Влияние уголовного жаргона на профессиональную компетентность сотрудников полиции

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Липина Е. А. Влияние уголовного жаргона на профессиональную компетентность сотрудников полиции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1741–1745. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85349.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме культуры устной речи сотрудников правоохранительных органов. Целью работы является анализ речевой культуры сотрудников, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, направленный на установление степени употребляемости ими элементов уголовного жаргона.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Липина Елена Андреевна, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры философии, иностранных языков и гуманитарной подготовки сотрудников ОВД ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России», г. Тюменьlena_tyumen@inbox.ru

Влияние уголовного жаргона на профессиональную компетентность сотрудников полиции

Аннотация.Статьяпосвящена проблеме культуры устной речи сотрудников правоохранительных органов.Целью работы является анализ речевой культуры сотрудников, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, направленный на установление степени употребляемости ими элементов уголовного жаргона.

Ключевые слова: сотрудник полиции, культура речи, уголовный жаргон, этика, профессиональная деформация, профессиональнокоммуникативная деформация

Профессия сотрудника полиции связанас обилием разнообразных жизненных ситуаций, поступков, людских характеров. Во всем этом многообразии ситуаций сотруднику необходимо действовать оперативно, четко и грамотно, оставаясь при этом максимально выдержанным итактичным в отношении каждого человека –преступникарецидивиста, домашнего тирана, требовательного нетерпеливого потерпевшего и т.д.Как бы велико ни было эмоциональное и умственное напряжение, с его стороны недопустимы угрозы, грубость и сквернословие.Профессиональная честь требует от сотрудникаполиции поддерживать свою репутацию. Честь сотрудника определяется не его служебным или материальным положением, не его специальным званием иобразованием, а исключительно его личными качествами. В Федеральном Законе «О полиции» говорится: «Соблюдение принципов, норм и правил поведения является нравственным долгом каждого сотрудника органов внутренних дел независимо от занимаемой должности и специального звания» [4].Как известно,культура речи складывается из 3 аспектов: 1) нормативного, 2) коммуникативного, 3) этического. Это означает, что владение языковыми нормами (лексическими, морфологическими, орфоэпическими, стилистическими и т.д.) не достаточно. Необходимо следить за коммуникативными характеристиками собственной речи и учитывать психофизиологические, национальныеи другие особенности партнера по общению. Соблюдение правил коммуникативного поведения составляет этический аспект культурной речи.Этический компонент речи разрушаетсяпри использовании сотрудником полиции ненормативной лексики: элементов уголовного жаргона, матерных слов и др. Известно, что уголовный (блатной) жаргон представляет собой социальный диалект, возникший в среде деклассированных элементов общества, как правило, профессиональных преступников или заключенных исправительных учреждений.Основными функциями этого жаргона в рамках уголовной субкультуры являются:затруднение понимания смысла беседы людьми непосвященными;идентификация участников преступного сообщества, которые противопоставляют себя законопослушному обществу;отражение внутренней иерархии преступного общества, где более оскорбительные слова закреплены за элементами низкой ступени иерархии, а самые уважительные –за теми, кто имеет наибольшую власть и влияние [3, с. 192].Знание уголовного жаргона позволяет сотрудникам полиции понять психологию личности преступника, установить его принадлежность к определенному сообществу (ворам, грабителям, насильникам, рэкетирам, наркопреступникам), степень его криминальной «зараженности», отношение данного субъекта к власти и, в частности, к правоохранительным органам и т.д. По индивидуальному словарному запасу можно охарактеризовать микросреду, социальную группу, к которой относится субъект («банду», «команду», «стаю» и т.д.), его принципы, ценности и установки.Изучая жаргон молодых (несовершеннолетних) правонарушителей, можно понять мировоззрение, особенности личностной деформации, отношение к социальным обязанностям. Можно установить характер социальных процессов, которые имеют место в их среде проживания и мотивируют его противоправное поведение, благодаря чему можно выработать меры борьбы с преступностью среди несовершеннолетних.Незнание уголовного жаргона сотрудниками правоохранительных органов специальных исправительных учреждений может препятствовать эффективности их деятельности. Например, подготовка воспитанников к побегу из центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, пронос запрещенных предметов предотвращались бы намного оперативнее, если бы сотрудники владели «их»языком.Таким образом, нельзя отрицать значениеуголовного жаргона в деятельности отдельныхкатегорий сотрудников полиции, необходимость знания элементов уголовного жаргона для решения специфических профессиональных задач.Знание уголовного жаргона сотрудниками полиции ППС, ОКС, ОВО, с одной стороны, как и для других категорий полицейских, способствует пресечению правонарушений либо установлению контакта с правонарушителем. Так, например, услышав на улице разговор о наркотиках, скрытый специальным жаргоном, позволит сотруднику предотвратить распространение запрещенных средств и даже посодействовать раскрытию наркопреступности. Или, общение с бездомным, лицом всостоянии алкогольного опьянения не всегда приводит к желаемому результату, если объясняться с ними на литературном языке. Употребив сленг и уголовный жаргон в общениив такими людьми, в ответ от них слышишь: «Так бы сразу и сказал». Как отмечают сотрудники ППС, общение с маргиналамина литературном языке вызывает у них полное непонимание, иронию либо воспринимается ими как признак бесхарактерности сотрудника полиции и несерьезности его намерений и требований.С другой стороны, частое употребление нецензурной лексики сотрудником полиции означает то, что он опускается до уровня деклассированных элементов, унижает свою честь и достоинство той профессиональной группы, которую представляет.Кроме того, следует подчеркнуть, что сотрудники, впервые принятые на службу в органы внутренних дел (слушатели курсов профессиональной подготовки института повышения квалификации), являются, как правило, молодыми людьми в возрасте от 19 до 25 лет. В большинстве случаев это означает отсутствие у них устоявшихся профессиональных и личностных качеств. Поэтому соблюдение этических норм, в том числе –норм литературного языка,в общении с гражданами и коллегами крайне важен на этом этапе становления сотрудника правоохранительных органов как специалиста с целью –не допустить его профессиональной деформации.Сегодня можно констатировать факт тесного взаимодействия многих элементов уголовного жаргона с другими системами русского языка: просторечной и литературной.Распространению уголовного жаргона способствует ряд событий.Отчасти это связано с тем, что через места лишения свободы прошла немалая часть советского населения. С тех пор многие слова воровского жаргона закрепились в разговорной речи подавляющей части российского населения.Кроме того, распространению уголовного жаргона содействует не просто демократизация, а вульгаризация общественной жизни. Значительную роль в этом играют средства массовой информации: «блатные» фильмы и песни, токшоу, интернет.Следующие причиной столь быстрого распространенияжаргона преступного мира в речи российского народа и вытеснения литературного языка является его эффект «сжатости». Гораздо проще на жаргоне сказать «в натуре», чем литературно –«на самом деле; естественно; действительно».Жаргонизмы вытесняют литературные слова по причине их образности и яркой эмоциональноэкспрессивной окраске. По мнению носителей языка, они удачно характеризуют предмет, явление или человека. Гораздо образнее и эмоциональнее звучат слова «набухаться, налакаться», чем литературное сдержанное выражение –«выпить лишнего», «рвать когти; свалить; слинять», чем «уйти, убежать». С этой же особенностью связан процесс деперсонализации личности, когда плохой человек называется «козлом», «крысой», а дородная женщина –«свиноматкой», «сексбомбой». Таким образом, с помощью жаргона, не прибегая к матерной лексике можно легко унизить человека.Нам импонирует точка зрения В.И. Карасика, который полагает, что сегодня мы сталкиваемся с расширением зоны сниженного речевого регистра, проникновением в обиход вульгаризмов, которые раньшебыли запрещены, и жаргонизмов, употребление которых вызывало критику. Сниженовульгарные способы обозначения реальности считаются сегодня нормальным регистром общения, а то, что раньше считалось обычным нейтральным каноном, становится высоким регистром» [2]. Причина этого –в условиях информационного взрыва, резкого увеличения информации (знания), что приводит к выработке у человека защитных механизмов в виде разграничения знания фундаментального, составляющего основу картины мира, и знания ориентационного, указательного, определяющего ежеминутно меняющуюся обстановку. Специфика нашего времени заключается в том, что доля ориентационного знания резко увеличивается по сравнению с долей фундаментального знания. Ориентационное знание не требует развернутой логической вербализации; оно находит выражение в эмоциональном синкретичном выкрике. Установка на то, что в триаде «мысль –чувство воля» мысли является определяющим компонентом, для многих людей стала не состоятельной. Для наших современников действие важнее, чем рефлексия [2]. Было бы неправильным считать, что человек приобщается к сниженовульгарному способу выражениятолько в местахсоциальной изоляции. Начало приобщения к уголовному жаргону начинается еще в школьные годы, а иногда и раньше. Многие подростки легко оперируют такими словами, как «мент», «легавый», «козел», «падла». Мощным источником потребления и усвоения, например,уголовного жаргона нередко являются родители и сверстники. Уголовный жаргон привлекает подростков своей образностью, выразительностью, ироничностью. Одни подростки, употребляя жаргон, бравируют своей взрослостью. Другие употребляют его по привычке, совершенно не думая над мотивацией его употребления. Но никто их них не задумывается о том, что усвоение уголовного жаргона может привести к криминализации мышления, а вместе с тем –к криминализации поведения.Особенно остро эта проблема касается молодых людей, которые желают связать свою жизнь со службой в правоохранительных органах.Представители социономических профессий, которые регулярно взаимодействуют с людьми, в том числе –сотрудники полиции –в наибольшей степени подвержены профессиональной деформации. Это вызвано тем, что общение с другими людьми, как правило,воздействует на специалиста. Он как бы принимает на себя особенности личности своего партнера по общению.Проблема профессиональнокоммуникативной компетентности сотрудника правоохранительных органов представляется крайне важной, поскольку коммуникация часто предопределяет успех его деятельности. Слово является чуть лине основным средством профессиональной деятельность сотрудника полиции любой категории.Объективными причинами профессиональнокоммуникативной деформации сотрудников полиции являются: 1) влияние криминальной среды, их ежедневное соприкосновение с такими криминальными элементами, как ворами, убийцами, мошенниками, наркоманами и т.п., которые оказывают отрицательное влияние на самих сотрудников; в ходе осуществления своей профессиональной деятельности сотрудникам правоохранительной системы нередко приходитсяработать с носителями элементов криминальной субкультуры, следствием чего является закономерный процесс привыкания к жаргону и образу коммуникативного поведения представителей криминальной среды, что приводит к переносу такого стиля общения на общение с обычными гражданами, коллегами и членами семьи; 2) психические и физические перегрузки, связанные с нестабильным графиком работы, отсутствием достаточного времени для отдыха, что может довести сотрудника полиции до психического истощения, приступов ярости,недисциплинированности и правового нигилизма.Основные субъективные причины профессиональнокоммуникативной деформации сотрудников правоохранительных органов –это: 1) недостаточная профессиональная пригодность сотрудника к службе в органах внутренних делпо психологическим и нравственноэтическим показателям; 2) низкий уровень не только профессиональной, но и общей, и речевой культуры,которая проявляется в неумении грамотно писать и выстраивать устное общение; 3) некритичное отношение к криминальной субкультуре, культивирование отдельных ее элементов, т.е. уголовного жаргона и стиля общения.Опасность профессиональной деформации личности одного сотрудника полиции заключается не только в том, что данный сотрудник утрачивает свою профессиональную компетентность, свои нравственные качества, но и в том, что его действия могут привести к нежелательным последствиям в отношениях внутри коллектива и в отношениях между органами внутренних дел и населением. Относительно последнего имеется в виду тот образ полиции, который рождается в сознании всего общества.С цельюисследования уровня употребляемости слушателями курсов профессиональной подготовки (сотрудникам полиции, впервые принятыми в органы внутренних дел)элементов уголовного жаргона им были предложены две анкеты. В первой анкете слушателям было предложено ответить на вопросы:1) Знакомы ли Вы с элементами уголовного жаргона?2) Употребляете ли Вы элементы уголовного жаргона и другой ненормативной лексики в общении с коллегами?3) В общении с гражданами?4) В общении с членами своей семьи?По результатам опроса было установлено, что 90% опрошенных,в принципе,знакомы с элементами уголовного жаргона. Чуть более 20% опрошенных употребляют уголовный жаргон и другую ненормативную лексику в общении с коллегами.Около 90% опрошенных употребляют элементы уголовного жаргона и другой ненормативной лексики в общении с гражданами.Около 80% опрошенных употребляют элементы уголовного жаргона и другой ненормативной лексики в общении с членами семьи.В результатах опроса по первой анкете мы допускаем некоторую количественную неточность, связанную с тем, что отдельные слушатели давали отрицательный ответ на данные вопросы, пока не приступили ко второй анкете, где в предложенном списке уголовной лексики, узналислова, которые они используют в речи, но не догадывались об их этимологии. Это еще раз подтверждает тот факт, что подобная лексика сегодня существует в речи, но перестала восприниматься как ненормативная. В этой же анкете слушателям необходимо было выразить свое мнение вотношении функций уголовного жаргона в речи сотрудников полиции и о возможности исключить элементы уголовного жаргоны из их речи, а также ответить на вопрос, в общении с гражданами какого социального статуса они чаще всего используют элементы уголовного жаргона.60% опрошенных считают, что уголовный жаргон выполняет только отрицательную функцию, мотивируя это тем, что «они искажают речь сотрудника», что «сотруднику полиции следует использовать нормативную лексику, выражаться культурно», что «в литературныйязык достаточно богат синонимами, которыми можно заменить элементы уголовного жаргона».

40% опрошенных считают уголовный жаргон эффективным средством общения (т.е. его нельзя исключать из речи сотрудника полиции), мотивируя свое мнение тем, что «некоторые люди не понимают нормативную речь», что «большая часть общества употребляет элементы ненормативной лексики, в том числе уголовный жаргон с детства».На вопрос, в общении в гражданами какого социального статуса онииспользуют ненормативную лексику, в том числе, уголовный жаргон, были даны следующие ответы: «не использую жаргон вообще», «с подозреваемыми, обвиняемыми, ранее судимыми», «с ранее судимыми и с людьми, чей стиль жизни соответствует этому».Во второй анкете был предложен список элементов уголовного жаргона, на наш взгляд, наиболее распространенных, среди населения страны, с вариантами ответа.

Материалом исследования послужили наиболее распространенные в речи населения элементы уголовного (блатного) жаргона 90ых: алкаш, бабки, бадяга, бадяжить, базар, балдеть, бич, по блату, божиться, брякнуть, бухарик, бухать, быть на стрёме, вагон, в ажуре, валенок, валить, варежка, в дугу (в стельку, в дым), везуха, вкалывать, заложить, вмазать, в натуре, вода, водяра, вонять, врезать, разрулить, вякать, геморрой, гнилой, гноить, гнать, грабли, догонять, достать, надыбать, забить стрелку, загибаться, заглохнуть, загудеть, заливать, заложить, залупаться, заначка, заныкать, засветиться, засечь, заскочить, засохнуть, застукать, затарить, зенки, зырить, кабала, кайф, кайфовать, калым, калымить, кАпать, катить бочку, кинуть, кипишиться, кипиш, клёвый, кобыла, козёл, кореш, косить, кранты, крохобор, крутой, лады, лапа (на лапу), лопух, лапша, ласты, лафа, левый, лимон, линять, липа, лох, (под)мазать, мазь (на мази), малина, малохольный, мандраж, марафет, мурыжить, масть, махаться, мацать, маячить, мочить, мутный, навар, надраться, наезд, напартачить, напялить, на рогах, ништяк, облажаться, облом, обломаться, обмыть, оборзеть, общак, опустить, отваливать, отвянуть, отмазать, отморозок, оторва, оторваться, отпадно, отрубиться, отходняк, отыграться, падла, прикопаться, притаранить, пятихатка, разборка, расклад, расколоть, расколоться, расслабиться, рвать когти, репа, ржачь, сбагрить, сбацать, свалить, свалить в туман, светить, свиноматка, свинья, свистеть, свой в доску, спереть, стырить, свиснуть,сквозонуть, скоммуниздить, скопытиться, слабак, слинять, смалить, смыться, спеться, стебаться, стольник, стонать, стучать, стукач, стукнутый, сушняк, танк, таранить, тарахтеть, тачка, тащиться, телок, темнить, темный, тихушник, топать, тормоз, тормозить, трезвонить, трезвяк, труба, тусоваться, тусовка, туфта, тюфяк, тянутьрезину, тяпнуть, умыть, упакованный, урвать, фартовый, филонить, финиш, фрайер, фуфло, фуфлыжный, хабалка, хавальник, хавать, хавчик, хайло, хамло, хапнуть, чавкать, чайка, чайник, чекушка, чепуху молоть, червонец, чердак поехал, черепушка, чирикать, чисто, чмо, чувак, чувиха, чудило, чукча, чума, чурка, чухан, шарашка, шерстить, шестерка, шкодить, шкодный, шмонать, шмотьё, шоха и др.Сугубо специфические элементы уголовного жаргона, понятные непосредственно деклассированным элементам и узкому кругу специалистов правоохранительных органов, например, такие слова, как: «академик» (опытный преступник), «акула» (осужденный на длительный срок лишения свободы с конфискацией имущества), «камышнуться» (спрятаться, уйти подальше от посторонних глаз), «каин» (скупщик краденного), «плевать» (сознаться; совершить побег) и т.п.в анкеты включеныне были.43% опрошенных знакомы с данными элементами уголовного жаргона, но не употребляют их. 37% опрошенных употребляют данные элементы уголовного жаргона в узком кругу коллег, друзей, членов семьи.12 % опрошенных часто употребляют данные элементы уголовного жаргона, в том числе,в общении с коллегами и с гражданами при исполнении служебных обязанностей.8% опрошенных никогда не слышали большую часть этих слов.Таким образом, результаты анкетирования с целью установить уровень употребляемости в речи слушателей курсов профессиональной подготовкиэлементов уголовного жаргона показывали, что: 1) значительная часть опрошенных обладает пассивными знаниями такой ненормативной лексики как уголовный жаргон; 2) практически половина опрошенных слушателей в разной степени активности используют элементы уголовного жаргона в общении с гражданами при выполнении своих служебных обязанностей, в общении с коллегами, в общении с друзьями и членами своей семьи, что слабо соответствует нормам культурного общения и, следовательно, нравственноэтическим требованиям, предъявляемым к сотрудникам правоохранительных органов. Чтобы пассивное знание ненормативной лексики не перешло в ее активное употребление и не привело в дальнейшем к профессиональнокоммуникативной деформации сотрудников, впервые принятыхна службу в органы внутренних дел,сотрудникамследует:1) осознавать необходимость бережного отношения и уважения к русскому языку;2) воспринимать русский литературный язык как национальную ценность;3) учиться правильно выражать свои мысли;4) воспитывать в себе личную ответственность за каждое сказанное слово;5) искоренять элементы ненормативной лексики (в том числе –элементов уголовного жаргона) посредством чтения классической художественной и специальной литературы;6) демонстрировать представителям криминальной субкультуры образцы культурной речи, правильного поведения;Пресечениепрофессиональнокоммуникативной деформации –процесс многоаспектный, затрагивающий различные стороны профессиональной подготовки. Поэтому особое значение в рамках дополнительногопрофессионального образования на базе института повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел приобретают такие дисциплины, как «Русский язык в деловой документации. Культура речи сотрудников полиции», «Нравственноэтические основы службы в органах внутренних дел», «Моральнопсихологическая подготовка» и т.п. Эти дисциплины систематизируют приобретаемые знания, затрагивают содержательную сторону профессиональной коммуникации, формируют умения и навыки, необходимые для выполнения профессиональных задач.Ссылки на источники1.Карасик В.И. Тенденции развития общения в современной массовой культуре. URL: http://elib.sfukras.ru/handle/2311/8793?mode=full(Дата обращения 06.04. 2015)2.Пирожков В.Ф. Криминальная психология. –М.: «Ось89», 2001.3.Федеральный закон «О полиции»: текст с изменениями и дополнениями на 2015 год. –Москва: Эксмо, 2015.