органах ФСИН России было восстановлено на службе следующее количество сотрудниковучреждений и органов ФСИН России: в 2010 году 135 человек, из них в судебном порядке 36 человек, что в процентном соотношении составляет 26,67%; в 2011 году восстановлено 153 человека, из них в судебном порядке 46 человек (30,07%); в 2012 году восстановлено 148 человек, из них в судебном порядке23 чел. (15,54%); в 2013 году –48 чел. –28 чел. (58,33) в судебном порядке [7, форма К1, строки 56,57].

В приведенных положениях, на наш взгляд, отражен действующий в Конституции РФ принцип ответственности, которую несут государственные органы, а также должностные лица, при невыполнении или ненадлежащем исполнениисвоихдоговорных (контрактных) обязательств. Такая ответственность является одним из основных элементов административного режима. Вообще принципомответственности должна быть пронизана вся государственная служба, безусловно, и служба в УИС. По нашему мнению, интерес представляет точка зренияСтарилова Ю.Н., который отмечал, чтопринцип ответственности должен стимулировать добросовестное исполнение государственными служащими своих служебных обязанностей, за ненадлежащее исполнение которых обязательно будут применены меры ответственности [8, стр.225]. Вместе с тем, данный принцип не закреплен в ст.2 Положения о службе в ОВД, но мы считаем, что он должен найти свое отражение в законопроекте «О службе в уголовноисполнительной системе Российской Федерации».

Принцип гласностиобеспечивает возможность получения гражданами несекретной, открытой информации о деятельности служащих уголовноисполнительной системы. Указанный принцип также основывается на Конституции РФ, которой Россия провозглашена демократическим правовым государством (ст.1), что предопределяет открытость и прозрачность функционирования всех государственных органов.Рассматриваемый принцип обязывает сотрудников предоставлять открытую информацию о своей работе населению. Примером тому могут служить, например, предоставление сведений о доходах и расходах, которые размещаются на соответствующих официальных сайтах в Интернете, решения судов Российской Федерации по жалобам граждан, а также сотрудников, которые размещаются и на сайтах судов, и в справочноправовых системах «Консультант плюс» и «Гарант» и т.д.Вместе с тем, сотрудники УИС обязаны хранить государственную ииную охраняемую законом тайну. Следует подчеркнуть, что принцип гласности наносит мощный удар по коррупции и другим негативным явлениям в системе государственной службы. Однако,недопустимо безосновательные обвинения некоторых СМИ, которые незаслуженно оскорбляют честь и достоинство всех служащих УИС, чем создают отрицательное мнение о службе в УИС в сознании многихграждан. Принцип подконтрольности и подотчетности сотрудников, соответствующим органам государственной власти и управления,означает, что в уголовноисполнительной системе должны работать механизмы контроля за деятельностью служащих, так как контроль –это одна из функций управления на государственной службе. Этот принцип определяет одно важное положение: принятые вышестоящим руководством решения обязательны для исполнения нижестоящими служащими, но эти решения должны быть законными, т.е. принятыми в пределах их компетенции и не противоречить законам. Представляется, что из указанного принципа вытекает принцип обязательности для служащих, так как отсутствие данного принципа может породить хаос и злоупотребление по службе. Принцип соблюдения служебной дисциплины,заключается в правильном, своевременном и законном выполнении всеми сотрудниками УИС должностных обязанностей, установленных федеральными законами РФ, иными нормативноправовыми актами, а также правилами внутреннего распорядка, должностными инструкциями, условиями контракта о службе в уголовноисполнительной системе.Принципиальный характер соблюденияслужебной дисциплины в современных условиях имеет особыйсмысл, поскольку является необходимым условием для повышения авторитета уголовноисполнительной системы.

В обоснование своей позиции подчеркнем, что соблюдение служебной дисциплины имеет,также, важное значение и для искоренения правонарушений, допущение которыхможет привести к увольнению из УИС. Так, например, за нарушение служебной дисциплины в 2010 году из учреждений и органов ФСИН России было уволено 209 человек, в 2011 году –251 человек, в 2012 году –234 чел., в 2013 году –238 человек [7, форма К1, строка 77].

Таким образом, соблюдение служебной дисциплины, имея принципиальное значение, должно опираться,с одной стороны,на привлечение к дисциплинарной ответственности (вплоть до увольнения), с другой,на поощрительную практику, что в конечном итоге будет способствовать укреплению служебной дисциплины. Однако, анализируя данный принцип, заметим, что онпредполагает соблюдение сотрудником УИС законодательства РФ и подзаконных нормативных актов, а это, на наш взгляд, можнорассматриватькак элемент принципа законности. Поскольку принцип законности имеет в виду обязательное следование законам, то вполне логично, что он включает в себя ипринцип

соблюдения служебной дисциплины, в связи с чем,их можно рассматривать как единое целое. Например, в Федеральном законе «О государственной гражданской службе РФ» и Федеральном законе «О службе в органах внутренних дел РФ» принцип соблюдения служебной дисциплины отсутствует. Таким образом, перечисленные принципы, взятые вместе, представляют собой связанную функциональными и организационными признаками целостную систему, придающую ей комплексный характер.

С уверенностью можно констатировать, что совершенствуя законодательство о службе в уголовноисполнительной системе, важно помнить о том, что принципы службы в УИС являются важнейшей основой разработки и реализации кадровой политики. Безусловно, принципы службы в уголовноисполнительной системе должны реально воплощаться в жизнь через повседневную деятельностьорганов управления, атакжев поведение каждого сотрудника УИС.

Ссылки на источники1.Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю.Шведовой. –20е изд., М.: Рус. яз., 1989 –с.483.

2.Административное право России: учеб. / Б.Н. Габричидзе [и др.]. –2е изд., перераб. и доп. –М.: ТК Велби, 2007. –с.234.3.Старилов Ю.Н. Служебное право. Учебник. –М.: Издательство БЕК, 1996. –с.198.

4.Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. –М.: Юрист, 2002 –с.164. 5.Постановление ВС РФ от 23.12.1992 №42021 (ред. от 25.11.2013) «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органа внутренних дел Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ, 14.01.1993 №2, ст.70.6.Конституция РФ от 12.12.1993 (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст.4398.7.Форма статистической отчетности: К1 (сведения о составе и численности государственных гражданских служащих и работников учреждений и органов ФСИН России) // Данные НИИИТ ФСИН России за 20102013 годы.8.Старилов Ю.Н. Служебное право. Учебник. –М.: Издательство БЕК, 1996. –с.225.