Проблемы и перспективы развития системы налогообложения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Галимарданова Н. М., Свечников К. Л., Сокольская Е. И. Проблемы и перспективы развития системы налогообложения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1896–1900. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85380.htm.
Аннотация. В статье рассмотрена система налогообложения для оказания помощи отдельным категориям налогоплательщиков, в первую очередь субъектам малого бизнеса, так как именно они в значительной степени способствуют росту валового внутреннего продукта, повышению уровня жизни населения и выравниванию экономической ситуации в стране.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Галимарданова Наиля Муртазовна,Доцент, Кафедра бухгалтерского учета и финансовКазанский кооперативный институт (филиал)Российского университет кооперации

Свечников Константин Леонидович, Кандидат экономических наук, кафедра бухгалтерского учета и финансов, Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университет кооперации

Сокольская Елена Игоревна,Кандидат экономических наук, кафедра бухгалтерского учета и финансов, Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университет кооперации

Проблемы и перспективы развития системы налогообложения

Аннотация. Встатье рассмотрена система налогообложения для оказания помощи отдельным категориям налогоплательщиков, в первую очередь субъектам малого бизнеса, так как именно они в значительной степени способствуют росту валового внутреннего продукта, повышению уровня жизни населения и выравниванию экономической ситуации в стране. Ключевые слова:налоговая система, налогообложение

Налоговые системы многих стран включают налоги, исчисляемые наоснове упрощенной финансовой отчетности. Для развития российской налоговой системы опыт условнорасчетного налогообложения в развивающихся странах и в странах с переходной экономикой не менее полезен, чем опыт развитых стран.Основной подход к налогообложению малого бизнеса в развитых странах заключается в введении для этой категории предприятий особых режимов налогообложения. С теоретических позиций выделяются два типа таких режимов: упрощенное и вмененное налогообложения, которые, будучи адаптированы к условиям конкретной страны, могут образовывать различные модификации и смешанные формы[1,162].В чистом виде первый тип налогообложения предусматривает сохранение для малых предприятий всех видов налогов при одновременном упрощении порядка их расчетов (включая упрощенные методы определения налоговой базы и методы ведения учета) и взимания (периодичность, освобождение от авансовых платежей и т.д.). Второй тип, напротив, предполагает оценку потенциального дохода налогоплательщика на основании косвенных признаков и установление фиксированных платежей в бюджет, заменяющих один или несколько традиционных налогов.В налоговой практике развитых стран гораздо чаще применяется упрощенное налогообложение. Вмененное налогообложение в чистом виде используется реже, хотяво многих странах оценка налоговой базы, по аналогии с другими налогоплательщиками, применяется в тех случаях, когда налоговая администрация имеет основания сомневаться в правильности исчисления налоговых обязательств[2,20].Целью введения упрощённой системы налогообложения (УСН)является стимулирование развития предпринимательской деятельности в сфере малого и среднего бизнеса, уровень развития которого в значительной степени определяет уровень экономического развития страны в целом.Одна из функций налоговой системы заключается в стимулировании развития перспективных отраслей и сфер экономики. Для выполнения этой функции помимо основного режима налогообложения существуют специальные налоговые режимы с особым порядком исчисления налогов, к которым относится упрощенная система налогообложения. С момента внедрения упрощенной системы налогообложения и до настоящего момента всегда существовали проблемы данного спецрежима и возможные перспективы его развития[3,168].В настоящее время в целях совершенствования упрощенной системы налогообложения необходимо изменить правила перехода налогоплательщиков на данный спецрежим. С этой целью необходимо увеличить порог численности работников и остаточную стоимость основных средств, так как это будет способствовать:

поддержке малого и среднего предпринимательства;

большей его конкурентоспособности перед крупными предприятиями и предприятиями, имеющими больший опыт работы на рынке[4,261].Кроме того, остаточная стоимость основных средств должна превышать отметку в 100 млн руб., так как это является барьером для вновь созданных организаций. В связи с тем, что организация, которая хочет быть конкурентоспособной на рынке, должна иметь оборудование по созданию товарной продукции высокого класса, а такое оборудование является весьма дорогостоящим[5,44].Также необходимо увеличить и размер предела доходов от реализации до 110 240 млн руб., который целесообразно было бы разрешить применять малым и средним предприятиям исключительно в случаях, когда у них в общем объеме доходов от реализации продукции (работ, услуг) не менее 90% составит доля доходов от реализации:

высокотехнологичной продукции и услуг;

продукции и услуг от осуществления инновационной деятельности;

прав на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, программы для ЭВМ и базы данных (за исключением случаев их перепродажи);

научноисследовательских и опытноконструкторских работ собственного производства.Кроме того, важнейшей задачей совершенствования законодательства о поддержке малого и среднего предпринимательства является разработка мер, направленных на предотвращение искусственного дробления предприятий на более мелкие единицы в целях получения доступа к льготам, предназначенным для малого предпринимательства. Поэтому важно идентифицировать малый и средний бизнес в целях применения УСН, с учетом аффилированных компаний (лиц).В международной практике совокупность предприятий, рассматриваемых для целей налогообложения в качестве единой хозяйственной единицы, это те малые предприятия, которые зависят от одних и тех же капиталовложений, а также управления, снабжения и прочего, даже если эти отдельные малые предприятия с юридической точки зрения являются отдельными хозяйствующими субъектами[6,170].По действующему порядку в гл. 26.2НК РФ при определении налогоплательщиков УСН не говорится, что этот налоговый режим применяется именно субъектами малого предпринимательства. Чтобы стать налогоплательщиком УСН, необходимо, чтобы доходы организации, стоимость основных средств и нематериальных активов, численность работающих соответствовали установленным гл. 26.2НК РФ условиям, а доля участия других организаций составляла не более 25%[7,905].Являясь льготным режимом налогообложения, УСН не должна применяться к предприятиям, входящим в единую сеть. Если налогоплательщик владеет десятками предприятий, для целей определения его статуса в виде налогоплательщика УСН необходимо идентифицировать и рассматривать собственность по всем принадлежащим собственнику компаниям, включая группы аффилированных лиц. Введение таких правил усложнит налоговое администрирование, однако оно будет компенсировано увеличением налоговых поступлений от крупных предприятий в связи с применением общего режима налогообложения. Кроме того, будет обеспечено целевое направление государственных мер по налоговому стимулированию развития малых предприятий[8,46].Еще одним предложением по оптимизации УСН является введение НДС с зачетом уплаченных сумм в счет единого налога. Субъекты малого и среднего предпринимательства, перешедшие на УСН,рискуют тем, что с ними перестанут сотрудничать покупатели плательщики НДС. Дело в том, что у них в результате сделок с предпринимателями и организациями, которые работают по УСН, значительно возрастают суммы НДС, которые нужно перечислить в бюджет.Какправило, плательщики НДС неохотно заключают сделки с теми, кто освобожден от уплаты этого налога. При прочих равных условиях приобретать товары (работы, услуги) у поставщиков, работающих по общеустановленной системе налогообложения, выгоднее. Перепродав активы или использовав их в собственном производстве, покупатель пользуется вычетом. Благодаря этому он, вопервых, получает большую прибыль, а вовторых, экономит на налогах. И все это только изза того, что в счетефактуре обычного продавца сумма НДС указана отдельно.Решение данной проблемы заключается в следующем. Наиболее оптимально введение НДС в УСН с сохранением действующего порядка его уплаты, но с зачетом уплаченных сумм в счет единого налога. При этом необходимо принимать в расчет долевое распределение уплачиваемых НДС и единого налога между бюджетами разных уровней. При расчете единого налога из налогооблагаемой базы следует вычитать уплаченный НДС в целях устранения двойного налогообложения, а затем сопоставлять его величину с начисленным единым налогом на доход, что, к сожалению, не было учтено в законодательных поправках по применению УСН.В заключение можно сделать следующие выводы.Международный опыт показывает, что специальные налоговые режимы вносят вклад в расширение налоговой сети и способствуют сокращению незарегистрированной экономической деятельности. Они более приемлемы для малого предпринимательства по сравнению с общим порядком налогообложения.С момента внедрения упрощенной системы налогообложения и до настоящего момента всегда существовали проблемы данного спецрежима и возможные перспективы его развития.

Ссылки на источники1. ВдовинаС.Д. Рынок медицинской техники в россии и регионе: проблемы и перспективы развития // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд.

2010. № 41.

С. 160164

2.Вдовина С.Д. Региональный рынок медицинской техники: проблемы формирования и развития // Стратегия устойчивого развития регионов России.2010.№ 3.С. 19233.Насретдинов И.Т. Теоретические аспекты инновационной экономики кооперативного сектора // Научное обозрение. 2014. №91. С. 1671704. Свечников К.Л., Яхина, Л.Т., Галимарданова, Н.М., Миннигалеева, В.З., Сокольская, Е.И. Информационнотехнологическое обеспечение бухгалтерского учета и расчета заработной платы в учреждениях здравоохранения Республики Татарстан /К.Л. Свечников, Л.Т. Яхина, Н.М. Галимарданова, В.З Миннигалеева, Е.А. Сокольская//Научное обозрение. 2014. №9. С. 2612645. СуетинаТ.А., Рахимова, Г.С. Проектный менеджмент в малом бизнесе:проблемы и перспективы / Т.А. Суетина, Г.С Рахимова// Региональная экономика: теория и практика. 2014 №31.С. 40466. ХабриеваМ.Н., Миннигалеева, В.З.Методологические подходы к мониторингу качества жизни населения /М.Н. Хабриева, В.З. Миннигалеева// Микроэкономика. 2012.№2.С. 1681727. Яхина Л.Т., Миннигалеева, В.З. Внутренний аудит в системе управления предприятием/Л.Т. Яхина, В.З. Миннигалеева// Научное обозрение. 2014.№12.С. 9039048. Яхина Л.Т. Организация и методика аудита сельскохозяйственных организаций // диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Казанский финансовоэкономический институт. Казань, 2003