Закон соединения реальных возможностей государства с достижениями научно-технического прогресса: современное проявление
Выпуск:
ART 85285
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Петров
В.
П. Закон соединения реальных возможностей государства с достижениями научно-технического прогресса: современное проявление // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
1421–1425. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85285.htm.
Аннотация. В статье оценено действие закона соединения реальных возможностей государства с достижениями НТП, а также показана целесообразность корреляции научно-технической политики.
Ключевые слова:
государство, закон, научно-технический прогресс, социальный институт, реальная возможность, научно-практическая революция
Текст статьи
Петров Вадим Петрович,Доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и политологии ФГБОУ ВПО Нижегородскийгосударственныйархитектурностроительныйуниверситет, Нижний Новгородvadpetrov54@gmail.com
Закон соединенияреальных возможностей государства с достижениями научнотехнического прогресса: современное проявление
Аннотация.Встатье оцененодействиезакона соединенияреальных возможностей государства с достижениями НТП, а также показана целесообразностькорреляциинаучнотехнической политики.Ключевые слова:научнотехнический прогресс, государство, социальный институт, закон, реальная возможность, научнопрактическая революция.
В научной литературе достаточно давно было определено понимание закона.Закон –внутренняя существенная и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение. На основе знания закона возможно достоверное предвидение течения процесса. Понятие закона близко к понятию закономерности[1], но не тождественно ему. Закономерность обеспечивает устойчивую тенденцию или направленность в изменениях какойлибо системы. Для установления закона в протекании процесса или существования явления необходимо с абсолютной долей достоверности утвердиться в наличиитаких отношений, которые бы подтверждали существенное, устойчивое, повторяемое и необходимое единство их связи и отграниченности. То есть для действия законаважна не просто детерминация, а необходимо установлениедиалектикиналичествующих отношений: в нашем случае –реальных возможностей государства и результатов (достижений) научнотехнического прогресса.Гегель характеризовал возможность, как «некий абстрактный момент» действительности[2]. Возможность –потенциальное бытие, будущее,элементы которого содержатся в настоящем.Реальная возможность этобытие, ставшее настоящим. Онастановится таковой по мере её обусловленности.Реальные возможности государства и/или общественной системы(социального института, как организационной формы деятельности)становятся действительностью в том случае, когда для этого назрелапотребность. Потребность –детерминанта, обуславливающаяпротекание процессареализации возможности в действительность.Государство –правовая политикоэкономическая организация общества [3], являющееся субъектом всей системы общественных отношений. Оно обладает широким спектром возможностейи условий для их реализации,обеспечивая функциональную взаимосвязь сфер общественной жизни как системообразующих институтов жизни общества –экономики и экологии, управления и науки, педагогики и искусства, медицины и физической культуры, обороны и общественной безопасности [4]. Научнотехнический прогресс, его новейшие результаты непосредственно способствуютреализацииреальных возможностей государства в действительность. Ключевым фактором здесь является наука, как материализованная в многообразных технических устройствахсила человеческого разума, познавшего физические законы бытия.
По своим сущностным характеристикам НТПв русле научнотехнической политики государства реально обеспечиваетрешение многих проблемобщественной жизни,способствует высокой эффективностипрофессиональной деятельности, является фактором социальнозначимых процессов. Это происходитза счёт внедрения новой техники и технологии, организации труда и производства на основе достижений иреализации научных знаний. Научнотехнические результатынашли своё закреплениепрактически во всех сферах жизни общества.Вчастности, в сфере экономики–в новейших технике и технологиях, в сфере обороны –в современных видах вооружения и боевых системах, в сфере медицины –в качественномдиагностическом, лабораторном и лечебном оборудовании.Правда, наметившиеся преобразования в России, в условиях односторонне осложнённых Западом отношений, приобретают несколько инойхарактер. Однако они –только повод,за которым следуетпричина, состоящая и всобственных просчётах поиспользованиюимеющегося в стране потенциала.Серьёзносказываютсянедочётыадминистративного характера, когда искусственно или по некомпетентностистопорятся социальнозначимые процессы. В этом случае искусственно нарушается система отношений, присущая закону соединения:продуцируетноминальный подходк детерминационномухарактерунаучнотехнического прогресса. Сам по себе НТП не может быть генераторомобщественного развития, он становитсятаковым посредством субъекта деятельности, каковым является государство.Достижения науки и техники должны опираться на реальные, то есть обусловленныеего возможности (потенциал), отражаяпотребностиобщества.Если эти отношенияне коррелируются, не развиваются, то большинство возможностей государства по сферам общественнойжизни реализованы не будут, так как достижения научнотехнического прогрессапросто устареют, не успев проявиться в присущем новациям инновационномкачестве.В этом плане, происходящиев странепроцессы должны приобретать качества иного уровня, прежде всего,гибкостьвпонимании и осуществлениинаучнотехнической политики с предметным акцентом науглублениепроцесса соединенияреальных возможностейгосударства с достижениями НТП. Это положительно отразится на функционировании всех сфер жизниобщества,обеспечит самодостаточность инезависимость базовыхотраслей экономики отпоставок высокотехнологичного оборудованияиз западных стран.Будет способствоватьосуществлению ряда мер:первое –инновационномуразрешениюкризисныхпроблем; второе –созданиюусловий для повышения жизненного уровня людей; третье –сокращению структурноготехникотехнологическогоотставания и выравниваниюсобственных показателей в мировоминдустриальномразвитии; четвёртое –всестороннемуобеспечениюнациональной безопасности; пятое –превращениюРоссии в международный центр современного научнотехнического и социокультурного притяжения.Особый смысл, в связи с этим, приобретает необходимость качественнойдоработки закона «О науке и государственной научнотехнической политике» с предварительной разработкой концепциинаучнотехнической политики, а в дальнейшем доктриныуправления научнотехнической деятельностью (современным научнотехническимпроцессом). Соединениереальных возможностей государства сдостиженияминаучнотехнического прогрессапри этом –объективная необходимость. Суть теоретических модусов этих документов представляется следующей:• признание науки системообразующим институтом общественной жизни, определяющим уровень развития производительных сил, способствующим созданию высокотехнологичной продукции, обеспечивающей независимость страны от иностранного производителя, а НТП –ведущим факторомреализации реальных возможностей государства в общественную практику;• взаимосвязь государственногонаучнотехнического регулирования и региональночастногопланированиярубежных показателей НТП с обязательной профессиональной и демократичной процедурой принятия научнотехнических решений,возможностью их новационной корреляции и механизмомреализации;
• определение механизма восприимчивости сферобщественной жизни–системообразующих институтов жизни общества (экономики, экологии, управления, науки, педагогики, искусства, медицины, физической культуры, обороны, общественной безопасности, космического устройства [5]) к результатам научнотехнического прогресса, апроизводственнохозяйственногокомплексастраны –сучётомформ собственностии регионального многообразия;• формирование нормативноправовой базы обеспечения эффективности научнотехнической деятельности, механизмов её защиты и стимулирования;• развитие конкурентной среды в области производства высокоёмких научных новаций и внедрения технических инноваций;• концентрацииресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники, соответствующих шестому и,в перспективе, седьмому технологическим укладам;• стимулирование и поддержка инновационной научнотехнической деятельности передовых коллективов черезвведениеэкономических льгот, развитие информационного(маркетингового) сотрудничества, повышения конкурентноспособности отечественного производителя;• совершенствование системы конкурсного отбора новационных научнотехнических проектов и программ;• способствование реализации критических технологий и приоритетных направлений, необходимых для базовых отраслей сферы экономики и целевого развития регионов страны;• развитие технологий двойного назначения;• совершенствованиенаучнотехнической, технологической, информационнойкооперации;• развитие приоритетного взаимовыгодного международного научнотехнического сотрудничества.К проблеме соединенияреальных возможностей государства с результатами современного научнотехнического прогресса целесообразно подходить с учётом двух моментов. Вопервых,означенная взаимосвязь –это процесс, ставший реальностью на определённом уровне научнотехнического развития страны,обусловленныйеё природой, традициями, культуройи основными тенденциями НТП. Вовторых,процесс взаимосвязи реальных возможностей государства сновейшими достижениями научнотехнического прогресса –закон, способствующий устойчивомуфункционированиювсей системыобщественнойжизни (по сферам жизни общества). Онобусловлен потребностями, имеющими тенденциюпостоянного возрастания, в силу чегоэта взаимосвязь являетсущественный, устойчивый, необходимый и повторяемый характер.С учётом означенногоцелесообразно определятьпути и формы соединенияреальных возможностей государства с достижениями НТПи создавать условия для раскрытия предполагаемыхвозможностей.В методологическом плане соединениереальных возможностей государства (общественнойсистемы/социального института) с результатами научнотехнического прогресса заключается в том, что результаты НТП превращаются в его собственные предпосылки, ареализованные посредством них возможности –в практические результаты, детерминирующие спектр новых возможностей. Сам процесс представляет расширяющееся(спиралевидное)движение, характеризующеемеру реальных возможностей государства и результатовнаучнотехнического прогресса. Каузальная взаимосвязь, развитиенауки и техники и предполагает регулярное появление новаций, способствующих реализации вызревающих возможностей государства, которое,как генерирующий субъект,постоянносовершенствует условия их воплощения. Например, в истории энергетикивозможность создания нового направления полученияэнергии для страны стала действительностью в результате создания условий по обогащениюурана238 и научнотехнологически осуществлённой ядерной реакции с созданиемнаеё принципеядерного реактора для атомных электростанцийна изотопах урана235; в сфере медицины (системообразующий институт общественной жизни)–реальная возможность искусственного функционированиячеловеческого сердца,в результате изобретения механического сердечного клапанас разработкойтехнологии операциипо сердечнокоронарному шунтированию. Материализованная в инновациях наука становится техникотехнологическимфактором для последующих новационных преобразований, то есть способствует воплощению реальной возможности в практику по широкомуспектру сфер общественной жизни.Принципиально важно то, что соединениереальных возможностей государства с новейшими достижениями НТП –двуединый процесс. С одной стороны, он направлен на то, чтобы целенаправленнои эффективно направить нововведения на решение социальноэкономических, экологических, оборонных и других задач, стоящих перед страной. С другой –полнее использовать экономические, управленческие, научные, педагогические, медицинские и другие возможности государства в целях ускорения научнотехнического прогресса, достижения, темпы, последствия которого во многом зависят от того, насколько полно используются возможности, присущие природе российского государства и насколько они обусловлены.Использование возможностей государства в диалектичномцикле «реальная возможность ↔достижения НТП↔ практический результат»предполагает:своевременную оценкувозможностей государства (общественнойсистемы/ социального института) и создание условий для их реализации;постоянный анализ процессаосуществления научнотехнической политики;совершенствование управления научнотехнической деятельностью;стимулирование и поддержкунаучнотехнического творчества, новационной и инновационной деятельности;маркетинговые исследование в целяхосуществленияполномасштабныхнаучноисследовательскихи опытноконструкторскихработ (НИОКР);нивелирование организационнобюрократическихикоррупционных препятствий на пути внедрения достижений НТП в системообразующие институты жизни общества (сферы общественной жизни);существенное сокращение цикла материализации научных новацийв практику с тем, чтобы производственные и непроизводственные структурыоперативно воспринималинововведения в ускоренном режиме;решение проблемы подготовки профессиональных кадров с мониторингом ситуации по их переподготовке и повышения квалификации;углубление международных научнотехнических связей, обмен опытом в режиме доброжелательстваи взаимопонимания.Практика современного развития подтверждает огромное значение научнотехнического прогресса в жизни общества с использованием реальных возможностей государства. Проблемы, возникшие вроссийской экономике 20142015 годов,являются следствием не только резкого сниженияценына нефть и провокационных политикоэкономических американоевропейских действий. Они спровоцированы искусственноресурсным консерватизмом нашей экономики, негибкостью оценки и использования возможностей государства, бюджет которого наполовину зависим от сырьевого сектора, а не от прибыли, полученнойс применениемновейших результатовНТП. Посредством результатов НТП, применяемыхв отдельныхотраслях экономикииряде сфер общественной жизнина основенаукоёмких энергои ресурсосберегающих экологически чистых технологий, оборудования, новых материалов, систем автоматизации можно и нужно создавать как пилотные, так и постоянные информационноинтегрированные производства различных видов продукции машиностроения, товаров народного потребления, фармакологии, сельского хозяйстваи т.п.,учитывающиебыстроменяющуюсяконъюнктурурынка и внешниефакторыриска(форсмажор).Отношения, возникающие в процессе соединенияреальных возможностей государства (общественной системы / социального института) с достижениями НТП, объективныи соответствуют конкретноисторическому моменту действительности,т.е. имеют пространственновременное проявление. Научнотехнический прогресс, с момента своего становления, детерминировал, прежде всего,развитие материального производства, а это, в свою очередь, вызвало изменениепроизводственных отношений и постепенно сказывалось на социальноэкономической жизни общества, значительную роль,в совершенствовании которой играет государство, создавая условия для реализации своих возможностей.В силу этих и ряда других обстоятельствзакон соединенияреальных возможностей государства с результатами научнотехнического прогрессапроявляетсяво всехсферахобщественной жизни. Характер отмеченныхотношений был выявленавтором в процессе научного исследованияпо тематике докторской диссертации и представлен в форме законапри защите.Итоговые материалы были опубликованыв виде монографии[6]. Значительнуюроль в функциональном проявлении отношений, присущихзаконусоединения,играет политическое и экономическое устройство общественной жизни, общественной системы(государства).Хотя сами отношения объективны, государство,как субъект,способен ускоритьили замедлитьих проявления, прежде всего, это относится к созданию условий для реализации возможностей.В силу этого поиск оптимальных путейи форм взаимосвязи реальных возможностей государства с результатами научнотехнического прогрессаприобретают предметноеполитикоэкономическоеиморальнонравственное значение. Суть современного развития страны, общества, государстваво многом зависит отнаучных новаций и технических инноваций,их целевоговнедренияво все сферы общественной жизни, поэтому, оцениваяреальное положение в стране,необходимостремиться изменитьего, одновременно понимая,к чему это изменениеприведёт.Изменения современнойРоссии, достойный выход из имеющихся сложностей, динамичное развитие как никогда зависимы от степени соединения её реальных возможностей с достижениями научнотехнического прогресса –это объективная основа, на которой должен строиться современныйпроцесс преобразований и последующих сущностных изменений.Одним из факторов соединенияреальных возможностей государства с достижениями научнотехнического прогресса на современном этапе является структурное совершенствование экономики. Это непростойвопрос, требующий профессионального подхода. В соответствии с законом соединения существуют определённыепредпосылки, способствующие такому совершенствованию, в частности, в техникоэкономическом планеими представляются:современная предметновещественная база, служащаяоснованием организации взаимосвязиреальных возможностей государства с результатами НТП в целях получения конкретных результатов;отлаженный цикл «наука↔ производство»с достаточно развитойобратной связью: расширенное воспроизводство, влияющеена научнотехнические результаты;реструктуризация всей линейки промышленного и сельскохозяйственного производства с приоритетом направлений, определяемых уровнем достижений современного НТП –нанотехнологиями, конструкционнымиматериалами, универсальнымисистемамисвязи, электроникой на современной базе, например,на базе графена и т.п.;системное функционирование и развитие промышленнохозяйственного комплекса страны с высоким уровнем межотраслевых и региональных связей, способствующих разработке и внедрению высокотехнологичной продукции.Наличие и реализация отмеченных условий позволит предметно отслеживать процесс соединенияреальных возможностей государства с результатами НТП. Они же выступают как непосредственные связи этого процесса и факторы, представляющиесреду, то есть объективную ступень развития современного общества, отражающую эту взаимосвязь. Конституция Российской Федерации, федеральные законы о собственности, аренде, налоговой системе, особых экономических зонах, ряд указов президента и постановлений правительства РФ, определяющих приоритетные направления развития науки, технологий и техники, а также ориентированныена информационную безопасность, политику в области развития науки и технологий, динамичное развитие, совершенствуяэти условия, придают целевойхарактер существующей системе общественных отношений, в первую очередь –экономических, дают право профессиональнымколлективам быть субъектами своейдеятельности с постоянной заинтересованностью в применении достижений научнотехнического прогресса.Проводимые и намечаемые преобразования предметновещественной базыэкономики на основе современных достижений НТП поднимают на новую ступень и активизируют взаимосвязь науки и производства, позволяют полнее реализовывать возможности, заложенные в их союзе.Промышленный рынок с системой специфических отношений детерминирует создание условий для широкого применения научнотехнических новаций. Информатизация производства, использование прогрессивных технологий, современного оборудования интенсифицируют процесс реализации возможностей в практические результаты в его завершающей стадии. Достижения научнотехнического прогресса выступаюткатализаторомэтого процесса, одновременно влияя на качественные показатели практических результатов.Однако, как уже было отмечено, научнотехнический прогресс по сути своей не решает проблем внедрения свойственных ему достижений в практику. Этот процесс имеет субъективные предпосылки, сводящиеся к действиям субъекта по созданию условий, позволяющих использовать реальные возможности вовзаимосвязи с достижениями НТП в целях получения конечного продукта. Автор обозначает этот процесс как научнопрактическую революцию(НПР), призванную закрепить практику соединения возможностей государства (общественной системы / социального института) с достижениями НТП.Научнопрактическая революция является синтезом научных новаций, технических инноваций, реальных возможностей (потенциаловсфер общественной жизни) и практического действия.Ядром её являются новейшие результаты научнотехнического прогресса, базой –реально существующие возможности государства. Сущность многоуровневая, явление –многоплановое.Человеку (субъекту) отводится главенствующая роль в НПР, определённая его сущностным положениемв сложном процессе получениярезультатов (продуктов) соединения.Объективнаякартина современного общественного бытия предметно характеризует необходимость научнопрактической революции в решении стоящих перед страной задач.Реальные возможности государства будут непременно востребованы и реализованыво времени и пространстве, для этого необходимосвоевременносоздавать качественные условия и учитывать результаты научнотехнического прогресса.Тогда эволюционный процесс соединения возможностей государства с достижениями НТП будет носить революционный характер –сработает эффект субъекта (т.е. генератора) общественных отношений, не тормозящий, а ускоряющий общественный прогресс.Это и есть научнопрактическая революция в действиис применениемзакона соединения реальных возможностей государства (общественной системы / социального института) с достижениями научнотехнического прогресса.Соединениемногообразных реальных возможностей государства срезультатаминаучнотехнического прогресса объективный, но не спонтанныйпроцесс. Проблема управления этимпроцессом в общественной системе одна из весьмаактуальных, требующая как фундаментальных, так и прикладных разработок, поэтому необходима новая, просчитанная научнотехническая политика.Закон соединения приеё формированиибудет иметь методологическое значение как инструмент достижения поставленныхв ней целей.
Ссылки на источники1. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. Ред. колл.: А.А. Гусейнов, В.А. Лекторский, В.В. Миронов и др. –М.: Республика; Современник, 2009.–С. 220.2. Гегель. Наука логики. Часть первая // Соч. –Т. 1.–С. 241.3. Петров В.П. Основы социального государства: учеб. пос. для вузов / В.П. Петров. –Н. Новгород: ННГАСУ, 2012. –С. 15.4. Петров В.П. Философия : курс лекций / В.П. Петров : учеб. для вузов. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013.–С. 408409.5. ПетровВ.П. Сферология как наука / В.П. Петров // Философия в современном мире: диалог мировоззрений: VI Российский философский конгресс (Нижний Новгород, 2730 июня 2012 г.). В 3 томах./ Н.Новгород: Издво Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского,2012. –Т. I.–С. 225.6. См.: Петров В.П. Социальнофилософские проблемы конверсионной и военной доктрин современной России: возможность и действительность: Монография / В.П. Петров. –Н.Новгород: Нижегород. гос. архит.строит. унт, 1998. –253 с.
Закон соединенияреальных возможностей государства с достижениями научнотехнического прогресса: современное проявление
Аннотация.Встатье оцененодействиезакона соединенияреальных возможностей государства с достижениями НТП, а также показана целесообразностькорреляциинаучнотехнической политики.Ключевые слова:научнотехнический прогресс, государство, социальный институт, закон, реальная возможность, научнопрактическая революция.
В научной литературе достаточно давно было определено понимание закона.Закон –внутренняя существенная и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение. На основе знания закона возможно достоверное предвидение течения процесса. Понятие закона близко к понятию закономерности[1], но не тождественно ему. Закономерность обеспечивает устойчивую тенденцию или направленность в изменениях какойлибо системы. Для установления закона в протекании процесса или существования явления необходимо с абсолютной долей достоверности утвердиться в наличиитаких отношений, которые бы подтверждали существенное, устойчивое, повторяемое и необходимое единство их связи и отграниченности. То есть для действия законаважна не просто детерминация, а необходимо установлениедиалектикиналичествующих отношений: в нашем случае –реальных возможностей государства и результатов (достижений) научнотехнического прогресса.Гегель характеризовал возможность, как «некий абстрактный момент» действительности[2]. Возможность –потенциальное бытие, будущее,элементы которого содержатся в настоящем.Реальная возможность этобытие, ставшее настоящим. Онастановится таковой по мере её обусловленности.Реальные возможности государства и/или общественной системы(социального института, как организационной формы деятельности)становятся действительностью в том случае, когда для этого назрелапотребность. Потребность –детерминанта, обуславливающаяпротекание процессареализации возможности в действительность.Государство –правовая политикоэкономическая организация общества [3], являющееся субъектом всей системы общественных отношений. Оно обладает широким спектром возможностейи условий для их реализации,обеспечивая функциональную взаимосвязь сфер общественной жизни как системообразующих институтов жизни общества –экономики и экологии, управления и науки, педагогики и искусства, медицины и физической культуры, обороны и общественной безопасности [4]. Научнотехнический прогресс, его новейшие результаты непосредственно способствуютреализацииреальных возможностей государства в действительность. Ключевым фактором здесь является наука, как материализованная в многообразных технических устройствахсила человеческого разума, познавшего физические законы бытия.
По своим сущностным характеристикам НТПв русле научнотехнической политики государства реально обеспечиваетрешение многих проблемобщественной жизни,способствует высокой эффективностипрофессиональной деятельности, является фактором социальнозначимых процессов. Это происходитза счёт внедрения новой техники и технологии, организации труда и производства на основе достижений иреализации научных знаний. Научнотехнические результатынашли своё закреплениепрактически во всех сферах жизни общества.Вчастности, в сфере экономики–в новейших технике и технологиях, в сфере обороны –в современных видах вооружения и боевых системах, в сфере медицины –в качественномдиагностическом, лабораторном и лечебном оборудовании.Правда, наметившиеся преобразования в России, в условиях односторонне осложнённых Западом отношений, приобретают несколько инойхарактер. Однако они –только повод,за которым следуетпричина, состоящая и всобственных просчётах поиспользованиюимеющегося в стране потенциала.Серьёзносказываютсянедочётыадминистративного характера, когда искусственно или по некомпетентностистопорятся социальнозначимые процессы. В этом случае искусственно нарушается система отношений, присущая закону соединения:продуцируетноминальный подходк детерминационномухарактерунаучнотехнического прогресса. Сам по себе НТП не может быть генераторомобщественного развития, он становитсятаковым посредством субъекта деятельности, каковым является государство.Достижения науки и техники должны опираться на реальные, то есть обусловленныеего возможности (потенциал), отражаяпотребностиобщества.Если эти отношенияне коррелируются, не развиваются, то большинство возможностей государства по сферам общественнойжизни реализованы не будут, так как достижения научнотехнического прогрессапросто устареют, не успев проявиться в присущем новациям инновационномкачестве.В этом плане, происходящиев странепроцессы должны приобретать качества иного уровня, прежде всего,гибкостьвпонимании и осуществлениинаучнотехнической политики с предметным акцентом науглублениепроцесса соединенияреальных возможностейгосударства с достижениями НТП. Это положительно отразится на функционировании всех сфер жизниобщества,обеспечит самодостаточность инезависимость базовыхотраслей экономики отпоставок высокотехнологичного оборудованияиз западных стран.Будет способствоватьосуществлению ряда мер:первое –инновационномуразрешениюкризисныхпроблем; второе –созданиюусловий для повышения жизненного уровня людей; третье –сокращению структурноготехникотехнологическогоотставания и выравниваниюсобственных показателей в мировоминдустриальномразвитии; четвёртое –всестороннемуобеспечениюнациональной безопасности; пятое –превращениюРоссии в международный центр современного научнотехнического и социокультурного притяжения.Особый смысл, в связи с этим, приобретает необходимость качественнойдоработки закона «О науке и государственной научнотехнической политике» с предварительной разработкой концепциинаучнотехнической политики, а в дальнейшем доктриныуправления научнотехнической деятельностью (современным научнотехническимпроцессом). Соединениереальных возможностей государства сдостиженияминаучнотехнического прогрессапри этом –объективная необходимость. Суть теоретических модусов этих документов представляется следующей:• признание науки системообразующим институтом общественной жизни, определяющим уровень развития производительных сил, способствующим созданию высокотехнологичной продукции, обеспечивающей независимость страны от иностранного производителя, а НТП –ведущим факторомреализации реальных возможностей государства в общественную практику;• взаимосвязь государственногонаучнотехнического регулирования и региональночастногопланированиярубежных показателей НТП с обязательной профессиональной и демократичной процедурой принятия научнотехнических решений,возможностью их новационной корреляции и механизмомреализации;
• определение механизма восприимчивости сферобщественной жизни–системообразующих институтов жизни общества (экономики, экологии, управления, науки, педагогики, искусства, медицины, физической культуры, обороны, общественной безопасности, космического устройства [5]) к результатам научнотехнического прогресса, апроизводственнохозяйственногокомплексастраны –сучётомформ собственностии регионального многообразия;• формирование нормативноправовой базы обеспечения эффективности научнотехнической деятельности, механизмов её защиты и стимулирования;• развитие конкурентной среды в области производства высокоёмких научных новаций и внедрения технических инноваций;• концентрацииресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники, соответствующих шестому и,в перспективе, седьмому технологическим укладам;• стимулирование и поддержка инновационной научнотехнической деятельности передовых коллективов черезвведениеэкономических льгот, развитие информационного(маркетингового) сотрудничества, повышения конкурентноспособности отечественного производителя;• совершенствование системы конкурсного отбора новационных научнотехнических проектов и программ;• способствование реализации критических технологий и приоритетных направлений, необходимых для базовых отраслей сферы экономики и целевого развития регионов страны;• развитие технологий двойного назначения;• совершенствованиенаучнотехнической, технологической, информационнойкооперации;• развитие приоритетного взаимовыгодного международного научнотехнического сотрудничества.К проблеме соединенияреальных возможностей государства с результатами современного научнотехнического прогресса целесообразно подходить с учётом двух моментов. Вопервых,означенная взаимосвязь –это процесс, ставший реальностью на определённом уровне научнотехнического развития страны,обусловленныйеё природой, традициями, культуройи основными тенденциями НТП. Вовторых,процесс взаимосвязи реальных возможностей государства сновейшими достижениями научнотехнического прогресса –закон, способствующий устойчивомуфункционированиювсей системыобщественнойжизни (по сферам жизни общества). Онобусловлен потребностями, имеющими тенденциюпостоянного возрастания, в силу чегоэта взаимосвязь являетсущественный, устойчивый, необходимый и повторяемый характер.С учётом означенногоцелесообразно определятьпути и формы соединенияреальных возможностей государства с достижениями НТПи создавать условия для раскрытия предполагаемыхвозможностей.В методологическом плане соединениереальных возможностей государства (общественнойсистемы/социального института) с результатами научнотехнического прогресса заключается в том, что результаты НТП превращаются в его собственные предпосылки, ареализованные посредством них возможности –в практические результаты, детерминирующие спектр новых возможностей. Сам процесс представляет расширяющееся(спиралевидное)движение, характеризующеемеру реальных возможностей государства и результатовнаучнотехнического прогресса. Каузальная взаимосвязь, развитиенауки и техники и предполагает регулярное появление новаций, способствующих реализации вызревающих возможностей государства, которое,как генерирующий субъект,постоянносовершенствует условия их воплощения. Например, в истории энергетикивозможность создания нового направления полученияэнергии для страны стала действительностью в результате создания условий по обогащениюурана238 и научнотехнологически осуществлённой ядерной реакции с созданиемнаеё принципеядерного реактора для атомных электростанцийна изотопах урана235; в сфере медицины (системообразующий институт общественной жизни)–реальная возможность искусственного функционированиячеловеческого сердца,в результате изобретения механического сердечного клапанас разработкойтехнологии операциипо сердечнокоронарному шунтированию. Материализованная в инновациях наука становится техникотехнологическимфактором для последующих новационных преобразований, то есть способствует воплощению реальной возможности в практику по широкомуспектру сфер общественной жизни.Принципиально важно то, что соединениереальных возможностей государства с новейшими достижениями НТП –двуединый процесс. С одной стороны, он направлен на то, чтобы целенаправленнои эффективно направить нововведения на решение социальноэкономических, экологических, оборонных и других задач, стоящих перед страной. С другой –полнее использовать экономические, управленческие, научные, педагогические, медицинские и другие возможности государства в целях ускорения научнотехнического прогресса, достижения, темпы, последствия которого во многом зависят от того, насколько полно используются возможности, присущие природе российского государства и насколько они обусловлены.Использование возможностей государства в диалектичномцикле «реальная возможность ↔достижения НТП↔ практический результат»предполагает:своевременную оценкувозможностей государства (общественнойсистемы/ социального института) и создание условий для их реализации;постоянный анализ процессаосуществления научнотехнической политики;совершенствование управления научнотехнической деятельностью;стимулирование и поддержкунаучнотехнического творчества, новационной и инновационной деятельности;маркетинговые исследование в целяхосуществленияполномасштабныхнаучноисследовательскихи опытноконструкторскихработ (НИОКР);нивелирование организационнобюрократическихикоррупционных препятствий на пути внедрения достижений НТП в системообразующие институты жизни общества (сферы общественной жизни);существенное сокращение цикла материализации научных новацийв практику с тем, чтобы производственные и непроизводственные структурыоперативно воспринималинововведения в ускоренном режиме;решение проблемы подготовки профессиональных кадров с мониторингом ситуации по их переподготовке и повышения квалификации;углубление международных научнотехнических связей, обмен опытом в режиме доброжелательстваи взаимопонимания.Практика современного развития подтверждает огромное значение научнотехнического прогресса в жизни общества с использованием реальных возможностей государства. Проблемы, возникшие вроссийской экономике 20142015 годов,являются следствием не только резкого сниженияценына нефть и провокационных политикоэкономических американоевропейских действий. Они спровоцированы искусственноресурсным консерватизмом нашей экономики, негибкостью оценки и использования возможностей государства, бюджет которого наполовину зависим от сырьевого сектора, а не от прибыли, полученнойс применениемновейших результатовНТП. Посредством результатов НТП, применяемыхв отдельныхотраслях экономикииряде сфер общественной жизнина основенаукоёмких энергои ресурсосберегающих экологически чистых технологий, оборудования, новых материалов, систем автоматизации можно и нужно создавать как пилотные, так и постоянные информационноинтегрированные производства различных видов продукции машиностроения, товаров народного потребления, фармакологии, сельского хозяйстваи т.п.,учитывающиебыстроменяющуюсяконъюнктурурынка и внешниефакторыриска(форсмажор).Отношения, возникающие в процессе соединенияреальных возможностей государства (общественной системы / социального института) с достижениями НТП, объективныи соответствуют конкретноисторическому моменту действительности,т.е. имеют пространственновременное проявление. Научнотехнический прогресс, с момента своего становления, детерминировал, прежде всего,развитие материального производства, а это, в свою очередь, вызвало изменениепроизводственных отношений и постепенно сказывалось на социальноэкономической жизни общества, значительную роль,в совершенствовании которой играет государство, создавая условия для реализации своих возможностей.В силу этих и ряда других обстоятельствзакон соединенияреальных возможностей государства с результатами научнотехнического прогрессапроявляетсяво всехсферахобщественной жизни. Характер отмеченныхотношений был выявленавтором в процессе научного исследованияпо тематике докторской диссертации и представлен в форме законапри защите.Итоговые материалы были опубликованыв виде монографии[6]. Значительнуюроль в функциональном проявлении отношений, присущихзаконусоединения,играет политическое и экономическое устройство общественной жизни, общественной системы(государства).Хотя сами отношения объективны, государство,как субъект,способен ускоритьили замедлитьих проявления, прежде всего, это относится к созданию условий для реализации возможностей.В силу этого поиск оптимальных путейи форм взаимосвязи реальных возможностей государства с результатами научнотехнического прогрессаприобретают предметноеполитикоэкономическоеиморальнонравственное значение. Суть современного развития страны, общества, государстваво многом зависит отнаучных новаций и технических инноваций,их целевоговнедренияво все сферы общественной жизни, поэтому, оцениваяреальное положение в стране,необходимостремиться изменитьего, одновременно понимая,к чему это изменениеприведёт.Изменения современнойРоссии, достойный выход из имеющихся сложностей, динамичное развитие как никогда зависимы от степени соединения её реальных возможностей с достижениями научнотехнического прогресса –это объективная основа, на которой должен строиться современныйпроцесс преобразований и последующих сущностных изменений.Одним из факторов соединенияреальных возможностей государства с достижениями научнотехнического прогресса на современном этапе является структурное совершенствование экономики. Это непростойвопрос, требующий профессионального подхода. В соответствии с законом соединения существуют определённыепредпосылки, способствующие такому совершенствованию, в частности, в техникоэкономическом планеими представляются:современная предметновещественная база, служащаяоснованием организации взаимосвязиреальных возможностей государства с результатами НТП в целях получения конкретных результатов;отлаженный цикл «наука↔ производство»с достаточно развитойобратной связью: расширенное воспроизводство, влияющеена научнотехнические результаты;реструктуризация всей линейки промышленного и сельскохозяйственного производства с приоритетом направлений, определяемых уровнем достижений современного НТП –нанотехнологиями, конструкционнымиматериалами, универсальнымисистемамисвязи, электроникой на современной базе, например,на базе графена и т.п.;системное функционирование и развитие промышленнохозяйственного комплекса страны с высоким уровнем межотраслевых и региональных связей, способствующих разработке и внедрению высокотехнологичной продукции.Наличие и реализация отмеченных условий позволит предметно отслеживать процесс соединенияреальных возможностей государства с результатами НТП. Они же выступают как непосредственные связи этого процесса и факторы, представляющиесреду, то есть объективную ступень развития современного общества, отражающую эту взаимосвязь. Конституция Российской Федерации, федеральные законы о собственности, аренде, налоговой системе, особых экономических зонах, ряд указов президента и постановлений правительства РФ, определяющих приоритетные направления развития науки, технологий и техники, а также ориентированныена информационную безопасность, политику в области развития науки и технологий, динамичное развитие, совершенствуяэти условия, придают целевойхарактер существующей системе общественных отношений, в первую очередь –экономических, дают право профессиональнымколлективам быть субъектами своейдеятельности с постоянной заинтересованностью в применении достижений научнотехнического прогресса.Проводимые и намечаемые преобразования предметновещественной базыэкономики на основе современных достижений НТП поднимают на новую ступень и активизируют взаимосвязь науки и производства, позволяют полнее реализовывать возможности, заложенные в их союзе.Промышленный рынок с системой специфических отношений детерминирует создание условий для широкого применения научнотехнических новаций. Информатизация производства, использование прогрессивных технологий, современного оборудования интенсифицируют процесс реализации возможностей в практические результаты в его завершающей стадии. Достижения научнотехнического прогресса выступаюткатализаторомэтого процесса, одновременно влияя на качественные показатели практических результатов.Однако, как уже было отмечено, научнотехнический прогресс по сути своей не решает проблем внедрения свойственных ему достижений в практику. Этот процесс имеет субъективные предпосылки, сводящиеся к действиям субъекта по созданию условий, позволяющих использовать реальные возможности вовзаимосвязи с достижениями НТП в целях получения конечного продукта. Автор обозначает этот процесс как научнопрактическую революцию(НПР), призванную закрепить практику соединения возможностей государства (общественной системы / социального института) с достижениями НТП.Научнопрактическая революция является синтезом научных новаций, технических инноваций, реальных возможностей (потенциаловсфер общественной жизни) и практического действия.Ядром её являются новейшие результаты научнотехнического прогресса, базой –реально существующие возможности государства. Сущность многоуровневая, явление –многоплановое.Человеку (субъекту) отводится главенствующая роль в НПР, определённая его сущностным положениемв сложном процессе получениярезультатов (продуктов) соединения.Объективнаякартина современного общественного бытия предметно характеризует необходимость научнопрактической революции в решении стоящих перед страной задач.Реальные возможности государства будут непременно востребованы и реализованыво времени и пространстве, для этого необходимосвоевременносоздавать качественные условия и учитывать результаты научнотехнического прогресса.Тогда эволюционный процесс соединения возможностей государства с достижениями НТП будет носить революционный характер –сработает эффект субъекта (т.е. генератора) общественных отношений, не тормозящий, а ускоряющий общественный прогресс.Это и есть научнопрактическая революция в действиис применениемзакона соединения реальных возможностей государства (общественной системы / социального института) с достижениями научнотехнического прогресса.Соединениемногообразных реальных возможностей государства срезультатаминаучнотехнического прогресса объективный, но не спонтанныйпроцесс. Проблема управления этимпроцессом в общественной системе одна из весьмаактуальных, требующая как фундаментальных, так и прикладных разработок, поэтому необходима новая, просчитанная научнотехническая политика.Закон соединения приеё формированиибудет иметь методологическое значение как инструмент достижения поставленныхв ней целей.
Ссылки на источники1. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. Ред. колл.: А.А. Гусейнов, В.А. Лекторский, В.В. Миронов и др. –М.: Республика; Современник, 2009.–С. 220.2. Гегель. Наука логики. Часть первая // Соч. –Т. 1.–С. 241.3. Петров В.П. Основы социального государства: учеб. пос. для вузов / В.П. Петров. –Н. Новгород: ННГАСУ, 2012. –С. 15.4. Петров В.П. Философия : курс лекций / В.П. Петров : учеб. для вузов. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013.–С. 408409.5. ПетровВ.П. Сферология как наука / В.П. Петров // Философия в современном мире: диалог мировоззрений: VI Российский философский конгресс (Нижний Новгород, 2730 июня 2012 г.). В 3 томах./ Н.Новгород: Издво Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского,2012. –Т. I.–С. 225.6. См.: Петров В.П. Социальнофилософские проблемы конверсионной и военной доктрин современной России: возможность и действительность: Монография / В.П. Петров. –Н.Новгород: Нижегород. гос. архит.строит. унт, 1998. –253 с.