Определение общей потребности населенного пункта в нефтепродуктах для заправки автотранспорта

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Левин Р. Ю., Масленников В. А. Определение общей потребности населенного пункта в нефтепродуктах для заправки автотранспорта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1351–1355. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85271.htm.
Аннотация. Одним из факторов, обосновывающих развитие автозаправочных станций на территории населенного пункта, является определение потребности в заправках светлыми нефтепродуктами. Для определения требуемой вместимости резервуарного парка объекта при выборе типового проекта, разработке индивидуального проекта или реконструкции существующего объекта в статье авторами предлагается способ определения годового расхода жидкого топлива транспортных средств.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Левин Руслан Юрьевич,аспирант, ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный политехнический университет», г. Ивановоruslan.levin@mail.ru

Масленников Валерий Александрович,кандидат технических наук, заведующий кафедрой «Автомобили и автомобильное хозяйство»,ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный политехнический университет», г. Ивановоk_aah37@mail.ru

Определение общей потребности населенного пункта в нефтепродуктах для заправки автотранспорта

Аннотация. Одним из факторов, обосновывающих развитие автозаправочных станцийна территории населенного пункта, является определение потребности в заправках светлыми нефтепродуктами. Для определения требуемой вместимости резервуарного парка объектапри выборе типового проекта, разработке индивидуального проекта или реконструкции существующего объекта в статье авторами предлагается способ определения годового расхода жидкого топлива транспортных средств.Ключевые слова:заправка автомобилей,проект,жидкое топливо,норма расходатоплива.

Автомобильный парк страны стремительно увеличивается, что требует дальнейшего развития и совершенствования инфраструктуры, обеспечивающей его функционирование. Основным элементом материальнотехнической базы, на которые возложены эти функции являются автозаправочные станции АЗС. Для определения требуемой вместимости резервуарного парка нефтесклада при выборе типового проекта, разработке индивидуального проекта или реконструкции существующего объекта необходимо знать потребность автотранспорта в нефтепродуктах данного населенного пункта.Общуюгодовую потребность в жидком топливе для заправки автомобилейв населенном пункте можно определитьследующим образом (1)где

число марок жидкого топлива, реализуемого потребителю:

ДТ, АИ80, АИ92, АИ93, АИ95, АИ98);

средневзвешенная среднегодоваяпотребность в iтой марке жидкого топливалегковых автомобилей, автобусов, грузовых бортовыхавтомобилей, тягачей, самосвалов, цистерн, фургонов,специального транспорта и мотоциклов данного населенного пункта, л;

поправочный коэффициент суммарная относительная надбавка к норме потребления топлива, %.Поправочный коэффициент , учитывающий дорожнотранспортные, климатические и эксплуатационные факторы,выраженных в виде процентов отисходного значения нормы потребления жидкого топлива, при работе транспорта в городах с населением свыше 3 млн.человекпринимают до 25%, от 1 до 3 млн. до 20%, от 250 тыс. до 1 млн.–до 15%, от 100 тыс. до 250 тыс. –до 10%, до 100 тыс. человек в населенных пунктах при наличиисложной планировки уличнодорожной сети и регулируемых пересечений –до 5% [1].Средневзвешенный расход жидкого топлива iтой марки определяется по каждому виду автомототранспортных средствАМТСв отдельности с учетом их общепринятой классификации [1,2]:–

для легковых автомобилей с учетом их классификации по рабочему объему цилиндров двигателя табл. 1определяется по формуле (2)где

средневзвешенный расход жидкого топлива iтой марки данного вида АМТС, л/100 км;

средневзвешенный среднегодовой пробег данного вида АМТС, использующих iтую марку топлива, км;

общее количество данного видаАМТС, использующих iтую марку топлива, ед.Таблица 1Классификация легковых автомобилей

Класс легкового автомобиляРабочий объем цилиндров, лСредняя базовая нормам расходатоплива, л/100кмДоля автомобилей jго класса в группе легковых автомобилей потребляющих iтую марку топливаОсобо малыйдо 1,099

Малый1,1 –1,799

Средний1,8 –3,499

Большой3,5 и более

Высший

Примечание: средний расход топлива в каждом классе легковыхавтомобилей определяется с учетом действующих норм [1].Долю данного вида АМТСjго класса потребляющих iтую маркутоплива определяют из отношения (3)где

количество данного вида АМТСjго класса, потребляющих iтую марку топлива, ед.–

для автобусов с учетом их классификации по габаритной длине табл. 2, снаряженной массы и нормируемой по назначению автобуса номинальной загрузке пассажиров

(4)где

средневзвешенный норма расходажидкого топлива iтой марки при проведении транспортной работы автобусом, л/100 км;

средневзвешеннаянорма расходажидкого топлива iтой марки при использовании штатных независимых отопителей на работу отопителя, л/ч;

среднее время работы автобуса с включенным отопителем в течение года, ч.Таблица 2Классификация автобусовКласс автобусаГабаритная длина, мСредняятранспортная норма расходатоплива, л/100кмДоля автобусовjго класса в группе автобусовпотребляющих iтую марку топливаОсобо малыйдо 5

Малый6–7,5

Средний8,5–10

Большой11 12

Сочлененный16,5 24



для грузовых бортовых автомобилей , тягачей ,самосвалов , цистерн

и фургонов с учетом их классификации в зависимости от полной массытабл. 3 и эксплуатационного назначения(рис. 1)

(5)где

средневзвешенный среднегодовой пробег данного вида грузового автомобилей, использующих iтую марку топлива,в снаряженном состоянии без груза, км;

средневзвешеннаянорма расходажидкого топлива iтой марки на транспортную работуданным видом транспорта, л/100т∙км;

средневзвешенный объем транспортной работыданного вида транспорта, т∙км.Таблица 3Классификация грузовых автомобилейПолная масса, тГрузовые бортовые автомобили; автомобили тягачи, самосвалы, цистерны, фургоныи специальный транспортСредняя базовая нормам расходатоплива, л/100кмСредний расход топливана транспортную работу, л/100т∙кмСредний объем транспортной работы, т∙кмСредний расход топлива на работу специального оборудования, л/чСредний расход топлива при выполнении специальнойработы, л/чДоля автомобилей jго класса в каждой группе грузовых автомобилей потребляющих iтую марку топливадо 1,2



1,2 до 2



2 до 8



8 до 14



14 до 20



20 до 40



Свыше 40





Рис.1.Классификация грузовых автомобилей по эксплуатационному назначению



для специальных автомобилей средневзвешенный расход жидкого топливаопределяется с учетом их классификации как грузовых автомобилей по полной массе табл. 3и в зависимости от установленного на них оборудования (6)где

годовая потребность вiтоймаркежидкого топлива автомобилей, выполняющих работу в период стоянки, л;

годовая потребность в iтоймарке жидкого топлива автомобилей, выполняющих основную работу в процессе передвижения, л. (7)где

средневзвешенный среднегодовой пробег данного вида специальных автомобилей к месту работы и обратно, использующих iтую марку топлива, в снаряженном состоянии без груза, км;

средневзвешенный расход жидкого топлива iтой марки на работу специального оборудования, л/ч;

среднее время работы оборудованияв течение года, ч. (8)где

средневзвешенный расход жидкого топлива iтой марки на пробег автомобиля при выполнении специальной работы во время передвижения, л/100км;

средневзвешенный среднегодовой пробег данного вида специальных автомобилей при выполнении специальной работы при передвижении, км.–

для механических транспортных средств, отнесенных к мотоциклам, с учетом их классификации на семь технических категорийтабл. 4[3] (8)

Таблица 4Классификация мототранспортныхсредств

Техническая категорияСредняя базовая нормам расхода топлива, л/100кмДоля механических транспортных средствjго класса в каждой группе потребляющих iтую марку топливаДвухколесный мопед

Трехколесный мопед

Мотоцикл

Мотоцикл с коляской

Трицикл

Легкий квадрацикл

Квадрацикл

Зная общую потребность жидкого топлива, можно определить типовойпроектпри строительстве новой или реконструкции существующей АЗС на основе сравнительного анализа структуры дефицита вместимости резервуарного парка для хранения запаса основных видов жидкого топливаiтой марки, обеспечивающих бесперебойную работу объекта. Для определения требуемой вместимости резервуарного парка необходимо знать прогнозируемый среднесуточный расход нефтепродуктов в расчетном году.Требуемый среднесуточный расход каждого вида нефтепродукта (9)Для обеспечения автомобилей нефтепродуктами при суточной неравномерности иотклоненияих потребления в большую сторону, либо при задержке доставки топлива на АЗС, необходимо учитывать страховой запас (10)где

коэффициент неравномерности расходажидкого топлива;

интервал доставки нефтепродукта, сут. (11)где

максимальный суточный расход, л.

Ссылки на источники1.Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 N АМ23р ред. от 14.05.2014 "О введении в действие методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте".2.Богатырев А. В, и др. Автомобили/ А. В. Богатырев, Ю. К. ЕсеновскийЛашков, М. Л. Насоновский, В. А. Чернышев. Под ред. А. В. Богатырева. —М.: КолосС, 2004. —496 с.3.ГОСТ Р 520512003. Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения.