Экономическая важность создания и функционирования системы внутреннего контроля в целях обеспечения сохранности имущества организации и законности совершаемых операций

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Трушина Т. С., Нестеренко А. В. Экономическая важность создания и функционирования системы внутреннего контроля в целях обеспечения сохранности имущества организации и законности совершаемых операций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1611–1615. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85323.htm.
Аннотация. В данной статье рассматривается значение системы внутреннего контроля в управлении организацией, ее цели и задачи, варианты организации службы внутреннего контроля в зависимости от особенностей организации, нормативное регулирование системы внутреннего контроля на уровне законодательства и на уровне экономического субъекта.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Трушина Татьяна Сергеевна,студентка 4 курса направления «Экономика», профиля «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» ФГБОУ ВПО Ставропольского государственного аграрного университетаtrushina94@gmail.com

Нестеренко Алексей Викторович,кандидат экономических наук, доцент кафедры экономический анализ и аудит ФГБОУ ВПО Ставропольский государственный аграрный университетalnesterenko1@yandex.ru

Экономическая важность создания и функционирования системы внутреннего контроля в целяхобеспечения сохранности имущества организациии законности совершаемых операций

Аннотация.В данной статье рассматриваетсязначение системы внутреннего контроля в управлении организацией,ее цели и задачи,варианты организации службы внутреннего контроля в зависимости от особенностей организации, нормативноерегулирование системы внутреннего контроляна уровне законодательства и на уровне экономического субъекта.Ключевые слова: система внутреннего контроля, ревизия, внутренний аудит, варианты организации кадровой системы внутреннего контроля, нормативноправовое регулирование системы внутреннего контроля.

Деятельность любой организации осуществляетсяв пределах двух систем. В роли первой выступает операционная система, основанная на достижении заданных целей,

втораясистема

этосистема контроля. Система внутреннего контроля –очень сложный и тонкий процесс, неотъемлемая частькоторого этоабсолютно всеструктурныеподразделения организациии направленияего деятельности, а такжев отдельностикаждого работника организации.Внутренний контроль этопроцесс,которыйпрежде всего направлен на достижение основных целей сохранности имущества организации. Он является результатом работыруководства по планированию,организациии мониторингувсейдеятельности компаниив целом и ее структурных подразделений. Контрольопределяет законность совершения хозяйственных операций и их целесообразностьс экономической точки зрения.Актуальность вопроса опорядкесозданиясистемы внутреннего контроля обуславливаетсяпоследними изменениями в бухгалтерском законодательстве, а именно в Федеральном законе № 402ФЗ «О бухгалтерском учете», где в соответствии сост. 19, экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежитобязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, при этом экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни[1].Однако на законодательном уровне не уточняетсяв какой форме долженосуществляться такой контроль.Из сложившейся практики контроля установлено, что система внутреннего контроля может быть представлена тремя составляющими:1) службойвнутреннего контроля;2) службойвнутреннего аудита;3) контрольноревизионная службой.Отличия между ними обуславливаются целью их функционирования. Служба внутреннего аудитанацелена на повышение эффективности деятельности организации,аслужба внутреннего контроля –на построение, а такжеподдержание эффективнойсистемы внутреннего контроля,в свою очередьконтрольноревизионная служба основывается на недопущении неэффективного использования ресурсов, выявлениии предотвращениизлоупотреблений.Как уже отмечено, задачей службы внутреннего контроля являетсяпостроение системы внутреннего контроляворганизации, а задачавнутреннего аудита –проведение оценкиееэффективности и надежности. Таким образом, внутренний аудит предназначен длявыполненияболее широкихзадач, таких какоценкапроцедур внутреннего контроля,оценкапроцессов управления рисками и корпоративного управления.

Контрольноревизионнаяслужба, в свою очередь,призвана решать вопросыв области проверки сохранности основных средств, материально –производственных запасов, исполненияраспоряжений вышестоящих органов,расследовании случаев мошенничества, а такжеэффективности использования ресурсов.По результатамревизии принимаютрешения о мерах дисциплинарного воздействия,в отдельных случаяхдело передается в следственные органы.

Также определяют следующиеметоды осуществления внутреннего контроля, к которым относятся:1)бухгалтерский финансовый учет, к которым относятся такие методы какинвентаризация и документация, счета и двойная запись;2)бухгалтерский управленческий учет, в рамках которого производится распределение обязанностей, нормирование издержек;3)аудит, контроль, ревизия подразумевает под собойпроверкудокументов, арифметических расчетов, проведения проверкисоблюдения основных правил учета отдельных хозяйственных операций, устный опрос персонала, инвентаризацию, а также прослеживание и подтверждение;4)теория управления [2].Системавнутреннего контроляподразумевает под собой цель, для достижения которой необходиморешение следующих задач:соблюдениеполноты, своевременности идостоверности всех видов учета иотчетности;соблюдение действующего законодательства;обеспечение сохранности активов (включая информационные активы);

исследование финансовой и управленческой информации;

контроль экономностии результативности, втом численефинансовые средства контроля проверяемого лица;мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля.Цели, задачи,компонентысистемы внутреннего контроля, а такжепринципы еефункционирования должны быть определены внутренними документами, такими как, например,Положение осистеме внутреннего контроля и Положение о Ревизионной комиссии, должностными инструкциями и другими внутренними нормативными документами, зависящими от вида контролирующей службы.По результатам любой внутреннейпроверки составляется отчетный документ, имеющий различные документальные формы–акт ревизии, докладная записка директору организации (общества) с изложением информации о результатах проверки, содержащей краткое изложение аудиторских замечаний и рекомендаций по их устранению, отчет о проверке и другие.Что касается формы организации системы внутреннего контроля, то здесь следует отметить, что на сегодняшний день законодательно установлена лишь обязанностьорганизовать контроль, однако никакиерекомендациии требованияпо построению системы внутреннего контроля, а также требования к персоналу данной службы в законодательствене закреплены, поэтому в данном вопросе следует руководствоваться личным опытом руководства организации и использовать сложившийся опыт других экономических субъектов. При этом главнейшим принципом при создании службы внутреннего контроля должен быть принцип эффективности, согласно которому, общиезатраты не должны превышать выгод по функционированиюсистемыконтроля от его проведения.Возможные варианты кадрового обеспечения системы внутреннего контроля напрямую зависят от финансовых возможностей организации, целей контроля, степени рисков, размеров организации. Рассматриваяосновные варианты кадрового обеспечения системы внутреннего контроля, отметим их следующие виды и возможные последствия их применения:1.Полноценная служба внутреннего контроля–это обособленное структурное подразделение, в составе которого числится руководитель и другие сотрудники, имеющие образование и опыт работы в проверяемой сфере.Должностные обязанности сотрудников такого подразделения носят исключительно контрольный характер, то есть эти специалисты не могут выполнять какиелибо другие обязанности. Создавать такого вида подразделение следует только крупным организациям, для которых функционирование такой службы будет экономически оправдано.Внутренней нормативной базой может служить Положение о службе внутреннего контроля, Положение о ревизионной службе, Положение о внутреннем аудите и др.2.Сотрудник внутреннего контроля.В данном случаефункцииконтролявыполняются не отделом, а сотрудником. Отличие от полноценной службы внутреннего контроля состоит лишь в объеме работы. Обязанности такого сотрудника ограничиваются также рамками контрольных функций. Нормативным документом, в данном случае, будет являться должностная инструкция работника.3.Штатный сотрудник внутреннегоконтроля по внешнемусовместительству.Такого рода форма системы внутреннего контроля оправданадля организаций не отличающихся особо крупным размером и большими объемами контрольных работ, где держать полноценную штатную единицу экономически неоправданно. При этомединственным недостатком может являться неполная осведомленность работника внутреннего контроля в дела организации, однако данная проблема определяется лишь степенью профессионализма работника.4.Штатный сотрудник по внутреннему совместительству. Работник, выполняющий контроль по внутреннему совместительству –это экономически оправданная форма организации системы внутреннего контроля в случае, рассмотренном в предыдущем варианте. Однако внутреннийсовместитель значительно уступает внешнему в возможном качестве исполнения контрольных функций, т.к. в отличие от привлеченного со стороны сотрудника, у внутреннего совместителя возникаетвопрос об исполнении принципа независимости,также возможно возникновение конфликта интересов.5.Комиссия по внутреннему контролюиз числа штатных сотрудников. В данном случае преимущества и недостатки такой системы контроля схожи с применение внутреннего совместителя, но при этом масштаб проблемы будет значительно серьезнее, т.к. это уже не один сотрудник, а группа работников, которые могут быть между собой связаны взаимными интересами. Функции внутреннего контроля может выполнять любой квалифицированный сотрудник, работающий в организации, а такжеспециалисты,привлеченные для целей внутреннегоиливнешнегоаудита. При этом к руководителю данного отдела предъявляется ряд требований:1)высшее экономическое образование и аттестат профессионального аудитора(однако для ревизора такой аттестат не требуется);2)стаж работы в сфереаудита или в подразделениях внутреннего аудита не менее двух лет;3)отсутствие судимости;4)знание работы всех подразделений.Иные требованияк руководителю и сотрудникам службыотражаются в должностных инструкциях.

Ответственность за работу системы внутреннего контроля несетруководство организации.Ознакомившись с вариантами кадровой организации системы внутреннего контроля,необходимо определить какиенормативныедокументы могут быть полезныв данном вопросе.Помимоосновныхзаконов, действующих в Российской Федерации и определяющих права и обязанности физических и юридических лиц, рассмотрим документы, которые касаются непосредственного системы внутреннего контроля организации.1.Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 №696 (ред. от 22.12.2011) «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности». В постановлении отражаютсяпоясненияко всемэлементам системы внутреннего контроля, в том числеотносительно того, каким образом они связаны с аудитом бухгалтерской(финансовой)отчетности. В нем дается понятие контрольной среды и ее элементов, описывается процесс оценки рисков аудируемым лицом, информационная система, связанная с подготовкой бухгалтерской (финансовой)отчетности, сущность контрольных действий, мониторинга средств контроля и т.д.2.Информация Минфина России №ПЗ11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности».Данныйдокумент содержит рекомендации по организации и осуществлению внутреннего контроля экономическим субъектом, предусмотренного статьей 19 ФЗ «О бухгалтерском учете». Помимо нормативных актов, разработанных для всехорганизаций, существуют также и документы, освещающие порядок создания и функционирования специализированных организаций, таких как финансовокредитные учреждения, страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг и т.д.Из нормативныхдокументов в стадии разработки и рекомендуемых к применению следует отметить:1. Проект «Кодекса корпоративного управления» (по состоянию на 18.12.2013). Рекомендован к применению Письмом Банка России от 10.04.2014 №0652/2463.Кодекс определяет принципы корпоративного управления и рекомендации к ним, в том числе по созданию системы внутреннего контроля, его организации и осуществлению.2. Проект Приказа Министерства труда России «Об утверждении профессионального стандарта «Внутренний аудитор» (по состоянию на 26.05.2014). Проект разработан с целью закрепленияпрофессиивнутреннего аудитора в российской нормативной базе, привлеченияв профессию высококвалифицированных специалистов и повышенияуровнякомпетенции внутренних аудиторов. В настоящем проекте прописана нормативная база, касаемая внутреннего аудита, описываются трудовые функции профессиональной деятельности, уровни квалификации и т.п.Чтокасается непосредственно сотрудников службы, здесь необходимо применять Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита, а также Кодекс профессиональной этики внутренних аудиторов, подготовленныйи опубликованныйИнститутомвнутренних аудиторов. Данные стандарты применимы не только для внутреннихаудиторов, но и для всей службы внутреннего контроля в целом, так как затрагивают принципы поведения, необходимые для должностных лиц, осуществляющих какиелибо виды контроля, такие как честность, объективность, конфиденциальность и профессиональная компетенция.

Кроме нормативноправовых актов, внутренний контрольрегулируется внутрифирменными стандартами, положениями и инструкциями, утвержденными руководителем организации. К таковым могут относиться: 1. Политика внутреннего контроля, определяющая обязательные к исполнению основные принципы организации службы внутреннего контроля и формирование единого подхода к осуществлению процессов контроля;2. Политика управления рисками;3. Положение о службе внутреннего аудита;4. Положение о службевнутреннего контроля;5. Инструкция о порядке проведения внутренних аудиторских проверок;6. Должностные инструкции сотрудников службы и т.д.Также необходимым внутренним документом являются утвержденные формы рабочей и отчетной документации контрольной службы.Таким образом, из вышеизложенной информации можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день, в связи с изменениями в законодательстве, ведение внутреннего контроля и его организация является очень важным вопросом. За экономическим субъектом остается выбор того, в какой форме будет осуществляться такой контроль. Главной задачей организации является экономически выгодное применение системы внутреннего контроля, ее эффективность и соответствие результатов ее работы законодательству страны.

Ссылки наисточники1.Российская Федерация. Законы. О бухгалтерском учете. Федеральный закон № 402ФЗ от 06.12.2011г. (ред.от 28.12.2013)// Правовая информационносправочная система –Консультант Плюс –Комментарии к законодательству РФ.2015.2.Пашкина, И.Н. Внутренний аудит и контроль финансовохозяйственной деятельности организации /И.Н. Пашкина, А.В. Евдокимова.–Дашков и Ко, 2009.–230 с.