Особенности учета затрат и исчисления себестоимости услуг по транспортировке газа

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бобрышев А. Н., Трушина Т. С. Особенности учета затрат и исчисления себестоимости услуг по транспортировке газа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1761–1765. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85353.htm.
Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности и порядок учета затрат по транспортировке газа, исчисления ее себестоимости. Отражены понятия объекта калькулирования и калькуляционной единицы. Рассмотрены элементы затрат, функционирующие места их возникновения. Предложен вариант внутреннего документа для учета затрат и исчисления себестоимости. В соответствии со спецификой данного вида деятельности рассмотрен оптимальный метод учета затрат и калькулирования себестоимости.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Трушина Татьяна Сергеевна,студентка 4 курса направления «Экономика», профиля «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» ФГБОУ ВПО Ставропольского государственного аграрного университетаtrushina94@gmail.com

Бобрышев Алексей Николаевич,кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского управленческого учета ФГБОУ ВПО Ставропольский государственный аграрный университетbobrishevaleksey@yandex.ru

Особенности учета затрат и исчисления себестоимостиуслуг

потранспортировкегаза

Аннотация.В данной статье рассматриваются особенностии порядок учетазатрат по транспортировке газа,

исчисления ее себестоимости. Отражены понятия объекта калькулирования и калькуляционной единицы.Рассмотрены элементы затрат, функционирующие местаихвозникновения.Предложен вариант внутреннего документа дляучета затратиисчисления себестоимости.В соответствии со спецификой данного вида деятельности рассмотрен оптимальный метод учета затрат и калькулирования себестоимости.Ключевые слова:транспортировка газа, учет затрат, исчисление себестоимости транспортировки газа, элементы затрат, места возникновения затрат, метод учета затрат и калькулирования себестоимости.

Весь природный газ,который добываетсяв России,поступает в магистральные газопроводы, объединенныев Единую систему газоснабжения, являющуюся на сегодняшний денькрупнейшей в мире системой транспортировки газа. Протяженность магистральных газопроводов, входящих в эту систему, составляет 168,9тыс. км [1]. Данный факт говорит о значимости газотранспортных предприятий, грамотногоуправления их экономикой, а также важности правильного исчисления себестоимостиуслугпотранспортировкегаза.Под себестоимостьютранспорта газа понимаетсясовокупность затрат, понесенных в связис содержанием и эксплуатацией магистральных газопроводов, а также всех сооружений, предназначенных для хранения и транспорта газа,выраженных в денежной форме.Объектом калькулирования в данном видедеятельности являются услуги по транспортировке газа, а калькуляционной единицей единица измерения оказанных услуг, то естьединица товаротранспортной работы, выраженная 1000 м3газа на 100 км.Объем транспортируемого газа (тыс. м3) определяется по формуле, определенной законодательно:

Qтр = Qпост Qс.н –Qпот, (1)

где:Qтр транспортируемый газ;Qпост поступление газа в газопроводы;Qс.н и Qпот собственные нужды и технологические потери газа[2].

В зависимости от этапа формирования и состава затратподлежащих включениюрассчитывают следующие видысебестоимостиуслуг по транспортировке газа:1. Производственнуюсебестоимость, при которой затраты на производство состоятиз стоимости материальных, трудовых и другихресурсов, которые были использованы в процессе производственной деятельности, втом числе общепроизводственные расходы.2. Полнуюсебестоимость, при которой затраты на производство и реализацию услугскладываютсяизпроизводственной себестоимости услуг,планируемых к реализации, а такжеобщехозяйственных и коммерческих расходов.Рассмотримнаглядноструктуруданных видовсебестоимости газотранспортных услуг (Рисунок 1).











Рис.1.Структура себестоимости услуг по транспортировке газа

Себестоимостьуслуг по транспортировке газа определяется по видам мест возникновения затрат (МВЗ) и соответствующим им статьям затрат.1. Производственные МВЗосуществляют непосредственно производственный процесс, а следовательно в себестоимость транспорта газа будут включаться такие статьи как вспомогательные материалы,газ на собственные нужды,энергия на технологические нужды, затраты на оплату труда и отчисления во внебюджетные фонды производственного персонала и т.д. Затраты данного МВЗ учитываютсяна счете 20 «Основное производство».2. Вспомогательные МВЗ осуществляют такие виды деятельности как капитальный ремонт, техническое обслуживание и текущий ремонт, услуги автотранспорта и т.д.,которые отражаются по статьям услуги по капитальному ремонту (собственные), услуги по техническому обслуживанию и ремонту (собственные), услуги автотранспорта (собственные) соответственно. Затраты по этим статьям учитываются на счете 23 «Вспомогательные производства». 3. Кобщепроизводственным МВЗотносятся обслуживающие производства, затраты которых отражаются по статье общепроизводственные расходы и учитываются на счете 25«Общепроизводственные расходы», после чего распределяются пропорционально удельному весу выручки от продажи товаров, работ, услуг.4. Затраты на управление компанией учитываются по статье общехозяйственные расходы и осуществляется Общехозяйственными МВЗ и накапливаются на счете26 «Общехозяйственные расходы». По окончании отчетного Прямые производственные затратыЗатраты вспомогательных производствОбщепроизводственные расходыПроизводственная себестоимость услугОбщехозяйственные расходыКоммерческие расходыПолная себестоимость услугпериодатакжераспределяются пропорционально удельному весу выручки от продажи товаров, работ, услуг.5. Заключительным этапом в деятельности организации является сбыт, затраты по которому отражаются по статье коммерческие расходы, учитываются на счете 44 «Расходы на продажу» и осуществляется Коммерческими МВЗ.Относятся эти затраты непосредственно насебестоимость конкретных видов проданной (отгруженной) продукции.Результаты финансовохозяйственной деятельности определяютсяпо организациив целом,и все затраты учтенные в подразделениях (филиалах)передаются на баланс головной организации через счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты».Для целей исчисления себестоимости транспорта газа, затраты газотранспортной организации классифицируются по следующим элементам:1.Материалы;2.Газ на собственные нужды;3.Потери газа при транспортировке и хранении;4.Электроэнергия покупная;5.Затраты на оплату труда;6.Отчисления на социальные нужды;7.Амортизация основных средств;8.Прочие затраты.По элементу "Материалы" планируюти учитываютрасходматериалов на производственноэксплуатационные нужды храненияитранспортагаза и ремонт, запчастей, износ спецодежды, спецобуви, стоимость авторезины и т.д.По элементу "Потери газа при транспортировке и хранении" планируюти учитываютгаз на технически неизбежные потери в газохранилищах и газопроводах (утечки).По элементу "Газ на собственные нужды" планируют и учитывают потребление газа газомоторными компрессорами игазовыми турбинами, турбомотогенераторами электростанций и газовыми двигателями, котельными, установками по очистке и осушке газа, кузницами, химлабораториями, мастерскими и другими производственными подразделениями.По элементу "Электроэнергия покупная" планируюти учитываютвсю электроэнергию, получаемуюот энергоснабжающих и других организаций напроизводственныенуждыпо хранению и транспортировкегаза.По элементу «Затраты на оплату труда» планируют и учитывают выплаты по заработной плате производственного персонала, оплата труда внештатныхработников, занятых в основной деятельности, стимулирующиевыплаты, премиии т.д.По элементу «Отчисления на социальные нужды» планируют и учитывают обязательныеотчисления по нормам, установленнымзаконодательством (ФСС РФ, ФОМС РФ, ПФ РФ)от оплатытрудапроизводственныхработников.По элементу «Амортизация основных средств»отражается сумма амортизации основных средств, предназначенных для осуществления хранения и транспорта газа. По элементу «Прочие затраты»планируюти учитываютзатраты, которые не могут быть отнесены ни к одномуиз вышеизложенныхэлементов(отчисления в специальные внебюджетные фонды, платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществв окружающую среду,платежи по обязательному страхованию имущества и т.д.).В целяхучета затрат и исчисления себестоимости транспорта газа Методическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости транспорта газа предусмотрена специальная форма документа «Смета затрат (издержек) на транспорт газа по экономическим элементам», которая содержит в себе планируемые на год затраты и расчет плановой себестоимости транспорта газа с поквартальной разбивкой. Однако для исчисления фактической себестоимостии определения калькуляционной разницыв бухгалтерском и управленческом учете необходимо использование калькуляционного листа. Рассмотрим калькуляционный лист исчисления фактической себестоимостиуслуг по транспортировке газас примерными расчетами себестоимости (таблица 1).Таблица 1

Калькуляционный лист исчисления фактической себестоимости

Элементы затратСумма, руб.ПланФактМатериалы35824603503692Потери газа при транспортировке и хранении72482327088865Газ на собственные нужды33325213259248Электроэнергия покупная1249695212222180Затраты на оплату труда99142499696263Отчисления на социальные нужды833130814812Амортизация основных средств3657441335770248Прочие затраты81646757985158Затраты на транспорт газа8331301381481203Списано за оказанные услуги и выполненные работы для непромышленных хозяйств на сторону11663821140737Транспортируемый газ (тыс.м3)350000337914Себестоимость 1000 м3транспорта газа238,04241,13

Плансебестоимостиразрабатывается на основе полноценногоиспользования производственных мощностей, научно обоснованных норм расхода сырья и материалов,затрат труда, энергии и топлива. Для этогопроводится экономический анализ производственно–хозяйственной деятельности организации в целом и ее структурныхподразделений за предшествующий планируемому период, вцеляхвыявления внутрипроизводственных резервов, которые необходимоучесть в плане. В ходеанализа подводят предварительные итоги работы, определяютожидаемое выполнение плана, пересматривают устаревшие нормативы.При этом следует отметить, что планированиезатратосуществляется по местам возникновения,а плановая себестоимость транспорта газа определяется путем деления плановых производственных затрат и распределенных накладных расходов (руб.) на планируемое количество транспортируемого газа (тыс. м3).Рассмотрев особенности учета затрат и исчисления себестоимости услуг по транспортировке газа, следует определить, какую же методику учета затрат и калькулирования себестоимости целесообразнее всего применять газотранспортной организации. Транспорт газа является достаточно сложным процессом, который представляется в видесовокупности операцийпо выполнению функций снабжения, производства,сбыта,действий,координирующих сферу управленияими.Для обеспечения основного вида деятельности предприятию необходимо содержание целой системы подразделений (филиалов), таких как линейные производственные управления магистральных газопроводов, управленияорганизации, ремонта, реконструкции и строительстваосновных фондов, инженернотехническиецентры, управленияматериальнотехнического снабжения и комплектации, управленияаварийновосстановительных работ, управлениятехнологического транспорта и специальной техники и т.д. Такие подразделения в свою очередь образуют систему мест возникновения затрат и центров ответственности.Каждоеиз такихподразделениетребует затрат соответствующих ресурсов. Оптимальной системой учета в таком случае может послужитьметодикаАВС, котораяопределяет такиезатраты с использованием средств и методовбухгалтерского иуправленческого учета, в том числегруппировкипонесенных ипредстоящих затрат по местам возникновенияи центрам ответственности.

Ссылки на источники1. Официальный сайт ОАО «Газпром» [Электронный ресурс] / ОАО «Газпром», 2015. –Режим доступа: www.gazprom.ru. –[Дата обращения 04.04.2015].2. Российская Федерация. Министерство энергетики. Методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости транспорта газа: утв. Зам. Министра топлива и энергетики 20.12.1994 // Правовая информационносправочная система –Консультант Плюс 2015.