Методические рекомендации по гигиене голосового аппарата в процессе сольного пения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Борисова Т. С., Белоусенко М. И. Методические рекомендации по гигиене голосового аппарата в процессе сольного пения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1801–1805. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85361.htm.
Аннотация. На тему «гигиена голоса» написано очень много трудов, и не хотелось бы повторять других авторов, но об элементарном соблюдении голосового режима и требованиях к голосовому аппарату, о некоторых методических рекомендациях в процессе пения хотелось бы сказать несколько слов. Это даст возможность изучающим вокал более бережно относиться к своему голосу.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Борисова Татьяна, студентка кафедры музыкального образования, Белгородский государственный институтискусств и культуры

Научныйруководитель ‬профессоркафедрымузыкальногообразования БГИИКБелоусенко М.И.

Методические рекомендации по гигиене голосав процессе сольного пения

Аннотация. На тему «гигиена голоса» написано очень много трудов, и не хотелось бы повторять других авторов, но об элементарных соблюдениях голосового режима и требованиях к голосовому аппарату,о некоторых методических рекомендациях в процессе пения, хотелось бы сказать несколько слов.Это даст возможность изучающим вокал,более бережно относитьсяк своему голосу.

Ключевые слова: гигиена, голосовые связки, режим, форсирование, нагрузка, диапазон

Пояснительная записка

Что такое голос? Для чего нужно соблюдатьгигиену голоса и из какихтребований она складывается? Как же избежать потери голоса?

Голос ‬господний дар, который даётся каждому человеку от рождения природой. Но природа так распорядилась, что женский голос более нежный звучащий на целую октаву выше от мужского голоса, а голосовые связкисопрано, способнывоспроизводить звук в диапазоне трёх октав. Мужской голосимеет свои отличительные особенности в анатомическом строении вотличии от женского голоса. Помимоосновных голосовых связок, у мужчин есть ещё и так называемы «ложные связки» при помощи которых мужской голос может петь «фальцетом» в верхних октавах. Для любого типа голоса существуютиндивидуальныеиобщиетребованияпо гигиене голоса. Чтобы такой хрупкий инструмент как голос служил верой и правдой вамдолгие годы, что бы был всегда в надлежащем певческом состоянии, необходимо помнить, что дляподдержанияего работоспособности требуются систематические занятия с педагогом или без него, атакже рациональность построения своей жизни итворческой работы.

Жизнь вокалиста, как и любого другого человека, должна протекать размеренно, без сильных физических нагрузок и психологических травм.

Важен полноценный отдых.Хороший сон сопровождается приливом энергии, бодрости, желанием двигаться и работать. Эффективным отдыхом считается сон продолжительностью в 78 часов.

Так же, безусловно, для вокалиста одним из важнейших пунктов гигиены голоса является полноценное питание, однако, во избежание раздражения слизистой полости рта и глотки необходимо с осторожностьюупотреблять или вообще исключить из рациона острые, излишние горячие, также холодные блюда и напитки.Помимо этого, не стоит забывать, а точней необходимо воздерживаться от пагубных привычек, таких как курение и алкоголь, именно они наносят серьезный вредголосовым связкам…. В процессе пения на сцене у малоопытных исполнителей изза повышенного волнения появляется сухостьво рту, першение и даже кашель. Что бы избежать этого неприятного явления, в паузах рекомендую несколько раз прикусить кончик языка.Эта процедуравызываетслюноотделение и таким образом можно избежать сухости. Основным требованиемк голосовому режиму остаётся умеренная нагрузкана связки (не петь форсированным звуком). У подростковчётко отслеживатьпрохождение мутационного периода. Немаловажнымэлементом для поддержания голосовых связок в так называемом тонусе (в рабочем состоянии), регулярно использоватьпение вокальных упражнений, от примарного тона до предельно высоких и предельно низких нот.Настоятельнорекомендую в процессезанятий вокалом, активно использоватьдыхательные упражненияА.Н. Стрельниковой, принципкоторых основан на активном вдохе воздуха и таком же выдохе. При этом происходит активный приток кислородак голосовым связкам, что благотворно влияетнасостояниене только связок, новсегоголосового аппарата.Такое упражнение является хорошей процедурой дляполнойвентиляция лёгких,и лечебной процедурой для всего организма.В начальной стадии обучения вокалу, педагогобязан точно определить тип голоса,от этого зависитбудущее исполнителя. Необходимо помнить,чтоопределениепроисходитсначала по тембру, а потомпо диапазону.Если определение типа голосапроисходит не верно, над исполнителем нависает угроза или полной потери голоса, или образования на связках «певческих узелков»,которые удаляются только хирургическим путём..В процессе обучения, нагрузкуна голосовой аппаратпроизводить постепенно,равномерно.Особеннооб этом важно помнить при пении вокальных упражнений. Для поддержания работоспособности и продуктивности голосовых связок, необходимо делать перерыв в творческой деятельности, посколькумолчание тожеявляется важным элементомгигиены голоса,в процессе которого происходитрегенерацияголосового ресурса (восстановлениеработоспособностисвязок).Например,во время отпускногопериодаисключить любую возможность пения, даже на бытовом уровне. Известенфактполного молчанияИ.С.Козловскогоперед спектаклем за целую неделю и общения с женой и окружающими через записки.Несколькорекомендаций на случайзаболевания:1.Половину измельчённого лимона смешатьсоднойстоловойложкоймёда. Держать во ртуближек заднейстенкеглотки 35 мин проглотить. 2. Для общего укрепления мышц связок полоскание горламорской водой. Дышатьморскимвоздухом. 3. Изсериинародноймедицины: Настакан горячегомолока одна столовая ложкаводки. Питьпередсном. 4. Два желткасмешатьс 50г. мёда, плюс 30г. коньяка. Принимать 4 раза всутки по одной чайной ложке.

Заключение

Для изучающихтакой предмет, как вокал необходимобережно относиться к своему голосу. Не идти на поводу у своего желания, когда очень хочется выпитьпрохладительный напиток, или скушать мороженое. При этом надо помнить, что восстановление работоспособности голосаможет длиться недели, а то и месяцы.

Ссылки на источники1.М. Щетинин«Дыхательная гимнастика А. Н. СтрельниковойИзд. Метафора Москва 2007.2.О. Павлищева«Методикапостановкиголоса»Изд. МузыкаМоскваЛенинград.19643.В.Емельянов«Развитиеголоса,координацияи тренинг» Изд.Лань СПетербург Москва2004.