Перспективы внедрения модели импортозамещения в экономике России

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Богачева Е. Д., Субхонбердиев А. Ш. Перспективы внедрения модели импортозамещения в экономике России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1381–1385. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85277.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблемам и перспективам внедрения импортозамещения в отечественной экономике. Предложены основные направления, способы и пути импортозамещения в России. Также в статье рассмотрены меры Правительства РФ по решению данных проблем и возможные риски, связанные с внедрением импортозамещения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Субхонбердиев Алишер Шербутаевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой и национальной экономики ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный лесотехнический университет им. Г.Ф. Морозова», г. Воронеж





alisherman@mail.ru

Богачева Екатерина Дмитриевна,





студентка кафедры мировой и национальной экономики ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный лесотехнический университет им. Г.Ф. Морозова», г. Воронеж katena_bogacheva@mail.ru

Перспективы внедрения модели импортозамещения в экономике России

Аннотация. Статья посвящена проблемам и перспективам внедрения импортозамещения в отечественной экономике. Предложеныосновные направления, способы и пути импортозамещения в России. Также в статье рассмотренымеры Правительства РФ по решению данных проблем и возможные риски, связанные с внедрением импортозамещения.

Ключевые слова: импортозамещение, приоритеты импортозамещения, доля импорта, промышленная политика, риски импортозамещения, кредитная политика, конкурентоспособность экономики.

В настоящий момент экономика России практически полностью зависит от стран Запада. Проблема технологическогоотставанияотечественной экономики и зависимости от импорта других стран существует уже на протяжении двух десятилетий. Особо актуальной эту тему делает и политическая ситуация, когда всевозможные санкции ставят под угрозу функционирование целых секторов экономики. Таким образом, импортозамещение сегодня становится стратегическим направлением в развитии экономики России.



Миф о том, что Россия вступает в постиндустриальное общество, при котором нужно производить услуги, а реальное производство выводить в страны третьего мира, привел нас к трагическим результатам, когда даже предметов первой необходимости Россия выпускает вомногораз меньше на душу населения, чем развитые страны. У Росстата есть интересная статистика доли импорта в продовольствии. Согласно данным Росстата за 2014, наибольшая доля импортав натуральном выражении наблюдаетсяв следующих наиболее емких категориях:говядина 59,7%, сухое молоко и сливки 47,3%, сыры 40,7%. Оценочная доля импорта в стоимостном выражении по всем группам товаров около 37%[1].Зависимость от импорта в российской экономике сложилась угрожающая. Исходя из результатованализа Минпромторга, доля импорта в станкостроении превышает 90%, в тяжелом машиностроении 6080%, в легкой промышленности 7090%, в электронной промышленности 8090%, в фармацевтической, медицинской промышленности 7080%, в машиностроении для пищевой промышленности 6080%.Согласно этим данным, в ряде областей доля импорта просто зашкаливает[2]. В настоящее время динамично изменяющаяся национальная экономика требует, чтобы импортозамещение стало важнейшим элементом экономической политики и инструментом достижения главной цели –выхода на положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами. Сегодня импортозамещение, как важнейший фактор достижения сбалансированного развития экономики РФ, по праву и обоснованно является приоритетом политики управления государством. Разумное решение этой проблемы позволит не только сократить импорт, сохранив в стране значительный объем валютных средств, но и удешевить товары, поддержать отечественного производителя, создать рабочие места, способствовать совершенствованию отечественного инженерного образования.

Именно импортозамещение, которое позволит в значительной степени минимизировать негативный эффект от возможных санкций, должно стать центральным элементом промышленной политики государства. Главная задача состоит в том, чтобы существенно повысить инвестиционную привлекательность отечественной промышленности. Попытки государства создать условия для появления собственногопроизводствав высокотехнологичной сфере не дискредитируют иностранных производителей, а защищают национальную экономику.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема импортозамещенияв отечественной экономике, в связи сосложившейся политической ситуацией,должна решаться незамедлительно. Однако, как это сделать, если прежде чем выпустить любую продукцию, нужно построить завод, закупить оборудование, отработать технологию, нанять и обучить сотрудников, получить необходимые разрешения.

Именно эти проблемы и обсуждались в мае 2014 года на Петербургском экономическом форуме Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным, который заявил, что Россия будет проводить активную политику импортозамещения в соответствии с нормами ВТО и обязательствами перед партнерами Евразийского экономического союза. При этом глава государства поставил задачу в короткие сроки проанализировать возможности конкурентного импортозамещения в промышленности и сельском хозяйстве и определить, какие товары для государственных и муниципальных нужд необходимо закупать исключительно или преимущественно у российских производителей, а также у компаний государств членов Таможенного союза.





В сложившихся обстоятельствах принципиально важным является верное определение приоритетов импортозамещения и концентрация финансовых ресурсов на наиболее перспективных направлениях. Импортозамещение в России не должно сводиться к поддержке «вчерашних технологий» и консервации отставания. Ориентироваться следует на государственную поддержку критически важных технологий электронных компонентов, станкостроения, оборудования для нефтегазового комплекса, нефтехимии и других. В этом случае очень важны меры организационного характера –создание институтов, способных осуществлять координацию в сфере стратегического планирования и научнотехнической политики. Очень действенной мерой в решение настоящей проблемы являются государственные субсидии. Поддержка проектов импортозамещения может осуществляться в рамках предоставления государственных субсидий на исследовательские и конструкторские работы, техническое перевооружение. В настоящий момент такие меры работают в различных отраслях, где субсидии предоставляются на развитие инфраструктуры, техническое перевооружение, модернизацию, предоставляется субсидирование процентных ставок по кредитам.В ряде отраслей, прежде всего в машиностроении, действительными мерами по содействию импортозамещения может быть стандартизация. Она является средством обеспечения взаимозаменяемости отдельных элементов, повышения надежности, обеспечения норм безопасности и экологических требований. Развитие национальных стандартов позволит сократить импорт некачественной продукции, а также мотивировать отечественные предприятия на производство конкурентоспособной продукции.



Промышленная политика РФ должна быть адекватна глобальным вызовам. Сейчас Россия вынуждена принимать меры для защиты своих рынков и отечественных производителей. Для стимулирования отечественного производства рассматривается вопрос об увеличении ставок ввозных таможенных пошлин по ряду позиций товарной номенклатуры. Одновременно в качестве меры содействия импортозамещению рассматривается возможность снижения ввозных таможенных пошлин на отдельные виды сырья и комплектующие, в частности для медицинской промышленности. Это позволит стимулировать российские предприятия к освоению производства и выводу на рынок отечественной продукции.

Государственные закупки также могут стать мерой содействия импортозамещению. Они призваны обеспечить начальный спрос и поддержать отечественных производителей в период выхода на конкурентоспособные объемы производства. В настоящее время разрешается устанавливать запреты и ограничения на закупку импортной продукции, а также преференции для отечественных производителей. То есть одновременно рассматриваются меры как запретительного и ограничительного характера, так и меры стимулирующего характера.







Сейчас Минпромторгом подготовлен ряд проектов постановлений об установлении ограничений и запретов на закупку продукции автомобильной, легкой и медицинской промышленности. Каждый из них предусматривает специальные критерии определения страны происхождения продукции. Здесь надо обратить внимание на специфику некоторых рынков. Если взять рынок медицинских изделий РФ, то 85% этого рынка государственные закупки. Очевидно, что импортозамещение вэтом секторе даст серьезный толчок развитию производства в РФ при обеспечении качества продукции и соответствии лучшим производственным практикам[3].

Стоит отметить, чтотакжеРоссии стоит обратить внимание на наиболее успешный мировой опыт, который свидетельствует о том, что импортозамещение прежде всего должно опираться на частную инициативу, при этом гибко поддерживаться государством. Частный бизнес сам учтет национальную специфику, если увидит реальные перемены в регулировании и поверит в систему стимулов. Многие вопросы импортозамещения лежат в плоскости регулирования рынков. Необходимомаксимально совершенствовать законодательную базу, чтобы быстро и эффективно обеспечить доступ промышленности к инструментам поддержки. Минпромторг России подготовил и внес в Государственную Думу проект федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации", который закладывает основу для применения новых инструментов реализации промышленной политики, в том числе в рамках содействия импортозамещению. Одним из таких инструментов является специальный инвестиционный контракт, он заключается между Российской Федерацией, в лице уполномоченного органа, и инвестором, принимающим на себя обязательства по созданию или освоению производства промышленной продукции натерритории РФ. Контракт заключается сроком на 10 лет и может предусматривать различные льготы: по налогам и сборам, по арендным платежам за пользование государственным имуществом, льготные тарифы на товары, работы, услуги, подлежащие регулируемому ценообразованию. Это могут быть и иные льготы и преференции, которые предусмотрены действующим законодательством РФ.Этот механизм позволяет учитывать отраслевую специфику и применять меры государственной поддержки с учетом особенностей конкретных товарных групп разных отраслей промышленности. Специальные инвестиционные контракты планируется использовать в рамках проектов по локализации производств, а также при создании и развитии инфраструктуры. В итоге это позволит достичь целевых показателей импортозамещения.





В качестве другого важного механизма содействия импортозамещению может рассматриваться создаваемый в соответствии с поручением председателя правительства РФ Фонд развития промышленности. Он предусматривает использование механизма возвратного финансирования по сниженным ставкам при реализации инвестиционных проектов субъектами среднего бизнеса. Сейчас Минпромторгом прорабатывается схема функционирования этого фонда, а в бюджете уже запланировано порядка 19 млрд.руб. до 2017 г.на его финансирование.

Реализация программы импортозамещения предполагает создание новых производств или расширение и перепрофилирование существующих. Соответственно, хозяйствующие субъекты сталкиваются с необходимостью привлечения внешних источников финансирования и, в первую очередь, кредитов банков и средств институтов развития. То есть успешное функционирование банковского сектора экономики является одной из существенных предпосылок осуществления политики импортозамещения. В последнее время созданию благоприятных условий для деятельности банков, повышению конкурентоспособности российских кредитных организаций,как на внутреннем, так и на мировом рынке уделяется большое внимание. Сегодня это особенно актуально в связи с тем, что Евросоюз и США ввели санкции против ведущих российских банков, ограничив их доступ на европейский рынок капитала, пытаясь тем самым сократить возможности банковского сектора осуществлять финансирование программ развития экономики. Для противодействия данной политике принят ряд решений по оказанию поддержки банкам. В частности, решение о докапитализации Внешэкономбанка за счет средств Фонда национального благосостояния. Использование средств Фонда позволит Внешэкономбанку расширить финансирование приоритетных программ и крупных инвестиционных проектов, в том числе и направленных на импортозамещение. Кроме того, видимо, имеет смысл в целях расширения ресурсной базы банков и противодействия санкциям расширить практику размещения средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и государственных корпораций в тех банках, деятельность которых ограничивается установленными санкциями.





Для реализации программы импортозамещения важно не только создать условия, позволяющие банкам и иным финансовым организациям осуществлять кредитование хозяйствующихсубъектов, но и внести определенные коррективы в проводимую банками политику предоставления кредитов. Как отметил Президент Российской Федерации В.В.Путин, «нужно обеспечить доступность кредитов, создать новые конкурентоспособные по мировым стандартам условия финансирования бизнеса». В настоящее время условия предоставления кредитов часто являются по существу запретительными для большинства видов бизнеса. Процентные ставки по кредитам часто превышают рентабельность проектов, ставят участников экономическойдеятельности по существу за рамкиэкономического здравого смысла. Такую ситуацию надо менять. Определенные шаги в данном направлении уже предпринимаются. Например, Минэкономразвития России, совместно с Центральным банком и Министерством финансов, разрабатывает механизм для осуществления кредитования на комфортных для бизнеса и банков условиях критически важных секторов, сегментов российской экономики, прорабатывается вопрос о выделении на льготных условиях кредитных ресурсов сельхозпроизводителям, деятельность которых обеспечивает импортозамещение. Одним из путей решения проблемы доступности кредитных ресурсов для хозяйствующих субъектов вполне может стать определенное регулирование ставок по кредитам, которые предоставляют бизнесу банки с государственным участием в капитале или банки, в обороте которых значимую долю составляют средства региональных и местных бюджетов. Данная мера может дать заметный эффект и сама по себе. А учитывая вес этих банков в нашей банковской системе, можно ожидать, что произойдет и общее снижение процентных ставок. За счет этого можно существенно улучшить условия работы предприятий, реализующих приоритетные для развития экономики проекты[4].

Решая проблемуимпортозамещения в целом, нельзя забывать и овозможныхрисках, среди которых можно выделить:снижение конкурентоспособности за счет устранения конкуренции с ведущими зарубежными поставщиками;снижение эффективности экономики страны в целом в случае, если решения национальных производителей уступают по качеству решениям зарубежных конкурентов;увеличение нагрузки на бюджет.

В то же время, поэтапно развивающееся и научно обоснованное импортозамещение,в ближайшей перспективе может обеспечить:рост занятости населения и, как следствие, снижение безработицы и повышение уровня жизни;повышение уровня научнотехнического прогресса и, как следствие, уровня образования;укрепление экономической и военной безопасности страны;увеличениеспроса на товары внутреннего производства, что в свою очередь стимулирует развитие экономики страны, расширение производственных мощностей;сохранение валютной выручки внутри страны и, как следствие, рост валютных резервов и улучшение торгового баланса страны[5].

Следует отметить, что в России уже немало сделано для поддержки промышленности: действуют механизмы государственно частного партнерства; созданы налоговые стимулы для открытия новых производств; субсидируются процентные ставки по кредитам, полученным на цели технического перевооружения; финансируются из средств федерального бюджета перспективные НИОКР и государственные капитальные вложения; усовершенствована нормативная база. Среди механизмов внедрения импортозамещения также присутствуют защитные меры, меры таможенного регулирования, антидемпинговые меры, изменения в законодательстве для поддержки частного высокотехнологичного бизнеса, создание внутреннего первоначального спроса за счет механизма государственных закупок,строительство индустриальных парков и многое другое.

Конечно, российская экономика сильно зависит от поставок импортного оборудования и продукции. Во многих стратегических отраслях промышленности доля потребления импорта оценивается на уровне более 80% и создает потенциальную угрозу,как для национальной безопасности, так и для конкурентоспособностироссийской экономики в целом. Но, сложившаяся ситуация это не только угроза, но и возможность для реализации стратегии ускоренного подъема отечественного производства во многих отраслях.



В заключение, стоит отметить, что импортозамещение в этих и других отраслях возможно только в случае наличия соответствующих свободных производственных мощностей и конкурентоспособных предприятий, которые могут предложить качественную продукцию по рыночным ценам. В долгосрочной перспективе снижение импортной зависимости возможно за счет инноваций и стимулирования инвестиций в технические отрасли и создания новых производств.По оценке Минпромторга, в случае реализации продуманной политики импортозамещения к 2020 году можно рассчитывать на снижение импортозависимости по разным отраслям промышленности с уровня 7090% до уровня 5060%. А в ряде отраслей возможен выход на более низкие показатели.

Однако,решая задачи импортозамещения в промышленности, не стоитотрицать принципов международной экономической интеграции. Россияне должна отгораживатьсяот мира, а максимально открыто и прозрачно вестидиалог с иностранными партнерами.

Таким образом, основной характеристикой политики импортозамещения является индустриализация экономики при помощи ограничения и дискриминации импорта. Политика импортозамещения основывается на создании благоприятной среды для роста национальной промышленности. Другими словами, проведение политики импортозамещения предполагает создание искусственных стимулов (внешнеторговых, валютных, технических, административных и т.д.) для развития отдельных отраслей отечественной промышленности с целью повышения их конкурентоспособности на внутреннем рынке.

Ссылки на источники

1.www.gks.ru–Федеральная служба государственной статистики2.http://minpromtorg.gov.ru–Министерство промышленности и торговли РФ3.Аналитический вестник № 27 (545) «О мерах по реализации импортозамещения в гражданских отраслях промышленности в интересах укрепления национальной безопасности»[Текст], под ред. В.Д. Кривова,Москва,2014 4.http://www.rg.ru

Российская бизнес газета №959 (30) [Электронный ресурс]. Ю. Воронина «Лекарство от зависимости»5.В.Н.Половинкин. Основы и перспективы политики импортозамещения в отечественной экономике[Текст]. 2014