Креативная индустрия как основа «креативной экономики»: зарубежный инновационный опыт
Выпуск:
ART 85377
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Левченко
И.
И. Креативная индустрия как основа «креативной экономики»: зарубежный инновационный опыт // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
1881–1885. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85377.htm.
Аннотация. Сегодня креативная экономика является особым сектором экономики, основанным на интеллектуальной деятельности. Лидером в креативной экономике становятся зарубежные страны, которые разработали и продолжают в настоящее время разрабатывать правовую базу, стратегические и политические документы развития национальной экономики через экономическое, культурное и социальное взаимодействие. В данной статье рассматриваются технологии креативной экономики на основе зарубежного опыта и определяется потенциал применения креативных технологий в России.
Ключевые слова:
инновационное развитие, индустрия культуры, креативная экономика, креативный класс, экономические процессы
Текст статьи
Левченко Ирина Ивановна,Старший преподаватель кафедры экономики и финансов Смоленского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерацииirina.generous@mail.ru
Креативная индустрия» как основа «креативнойэкономики»: зарубежный инновационный опыт
Аннотация.Сегодня креативная экономика является особым секторомэкономики,основанным на интеллектуальной деятельности. Лидером в креативной экономике становятся зарубежные страны, которые разработали и продолжают в настоящее время разрабатывать правовую базу, стратегические и политические документы развития национальной экономики через экономическое, культурное и социальное взаимодействие. В данной статье рассматриваютсятехнологии креативной экономики на основе зарубежногоопыта и определяется потенциал применения креативных технологий в России. Ключевые слова:креативная экономика, креативный класс, индустрия культуры, инновационное развитие, экономические процессы.
В форме процессов развития креативных индустрий в Россиипроисходит становление производства культурных продуктов,основанное на принципиально иных отношениях между производителями, инвесторами и потребителями. Сегодняпроизводственная парадигма анализа культуры, к которой относится концепция креативных индустрий, сравнительно слабо представленав современной науке. Понятие «креативная экономика» зародилось не в России.После выхода книги ДжонаХокинса«Креативная экономика», стали выделять такое понятие как «креативные индустрии». По Хоккинсу креативная индустрия США представлена следующими направлениями:
НИОКР;
программное обеспечение;
ТВ и радио;
игрушки и игры;
архитектура;
видеоигры;
ремесла;
искусство;
музыка;
издательское дело;
исполнительские искусства;
дизайн;
кино;
реклама;
мода.Указанные индустрии производят интеллектуальную собственность в виде:патентов, авторских прав, торговых марок, оригинальных разработок. Здесь представлены не только направления культуры и искусства, но также и научноисследовательские, опытноконструкторские направления, издательская деятельность, а также программирование.Отметим, что США имеет значительное превосходство в данных креативных отраслях, что объясняется новыми методами и технологиями. Это истало основной причиной усиления их позиций в международной экономической конкуренции начиная с 1980х [2].Проанализировав особенность развития экономикиВеликобритании, можно отметить, что имея компетентных специалистов, богатейшее культурное наследие, высокий интереск новымнаправлениям экономической деятельности, стабильнуюподдержку государства,что очень важно,стране удалось придать креативным индустриям большую экономическую значимость.Необходимо отметить, что подъем креативной экономики во всех странах серьезно повлиял на распределение членов общества по группам и классам. Различные авторы в течение многих лет обсуждали появление новых классов в развитых промышленных странах (Питер Друкер, Фриц Махлуп, Дание Белл, Роберт Рейх и др.). Все эти эксперты занимались экономическими аспектами новой классовой структуры.Классовая структура креативных работников российскими учеными экономистами не рассматривалась, но предпосылки для этого уже возникли.Креативные индустрии, очевидно, мало интересны российским исследователям. Такой вывод можно сделать, проанализировав имеющиеся аналитические материалы, посвященные развитию этой сферы. Сегодня исследования креативных индустрий в России представлены, главным образом, рядом отчетов, выполненных при поддержке региональных администраций или зарубежных фондов, поддерживающих культурные инициативы. Отдельно следует поднять вопрос, о том, насколько применение универсального подхода, отраженного в принятом на мировом уровне определении Британского департамента культуры и спорта, позволяет понять и отразить своеобразие развития креативных индустрий в российском обществе. За рубежом источником подобного переопределения является государственная политика в области креативных индустрий[11]. Российское же государство предпочитает использовать как базу своей культурной политики советкое понимание культуры, которое полностью игнорирует концепт креативных индустрий. Пустота влечет появление множества региональных и бизнесориентированных идеологий и политик в этой сфере. В такой ситуации правомерным представляется некоторое сомнение в адекватности универсального международного определения для анализа российской практики. Отсюда вытекает вопрос о целесообразности оценивания уровняразвития всех креативных индустрий в регионе. Ведь ни одна территория (город, регион, страна) не в состоянии поддерживать весь спектр индустрий на одном уровне, особенно, когда механизмы развития преимущественно рыночные. Более интересен вопрос, почему те или иные сектора креативных индустрий сильны в конкретных регионах и что требуется, чтобы поддерживать их развитие[4].Что же такое креативная экономика для России?
Рис. 1. Факторы креативной экономики.
Отметим, что креативный класс (российский или зарубежный) состоит из людей, производящих экономические ценности на основе интеллекта в процессе творческой деятельности, из людей, которые участвуют в накоплении креативного капитала[3].В нашем представлении креативный класс распадается на две составляющие. Рис. 2. Креативный классКРЕАТИВНЫЙ КЛАССКреативная элитаКреативные любителинепрофессионалыученыепоэты/писателихудожники/актерыврачи(резьба по дереву)Домохозяйки(бисероплетение, вышивка)юристы (новые креативные методы в области юриспруденции)дизайнеры/архитекторыкрупные деятели культурыпреподаватели(живопись)государственныечиновники(исполнительское и музыкальное искусство)музыканты/певцы123Рационализм. Ресурсы вкладываются в производство нового качественного творческого продукта/услуги, интеграция бизнеса и социальной миссии, предполагающей развитие креативных индустрий.СССРсистема. Большое количество секторов, относящихся к креативной индустрии, находятся под управлением государства.Конкуренция государственного сектора креативных индустрий и частного сектора.Территориальный аспект. Развитие креативных индустрий связано с особенностями креативного класса той или иной территории.
Люди, принадлежащие к «креативной элите», занимаются творческими разработками (в области науки или искусства) на регулярной основе –именно за это им платят деньги. Их взгляды формируют общественное мнение.«Креативные любителинепрофессионалы»
время от времени могут создавать методы или продукты, находящие широкое применение, однако это не входит в их основные профессиональные обязанности.Они могут быть юристами, врачами, преподавателями и заниматься веденеием домашнего хозяйства.Эти людимогут создавать произведения искусства, имея высокий талант, могутсовершенствовать новые технологии иметоды управления,имея нестандартный ум и креативное мышление.
Доктор экономических наук О.Н.Мельников в своих трудах развивает мысль о «творческой энергии личности», «творческом потенциале личности» [7]. Творческий потенциал здесь –это способность создавать новизну. Он расходуется на креативную деятельность, и его можно увеличивать, взаимодействуя с творчески насыщенной окружающей средой.Для измерения креативного капитала используются «интеллектуальнокреативные карты сотрудников» и другие методы. На основе полученных данных можно организовывать экономическую деятельность и персонал
соответствующим образом для получения максимальной творческой отдачи от сотрудников.Сегодня данное направление экономики имеет наибольшее значение для сферы культуры, которая находится в глубоком кризисе. Остаточный принцип финансирования заставляет данную сферу предпринимать попытки адаптироваться к сложным экономическим условиям. На наш взгляд, адаптация может произойти посредством внедрения новых форм и технологий работы, которые будут способствовать обновлению продуктов и услуг сферы культуры на основе культурного наследия и фундаментальных ценностей.Истощённость материально –технической базы учреждений культуры (особенно на периферии), слабая мотивация творческих кадров к труду, привело к тому, что отрасль культуры стала неконкурентоспособной. Учреждения культуры перестали быть монополистами на рынке культурных услуг, и производить культурные продукты сегодня могут любые частные организации, имеющие достаточное финансирование.Сегодня необходимо остановить разрушение данной сферы и посредством экономических рычагов реанимировать сферу культуры и дать полноценную возможность и условия для сохранения опыта поколений, накапливающегося годами, приумножать его, внедрять и развивать новые формы работы, релевантные запросам общества, как основного потребителя культурных продуктов и услуг.Однозначно, культура не может существовать изолированно от экономического контекста развития общества, соответственно, любая творческая деятельность нуждается в финансовом обеспечении. В настоящий момент, по причине недостаточного финансирования, в клубных системах вынужденно закрываются учреждения культуры, проводится оптимизация кадрового состава, что негативно сказывается на качестве выпускаемого культурного продукта, производство которого способствует культурному разнообразию, что в свою очередь, укрепляет данную сферу, делая её более конкурентоспособной.Таким образом, необходимо разработать такой экономический механизм стимулирования, чтобы сфера культуры, взаимодействуя с бизнесструктурами, смогла грамотно и полноценно аккумулировать внебюджетные средства, направляя их на культуру, вкладывая в искусство, не нарушая общечеловеческих ценностей и духовных установок.Назовем данный механизм «креативной экономикой» или «экономикой творческого сетора». На основе изученного иисследованного материала, адаптируя его к данной сфере, дадим этому понятию соответствующее определение.Креативная экономика –это особый секторэкономикивсфере культуры, основанный на интеллектуальной деятельности и ценностном приоритете. Основными характеристиками являются:высокая роль новых технологий и открытий;высокая степень неопределённости.большой объем уже существующих знаний и острая необходимость генерации новых знаний.Рис. 2. Взаимодействие креативных составляющих
Основные составляющие креативной экономики сферы культуры:креатосфера –это единая платформа творческого проявления и взаимодействия различных сфер жизнедеятельности общества и государства;креативный класс –группа людей, занятых в креативном производстве;креативные составляющие сферы (например: сфера культуры, ее креативными составляющими будут: туризм, фольклор, ДПИ, народное творчество, музыкальное искусство и т.д.);креативный капитал –это сущности, образы и формы в той или иной области человеческой деятельности, которые накапливаются и совершенствуются годами и в современное время являются основами национальной идентичности и культуры. Носителем иобразователем данного капитала являются люди, или креативный класс. В данном случае, в составе креатосферы мы детально рассмотрели только сферу культуры, образования, выделили отдельно науку и СМИ. Но по данной схеме мы также можем рассмотреть и сферу сельского хозяйства, здравоохранения и медицины, т.к. креативные составляющие присутствуют и в иных сферах, на первый взгляд совсем не относящихся к творчеству.До недавнего времени сфера культуры довольно редко становилась объектом экономических исследований и статистического изучения. Проведя исследование, мы пришли к выводу, что данная сфера напрямую соответствует всем КультураСтроительсвоНаукаТорговляОбразование……..СМИК Р Е А Т О С Ф Е Р АС/Х……..Креативный классОбщество ДПИФольклор …Креативный капиталэкономическим законам, моделям и принципам формирования и развития. Поэтому, определяя политику отрасли в целом, отдельного учреждения культуры, необходимо знать экономические законы, способствующие грамотному формированию механизма любой отрасли, объясняя жизненные циклы многих функциональных категорий, прогнозируя результаты.Многие услуги, производимые в сфере культуры, имеют свои характерные особенности, связанные с тем, что главный объект их воздействия –человек с его субъективным восприятием. Поэтому многие показатели сферы культуры не поддаются прямому и однозначному измерению. Все упомянутые особенности приводят к тому, что сфера культуры часто рассматривается как нечто далёкое от общепринятых экономических механизмов и не изучаемое с помощью математического и статистического инструментария.Однако, мы пришли к выводу, что в процессе деятельности организаций, оказывающих услуги в сферекультуры, складываются полноценные экономические отношения, связанные с сохранением, созданием, распространением и освоением (потреблением) культурных ценностей и благ.Таким образом, формирование креативной экономики –это сложный многоплановый и длительный процесс, затрагивающий интересы большого количества регионов, предприятий и организаций, а также специалистов, работающих на них. Креативный экономический механизм действует по плавающим принципам, поэтому, исходя из зарубежного опыта, необходимо создать такой экономический механизм и методологическую базу, которые будут способствовать накоплению средств в отрасли, грамотно выстроят работу по продвижению на рынок (в том числе и мировой) продуктов и услуг, а также определят работу с кадрами, которые станут работать на результат.
Ссылки на источники
1.Department for culture, media and sport. DigitalBritain[Электронный ресурс] // URL: https://www.gov.uk/government/organisations/departmentforculturemediasport[22.07.2014]2.Белл, Д. Теория постиндустриального общества/ Д. Белл [Электронный ресурс] // http://vikent.ru/author/1017/ [28.06.2014]3.Друкер, П. Работник умственного труда как основной капитал [Электронный ресурс] // URL: http://mgtedu.ru/1154.php [28.06.2014]4.Карепанов, В.К. Креативная экономика в современном поликультурном сообществе/ В.К. Карепанов//Alma Mater[Электронный ресурс] // URL: http://onto.ru/public/publications/meneghetti_2012/korepanov [28.06.2014] 5.Лэндри, Ч. Креативный город/ Ч. Лэндри.М., 2011.399с.6.
Махлуп, Ф. Работник интеллектуального труда: кто он? / Ф. Махлуп [Электронный ресурс] // http://static.ozone.ru/multimedia/book_file/ [28.06.2014]7.Мельников, О.Н. Творческая энергия товара / О.Н. Мельников// Российское предпринимательство.2000.№ 5(5). –
с. 101–110[Электронный ресурс] // http://www.creativeconomy.ru/articles/3012 [6.09.2014]8.
Райт, Э.О. Марксистские концепции классовой структуры/ Э.О. Райт// Скепсис [Электронный ресурс] // http://scepsis.net/library/id_608.html[28.06.2014]9.
Фассел, П. Креативный класс/ П. Фассел [Электронный ресурс] // http://hiki.gorod.tomsk.ru/index1253025448.php [28.06.2014]10.Флорида, Р. Креативный класс. Люди, которые меняют будущее/Р. Флорида.пер.с англ.М.: Классика XXIвека.2005.421с.11.Хесин, Е.Великобритания: спады и подъемы экономики// Мировая экономика и международные отношения. 2000. №8.С.2528
Креативная индустрия» как основа «креативнойэкономики»: зарубежный инновационный опыт
Аннотация.Сегодня креативная экономика является особым секторомэкономики,основанным на интеллектуальной деятельности. Лидером в креативной экономике становятся зарубежные страны, которые разработали и продолжают в настоящее время разрабатывать правовую базу, стратегические и политические документы развития национальной экономики через экономическое, культурное и социальное взаимодействие. В данной статье рассматриваютсятехнологии креативной экономики на основе зарубежногоопыта и определяется потенциал применения креативных технологий в России. Ключевые слова:креативная экономика, креативный класс, индустрия культуры, инновационное развитие, экономические процессы.
В форме процессов развития креативных индустрий в Россиипроисходит становление производства культурных продуктов,основанное на принципиально иных отношениях между производителями, инвесторами и потребителями. Сегодняпроизводственная парадигма анализа культуры, к которой относится концепция креативных индустрий, сравнительно слабо представленав современной науке. Понятие «креативная экономика» зародилось не в России.После выхода книги ДжонаХокинса«Креативная экономика», стали выделять такое понятие как «креативные индустрии». По Хоккинсу креативная индустрия США представлена следующими направлениями:
НИОКР;
программное обеспечение;
ТВ и радио;
игрушки и игры;
архитектура;
видеоигры;
ремесла;
искусство;
музыка;
издательское дело;
исполнительские искусства;
дизайн;
кино;
реклама;
мода.Указанные индустрии производят интеллектуальную собственность в виде:патентов, авторских прав, торговых марок, оригинальных разработок. Здесь представлены не только направления культуры и искусства, но также и научноисследовательские, опытноконструкторские направления, издательская деятельность, а также программирование.Отметим, что США имеет значительное превосходство в данных креативных отраслях, что объясняется новыми методами и технологиями. Это истало основной причиной усиления их позиций в международной экономической конкуренции начиная с 1980х [2].Проанализировав особенность развития экономикиВеликобритании, можно отметить, что имея компетентных специалистов, богатейшее культурное наследие, высокий интереск новымнаправлениям экономической деятельности, стабильнуюподдержку государства,что очень важно,стране удалось придать креативным индустриям большую экономическую значимость.Необходимо отметить, что подъем креативной экономики во всех странах серьезно повлиял на распределение членов общества по группам и классам. Различные авторы в течение многих лет обсуждали появление новых классов в развитых промышленных странах (Питер Друкер, Фриц Махлуп, Дание Белл, Роберт Рейх и др.). Все эти эксперты занимались экономическими аспектами новой классовой структуры.Классовая структура креативных работников российскими учеными экономистами не рассматривалась, но предпосылки для этого уже возникли.Креативные индустрии, очевидно, мало интересны российским исследователям. Такой вывод можно сделать, проанализировав имеющиеся аналитические материалы, посвященные развитию этой сферы. Сегодня исследования креативных индустрий в России представлены, главным образом, рядом отчетов, выполненных при поддержке региональных администраций или зарубежных фондов, поддерживающих культурные инициативы. Отдельно следует поднять вопрос, о том, насколько применение универсального подхода, отраженного в принятом на мировом уровне определении Британского департамента культуры и спорта, позволяет понять и отразить своеобразие развития креативных индустрий в российском обществе. За рубежом источником подобного переопределения является государственная политика в области креативных индустрий[11]. Российское же государство предпочитает использовать как базу своей культурной политики советкое понимание культуры, которое полностью игнорирует концепт креативных индустрий. Пустота влечет появление множества региональных и бизнесориентированных идеологий и политик в этой сфере. В такой ситуации правомерным представляется некоторое сомнение в адекватности универсального международного определения для анализа российской практики. Отсюда вытекает вопрос о целесообразности оценивания уровняразвития всех креативных индустрий в регионе. Ведь ни одна территория (город, регион, страна) не в состоянии поддерживать весь спектр индустрий на одном уровне, особенно, когда механизмы развития преимущественно рыночные. Более интересен вопрос, почему те или иные сектора креативных индустрий сильны в конкретных регионах и что требуется, чтобы поддерживать их развитие[4].Что же такое креативная экономика для России?
Рис. 1. Факторы креативной экономики.
Отметим, что креативный класс (российский или зарубежный) состоит из людей, производящих экономические ценности на основе интеллекта в процессе творческой деятельности, из людей, которые участвуют в накоплении креативного капитала[3].В нашем представлении креативный класс распадается на две составляющие. Рис. 2. Креативный классКРЕАТИВНЫЙ КЛАССКреативная элитаКреативные любителинепрофессионалыученыепоэты/писателихудожники/актерыврачи(резьба по дереву)Домохозяйки(бисероплетение, вышивка)юристы (новые креативные методы в области юриспруденции)дизайнеры/архитекторыкрупные деятели культурыпреподаватели(живопись)государственныечиновники(исполнительское и музыкальное искусство)музыканты/певцы123Рационализм. Ресурсы вкладываются в производство нового качественного творческого продукта/услуги, интеграция бизнеса и социальной миссии, предполагающей развитие креативных индустрий.СССРсистема. Большое количество секторов, относящихся к креативной индустрии, находятся под управлением государства.Конкуренция государственного сектора креативных индустрий и частного сектора.Территориальный аспект. Развитие креативных индустрий связано с особенностями креативного класса той или иной территории.
Люди, принадлежащие к «креативной элите», занимаются творческими разработками (в области науки или искусства) на регулярной основе –именно за это им платят деньги. Их взгляды формируют общественное мнение.«Креативные любителинепрофессионалы»
время от времени могут создавать методы или продукты, находящие широкое применение, однако это не входит в их основные профессиональные обязанности.Они могут быть юристами, врачами, преподавателями и заниматься веденеием домашнего хозяйства.Эти людимогут создавать произведения искусства, имея высокий талант, могутсовершенствовать новые технологии иметоды управления,имея нестандартный ум и креативное мышление.
Доктор экономических наук О.Н.Мельников в своих трудах развивает мысль о «творческой энергии личности», «творческом потенциале личности» [7]. Творческий потенциал здесь –это способность создавать новизну. Он расходуется на креативную деятельность, и его можно увеличивать, взаимодействуя с творчески насыщенной окружающей средой.Для измерения креативного капитала используются «интеллектуальнокреативные карты сотрудников» и другие методы. На основе полученных данных можно организовывать экономическую деятельность и персонал
соответствующим образом для получения максимальной творческой отдачи от сотрудников.Сегодня данное направление экономики имеет наибольшее значение для сферы культуры, которая находится в глубоком кризисе. Остаточный принцип финансирования заставляет данную сферу предпринимать попытки адаптироваться к сложным экономическим условиям. На наш взгляд, адаптация может произойти посредством внедрения новых форм и технологий работы, которые будут способствовать обновлению продуктов и услуг сферы культуры на основе культурного наследия и фундаментальных ценностей.Истощённость материально –технической базы учреждений культуры (особенно на периферии), слабая мотивация творческих кадров к труду, привело к тому, что отрасль культуры стала неконкурентоспособной. Учреждения культуры перестали быть монополистами на рынке культурных услуг, и производить культурные продукты сегодня могут любые частные организации, имеющие достаточное финансирование.Сегодня необходимо остановить разрушение данной сферы и посредством экономических рычагов реанимировать сферу культуры и дать полноценную возможность и условия для сохранения опыта поколений, накапливающегося годами, приумножать его, внедрять и развивать новые формы работы, релевантные запросам общества, как основного потребителя культурных продуктов и услуг.Однозначно, культура не может существовать изолированно от экономического контекста развития общества, соответственно, любая творческая деятельность нуждается в финансовом обеспечении. В настоящий момент, по причине недостаточного финансирования, в клубных системах вынужденно закрываются учреждения культуры, проводится оптимизация кадрового состава, что негативно сказывается на качестве выпускаемого культурного продукта, производство которого способствует культурному разнообразию, что в свою очередь, укрепляет данную сферу, делая её более конкурентоспособной.Таким образом, необходимо разработать такой экономический механизм стимулирования, чтобы сфера культуры, взаимодействуя с бизнесструктурами, смогла грамотно и полноценно аккумулировать внебюджетные средства, направляя их на культуру, вкладывая в искусство, не нарушая общечеловеческих ценностей и духовных установок.Назовем данный механизм «креативной экономикой» или «экономикой творческого сетора». На основе изученного иисследованного материала, адаптируя его к данной сфере, дадим этому понятию соответствующее определение.Креативная экономика –это особый секторэкономикивсфере культуры, основанный на интеллектуальной деятельности и ценностном приоритете. Основными характеристиками являются:высокая роль новых технологий и открытий;высокая степень неопределённости.большой объем уже существующих знаний и острая необходимость генерации новых знаний.Рис. 2. Взаимодействие креативных составляющих
Основные составляющие креативной экономики сферы культуры:креатосфера –это единая платформа творческого проявления и взаимодействия различных сфер жизнедеятельности общества и государства;креативный класс –группа людей, занятых в креативном производстве;креативные составляющие сферы (например: сфера культуры, ее креативными составляющими будут: туризм, фольклор, ДПИ, народное творчество, музыкальное искусство и т.д.);креативный капитал –это сущности, образы и формы в той или иной области человеческой деятельности, которые накапливаются и совершенствуются годами и в современное время являются основами национальной идентичности и культуры. Носителем иобразователем данного капитала являются люди, или креативный класс. В данном случае, в составе креатосферы мы детально рассмотрели только сферу культуры, образования, выделили отдельно науку и СМИ. Но по данной схеме мы также можем рассмотреть и сферу сельского хозяйства, здравоохранения и медицины, т.к. креативные составляющие присутствуют и в иных сферах, на первый взгляд совсем не относящихся к творчеству.До недавнего времени сфера культуры довольно редко становилась объектом экономических исследований и статистического изучения. Проведя исследование, мы пришли к выводу, что данная сфера напрямую соответствует всем КультураСтроительсвоНаукаТорговляОбразование……..СМИК Р Е А Т О С Ф Е Р АС/Х……..Креативный классОбщество ДПИФольклор …Креативный капиталэкономическим законам, моделям и принципам формирования и развития. Поэтому, определяя политику отрасли в целом, отдельного учреждения культуры, необходимо знать экономические законы, способствующие грамотному формированию механизма любой отрасли, объясняя жизненные циклы многих функциональных категорий, прогнозируя результаты.Многие услуги, производимые в сфере культуры, имеют свои характерные особенности, связанные с тем, что главный объект их воздействия –человек с его субъективным восприятием. Поэтому многие показатели сферы культуры не поддаются прямому и однозначному измерению. Все упомянутые особенности приводят к тому, что сфера культуры часто рассматривается как нечто далёкое от общепринятых экономических механизмов и не изучаемое с помощью математического и статистического инструментария.Однако, мы пришли к выводу, что в процессе деятельности организаций, оказывающих услуги в сферекультуры, складываются полноценные экономические отношения, связанные с сохранением, созданием, распространением и освоением (потреблением) культурных ценностей и благ.Таким образом, формирование креативной экономики –это сложный многоплановый и длительный процесс, затрагивающий интересы большого количества регионов, предприятий и организаций, а также специалистов, работающих на них. Креативный экономический механизм действует по плавающим принципам, поэтому, исходя из зарубежного опыта, необходимо создать такой экономический механизм и методологическую базу, которые будут способствовать накоплению средств в отрасли, грамотно выстроят работу по продвижению на рынок (в том числе и мировой) продуктов и услуг, а также определят работу с кадрами, которые станут работать на результат.
Ссылки на источники
1.Department for culture, media and sport. DigitalBritain[Электронный ресурс] // URL: https://www.gov.uk/government/organisations/departmentforculturemediasport[22.07.2014]2.Белл, Д. Теория постиндустриального общества/ Д. Белл [Электронный ресурс] // http://vikent.ru/author/1017/ [28.06.2014]3.Друкер, П. Работник умственного труда как основной капитал [Электронный ресурс] // URL: http://mgtedu.ru/1154.php [28.06.2014]4.Карепанов, В.К. Креативная экономика в современном поликультурном сообществе/ В.К. Карепанов//Alma Mater[Электронный ресурс] // URL: http://onto.ru/public/publications/meneghetti_2012/korepanov [28.06.2014] 5.Лэндри, Ч. Креативный город/ Ч. Лэндри.М., 2011.399с.6.
Махлуп, Ф. Работник интеллектуального труда: кто он? / Ф. Махлуп [Электронный ресурс] // http://static.ozone.ru/multimedia/book_file/ [28.06.2014]7.Мельников, О.Н. Творческая энергия товара / О.Н. Мельников// Российское предпринимательство.2000.№ 5(5). –
с. 101–110[Электронный ресурс] // http://www.creativeconomy.ru/articles/3012 [6.09.2014]8.
Райт, Э.О. Марксистские концепции классовой структуры/ Э.О. Райт// Скепсис [Электронный ресурс] // http://scepsis.net/library/id_608.html[28.06.2014]9.
Фассел, П. Креативный класс/ П. Фассел [Электронный ресурс] // http://hiki.gorod.tomsk.ru/index1253025448.php [28.06.2014]10.Флорида, Р. Креативный класс. Люди, которые меняют будущее/Р. Флорида.пер.с англ.М.: Классика XXIвека.2005.421с.11.Хесин, Е.Великобритания: спады и подъемы экономики// Мировая экономика и международные отношения. 2000. №8.С.2528