Симфонические гравюры «Дон Кихот» Кара Караева: жанровая специфика и интонационные особенности музыкального произведения
Выпуск:
ART 85274
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Колпецкая
О.
Ю.,
Ткаченко
Н.
Н. Симфонические гравюры «Дон Кихот» Кара Караева: жанровая специфика и интонационные особенности музыкального произведения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
1366–1370. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85274.htm.
Аннотация. В статье анализируются симфонические гравюры «Дон Кихот» Кара Караева, созданные композитором на материале музыки к кинофильму известного отечественного режиссера Григория Козинцева. Авторы статьи выявляют сюжетные аналогии литературного первоисточника и симфонического произведения, подробно рассматривают драматургические, интонационно-тематические и жанровые особенности программного инструментального сочинения, определяют принципы формообразования, указывают на оригинальное претворение в композиторском опусе традиционных элементов испанского песенно-танцевального фольклора.
Ключевые слова:
кара караев, мигель де сервантес, роман «дон кихот», григорий козинцев, гравюра, симфоническая музыка
Текст статьи
Колпецкая Ольга Юрьевна,кандидат искусствоведения, доцент, профессор кафедры истории музыки, проректор по научной работе ФГБОУ ВПО «Красноярская государственная академия музыки и театра», г. Красноярскokolpetskaya@mail.ru
Ткаченко НатальяНиколаевна,преподаватель, МБОУ ДОД ДМШ №1 им. Н.К. Самрина, РеспубликаХакасия, г.Черногорск ladyindeepred@yandex.ru
Симфонические гравюры «Дон Кихот» Кара Караева:жанровая специфика и интонационные особенности музыкального произведения
Аннотация. В статье анализируются симфонические гравюры "Дон Кихот" Кара Караева, созданные композитором на материале музыки к кинофильму известного отечественного режиссера Григория Козинцева. Авторы статьи выявляют сюжетные аналогии литературного первоисточника и симфонического произведения, подробно рассматривают драматургические, интонационнотематические и жанровые особенности программного инструментального сочинения, определяют принципы формообразования, указывают на оригинальное претворение в композиторском опусе традиционных элементов испанского песеннотанцевального фольклора.Ключевые слова: Кара Караев, Мигель де Сервантес, роман "Дон Кихот", Григорий Козинцев, гравюра, симфоническая музыка
Кара Караев (19181982) −выдающийся композитор, внесший огромный вклад в сокровищницу культурыXXвека.Его творчество охватывает все основные жанры музыкального искусства:оперы,балеты, симфонические ифортепианные опусы, песни, романсы, музыка к фильмам и др.Нередко К.Караевана создание музыкальных произведений вдохновляли шедеврымировой литературы. В 1957 годуизвестным отечественным кинорежиссеромГригорием Козинцевым(1905 –1973) был снят фильм«Дон Кихот»1, музыку к которому написал К.Караев. Следует уточнить, что кинофильм явился экранизациейпьесы отечественного драматурга Евгения Шварца, написаннойпо мотивам романа испанского писателяМигеля Сервантеса.
Позже музыкак кинофильму была переработана в самостоятельное симфоническое произведение,посвященное кинорежиссеру иназванное композитором симфонические гравюры. Что касается выбранного КараКараевым жанрового определения, Л. Карагичева пишет: «Обозначение жанра («гравюры2») возникло буквально мгновенно, когда, рассказывая мне о замысле, композитор вспомнил лучшие из книжных иллюстраций к «ДонКихоту»[1]. И далее: «Образы 1«Дон Кихот» является первым цветным широкоэкранным стереозвуковым фильмом киностудии «Ленфильм».2Гравюра (фр. gravureот нем. graben–копатьили фр. graver–вырезать, создавать рельеф): 1) печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины («доски»), на которой вырезан рисунок; 2) вид искусства графики, включающий многообразные способы ручной обработки досок и печатания с них оттисков. В зависимости от того, какие части доски покрываются краской при печати, различаются выпуклая и углублённая гравюра: нередко к гравюре относят и литографию («плоская гравюра»), созданиекоторой не связано с процессами гравирования. Авторами гравюр к «Дон Кихоту» являлись такие известные художники, как Поль Доре, Сальвадор Дали, Андрей Гончаров, Вильям Хогарт, Ильи Богдеско, Пабло Пикассо, Александр Алексеев.Дон Кихота рельефны в своих контурах и высвечены тонкой тоновой штриховкой. Одним из методов в раскрытии идеи было создание целого ряда самостоятельных и контрастных образов, равнозначных всвоей яркой характеристике»[2].Несмотря на то, что в данном сочинении Кара Караев заимствует часть материала из музыки кодноименному кинофильму, неотделимую от зрительного восприятия, в нем нетподробной литературной программы (как,например, у Р.Штрауса).Вместе с тем музыка «Дон Кихота»портретно конкретна и каждой из 8 гравюрКараевдает название: «Странствия», «Санчогубернатор», «Странствия», «Альдонса», «Странствия», «Павана», «Кавалькада», «Смерть ДонКихота».Первая гравюра«Странствия»вводит в атмосферу всего произведения. Начинаетсясочинениенебольшой фанфарной заставкой. Усолирующихтрех труб (soleconsord.) звучиткраткая, энергичнаятема.Это −ключевая фраза всего произведения, утверждение важного тезиса.Данную тему, благодаряквинтовым зовам духовых инструментов и использованию дорийского лада, размера (5/4) можно трактовать, как тему рыцарского призываДон Кихота служить и помогать народу, всем нуждающимся, чтоявляется смыслом жизни героя3. Тема странствия,следующая после фанфарной заставки,предстает в легком, прозрачном изложении.Ей принадлежит важная роль в драматургии произведения. Онаявляется основным тематическим материалом,характеризующим Дон Кихота. Г. Козинцевотмечал: «Он взял копье, щит, на котором изображено пламенное сердце, и поехал на поиски, но не только на поиски рыцарских подвигов, а на поиски утерянной справедливости» [3].В теме странствийможно выделитьдва фактурных пласта.Постоянное кружение звуков вокруг опорного тонав нижнем регистре, а также ритмическая организация ровными четвертными длительностямипередают монотонное движение4.Из основногомелодическогозерна, амбитусомкоторого является ч.4и интонируемого в среднем регистре, что является весьма характерным для мелодий канте хондо5,затем вырастает вся тема.Вариантное развертывание темы указывает на взаимосвязь с испанской музыкой, т.к.слитность интонационных произрастаний тематизма характерна для данной культуры. «Эта длинная тема подобно разматываемому клубку скитаний Дон Кихота, пути, испытывающего силу одержимости его идеей поисков справедливости» [4].Весьма интересна ритмическая организация темы, с присущей ей орнаментикой.Ритмическая острота выражается в разнообразных пунктирных ритмоформулах: подчеркивании слабых долей, смещении акцентов и использовании триолей. Несмотря на то,что в партитуре обозначена динамикар,благодаря разнообразию и оригинальности ритма ощущается острота и энергия музыки,свойственные Испании. На протяжении всего произведенияданная теманеоднократно возвращаетсяв вариантнопреобразованномвиде. Эти изменения можно объяснить тем, что путешествуя,Дон Кихот попадает в различные ситуации,сталкивается с жестоким внешним миром,проявляет ту или иную реакцию на происходящие события, участником которых ему суждено быть.Следующая гравюра –«Санчо –губернатор». Несмотря на название, данное К.Караевым, здесь изображен не музыкальный портрет персонажа, а создается звуковая атмосфера народного праздника.Неслучайно жанровой основой тематизма 3Дон Кихот в фильме, как и в романе, –борец за справедливость, защитник угнетенных и слабых.4Остинатный «ритм пути».5Сantehondoпереводится как «глубокое», «глубинное» пение. Слово «Hondo» применялось одновременно для обозначения глубины –в смысле исконности национальных истоков выразительных средств и в смысле эмоционального содержания –драматичного и трагичного. Позже, как считают исследователи, из канте хондопостепенно стал выделятьсяболее молодой слой южноиспанского фольклора –плясок и танцевальной музыки стиля Flamenсo. гравюрыявляетсятанец пасадобль6.В фильме Г. Козинцева этамузыка сопровождает въезд Санчо Пансы на остров, где он впоследствии становитсягубернатором.Его встречают радостными возгласами жители, устраивают торжественные шествия музыканты.Гравюра «Санчо–губернатор» написана в сложной трехчастной форме–ABA.Интересно,что пасадобльтакже представлял собой трехчастную композицию, вкоторой первая часть–фанфарное возвещениео начале корриды и о парадеучастников,вторая –битватореадора с быком, атретья−праздник в честь победителя.Начинается гравюра, как и предыдущая, фанфарной заставкой, но уже иного типа. Если рыцарский призыв из «Странствий»благороден и сдержан,то здесьцарит атмосфера весельяи празднества: tuttiоркестра, динамикаff, различные авторские ремаркиmarciagiocosa(марш веселый, шуточный), brillante(блестяще), использование целойгруппы ударных инструментов. Однако, в силу обобщения через жанр, слушатель воспринимает не картину варварскогозрелища(корриду), а народное торжество, светлый праздник.
После небольшого вступленияпроводитсяпервая тема гравюры. Она близка теме из «Прелюдии»в опере Ж.Бизе «Кармен», в которой исследователи также усматривают жанровую первооснову–пасадобль. Двудольный размер и «разбег» к первой долетактахарактерны для данного танца.Упругийчеканныйритм с постоянным выделением сильных долейипоручение мелодии яркому тембру трубы с атакой каждого звука передают энергичную устремленность и волевую активность.Во второй частитакже изображается ликующий народный праздниксолнечной Испании. Напомнимтермины, предложенные Б. Асафьевым, которые можно применитьк данной гравюре –«тембровая красочность» и «тембровая экспрессия».Ведь использование разнообразныхинструментов, их переклички, а также насыщенная фактура (по аналогии с живописью)создают впечатление картины с «буйством красок».Проявление испанского колорита в музыкальном произведенииК. Караева не случайно, ведь режиссер фильмастремился наиболее достоверно воссоздать атмосферу романа в своей кинокартине.Он дажепригласил участвовать в постановке фильмаиспанского скульптора и художника Альберто Санчеса. КаквспоминалвпоследствииГ. Козинцев: «Мне очень повезло. Сказали, что есть испанский художник, причем из Кастилии. Я пошел просить его консультировать фильм и увидел перед собой живого Дон Кихота»[5]. Следующий номерсимфонических гравюр–«Альдонса»−представляет собой лирический центр произведения.Интересно, что композитор избирает имя возлюбленной не Дульсинея, а Альдонса. Альдонса –крестьянская девушка, к которой Алонсо Кихано испытывал нежные чувства. Это имямотивировано в испанских пословицах,какженщинылегкого поведения. Она является земным отражением Дульсинеи, существующей только в воображении Дон Кихота. Как говорил Г.Козинцев,«если нет прелести и чистоты в Дульцинее Тобосской, то это есть в мечтах Дон Кихота» [6].«Альдонса» раскрывает образ особой духовной чистоты и возвышенного благородства, что является весьма характерным для лирических эпизодовпроизведений К.Караева.Гравюра отличается печальнопасторальным, нежным звучанием. Онаполна страстной мечтательности, лиризма,новместе с тем, глубокой скорби, тоскии безысходности.Можно вспомнить слова И.Эренбурга о народной музыке 6«Paso Doble» на испанском языке означает «два шага», а также созвучно «Paso a Dos» —«танец для двух (ног)». Эти названия связаны с маршевым характером танца на счет «раз, два» или «левой, правой». андалуссцев: «Поют они «фламенко» –это звучит безысходно, как широта и нищета Андалусии. Слова –о несчастной любви, но заунывность напева много откровенней –это о несчастной жизни»[7].Мелодия как поступательное движение тонов, при котором каждый последующий тон вступает в звуковысотные отношения с предыдущим, легко ассоциируется с движением в пространстве.В силу гибкости ритмики, извилистости рельефамелодической линии, тема Альдонсыможет соотноситьсясо свободноимпровизационным танцем. Волнообразная, орнаментированная мелодия словно воспроизводит прихотливые движения танцовщицы. Графика мелодической линии, что весьма характерно для большинства песен фламенко (особенно песен канте хондо),представляет собой дугу («арку»).Свободное обыгрывание квинтового тона (тональность amoll), фригийский лад также указывает на взаимосвязь с испанской музыкой.Медленный темп (Andante), динамика рр, прозрачность изложения (вторые скрипки, альты и соло флейты) передают особую нежность Дон Кихота к героине.Прозрачный, светлый акварельный колорит достигается разреженностью фактуры, в которой исключается звучание нижнего регистра.Появление гравюры «Павана» вмузыкальном сочинении К.Караеватакже не случайно. Павана, или падавана–торжественный медленный танец, распространенныйкак раз во времена Сервантеса. По одной из версий–это танец именно испанского происхождения. Названиетанца происходит от лат.слова pavo–павлин, отсюда его гордыйхарактер (столь свойственныйиспанцам).Танецисполнялив плаще и при шпаге во время различных торжественных церемоний.В произведении К. Караевапавана связана с образомчопорной аристократической знати, окружающей Дон Кихота и Санчо Пансу. Напомним слова Г. Козинцева о сцене пребывания Дон Кихота при герцогском дворе: «Мы попадаем в мертвый мир католицизма, где издеваются вежливо, тонко, с улыбкой. Всем очень скучно» [8]. Интересно отметить, что режиссер выбрал мрачную черную цветовую гамму для изображения покоев знатных вельмож.Гравюранаписана в простой трехчастной форме.Несмотря на то,что для этогономера характерна квадратность и симметричность построения, ритмическая организация отличается причудливым разнообразием. Нисходящее поступенноедвижение четвертными в нижнем регистре создает аллюзию шествия. Закругленность мелодических фраз, постоянное кружение и движение к опорному тону создают ощущение поклонов и реверансовв танце.Небольшой состав исполнителей (струнная группа и деревяннодуховые) напоминает камерныйинструментальный составпри дворах герцогов и королей.
С образом знати связана и следующаягравюра–«Кавалькада».Обратимся к этимологии слова.Кавалькада–группа скачущихвсадников.Данная музыкавфильмеГ.Козинцевасопровождает въезд свиты Альтисидоры во двор усадьбы Дон Кихота и дальнейшую стремительную поездку героя к замку герцога. Поэтому, возможно, жанровой основой музыкальной гравюры является галоп.
Начинается номерс соло трубы, ее тревожные и резкие реплики затем пронизывают всю «Кавалькаду». Можно проследить некую взаимосвязь тематизмагравюрыс мотивами рыцарского призыва в начале произведения, а также с веселым маршем из номера«Санчо Панса». Но в седьмойгравюрехарактер звучанияопределяется как злобный, агрессивный.Л. Карагичевав своем исследовании называет «Кавалькаду»маршем смерти –Marciamacabre.Яркий колоритвступительного солотрубы достигается с помощьюактивных призывных квартовых ходов, динамикиff, авторской ремарки –brillante(блестяще), а также благодаря упругому пунктирному ритму и штриху marcato, подчеркивающемукаждую сильную долютакта.Следует отметить, что тембр медного духовогоинструмента может ассоциироваться с чистыми, но блестящими интенсивными цветами в живописи.Соло трубы служит основой всего тематизма гравюры. «Кавалькада»состоит из 7 вариаций, непрерывно сменяющих друг друга, подчеркивая,тем самым,механистичность и непрерывность движения.Заключительная гравюра–«Смерть Дон Кихота».ОнаначинаетсятемойАльдонсы, представленной здесь в несколько измененном виде.Мелодия проводится у солирующего гобоя, а затем у струнной группы, а,как известно,ранее(в четвертойгравюре)она звучала у флейты.Благодаря переоркестровкеосуществляетсякрасочноколористическое обновление.Солирующий тембр гобояпридаетзвучанию печальныйи дажесумрачныйоттенок.Варьированную мелодию пронизывают нисходящиесекундовые интонации,призванные изобразитьвздохии переживания героя. Широкие, размашистые ходы на септиму, а также нисходящее диатоническое и хроматическое движение в басу способствуют передаче трагического характеразвучания. Проведение вданной гравюре темы Альдонсы может быть трактованокаквоплощение несбыточных надеждДон Кихота.В заключительныхкадрахфильмаГ. Козинцевакрупным планом показаныдва всадника: рыцарьна конеРоссинанте иСанчо –на Серомосле. Освещенные луной, они скачут по дорогам Испании. В заключительных тактах последней гравюры проводятсядве основные темы всего симфонического произведения: тема рыцарского призываи тема странствия. В ритмическом уменьшении, на динамике p, у солирующейфлейты в сопровождении pizzicatoструнных звучат они как своего рода напоминание о былых подвигах героя. Испанский идальго Алонсо Кихано умер, а Дон Кихот продолжает жить, оставаясь вечным спутником человечества.
Ссылки на источники1.Карагичева Л. Кара Караев. –М.: Советский композитор,1960.–С. 281.2.Там же. –С. 281.3.Козинцев Г. Собрание сочинений в 5 томах. Т.1. –Л.: Искусство, 1982. –С. 484.4.Карагичева Л. Кара Караев. –М.: Советский композитор, 1960. –С. 285.5.Козинцев Г. Поднять потолок / URL: http://www.videoton.ru/Articles/kniazh_potol.html
[Дата обращения 16.01.2015].6.Козинцев Г. Собрание сочинений в 5 томах. Т.1. –Л.: Искусство, 1982. –С. 486.7.Эренбург И. Испания[Путевые очерки]. –М.: Гослитиздат, 1935.–С. 576.8.Козинцев Г. Собрание сочинений в 5 томах. Т.1. –Л.: Искусство, 1982. –С. 485.
Ткаченко НатальяНиколаевна,преподаватель, МБОУ ДОД ДМШ №1 им. Н.К. Самрина, РеспубликаХакасия, г.Черногорск ladyindeepred@yandex.ru
Симфонические гравюры «Дон Кихот» Кара Караева:жанровая специфика и интонационные особенности музыкального произведения
Аннотация. В статье анализируются симфонические гравюры "Дон Кихот" Кара Караева, созданные композитором на материале музыки к кинофильму известного отечественного режиссера Григория Козинцева. Авторы статьи выявляют сюжетные аналогии литературного первоисточника и симфонического произведения, подробно рассматривают драматургические, интонационнотематические и жанровые особенности программного инструментального сочинения, определяют принципы формообразования, указывают на оригинальное претворение в композиторском опусе традиционных элементов испанского песеннотанцевального фольклора.Ключевые слова: Кара Караев, Мигель де Сервантес, роман "Дон Кихот", Григорий Козинцев, гравюра, симфоническая музыка
Кара Караев (19181982) −выдающийся композитор, внесший огромный вклад в сокровищницу культурыXXвека.Его творчество охватывает все основные жанры музыкального искусства:оперы,балеты, симфонические ифортепианные опусы, песни, романсы, музыка к фильмам и др.Нередко К.Караевана создание музыкальных произведений вдохновляли шедеврымировой литературы. В 1957 годуизвестным отечественным кинорежиссеромГригорием Козинцевым(1905 –1973) был снят фильм«Дон Кихот»1, музыку к которому написал К.Караев. Следует уточнить, что кинофильм явился экранизациейпьесы отечественного драматурга Евгения Шварца, написаннойпо мотивам романа испанского писателяМигеля Сервантеса.
Позже музыкак кинофильму была переработана в самостоятельное симфоническое произведение,посвященное кинорежиссеру иназванное композитором симфонические гравюры. Что касается выбранного КараКараевым жанрового определения, Л. Карагичева пишет: «Обозначение жанра («гравюры2») возникло буквально мгновенно, когда, рассказывая мне о замысле, композитор вспомнил лучшие из книжных иллюстраций к «ДонКихоту»[1]. И далее: «Образы 1«Дон Кихот» является первым цветным широкоэкранным стереозвуковым фильмом киностудии «Ленфильм».2Гравюра (фр. gravureот нем. graben–копатьили фр. graver–вырезать, создавать рельеф): 1) печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины («доски»), на которой вырезан рисунок; 2) вид искусства графики, включающий многообразные способы ручной обработки досок и печатания с них оттисков. В зависимости от того, какие части доски покрываются краской при печати, различаются выпуклая и углублённая гравюра: нередко к гравюре относят и литографию («плоская гравюра»), созданиекоторой не связано с процессами гравирования. Авторами гравюр к «Дон Кихоту» являлись такие известные художники, как Поль Доре, Сальвадор Дали, Андрей Гончаров, Вильям Хогарт, Ильи Богдеско, Пабло Пикассо, Александр Алексеев.Дон Кихота рельефны в своих контурах и высвечены тонкой тоновой штриховкой. Одним из методов в раскрытии идеи было создание целого ряда самостоятельных и контрастных образов, равнозначных всвоей яркой характеристике»[2].Несмотря на то, что в данном сочинении Кара Караев заимствует часть материала из музыки кодноименному кинофильму, неотделимую от зрительного восприятия, в нем нетподробной литературной программы (как,например, у Р.Штрауса).Вместе с тем музыка «Дон Кихота»портретно конкретна и каждой из 8 гравюрКараевдает название: «Странствия», «Санчогубернатор», «Странствия», «Альдонса», «Странствия», «Павана», «Кавалькада», «Смерть ДонКихота».Первая гравюра«Странствия»вводит в атмосферу всего произведения. Начинаетсясочинениенебольшой фанфарной заставкой. Усолирующихтрех труб (soleconsord.) звучиткраткая, энергичнаятема.Это −ключевая фраза всего произведения, утверждение важного тезиса.Данную тему, благодаряквинтовым зовам духовых инструментов и использованию дорийского лада, размера (5/4) можно трактовать, как тему рыцарского призываДон Кихота служить и помогать народу, всем нуждающимся, чтоявляется смыслом жизни героя3. Тема странствия,следующая после фанфарной заставки,предстает в легком, прозрачном изложении.Ей принадлежит важная роль в драматургии произведения. Онаявляется основным тематическим материалом,характеризующим Дон Кихота. Г. Козинцевотмечал: «Он взял копье, щит, на котором изображено пламенное сердце, и поехал на поиски, но не только на поиски рыцарских подвигов, а на поиски утерянной справедливости» [3].В теме странствийможно выделитьдва фактурных пласта.Постоянное кружение звуков вокруг опорного тонав нижнем регистре, а также ритмическая организация ровными четвертными длительностямипередают монотонное движение4.Из основногомелодическогозерна, амбитусомкоторого является ч.4и интонируемого в среднем регистре, что является весьма характерным для мелодий канте хондо5,затем вырастает вся тема.Вариантное развертывание темы указывает на взаимосвязь с испанской музыкой, т.к.слитность интонационных произрастаний тематизма характерна для данной культуры. «Эта длинная тема подобно разматываемому клубку скитаний Дон Кихота, пути, испытывающего силу одержимости его идеей поисков справедливости» [4].Весьма интересна ритмическая организация темы, с присущей ей орнаментикой.Ритмическая острота выражается в разнообразных пунктирных ритмоформулах: подчеркивании слабых долей, смещении акцентов и использовании триолей. Несмотря на то,что в партитуре обозначена динамикар,благодаря разнообразию и оригинальности ритма ощущается острота и энергия музыки,свойственные Испании. На протяжении всего произведенияданная теманеоднократно возвращаетсяв вариантнопреобразованномвиде. Эти изменения можно объяснить тем, что путешествуя,Дон Кихот попадает в различные ситуации,сталкивается с жестоким внешним миром,проявляет ту или иную реакцию на происходящие события, участником которых ему суждено быть.Следующая гравюра –«Санчо –губернатор». Несмотря на название, данное К.Караевым, здесь изображен не музыкальный портрет персонажа, а создается звуковая атмосфера народного праздника.Неслучайно жанровой основой тематизма 3Дон Кихот в фильме, как и в романе, –борец за справедливость, защитник угнетенных и слабых.4Остинатный «ритм пути».5Сantehondoпереводится как «глубокое», «глубинное» пение. Слово «Hondo» применялось одновременно для обозначения глубины –в смысле исконности национальных истоков выразительных средств и в смысле эмоционального содержания –драматичного и трагичного. Позже, как считают исследователи, из канте хондопостепенно стал выделятьсяболее молодой слой южноиспанского фольклора –плясок и танцевальной музыки стиля Flamenсo. гравюрыявляетсятанец пасадобль6.В фильме Г. Козинцева этамузыка сопровождает въезд Санчо Пансы на остров, где он впоследствии становитсягубернатором.Его встречают радостными возгласами жители, устраивают торжественные шествия музыканты.Гравюра «Санчо–губернатор» написана в сложной трехчастной форме–ABA.Интересно,что пасадобльтакже представлял собой трехчастную композицию, вкоторой первая часть–фанфарное возвещениео начале корриды и о парадеучастников,вторая –битватореадора с быком, атретья−праздник в честь победителя.Начинается гравюра, как и предыдущая, фанфарной заставкой, но уже иного типа. Если рыцарский призыв из «Странствий»благороден и сдержан,то здесьцарит атмосфера весельяи празднества: tuttiоркестра, динамикаff, различные авторские ремаркиmarciagiocosa(марш веселый, шуточный), brillante(блестяще), использование целойгруппы ударных инструментов. Однако, в силу обобщения через жанр, слушатель воспринимает не картину варварскогозрелища(корриду), а народное торжество, светлый праздник.
После небольшого вступленияпроводитсяпервая тема гравюры. Она близка теме из «Прелюдии»в опере Ж.Бизе «Кармен», в которой исследователи также усматривают жанровую первооснову–пасадобль. Двудольный размер и «разбег» к первой долетактахарактерны для данного танца.Упругийчеканныйритм с постоянным выделением сильных долейипоручение мелодии яркому тембру трубы с атакой каждого звука передают энергичную устремленность и волевую активность.Во второй частитакже изображается ликующий народный праздниксолнечной Испании. Напомнимтермины, предложенные Б. Асафьевым, которые можно применитьк данной гравюре –«тембровая красочность» и «тембровая экспрессия».Ведь использование разнообразныхинструментов, их переклички, а также насыщенная фактура (по аналогии с живописью)создают впечатление картины с «буйством красок».Проявление испанского колорита в музыкальном произведенииК. Караева не случайно, ведь режиссер фильмастремился наиболее достоверно воссоздать атмосферу романа в своей кинокартине.Он дажепригласил участвовать в постановке фильмаиспанского скульптора и художника Альберто Санчеса. КаквспоминалвпоследствииГ. Козинцев: «Мне очень повезло. Сказали, что есть испанский художник, причем из Кастилии. Я пошел просить его консультировать фильм и увидел перед собой живого Дон Кихота»[5]. Следующий номерсимфонических гравюр–«Альдонса»−представляет собой лирический центр произведения.Интересно, что композитор избирает имя возлюбленной не Дульсинея, а Альдонса. Альдонса –крестьянская девушка, к которой Алонсо Кихано испытывал нежные чувства. Это имямотивировано в испанских пословицах,какженщинылегкого поведения. Она является земным отражением Дульсинеи, существующей только в воображении Дон Кихота. Как говорил Г.Козинцев,«если нет прелести и чистоты в Дульцинее Тобосской, то это есть в мечтах Дон Кихота» [6].«Альдонса» раскрывает образ особой духовной чистоты и возвышенного благородства, что является весьма характерным для лирических эпизодовпроизведений К.Караева.Гравюра отличается печальнопасторальным, нежным звучанием. Онаполна страстной мечтательности, лиризма,новместе с тем, глубокой скорби, тоскии безысходности.Можно вспомнить слова И.Эренбурга о народной музыке 6«Paso Doble» на испанском языке означает «два шага», а также созвучно «Paso a Dos» —«танец для двух (ног)». Эти названия связаны с маршевым характером танца на счет «раз, два» или «левой, правой». андалуссцев: «Поют они «фламенко» –это звучит безысходно, как широта и нищета Андалусии. Слова –о несчастной любви, но заунывность напева много откровенней –это о несчастной жизни»[7].Мелодия как поступательное движение тонов, при котором каждый последующий тон вступает в звуковысотные отношения с предыдущим, легко ассоциируется с движением в пространстве.В силу гибкости ритмики, извилистости рельефамелодической линии, тема Альдонсыможет соотноситьсясо свободноимпровизационным танцем. Волнообразная, орнаментированная мелодия словно воспроизводит прихотливые движения танцовщицы. Графика мелодической линии, что весьма характерно для большинства песен фламенко (особенно песен канте хондо),представляет собой дугу («арку»).Свободное обыгрывание квинтового тона (тональность amoll), фригийский лад также указывает на взаимосвязь с испанской музыкой.Медленный темп (Andante), динамика рр, прозрачность изложения (вторые скрипки, альты и соло флейты) передают особую нежность Дон Кихота к героине.Прозрачный, светлый акварельный колорит достигается разреженностью фактуры, в которой исключается звучание нижнего регистра.Появление гравюры «Павана» вмузыкальном сочинении К.Караеватакже не случайно. Павана, или падавана–торжественный медленный танец, распространенныйкак раз во времена Сервантеса. По одной из версий–это танец именно испанского происхождения. Названиетанца происходит от лат.слова pavo–павлин, отсюда его гордыйхарактер (столь свойственныйиспанцам).Танецисполнялив плаще и при шпаге во время различных торжественных церемоний.В произведении К. Караевапавана связана с образомчопорной аристократической знати, окружающей Дон Кихота и Санчо Пансу. Напомним слова Г. Козинцева о сцене пребывания Дон Кихота при герцогском дворе: «Мы попадаем в мертвый мир католицизма, где издеваются вежливо, тонко, с улыбкой. Всем очень скучно» [8]. Интересно отметить, что режиссер выбрал мрачную черную цветовую гамму для изображения покоев знатных вельмож.Гравюранаписана в простой трехчастной форме.Несмотря на то,что для этогономера характерна квадратность и симметричность построения, ритмическая организация отличается причудливым разнообразием. Нисходящее поступенноедвижение четвертными в нижнем регистре создает аллюзию шествия. Закругленность мелодических фраз, постоянное кружение и движение к опорному тону создают ощущение поклонов и реверансовв танце.Небольшой состав исполнителей (струнная группа и деревяннодуховые) напоминает камерныйинструментальный составпри дворах герцогов и королей.
С образом знати связана и следующаягравюра–«Кавалькада».Обратимся к этимологии слова.Кавалькада–группа скачущихвсадников.Данная музыкавфильмеГ.Козинцевасопровождает въезд свиты Альтисидоры во двор усадьбы Дон Кихота и дальнейшую стремительную поездку героя к замку герцога. Поэтому, возможно, жанровой основой музыкальной гравюры является галоп.
Начинается номерс соло трубы, ее тревожные и резкие реплики затем пронизывают всю «Кавалькаду». Можно проследить некую взаимосвязь тематизмагравюрыс мотивами рыцарского призыва в начале произведения, а также с веселым маршем из номера«Санчо Панса». Но в седьмойгравюрехарактер звучанияопределяется как злобный, агрессивный.Л. Карагичевав своем исследовании называет «Кавалькаду»маршем смерти –Marciamacabre.Яркий колоритвступительного солотрубы достигается с помощьюактивных призывных квартовых ходов, динамикиff, авторской ремарки –brillante(блестяще), а также благодаря упругому пунктирному ритму и штриху marcato, подчеркивающемукаждую сильную долютакта.Следует отметить, что тембр медного духовогоинструмента может ассоциироваться с чистыми, но блестящими интенсивными цветами в живописи.Соло трубы служит основой всего тематизма гравюры. «Кавалькада»состоит из 7 вариаций, непрерывно сменяющих друг друга, подчеркивая,тем самым,механистичность и непрерывность движения.Заключительная гравюра–«Смерть Дон Кихота».ОнаначинаетсятемойАльдонсы, представленной здесь в несколько измененном виде.Мелодия проводится у солирующего гобоя, а затем у струнной группы, а,как известно,ранее(в четвертойгравюре)она звучала у флейты.Благодаря переоркестровкеосуществляетсякрасочноколористическое обновление.Солирующий тембр гобояпридаетзвучанию печальныйи дажесумрачныйоттенок.Варьированную мелодию пронизывают нисходящиесекундовые интонации,призванные изобразитьвздохии переживания героя. Широкие, размашистые ходы на септиму, а также нисходящее диатоническое и хроматическое движение в басу способствуют передаче трагического характеразвучания. Проведение вданной гравюре темы Альдонсы может быть трактованокаквоплощение несбыточных надеждДон Кихота.В заключительныхкадрахфильмаГ. Козинцевакрупным планом показаныдва всадника: рыцарьна конеРоссинанте иСанчо –на Серомосле. Освещенные луной, они скачут по дорогам Испании. В заключительных тактах последней гравюры проводятсядве основные темы всего симфонического произведения: тема рыцарского призываи тема странствия. В ритмическом уменьшении, на динамике p, у солирующейфлейты в сопровождении pizzicatoструнных звучат они как своего рода напоминание о былых подвигах героя. Испанский идальго Алонсо Кихано умер, а Дон Кихот продолжает жить, оставаясь вечным спутником человечества.
Ссылки на источники1.Карагичева Л. Кара Караев. –М.: Советский композитор,1960.–С. 281.2.Там же. –С. 281.3.Козинцев Г. Собрание сочинений в 5 томах. Т.1. –Л.: Искусство, 1982. –С. 484.4.Карагичева Л. Кара Караев. –М.: Советский композитор, 1960. –С. 285.5.Козинцев Г. Поднять потолок / URL: http://www.videoton.ru/Articles/kniazh_potol.html
[Дата обращения 16.01.2015].6.Козинцев Г. Собрание сочинений в 5 томах. Т.1. –Л.: Искусство, 1982. –С. 486.7.Эренбург И. Испания[Путевые очерки]. –М.: Гослитиздат, 1935.–С. 576.8.Козинцев Г. Собрание сочинений в 5 томах. Т.1. –Л.: Искусство, 1982. –С. 485.