Эволюция мирового порядка в конце XX – начале XXI века

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Тарасова Ю. А. Эволюция мирового порядка в конце XX – начале XXI века // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1516–1520. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85304.htm.
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению действий основных акторов мировой политики по построению глобального экономического и политического пространства, которое в современной науке получило название «мировой порядок». К таким акторам автор относит основные международные организации и страны, обладающие наибольшим потенциалом проведения внешней политики. Акцент делается на рассмотрении места России на мировой арене и ее внешней политики на современном этапе.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Тарасова Юлия Анатольевна,кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных и социальноэкономических дисциплин Сызранского филиала ФГБОУ ВПО Самарский государственный экономический университет», г. Сызрань

Эволюция мирового порядка в конце XX–начале XXI

века

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению действий основных акторов мировой политики по построению глобального экономического и политического пространства, которое в современной науке получило название «мировой порядок». К таким акторамавтор относит основные международные организации и страны, обладающие наибольшим потенциалом проведения внешней политики. Акцент делается на рассмотрении места России на мировой аренеи ее внешней политикина современном этапе.Ключевые слова: мировой порядок, внешняя политика, международные отношения, международные экономические организации.

Категория «мировой порядок»рассматривается многими исследователями: политологами, социологами, историками. Полно и многосторонне дискуссии о генезисе явления рассмотрены в монографии В.Г. Калюжного «Методология исследования взаимосвязи и взаимообусловленности мирового порядка и геополитического противоборства».Поскольку в данной статье ставится задача анализа эволюции данного явления на рубеже веков, можно остановится на определении мирового порядка, данном В.Г. Калюжным. По мнению исследователя: «Мировой порядок с точки зрения геополитики –есть синергийный процесс самоорганизации человеческого сообщества во времени и пространстве»[1; с.34].

Таким образом, целью исследования будет рассмотрение основных действующих сил (акторов) на мировой арене, выявление их стремлений и способов действия. Основной акцент делается на месте и роль России в становлении системы самоорганизации глобального общества.Международные организации и их роль на мировой арене.Основы современного миропорядка сложились в основных чертах после окончания Второй мировой войны. Для решения конфликтных ситуаций и предотвращения угрозы новой мировой войны была образована Организация Объединенных Наций, объединяющая на сегодняшний момент представителей 193 государств. Основную роль в деятельности ООН играет Совет Безопасности. Он несёт главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности, его решениям обязаны подчиняться все членыООН. Пять постоянных членов Совета Безопасности (Российская Федерация, США, Великобритания, Франция, Китай) обладают правом вето.Совет Безопасности состоит из 15 членов: пять членов Совета —постоянные (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай), остальные десять членов (по терминологии Устава —«непостоянные») избираются в Совет в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом. Поддержание мира и безопасности на планете, развитие дружественных отношений между странами,сотрудничество в разрешении международных проблем и в обеспечении уважения прав человека, согласование действий разных стран остаются основными декларируемыми задачами этой организации.После окончания Второй мировой войны были образованы такие международные экономические организациикак Международный Валютный Фонд и Всемирный Банк. Первоначально основной функцией МВФ было поддержание стабильности мировой валютной системы, которая после БреттонВудской конференции 1944 года была привязана к доллару. Всемирный Банк или его первый институт –Международный Банк Реконструкции и Развития был образован для восстановления и реконструкции экономического потенциала стран, пострадавших от последствий войны. В настоящее время Всемирный Банк призван осуществлять кредитование развивающихся, в том числе и беднейших стран и техническую помощь в модернизации их экономики. В этом он дублирует некоторые функции МВФ, который после перехода к плавающему курсу валют, также осуществляет материальную и техническую поддержку экономических реформ в странахчленах организации.Следует отметить, что если в процессе деятельности ООН решения принимаются простым большинством и каждое государство имеет равное представительство, то в международных экономических организациях количество голосов определяется долей государства в их бюджетах. И в МВФ и в ВБ решающий голос принадлежит США. В связи с этим, роль ООН как фактического участника международных отношений резко упала в конце XXвека. В 1999 году Соединенные Штаты наносили удары по территории бывшей Югославии без соответствующей санкции ООН[2; с.1616]. В дальнейшем Европейский трибунал в Берлине после двухдневного суда и заслушивания результатов этого нападения вынес приговор о виновности НАТО в преступной агрессии на Югославию. Однако никаких последствий этот приговор не имел. В марте 2003 года американобританские войска начали военнуюоперациюв Ираке также без санкции ООН[3; с. 2]. В дальнейшем такая практика стала практически обычной для США и их союзников по НАТО. Ресурсы и цели основных участников международных отношений.Врезультате Второй мировой войны и противостояния с Советским Союзом, США стали наиболее сильным участником международных политических отношений. Используя свой экономический и военный потенциал, США стремятся к построению однополярного мира, в котором мировой порядок определялся бы только из одного центра –Соединенных Штатов. Збигнев Бжезинский в книге «Великая шахматная доска», обосновывая лидерство Америки, писал, она обладает четырьмя силами, необходимыми и достаточными для мирового господства –военной мощью, экономическим потенциалом, демократической политической системой и притяжением массовой культуры, безотказно действующим на молодежь[4; с. 18]. Реальным выражением глобального лидерства США политолог считал сеть военных союзов, основным из которых является НАТО.После Второй мировой войны и в процессе «холодной войны» сложилось два враждебных лагеря –страны капиталистического Запада, объединившиеся в НАТО,и страны, сплотившиеся вокруг СССР и образовавшие ОВД. Однако, представление о том, что два эти лагеря разделяли только идеологические представления, оказались упрощенными и потому ложными. После распада СССР, ликвидации ОВД, НАТО не только не прекратила своего существования, но продолжила расширяться. В настоящее время в состав НАТО входит 28 государств, в том числе и бывшие коммунистические страны –Латвия, Литва, Чехия, Эстония и т.д. С 1996 года расширение НАТО является основным раздражающим моментом в отношениях с США.Европейский Союз, объединяющий с 2006 года 28 европейских государств, был основан как региональное объединение с экономическими целями, и самостоятельной роли в мировой политике практически не играет. Европейский Союз может служить образцом преимуществ и ограничений глобализации как основной тенденции XXIвека. Большинство членов ЕС являются также членами НАТО. Экономя на военных расходах, государства «старой Европы» потеряли свою историческую функцию и вынуждены двигаться в фарватере политики НАТО и ее руководства. Экономическая самостоятельность каждого отдельного государства в составе ЕС также ограничена обязательствами проводить общий внешнеполитический курс. Издержки неэффективной внешнеэкономической деятельности всего союза в таком случае ложатся на бюджеты самых слабых в экономическом отношении членов Союза.Новыми центрами силына мировой арене становятся страны ЮгоВосточной Азии –Китай, Индия, Южная Корея, Индонезия.Несмотря на сократившийся после распада Советского Союза, экономический, военный и научнотехнический потенциал, важным игроком на мировой арене остается Россия. Она занимает ключевую позицию, соединяя на своей территории Европу и Азию. Как правопреемница СССР Россия является постоянным членом Совета Безопасности ООН. Основой вооруженных сил России остаются ядерные войска стратегического назначения. Обладая достаточно большими ресурсами внешнеполитической деятельности, Россия активно противостоит попыткам США навязать мировому сообществу свое господство. Это связано с рядом причин. Путем расширения НАТО, США лишают безопасности все страны, которые не входят в этот союз. Поскольку блок был организован для борьбы с СССР, угроза от НАТО исходит непосредственно России. Попытки насадить западные ценности, такие как республиканское устройство государства, демократия западного типа, экономика свободного рынка в государствах Востока, таких как Ирак, Афганистан, Сирия, Ливия и т.д. ведет к росту мирового терроризма, увеличению наркотрафика, военным конфликтам и гуманитарным катастрофам.Неэффективное управление процессами экономической глобализации посредством МВФ, ВБ и ВТО ведет к стагнации в развивающихся странах, мировым финансовым кризисам, ухудшению экологической ситуации в мире. В концепции внешней политики РФ указывается, что наше государство будет использовать все возможности для достижения безопасности своих границ и построениямногополярного мира[5].Современная геополитическая ситуация.В основе внешнеполитических действий в большинстве случаев лежат экономические интересы. Современная экономика является глобальной и тенденциями ее развития управляют государства, первыми вставшие на путь вывода капитала, расширения информационной инфраструктуры и транспортных коммуникаций. Соответственно, они и получают основной доход от ее развития. Странам Запада во главе с США крайне выгодно сохранение сложившегося положения, при котором большинство развивающихся стран отчуждаются от мирового дохода. Именно эта цель преследуется США и НАТО при построении однополярного мира.К сожалению, Россия участвует в международной торговле в основном как поставщик энергоресурсов. Однако, у страны остаются возможности для изменения своего статуса. В первую очередь, это обширная территория с неразведанными еще ресурсами, оставшийся еще с советских времен значительный задел в конструировании и производстве космических летательных аппаратов, авиадвигателей, производстве вооружений, черной и цветной металлургии[6]. Для расширения рынков сбыта своих конкурентоспособных товаров России необходимо дружественное окружение и развитые торговоэкономические отношения со странами «ближнего зарубежья», ранее входившими в состав СССР.Однако, на протяжении начала XXIвека, во многих странах СНГ были предприняты попытки использования национальных элит для проведения так называемых «цветныхреволюций». Правительства, приходившие в результате таких переворотов к власти,являлись несамостоятельными в своей политики и проводили курс, враждебный России.

Первая из «цветных» революций, т. н. «Революция роз», произошла в Грузии. 2 ноября 2003 г.,после проведения парламентских выборов,представители грузинской оппозиции объявили их сфальсифицированными, что вызвало всплеск массовых акций протеста в столице Грузии. 22 ноября оппозиционеры во главе с М. Саакашвили сорвали первое заседание новоизбранного парламента и объявили о своей победе и «переходе на новый курс демократического развития страны». В январе 2004 г. на внеочередных президентских выборах Саакашвили одержал победу. С тех пор командаСаакашвили, сменившая режим Шеварднадзе, проводила откровенно проамериканскую политику и напрямую финансировалась США. Аналогичным образом развивались события на Украине, когда в нарушение всех демократических норм и Конституции под откровенным давлением США и европейских государств в 2004 г. был проведен третий тур президентских выборов на фоне «оранжевой революции». Вставший у власти В. Ющенко не сдержал практически ни одного из своих обещаний и на парламентских выборах 2006 г. народ проголосовал за партию главного оппонента Ющенко В. Януковича. Не удалась «революция» поамерикански и в Узбекистане, где президент И. Каримов, сделавший было ставку на Запад, вскоре осознал свою ошибку и силой подавил в Андижане попытку переворота. «Революция тюльпанов» в Киргизии тоже не достигла своих целей. Вторым витком кризиса на Украине стал «евромайдан».Беспорядки в Киеве начались в ноябре 2013 года в связи с решением правительства В. Януковича отказаться от сближения с Евросоюзом. К январе 2014 мирные акции переросли в беспорядки с жертвами. В результате прихода к власти радикальной националистической оппозиции ряд территорий Украины, в частности Донецкая и Луганская области заявили о выходе из состава страны. В Крыму большинство населения на референдуме, проведенном 16 марта, заявили о желании присоединиться к России. В результате, Россия приобрела Крым, в Украине началась гражданская война и конфликт далек от разрешения. То, что «евромайдан» и в дальнейшее приход к власти националистически настроенной оппозиции финансировался Госдепартаментом США, свидетельствует активная помощь Украинскому правительству со стороны МВФ, публичная позиция президента Б. Обамы и представителей Госдепартамента.Для России присоединение Украины к Европейскому Союзу было невыгодно в силу того, что между двумя странами действовала зона свободной торговли и безвизовый режим. Кроме того, опасность представляло и возможное размещение баз НАТО на территории соседнего государства. Однако, это присоединение было невыгодно прежде всего самой Украине, в которую хлынули бы дешевые европейские товары и «дешевые деньги» европейских кредитов. Опыт либерализации внешней торговли в России в 1992 году показывает, что такая практика губительно сказывается на отечественной промышленности и финансовой системе.Экономические санкции как форма давления в мировой политике. Позиция Россиив украинском кризисевызывает резкую критику в США и Евросоюзе. Международное сообщество, в лице государств с развитой рыночной экономикой, не признало референдум в Крыму и сочло присоединение Крыма к России актом военной агрессии по отношению к территориальной целостности Украины. Несмотря на то, что Российская Федерация до сегодняшнего дня официально так и не признала ЛНР и ДНР, не ввела свои миротворческие войска на территорию Украины, тем не менее, всю вину за события и эскалацию конфликта и насилия на юговостокеУкраины западные страны, включая Австралию и Японию, стараются возложить исключительно на Россию. Хотя сами западные страны оказывают финансовую, гуманитарную, техническую и иную помощь властям Украины в текущей гражданской войне, что автоматически их делает сопричастными, т. е. равно ответственными. Обоюдное участие сторон в украинском конфликте указывает на характер геополитического противостояния. Однако есть и экономическая причина санкций –ограничить сотрудничество Евросоюза и России в нефтегазовой сфере. Если проанализировать отраслевую структуру санкций против России, то можно обнаружить, что санкции направлены против ключевых отраслей экономики РФ: нефтяной, газовой, атомной и военной промышленности, а также против российского банковского капитала. Поскольку львиная доля экспорта России ориентирована на европейский рынок, то на практике санкции направленные против РФ означают вытеснение российских компаний с европейского рынка.Возможные пути развития геополитической ситуации.Политика нынешнего российского правительства по отношению к экономическим санкциям, может оцениваться как единственно верный курс не только в силу необходимости «сохранения лица» в украинском кризисе, но и в силу чисто экономических причин. Введение ограничительных мер выявило крайнюю зависимость российской экономики от импорта, неразвитость соответствующих отечественных отраслей, что представляет угрозу национальной безопасности. Санкции не только выявили эту угрозу, они дали реальный шанс российскому производителю занять внезапно освободившуюся нишу на внутреннем рынке. Более того, эскалация конфликта с Европой вынудилароссийское правительство активизировать свои внешнеполитические связи со странами БРИКС, ШОС, странами Южной Америки. В целом, это позволяет надеяться на положительный для России исход украинского кризиса. Диверсификация торговоэкономических связей со странами, менее зависимыми от Вашингтона, чем «старая Европа», развитие собственных конкурентоспособных производств –естественный путь развития страны.

Ссылкина источники1.Калюжный В.Г. Методология исследования взаимосвязи и взаимообусловленности мирового порядка и геополитического противоборства. –Сызрань: Филиал ВУНЦ ВВС «ВВА», 2011. –292 с. 2.Запад или человечество? Историософиябалканского конфликта. Сборник статей. Отв. ред. Малинов А.В. СПб.: Издательство СанктПетербургского философского общества; Алетейя, 2000. —162 с.3.Свиридов А. Некоторые особенности операции "Свобода Ираку" // Зарубежное военное обозрение 2003. №4. С.274.Бжезинский З.Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы)Международные отношения 1998128 с.5.Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 12 февраля 2013 г. // Министерство иностранных дел РФ // URL: http://www.mid.ru/bdomp/nsosndoc.nsf/e2f289bea62097f9c325787a0034c255/c32577ca0017434944257b160051bf7f [Дата обращения 17.02.2015]6.Братухина Е.А. Тенденции и факторы развития рынка промышленного оборудования//Вестник Университета (Государственный университет управления). 2011. № 18. С. 130 131.