Некоторые проблемы правового регулирования трудовых отношений военнообязанных граждан

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Топорин В. С. Некоторые проблемы правового регулирования трудовых отношений военнообязанных граждан // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1811–1815. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85363.htm.
Аннотация. В статье анализируются некоторые проблемы правового регулирования трудовых отношений военнообязанных граждан. В частности, речь идет об основаниях прекращения трудового договора и необходимости на законодательном уровне введения дополнительных гарантий соблюдения прав и законных интересов этой категории граждан.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Топорин Владислав Сергеевич,Студент 3 курса юридического факультета ЧОУ ВО «Южный институт менеджмента», г.Краснодарvlad.toporin@yandex.ru

Некоторые проблемы правового регулирования трудовых отношений военнообязанных граждан

Аннотация.Встатье анализируются некоторые проблемы правового регулирования трудовых отношений военнообязанных граждан.В частности, речь идет об основаниях прекращения трудового договора и необходимости на законодательном уровне введения дополнительных гарантий соблюдения прав и законных интересов этой категории граждан.Ключевые слова: трудовые правоотношения военнообязанных, правовой статус военнообязанных, Трудовой Кодекс РФ, трудовые правоотношения.

Все свои функции государство какофициальный представитель народа реализует через систему государственной службы, обеспеченную за счет бюджетного финансирования, содержанием которой является обеспечение исполнения полномочий государственных органов, оборона страны, охрана правопорядка.Внастоящее время базовым законодательным актом, определяющим и регулирующим вопросы государственной службы, является Федеральный законот 27 мая 2003 г. N 58ФЗ "О системе государственной службы", согласно которому государственная служба включает в себя следующие виды:

государственная гражданская служба;

военная служба;

правоохранительная служба[8.С. 282 291].В соответствии со статьей 59 Конституции РФ, защита Отечества является долгом каждого гражданина РФ[1]. Исполняется этот долг посредством несения военной службы, а если несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию гражданина, посредством несения в соответствии с федеральным законом альтернативной гражданской службы.

Отличительными признаками военной службы принято называть следующие:1) ее предназначенность, т.е. возможность применения специальных (военных) методов для решения поставленных задач, использование для этого средств вооруженной борьбы; 2) исполнение военной службы не только в добровольном порядке, но и по призыву как форме воинской обязанности, являющейся юридической обязанностью части населения государства[7],3) специфика выполняемых задач и функций вобласти обороны и военной безопасности;4) Наличие специальных принципов в организации военной службы;5) особые условия службы, нередко сопряженные с риском для жизни и здоровья;6) регулирование военнослужебных отношений общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации. Уставвнутренней службы определяет, что единоначалие является одним из основных принципов строительства Вооруженных Сил, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими;7) особые условия и порядок поступления на военную службу, ее прохождения, присвоения воинских званий, назначения на должности, возложения временного исполнения обязанности по воинской должности, зачисления в распоряжение командира (начальника), освобождения от воинских должностей, увольнения с военной службы;8) особый порядок привлечения к юридической ответственности;9) специальное обеспечение (денежное довольствие, социальные гарантии, форма)[9. С. 1133 1141].Как известно, наше государство идет на постепенное сокращение сроков военной службы привычные два года службы по призыву в 2007 году были сокращены до полутора лет, а с 2008 года и вовсе до одного года (Федеральный закон от 6 июля 2006 г. № 104ФЗ)[5]. И, тем не менее, до полного перехода нашей армии на контрактную систему еще далеко. А соответственно, проблема обеспечения принудительного призыва на военную службу пока остается актуальной.

Ежегодно под призыв попадают тысячи военнообязанных граждан Российской Федерации, среди них тысячи работников. В настоящее время на территории России начался весенний призыв на военную службу. Он проходит в период с 1 апреля по 15 июля 2015 года. За это время на военную службу будет призвано 154 145 человек сроком на один год[6].Однако стоит упомянуть, что некоторые граждане не подлежат призыву в Вооруженные Силы РФ, а именно:

освобожденные от исполнения воинских обязанностей;

освобожденные от призыва на военную службу;

имеющие отсрочку от призыва на военную службу;

не подлежащие призыву на военную службу.Так, освобождаются от призыва на военную службу граждане, признанные негодными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу[3].Отметим, что, в соответствии с пунктом 3 статьи 10Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76ФЗ установлено, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности израсчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с УказомПрезидента Российской Федерации) один день военной службы за два дня работы[4].Также следует обратить внимание на то, что при поступлении на военную службу, граждане, согласно п. 7 ст. 10 ФЗ «О статусе военнослужащих» частично ограничиваются в гражданской правоспособности. Так, например, согласно данному положениювоеннослужащие не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммерческими организациями. В свою очередь запрет военнослужащему призывнику находиться в трудовых отношениях с работодателем в действующем законодательстве отсутствует. Однако на данный момент, призыв или поступление, как на военную, так и на альтернативную гражданскуюслужбу является безусловным основанием для прекращения трудового договора. Нормы статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации, одним из обстоятельств прекращения трудового договора закрепляют призыв работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу[2].В целях реализации задач, поставленных государством в сфере социальной защиты, при увольнении работника по данному основанию ему выплачивается выходное пособие в размере 2х недельного заработка.Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента РФ. Юридическим актом, лежащим в основе прекращения трудового договора по п.1 ст. 83 ТК РФ является решение военного комиссариата о призыве на военную или альтернативную гражданскуюслужбу. Актуальность данной идеи сложнопереоценить, ввиду того что, вследствие закрепления Трудовым Кодексом п.1 ст. 83 ТК РФ, работники, попадающие под призыв, исполняя свой долг перед отечеством претерпевают сложности и проблемы, заключающиеся в том, что они теряют свою работу и остаются фактически ни с чем, а это приводит к серьезным социальным проблемам, что несомненно негативно сказывается на отношении к военной службе, желании работников вступать в ряды военнослужащих, ведь большинство граждан, учитывая уровень безработицы в России и сложность в поисках подходящей работы, не желают терять свою работу, а в связи с этим делают все возможное для того, что бы не попасть под призыв в ряды Российской армии.Цель данной статьи –обратить внимание Общества на необходимость дополнительнойзащитысоциальных прав работников, подлежащих призыву в Вооруженные силы Российской Федерации. Данные изменения урегулируют трудовые правоотношения между работником и работодателем в части сохранения за работникомпризывником место работы (должность). Законопроект будет предоставлять работникам, подлежащим призыву на военную службу, возможность сохранить за собой рабочее место, таким образом работник, неся воинскую службу, будет временно отстранен от исполнения своих трудовых обязанностей, а работодатель будет лишен права нарасторжениетрудового договора, в следствие воинского призыва его работника.Считаем, что было бы целесообразновнести изменения в ст. 83 Трудового Кодекса Российской Федерации, убрав п. 1 данной статьи,согласно которому, основанием для расторжения трудового договора является «призыв работника, на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу, а также в ст. 76 Трудового Кодекса, добавив в перечень обстоятельств, согласно которым работодатель обязан отстранить работника от работы –призыв работника на воинскую службу, или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу.Более того, проведя опрос среди студентов 25 курсов юридического факультета ЧОУ ВО «Южный Институт Менеджмента», оказалось, что на данный период времени 35% всех опрошенных респондентов являются работниками и у них заключен трудовой договор с работодателем, при этом на 45 курсах 60% студентов работают, из них 3\4 опрошенных работают по специальности. В связи с этим нам стало очень интересно, как они отнеслись бы к данному законопроекту, если бы он был принят, а именно респондентам был задан вопрос: «Чувствовали бы вы себя, как работникипризывники увереннее, если бы знали, что вслучае призыва в армию трудовой договор с ними не расторгнут» 95% студентов ответили –«да». Следующий вопрос звучал таким образом: « В случае, если при призыве в армию трудовой договор с вами расторгаться не будет, положительно бы это сказалось на вашей готовности служить в рядах вооруженных сил РФ?», на что 80% респондентов ответили «Да», 15% –«Нет» и 5% сообщили, что им все равно.Таким образом, по нашему мнению, данные поправки помогут обеспечить сохранение работниками подлежащих воинскому учету работу и увеличить количество призывников, тем самым уменьшив общее число граждан избегающих военную службу. Данная поправка придаст защищенность тысячам работников, которые ожидают призыва на военную службу, даст им надежду и уверенность в завтрашнем дне. Принятие данного Федерального Закона не приведет к серьезным финансовым затратам, но при этом поможет решить некоторые социальные проблемы граждан, подлежащих воинскому призыву.

Ссылки на источники1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6ФКЗ, от 30.12.2008 №7ФКЗ, от 05.02.2014 №2ФКЗ, от 21.07.2014 №11ФКЗ)// СЗ РФ, 04.08.2014, №31, ст. 4398.2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197ФЗ(ред. от 31.12.2014)(с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015)// СЗ РФ , 07.01.2002, N№1 (ч. 1), ст. 3.3. Федеральный закон от 28.03.1998 №53ФЗ (ред. от 30.03.2015) «О воинской обязанности и военной службе»//СЗ РФ, 30.03.1998, №13, ст. 1475.4. Федеральный закон от 27.05.1998 № 76ФЗ(ред. от 24.11.2014)«О статусе военнослужащих» //СЗ РФ, №22, 01.06.1998, ст. 2331.

5. Федеральный закон от 06.07.2006 №104ФЗ (ред. от 24.10.2007, с изм. от 14.10.2014) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву»// СЗ РФ, 17.07.2006, №29, ст. 3122.6. Указ Президента РФ от 25.03.2015 №160»О призыве в апреле июле 2015 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву»// СЗ РФ, 30.03.2015, № 13, ст. 1908.7. Кудашкин А.В. Статья: Квопросу о сущности военной службы и ее месте в системе государственной службы// «Право в Вооруженных Силах», №8, 2003.8. Москалев А.В., Бусыгин Л.И. Право государственных служащих на включение в стаж времени нахождения на военной службе // Вестник Пермского Университета. Юридические науки. 2013. №4. С. 282 291.9. Полевец И.М. Особенности военной службы // Административное и муниципальное право. 2014. №11. С. 1133 1141.