Проблемы российского инновационного бизнеса в современных условиях хозяйствования
Выпуск:
ART 85372
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Зозуля
Д.
М.,
Лисицин
В.
Г.,
Голивкина
П.
Б.,
Милованова
В.
С.,
Мозгалева
А.
А.,
Поварова
М.
Е. Проблемы российского инновационного бизнеса в современных условиях хозяйствования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
1856–1860. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85372.htm.
Аннотация. В статье авторы рассматривают актуальные проблемы российского инновационного бизнеса, включая вопросы коммерциализации, маркетинга инноваций, управления инновационными рисками, а также развития инновационных кластеров. Предложен ряд решений с учетом современных тенденций развития экономики страны.
Ключевые слова:
инженерный маркетинг, инновационная инфраструктура, маркетинговая информационная система, коммерциализация инноваций, инновационный бизнес, бизнес-модель, инновационный риск, инновационный кластер
Текст статьи
Зозуля Дарья Михайловна,кандидат экономических наук, доцент Донской государственный технический университет, г. РостовнаДонуdaria_zozulya@mail.ru
Лисицин Валерий Геннадьевич,кандидат экономических наук, доцент Донской государственный технический университет, г. РостовнаДонуvalis007@mail.ru
Голивкина Полина Борисовна,студентка третьего курса направления Инноватика Донской государственный технический университет, г. РостовнаДонуpolinagolivkina@yandex.ru
Милованова Вера Сергеевна,студентка третьего курса направления ИнноватикаДонской государственный технический университет, г. РостовнаДонуvera.milovanova1@yandex.ru
Мозгалева Анастасия Андреевна,студентка третьего курса направления ИнноватикаДонской государственный технический университет,г. РостовнаДонуmozgalevaa@mail.ru
Поварова Мария Евгеньевна,студентка третьего курса направления ИнноватикаДонской государственный технический университет, г. РостовнаДонуasham15@yandex.ru
Проблемы российского инновационного бизнеса в современных условиях хозяйствования
Аннотация. В статье авторы рассматривают актуальные проблемы российского инновационного бизнеса, включая вопросы коммерциализации, маркетинга инноваций, управления инновационными рисками, а также развития инновационных кластеров.Предложен ряд решений с учетом современных тенденций развития экономики страны.Ключевые слова: инновационный бизнес, инновационная инфраструктура, коммерциализация инноваций, инженерный маркетинг, бизнесмодель, маркетинговая информационная система, инновационный риск, инновационный кластер.
Как известно, российская экономика развивается в капиталистических условиях сравнительно недолго и для обеспечения эффективности ее развития в стране исследуются и адаптируются различные западные модели, факторы и инструменты управления, маркетинга, планирования и пр. До настоящего кризиса рубля, вызванного, по мнению экспертов, снижением цены на нефть и введением санкций США и ЕС против России по политическим мотивам, в России наблюдался стабильный прирост валового внутреннего продукта, который отражает благоприятное, в целом, социальноэкономическое развитие страны. Однако многие из проведенных исследований (как, например, исследование экспорта топливноэнергетических ресурсов как фактора социальноэкономического развития России, проведенного Ю.С. Токтамышевой) показывают, что, по большей части, такой прирост ВВП является результатом экспорта природных ресурсов [1]. Экономика России на современном этапе развития показывает свою неэффективность в большинстве отраслей промышленности, недостаточное развитие сферы услуг. Попрежнему наблюдаемая зависимость страны от экспорта нефти, газа, металлов и прочего сырья требует преодоления, особенно в условиях современных острых политических конфликтов между Россией и странами Запада. Одним из основных факторов, способствующих развитию многих сфер деятельности, является инновационная активность. Высокая скорость развития перспективных технологий оправдывает тенденции к формированию инновационной экономики в развитых странах мира,в том числе и в России. Однако, как известно, существует ряд барьеров и сложностей на пути развития инновационного бизнеса в нашей стране, к которым авторы относят: проблемы инфраструктуры инноваций: промышленной, организационной, финансовой, кадровой, международной, информационной, рассмотренные в исследовании Д.М. Зозуля [2];сложности, связанные с нехваткой профессионального, должным образом технически, экономически, интеллектуально обученного персонала для работы в области инновационной деятельности [3];проблемы маркетинговой ориентации и коммерциализации разрабатываемых новых технических продуктов, операций, технологий [3, 4].В настоящее время российские предприятия, реализующие деятельность по созданию, производству и продаже высокотехнологичной продукции, испытывают ряд трудностей, связанных с процессами коммерциализации. Под коммерциализацией авторы понимают деятельность, направленную на извлечение прибыли всеми возможными способами из созданных предприятием инновационных продуктов, работ, услуг, технологий. На внутреннем и внешнем рынках российские технологии сталкиваются со значительными стратегическими проблемами коммерциализации инновационных продуктов. Одной из причин таких трудностей считают недостаточную конкурентоспособность России в мировом технологическом пространстве. Среди прочих причин можно назвать следующие специфические особенности российской национальной инновационной системы:слабая восприимчивость экономики к нововведениям;наличие ряда проблем в области инфраструктуры нововведений;недостаточная численность молодых специалистов, занимающихся научными исследованиями и разработкой инновационных технологий;недостаточная эффективность обучения кадров для работы в инновационной сфере в высших учебных заведениях, центрах подготовки, переподготовки и повышения квалификации;проблемы в области коммерциализации новых технологий и продуктов и пр.По мнению авторов, проблемы современного инновационного бизнеса отражены в основных причинахнеэффективной коммерциализации инноваций в России (рисунок1).
Рис.1.Основные проблемы коммерциализации инновационных продуктов в России
Рассмотрим некоторые из представленных проблем. Представляется, что для эффективной реализации всех составляющих инновационной деятельности необходим интеллектуально развитый профессионально обученный персонал, обладающий техническими, экономическими, социальными и маркетинговыми знаниями и навыками. В современных условиях хозяйствования все больше внимания должно уделяться человеческому капиталу, знания и опыт которого проявляются в виде непосредственной производительной силы, поскольку реальными факторами конкурентоспособности предприятий являются внутренние способности организации, в том числе научнотехнические нововведения и человеческий капитал, как важнейший интеллектуальный ресурс. Эволюционный переход к экономике знаний во всем мире сопровождается постоянно возрастающей долей человеческого капитала в его общем объеме. Знания и навыки приобретают критически важную роль, выступая в качестве новых факторов экономического роста [5]. В данных условиях возрастает значимость обучения и образования, в том числе так называемое сбалансированное обучение будущих профессионалов техническим, экономическим и социальным наукам. Для многих предприятий критически важной являетсяпроблема, связанная с недостаточной эффективностью маркетинговой деятельности, включая маркетинговые исследования, формирование и использование маркетинговой информационной системы на предприятии, продвижение и работу с потребителями до, во время и после продажи им товаров. Смежной проблемой можно считать не всегда достаточный качественный уровень и конкурентоспособность создаваемых продуктов, которые предлагаются рынку. Решение данных проблем, по мнению авторов, может заключаться в соответствующем обучении управленческого и технического персонала предприятия маркетингу инженерной деятельности, обеспечивающему рыночноориентированный подход к решению всех возникающих в деятельности предприятия научнотехнических, организационных, производственных и социальных задач в соответствии с подходом, предложенным Т.П. Любановой и Д.М. Зозуля [3].В данной работе авторы подчеркивают значимость маркетинговой информационной и коммуникационной системы (МИКС), которая должнаобеспечиватьдостижение следующих четырехцелейорганизации (рисунок 2):1.Маркетинговая ориентация всей деятельности предприятия на базе взаимодействия инженерных работников и маркетинговых специалистов, отслеживаниярынканаучнотехнических нововведений, разработки и внедрениявостребованных инноваций;2.Автоматизация –контроль всех основных процессов и потоков информации;3.Информатизация и коммуникации. Под информатизацией понимают организационный, социальноэкономический и научнотехнический процесс, обеспечивающий условия для формирования и использования информационных ресурсов, а также поддержки коммуникационных процессов. В данном аспекте МИКС позволит обеспечить постоянный доступ к релевантной информации путем создания, расширения, обновления баз данных по интересуемым вопросам. Коммуникации обеспечивают локальную и Интернетсвязь между всеми участниками процесса.4.Трансформация как изменение, преобразование, превращение и развитие благодаря применению информационных технологий и систем.
Рис. 2.Компоненты, обеспечиваемыеМИКС
Быстродействие коммуникаций и умение владеть информацией значительно увеличат эффективность маркетинга промышленного предприятия, посколькуинформационныетехнологиипредоставляют коммуникационные и программные возможности предприятию для его связи с внешней средой.Необходимоотметить, что вопросы, связанные с недостаточной маркетинговой активностью и ориентацией всей деятельности предприятия на потребителя неразрывно связаны с проблемами обеспечения соответствующего уровня качества продукции. Представляется, что российским промышленным предприятиям, находящимся в поиске методов повышения качества продукции и создания конкурентных преимуществ, необходимо разработать свой собственный путь, который позволит обеспечить эффективность и конкурентоспособность их функционирования. С этой позиции особый интерес представляет проблема разработки и реализации бизнесмодели промышленного предприятия, рассмотренной в работе Д.М. Зозуля[6]. По результатам проведенного исследования была разработана бизнесмодель развития промышленного предприятия, основанная на концепции комплекса инженерного маркетинга(рисунок 3), позволяющая моделировать бизнеспроцессы с учетом ряда элементов, в частности: ключевых партнеров, ключевых действий, ключевых ресурсов, предложения ценности потребителю, взаимоотношений с потребителем, рыночных сегментов, каналов продвижения, структуры затрат и доходов предприятия.Рис. 3.Бизнесмодель развития промышленного предприятия, основанная на концепции комплекса инженерного маркетинга
Авторы полагают, что на основе представленной бизнесмодели для каждого конкретного промышленного предприятия возможно разработать уникальную бизнесмодель, позволяющую достичь конкурентных преимуществ и обеспечить эффективную реализацию научнотехнического потенциала персонала предприятия.Другими проблемами инновационного бизнеса также считают недостаточную реализацию инновационного потенциала, проблемы информационной безопасности, нехватку финансовых средств на разных стадиях реализации инновационных проектов и пр. Проблемы подобного рода часто возникают по причинам недостаточного учета инновационных рисков, связанных с повышенной неопределенностью инновационной сферы. Для обеспечения эффективного управления инновационными рисками, необходимо учитывать всё их многообразие. Keypartners(Ключевые партнеры)
Поставщики комплектующих
Банки и другие финансовые организации
ВУЗыKeyactivities
(Ключевые действия)
Удовлетворение потребителя
Технические решения по продукции, производственному процессу, продвижению, организации и оснащению места продажи
Проведение и участие в PRмероприятиях
Реализация онлайн возможностей
Применение ИТ
Valueproposition(Предложение ценности)
Инновационные продукты, услуги или работы
Персонификация потребителя
Customerrelationships(Взаимоотношения с потребителями)
Кастомизация
Участие потребителя в разработке,производстве и модернизации инновационной продукцииCustomersegments
(Сегментырынка)
Потребители материальной, интеллектуальной продукции, услуг и работ на рынке научнотехнических нововведений
Keyresources(Ключевые ресурсы)
Высококвалифицированный инженерный персонал с рыночным мышлениемChannels(Каналы)
Оффлайн встречи
Онлайнканалы
Coststructure
(Структура затрат)
Затраты на разработку, производство и реализацию продукции
Затраты на обучение персонала
Revenuestreams(Потоки доходов)
Прибыль от успешной коммерциализации инновационной продукции
Авторы классифицируютриски по стадии инновационного процесса следующим образом:1.Группа рисков на стадии создания инновационного проекта(риск отбора инновационной идеи, риск разглашения информации, риск наличия аналогов, риск недостаточно квалифицированной разработки и оформления документации инновационного продукта и пр.).2.Группа рисков на стадии освоения результатов инновационного проекта(риск невозможности освоения разработки, производственные риски).3.Группа рисков на стадии распространения результатов инновационного проекта(риск имитации инновационного продукта конкурентами, риск несоответствия документации требованиям лицензирования, патентования, другой правовой охраны, риск ценообразования и т.д.). Важно подчеркнуть, что для инновационного бизнеса выбор идеи имеет принципиальное значение ифактически является залогом будущего успеха проекта или его неудачи. По мнению авторов, постоянный поиск новых идей является «двигателем» инновационного бизнеса и научнотехнического прогресса вцелом. На основе адаптации различных подходов авторамисоставлен алгоритм генерации и отбора инновационной идеи, представленный на рисунке 4.
Рис.4.Алгоритм генерации и отбора инновационной идеи
Как видно из рисунка 4, первым этапом алгоритма является постановка проблемы, затем проводится ее анализ и определение общей темы работ. На третьем этапе формируются цели и задачи инновационного проекта. Далее проводятся необходимые маркетинговые исследованиярынка научнотехнических нововведенийдля определения реальных потребностей рынка, результаты которых являются исходным материалом для разработки инновационной идеи. На пятом этапе происходит выбор основных идей с применением качественных и количественных методов анализа. Затем на шестом этапе проводится полный анализ факторов реализуемости идеи, чтобы на седьмом этапе оптимально выбрать одну перспективную, актуальную и реализуемую идею. Такой алгоритм является 4.Маркетинговые исследованиярынка нововведенийРыночные потребностиНаучнотехнические возможностиПроизводственные возможностиФинансовая средаПравовые ограниченияВременные ограниченияЭкологические факторы1.Постановка проблемы2.Анализ поставленной проблемы3.Формулировка общей темы, а также целей и задач разработки5.Выбор основных идей из возможных путем их анализа6.Анализ факторов реализации отобранных идей7.Выбор одной перспективной и реализуемой идеи инновационного проектаКачественные методыМетод экспертных оценокСинектикаМозговой штурмКоличественные методыТеория вероятностиМатематическая статистикаКонтрольные вопросыМорфологический анализПсихоэвристическое программирование
циклическим, так как каждая выбранная идея может стать основой для нового поиска и отбора. По мнению авторов, применение специалистами данного алгоритма позволяет значительно снизить риск выбора неудачной инновационной идеи. Представленный алгоритм апробирован в учебном процессе в ходемоделирования инновационного проекта.Наконец, ряд проблем организационного и финансового характера могут быть решены путем объединения малых и средних инновационных предприятий в так называемые «инновационные кластеры», которые представляют собойцеленаправленно сформированную группу предприятий, функционирующихна базе центров генерации научных знаний и бизнесидей, подготовки высококвалифицированных специалистов. Особый интерес представляет возможность кластера выстраивать замкнутую технологическую цепочку –от создания продукта до его производства и вывода на рынок. Необходимо отметить, что идея создания кластеров дошла до России только в 2011 году. В 2012 году была запущена программа субсидирования пилотных инновационных кластеров, в 2013м –13 кластеров получили 1,3 млрд. рублей субсидий, а в 2014м –2,5 млрд. рублей было распределено между 25 кластерами. Вавгусте 2012 года Правительством Российской Федерации был утвержден проект перечня инновационных кластеров, в который вошли 25 перспективных инновационных территориальных кластеров, представленныев таблице 1. Таблица 1Отраслевая ориентация инновационных кластеров России
№п/пКластерыОтраслевое направлениеЯдерные и радиационные технологииПроизводство летательных и космических аппаратов, судостроениеФармацевтика, биотехнологии и медицинскаяпромышленностьНовые материалыХимия и нефтехимияИнформационные технологии и электроника1Авиастроение и судостроение
+
2Автомобилестроение и нефтехимия
+
3Аэрокосмический кластер
+
4Биотехнологический кластер
+
5Биофармацевтический кластер
+
6«Дубна»+
7ЗАТО г. Железногорск+
8«Зеленоград»
+9Инновационный кластер информационных и биофармацевтических технологий
+
+10«Камский»
+
11Кластер медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий
+
+12
Комплексная переработка угля
+
13Нефтехимический
+
1Развитие
+4информационных технологий, радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций15Саровский инновационный+
16
Судостроительный
+
17«Технополис «Новый Звездный»»
+
18Титановый
+
19«Троицк»
+
20«УльяновскАвиа»
+
21Фармацевтика, биотехнологии и биомедицина
+
22Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии
+
+23«Физтех XXI»
+
24Эффективная светотехника
+25Ядерный+
Отобранные кластеры располагаются на территориях с высоким уровнем концентрации научнотехнической и производственной деятельности. В их число входят, в частности, ряд наукоградов и территорий базирования особых экономических зон, закрытых территориальных образований, включая г. Зеленоград, г. Дубна, г. Пущино, г. Обнинск, г. Троицк, г. Саров, г. Железногорск, г. Димитровград, а также агломерации СанктПетербурга, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Самары, Томска, Перми, Ульяновска, Нижнекамска, территории в составе Хабаровского и Алтайского краев, Архангельской области, республик Мордовия и Башкортостан. Деятельность кластеров охватывает шесть основных отраслей, включая ядерные и радиационные технологии, судостроение и производство летательных, космических аппаратов, фармацевтику, биотехнологии и медицинскую промышленность, новые материалы, химию и нефтехимию, информационные технологии и электронику. Очевидно, что для успешного развития инновационного кластера необходим мощный научноисследовательский центр, который позволил бы охватить различные фундаментальные и прикладные исследования. Такими центрами могут служить научные и исследовательские базы, университеты и институты. [7]Российские кластеры создаются на базе уже сформированных научнопроизводственных площадок. Одним из наиболее показательных проектов стал кластер Национальный центр авиастроения «Жуковский». «Сколково» при интенсивной поддержке правительства станет источником экономически эффективных инновационных проектов. Появление и развитие различных кластеров и инновационных площадок свидетельствует о том, что правительство стремится активно поддерживать перспективные производства и научные исследования, как путем предоставления финансовой помощи, так и попытками формирования благоприятных условий для продвижения и развития продукции различных технологических платформ.В заключение авторы отмечают необходимость и значимостьпреодоления ряда трудностей в области реализации инновационной деятельности в России, особенно в современных условиях хозяйствования.Рассмотренные встатье варианты решений разработаны авторами с учетом маркетинговой ориентации технических решений, направленности на обучение высококвалифицированных кадров(способных эффективно работать в сфере инновационного бизнеса), принятия во внимание инновационных рисков и отбора перспективных идей инновационных проектов. При этом, важную роль в повышении эффективности российского инновационного бизнесадолжно играть правительство страны, обеспечиваяподдержку в виде развития инновационной инфраструктуры, укрепления взаимосвязей между университетами, предприятиями, научноисследовательскими и проектными организациями, сокращения оттока квалифицированных кадров за границу, популяризации инноватики, формирования нормативной базы функционирования национальной инновационной системыи т.д.
Ссылки на источники1.Токтамышева Ю.С. Экспорт топливноэнергетических ресурсов как фактор социальноэкономического развития России // Бизнес. Образование. Право: вестник Волгоградского института бизнеса. Волгоград, 2014. –№2 (27). С. 240 –246.2.Зозуля Д.М. Инфраструктура инновационного бизнеса в России: проблемы и решения // Концепт (научнометодический электронный журнал). 2013. №34. С. 11011105.3.Любанова Т.П., Зозуля Д.М. Инженерный маркетинг как новая парадигма в эволюции маркетинга и инструмент инновационного развития организации: монография / Т.П. Любанова., Д.М. Зозуля и др. –Ростов н/Д: издательский центр ДГТУ, 2011.4.Зозуля Д.М., Гаценко В.П. Некоторые аспекты формирования инструментария инженерного маркетинга (маркетинга научнотехнических нововведений. // Наукоемкие технологии. 2014. №7. С. 4449.5.Экономика знаний: коллективная монография / Под ред. Колесова В.П. –М.: ИНФРАМ, 2008.6.Проблемы современного маркетинга в экономике России: коллективная монография // под редакцией Н.М. Ованесян. –РостовнаДону: изд. центр ДГТУ, 2014. 7.Сараев В. Затерянный кластер. // Журнал Эксперт. 2014. №51 (928). С. 3137.
Лисицин Валерий Геннадьевич,кандидат экономических наук, доцент Донской государственный технический университет, г. РостовнаДонуvalis007@mail.ru
Голивкина Полина Борисовна,студентка третьего курса направления Инноватика Донской государственный технический университет, г. РостовнаДонуpolinagolivkina@yandex.ru
Милованова Вера Сергеевна,студентка третьего курса направления ИнноватикаДонской государственный технический университет, г. РостовнаДонуvera.milovanova1@yandex.ru
Мозгалева Анастасия Андреевна,студентка третьего курса направления ИнноватикаДонской государственный технический университет,г. РостовнаДонуmozgalevaa@mail.ru
Поварова Мария Евгеньевна,студентка третьего курса направления ИнноватикаДонской государственный технический университет, г. РостовнаДонуasham15@yandex.ru
Проблемы российского инновационного бизнеса в современных условиях хозяйствования
Аннотация. В статье авторы рассматривают актуальные проблемы российского инновационного бизнеса, включая вопросы коммерциализации, маркетинга инноваций, управления инновационными рисками, а также развития инновационных кластеров.Предложен ряд решений с учетом современных тенденций развития экономики страны.Ключевые слова: инновационный бизнес, инновационная инфраструктура, коммерциализация инноваций, инженерный маркетинг, бизнесмодель, маркетинговая информационная система, инновационный риск, инновационный кластер.
Как известно, российская экономика развивается в капиталистических условиях сравнительно недолго и для обеспечения эффективности ее развития в стране исследуются и адаптируются различные западные модели, факторы и инструменты управления, маркетинга, планирования и пр. До настоящего кризиса рубля, вызванного, по мнению экспертов, снижением цены на нефть и введением санкций США и ЕС против России по политическим мотивам, в России наблюдался стабильный прирост валового внутреннего продукта, который отражает благоприятное, в целом, социальноэкономическое развитие страны. Однако многие из проведенных исследований (как, например, исследование экспорта топливноэнергетических ресурсов как фактора социальноэкономического развития России, проведенного Ю.С. Токтамышевой) показывают, что, по большей части, такой прирост ВВП является результатом экспорта природных ресурсов [1]. Экономика России на современном этапе развития показывает свою неэффективность в большинстве отраслей промышленности, недостаточное развитие сферы услуг. Попрежнему наблюдаемая зависимость страны от экспорта нефти, газа, металлов и прочего сырья требует преодоления, особенно в условиях современных острых политических конфликтов между Россией и странами Запада. Одним из основных факторов, способствующих развитию многих сфер деятельности, является инновационная активность. Высокая скорость развития перспективных технологий оправдывает тенденции к формированию инновационной экономики в развитых странах мира,в том числе и в России. Однако, как известно, существует ряд барьеров и сложностей на пути развития инновационного бизнеса в нашей стране, к которым авторы относят: проблемы инфраструктуры инноваций: промышленной, организационной, финансовой, кадровой, международной, информационной, рассмотренные в исследовании Д.М. Зозуля [2];сложности, связанные с нехваткой профессионального, должным образом технически, экономически, интеллектуально обученного персонала для работы в области инновационной деятельности [3];проблемы маркетинговой ориентации и коммерциализации разрабатываемых новых технических продуктов, операций, технологий [3, 4].В настоящее время российские предприятия, реализующие деятельность по созданию, производству и продаже высокотехнологичной продукции, испытывают ряд трудностей, связанных с процессами коммерциализации. Под коммерциализацией авторы понимают деятельность, направленную на извлечение прибыли всеми возможными способами из созданных предприятием инновационных продуктов, работ, услуг, технологий. На внутреннем и внешнем рынках российские технологии сталкиваются со значительными стратегическими проблемами коммерциализации инновационных продуктов. Одной из причин таких трудностей считают недостаточную конкурентоспособность России в мировом технологическом пространстве. Среди прочих причин можно назвать следующие специфические особенности российской национальной инновационной системы:слабая восприимчивость экономики к нововведениям;наличие ряда проблем в области инфраструктуры нововведений;недостаточная численность молодых специалистов, занимающихся научными исследованиями и разработкой инновационных технологий;недостаточная эффективность обучения кадров для работы в инновационной сфере в высших учебных заведениях, центрах подготовки, переподготовки и повышения квалификации;проблемы в области коммерциализации новых технологий и продуктов и пр.По мнению авторов, проблемы современного инновационного бизнеса отражены в основных причинахнеэффективной коммерциализации инноваций в России (рисунок1).
Рис.1.Основные проблемы коммерциализации инновационных продуктов в России
Рассмотрим некоторые из представленных проблем. Представляется, что для эффективной реализации всех составляющих инновационной деятельности необходим интеллектуально развитый профессионально обученный персонал, обладающий техническими, экономическими, социальными и маркетинговыми знаниями и навыками. В современных условиях хозяйствования все больше внимания должно уделяться человеческому капиталу, знания и опыт которого проявляются в виде непосредственной производительной силы, поскольку реальными факторами конкурентоспособности предприятий являются внутренние способности организации, в том числе научнотехнические нововведения и человеческий капитал, как важнейший интеллектуальный ресурс. Эволюционный переход к экономике знаний во всем мире сопровождается постоянно возрастающей долей человеческого капитала в его общем объеме. Знания и навыки приобретают критически важную роль, выступая в качестве новых факторов экономического роста [5]. В данных условиях возрастает значимость обучения и образования, в том числе так называемое сбалансированное обучение будущих профессионалов техническим, экономическим и социальным наукам. Для многих предприятий критически важной являетсяпроблема, связанная с недостаточной эффективностью маркетинговой деятельности, включая маркетинговые исследования, формирование и использование маркетинговой информационной системы на предприятии, продвижение и работу с потребителями до, во время и после продажи им товаров. Смежной проблемой можно считать не всегда достаточный качественный уровень и конкурентоспособность создаваемых продуктов, которые предлагаются рынку. Решение данных проблем, по мнению авторов, может заключаться в соответствующем обучении управленческого и технического персонала предприятия маркетингу инженерной деятельности, обеспечивающему рыночноориентированный подход к решению всех возникающих в деятельности предприятия научнотехнических, организационных, производственных и социальных задач в соответствии с подходом, предложенным Т.П. Любановой и Д.М. Зозуля [3].В данной работе авторы подчеркивают значимость маркетинговой информационной и коммуникационной системы (МИКС), которая должнаобеспечиватьдостижение следующих четырехцелейорганизации (рисунок 2):1.Маркетинговая ориентация всей деятельности предприятия на базе взаимодействия инженерных работников и маркетинговых специалистов, отслеживаниярынканаучнотехнических нововведений, разработки и внедрениявостребованных инноваций;2.Автоматизация –контроль всех основных процессов и потоков информации;3.Информатизация и коммуникации. Под информатизацией понимают организационный, социальноэкономический и научнотехнический процесс, обеспечивающий условия для формирования и использования информационных ресурсов, а также поддержки коммуникационных процессов. В данном аспекте МИКС позволит обеспечить постоянный доступ к релевантной информации путем создания, расширения, обновления баз данных по интересуемым вопросам. Коммуникации обеспечивают локальную и Интернетсвязь между всеми участниками процесса.4.Трансформация как изменение, преобразование, превращение и развитие благодаря применению информационных технологий и систем.
Рис. 2.Компоненты, обеспечиваемыеМИКС
Быстродействие коммуникаций и умение владеть информацией значительно увеличат эффективность маркетинга промышленного предприятия, посколькуинформационныетехнологиипредоставляют коммуникационные и программные возможности предприятию для его связи с внешней средой.Необходимоотметить, что вопросы, связанные с недостаточной маркетинговой активностью и ориентацией всей деятельности предприятия на потребителя неразрывно связаны с проблемами обеспечения соответствующего уровня качества продукции. Представляется, что российским промышленным предприятиям, находящимся в поиске методов повышения качества продукции и создания конкурентных преимуществ, необходимо разработать свой собственный путь, который позволит обеспечить эффективность и конкурентоспособность их функционирования. С этой позиции особый интерес представляет проблема разработки и реализации бизнесмодели промышленного предприятия, рассмотренной в работе Д.М. Зозуля[6]. По результатам проведенного исследования была разработана бизнесмодель развития промышленного предприятия, основанная на концепции комплекса инженерного маркетинга(рисунок 3), позволяющая моделировать бизнеспроцессы с учетом ряда элементов, в частности: ключевых партнеров, ключевых действий, ключевых ресурсов, предложения ценности потребителю, взаимоотношений с потребителем, рыночных сегментов, каналов продвижения, структуры затрат и доходов предприятия.Рис. 3.Бизнесмодель развития промышленного предприятия, основанная на концепции комплекса инженерного маркетинга
Авторы полагают, что на основе представленной бизнесмодели для каждого конкретного промышленного предприятия возможно разработать уникальную бизнесмодель, позволяющую достичь конкурентных преимуществ и обеспечить эффективную реализацию научнотехнического потенциала персонала предприятия.Другими проблемами инновационного бизнеса также считают недостаточную реализацию инновационного потенциала, проблемы информационной безопасности, нехватку финансовых средств на разных стадиях реализации инновационных проектов и пр. Проблемы подобного рода часто возникают по причинам недостаточного учета инновационных рисков, связанных с повышенной неопределенностью инновационной сферы. Для обеспечения эффективного управления инновационными рисками, необходимо учитывать всё их многообразие. Keypartners(Ключевые партнеры)
Поставщики комплектующих
Банки и другие финансовые организации
ВУЗыKeyactivities
(Ключевые действия)
Удовлетворение потребителя
Технические решения по продукции, производственному процессу, продвижению, организации и оснащению места продажи
Проведение и участие в PRмероприятиях
Реализация онлайн возможностей
Применение ИТ
Valueproposition(Предложение ценности)
Инновационные продукты, услуги или работы
Персонификация потребителя
Customerrelationships(Взаимоотношения с потребителями)
Кастомизация
Участие потребителя в разработке,производстве и модернизации инновационной продукцииCustomersegments
(Сегментырынка)
Потребители материальной, интеллектуальной продукции, услуг и работ на рынке научнотехнических нововведений
Keyresources(Ключевые ресурсы)
Высококвалифицированный инженерный персонал с рыночным мышлениемChannels(Каналы)
Оффлайн встречи
Онлайнканалы
Coststructure
(Структура затрат)
Затраты на разработку, производство и реализацию продукции
Затраты на обучение персонала
Revenuestreams(Потоки доходов)
Прибыль от успешной коммерциализации инновационной продукции
Авторы классифицируютриски по стадии инновационного процесса следующим образом:1.Группа рисков на стадии создания инновационного проекта(риск отбора инновационной идеи, риск разглашения информации, риск наличия аналогов, риск недостаточно квалифицированной разработки и оформления документации инновационного продукта и пр.).2.Группа рисков на стадии освоения результатов инновационного проекта(риск невозможности освоения разработки, производственные риски).3.Группа рисков на стадии распространения результатов инновационного проекта(риск имитации инновационного продукта конкурентами, риск несоответствия документации требованиям лицензирования, патентования, другой правовой охраны, риск ценообразования и т.д.). Важно подчеркнуть, что для инновационного бизнеса выбор идеи имеет принципиальное значение ифактически является залогом будущего успеха проекта или его неудачи. По мнению авторов, постоянный поиск новых идей является «двигателем» инновационного бизнеса и научнотехнического прогресса вцелом. На основе адаптации различных подходов авторамисоставлен алгоритм генерации и отбора инновационной идеи, представленный на рисунке 4.
Рис.4.Алгоритм генерации и отбора инновационной идеи
Как видно из рисунка 4, первым этапом алгоритма является постановка проблемы, затем проводится ее анализ и определение общей темы работ. На третьем этапе формируются цели и задачи инновационного проекта. Далее проводятся необходимые маркетинговые исследованиярынка научнотехнических нововведенийдля определения реальных потребностей рынка, результаты которых являются исходным материалом для разработки инновационной идеи. На пятом этапе происходит выбор основных идей с применением качественных и количественных методов анализа. Затем на шестом этапе проводится полный анализ факторов реализуемости идеи, чтобы на седьмом этапе оптимально выбрать одну перспективную, актуальную и реализуемую идею. Такой алгоритм является 4.Маркетинговые исследованиярынка нововведенийРыночные потребностиНаучнотехнические возможностиПроизводственные возможностиФинансовая средаПравовые ограниченияВременные ограниченияЭкологические факторы1.Постановка проблемы2.Анализ поставленной проблемы3.Формулировка общей темы, а также целей и задач разработки5.Выбор основных идей из возможных путем их анализа6.Анализ факторов реализации отобранных идей7.Выбор одной перспективной и реализуемой идеи инновационного проектаКачественные методыМетод экспертных оценокСинектикаМозговой штурмКоличественные методыТеория вероятностиМатематическая статистикаКонтрольные вопросыМорфологический анализПсихоэвристическое программирование
циклическим, так как каждая выбранная идея может стать основой для нового поиска и отбора. По мнению авторов, применение специалистами данного алгоритма позволяет значительно снизить риск выбора неудачной инновационной идеи. Представленный алгоритм апробирован в учебном процессе в ходемоделирования инновационного проекта.Наконец, ряд проблем организационного и финансового характера могут быть решены путем объединения малых и средних инновационных предприятий в так называемые «инновационные кластеры», которые представляют собойцеленаправленно сформированную группу предприятий, функционирующихна базе центров генерации научных знаний и бизнесидей, подготовки высококвалифицированных специалистов. Особый интерес представляет возможность кластера выстраивать замкнутую технологическую цепочку –от создания продукта до его производства и вывода на рынок. Необходимо отметить, что идея создания кластеров дошла до России только в 2011 году. В 2012 году была запущена программа субсидирования пилотных инновационных кластеров, в 2013м –13 кластеров получили 1,3 млрд. рублей субсидий, а в 2014м –2,5 млрд. рублей было распределено между 25 кластерами. Вавгусте 2012 года Правительством Российской Федерации был утвержден проект перечня инновационных кластеров, в который вошли 25 перспективных инновационных территориальных кластеров, представленныев таблице 1. Таблица 1Отраслевая ориентация инновационных кластеров России
№п/пКластерыОтраслевое направлениеЯдерные и радиационные технологииПроизводство летательных и космических аппаратов, судостроениеФармацевтика, биотехнологии и медицинскаяпромышленностьНовые материалыХимия и нефтехимияИнформационные технологии и электроника1Авиастроение и судостроение
+
2Автомобилестроение и нефтехимия
+
3Аэрокосмический кластер
+
4Биотехнологический кластер
+
5Биофармацевтический кластер
+
6«Дубна»+
7ЗАТО г. Железногорск+
8«Зеленоград»
+9Инновационный кластер информационных и биофармацевтических технологий
+
+10«Камский»
+
11Кластер медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий
+
+12
Комплексная переработка угля
+
13Нефтехимический
+
1Развитие
+4информационных технологий, радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций15Саровский инновационный+
16
Судостроительный
+
17«Технополис «Новый Звездный»»
+
18Титановый
+
19«Троицк»
+
20«УльяновскАвиа»
+
21Фармацевтика, биотехнологии и биомедицина
+
22Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии
+
+23«Физтех XXI»
+
24Эффективная светотехника
+25Ядерный+
Отобранные кластеры располагаются на территориях с высоким уровнем концентрации научнотехнической и производственной деятельности. В их число входят, в частности, ряд наукоградов и территорий базирования особых экономических зон, закрытых территориальных образований, включая г. Зеленоград, г. Дубна, г. Пущино, г. Обнинск, г. Троицк, г. Саров, г. Железногорск, г. Димитровград, а также агломерации СанктПетербурга, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Самары, Томска, Перми, Ульяновска, Нижнекамска, территории в составе Хабаровского и Алтайского краев, Архангельской области, республик Мордовия и Башкортостан. Деятельность кластеров охватывает шесть основных отраслей, включая ядерные и радиационные технологии, судостроение и производство летательных, космических аппаратов, фармацевтику, биотехнологии и медицинскую промышленность, новые материалы, химию и нефтехимию, информационные технологии и электронику. Очевидно, что для успешного развития инновационного кластера необходим мощный научноисследовательский центр, который позволил бы охватить различные фундаментальные и прикладные исследования. Такими центрами могут служить научные и исследовательские базы, университеты и институты. [7]Российские кластеры создаются на базе уже сформированных научнопроизводственных площадок. Одним из наиболее показательных проектов стал кластер Национальный центр авиастроения «Жуковский». «Сколково» при интенсивной поддержке правительства станет источником экономически эффективных инновационных проектов. Появление и развитие различных кластеров и инновационных площадок свидетельствует о том, что правительство стремится активно поддерживать перспективные производства и научные исследования, как путем предоставления финансовой помощи, так и попытками формирования благоприятных условий для продвижения и развития продукции различных технологических платформ.В заключение авторы отмечают необходимость и значимостьпреодоления ряда трудностей в области реализации инновационной деятельности в России, особенно в современных условиях хозяйствования.Рассмотренные встатье варианты решений разработаны авторами с учетом маркетинговой ориентации технических решений, направленности на обучение высококвалифицированных кадров(способных эффективно работать в сфере инновационного бизнеса), принятия во внимание инновационных рисков и отбора перспективных идей инновационных проектов. При этом, важную роль в повышении эффективности российского инновационного бизнесадолжно играть правительство страны, обеспечиваяподдержку в виде развития инновационной инфраструктуры, укрепления взаимосвязей между университетами, предприятиями, научноисследовательскими и проектными организациями, сокращения оттока квалифицированных кадров за границу, популяризации инноватики, формирования нормативной базы функционирования национальной инновационной системыи т.д.
Ссылки на источники1.Токтамышева Ю.С. Экспорт топливноэнергетических ресурсов как фактор социальноэкономического развития России // Бизнес. Образование. Право: вестник Волгоградского института бизнеса. Волгоград, 2014. –№2 (27). С. 240 –246.2.Зозуля Д.М. Инфраструктура инновационного бизнеса в России: проблемы и решения // Концепт (научнометодический электронный журнал). 2013. №34. С. 11011105.3.Любанова Т.П., Зозуля Д.М. Инженерный маркетинг как новая парадигма в эволюции маркетинга и инструмент инновационного развития организации: монография / Т.П. Любанова., Д.М. Зозуля и др. –Ростов н/Д: издательский центр ДГТУ, 2011.4.Зозуля Д.М., Гаценко В.П. Некоторые аспекты формирования инструментария инженерного маркетинга (маркетинга научнотехнических нововведений. // Наукоемкие технологии. 2014. №7. С. 4449.5.Экономика знаний: коллективная монография / Под ред. Колесова В.П. –М.: ИНФРАМ, 2008.6.Проблемы современного маркетинга в экономике России: коллективная монография // под редакцией Н.М. Ованесян. –РостовнаДону: изд. центр ДГТУ, 2014. 7.Сараев В. Затерянный кластер. // Журнал Эксперт. 2014. №51 (928). С. 3137.