Модели потребительского поведения в современной России

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мирошина Е. Ю. Модели потребительского поведения в современной России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1806–1810. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85362.htm.
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению моделей потребительского поведения: демонстративного, манипулируемого, зависимого. Проанализированы особенности потребления россиян, негативные последствия роста потребления. Предложены рекомендации по сокращению негативных тенденций в сфере потребления.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Мирошина Евгения Юрьевна, преподаватель, Тульский филиал Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, г. Тула Evgeniya1808@yandex.ru

Модели потребительского поведения в современной России

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению моделей потребительского поведения: демонстративного, манипулируемого, зависимого.Проанализированы особенности потребления россиян, негативные последствия роста потребления. Предложенырекомендации по сокращению негативные тенденций в сфере потребления Ключевые слова.Потребительское поведение, потребление, демонстративное потребление, манипулируемое потребление, зависимое потребление.

Все мы являемся потребителями, то есть принимаем решения о покупке, приобретаем, потребляем и распоряжаемся товарами и услугами. Для современного человека потребление является значимой потребностью, при этом потребляются не только товары и услуги, но и знания, книги, чувства. Несмотря на незначительное увеличение реальных располагаемых доходов, объемы потребления растут очень быстро. За период до середины 2000х годов реальные располагаемые доходыросли приблизительно на 1012% в год, затем ‬на 35%, а в 2011 году рост составил всего 0,4%, в 2013 году ‬4%. При этом фактическое потребление домашних хозяйств увеличивается. За последние двадцатьлет на 50% выросло количество телевизоров, приобретаемых домохозяйствами (в 2013году в среднем на семью приходилось 1,8телевизора), увеличивается и число холодильников, морозильных камер, электропылесосов. Количество стиральных машин практически неизменно (по одной машине на домохозяйство). Большую роль в процессе потребления играет и научнотехнический процесс. Число магнитофонов и плееров сокращается в 2 раза, зато растет число музыкальных центров (с двух штук на 100 домохозяйств в 1992 году до 39в 2013году). Если до 2000х годов в домохозяйствах не было персональных компьютеров, то в 2013году на 100 семей приходилось 100единиц. Похожая картина и с микроволновыми печами. Посудомоечные машины и кондиционеры особой популярностью у россиян не пользуются. Приобретают их незначительное число домохозяйств. Сравнивая уровень потребления групп населения с самым низким уровнем дохода и с самым высоким, можно отметить, что отличия в количестве техники незначительные.Растет и уровень автомобилизации населения. Если в 1970 году на 1000 человек приходилось всего 5,5 автомобилей, через 10 лет их число выросло в 6 раз, в начале 2000х годов ‬уже 132,4 автомобиля, в 2013году ‬273,1автомобиля. Кроме этого россияне стали лучше обеспечены жильем. В 1980 году в среднем на одного человека приходилось 13,4 м2 жилья, в 2013году ‬уже 23,4квадратных метра[1, с. 168 ‬206, 2,с.163 ‬168]. Еще в середине ХХ века Эрих Фромм говорил о том, что человек превращен в товар и воспринимает свои жизненные силы как капитал, который должен приносить ему максимальную прибыль, возможную при существующих рыночных условиях[3, с.41].На рынке личностей действуют те же самые правила, что и на рынке товаров и услуг: человек должен обладать «модными» качествами, востребованными знаниями. Главная цель ‬выгодно продать себя, свои знания, умения, навыки.Мы нацелены на потребление не только товаров и услуг, но и знаний, чувств, мыслей. Например, во время обучения студенты часто просто бездумно фиксируют материал, предлагаемый на лекциях, не обдумывают его, не стремятся применить на практике полученные знания, не формулируют на основе лекции свои теории.Читая, многие интересуются только фабулой произведения, им неважны чувства, мысли, которые автор хотел донести до читателя.

Человек стремится к обладанию, причем людей притягиваетновизна купленной вещи, как только появляется чтотоболее новое, «старая» вещь теряет свою привлекательность.Совсем недавно в сентябре 2014 года в России стартовали продажи нового iPhone 6, только за три дня было продано около 100 тыс. устройств (первая партия составляла 136 тыс. смартфонов). А ведь предпоследняя модель iPhone вышла всего лишь в 2013 году [4].

Анализируя поведение человека в различных ситуациях, Э. Фромм делает вывод о том, что человек отчужден от самого себя, от ближнего, от природы, у него нет иной цели кроме как потреблять.За более чем полвека практически ничего и не изменилось. Конечно,вразные исторические эпохи для людей были характерны различные модели потребительского поведения. С течением времени они менялись, появлялись новые, исчезали старые.Под моделью потребительского поведения следует понимать конкретные стереотипы потребительского поведения в той или иной ситуации. Их множество, т.к. существует массарыночных ситуаций, в которые попадают потребители. Рассмотрим несколькомоделей, которые появились и/или широко распространились в переходной экономике России: демонстративное, манипулируемое, зависимое поведение. Т.Веблен считает, что демонстративное потребление ‬это «использование потребления для доказательства обладания богатством», потребление «как средство поддержания репутации»[5, с. 142].Демонстративное потребление несет в себе отрицательную окраску в том смысле, что иногда индивид, считая, раз у него есть материальные атрибуты лиц с высоким социальным статусом, то вести себя можно соответственно. Часто на дорогах встречаются люди на дорогих иномарках с «блатными» номерами, которые не соблюдают правила дорожного движения, создают опасные ситуации на дорогах. Они считают, что именно так и должно быть, хотя никакого права на такое поведение они не имеют.В нашем исследовании1тулякам был задан вопрос, позволяющий определить присуще ли демонстративное потребление жителям нашего города.Респондентам предложилипредставить себе следующую ситуацию: они купили дорогую машину, хотя финансово не могли себе этого позволить, и требовалось объяснить, почему же они так поступили. 6,0 % заявили, что они никогда так не поступят и столько же уверены ‬раз дорогая машина, значит она качественная, т.е. покупка себя оправдает. А для 1,2 % опрошенных покупка дорогой машины ‬выгодное вложение средств. Более чем для 22,0 % характерно демонстративное потребление: они выбрали варианты: «хочу, чтобы завидовали окружающие», «хочу подняться в глазах окружающих» и «хочу доказать окружающим, что могу себе позволить такую покупку». Следующей моделью потребительского поведения является манипулируемое поведение, т.е. обусловленное скрытым влиянием СМИ, рекламы, моды, референтной группы, когда имеет место неосознанное потребителем манипулирование. 1Здесь и далее приведены результаты исследования «Особенности потребительской культуры жителей города Тулы». Исследование проведено в 2012 году, репрезентативная выборка (300 человек)Выступая в Обществе любителей российской словесности, Л.Н. Толстой сказал: «Различие между ядами вещественными и умственными в том, что большинствоядов вещественных противны на вкус, яды же умственные, в виде газет и дурных книг, к несчастью, часто привлекательны»[6].Как же он был прав. Сегодня нас окружает огромное количество книг, журналов в красивых обложках, с яркими картинками, но с бессмысленным содержанием.

В 2000х годах Фонд общественного мнения (ФОМ) выяснил, что же привлекает россиян в средствах массовой информации. В основном респонденты обращаются к СМИ затем, чтобы узнать новости политической и экономической жизни. Только 8% опрошенных заявили о том, что новости их не интересуют. Показательны ответы участников исследования на вопрос о наиболее интересных передачах: более 50% с удовольствием смотрят криминальную хронику и сообщения о различных происшествиях. Чуть меньше ‬48% интересуют международные отношения. Третье место в этом рейтинге занимают новости культуры, моды, искусства (46%), четвертое место россияне отдали политическим событиям (43%). Самыми неинтересными, на взгляд опрошенных, стали такие темы, как компьютерные технологии(12%), наука (14%) и технические новинки (19%)[7]. Как видим, большая часть респондентов нацелена на потребление ненужной информации. Их привлекают события из жизни других людей (причем негативные); они не стремятся получить знания.Важным аспектом, рассмотреннымв рамках нашегоисследования, является определение основных источников информации о моде, различных товарах, услугах, а также степень доверия населения к этим источникам. Самым часто упоминаемым источником являются глянцевые журналы, их выбрали 37,5 % респондентов. Причем из числа опрошенных, выбравших этот вариант ответа мужчины составляют 17,9 %, а женщины 47,3%. Достоверность информации в глянцевых журналах большинство (34,5 %) оценили в «1» балл (по пятибалльной шкале). Почти 26,0 % получают информацию о моде от друзей. Родственники служат источниками информации только для 8,9 % населения. Важным для 11,3 % респондентов является и ассортимент модных бутиков. Столько же выбрали вариант «другое» и наиболее часто указывали, что о моде они узнают из телепередач (3,0 %), интернета (1,2 %), внешнего вида окружающих (1,2 %). Если рассматривать степень доверия людей к различным источникам информации, то можно увидеть, что наиболее достоверными считаются статьи в научных журналах, мнение друзей и родственников. Наименее достоверными источниками информации выступают различные виды рекламы.Что же привлекает людей при выборе товара или услуги?По данным опроса, проведенного Фондом общественного мнения (ФОМ) в конце 1990х годов), подавляющее большинство россиян при выборе товара руководствовались ценой и качеством (83% и 74% соответственно) Для 13% респондентов значительную роль играл внешний вид товара, для 11% важна странапроизводитель. Мода имела значение тогда лишь для 4% опрошенных.В 2012 году данные изменились. Для большей частиреспондентов(67,3%) главным являются их собственные предпочтения. Влияние социальных групп также значительно: 26,2 % отметили, что этот товар они выбрали по совету друзей, 16,1 % по совету родственников. Влияние рекламы и моды небольшое, этот вариант ответа выбрали по 4,2 % респондентов. Наименьшее количество опрошенных (всего 0,6 %) ответили, что купили товар, так как им пользуются «звезды». Оценивая влияние моды на свое потребительское поведение, 1,2% опрошенных туляков отметили, что всегда приобретают модные вещи, независимо от того подходят они им или нет. Чуть более 2% респондентов заявили, что могут купить модную одежду, которая им не идет, но носить ее не будут. Большинство (64,9%) выбрало вариант «не куплю вещь, которая мне не идет».

Реклама ‬важный фактор, влияющий на потребительское поведение. Более 50% туляков утверждают, что товар «из рекламы» купят лишь в том случае, если он им действительно необходим, почти 7% никогда не приобретают рекламируемые товары.Часто под влиянием рекламы формируется зависимоеповедение. Оно заключается в зацикленностииндивида на определенном виде потребления, занимающим важное, а то и центральное место в его системе ценностей.Подобная модель потребления характерна для алкоголиков, наркоманов, курильщиков. Потребление наркотических средств аналогично потреблению алкоголя итабака: все эти вещества относят квредным продуктам, поскольку они дают человеку субъективное ощущение удовольствия, новтоже время наносят его организму вред. В каждой из наук, изучающих наркопотребление, предлагаются свои причины такого поведения индивида. Экономисты Гэри Беккер и Кетрин Мерфи основной причиной роста наркомании считали удешевление наркотиков, при этом убытки от наркомании огромны. Толькона борьбу с наркотиками в США ежегодно расходуется около 100 млрд. долл. Но конечно нельзя объяснять распространение наркомании только экономическими причинами. Чаще потребление наркотиков связано с желанием попробовать чтото новое, запрещенное, подражать «идеалу»(эти причины в большей степени присущи молодежи), бездуховностью. Среди социологических причин наркомании можно отметить неадекватность досуга, порождающего скуку, неудачи в жизненной карьере, неспособность в полной мере выполнять свои социальные роли. Также употребление наркотиков может выступать формой сопротивления доминирующим социальным ценностям, культурной практике, идеологическим иматериальным условиям жизни.Полагаем, что и на употребление табака и алкоголя влияют аналогичные причины. Как же обстоит ситуация, связанная с употреблением этих вредных продуктов? По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ежегодно изза сигарет погибают 6 миллионов человек,экономика несет убытки на сотни миллиардов долларов. Прогнозируется, чтопри сохранении нынешних тенденций к 2030 году во всем мире от табака будут ежегодно умирать более 8 миллионов человек[8]. Для борьбы с курением в странах мира проводится специальная политика, связанная с запретом на рекламу, на курение в общественных местах, увеличением цен на сигареты.Данные официальной статистики свидетельствуют о значительном росте наркоманов в нашей стране. С 1990 года их число увеличилось почти в 10 раз. В 2013 году наркоманов, состоящих на учете, было 318,3 тыс. человек, что немного меньше показателя предшествующего года [9]. По оценке Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиковоколо 6% населения России (приблизительно 8 млн. человек) периодически употребляют наркотики, активных наркопотребителей меньше: 3млн. человек [10]. В последние годы увеличивается лояльность населения к наркотикам. Об этом свидетельствуют результаты социологических опросов. В 2006 году к легализации употребления «легких» наркотиков (например, марихуаны) положительно отнеслись 5% опрошенных, отрицательно ‬85%. В 2014году эти данные составили 14% и 70% соответственно[11, с. 79].Наркотизация российского общества сопровождается формированием групп или сообществ наркоманов, которые с целью распространения наркотиков приобщают к вредным веществам всеновых и новых потребителей. Алкоголизация современного российского общества ‬это также весьма значимая проблема. Ежегодно диагноз «алкоголизм и алкогольные психозы» впервые устанавливается практически для 200 тысяч человек.В дореволюционной России употребление алкоголя составляло 3,7 л в год (19061910 гг.) и 4,7 литра в 1913 году. В 1914 году издается указ о запрещении производства и продажи алкогольных напитков. В итоге среднедушевое потребление алкоголя сократилось до 0,2 л; только к 1960м годам онодостигает уровня 1913 года. 1980 год характеризуются ростом алкоголизма среди населения в 2,7 раза по сравнению с 1970 годом. В 1985 году начинается антиалкогольная кампания, позволившая снизить эту цифру почти в 1,5 раза к 1990 году.По данным Министерства здравоохранения и социального развития России, в 2013году за медицинской помощью обратились 1,8 млн. человек, больных алкоголизмом, что немного меньше показателя предшествующего года. Первичнаязаболеваемостьалкоголизмом в 2013году по сравнению с 2010годом снизиласьна 27,1% и составила112,2тыс. человек (или 85,7человек на 100 тыс. населения)[12, с. 43]. К наркомании и алкоголизму близка игромания, когда смыслом жизни человека становится игры (компьютерные, азартные). Число игроманов в нашей стране довольно сложно посчитать, т.к. за помощью они не обращаются, но по некоторым данным это около 7 млн. человек [13](почти 5% населения России). Несмотря на вступление в силу с 1 июля 2009 года в России Закона «Об игорном бизнесе», запрещающего игровые автоматы, постоянно в разных регионах открываются подпольные казино. Кроме этого некоторые люди зависимы от компьютерных игр, которые вполне легальны.Например, в 2013 году по сравнению с 2010 рынок мобильных игр в нашей стране вырос в 9 раз и составил 165 млн. долл. Эксперты подсчитали, что при помощи мобильных устройств играют почти 35 млн. человек[14]. Довольно часто люди играют в социальных сетях. В настоящее время в рунете зарегистрировано около 90 млн.аккаунтов [15]. Россияне проводят в социальных сетях в среднем 9,6 часов в месяц (а это десятая часть свободного времени). У некоторых пользователей Интернет эта цифра достигает 20 часов [16].Аигры через социальные сетине бесплатны(приблизительно 30% прибылисоциальныесети получают за счет приложений).Пользователь платит за доступ к игре, использование дополнительных опций. Например, в 2009 году только на игре «Счастливый фермер» «В Контакте» заработал 10 млн. долл. А только в этой социальной сети функционирует около 7 тысяч приложений, половина из которых‬игры[17].Человек, зависящий от наркотиков, алкоголя часто осознает вред этих продуктов для здоровья и опасность для жизни, но отказаться от них не в состоянии. Зависимость может развиться от чего угодно, дажеот посещения магазинов, когда индивида интересует исключительно процесс выбора и приобретения товара, а не его потребительские свойства. Неконтролируемая страсть к покупкам получила название шопингомании. Одним из первых это явление начал исследовать английский ученый Ричард Элиот, который назвал данный феномен «шопингнаркоманией». В число шопоголиков могут попасть люди разного уровня материальной обеспеченности, социального статуса; они готовы покупать даже в тех случаях, когда точно знают, что денег расплатиться им не хватит. Причины, вызывающие шопингоманию, условно можно разделить на психологические и социальные. К первымотносят желание заполнить внутреннюю пустоту, снять ощущение тревожности. Покупки служатсредством ухода от реальности, в этот момент проблемы в семье, на работе отходят на задний план, вперед выдвигается Процесс выбора, приобретения товара или услуги.

Социальные причины связаны с ролью общества в жизни индивида. Современное общество не зря называется информационным, индивид легко может узнать обо всем, что его интересует и при этом получить массу абсолютно ненужных сведений. Информация, транслируемая через СМИ, далеко не всегда объективна. Часто она подается нам с точки зрения отдельного журналиста или корпорации. На любое событие, происходящее в мире, человек должен выработать свое собственное мнение, стараясь оперировать достоверными данными. Если этого не происходит, то способность человека критически воспринимать поступающую информацию падает, и он легче поддается манипулятивным приемам, используемым в рекламе и различных передачах. Реклама очень сильно способствует формированию шопингомании.Производители товаров и услуг делают все возможное, чтобы привлечь покупателя: товар красиво, ярко упаковывается, проводятся всевозможные лотереи, розыгрыши, дегустации продуктов питания, алкогольных напитков, пробные поездки на автомобилях и т.д. Среди всего этого разнообразия человеку очень сложно удержаться и не купить чтолибо, но ведь этот мир профессионально организованных соблазнов может завлечь так, что выбраться из него нелегко.Еще одной особенностью современного общества потребления является то, что трата денег становится значимой потребностью индивида. Если раньше, чтобы выделиться в глазах окружающих, надо было хорошо работать, завоевывать первые места в соцсоревновании, то сейчас достаточно дорого, модно одеваться, пользоваться последней моделью мобильного телефона, ездить на «крутой» иномарке. Т.е. все призывает индивида тратить деньги, а затем он просто может войти во вкус и не сможет остановиться, что в итоге и приведет к болезни ‬шопингомании.Покупая тот или иной товар, потребитель стремится к большему. Люди приходят в магазин не только за конкретным товаром, но например, за простым человеческим вниманием, дефицит которого остро ощущается в современной жизни. Огромное количество супермаркетов, конкурируя друг с другом в борьбе за покупателя, проводят психологические тренинги, обучают свой персонал умению общаться. Продавец становится своеобразным психологом, потакая желаниям посетителей своего магазина и умело играя на его слабостях (жадности, лени, тщеславии). Все это привлекает потребителей. Сегодня торговый центр является не только культурным феноменом, но и некой психологической отдушиной, местом релаксации, где индивиду предоставляют искусственное понимание его неповторимой личности, до тех пор, пока он не отдаст свои деньги в кассу. Подчеркнутое внимание и интерес к человеку, теплое общение ‬сейчас особенно востребовано. Отсутствие этих условий нормального общения ведет к развитию депрессивного настроения. Т.е. даже не сама вещь дает психологическое утешение, сколько, прилагающийся к ней антураж и условия приобретения. Супермаркет конструируется как комплекс разнообразных приманок для потребителя, своеобразный центр удовольствия и отдыха. Покупка не только повышает статус шопоголика, его значение в собственных глазах, но и становится средством преодоления отчужденности от мира, символом сопричастности к благополучию и успеху.Шопингомана может характеризовать и такой критерий как желание ходить по магазинам ради удовольствия от этого занятия. Почти 9,0% респондентов расценивают поход по магазинам как форму проведения досуга, а для 9,5 % это удовольствие. При этом женщин, выбравших такие варианты ответа оказалось в 2 раза больше, чем мужчин. Для 36,9 % поход по магазинам представляет собой приятную необходимость, причем женщин в этой категории в 2 раза больше. Большинство опрошенных (44,0 %) полагает, что посещение магазина это неизбежность. А несколько человек заявили, что это пытка или каторга. С помощью магазинов самоутверждаются 5,4 % мужчин и 2,7 % женщин.Для удовлетворения страсти к покупкам, алкоголю, наркотикам необходимы деньги. Одним из легальных способов их получения является кредит.Ж. Бодрийяр пишет о кредите: «Долгое время в силу своего рода застенчивости кредит воспринимался как некая нравственная опасность, тогда как расплата на месте относилась к числу буржуазных добродетелей. Но подобные психологические сопротивления явно ослабевают. … Ныне родилась новая мораль: мораль опережающего потребления по отношению к накоплению, мораль убегания вперед, форсированного инвестирования, ускоренного потребления и хронической инфляции (копить деньги становится бессмысленно); отсюда берет начало вся современная система, где вещь сначала покупают, а затем уже выкупают своим трудом»[18, с. 173].В 2004 году Д.О. Стребковым было проведено исследование, касающееся особенностей кредитного поведения населения России. В результате были сделаны следующие выводы. Обычно человек с трудом строит планы на будущее в отношении приобретения элементарных вещей. Причины этого можно увидеть в неуверенности в завтрашнем дне. Респондентов, которые говорят о своих планах, немного, но и они не выстраивают долгосрочных перспектив. Чаще всего говорится о планах на ближайший год, или о намерениях без определения четкой временной перспективы.Неуверенность в завтрашнем дне это один из важнейших факторов, сдерживающих развитие массового спроса на кредитные услуги. Большая часть участников исследования готовы воспользоваться кредитом только в том случае, если они на 100% уверены в том, что смогут расплатиться по кредиту. Почти никто не желает рисковать: сегодня человек может иметь стабильную высокооплачиваемую работу, но завтра по тем или иным причинам (увольнение, изменение рыночной конъюнктуры, ликвидация предприятия и т.п.) уровень его доходов снизится, и он не сможет погасить кредит [19, с. 22]. Похожая ситуация произошла совсем недавно ‬мировой финансовый кризис лишил работы тысячи людей как во всеммире, так и в России, расплатиться с кредитами стало особенно трудно.Фонд общественного мнения в 2006 году провел исследование того как часто люди берут кредит, готовы ли они вообще взять деньги взаймы, что их устраивает или не устраивает при использовании кредитов. Только 39% опрошенных пользовались кредитами в начале 2000х годов. При этом взять кредит в магазине допускали для себя 54% опрошенных, в банке меньше ‬39%. Исключали возможность воспользоваться кредитом 42% и 55% участников исследования, соответственно. Скорее всего это связано с широкой рекламой беспроцентных потребительских кредитов на покупки, тогда как банковский кредит ассоциируется с обязательным высоким процентом.Среди достоинств потребительского кредитования респонденты отмечали следующее:

«единственная возможность чтото купить»; «деньги собирать на крупную покупку трудно» ‬23%;

«удобная вещь»; «выгодно дорогостоящую вещь покупать в долг, учитывая инфляцию»‬11%;

частями крупную сумму отдавать легче (8%);

позволяет сразу воспользоваться нужной вещью (2%);

избавляет от необходимости брать деньги в долг (1%);

вообще соответствует мировой практике «весь мир живет в кредит» (1%). Противники кредитов выдвигали такие аргументы, как

невыгодность «большие проценты придетсявыплачивать ‬это невыгодно»; «это на 2030% дороже» ‬13%;

зависимость от кредитора ‬3%;

опасения не расплатиться за кредит ‬2%;

недоверие самой системе кредитования ‬1%[7]. Таким образом мнения людей относительно того, брать или не брать кредит, разделились примерно поровну. Полагаем, скорее всего «боязнь» кредитов потребителями является нормой. Это заложено в менталитете русского человека, не зря же появилась пословица: «По приходу и расходы». Нарушение этой регламентирующей нормы ‬увлечениекредитами для приобретения вещей (в сущности ненужных) ‬отклонение с точки зрения традиционных институтов. «Легкие» деньги, полученные у банка или взятые в долг у знакомых ‬большой соблазн.Однако современная западная цивилизация ‬денежная, нацеленная на экономический рост посредством стимулирования совокупного спроса, искусственного формирования потребностей, максимизации выгоды. И Россия в ходе рыночных реформ восприняла эту ориентацию, превращаясь в общество массового потребления. В итоге в настоящеевремя в обществе обнаружилось следующее противоречие. С одной стороны, часть населения склонна к потребительству и даже шопингомании ‬болезни, с которой необходимо бороться не только индивиду, но и всему обществу. С другой стороны, современные экономические институты стимулируют у человека страсть к покупкам: заманчивая реклама, постоянно меняющаяся мода, возможность легко, без проблем, взять кредит. Необходимы институциональные изменения под эгидой государства в рамках семьи, образования, бизнеса, СМИ и др.Можно предложить ряд рекомендаций, выполнение которых будет способствовать формированию разумной модели потребительского поведения.1. Проведение государственной политики, прежде всего молодежной, ориентированной на духовнонравственное развитие. Политика должна быть направлена на поддержку семьи, организацию детского и молодежного досуга.2. Одним из направлений государственной политики должна стать борьба с коррупцией, введение налога на роскошь, преодоление разрыва в доходах.3. Сократить количество рекламы во время детских передач, мультфильмов, через СМИ необходимо транслировать фильмы, передачи, направленные на информирование потребителя о его правах, о здоровом образе жизни, о возможныхманипуляциях потребительскимповеденийм.4. Проблемы алкогольной, наркотической зависимости необходиморешать комплексно. Не только с помощью антиалкогольных законов, но и усилиями религиозных, общественных объединений, нацеливающих человека на самоконтроль и самовоспитание.5. Ссамого раннего возраста детей необходимо обучать правилам поведения в магазинах, при совершении покупки, а также рассказывать им об их правах и обязанностях как потребителей. Для этого можно проводить ролевые игры, где будут моделироваться различные ситуации, возникающие в повседневной жизни. В игровой форме ребенку прививаются навыки потребительского поведения. На уроках или факультативных занятиях детей надо информировать об их правах и о способах их использования; о рациональном распределении своих доходов. Это делается для того, чтобы в дальнейшем избежать различных проявлений девиантности в потребительской сфере. Во время любых занятий необходимо учить детей критически мыслить, любую ситуацию рассматривать с разных точек зрения, а главное слепо не доверять рекламе, телевизионным передачами т.д.Таким образом в современной России сформировался ряд моделей потребительского поведения, способствующий развитию негативных тенденций в различных сферах жизни общества.Решение этой проблемы состоит в формировании рациональной модели поведения в сфере потребления.

Ссылкинаисточники1. Российский статистический ежегодник 2003: Стат.сб./Госкомстат России М., 2003.2. Российский статистический ежегодник 2014: Стат.сб./Росстат. М., 2014. 3. Фромм Э. Искусство любить. Исследование природы любви. ‬М.: Педагогика, 1990. 4. iPhone 6 и iPhone 6 Plus в России почти распроданы. ‬URL: http://www.vestifinance.ru/articles/47607. [Дата обращения 09.04.2015]5. Веблен Т. Теория праздного класса. ‬М.: Прогресс, 1984. 6. Весь Толстой в один клик. ‬URL:http://www.readingtolstoy.ru/quotation/work/RechvObshhestvelyubitelejrossijskojslovesnosti. [Дата обращения 17.03.2015]7. База данных ФОМ ‬URL:http://bd.fom.ru. [Дата обращения 17.03.2015]8. Доклад ВОЗ о глобальной табачной эпидемии. ‬URL: http://whqlibdoc.who.int/hq/2011/WHO_NMH_TFI_11.3_rus.pdf. [Дата обращения 17.03.2015]9. Федеральная служба государственной статистики ‬URL: www.gks.ru. [Дата обращения 17.03.2015] 10. Аналитическая справка о наркоситуации в России.‬URL: http://fskn.gov.ru

[Дата обращения 09.04.2015] 11. Общественное мнение ‬2014. ‬М.: ЛевадаЦентр, 2015. 12. Социально значимые заболевания населения России в 2013 году (статистические материалы). ‬М.: Министерство здравоохранения РФ, 2014. 13. Зависимость от азартных игр. ‬URL: http://www.fightaddiction.info/gamblingadd/ru/rugafacts.html. [Дата обращения 17.03.2013] 14. Мобильные игроманы в России. ‬URL: http://superomsk.ru/news/10968.

[Дата обращения 17.03.2015]15.Доходы социальных сетей. URL: http://wu3uk.ru/computer/internet/dohodysocialnyhsetey.html[дата обращения 28.01.2014].16. Россияне проводят в социальных сетях не так много времени. URL: http://pitbit.ru/news/internet/rossiyane_provodyat_v_sotsialnykh_setyakh_ne_tak_mnogo_vremeni/[дата обращения 28.01.2013]. 17. Как зарабатывают социальные сети. URL: http://internetua.com/kakzarabativauatsocialnieseti[дата обращения 28.01.2014].18. Бодрийяр Ж. Система вещей. ‬М.: Рудомино, 2001.19. Стребков Д.О. Между долгом и кредитом: различные модели кредитного поведения населения // Социс. ‬2004. №6. ‬С.20 ‬30.