Небезопасный хамон: запретительные продовольственные санкции, кризис и неравенство доходов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Огарков С. А. Небезопасный хамон: запретительные продовольственные санкции, кризис и неравенство доходов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1736–1740. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85348.htm.
Аннотация. Целью статьи является анализ состояния, выявление степени угрозы потери продовольственной безопасности и обострения неравенства доходов в условиях санкций, подготовлены предложения по введению гарантированной оплачиваемой занятости в сельском хозяйстве, перераспределению доходов в экономике для повышения эффективности инвестиций в основные фонды и перезагрузки экономического роста
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
ОгарковСергей Анатольевич,кандидат экономических наук, преподаватель, Московский финансовоюридический университет МФЮА, г.Москваogarkovsa@mail.ru

Небезопасный хамон: запретительные продовольственные санкции, кризис и неравество доходов

Аннотация.Целью статьи является анализ состояния,выявление степени угрозы потери продовольственной безопасностии обострения неравенства доходов в условиях санкций, подготовлены предложения по введению гарантированной оплачиваемой занятости в сельском хозяйстве, перераспределению доходов в экономике для повышения эффективности инвестиций в основные фонды и перезагрузки экономического ростаКлючевые слова:коэффициент Джини, инфляция, инвестиции, доходы,кризис

Исчезновение испанскогохамона, устриц, пармезана, вини другихделикатесовна спрос продуктов питаниясильного влияния не оказало. Однако, стремительно ускорился подъем цен на повседневные продовольственные товары –мясо, рыбу, молочные изделия, потребляемые населением со средним уровнем доходов, от поставоки ассортимента которых зависит наполнение прилавкови выручка розничных магазинов прежде всего в столице и крупных городах.Стратегия сдерживания инфляции и выхода ее к значениям 56% годовых, о которой ежегодно твердили эксперты, провалилась, а валютный корнер в декабре 2014г. окончательно предрешил наступление спада в экономике и привел к резкому снижению покупательного спроса населения, замораживанию зарплат, началу витка безработицы.

Для большинства населения продовольственная гиперинфляция станет тяжким бедствием, и товары долгосрочного пользования изза обесценения валюты остались для них за границей. Снижение стоимости валовоговнутреннегопродукта(77498 млрд.руб–бюджетный прогноз на 2015г.) при текущем курсе составляет около 70% уровня 2013года (курс 32 рубля за доллар США), сокращение золотовалютных резервовспособно отбросить экономику в мировых рейтингах по качеству социальноэкономического положенияи привести к проблеме долговой зависимости. В наступившем кризисе проявился эффект падения эффективности импорта, которого не ожидали на момент введения санкций, посчитавлишь физическоеограничениеввоза товаров на внутренний рынок, последовавшего опережающего роста цен на продовольствие, которого суммарно с импортом было достаточно на внутреннем рынке, ввиду появления признаков дефицита от резкого перекрытия(удорожания) импорта и обесценения рублямягкой валюты, спрос на которую падает, а также распространение повышения тарифов на услуги. В январе 2015г. внешнеторговый оборот сократился на 34% по сравнению с аналогичным периодом 2014г., экспорт упал на 30,5%, импорт –на 40,4%, а к декабрю 2014г.на 49,5%. Импорт продовольствия (говядина, свинина, рыба и др.) в январе рухнул на 44,3%. Антикризисные меры по управлению доходами населения необходимо рассматривать с учетом особенностей их влияния на целостность экономического развития в условиях запретительных санкций и кризиса, сопряженного с рисками потери доходов, рабочих мест, неурожаев, торгового эмбарго. Согласно одной из гипотез создание оптимального уровня неравенства стимулирует экономический рост. Потеря социального равновесия в межгрупповом распределении доходов населения при наступающих условиях способно привести к угрозе нарушения стабильности общества, через возникающий дефицит товаров и платежеспособный доступ к их распределению между социальными подгруппами населения.Распределение доходов сырьевых корпораций в пользу развития малого бизнеса, индивидуального предпринимательства является стимуломроста валового внутреннего продукта за счет выведения из офшоров инвестиций на финансирование бюджетных программ по созданию рабочих мест и поддержаниягарантированной оплачиваемой занятости населения, в том числе в сельском хозяйстве.Необоснованное неравенство уровней доходов сельского и городского населения также является одним из сдерживающих факторов экономического роста, который тесно связан с величиной потребительского спроса различных слоев населения, осложненного запретительными внешнеторговыми санкциями. Сбережениянаселения, источником которых служат их доходы,и размер которых на счетах банков составляет около 17трлн.руб,являются одним из основных способов повышения эффективности инвестиций и роста валового продукта. Между тем, регулярно случаемые «черные понедельники» полностью или частично лишают население сбережений (1991,1994,1998,2008,2014 годы), при этом на фоне высокой инфляции (более 10% годовых) приносят убыток. Однако, лишь малая часть населения обладает крупными сбережениямии в валюте. Согласно статистическим данным на долю 20% наиболее обеспеченных граждан приходится почти 50% денежных доходов, а на долю 20% наименее обеспеченных –практически в 10 раз меньше. Это порождает фрагментацию социальной структуры общества на множество автономных и изолированных друг от друга слоев, групп, подрывая общественнуюсолидарность, приводит к выдавливанию отдельных категорийнаселения из активнойжизни. В условиях запрета во внешней торговле продовольствием, кормами, семенами, технологиями остается одна альтернатива повышения эффективности внутреннего производства посредством стимулирования роста доходов в сельском хозяйстве, повышения его доли в структуре экономики на принципах построения несырьевого будущего.Рискообразующим фактором бедности является проживание в сельских поселениях и в малых городах, моногородах (до 50 тыс. постоянных жителей), которых насчитывается около70%, которые создают анклав бедности, социального неравенства, техногенных катастроф.Изза дефицита инвестиций и личных сбережений, 48% сельских населённых пунктов благоустроены водопроводом, канализацией –38%, центральным отоплением –60%, ванными –29%, газом –75%, горячим водоснабжением –25%, напольными электроплитами –4%, однако уровень жизнеустройства повысился по сравнению с 1993 годом по большинству благ в 1,63 раза. Доля благоустроенного жилья в общем объёме ввода выросла с 24,7% до 28,4%. Ввод жилья в сельской местности растет на фоне увеличения строительства городским населением мест отдыха выходного дня, коттеджей, дач. Изза обнищания местных жителей и обезлюдения деревень удельный вес сельских населённых пунктов, не имеющих связи по дорогам с твердым покрытием с сетью путей сообщения общего пользования, сократился по сравнению с 1995 годом на 17,1% и составил 28,6%. Вместе с тем, за отмеченный период резко сократилась длина автобусных маршрутов, число сельских населённых пунктов, обслуживаемыми автобусами в пригородном и междугородном сообщении, протяженность автодорог не общего пользования. Ожидаемое сокращение пригородных поездов, также приведет к увеличению разрыва в наземном сообщении между городом и деревней, а в последствии и отключению энергосетей и сотовой связи.Кризис и бездействие приведет к углублению процесса обезлюдения деревень. По статистической переписи, в 2002г. в экономике ужебыло 13086 деревень без постоянно проживающего населения; в настоящее время подобныхдеревень–призраков, а к ним подбираются и малые города,более 10 процентов от всех сельских населенных пунктов. Земля вокруг обезлюдевших деревень превращается в пустыри. С восстановлением демографического потенциала (обустройство мигрантов, вынужденных переселенцев, части осужденных за незначительные правонарушения, военнослужащих запаса, переселяющихся из городов, стран СНГ, Балтии, Ближнего Зарубежья, и др.) на этой земле могут быть восстановлено эффективное землепользование, развиты личные подворья, фермерские и крупные сельхозорганизации, специализирующиеся на товарном производстве, с решением проблем занятости, обеспечения стабильного дохода сельхозтоваропроизводителя; малозаселенные земли открыты для инвестиций, созданиюстроительных сельскохозяйственныхкооперативов.Средневозрастной состав населения продолжает стареть, возраст предпенсионный или даже глубокий пенсионный, молодежи очень мало. По разным подсчетам, с учетом личных подсобных хозяйств и пенсионеров, в сельском хозяйстве занято 57млн. работающих, а дефицит в целом по сельскому хозяйству составляет 1,5 млн. человек, при этом около 0,5 млн. это нехватка работников массовых профессий: операторов машинного доения, механизаторов. Неравенство доходов в значительной степени определяет объем и структуру потребительского спроса. Смещение денежного равновесия сдавливает совокупный потребительский спрос при постоянных совокупных доходах населения, некоторые группы из которого не в состоянии самостоятельно увеличивать его текущий размер. Поэтому перевешивающая количественно доля населения вынуждена снижать свои расходы по отношению к своим потребностям. Доля населения, которая, достигнув определенного уровня насыщения потребления, переключает свои денежные потоки между потреблением эксклюзивных товаров и услуг и накоплением. Созданный искусственный механизм запретительных санкций действует на повышение совокупного спроса на внутреннее производство товаров и услуг. На этом фоне следует отметить резкое повышение спроса на продукцию сельского хозяйства. Риск бедности в сельской местности существенно возрастает с рождением ребенка, что вступает в прямое противоречие с декларациями о мерах по стимулированию рождаемости. Концентрация детей в бедных домохозяйствах приводит к падению качества жизнеобустройства.

Бедность домохозяйства предопределяется и наличием в его составе пенсионеров. Хотя в то же время пенсионеров относить к иждивенцам можно с определенной долей условности (они относятся к иждивенцам не семьи, а государства, принося в семью доход), некоторые из которых могут продолжать иметь заработок.Причиной бедности домашних хозяйств, имеющих в своем составе детей, пенсионеров, инвалидов, объясняется отставанием их денежного социального обеспечения от роста цен и тарифов естественных монополий, неразвитым механизмом альтернативной занятости.Бедность представляет собой объективный результат ускоряющегося социального неравенства. Существующее необоснованное неравенство уровней доходов между социальными подгруппами, бедность сельского населения, выходящее за рамки справедливости и экономической эффективности, без принятия антикризисных мер по доступности и распределению социальных благ, преодолеть будет сложно.Растущий разрыв между слоями бедного и богатейшего населения осложняется резким замедлением и сокращением темпов роста ВВП, часть налогов могла бы пойти на стимулирование занятости. Отсутствие механизма регулирования социального равенства приводит к опережающему росту дефицита денежного баланса для наименее обеспеченных слоев населения. Рост цен на продовольственные товары и бытовые услуги происходит гораздо быстрее, чем идет повышение зарплат, пенсий, социальных пособий. Поэтому, галопирующая –более 10% годовых инфляция относительно бедных слоев

гораздо тяжелее, чем для богатых. Чем беднее домохозяйство, тем быстрее растут цены на товары, которые она покупает. Поэтому, войдя в рейтинг Forbes2014 (111 миллиардеров российского происхождения), имея в экономике основные фонды (часть национального богатства), а за ее пределами юрисдикцию прав и льготный налогооблагаемый режим, следует изыскать способы перераспределения части извлекаемой ренты из национального богатства в пользу беднейшей совокупности занятых в сельском хозяйстве.Большинство сельского населения получают слишком низкие доходы, по сравнению с величиной прожиточного минимума (паритет –2, в экономике 3,54). По мнениюэкспертов, избыточное неравенство сдерживает экономическое развитие, ведет к снижению показателей рождаемости и увеличению смертности. При установлении социального равновесия, количественно не превышающем 79 разовый разрыв бедных от богатых слоев, валовой продукт ускорит темпы прироста, увеличиться численность населения, в том числе сельского.Социальное государство обязано эффективно регулировать распределение богатства, накоплений и благ, соблюдая интересы большинства населения, расширяя границы доступности и повышая качественный интерес жизни. Задача увеличения ВВП в отрыве от других интересов развития общества не решает технически ни одну из социальных задач, не наполнив его качественными факторами по воспроизводству и распределению национального богатства.В росте социального неравенства основная причина обострения революционных настроений, она становится очевидна и в ухудшении здоровья населения, износе основных фондов, экологии, падающих доходах семей (ожидается снижение на 9% в 2015г.), доступности социальных благ, продовольственной безопасности.Экономики с частной собственностью в течение длительного времени научились регулировать материальное положение в социальных группах населения, и такая система признается наиболее важной частью механизма перераспределения доходов миллиардеров, позволяющая «обогащать» бедные слои населения из части сверхдоходов земельной, сырьевой ренты, тем более в кризис.Предложения по совершенствованию механизма инвестирования, смягчающими разрыв доходов домохозяйств, следующие:

необлагаемый вычет из среднегодового заработка (который соотносится с принятым минимальным уровнем заработной платы или с прожиточным минимумом);

пропорциональное налогообложение с минимальной ставкой (1030%), а в случае прогрессивного налогообложения –с максимальной ставкой налога (4050% и более), включая стимулирующую ставку (15%) для сверхбогатых;

прямые выплаты поддержания доходов и занятости социально уязвимым слоям населения. Основной путь корректировки распределительных механизмов –это механизмы перераспределения доходов в системе «налогообложение социальные льготы». Необходимым условием функционирования национальных систем распределения доходов считается применение прогрессивной шкалы налогов. С 2001 г. отказавшись от такого подхода, практикуется единая ставка налогов на личные доходы в размере 13%. Применение единого налога при низких темпах инфляции, по сути, представляет собой мультипликатор неравенства: доходы бедных уменьшаются, а доходы богатых увеличиваются.Экспертное сообщество не смогло предотвратить в 2014г. «валютный штык», вызвавший резкое смещение курса национальной валюты и разбалансировку конфигурации основных макроэкономических показателей, приведшую к панике и ажиотажному спросу на продовольствие, товары длительного пользования, что впоследствии привело к бегству инвесторов из экономического пространства, увольнению рабочих и служащих. От момента появления ключевой ставки на рынке ее размер неоднократно повышался, а во второй половине 2014г. произошло его резкое ускорение с 9,5% до 17%, когда деньги с рынка были допущены к спекулятивному оттоку намного ранее случившегося. Ключевая ставка была введена сравнительно недавно –в сентябре 2013 года (5,5% годовых13 сентября 2013г., 17%16.12.2014г., 14%16.03.2015г.) и за период существования показала обратный эффект, выразившийся в спаде инвестиций. По прогнозу на 2015г. отток капитала сохранится на уровне 100 млрд.долл США.Чрезмерно низкий уровеньнеравенства в распределении доходов негативно сказывается на трудовой мотивации, экономическом развитии. Слишком высокое неравенство ведет к сокращению потребительского спроса и индивидуальных сбережений, обострению социальных проблем, а при определенных условиях может послужить источником социальнополитической напряженности и нестабильности.Удвоение экономического роста с начала 2000х годов привело к росту значения индекса Джини с 0,395 в 2000г. до отметки 0,42(в 20122013гг.) приблизившись к тревожной черте 0,5 –уровню социального неравенства, который по мнению экспертного сообщества, способен вызвать глубокие социальные возмущения. Произошло сокращение численности населения во 24 группах с 57,5% до 47,2%, а доля пятой (с наивысшими доходами) возросла с 32,7% до 47,6% или в 1,5 раза. С приходом санкций и валютным обесценением внешняя среда перестала благоприятствовать экспортерам изза снижения энергоцен. Сила экономического роста должна состоять в освобождении от рабства нищеты беднейших слоев населения, решении проблемы падающих доходов равномерным распределением между различными слоями населения. Неравенство доходов отнимает силу экономического роста при падающем массовом спросе населения на инвестиционные товары. Продажи автомобилей в первом квартале 2015г. упали в среднем на 30%, по некоторым маркам на 80%, арендная плата в секторе московских квартир упала на 20%.Неравенство доходов отнимает силу экономического роста, при падающем массовом спросе населения на инвестиционные товары. Продажи автомобилей в первом квартале 2015г. упали в среднем на 30%, по некоторым маркам на 80%, арендная плата в секторе московских квартир упала на 20%.Регулирование значения коэффициента Джини способно гармонизировать социальное расслоение и создать стимул для роста экономики, одним из инструментов которого может стать повышение величины МРОТ. Долговременное сокращение темпов роста экономики и переход их в отрицательную область значений выдвигает создание новой модели, переориентированной с лавирования курса на повышение стоимости рабочей силы, стимулирование создания новых рабочих мест, затрагивающих интересы продовольственной безопасности.Прогнозируемое сокращение темпов ВВП в 20152017годах в размере 2,5 –4% способно оказать давление на рынок труда, дав прирост безработных еще на 34 млн.чел, в число низкодоходных попадет сельское население. Наихудший показатель численности россиян, живущих за чертой бедности, отмечен в 2000г. (43,2 млн.чел29,0%), и в 2011 году 17,9 млн.чел 12,7%, минимальный в 2012г. (15,4 млн.человек10,7%). Инфляция в 2014г. составляла 11,4%, опередив темп роста прошлогоднего минимума на 4,5%. При том, что ВВП оценочно вырос на 0,6% за год, 16,1 млн. чел имели доходы ниже прожиточного минимума, их прирост составил 0,6 млн.человек или 0,4%, это составило более 11% общей численности населения. Число бедняков может вырасти в2015 году на4−6млн человек, прогнозируютэксперты. Бедные слои сельского населения –разорившиеся фермеры, сельскохозяйственные рабочие в домохозяйствах без земли или с малыми участками, с ограниченными возможностями нуждаются в социальной адаптации к кризису. Из 143 млн.чел населения 26% или 37 млн.чел проживают постоянно в сельской местности, из которых 6,3 млн. чел заняты в сельском хозяйстве, в том числе 1,8 млн.чел трудятся в сельскохозяйственных организациях. Доля занятых в основных отраслях сельской экономики (сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство, рыболовство, рыбоводство) с 2000 по 2013 год сократилась с 49% до 23% общего числа занятых в сельской местности. Сельское хозяйство в большинстве административных районов является важной сферой круглогодичной занятости населения. Однако, заработная плата в сельском хозяйстве на протяжении последних лет отмечалась в 2 раза ниже среднего значения по экономике (в 2000г.44,3%, в 2005г.42,6%, в 2010г.50,9%). В 2013 г. заработная плата работников сельского хозяйства составила 15,1 тыс. рублей, или 50,8% средней заработной платы по экономике, в январе 2015г. –16,9 тыс.руб, или 55% уровня среднемесячной заработной платы.В абсолютном выражении среднедушевые располагаемые ресурсы семей, проживающих в сельской местности, увеличиваются, но отставание от городского уровня сохраняется. Дефицит располагаемых ресурсов в расчете на одного члена домохозяйства в сельской местности, равный 2014,8 руб, превышает городской размер на 148,4 руб среди малоимущих и крайне бедных домохозяйствам. В 2013 г. среднедушевые располагаемые ресурсы семей, проживающих в сельской местности, составили 14,2 тыс. рублей, в городской местности 23,6 тыс. рублей. Между тем, торговая, финансовая, строительная деятельность, в которой доходы превышают среднестатистические показатели, в основном сконцентрировались в городах. В сельской местности в сравнении с городами выше доля малоимущих семей. При том, что доля сельского населения составляет 26% общей численности населения, доля семей со среднедушевыми доходами ниже прожиточногоминимума в сельской местности составила в 2013 году более 40 процентов общего числа малоимущих семей.Для реализации антикризисного механизма инвестирования, позволяющего его приблизить решение проблемы бедности и отсталости жизнеобустройства в сельской местности, предлагается:

в целях подготовки плана реализации Стратегии, в которой отмечается: «Несмотря на динамичный рост агропромышленного комплекса, уровень и качество жизни сельского населения в целом существенно отстают от уровня жизни в городах, сужается доступ населения к услугам организаций социальной сферы, углубляется информационный и инновационный разрыв между городской и сельской местностью, что ведет к росту миграционного оттока сельского населения, к утрате освоенности сельских территорий», создавать условия для обеспечения стабильного повышения качества и уровня жизни сельского населения на основе преимуществ сельского образа жизни, которые позволят поднять социальный и экономический потенциал развития сельских территорий и обеспечит выполнение ими общенациональных функций производственной, демографической, трудоресурсной, пространственнокоммуникационной, сохранения историкокультурных основ идентичности народов страны, поддержание социального контроля и освоенности сельских территорий [1];

подготовить нормативную базу по реализации концепции гарантированной оплачиваемой занятости в сельском хозяйстве и приступить к разработке проекта нормативного акта (федерального закона и нормативных документов по его реализации на федеральном уровне имуниципалитетах) «О гарантированной оплачиваемой занятости в сельском хозяйстве». Согласно Статьи 37 Конституции: «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы»;

для устранения сложившейся губительной тенденции в пространственном размещении населения по территории с образованием необходимы разработка и реализация Генеральной схемы расселения населения по территории, в которой на основе территориальных планов землеустройства достигать относительно равномерного расселения с заселением и освоением производств на выбывших из оборота продуктивных землях. При этом основным механизмом являются организованный набор населения (рабочих, специалистов, менеджеров) для постоянного жительства на отдаленных малозаселенных землях с приоритетом создания гарантированных оплачиваемых рабочих мест [2].определить прогноз покупательной способности сельского населения, и выявить направления повышения уровня затрат на оплату труда и количества создаваемых рабочих мест в сельском хозяйстве, создание сельскохозяйственных строительных кооперативов;расширить кредитование сельского хозяйства по нулевым (специальным гарантированным) процентным ставкам (на 3040 летних периодах предоставления рассрочки), предоставление заработков крестьянам во времена неурожайных сельскохозяйственных годов, предоставления фронтаработ по созданию основных фондов в сельской местности, объединение сельской и городской системы социальных услуг и жизнеустройства, выравнивание доходов сельских домохозяйств или доступности социальных благ за счет перераспределения доходов сырьевой ренты.Устранение резких диспропорций в пространственном размещении населения и сокращение разрыва между доходами в различных социальных группах это инновационноинвестиционный антикризисный инфраструктурный проект, новая концепция перезагрузки (совершенствования) механизма инвестирования в основные фонды, требующая длительного осуществления с конкретным нормативноправовым обеспечением. Оценки продовольственной безопасности зарубежными компаниями гораздо осторожнее внутрироссийского представления о собственной продовольственной безопасности. В долгосрочной перспективе усиление санкций и возможный неурожай способны поставить на колени российскую продовольственную независимость и привести к народным волнениям, массовому дефициту продовольствия и фуража по стране. За отмену санкций придется поторговаться с какимито уступками и потерями, а инвесторы, попадут в очередную западню, если импорт не одолеет препятствия.Крупные игроки возвращают оплату за поставленный импортный товар через дватри месяца с момента его получения, тем самым сокращают возможности для маневрирования наличностью при заключении договоров. Между тем, требуют за пользование, например, топливными картами полную предоплату, что приводит к потере платежеспособности и подталкивает рост цен.Решение задачи надежного обеспечения продовольственной безопасности базируется на систематическом наблюдении и своевременной оценке потенциальных угроз, прогнозировании возможных исходов неблагоприятных ситуаций, что способствует выработке научно обоснованных решений по управлению рисками и повышению эффективности инвестиций.Сущность теории продовольственной безопасности состоит в длительном устойчивом сохранении режима бесперебойного и бездефицитного снабжения населения продовольствием и животноводства кормами. При относительно небольшой плотности населения обеспечение его питанием за счет внутреннего рынка принято считать полностью самодостаточным и самообеспеченным. Однако многомиллионное население сконцентрировалось на Западе и Центре территории, создались агломерации, пожирающие в основном импорт. Наблюдается опережающее выбытие основных фондов, сокращение посевов, бегство специалистов и рабочих сельскохозяйственных профессий в города. Риски отмены запретительных санкций обернуться убытками толькочто развернувшим на помощь свои капиталы российским производителям продовольствия. Поэтому инвесторы не будут торопиться открывать заводы. Подобных мер не было даже в войну, Советский Союз получал гуманитарную и техническую помощь из США –капиталистической страны.При кардинальной и непредсказуемой интенсивной изменчивости производственноклиматических факторов управление рисками потери продбезопасности перейдет в штабной ручной режим, чтобы не допустить окончательного разрыва торговых связей, массового разорения игроков и обесценения капитализации активов. В этих неблагоприятных условиях производители и посредники будут постоянно находиться в зависимости от недостатка натурального сырья, а государство изыскивать источники покрытия ущерба и хаотично тратить свои резервы. Отсутствие стабильности в погоде, дефицит техники, утрата сельхозземель, бегство крестьян в города и ухудшение фондооснащения социальной сферы свидетельствует об измельчении отрасли в структуре экономики, снижении доли в валовом продукте и торговле. Промышленные центры оторвались от собственной продовольственной базы, в которых продовольственная безопасность держится на закупках по импорту. Неутешительные итоги 2014 года и прогнозы в экономике на следующий период, рост цен на внутреннем рынке на 2030% могут привести к сваливанию в длительную структурную рецессию экономики. Инвестиции всего этого периода могут оказаться неэффективными. И если в этот переломный момент обозначить ошибочно целевые ориентиры, инвесторы не смогут определиться с выбором проектов, последует эффект домино с чередой банкротств и исков от потерпевших разорение акционеров и инвесторов. Инвестиции в основные фонды в феврале 2015г. снизились на 6,5% (на 4,5%в 2014г.). Индекс потребительских цен взлетел до 116,7% в годовом исчислении (106,2% в 2014г.). Численность безработных увеличилась на 1,5%.

Следующим этапом вполне может оказаться повышение процентных ставок и раскрутка гипергалопирующей инфляции, что свернет окончательно все надежды на рост сельскохозяйственного производства, а продовольственная независимость будет утрачена на долгие годы, восстановление которой на равновесном уровне потребует твердой валюты и фиксированного обменного курса.Единовременное случайное воздействие на экономику совокупности финансовоэкономических рисков определяет повышенную угрозу продовольственной безопасности, которые способны привести к несоблюдению пороговых значений критерия продовольственной безопасности. Производство должно быть ориентировано на переработку внутри страны зерна и экспорт муки, что означает дополнительную прибыль в коммерции и государстве.Наблюдается состояние умеренного отсутствия продовольственной безопасности, связанное с ажиотажным спросом населения на отдельные товары первой необходимости, возможным последующим сокращением и разбалансированностью суточного потребления овощей, мяса, фруктов и ощущение кратковременного дефицита запасов кормов для животноводства. Полное отсутствие продовольственной безопасности означает прекращениенадежного доступа к достаточным объемам безопасных и питательных пищевых продуктов для нормального роста,и ведения активного и здорового образа жизни. Подобное состояние приводит длительное отсутствие продовольствия, резкое падение покупательной способности населения неэффективное распределение или неправильное использование продовольствия на уровне домохозяйств. Основными причинами неудовлетворительного состояния питания являются отсутствие качества продовольственной безопасности, плохие медикосанитарные условия, неправильные методы ухода и кормления. Отсутствие продовольственной безопасности может носить долговременный, сезонный или случайный характер.Продовольственная безопасность складывается из наличия продовольствия, его экономической и физической доступности, использования продовольствия и стабильности.Запретительная санкция крайняя принудительная мера долговременного воздействия на вызывающую тревогу экономику, влекущая для нее неблагоприятные последствия. Санкции отделяют порогом мир от войны.Столкновение военных, политических и экономических интересов вокруг одной отдельно взятой экономики нарушает закон Маршалла рыночного равновесия спроса и предложения, закрывая ее в валютной, инвестиционной ловушках на «последний завтрак». Отсутствие товара на внутреннем рынке молниеносно взвинчивает цены, а экспортеры с присущей ей валютной розой торговли вынуждены останавливать производство. Основная тяжесть угрозы падения продовольственной безопасности ляжет на средний слой, который не использует дорогостоящие блюда, закуски и выпивку.Выработка государственной системы программных мер реагирования на угрозы продовольственной безопасности, согласованная с влиятельными рыночными бизнесструктурами, позволит защитить экономическое пространство от распространения кризиса.

Ссылки на источники1.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015г.№151р. Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года. [Эл.ресурс] / http://publication.pravo.gov.ru/Document /View/ 00012015020600052.Огарков С.А., Огарков А.П. Комплексное социальноэкоомическое жизнеобустройство на землях сельских поселений/ Огарков С.А., Огарков А.П.М.:ОнтоПринт,2015.374 с.3.Огарков С.А. Основные фонды сельского хозяйства/С.А.Огарков 2е изд.,перераб. и доп.М.:Издатель Мархотин П.Ю.,2014.432с.4.Неравенство доходов и экономический рост: стратегии выхода из кризиса / Под редакцией А. Бузгалина, Р. ТраубМерца,М. Воейкова. М: Культурная революция, 2014. –406 с.5.Источник: Российский статистический ежегодник. 2014 [Эл.ресурс] /: Стат. сб. /Росстат.М.: 2014.693с.6.Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» от 30января2010года №120.7.http://beldumka.belta.by/isfiles/000167_447768.pdf8.Огарков С.А.Оценка и управление рисками продовольственной безопасности. /С.А.Огарков//Сетевой научнометодический электронный @Агрожурнал, выпуск №14, октябрь 2010.Режим доступа:http:/ msau .ru /index.php/issue14/articles/462ogarkov.html. зарегистрировано 29.11.2010 под номером 0421000044\00249.Информация о социальноэкономическом положении России// http://www.gks.ru/bgd/free/B15_00/Main.htm