Критерии классификации экономического потенциала субъектов РФ

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сергеичева И. А. Критерии классификации экономического потенциала субъектов РФ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1536–1540. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85308.htm.
Аннотация. В статье рассмотрена эволюция основных классификаций регионов, которые использовались учеными-экономистами в течение XX века и до настоящего времени. Приводятся основные подходы к измерению региона, изменению его территориальных границ и дефиниций, а также состава экономического потенциала регионов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Сергеичева Ирина Анатольевна,кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, финансов и бухгалтерского учета ОУ ВО «ЮжноУральский институт управления и экономики», г.ЧелябинскSergeichevaia@mail.ru

Критерии классификации экономического потенциала субъектов РФ

Аннотация. Встатье рассмотрены эволюция основныхклассификацийрегионов, которые использовались ученымиэкономистами в течение 20 века и до настоящего времени. Приводятся основные подходы к измерению региона, изменению его территориальныхграниц и дефиниций, а также состава экономического потенциала регионов. Ключевые слова: регион, классификация, экономический потенциал,федеральный округ, экономический район.

Россия как федеративное государство состоит сегодня из 85субъектов [1], различных по своему потенциалу. Они различаются по масштабу территории, экономической специализации и структуре хозяйства, уровню экономического и социального развития, обеспеченности природными, материальными и трудовыми ресурсами и эффективности их использования. В этой связи определение объективных критериев, на основе которых можно провести классификацию экономического потенциала субъектов РФ, представляется актуальной научной задачей. Изначально необходимо определиться с трактовкой термина «классификация» применительно к поставленной выше задаче. В данном случае, синонимом слова «классификация» может служить термин «типология» на основании его значения. Согласно определения Ожегова С.И., типология –это классификация, представляющая соотношение между разными типами предметов, явлений внутри их системы в целом[2].Типологией регионов отечественные ученые занимаются практически в течение всего XXвека. Первые типологии были посвящены исследованию экономического потенциала регионов России, проведенные экономистомгеографом Н.Н. Баранским[3].Ученому удалось создать и успешно внедрить на практике систему экономического районирования. Она сгруппировала субъекты СССР в 11 экономических районов (Центральный, ЦентральноЧерноземный, Северный, ВолгоВятский и др.). Критерием отнесения региона к тому или иному экономическому району являлось географическое расположение, степень экономической интеграции хозяйств, уровень экономических связей, экономическая специализация.С распадом СССР система экономического районирования перестала выполнять свою функцию. Государственное управление экономикой уступило место свободным рыночным отношениям. Для сохранения сложившихся экономическихсвязей и межрегиональной экономической кооперации возникло 7межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов РФ, таких как «Большой Урал», «Большая Волга» и прочие. Своими целямиони ставили:

содействие социально экономическому развитию региона путем формирования партнерства между его участниками: государством, бизнесом, наукой и инвесторами;

повышение конкурентоспособности предприятий;

укрепление отраслевых, межрегиональных связей на территории ассоциации, с другими регионами России и странами СНГ;

выработка региональной стратегии социальноэкономического развития и другие.В 19911999 годах в условиях экономической нестабильности они сыграли важную роль в сохраненииэкономик субъектов РФ, обеспечили выживание российских регионов. Однако со временем экономические объединения стали играть и политическую роль, а именно консолидировать позиции глав субъектов РФ в отношениях с федеральным центром.В условиях слабого государства это являлось негативным фактором. Избрание на пост Президента РФ В.В.Путина положило начало новым изменениям в системе организации региональныхэкономик. На смену Ассоциациям межрегионального экономического развития пришли федеральные округа.Федеральный округ –это экономический район высшего звена, представляющий собой крупный территориальнопроизводственный комплекс, в котором сочетаются отрасли рыночной специализации с отраслями, дополняющими территориальный комплекс, и инфраструктурой[4].Главной целью выделения федеральных округов России, т.е. практически значимых изменений в экономическом районировании, является укрепление государственности, предотвращения распада страны, ограничение чрезмерной суверенизации отдельных субъектов Федерации (такие процессы особенно интенсивно протекали в начале 1990х гг.). Федеральные округа изменили привычные границы экономических связей между субъектами РФи противоречили наработанным годами экономическим связям. Сегодня очевидно, что создание федеральных округов преследовало не экономические, а политические цели. Главной из них было установить контроль президентской власти за субъектами РФ, обеспечить суверенитет федеральной власти на всей территории страны и покончить с сепаратизмом. Поэтому деятельность Ассоциаций экономического сотрудничества была фактически свергнута. К концу первого срока президентского правления В.Путин смог восстановить государство, обеспечить экономическую стабильность в стране, и как следствие, устойчивый экономический рост (78% в год).

В этой ситуации система федеральных округов в его первоначальном виде становится сдерживающим фактором, искусственное разделение субъектов РФ, без учета многолетнего функционирования их экономик в границах экономических районов не позволяет им набрать максимальных темпов экономического развития. Однако толчок в этом отношении получен благодаря процессу объединения субъектов федерации, начатому ещев 2005 году, и появлению новых субъектов Российской Федерации. Другим положительным фактором послужило появление двух новых субъектов в составе РФ –республики Крым и города федерального значения Севастополя. В этой связи, Указом Президента РФ от 21 марта2014 года был образован Крымский федеральный округ, включающий названные субъекты. До сих пор среди специалистов идет дискуссия о том, хорошо это для России или нет.В последние годы с изменением как социальноэкономической и политической ситуации в России, так и с расширением круга потребителей, усилился исследовательский и практический интерес к типологии регионов.Классификация, как процедура, каксправедливо отмечает В.Д.Ермак, «является частным случаем логической операции деления объема понятий»[5]. Для корректного осуществления этой операции важно с самого начала четко определить ее основание, т.е. те общие признаки, в соответствие с которыми производится деление. Важной характеристикой признака является ясность его предметного и смыслового значений, т.е. того, что обозначает признак, и того объема информации, который участвует в интерпретации.При использовании метода классификации, особое значение приобретает проблема выбора исходных показателей, структурированных в единую систему. И здесь важно соблюсти известное требование необходимости и достаточности, при этом одно из них предполагает полноту показателей, а другое –исключает избыточность. Еще одной проблемой является поиск критерия, который позволяет оценить необходимость того или иного показателя, как индикатора характеристики комплекса.В научной и научнометодической литературе российских экономистов уже проделана определенная работа в этом направлении. К настоящему времени проведено немало исследований, посвященных социальноэкономическому развитию регионов. Среди них можно назвать работы Л.Б. Вардомского[6], Н.В. Зубаревич[7], А.И.Трейвиша[8],коллективов авторов под руководством А.Г.Гранберга [9],и других.Анализ классификаций, который уже введен в научный оборот, позволяет разделить их на две большие группы –теоретические и прикладные. В числе основных из них, можно отметить следующие:1.классификация регионов по уровню социальноэкономического развития;2.региональная классификация ТАСИС

«Университетская информационная система РОССИЯ»;3.классификация регионов России по совокупностипоказателей здоровья населения и формирующих его факторов;4.«слабые» и «сильные» города России;5.классификация субъектов РФ по типу экономического развития и некоторые другие.Первая из названных классификаций построена по методике ООН, в которой разработан многокритериальный интегральный показатель ИРЧП –индекс развития человеческого потенциала. Наиболее обстоятельно она представлена в работе А.М Натензон[10].Эти показателихарактеризуют демографический, социальный и экономический потенциал субъектов РФ. Такой подход позволяет достичькумулятивного эффекта, а именно, минимальными средствами давать комплексную характеристику субъектам РФ. Развитие информационных технологий делает данную методику перспективной, хотя некоторые из ее показателей не учитывают российской специфики. Региональная классификация на уровне адаптации субъектов РФ к рыночной экономике. Она дана в проекте ТАСИС «Анализ развития регионов России (типология регионов, выводы и предложения)». Для оценки потенциала регионов в ней использовано 11 основных показателей из 6 групп: общих показателей 2, демографических –1, показателей уровня жизни –5, экономических –1, финансовых –1, структурноэкономических 1. Недостатком данной типологии является то, что она направлена на выявление территориальных различий в социальноэкономическом состоянии и уровня их адаптации к новым экономическим отношениям. Поэтому данная классификация позволяет отразить только две ключевые стороны развития региональной экономики. Представляет огромный интерес типология городов, дифференцированных по уровню социальноэкономического развития. Она включает всебя типологии, выявляющие разнообразие функциональной структуры городов. Типология «сильные» и «слабые» города России» представлена Т. Нефедовой и А. Трейвишем[11]на основании комплексного исследования состояния городов РФ. В монографии И.В.Бойко и В.А. Черненко [12] «Технологическая модернизация экономики российских регионов» предлагается типологизация регионовс учетом их дифференциации по признаку специфики их существующегои перспективного технологическиориентированного развития. В соответствии с предлагаемой типологией наиболее высокий потенциал роста имеют те регионы, которые обладают технологическими ресурсами и могут их максимально ввести в процесс осознанного перехода к технологическиориентированной модели экономического развития. Именно с такими регионами связаны благоприятные перспективы инновационного развития страны и повышения ее устойчивости в нестабильном мире. Особое значение имеет не дифференциация регионов, а определение причин, по которым регионы попадают в определенные группы.В настоящее время существует официальная классификация Госстандарта России от 1995 года, действующая с изменениями. Согласно данной классификации, территория России делится на 12 экономических районов. Таблица 1Современные экономические районы и их состав[13]Наименование районаСостав экономического районаСевероЗападный район г. СанктПетербург, Ленинградскаяобласть, Новгородская область, Псковская область Центральный район Брянская область, Владимирская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, г. Москва, Московская область, Орловская область, Смоленская область,Тверская область, Тульская область, Ярославская область, Рязанская областьВолгоВятский район Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Чувашская Республика Чаваш Республики, Кировская область, Нижегородская область ЦентральноЧерноземный районБелгородская область, Воронежская область, Курская область Липецкая область, Тамбовская область Поволжский район Республика Калмыкия, Республика Татарстан(Татарстан), Астраханская область, Волгоградская область, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область СевероКавказский район Республика Адыгея (Адыгея), Республика Дагестан, Республика Ингушетия, КабардиноБалкарская Республика, КарачаевоЧеркесская Республика, РеспубликаСеверная Осетия –Алания,Чеченская Республика –Ичкерия, Краснодарский край, Ставропольский край Ростовская область Уральский район Республика Башкортостан, Удмуртская Республика, Курганская область, Оренбургская область, Пермскаяобласть, КомиПермяцкий авт. округ, Свердловская область, Челябинская область ЗападноСибирский районРеспублика Алтай, Алтайский край, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Тюменская область,ХантыМансийский авт. округ, ЯмалоНенецкий авт.округ Дальневосточный район Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край,Амурская область, Камчатская область, Корякский авт. округ, Магаданская область, Сахалинская область,Еврейская авт. область,

Чукотский авт. округ Калининградский район Калининградская областьВосточноСибирский район Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Красноярский край, Таймырский (Долгано Ненецкий)авт. округ, Иркутская область, УстьОрдынский Бурятский авт. округ, Читинская область, Агинский Бурятский авт. округ, Эвенкийский авт. округ,

Северный район

Мурманская область, Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Ненецкий авт. округ, Вологодская область,

Поэтому, на наш взгляд, предложения некоторых экономистов к сетке экономических регионов с учетом существующего экономического потенциала является обоснованным шагом. Кроме этого, в настоящее время Государственной Думой принят и через 3 месяца со дня официального опубликования вступит в законную силу закон, касающийся территорий опережающего социальноэкономического развития. Данный документ определяет правовой режим территорий опережающего социальноэкономического развития (далее ТОР) в Российской Федерации, меры государственной поддержки и порядок осуществления деятельности на таких территориях. ТОРысоздаются на семьдесят лет[14], и данный режим распространяется на новые проекты в моногородах (монопрофильные муниципальные образования), где социальноэкономическая ситуация наиболее сложная. Также особый правовой режим предусмотрен и для субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа в целях комплексного решения и всестороннего обеспечения задач опережающего социальноэкономического развития Дальнего Востока. ТОРы должны сыграть ключевую роль в подъеме Дальнего Востока и развитии этих регионов.Таким образом, в соответствии с поставленными Президентом задачами о необходимости роста эффективности национальной экономики необходима разработка новой типологии регионов. Учитывая все вышеназванные дополнения, новая типология может способствовать реализации эффективной федеральной политики в отношении всех регионов Российской Федерации, и соответствовало бы достижению одной из основных целей реформирования экономики страны –переход к наукоемким производствам и инновационному развитию.

Ссылки на источники1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).ст.65.2.http://www.ozhegov.org/words/35843.shtml3.Например, Баранский Н.Н. Экономическая география СССР: обзор по областям Госплана. М.; Л.: Гиз, 1926.4.Федеральные округа России. Региональная экономика: учебное пособие /коллектив авторов; под ред. В.Г. Глушковой и Ю.А. Симагина.2е изд., перераб. и доп. –М.: КНОРУС, 2011.С.10.5.Ермак В.Д.:Классификация?.. Типология... Идентификация!..// Мост. –1999. №56.

6.Вардомский Л. Б., Дергачев В.А.Регионоведение.Второе издание. —М.: ЮНИТИДАНА, 2010.7.Устойчивое развитие: Методология и методики измерения: учеб. пособие/С.Н.Бобылев, Н.В.Зубаревич, С.В.Соловьева, Ю.С.Власов; под ред. С.Н.Бобылева.—М.: Экономика, 2011.—358 с.8.Трейвиш А. И., Грицай О. В., Иоффе Г. В., Центр и периферия в региональном развитии.—М.:Наука, 1991.9.Гранберг А.Г. Оптимизация территориальных пропорций народного хозяйства. М.: Экономика, 1973;10.НатензонА.М.ВозможностииспользованиямеждународныхиндексовсоциальногоразвитиядлястранСНГиБалтии. М., 2007.11.Нефедова Т.Г. и Трейвиш А.И. ""Сильные" и "слабые" города России". М., 2004.12.Бойко И.В., Черненко В.А. Технологическая модернизация экономики российскихрегионов: Монография.СПб.: СПбГУСЭ, 2010.13.Составлено по "Общероссийскому классификатору экономических регионов. ОК 02495" (утв. Постановлением Госстандарта России от 27.12.1995 N 640) (ред. от 03.10.2014)14.Федеральный закон от 29.12.2014 №473ФЗ «О территориях опережающего социальноэкономического развития в Российской Федерации». Ст.3, п.1.