Логистический сервис в сфере обслуживания потребителя
Выпуск:
ART 85352
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Тойменцева
А.
А. Логистический сервис в сфере обслуживания потребителя // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
1756–1760. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85352.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы повышения качества обслуживания потребителей, а также определены эффективные методы предоставления услуг в системе общественного питания. Автором был изучен основной ассортимент предлагаемых продуктов питания, проведен АВС-анализ, также были выявлены факторы, оказывающие существенное влияние на процесс принятия управленческих решений.
Ключевые слова:
конкуренция, качество обслуживания, ценовая политика, логистика сервисного обслуживания, ценовые решения
Текст статьи
Тойменцева Ангелина Андреевна,аспирант, кафедры маркетинга и логистики ФГБОУ ВПО "Самарский государственный экономический университет", г.Самара.angelina.t555@mail.ru
Логистическийсервис в сфере обслуживания потребителя
Аннотация.Встатье рассмотрены вопросы повышения качества обслуживания потребителей,а также определены эффективные методы предоставления услугв системе общественного питания.Авторомбылизучен основной ассортимент предлагаемых продуктов питания, проведен АВС –анализ,так же быливыявлены факторы, оказывающие существенное влияние на процесс принятия управленческих решений.
Ключевые слова:качество обслуживания, ценовая политика, логистика сервисного обслуживания, конкуренция, ценовые решения.
Однимиз важныхнаправлений современной экономики страны является стремительноеразвитие сферы услуг.В последнее время наблюдается тенденция существенного увеличения числа сервисныхорганизаций, изза этого происходитувеличениезанятостив этой среде, расширился спектр предоставляемых услуг, обострилась конкуренция.Воспринятое качество услуги определяется как соотношение ожиданий потребителя и восприятия полученной услуги [1].Каждое предприятие стараетсяоказатьуслугивысшегокачества по сравнению с конкурирующими предприятиями. Это можно объяснить тем, что качество предоставляемой услуги, наряду с гарантией, ценой, сервисом и сроками обслуживания является ключевым фактором конкурентоспособности услуг. Важнымздесь является оказаниетакихуслуг, которыене только максимально полно удовлетворялибыпотребности клиентов,но и даже превзошли их ожидания.В настоящее время, как показывает практика, на российском рынкеотмечается несоответствие цены и качества оказываемых услуг[2].В этой связи, весьма актуальной является проблема повышения качества сервиса в сфере обслуживания потребителей[3].В системе общественного питания рыночные отношения получили наибольшее развитие и способствуют формированию эффективного механизма удовлетворения потребностей населенияв услугах по организации внедомашнего питания и досуга.Предприятия общественного питания классифицируются по типам, выполняемым функциям, местонахождениюпредприятия, наценочной категории, характеру обслуживаемого контингента, ассортименту выпускаемой продукции и т.д. В структуреэтихпредприятий немало важноеместо занимают кафе, рестораны. Они играют существенную роль в организации досуганаселения.От четкой и слаженнойработы обслуживающего персонала,зависит самочувствие и настроение всехтех, кто пользуется услугамипредприятий общественного питания.Для решения этих задач следует обратитьсяк логистике сервисного обслуживания науке, занимающейся организацией и управлениемматериальным исопутствующих ему потоковпо таким показателям как: качество,количество, цена, место и времяпредоставляемых услуг в соответствии с требованиями рынка и удовлетворения потребительского спроса.Исследование проведено с целью выявления и дальнейшего устранения основных недостатковв работе предприятий общественного питания, показанного на примере:“Студенческоекафе”. На первом этапе нашего исследования мы проанализировали прибыль, полученную от финансово хозяйственной деятельности кафе.(Табл.1.).Таблица 1Анализ продаж продукции “Студенческое кафе” за 4 месяца
МесяцВыручка от реализациисентябрь70000 руб.октябрь80000 руб.ноябрь70000 руб.декабрь80000 руб.январь40000 руб.февраль70000 руб.
Как видно из таблицы 1 прибыль в течение учебного года по каждому месяцу практически не меняется,за исключением января, т.к. в этот период времени студенты находятся на сессии, затему нихканикулы и выручка значительно сокращается, такую же тенденциюможно наблюдатьи в июне месяце.С целью повышения эффективности деятельности кафемы проанализировали основной ассортимент предлагаемых продуктов питания, на основешироко используемого в логистике АВС
анализа.Из всего количества однотипных продуктов были выделенынаиболее значимые. Таких объектов, как правило, немного, нона них важнососредоточить основное внимание. В таблице перечислены 33 наименования продуктов питания, представляющих основной ассортимент кафе. (Табл.2, Табл.3)Таблица 2Классификация продукции, предлагаемая “Студенческое кафе”
№ позицииНаименование продуктаЦена за ед., руб.Среднедневной объем реализации продукции, шт.Среднедневной объем реализации продукции, руб.Доля продукта в общей реализации,%1Шокол. "Твикс"25375,000,782Шокол. "Натс"25250,000,523Шокол. "Сникерс"25375,000,784Шокол. "Марс"25375,000,785Шокол. "КитКат"254100,001,046Шокололад плиточный "Россия"453135,001,407Жевательная резинка "Дирол"20120,000,218Жевательная резинка "Орбит"20240,000,429Чай1050500,005,2010Кофе1050500,005,2011Салат "Оливье"3510350,003,6412Салат "Азиза"3510350,003,6413Салат "Под шубой"3510350,003,6414Салат "Витаминный"2010200,002,0815Салат "Винегрет"2015300,003,1216Салат "Свекла с черносливом"158120,001,2517Салат "Для Вас с семгой"4512540,005,6218Борщ6015900,009,3619Щи6010600,006,2420Гречка с гуляшом606360,003,7421Голубцы604240,002,5022Филе куриное под сыром6010600,006,2423Плов606360,003,7424Хотдог20501000,0010,4025Прирожное медовое2510250,002,6026Сок 0,2 л 1520300,003,1227Сок 0,5 л 306180,001,8728кока кола 0,5 л453135,001,4029кока кола 0,5 л256150,001,5630Мин. вода 0,5 л15575,000,7831Чай Нести 0,5 л.453135,001,4032Пирожки с капустой1520300,003,1233Пирожки с картошкой1025250,002,60Итого
9615,00100,00
В таблице 2, объектыбыли расположеныв порядке убывания доли их вклада в общий результат.Таблица 3Анализ АВС
№ позицииНаименование продуктаСреднедневной объем реализации продукции, руб.Доля продукта в общей реализации,%№ строки упорядоченного спискаКолво позиций ассортимента упоряд. списка нарастающим итогом в % к общему колву позиций ассортимента (ось Х), %Доля продукта нарастающим итогом (ось Y),%Группа и ее результат24Хотдог1000,0010,4013,00,78А18Борщ900,009,3626,11,30А19Щи600,006,2439,12,08А22Филе куриное под сыром600,006,24412,12,86А17Салат "Для Вас с семгой"540,005,62515,23,90В9Чай500,005,20618,25,30В10Кофе500,005,20721,25,51В20Гречка с гуляшом360,003,74824,25,93В23Плов360,003,74927,311,13В11Салат "Оливье"350,003,641030,316,33В12Салат "Азиза"350,003,641133,319,97В13Салат "Под шубой"350,003,641236,423,61В15Салат "Винегрет"300,003,121339,427,25В26Сок 0,2 л 300,003,121442,429,33В32Пирожки с капустой300,003,121545,532,45В25Пирожноемедовое250,002,601648,533,70С33Пирожки с 250,002,601751,539,31Скартошкой21Голубцы240,002,501854,548,67С14Салат "Витаминный"200,002,081957,654,91С27Сок 0,5 л 180,001,872060,658,66С29кока кола 0,5 л150,001,562163,661,15С6Шокололад плиточный "Россия"135,001,402266,767,39С28кока кола 0,5 л135,001,402369,771,14С31Чай Нести 0,5 л.135,001,402472,781,54С16Салат "Свекла с черносливом"120,001,252575,884,14С5Шокол. "КитКат"100,001,042678,887,26С1Шокол. "Твикс"75,000,782781,889,13С3Шокол. "Сникерс"75,000,782884,890,54С4Шокол. "Марс"75,000,782987,992,10С30Мин.вода 0,5 л75,000,783090,992,88С2Шокол. "Натс"50,000,523193,994,28С8Жевательная резинка "Орбит"40,000,423297,097,40С7Жевательная резинка "Дирол"20,000,2133100,0100,00СИтого
9615,00100,00
Группа А (всего четыре позиции списка) дают 80 % прибыли. Группа В –15 % и С всего 5 %, поэтому улучшение управлением группой А, выполненное в соответствии с результатами анализа АВС, даст снижение затрат на управление в группе А и одновременно повысит его эффективность.На втором этапе мы проанализировали процесс ценообразования. На основеприменениястандартного метода (Цена = Себестоимостьпродуктов + НДС+ % прибыли). Стандартный метод предполагает распределение всех затрат равномерномежду позициямивменю, в следствии этого может произойти переоценка позиций с высоким уровнемсебестоимостии недооценкапозиций с низкой себестоимостью.Фактор ценового объема, как называют его специалисты, стандартный метод не учитывает. Другими словами говорится о том,что на более востребованныепозиции в меню не стоитназначать те же цены, как и на менее популярные. Цены на основные блюда, должны стать главным ориентиром в ценовой политике. Для того, чтобы продавать больше десертов, закусок, цены на них должны быть согласованы со средней ценой на основные блюда и составлять от нее 25—50 процентов. Средняя цена на основные блюда в кафе составляет, 60 рублей, из этого следует чтоцены на большинство десертов и закусок должны находиться в диапазоне 15—30 руб. Так же важно знать тот факт, что в каждой категории —закуски, основные блюда, напитки, десертыи т.д. —минимальная и максимальная цена на блюдо не должнаотличаться более чем в 2,5 раза.Корректировка цен меню осуществляется с помощью сравнительного анализа цен на аналогичные блюда в столовойдругого Вуза, где обед из трех блюд (первое+второе+чай/компот) составляет в среднем 8090 руб. (салат+первое+второе+чай/компот). В исследуемомкафе для сравнения (первое+второе+ чай/компот) –150 руб.Таблица 4Анализ ценовой политики “Студенческогокафе”и его основного конкурента
№ позицииНаименование продуктаЦена за ед., руб.
Цена новая (скорректированная), руб.Студенческое кафеКафеконкурент
Чай, кофе1047
Салат "Оливье"351425
Салат "Азиза"351425
Салат "Под шубой"351425
Салат "Витаминный"201216
Салат "Винегрет"201216
Салат "Свекла с черносливом"15912
Борщ601840
Щи601840
Гречка с гуляшом604050
Голубцы (манты)602450
Филе куриное под сыром602540
Горбуша с гарниром703550
Каша4081520
Рыбная котлета
15Как вариант дополнения
Окорочек куриный
25Как вариант дополнения
Мясная котлета
24Как вариант дополнения
Гарнир
812
Плов6034
Хотдог201517
Пицца351425
Компот, кисель
6
Сок 0,2 л 151113
Ватрушка151012,5
Сочник
15
Салат из свежих овощей (помид, огурец)401525
Пирожки с капустой151213
Пирожки с картошкой10910
В этом случае, разница в ценах между верхней и нижней границейбудет не столь заметной, что в дальнейшем приведет кувеличению объемов продаж.(Табл.4)На третьем этапебыли выполненыфакторы,оказывающиенаибольшеевлияние на процесс принятия ценовых решений. С этой целью мыпровели анкетирование наших студентов, результаты представлены в таблице на слайде.Таблица 5Факторы, оказывающие существенное влияние на процесс принятия ценовых решений
Наименование фактораРезультативная оценка, %Качество блюд50 % “5”, 25 %“4”,12 % “3” , 1% “2”, 12%не ответилиРазнообразие ассортимента15 % “5”, 43 %“4”, 23 % “3” , 7% “2”, 2%не ответили Цены18 % “5”, 15 %“4”, 38 % “3” 18% “2”,11%не ответилиИнтерьер кафе и уровень обслуживания100 % “5”
Тремя показателями определяется ценность блюда для клиента—качество, цена и сервис. Задача руководителя заключается в том‚ чтобы сбалансировать эти показатели. В этом случаедаже самые дорогостоящиеблюда, которые продаются не всегда хорошо, смогут быть конкурентоспособными. Наши исследования показали, что посетители, обычновыбирают блюда,занимаемые позициимежду самым дешевым и самым дорогим. По результатам проведенного исследования был сделанвывод, что основными посетителями кафе являются девушки (83 %), регулярно посещают кафе свыше 70% опрошенных. Любимым блюдом для 44 % опрашиваемых являются салаты, 34 % отдали предпочтение куриному филе и 22 % это любители Хотдога, которые занимают позицию группы А, составляющие основной объем прибыли кафе. Средняя цена, которую может заплатить студент составляет согласно проведенному анкетированию: колеблется от80 руб. до 150 руб. Поэтому на эти основные позиции меню следует снизить цену, а также разнообразить ассортимент. На четвертом этапе нашего исследования мы разработали мероприятия, способствующие привлечению дополнительного числа студентов и увеличения объемов продаж. Мероприятия для совершенствования работы кафе
1Подготовить специальное меню для студентов, которое действует во время сессии (с 25 декабря по 25января)2В Татьянин день предлагать специальные скидки и розыгрыши.3Для постоянных посетителей, например, ввести небольшие скидки (купоны) или как поощрение наградить посещением в ресторан “Караван” (на бизнесланч или на ужин)4В утренние часы предложить специальное не дорогое меню5Разработать варианты комплексногообеда для студентов в размере 80150руб. (например,“первое+второе+компот” или “салат+ второе +чай” или “первое +салат+компот” и т.д.).6Ограничение времени пребывания за обеденным столиком или увеличение количества посадочных мест
Таким образом можно сделать вывод, чтопостоянный анализ рентабельности и популярности предлагаемого ассортимента продукции, а также установление тесной взаимосвязи между основными подразделениями кафе(закупкакухнякафе), помогут повысить его доходность.
Ссылки на источники1.Сосунова Л.А., Тойменцева И.А.Экономикоматематические методы выбора оптимальной стратегии управления предприятиями сферы услуг. Экономические науки.2011.№4(77).С. 2592642.Хорева Л. В. Сфера социальных услуг: формирование и направление регулирования. СПб.: Издво СПбГУЭФ, 2006. 3.Актуальные проблемы в сфере услуг: сб. науч. статей / под ред. А. Б. Титова. Вып.16. СПб.: Издво СПбГУЭФ, 2008.
.
Логистическийсервис в сфере обслуживания потребителя
Аннотация.Встатье рассмотрены вопросы повышения качества обслуживания потребителей,а также определены эффективные методы предоставления услугв системе общественного питания.Авторомбылизучен основной ассортимент предлагаемых продуктов питания, проведен АВС –анализ,так же быливыявлены факторы, оказывающие существенное влияние на процесс принятия управленческих решений.
Ключевые слова:качество обслуживания, ценовая политика, логистика сервисного обслуживания, конкуренция, ценовые решения.
Однимиз важныхнаправлений современной экономики страны является стремительноеразвитие сферы услуг.В последнее время наблюдается тенденция существенного увеличения числа сервисныхорганизаций, изза этого происходитувеличениезанятостив этой среде, расширился спектр предоставляемых услуг, обострилась конкуренция.Воспринятое качество услуги определяется как соотношение ожиданий потребителя и восприятия полученной услуги [1].Каждое предприятие стараетсяоказатьуслугивысшегокачества по сравнению с конкурирующими предприятиями. Это можно объяснить тем, что качество предоставляемой услуги, наряду с гарантией, ценой, сервисом и сроками обслуживания является ключевым фактором конкурентоспособности услуг. Важнымздесь является оказаниетакихуслуг, которыене только максимально полно удовлетворялибыпотребности клиентов,но и даже превзошли их ожидания.В настоящее время, как показывает практика, на российском рынкеотмечается несоответствие цены и качества оказываемых услуг[2].В этой связи, весьма актуальной является проблема повышения качества сервиса в сфере обслуживания потребителей[3].В системе общественного питания рыночные отношения получили наибольшее развитие и способствуют формированию эффективного механизма удовлетворения потребностей населенияв услугах по организации внедомашнего питания и досуга.Предприятия общественного питания классифицируются по типам, выполняемым функциям, местонахождениюпредприятия, наценочной категории, характеру обслуживаемого контингента, ассортименту выпускаемой продукции и т.д. В структуреэтихпредприятий немало важноеместо занимают кафе, рестораны. Они играют существенную роль в организации досуганаселения.От четкой и слаженнойработы обслуживающего персонала,зависит самочувствие и настроение всехтех, кто пользуется услугамипредприятий общественного питания.Для решения этих задач следует обратитьсяк логистике сервисного обслуживания науке, занимающейся организацией и управлениемматериальным исопутствующих ему потоковпо таким показателям как: качество,количество, цена, место и времяпредоставляемых услуг в соответствии с требованиями рынка и удовлетворения потребительского спроса.Исследование проведено с целью выявления и дальнейшего устранения основных недостатковв работе предприятий общественного питания, показанного на примере:“Студенческоекафе”. На первом этапе нашего исследования мы проанализировали прибыль, полученную от финансово хозяйственной деятельности кафе.(Табл.1.).Таблица 1Анализ продаж продукции “Студенческое кафе” за 4 месяца
МесяцВыручка от реализациисентябрь70000 руб.октябрь80000 руб.ноябрь70000 руб.декабрь80000 руб.январь40000 руб.февраль70000 руб.
Как видно из таблицы 1 прибыль в течение учебного года по каждому месяцу практически не меняется,за исключением января, т.к. в этот период времени студенты находятся на сессии, затему нихканикулы и выручка значительно сокращается, такую же тенденциюможно наблюдатьи в июне месяце.С целью повышения эффективности деятельности кафемы проанализировали основной ассортимент предлагаемых продуктов питания, на основешироко используемого в логистике АВС
анализа.Из всего количества однотипных продуктов были выделенынаиболее значимые. Таких объектов, как правило, немного, нона них важнососредоточить основное внимание. В таблице перечислены 33 наименования продуктов питания, представляющих основной ассортимент кафе. (Табл.2, Табл.3)Таблица 2Классификация продукции, предлагаемая “Студенческое кафе”
№ позицииНаименование продуктаЦена за ед., руб.Среднедневной объем реализации продукции, шт.Среднедневной объем реализации продукции, руб.Доля продукта в общей реализации,%1Шокол. "Твикс"25375,000,782Шокол. "Натс"25250,000,523Шокол. "Сникерс"25375,000,784Шокол. "Марс"25375,000,785Шокол. "КитКат"254100,001,046Шокололад плиточный "Россия"453135,001,407Жевательная резинка "Дирол"20120,000,218Жевательная резинка "Орбит"20240,000,429Чай1050500,005,2010Кофе1050500,005,2011Салат "Оливье"3510350,003,6412Салат "Азиза"3510350,003,6413Салат "Под шубой"3510350,003,6414Салат "Витаминный"2010200,002,0815Салат "Винегрет"2015300,003,1216Салат "Свекла с черносливом"158120,001,2517Салат "Для Вас с семгой"4512540,005,6218Борщ6015900,009,3619Щи6010600,006,2420Гречка с гуляшом606360,003,7421Голубцы604240,002,5022Филе куриное под сыром6010600,006,2423Плов606360,003,7424Хотдог20501000,0010,4025Прирожное медовое2510250,002,6026Сок 0,2 л 1520300,003,1227Сок 0,5 л 306180,001,8728кока кола 0,5 л453135,001,4029кока кола 0,5 л256150,001,5630Мин. вода 0,5 л15575,000,7831Чай Нести 0,5 л.453135,001,4032Пирожки с капустой1520300,003,1233Пирожки с картошкой1025250,002,60Итого
9615,00100,00
В таблице 2, объектыбыли расположеныв порядке убывания доли их вклада в общий результат.Таблица 3Анализ АВС
№ позицииНаименование продуктаСреднедневной объем реализации продукции, руб.Доля продукта в общей реализации,%№ строки упорядоченного спискаКолво позиций ассортимента упоряд. списка нарастающим итогом в % к общему колву позиций ассортимента (ось Х), %Доля продукта нарастающим итогом (ось Y),%Группа и ее результат24Хотдог1000,0010,4013,00,78А18Борщ900,009,3626,11,30А19Щи600,006,2439,12,08А22Филе куриное под сыром600,006,24412,12,86А17Салат "Для Вас с семгой"540,005,62515,23,90В9Чай500,005,20618,25,30В10Кофе500,005,20721,25,51В20Гречка с гуляшом360,003,74824,25,93В23Плов360,003,74927,311,13В11Салат "Оливье"350,003,641030,316,33В12Салат "Азиза"350,003,641133,319,97В13Салат "Под шубой"350,003,641236,423,61В15Салат "Винегрет"300,003,121339,427,25В26Сок 0,2 л 300,003,121442,429,33В32Пирожки с капустой300,003,121545,532,45В25Пирожноемедовое250,002,601648,533,70С33Пирожки с 250,002,601751,539,31Скартошкой21Голубцы240,002,501854,548,67С14Салат "Витаминный"200,002,081957,654,91С27Сок 0,5 л 180,001,872060,658,66С29кока кола 0,5 л150,001,562163,661,15С6Шокололад плиточный "Россия"135,001,402266,767,39С28кока кола 0,5 л135,001,402369,771,14С31Чай Нести 0,5 л.135,001,402472,781,54С16Салат "Свекла с черносливом"120,001,252575,884,14С5Шокол. "КитКат"100,001,042678,887,26С1Шокол. "Твикс"75,000,782781,889,13С3Шокол. "Сникерс"75,000,782884,890,54С4Шокол. "Марс"75,000,782987,992,10С30Мин.вода 0,5 л75,000,783090,992,88С2Шокол. "Натс"50,000,523193,994,28С8Жевательная резинка "Орбит"40,000,423297,097,40С7Жевательная резинка "Дирол"20,000,2133100,0100,00СИтого
9615,00100,00
Группа А (всего четыре позиции списка) дают 80 % прибыли. Группа В –15 % и С всего 5 %, поэтому улучшение управлением группой А, выполненное в соответствии с результатами анализа АВС, даст снижение затрат на управление в группе А и одновременно повысит его эффективность.На втором этапе мы проанализировали процесс ценообразования. На основеприменениястандартного метода (Цена = Себестоимостьпродуктов + НДС+ % прибыли). Стандартный метод предполагает распределение всех затрат равномерномежду позициямивменю, в следствии этого может произойти переоценка позиций с высоким уровнемсебестоимостии недооценкапозиций с низкой себестоимостью.Фактор ценового объема, как называют его специалисты, стандартный метод не учитывает. Другими словами говорится о том,что на более востребованныепозиции в меню не стоитназначать те же цены, как и на менее популярные. Цены на основные блюда, должны стать главным ориентиром в ценовой политике. Для того, чтобы продавать больше десертов, закусок, цены на них должны быть согласованы со средней ценой на основные блюда и составлять от нее 25—50 процентов. Средняя цена на основные блюда в кафе составляет, 60 рублей, из этого следует чтоцены на большинство десертов и закусок должны находиться в диапазоне 15—30 руб. Так же важно знать тот факт, что в каждой категории —закуски, основные блюда, напитки, десертыи т.д. —минимальная и максимальная цена на блюдо не должнаотличаться более чем в 2,5 раза.Корректировка цен меню осуществляется с помощью сравнительного анализа цен на аналогичные блюда в столовойдругого Вуза, где обед из трех блюд (первое+второе+чай/компот) составляет в среднем 8090 руб. (салат+первое+второе+чай/компот). В исследуемомкафе для сравнения (первое+второе+ чай/компот) –150 руб.Таблица 4Анализ ценовой политики “Студенческогокафе”и его основного конкурента
№ позицииНаименование продуктаЦена за ед., руб.
Цена новая (скорректированная), руб.Студенческое кафеКафеконкурент
Чай, кофе1047
Салат "Оливье"351425
Салат "Азиза"351425
Салат "Под шубой"351425
Салат "Витаминный"201216
Салат "Винегрет"201216
Салат "Свекла с черносливом"15912
Борщ601840
Щи601840
Гречка с гуляшом604050
Голубцы (манты)602450
Филе куриное под сыром602540
Горбуша с гарниром703550
Каша4081520
Рыбная котлета
15Как вариант дополнения
Окорочек куриный
25Как вариант дополнения
Мясная котлета
24Как вариант дополнения
Гарнир
812
Плов6034
Хотдог201517
Пицца351425
Компот, кисель
6
Сок 0,2 л 151113
Ватрушка151012,5
Сочник
15
Салат из свежих овощей (помид, огурец)401525
Пирожки с капустой151213
Пирожки с картошкой10910
В этом случае, разница в ценах между верхней и нижней границейбудет не столь заметной, что в дальнейшем приведет кувеличению объемов продаж.(Табл.4)На третьем этапебыли выполненыфакторы,оказывающиенаибольшеевлияние на процесс принятия ценовых решений. С этой целью мыпровели анкетирование наших студентов, результаты представлены в таблице на слайде.Таблица 5Факторы, оказывающие существенное влияние на процесс принятия ценовых решений
Наименование фактораРезультативная оценка, %Качество блюд50 % “5”, 25 %“4”,12 % “3” , 1% “2”, 12%не ответилиРазнообразие ассортимента15 % “5”, 43 %“4”, 23 % “3” , 7% “2”, 2%не ответили Цены18 % “5”, 15 %“4”, 38 % “3” 18% “2”,11%не ответилиИнтерьер кафе и уровень обслуживания100 % “5”
Тремя показателями определяется ценность блюда для клиента—качество, цена и сервис. Задача руководителя заключается в том‚ чтобы сбалансировать эти показатели. В этом случаедаже самые дорогостоящиеблюда, которые продаются не всегда хорошо, смогут быть конкурентоспособными. Наши исследования показали, что посетители, обычновыбирают блюда,занимаемые позициимежду самым дешевым и самым дорогим. По результатам проведенного исследования был сделанвывод, что основными посетителями кафе являются девушки (83 %), регулярно посещают кафе свыше 70% опрошенных. Любимым блюдом для 44 % опрашиваемых являются салаты, 34 % отдали предпочтение куриному филе и 22 % это любители Хотдога, которые занимают позицию группы А, составляющие основной объем прибыли кафе. Средняя цена, которую может заплатить студент составляет согласно проведенному анкетированию: колеблется от80 руб. до 150 руб. Поэтому на эти основные позиции меню следует снизить цену, а также разнообразить ассортимент. На четвертом этапе нашего исследования мы разработали мероприятия, способствующие привлечению дополнительного числа студентов и увеличения объемов продаж. Мероприятия для совершенствования работы кафе
1Подготовить специальное меню для студентов, которое действует во время сессии (с 25 декабря по 25января)2В Татьянин день предлагать специальные скидки и розыгрыши.3Для постоянных посетителей, например, ввести небольшие скидки (купоны) или как поощрение наградить посещением в ресторан “Караван” (на бизнесланч или на ужин)4В утренние часы предложить специальное не дорогое меню5Разработать варианты комплексногообеда для студентов в размере 80150руб. (например,“первое+второе+компот” или “салат+ второе +чай” или “первое +салат+компот” и т.д.).6Ограничение времени пребывания за обеденным столиком или увеличение количества посадочных мест
Таким образом можно сделать вывод, чтопостоянный анализ рентабельности и популярности предлагаемого ассортимента продукции, а также установление тесной взаимосвязи между основными подразделениями кафе(закупкакухнякафе), помогут повысить его доходность.
Ссылки на источники1.Сосунова Л.А., Тойменцева И.А.Экономикоматематические методы выбора оптимальной стратегии управления предприятиями сферы услуг. Экономические науки.2011.№4(77).С. 2592642.Хорева Л. В. Сфера социальных услуг: формирование и направление регулирования. СПб.: Издво СПбГУЭФ, 2006. 3.Актуальные проблемы в сфере услуг: сб. науч. статей / под ред. А. Б. Титова. Вып.16. СПб.: Издво СПбГУЭФ, 2008.
.