Управление качеством образования в условиях экологической направленности обучения школьников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Дерунова И. В. Управление качеством образования в условиях экологической направленности обучения школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1581–1585. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85317.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам управления качеством образования в условиях экологической направленности обучения школьников.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Дерунова Ирина Валентиновна,заместитель директора муниципального общеобразовательного учреждения «Средняяшкола №19 Центрального района Волгограда»moyschool19@yandex.ru

Управление качеством образованияв условиях экологической направленности обучения школьников

Аннотация.Статья посвящена вопросам управление качеством образования в условиях экологической направленности обучения школьников.Ключевые слова:экологическое образование, качество образования.

В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречивых тенденций мире проблемы окружающей среды приобрели глобальный масштаб. Экологическая ситуация приобрела такую остроту, что возникла необходимость в скорейших действиях по сбережению жизни на Земле. Необходимо предпринимать меры по защите окружающей среды от загрязнения (физического, химического, биологического) и от разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережению генофонда планеты. Это требует не только компетентных кадров, финансового обеспечения, но и изменения укоренившегося в сознании людей прагматического мышления. Особенно остро в сложившейся ситуации встала задача экологического образования[1].В соответствии с требованиями Федерального Закона от 10.01.2002 № 07ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации», нормативных правовых актов РФ в сфере образования ведется работа по созданию системы всеобщего, комплексного и непрерывного экологического образования населения, цель которого –развитие экологической культуры народа, каждого члена общества. И центральным фактором в решении названной проблемы становится не техника или технология, а образование в широком понимании этого слова. Управление качеством школьного образования осуществляетсяна основе развития в педагогическом коллективе самооценки, самоконтроля и самоуправления.Основные цели экологического образования –эторазвитиеи становление экологической культуры личности и общества, экологического сознания и мышления, духовного опыта взаимодействия человекас природой, обеспечивающего его выживание и развитие. Все это будет способствовать здоровому образу жизни людей, устойчивому социальноэкономическому развитию, экологической безопасностиРоссии и,в конечном счете –выживание всего человечества.Разработке научнопедагогических основ экологического образования с учетом положений концепции устойчивого развития посвящены работымногих российских учёных: С. Н.Глазачева, В. П. Голова, А. Н.Захлебного, И. Д. Зверева и т.д.Несмотря на актуальность и необходимость воспитания экологически грамотных граждан, активно участвующих в деле охраны окружающей среды своего региона, экологизация системышкольногообразованияпроходит медленно. Реализацияцелей и принципов экологического образования существенно затруднена.Само по себе наличие образования еще не является реализацией его действительного общественного значения. Экологическое образование предполагает воплощенность его в поведении, образе жизни, системе ценностей, семейном воспитании и внутренней жизни в целом. Сегодня такая задача еще не поставлена, а потому не может быть решена[2].Анализ экологического образования в школах г. Волгограда и Волгоградской области (обследовано 1400 учащихся) показал, что большинство школьников не владеют этикой поведения в природе, потребительское отношение к природе чаще преобладает над ответственным, встречаются факты безнравственного, жестокого отношения к природным объектам, непонимания их ценностей и многоедругое, что связано с отсутствием внутренней потребности позитивного разрешения экологических проблем, отношение к которым не включено в систему личностных ценностей, не является частью нравственных убеждений[3]. Основные принципы экологического образования: всеобщность и непрерывность;интеграция (вертикальная и горизонтальная) формальных инеформальныхвоспитательных и образовательных культур;гуманизация, ориентация на развитие социальноактивной личности, экологического сознания,мышления и культуры.Формирование экологической культуры школьников осуществляется как в учебном процессе, так и во внеучебной деятельности. В педагогической науке (И. Д. Зверев, А. Н. Захлебный, И. Т. Суровегина и др.) определены основные принципы экологического образования школьников. К числу таких принципов относятся: междисциплинарный подход в формировании экологической культуры; систематичность и непрерывность изучения экологического материала; единство интеллектуального и эмоциональноволевого начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающей природной среды; взаимосвязь глобального, национального и краеведческого уровней в раскрытии экологических проблем в учебном процессе.

Выделяют следующие направления экологического образования:1. Усиление экологомировоззренческих аспектов образования, более широкое освещение философских и социальных проблем взаимодействия природы и культуры.2. Сопряжение различных предметов, курсов с вопросами экологии (выделение в различных науках экологического аспекта), формирование межпредметных связей, отражающих развитие междисциплинарных и мультидисциплинарных исследований проблем взаимодействия природы и общества.3. Разработка и введение целостных курсов, общей и социальной экологии, которые отражают тенденцию становления и развития целостных, комплексных сфер экологических исследований.4. Включение в экологическое образование результатов исследований, отражающих региональную и отраслевую специализацию[4].Для осуществления руководства экологической работой в учебномзаведениицелесообразно иметь экологический совет, формируемый на принципах добровольности и делегированияполномочий. В составе совета наряду с учителями должныучаствовать родители, ученики старших классов, учёные.

Апробация результатов исследования проводилась в ходе практической деятельностив качестве заместителя директора муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 19 Центрального района г. Волгограда». МОУ СОШ №19 расположена в центре города, рядом с Центральной набережной, в тихом, безопасном, относительно дорог и общественного транспорта месте. На территории школы имеется спортивная площадка и большая парковая зона.Пришкольный участок является одним из главных факторов экологического воспитания детей, бережного и заботливого отношения к «Малой родине». Работая на нем, дети приобретают не только практические навыки, но и обучаются опытнической работе исследовательского характера, проектной деятельности. В МОУ разработана комплексная программа «Зеленое кольцо школы», благодаря которой ежегодно благоустраивается пришкольная территория, разбиты клумбы, альпийские горки, рокарии, есть искусственный водоем. Всё этопозволяет организовывать исследовательскую деятельность школьников на пришкольном участке, воплощать свои проекты по ландшафтному дизайну, связанному с экологическим направлением, а также оздоравливать детей в летний период времени. Инновационные процессы, происходящие в школе, являются как фактором повышения квалификации педагогов, так и ресурсом повышения качества образования и воспитания обучающихся. Опираясь на основные направления Программы развития школы, творческой группой педагогов был разработан инновационный проект по экологическому образованию, который лег в основу работы научноэкспериментальной площадки «Человек и экологическая среда города: пути взаимодействия». Руководителями проекта являлись старший методист кафедры естественных наук ФадееваГ.А. ВГАПК и ПРО и кандидат биологических наук ВГСПУ Черезова Л.Б. В 2011 году данныйпроект стал победителем конкурса инновационных проектов базовых образовательных учреждений Волгоградского государственного педагогического университета.В 2012 и в 2013 годах по итогам рейтинга образовательных учреждений г.Волгограда МОУ СОШ №19 заняла 2 место, в 2014 году –третье место.Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Целью формирования экологической культуры обучающихся как системы знаний, умений, ценностей, а также воспитания чувства ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Экологическое образование в нашей школе строится по следующим направлениям:

ознакомление учащихся начальных классов с элементарными экологическими представлениями на уровне эмоционального восприятия окружающего мира;

обязательный предмет экология с 6 по 11 класс в инвариантной части учебного плана школы за счёт часов школьного компонента;

глубокая экологизация предметов естественнонаучного цикла;включение экологической информации в предметы гуманитарного и искусствоведческого циклов с целью формирования эмоциональноценностного отношения школьника к окружающей среде;

практикоориентированная деятельность по изучению реальной экологической ситуации своей местности и доступное, посильное участие в ее улучшении;

увеличение роли дополнительного экологического образования в формировании личной ответственности подрастающего поколения за состояние окружающей среды, распространении в обществемировоззрения, обладатель которого на производстве и в быту будет постояннои адекватно учитывать интересы охраны окружающей среды, стремиться к снижению антропогенной нагрузки, к экономии природных ресурсов и уменьшению количества отходов, проявлять свою гражданскую позицию личным участием в природоохранных акциях.Большое внимание в своей работе педагоги школы уделяют межпредметной интеграции со смежными предметами такими, как химия, физика, биология, география и предметами гуманитарного цикла: русский язык, литература, история, обществознание. В эту работу включены и предметы художественноэстетического цикла: изобразительное искусство, художественный труд, технология, мировая художественная культура.В работе педагоги применяют такие технологии и методы обучения, как технология природоохранной деятельности, технология диалога, задачная технология, проектная технология, игровая (сюжетноролевые игры, деловая игра, имитационная), технология моделирования, научноисследовательская деятельность. Стимулированию учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде служат следующие виды уроков –деловые игры, имитационные игры, урокисказки, урокиконференции, семинары, беседы, урокидиспуты, урокиэкологические расследования, урокивикторины, фестивали проектов, праздники.В школе ведется серьезная работа по психологопедагогическому и научнометодическому сопровождению экологического образования. Применяются различные методики мониторинга обучающихся на начальной ступени обучения и итоговые.Школьным психологом проводился мониторинг по технологии В.А. Ясвина «Эзоп», который исследует психологию отношения детей к природе. Целью исследования было выявить тип доминирующей установки детей в отношении природы. Это исследование показывает развитие экологического сознания у школьников. Исследование проводилось среди обучающихся 211 классов.В результате исследования 15 классов (264 ученика) в нашей школе был выявлен преобладающий тип отношения к природе эстетическая установка. По результатам проводимых диагностик были разработаны рекомендации педагогам и родителям, где говорилось о необходимости формирования у детей экологического сознания, стремление искать информацию о природе, быть активными защитниками природы.Работа в области экологического образования потребовалаот педагогов дополнительных знаний и самообразования в этой области. Мы пошли по линии корпоративного обучения. Все педагоги МОУпрошли курсовую подготовку на базе школы по теме: «Формирование экологической культуры школьников» ВГПАК и ПРО. Учитывая имеющийся опыт управленческой деятельности, опыт воспитательной работы МОУ, мы выделили в системе дополнительного образования одно из значимых для нас направлений экологическое воспитание.

Создание единого образовательного пространства в формировании экологической культуры в нашей школе строится на триединстве: окружающий мир, социальный мир, внутренний мир, которые, взаимодействуя друг с другом, реализуются в мире творчества. Непрерывность экологического образования поддерживают школьные кружки. Например, «Здоровье человека и окружающая среда», руководитель учитель высшей категории биологии и экологии Сивкова В.А.,«Геоморфология и экология Волгоградской области», руководитель

учитель Мороз С.Л., кружок ГДЮЦ «Исследователи природы», руководитель Мороз С.Л. На занятиях этих кружков прививается интерес к объектам природы, развивается умение работать с ними, наблюдать природные явления и уметь объяснять последствия человеческой деятельности. Большое значение мы придаем экологическим экскурсиям в природные парки Волгоградскойобласти.Не все городские дети имеют возможность соприкоснуться с природноландшафтным наследием наших мест, увидеть и оценить уникальность родного края. Экотуризм помогает закрепить полученные знания по биологии, экологии, географии. Формирует бережное отношение к природным объектам, расширяет представления детей о культурноисторическом наследии и геологическом прошлом нашего края.Формированию экологической культуры в нашей способствуют школьныетеатральные коллективы. В 2011 году стартовал проект «Экологическая театральная студия «Волшебное слово», (руководитель русского языка и литературы учитель высшей категории Колямина И.Б.).Театральная студия «Волшебное слово» лауреат конкурса театральных и фольклорных коллективов «Природа. Культура. Экология» Международного детского экологического форума «Зеленая планета».Актуальность проекта заключается в сохранении мира природы. У ребят, занимающихся в этих кружках, развиваются творческие способности, совершенствуются духовнонравственные качества личности, воспитывается чувства любви к Отечеству, формируется позитивное отношение к природоохранной деятельности. Они активные участники школьных экологических праздников. Традицией стало проведение в первой декаде сентября общешкольного экологического праздника «Золотая осень». Конкурсная программа праздника включает в себя выставки осенних букетов, поделокиз природного материала, композиций из фруктов и овощей, выращенных учениками, фотографийс живописными уголками родного края, презентацийфиточая. Проходитдемонстрация лучших костюмов из природного материала.Мы знакомим обучающихся с традициями народных праздников.

В летний период времени наши дети отдыхают, обучаются и оздоровляются в лагере с дневным пребыванием оздоровительноэкологической направленности «Зеленый шум» (14 кл), в межшкольном лагереэкологической направленности «Юный эколог» (58 кл). На пришкольном участке работают волонтерыс трудовым заданием (58 кл) «Зеленая дружина». Активисты выезжают в летний городской лагерь «Зеленый миг».Одним из важных направлений экологического воспитания является создание экологически комфортной среды в школе, укрепление здоровья, формирование здоровьесберегающией компетентности обучающихся. В школе создана программа «Здоровое поколение», работают спортивные кружки: «Баскетбол»,секция «УШУ», на базе 9б класса сформирован спортивный класс из девушек, занимающихся гандболом. Спортивные праздники, соревнования, дни здоровья мы проводим вместе с подростковым клубом «Фантазия» в спортивном зале, на школьном стадионе. С 2008 годанаша школа стала инициатором ежегодных экологических акций, проводимых возле исторических памятников: берег реки Волги вдоль стены Родимцева, парковая зона возле «Бронекатера №13». Ученики готовят и размещают экологические листовки, проводятконкурсы плакатов, рисунков, собирают подписи под обращением в ЮНЕСКО в защиту окружающей среды. Вместе с международным экологическим объединением «ЭКА» весной 2012 года на пришкольном участке был заложен питомниксосен для озеленения пострадавших от пожара лесных участков. Большое значение мы уделяем проектной деятельности обучающихся. Социальный проект экологической направленности «Бином фантазии»стал для нас визитной карточкой, с данным проектом ученики стали победителями областного конкурса«Мойновый двор». Многие ученики занимаются научноисследовательской работой.Многие из нихпобедители и призёры городского конкурса учебноисследовательских работ старшеклассников «Я и Земля» им. В.И.Вернадского, призеры городского конкурса исследовательских работ по биологии и экологии «Молодежь в защиту природы». Основным вектором развития экологической среды школы является экспериментальная работа.В 2013 учебном году на базе МОУ открыты две региональные площадки:пилотная площадка ВГАПК и ПРО «Воспитание экологической культуры гражданина России в условиях реализации ФГОС основного общего образования;инновационная площадка ВГАПКиПРО«Формирование экологической культуры обучающихся средствами проектной деятельности».Целью экспериментальной деятельности является создание творческой интерактивной среды развития универсальных свойств личности обучающихся,необходимых для успешной жизнедеятельности человека в окружающей его среде через реализацию учебных и социокультурныхпроектов.Управление качеством образования входит в общую структуру управления образованием. При этом важным является то, что управление качеством никак не нарушает устоявшуюся и показывающую свою эффективность линейную структуру управления, в которой единоначалие руководителя играет определяющую роль. В свою очередь, введение управления качеством серьезно повышает функциональность общего управления –регламентацию коммуникаций между руководителем, работниками общеобразовательного учреждения, представителями заинтересованной общественности. Включение педагогов в процесс управления качеством образования экологической направленности обучения школьников порождает новые профессиональные проблемы и затруднения для учителя. Становление личностной образовательной парадигмы востребовало включение в систему внутришкольного управления качеством образования всех субъектов образовательного процесса. Разработанная в ходе опытно экспериментальной работы методика включения педагогического коллектива школы в управление качеством образованияявляется элементом системы научнометодической поддержки личностного и профессионального роста учителя в процессе проектирования и внедрения внутришкольной системы управления качеством образования.Цель:вовлечение педагогов в активное управление образовательным процессом и повышение на этой основе качества образовательной деятельности школы в интересах улучшения жизнедеятельности школьного сообщества. Чтобы правильно выбрать маршрутразвития школы, надо хорошо знать состояние дел в школе сегодня: на каком уровне развития находимся, каких результатов хотимдостичь в этом году, через пять лет.Каждая школа нуждается в самооценке.Процесс оценивания может проходить по–разному: в одном случае этим занимается административная команда с привлечением активных педагогов, в другом работает творческая группа, в третьем задействован весь педагогический коллектив. Нами была апробирована следующая структура самоаттестации образовательного учреждения: 1) оценка качества образовательной деятельности школы; 2) подготовка аналитической справки и графического изображения результатов оценочной деятельности; 3) сравнение результатов самооценки с оценкой внешних экспертов; 4) информирование всех участников образовательного процесса об итоговой оценке качества образовательной деятельности.

Результаты диагностического исследования обсуждались, уточнялись и утверждались на заседании педагогического совета «Оценка качества образовательной деятельности школы». Обсуждение результатов проходило в форме педагогического консилиума, представители каждой группы рассказывали о проведенных исследованиях, полученных результатах, сообщали оценку по каждому критерию и общую по направлению оценивания. Аналитическая справка, как результат глубокого и разностороннего исследования, использовалась при принятии концепции инновационных преобразований педагогической системы школы, для выбора стратегии управления качеством образования, стала первым шагом разработки программы развития школы на пять лет.Апробированная методика оценки качества образовательной деятельности школы задала грамотный, научно обоснованный алгоритм проведения процедуры самоаттестации школы, способствовала усилению коллегиальности в управлении, продемонстрировала рефлексивное осознание педагогами своих профессиональных возможностей, ответственности за инновационные преобразования.Как показала экспериментальная работа, по мере повышения уровня квалитативного образования, усложнения задач коллектив педагогов становится саморазвивающимся и самоконтролирующим педагогическим коллективом, администрации школы зачастую отводилась роль консультантов и помощников. В ходе опытноэкспериментальной работы наблюдалось развитие всех субъектов образовательного процесса,на практике реализовывался проектный подход к управлению школой.Предложенные технологии практической работы могут быть использованы руководителями образовательных учреждений для расширения сферы взаимодействия участников образовательного процесса (педагогов, учащихся, родителей) и внешнего окружения школы вокруг главной цели –качество общего образования.Описанные элементы научнометодической поддержки в процессе ответственного принятия учителями на себя части управленческих функций позволяют повысить роль самоанализа и самооценки для педагогов и обучающихся. Управление качеством школьного образования в рамках системного подхода к управлению позволяет школе быстро реагировать на все изменения окружения, улучшает её взаимодействие с внешней средой, помогает грамотно разрабатывать концепции инновационных преобразований (смыслы и ценности этих преобразований).

Ссылки на источники1.Тюмасева, З.И. На пути от обучения экологии к экологическому образованию / З.И. Тюмасева, В.А. Сластенин, В.В. Зотов // Педагогическое образование и наука. –2004. №4 .С.39 41.2.КавтарадзеД.Н., БрудныйА.А. Основы экологического мировоззрения как задача народного образования / Вестник образования. –1993. № 3, с. 240.

3.Бабакина Е.Н. Автореферат «Формирование у подростков мотивации овладения экологической культуры при изучении предметов естественнонаучного цикла» диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Волгоградский государственный педагогический университет». 2004. –Волгоград.4.Никонорова Е. В.Экология и культура [Текст] / Е. В. Никонорова. –М.: 1996. –274с.