Современное экономическое образование: проблемы, пути решения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ясеницкий И. А., Курина В. А. Современное экономическое образование: проблемы, пути решения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1521–1525. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85305.htm.
Аннотация. Авторы рассматривают требования к качеству обучения студентов экономических вузов в России на современном этапе. Выявлена взаимосвязь таких процессов, как актуализация, критическое мышление и проблемно-эвристический метод в обучении. Особое внимание авторы обращают на необходимость формирования ценностной структуры личности будущего специалиста и опоры на нее в учебном процессе.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ясеницкий Игорь АндреевичКандидат социологических наук, Сызранский филиал ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет», Россия, г. Сызраньkafgised@yandex.ru

Курина Вера Алексеевнадоктор педагогических наук,Сызранский филиал ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет», Россия, г. Сызраньkurina06@mail.ru

Современное экономическое образование: проблемы, пути решения

Аннотация. Авторы рассматривают требования к качеству обучения студентов экономических ВУЗов в России на современном этапе. Выявлена взаимосвязь таких процессов как актуализация, критическое мышление и проблемноэвристический методв обучении. Особое внимание авторы обращают на необходимость формирования ценностной структуры личности будущего специалиста и опоры на нее в учебном процессе.Ключевые слова: современное экономическое образование, критическое мышление, проблемноэвристический метод, акутализация, ценностная структура личности.

В сложных условиях глобализации современного экономического, информационного, коммуникационного пространства остро встает вопрос о целях развития нации и непосредственных оперативных задачах, стоящих перед системой образованияРоссии.В 2011 году на вопрос о национальной идее премьерминистр В.В. Путин выразился словами А. Солженицына, «сбережение народа», под которыми он понимал развитие и движение к конкурентоспособности во всем –от экономики до искусства [1].При этом необходимоподчеркнуть значимость культуры, научного мировоззрения, которое формируется в основном именно силами высшей школы.Очевидно, что подготовка квалифицированных кадров в сфере экономики остается наиболее актуальной задачей. Каковы же перспективы развития экономического образования в России на сегодняшний день? Можно уверенно сказать, сто российская высшая школаготовит специалистов широкого профиля в области мировой и региональной экономики, менеджмента, финансов, банковскогодела, инноваций и предпринимательства и пр. Но растет обеспокоенность общества по вопросу трудоустройства выпускников данного профиля. О том, что достаточно большое количество выпускников именно экономических ВУЗов не находит применения полученному образованию свидетельствует статистика.В приведенныхгазетой «Новые известия»данныхза 20102011 годы,указывается, что количество промышленных предприятий,имевших планы по сотрудничеству с ВУЗами,сократилось за год на 7 %. Большинство работодателей предпочитает самостоятельно готовить кадры для своего предприятия. Из большого количества выпускников, устраивающихся на условиях испытательного срока, остается десятая часть. Газета отмечает, что успехом на рынке труда пользуются только те выпускники, которые завремя учебы успели приобрести и достаточно большой опыт работы[2].Таким образом, наблюдается достаточно мало практически подготовленных специалистов, которые, кроме специальных умений и навыков, обладали бы способностью принимать решения в области экономических отношений. Учебные планы основных специальностей по направлению «Экономика» в основном отражают современное состояние этой сферы общественной жизни, дают достаточный фундамент для накопления студентами знаний. Наибольшую критику вызывают методы и технологии обучения в высшей школе, которые делают эти знания бесполезным для реальной деятельности балластом. Чаще всего студенты, демонстрируют отличное владение фактологическим материалом в области, которая требует воспроизведения готовых знаний и применения их в знакомой ситуации. Нетрадиционная постановка вопросов, нестандартная ситуация заметно снижает уровень их активности, необходимость структурировать, систематизировать и интегрировать теоретические выкладки в собственный опыт ставит в тупик.На наш взгляд, учебный процесс в высшей школе должен в большей степени отражать закономерности мышления и деятельности человека, выявленные психологией. Задача университета сегодня выпускать студентов, умеющих мыслить в условиях быстро меняющегося мира, поэтому образование, рассчитанное на перспективу, должно строиться на основе двух неразрывных принципов: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации; находить нужную информацию; умения критически осмыслить и применить полученную информацию. В этом контексте особую остроту приобретает проблема развития критическогомышления у студентов, способных решать нестандартные производственные задачи[3].Качественное обучение должно предполагать не только накопление багажа знаний, но включение механизмов развития личности, осуществление «смыслопоискового» обучения, способствующего активизации личностносмысловой сферы студентов. В современной педагогической практике совокупность приемов, ориентированных на включение личности студента в учебный процесс, получила название проблемноэвристического метода. Психологопедагогические основы проблемноэвристического метода напрямую связаны с существующими психологическими теориями учения. В отечественной психологии наиболее известны теории П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и И.И. Ильясова. Проблемноэвристический методвосходит к методам системы Д. Дьюи (обучение через делание). В 60е годы ее вариант обучение через исследование разрабатывал Дж. Брунер.Следует отметить, что проблемноэвристический метод имеет определенные недостатки: его не всегда можно применять изза характера изучаемого материала, неподготовленности обучаемых, квалификации преподавателя; он требует много времени, в силу чего проблемноэвристическое обучение в полном виде используется нечасто. Однако, приемы активизации внимания студентов, обратной связи, систематизации, классификации, интерпретации изучаемого материала должны использоваться постоянно.Эффективность проблемноэвристического метода обучения обусловлена его интерактивностью, активностью личности в процессе решения возникшей перед ней проблемы илипротиворечия. Как правило, такую проблему или противоречие задает педагог, исходя из собственного опыта учебной и научной работы. Но эта постановка делает возникающие противоречие изначально искусственным, не имеющим соответствия в опыте студента.На наш взгляд любая целенаправленная деятельность педагога по включению студента в процесс работы с информацией, должна начинаться с исследования того багажа знаний и опыта, который они получили в течение своей жизни. Такая работа призвана не только выявить существующие взнаниях студента пробелы, она должна показать внутреннюю мотивацию его деятельности, умения студентов учиться, критически оценивать и интерпретировать информацию. Такая работа и педагога и студента в научной литературе получила название «актуализация».Трактовка термина «актуализация» в психологическом словаре выявляет сущность процесса –извлечение из памяти усвоенной информации или опыта и подготовка к их немедленному использованию, но также подчеркивают, что актуализацию может быть результатом как произвольных, так и непроизвольных психических действий. Извлечение из долговременной или кратковременной памяти соответствующих мыслей, чувств, желаний или какойлибо информации определяет успешность узнавания, припоминания и, наконец, деятельности субъекта в целом. При этом актуализацияможет быть легкой или трудной, полной или неполной, обобщенной или избирательной в зависимости от уровня сохранности в памяти извлекаемой информации. По современным представлениям, процесс актуализацииобеспечивается за счет возбуждения ранее образовавшихся систем временных связей в нервной системе[4].Можно сказать, что актуализация –извлечение имеющихся в скрытом состоянии резервов личности в соответствии с потребностями текущего момента. При этом в педагогике принято разделять этот единый, казалось бы, процесс на актуализациюзнаний, актуализациюжизненного опытаи актуализацию ценностей. Очевидно, что все эти понятия взаимосвязаны и взаимообусловлены, однако и они могут быть приведены к иерархии. Наиболее простой вид актуализации, требующий наименьшего включения, осознанного усилия личности –актуализация знаний, наиболее сложный –актуализация ценностей, поскольку именно ценностная структура личности отвечает за смысловую составляющую ее деятельности, мотивацию, и в конечном итоге –эффективность.Учебный процесс чаще всего требует актуализации знаний для решения непосредственно встающих перед студентом задач. Однако остается малоизученным проблема создания условий, при которых «узнавание», «припоминание», «воспроизведение во всех подробностях» изученного материала будут наиболее успешными. Учитывая непосредственную связь с практикой, одним из таких условий, несомненно, будет активность личности в процессе получения информации. Этот аспект учитывается при планировании самостоятельной работы студента, постоянного мониторинга результатов этой работы на семинарах и коллоквиумах. Этот вывод подтверждается в статье Л.О. Аслановой. По мнению автора,условием успешной актуализации знаний и в целом процесса учения является комплексное использование различных методов и средств обучения. Однако, ведущую роль в этом комплексе должна играть самостоятельная работа, которая является не только формой обучения, но и способом активизации учебнопрактической деятельности студента. Кроме мотивационной роли, самостоятельная работа обеспечивает глубину усвоения теоретических знаний, формирование потребности в постоянном их пополнении иобновлении. Кроме того, самостоятельная работа вынуждает студента к освоению приемов учения, работы с информацией, самообразования.Таким образом, самостоятельная работа становится средством подготовки к непрерывному образованию[5].Однако, самостоятельная работа –только часть, хотя и большая учебного процесса. Одной из основных форм работы в вузе является лекция. На наш взгляд, условием, облегчающим актуализацию и применение знаний, умений и навыков в последующем, является подбор лекционного материала всоответствии с определенными критериями. Рассмотрим их подробнее. В целях экономии времени, преподаватель зачастую сжимает теоретическую часть настолько, что между тезисами лекции исчезает очевидные причинноследственные связи. Понятные лектору, они ускользают от внимания, а значит –понимания студента. Поэтому, кроме критериев актуальности, связи с уже известным, преподаваемая теория должна сохранять научную логику изложения.Лекция должнасоответствовать критериям критической насыщенности и критической корректности. Принципы критической насыщенности информации выделили А.В. Коржуев, В.А. Попков, и Е.Н. Рязанова [6]:Первый принцип заключается в свойстве информации быть рассмотренной с точки зрения различных, иногда и диаметрально противоположных подходов. Автора выделяют в качестве внешних признаков такой информации «проблемнопоисковые словаключи» «рассмотрим», «с одной стороны…., с другой стороны», «многообразие следствий и причин».В предлагаемой информации должны содержаться побуждения к ее критическому анализу, оговариваться случаи, когда условия действия какихлибо законов и правил создают исключения.В качестве третьего принципа авторы предлагают рассматривать историю научных поисков по тому или иному вопросу, дискуссии в научном сообществе, изменения научной парадигмы с течением времени под влиянием новых факторов и практики.Особенно важным остается соблюдение меры при поиске критически насыщенной информации. Излишне осложненный материал может вызвать страх студента перед работой с информацией, поставить его в тупик.

Немаловажным критерием должна быть связь изучаемого материала с ценностной структурой личности.То есть, изучаемый материал должен быть интересен студенту не только с точки зрения его будущей профессии, но и с точки зрения становления приоритетов его жизни, общечеловеческой и индивидуальной морали. Современная экономика, как явление, обусловлена исторически сложившимися, длительное время сохраняющимися и незначительно меняющимися только внешне идеологическими и философскими традициями осмысления миропорядка политическими элитами различных стран.Ценноститой или иной культуры являются определяющим звеном в любом виде деятельности, в том числе и экономической.Дело в том, что предметы и явления окружающего нас мира не только обладают объективными свойствами, но и находятся в определенных связях с человеком, способствуя или препятствуя достижению поставленных им целей, осуществлению его жизненных планов. Поэтому человек не просто познает предметы и явления действительности, но иоценивает их с точки зрения своих стремлений, потребностей и интересов[7].

Поэтому важнейшей задачей высшего образования остается задача формирования ценностной системы будущего специалиста, его гражданской позиции.С этой точки зрения, гуманитарные дисциплины носят далеко не вспомогательный характер в общем цикле обучения в экономическом ВУЗе. Путь исторического развития России дает обширный материал для изучения, исследования, выявления противоречий социальноэкономического становления и опыта их решений предшественниками. Изучение всеобщей истории, философии, политологии, культурологи дает возможность расширения кругозора студента, выхода за рамки тех вариантов решения повседневных проблем, которые предлагает непосредственно окружающая его среда. Такимобразом, происходит приобщение к культурному наследию не только русского народа, но и мира в целом.Для преподавателя гуманитарных дисциплин в экономическом ВУЗе отобрать материал, отвечающий названным выше требованиям, достаточно просто. Но встает проблема организации лекции таким образом, чтобы студентыактивно работали с информацией.В педагогике выработаны различные типы лекций, отвечающие этим требованиям. Кроме информационной лекции Ю.С. Васютин и И.Я. Мосягин описывают методику проведения проблемнойлекции, лекциивизуализации, лекциипрессконференции, лекции вдвоем, лекции с заранее запланированными ошибками, интегративной лекции, установочной, обзорной, консультативной лекции, лекциидиалога[8].Однако и здесь встает пресловутая проблема времени,которого всегда не хватает. Разнообразие теоретически разработанных методик проведения лекций почти не отражается на практике, в процессе обучения. Преобладает информативная лекция. Тем не менее, даже в рамках информативной лекции возможна активизация внимания студента, а значит –создание условий для успешной актуализации знаний в дальнейшем. Одним из способов разнообразить лекцию, упорядочить материал, научить систематизировать информацию является использование различныхграфическихорганизаторов. ДайанаХалперн выделяет следующие видыграфических систематизаторов [9].В качестве основных,автор предлагает линейную последовательность, иерархии, сети, блок схемы. Наиболее простой является линейная последовательность, которуюцелесообразно применять при изложении материала, факты которого отличаются хронологической или очевидной причинноследственной связью. Иерархии подойдут для систематизации информации о более сложных, вертикальных связях событий илиявлений. Для графической фиксации материала, содержащего как вертикальные, так и линейные связи лучше всего подойдут сети. Так, например, при описании теории конкурентных преимуществ страны в системе международного разделения труда, предложенную М. Портером, наиболее подходящим ее изображением будет ромб.Егоможно отнести к сетевым систематизаторам, поскольку он содержит как линейные, так и пучковые связи. Наконец, для систематизации материала о практическом применении каких либо знаний и умений на практике (например, о составлении бизнесплана) лучше всего подойдут блоксхемы. Конечно, это далеко не все способы облегчения актуализации знаний в процессе обучения и в дальнейшем в профессиональной деятельности. Несмотря на множество существующих методик, они не гарантируют формирования всех необходимых аспектовкомпетентного специалиста в такой быстро меняющейся сфере жизнедеятельности общества, как экономика. Тем не менее, следует еще раз подчеркнуть определяющее значение морали, как внутреннего стержня личности и нравственности, как ее внешнего проявления в поведении, в процессе усвоения, адаптации и применения полученного в ВУЗе образования.Личностные качества, позволяющие применять полученные в университете знания на практике, непосредственно связаны с общей культурой личности, ее ценностной структурой, способностьюк адаптации в изменяющихся условиях производства, умениемреализовать свои творческие способности, брать на себя ответственность за решение принятых задач.

Ссылки на источники1.Путин назвал национальной идеей «сбережение народа» // Русский обозреватель / URL: http://www.rusobr.ru/ruweb/11310(дата обращения: 12.07.2014)2.Башарова С. Колесниченко А. Образование не работает // Новые известия –27.06.2012 / URL: http://www.newizv.ru/society/20120627/165482obrazovanienerabotaet.html(дата обращения: 12.07.2014)3.Большакова Л.С., Морозова Е.Н., Жукова С.В. Развитие критического мышления у студентов экономических ВУЗов в процессе обучения иностранному языку. Проблемы Современной науки. –№ 71, 213. –с. 1926, с. 19.4.Общая психология. Словарь // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. —М.: ПЕР СЭ, 2005.251 с.5.Асланова Л.О. Самостоятельная работа студентов как основной фактор актуализации знаний. Наука и современность –2010. №71. С. 147151. С. 1506.Коржуев А.В. Попков В.А. Рязанова Е.Н. Как формировать критическое мышление? // Высшее образование в России. № 5, 2001. С. 5558, С.57.7.Ясеницкий И.А. Генезис формирования отечественной социальнофилософской концепции ценности. Вестник СамГУ. 2007. №5/3 (55) С. 2330. С. 30 8.Загашев И.О., ЗаирБек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб.: «Скифия», 2003. –284 с.9.Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: «Питер», 2000.734 с.С. 141.