Духовно-нравственное воспитание в условиях детского дома
Выпуск:
ART 85331
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Разувайлова
Н.
И. Духовно-нравственное воспитание в условиях детского дома // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
1651–1655. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85331.htm.
Аннотация. В данной статье отражен опыт работы по формированию духовно-нравственных ценностей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сотрудничество с таким социальным институтом, как православная церковь, укрепляет не только веру в Высшие силы, но и веру ребенка в самого себя, в добрых, неравнодушных людей.
Текст статьи
Разувайлова Наталья Ивановна,Воспитатель,ГКОУ РО детский дом №3 г.Таганрогаnrazuvajlova@mail.ru
Духовнонравственное воспитание в условиях детского дома
Аннотация.В данной статье отражен опыт работы по формированию духовнонравственных ценностей у детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сотрудничество с таким социальным институтом как православная церковь укрепляет не только веру в Высшие силы, но и веру ребенка в самого себя, в добрых неравнодушных людей.Ключевые слова: нравственное воспитание, духовность, социализация.
"Воспитание самое святое из всех святых дел". Святитель Феофан Затворник
Духовность и нравственность понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры. Главная цель духовнонравственного воспитания формирование человека, способного к принятию ответственных решений, к проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.Духовнонравственное воспитание направлено на "возвышение сердца" ребенка как центра духовной жизни. Оно представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоциональносердечного) воздействия педагога на духовнонравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определенную систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемуюопределенной позицией педагога.Современным подросткам сложно ориентироваться в системе ценностей современного общества, отличительной особенностью которого является переоценка и осмысление ценностей. То, что совсем недавно воспринималось в качестве очевидных правил и принципов, сейчас либо полностью отвергается, либо вызывает сомнение в его «полезности», значимости. Человек теряет веру в старые ценности. Это приводит к тому, что он замыкается в себе, а окружающий мир становится для него чуждым и даже враждебным. Разрушение ценностных ориентиров в настоящий период не сопровождается появлением скольконибудь равноценных новых, что порождает многие социальные проблемы: кризис нравственности и правосознания, социальную нестабильность, падение ценности человеческой жизни, жестокость и насилие. Обозначенная проблема приобретает особое значение, когда речь идет о воспитанниках детских домов, лишенных родительской поддержки имеющих негативный социальный опыт, отличающихся от сверстников ослаблением физического ипсихического здоровья, нравственной устойчивости. Характерным результатом негативных влияний выступает высокий уровень социальной дезадаптации таких детей, низкий потенциал их жизненной самореализации, потребительское отношение к обществу. Учитывая это, возникает потребность в проведении специально организованной учебной, воспитательной и коррекционноразвивающей работы по формированию у воспитанников социально значимых личностных качеств и ценностных ориентаций.Меня, как педагога, успокаивает то, что одно из направлений современной педагогики обращено к духовнонравственным традициям отечественного образования и воспитания, так как оно связано с восстановлением традиций, уклада жизни русского народа.
Приобщение детей к духовнонравственным традициям в нашем детском доме начиналось постепенно. Сначала нас пригласили на праздник Пасха. Дети заинтересовались церковным действием, были удивлены красотой убранства храма и самой церемонией. После в детский дом пришел отец Иоанн с беседой о вреде алкоголизма и наркомании. Такие встречи стали для нас традицией. Для того чтобы поддержать заинтересованность детей, мы решили наладить постоянное сотрудничество с нашим православным приходом. И вот уже наш детский дом сотрудничает с православной церковью с 2005 года. В рамках этого сотрудничества дети стали посещать воскресную школу. Занятия в Воскресной школе проходят по программе «Закон Божий», педагоги стараются раскрыть духовный потенциал каждого ребенка, помочь растущему человеку оценить свои возможности, сохранить свое человеческое достоинство, наполнить ценностным содержанием его усилия по осмыслению окружающего мира и себя в нем. Хочу подчеркнуть, что мотивируя детей на посещение этих занятий, мы избегаем навязывания слепой веры в Бога, а стремимся квсеобщему просвещению детей. Мы, педагоги детского дома, настраиваем воспитанников на принятие вечных христианских истин: любовь, правду и милосердие, так как понимаем, что приобщение к духовной культуре формирует личность с позитивным взглядом на мир и способствует развитию творческих способностей ребёнка.Возрастные категории детей, посещающих Воскресную школу –это младший и средний школьный возраст, так как в эти периоды жизни воспитанники осознают и принимают социальные ожидания, ориентируются на хорошее поведение. В этом возрасте закладывается фундамент нравственности, усваивается общечеловеческий минимум моральных норм."В воспитании человека важно добиваться,чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья".Свадковский И.Ф.[33]Слова Садсковского Ивана Фомича стали основой для построения структуры моей педагогической деятельности.Внутри группы постоянно проводятся мероприятия в рамках духовнонравственного воспитания, такие как этические беседы, интерактивные игры «ценность значимость душа», просмотры фильмов и мультфильмов, демонстрирующих положительные примеры поведения настоящего человекагражданина. Каждый православныйпраздник дети ходят в церковь и причащаются. Происходящеев современном обществе заставляет задуматься о том, что необходимо изменить в жизни современных детей, чтобы они росли добрыми, любящими, гуманными, милосердными и чуткими. И в своей педагогической деятельности я прикладываю все усилия, что вырастить личность с большой буквы в каждом моем воспитаннике.Наши воспитанники с желанием участвуют в мероприятиях, посвященных празднованию традиционных для православной культуры праздников: Рождеству, Пасхе, Крещению, а также праздников светских, но отражающих великую историю Руси, таких как День Славянской письменности и культуры, День народного единства. Представители церкви выступают с добрыми словами и благословением на добрые дела и помыслы. Также очень нравится детям паломничество по святым местам. За последние годынам удалось посетить могилу Святого Блаженного Павла Таганрогского в часовне на старом кладбище г. Таганрога. Келью Святого Блаженного Павла Таганрогского,Никольский храм, где находится рака с мощами Святого Блаженного Павла Таганрогского, у которой мы поклонились мощам святого и увидели росписи старинных икон.Сэкскурсией наши воспитанники побывали в духовной Академии в замечательном городе РостовенаДону. В Старочерскасскенаши воспитанники посетили мужской монастырь. Через экскурсии по святым местам и посещение выставок и музеев у детей формируется представление о древнерусской живописи иконе, архитектуре, прививается почтительное отношение к святым образам России и ее культуре. Сотрудничество с приходом благотворно влияет на
духовнонравственное развитие детей детского дома, оно дает возможность расширять контакты детей с детьми, которые живут в православных семьях, знакомит их с разными культурами и образами жизни. Этаработа способствует формированию нравственных установок и убеждений у воспитанников детского дома и направлению их на путь осмысленного созидания. За время работы Воскресной школы уровень воспитанности значительно вырос. Дети, посещающие эти занятия,стали более добры, отзывчивы. У воспитанников происходит принятие нравственных ценностей, которые становятся принципами их жизненной позиции.Анализ уровня воспитанности за последние три года 20122014.
Диаграмма 1.Уровень воспитанности за 2012г.1
Диаграмма 2.Уровень воспитанности за 2013 год2
1В 2012 году в детском коллективе было 50 % только поступивших детей2В конце 2012 года перешли в ССУЗы 4 воспитанника, группа вновь обновиласьДиаграмма 3.Уровень воспитанности за 2014 год
По итогам трехгодичного мониторинга заметно то как повышается уровень воспитанности у детей: это проявляется в следующих позициях:
отношение друг другу (позитивный настрой друг к другу, проявление терпимости, уважения и т.д.);
поведение в социуме (правильное применение знаний и умений общения в различных ситуациях от простого похода в магазин до участия в областном мероприятии);
отношение к труду (как к своему, так и чужому);
планирование своего досуга ( преобладает выбор спортивного и культурного отдыха бездумному, бесполезному времяпровождению) и т.д.Приобщение детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к вере и знакомство с традициями Церкви помогает им обрести духовную и нравственную опору в жизни, успешно социализироваться в современном мире и десятки успешно социализированых воспитанников тому подтверждение.
Ссылки на источники1.Аверин В.А. Психология личности / В.А. Аверин, СПб.: Академия, 1999. –89 с.2.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев, СПб.: Питер, 2001. –288 с.3.Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. М.:Просвещение, 1979.4.Божович Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна, М.: Смысл, 1998. –352 с.5.БестужевЛада, Народное образование 1988,с. 132.6.Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. М.:Просвещение, 1979.7.Бугера В.Е. Сущность человека / В.Е. Бугера, М.: Смысл, 2005. –403 с.8.Волков Ю.Г. Личность и гуманизм / Ю.Г. Волков, М.: Прессаспект, 1999. –226 с.9.Воспитание личности школьника в нравственной деятельности:10.Метод. рекомендации/Ом.гос.пед.инт им. Горького –Омск:ОГПИ, 199111.Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский, М.: Смысл, 2005. –1136 с.12.Голубева Э. А. Способности. Личность. Индивидуальность / Э.А. Голубева, Дубна: Феникс, 2005. –512 с.Аристотель. Сочинения в 4х томах М: 1984 , т.4.13.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языкаМ: 1979, т.11, с.345.14.Достоевский Ф.М.Дневник писателя.М.:1989,с.30.15.Карпинский К.В. Психология жизненного пути / К.В. Карпинский, М.: Смысл, 2002. –167 с.16.Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание / И.С. Кон, М.: Академия, 2002. –428 с.17.Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон, М.: Академия, 1999. –226 с.18.Кон И.С. Социологическая психология / И.С. Кон, М.: Академия, 2001. –560 с.19.Колышко А.М. Психология самоотношения / А.М. Колышко, М.: Смысл, 2004. –102 с.20.Краткий словарь по философии М: 1982. С.191192.21.Крупская Н.К. Задачи школы I ступени: Пед.соч., в шести томахТ.2. –М.: Просвещение, 1978.22.Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение, и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев, М.: Смысл, 2003. –487 с.23.Лефевр В.А. Алгебра совести / перевод с англ., СПб.: КогнитоЦентр, 2003. –426 с.24.Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч.–Т.5. –М.: Просвещение, 1976,с.193.25.Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания.М: Педагогическое общество России,2002г. С.124125.26.Наумова Наталья Евгеньевна //Роль педагога в приобщении детейсирот к духовнонравственным и социокультурным ценностям http://festival.1september.ru/articles/538161/[03.04.2015]27.Ницше .Сочинение в 2х томах М: 1990, т. 1 НИИОП АПНСССР,1988.28.Олпорт Г. Становление личности / Гордон Олпорт, М.: Смысл, 2002. –462 с.29.Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики / А.Б. Орлов, М.: Академия, 2002. –272 с.30.Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера: беседы психолога со старшеклассниками / Ю.М. Орлов, М.: Просвещение, 1987. –224 с.31.Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание М: 1995.с.289. с.735.32.Русских Нина Павловна// Патриотическое воспитание дошкольников в условиях социального партнерства // http://festival.1september.ru/articles/576205/[03.04.2015]33.Свадковский И.Ф. Введение в педагогику.М:издво Академия,2005г.34.Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения .с. 120., с.170.35.Ушинский К.Д. Проблемы педагогики.М:издво УРАО,2002г.
Духовнонравственное воспитание в условиях детского дома
Аннотация.В данной статье отражен опыт работы по формированию духовнонравственных ценностей у детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сотрудничество с таким социальным институтом как православная церковь укрепляет не только веру в Высшие силы, но и веру ребенка в самого себя, в добрых неравнодушных людей.Ключевые слова: нравственное воспитание, духовность, социализация.
"Воспитание самое святое из всех святых дел". Святитель Феофан Затворник
Духовность и нравственность понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры. Главная цель духовнонравственного воспитания формирование человека, способного к принятию ответственных решений, к проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.Духовнонравственное воспитание направлено на "возвышение сердца" ребенка как центра духовной жизни. Оно представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоциональносердечного) воздействия педагога на духовнонравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определенную систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемуюопределенной позицией педагога.Современным подросткам сложно ориентироваться в системе ценностей современного общества, отличительной особенностью которого является переоценка и осмысление ценностей. То, что совсем недавно воспринималось в качестве очевидных правил и принципов, сейчас либо полностью отвергается, либо вызывает сомнение в его «полезности», значимости. Человек теряет веру в старые ценности. Это приводит к тому, что он замыкается в себе, а окружающий мир становится для него чуждым и даже враждебным. Разрушение ценностных ориентиров в настоящий период не сопровождается появлением скольконибудь равноценных новых, что порождает многие социальные проблемы: кризис нравственности и правосознания, социальную нестабильность, падение ценности человеческой жизни, жестокость и насилие. Обозначенная проблема приобретает особое значение, когда речь идет о воспитанниках детских домов, лишенных родительской поддержки имеющих негативный социальный опыт, отличающихся от сверстников ослаблением физического ипсихического здоровья, нравственной устойчивости. Характерным результатом негативных влияний выступает высокий уровень социальной дезадаптации таких детей, низкий потенциал их жизненной самореализации, потребительское отношение к обществу. Учитывая это, возникает потребность в проведении специально организованной учебной, воспитательной и коррекционноразвивающей работы по формированию у воспитанников социально значимых личностных качеств и ценностных ориентаций.Меня, как педагога, успокаивает то, что одно из направлений современной педагогики обращено к духовнонравственным традициям отечественного образования и воспитания, так как оно связано с восстановлением традиций, уклада жизни русского народа.
Приобщение детей к духовнонравственным традициям в нашем детском доме начиналось постепенно. Сначала нас пригласили на праздник Пасха. Дети заинтересовались церковным действием, были удивлены красотой убранства храма и самой церемонией. После в детский дом пришел отец Иоанн с беседой о вреде алкоголизма и наркомании. Такие встречи стали для нас традицией. Для того чтобы поддержать заинтересованность детей, мы решили наладить постоянное сотрудничество с нашим православным приходом. И вот уже наш детский дом сотрудничает с православной церковью с 2005 года. В рамках этого сотрудничества дети стали посещать воскресную школу. Занятия в Воскресной школе проходят по программе «Закон Божий», педагоги стараются раскрыть духовный потенциал каждого ребенка, помочь растущему человеку оценить свои возможности, сохранить свое человеческое достоинство, наполнить ценностным содержанием его усилия по осмыслению окружающего мира и себя в нем. Хочу подчеркнуть, что мотивируя детей на посещение этих занятий, мы избегаем навязывания слепой веры в Бога, а стремимся квсеобщему просвещению детей. Мы, педагоги детского дома, настраиваем воспитанников на принятие вечных христианских истин: любовь, правду и милосердие, так как понимаем, что приобщение к духовной культуре формирует личность с позитивным взглядом на мир и способствует развитию творческих способностей ребёнка.Возрастные категории детей, посещающих Воскресную школу –это младший и средний школьный возраст, так как в эти периоды жизни воспитанники осознают и принимают социальные ожидания, ориентируются на хорошее поведение. В этом возрасте закладывается фундамент нравственности, усваивается общечеловеческий минимум моральных норм."В воспитании человека важно добиваться,чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья".Свадковский И.Ф.[33]Слова Садсковского Ивана Фомича стали основой для построения структуры моей педагогической деятельности.Внутри группы постоянно проводятся мероприятия в рамках духовнонравственного воспитания, такие как этические беседы, интерактивные игры «ценность значимость душа», просмотры фильмов и мультфильмов, демонстрирующих положительные примеры поведения настоящего человекагражданина. Каждый православныйпраздник дети ходят в церковь и причащаются. Происходящеев современном обществе заставляет задуматься о том, что необходимо изменить в жизни современных детей, чтобы они росли добрыми, любящими, гуманными, милосердными и чуткими. И в своей педагогической деятельности я прикладываю все усилия, что вырастить личность с большой буквы в каждом моем воспитаннике.Наши воспитанники с желанием участвуют в мероприятиях, посвященных празднованию традиционных для православной культуры праздников: Рождеству, Пасхе, Крещению, а также праздников светских, но отражающих великую историю Руси, таких как День Славянской письменности и культуры, День народного единства. Представители церкви выступают с добрыми словами и благословением на добрые дела и помыслы. Также очень нравится детям паломничество по святым местам. За последние годынам удалось посетить могилу Святого Блаженного Павла Таганрогского в часовне на старом кладбище г. Таганрога. Келью Святого Блаженного Павла Таганрогского,Никольский храм, где находится рака с мощами Святого Блаженного Павла Таганрогского, у которой мы поклонились мощам святого и увидели росписи старинных икон.Сэкскурсией наши воспитанники побывали в духовной Академии в замечательном городе РостовенаДону. В Старочерскасскенаши воспитанники посетили мужской монастырь. Через экскурсии по святым местам и посещение выставок и музеев у детей формируется представление о древнерусской живописи иконе, архитектуре, прививается почтительное отношение к святым образам России и ее культуре. Сотрудничество с приходом благотворно влияет на
духовнонравственное развитие детей детского дома, оно дает возможность расширять контакты детей с детьми, которые живут в православных семьях, знакомит их с разными культурами и образами жизни. Этаработа способствует формированию нравственных установок и убеждений у воспитанников детского дома и направлению их на путь осмысленного созидания. За время работы Воскресной школы уровень воспитанности значительно вырос. Дети, посещающие эти занятия,стали более добры, отзывчивы. У воспитанников происходит принятие нравственных ценностей, которые становятся принципами их жизненной позиции.Анализ уровня воспитанности за последние три года 20122014.
Диаграмма 1.Уровень воспитанности за 2012г.1
Диаграмма 2.Уровень воспитанности за 2013 год2
1В 2012 году в детском коллективе было 50 % только поступивших детей2В конце 2012 года перешли в ССУЗы 4 воспитанника, группа вновь обновиласьДиаграмма 3.Уровень воспитанности за 2014 год
По итогам трехгодичного мониторинга заметно то как повышается уровень воспитанности у детей: это проявляется в следующих позициях:
отношение друг другу (позитивный настрой друг к другу, проявление терпимости, уважения и т.д.);
поведение в социуме (правильное применение знаний и умений общения в различных ситуациях от простого похода в магазин до участия в областном мероприятии);
отношение к труду (как к своему, так и чужому);
планирование своего досуга ( преобладает выбор спортивного и культурного отдыха бездумному, бесполезному времяпровождению) и т.д.Приобщение детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к вере и знакомство с традициями Церкви помогает им обрести духовную и нравственную опору в жизни, успешно социализироваться в современном мире и десятки успешно социализированых воспитанников тому подтверждение.
Ссылки на источники1.Аверин В.А. Психология личности / В.А. Аверин, СПб.: Академия, 1999. –89 с.2.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев, СПб.: Питер, 2001. –288 с.3.Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. М.:Просвещение, 1979.4.Божович Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна, М.: Смысл, 1998. –352 с.5.БестужевЛада, Народное образование 1988,с. 132.6.Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. М.:Просвещение, 1979.7.Бугера В.Е. Сущность человека / В.Е. Бугера, М.: Смысл, 2005. –403 с.8.Волков Ю.Г. Личность и гуманизм / Ю.Г. Волков, М.: Прессаспект, 1999. –226 с.9.Воспитание личности школьника в нравственной деятельности:10.Метод. рекомендации/Ом.гос.пед.инт им. Горького –Омск:ОГПИ, 199111.Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский, М.: Смысл, 2005. –1136 с.12.Голубева Э. А. Способности. Личность. Индивидуальность / Э.А. Голубева, Дубна: Феникс, 2005. –512 с.Аристотель. Сочинения в 4х томах М: 1984 , т.4.13.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языкаМ: 1979, т.11, с.345.14.Достоевский Ф.М.Дневник писателя.М.:1989,с.30.15.Карпинский К.В. Психология жизненного пути / К.В. Карпинский, М.: Смысл, 2002. –167 с.16.Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание / И.С. Кон, М.: Академия, 2002. –428 с.17.Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон, М.: Академия, 1999. –226 с.18.Кон И.С. Социологическая психология / И.С. Кон, М.: Академия, 2001. –560 с.19.Колышко А.М. Психология самоотношения / А.М. Колышко, М.: Смысл, 2004. –102 с.20.Краткий словарь по философии М: 1982. С.191192.21.Крупская Н.К. Задачи школы I ступени: Пед.соч., в шести томахТ.2. –М.: Просвещение, 1978.22.Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение, и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев, М.: Смысл, 2003. –487 с.23.Лефевр В.А. Алгебра совести / перевод с англ., СПб.: КогнитоЦентр, 2003. –426 с.24.Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч.–Т.5. –М.: Просвещение, 1976,с.193.25.Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания.М: Педагогическое общество России,2002г. С.124125.26.Наумова Наталья Евгеньевна //Роль педагога в приобщении детейсирот к духовнонравственным и социокультурным ценностям http://festival.1september.ru/articles/538161/[03.04.2015]27.Ницше .Сочинение в 2х томах М: 1990, т. 1 НИИОП АПНСССР,1988.28.Олпорт Г. Становление личности / Гордон Олпорт, М.: Смысл, 2002. –462 с.29.Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики / А.Б. Орлов, М.: Академия, 2002. –272 с.30.Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера: беседы психолога со старшеклассниками / Ю.М. Орлов, М.: Просвещение, 1987. –224 с.31.Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание М: 1995.с.289. с.735.32.Русских Нина Павловна// Патриотическое воспитание дошкольников в условиях социального партнерства // http://festival.1september.ru/articles/576205/[03.04.2015]33.Свадковский И.Ф. Введение в педагогику.М:издво Академия,2005г.34.Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения .с. 120., с.170.35.Ушинский К.Д. Проблемы педагогики.М:издво УРАО,2002г.