Правовые основы управления транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бакулин Н. П. Правовые основы управления транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1891–1895. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85379.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются основные нормативные акты, необходимые для изучения в процессе переподготовки водителей служебных оперативных транспортных средств, оснащенных специальными световыми и звуковыми сигналами, при выполнении ими своих функциональных обязанностей. Анализируется законодательство по безопасности дорожного движения европейского сообщества и национальные правила дорожного движения. Обозначены основные положения национальных правил дорожного движения Российской Федерации, налагающие ограничения на действия водителей, имеющих право приоритетного движения в дорожном потоке с включенными проблесковыми маячками.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бакулин Николай Петрович, преподаватель кафедры огневой тактикоспециальной подготовки и оперативного планирования Тюменского института повышения квалификацииМВД России, соискатель. г.Тюменьbakullin@mail.ru

Правовые основы управления транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов

Аннотация.В статье рассматриваются основные нормативныеакты, необходимые для изученияв процессе переподготовки водителейслужебных оперативных транспортных средств, оснащенных специальными световыми и звуковымисигналамипри выполнении ими своих функциональных обязанностей.Анализируется законодательство по безопасности дорожного движения европейского сообщества и национальные правила дорожного движения. Обозначеныосновные положениянациональных правил дорожного движенияРоссийской Федерации, налагающие ограничения на действия водителей, имеющих право приоритетного движения в дорожном потокес включенными проблесковыми маячками.Ключевые слова:безопасность дорожного движения. Правовые нормы. Участник дорожного движения. Транспортное средство, оборудованное устройствами для подачи световых и звуковых сигналов.

Современные реалии требуют для предотвращения любой экстремальной ситуации быстрого и своевременного прибытия сотрудников силовых структур. При крупном ДТП, угрозе взрыва, захвате заложников, лесных пожарах требуется гибкая транспортная структура для быстрого доставления специальных средств и соответствующих специалистов для локализации и нормализации обстановки.Наиболее гибкой транспортной системой, позволяющей с оптимальной скоростью доставить в определенную точку вышеназванные грузы и пассажиров является автомобильный транспорт. Техническими устройствами, подающими специальные световые и звуковые сигналы, оборудуются транспортные средства оперативных и специальных служб, а также транспорт некоторых организаций, министерств и ведомств.Специальные световые устройства проблесковые маячки могут быть следующих цветов: синие, красные (применяются только совместно с синими), желтые или оранжевые, а также белолунные.Указанные световые и звуковые устройства устанавливаются согласно Госту ГОСТ Р 50574 2002.[1] на транспортные средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами.Следует отметить, что система МВД имеет в наличии большой автопарк, где большую часть составляют транспортные средства категории ©Вª, оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов. Основными службами использующие такие транспортные средства являются подразделения ДПС, ОМОН, ДЧ, ППС, ОВО, УУП. И,несмотря на то, что задачи у всех подразделений различны, включенныешумовые и световые сигналы служат для привлечения внимания водителей, реализуя потребность сотрудников быстрее добраться до места происшествия. В то же самое время некоторые сотрудники не являются опытными водителями, что грозит в случае экстремальной ситуации в условиях трудных погодных условий сорвать своевременное прибытие силовых структур на место происшествия, место террористического акта.Ввиду данного обстоятельства, только тщательная подготовка сотрудников и жесткое соблюдение законодательствав служебных обстоятельствах,обеспечивает во время движения транспортного средства, оборудованного устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов безопасностьдорожного движения.©..именно поэтому в России на современном этапе правотворческая деятельность в области безопасности дорожного движения должна быть направлена на жесткое соблюдение транспортной дисциплины и формирование единой системы правовых норм, предназначенных для обеспечения безопасности дорожного движения…ª.[2] Учитывая это согласно постановления правительства Российской Федерации № 876 от 15 декабря 2007 года с с 1 января 2011г.к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, допускаются водители, прошедшие переподготовку. [3] Основным международным регламентирующим документом является Венская конвенция о дорожном движении[4]‭международный договор, который был заключён с целью повышения безопасности дорожного движенияпосредством стандартизацииправил дорожного движения. Кратко приведем содержание пункта 1 статьи 34 главы 2. Регламентирующие обязанности участников дорожного движения ©…При приближении пользующегося преимущественным правом проезда транспортного средства, которое подает сигналы специальными световыми и звуковыми приборами, каждый пользователь дороги должен освободить для него место на проезжей части и в случае необходимости остановиться…ª. Также следует отметить, что в данном международном документе осуществлено и разграничение прав водителей специальных транспортных средств в пункте 2статьи 34 главы 2 ©…. внациональном законодательстве может быть предусмотрено, что водители транспортных средств, имеющих преимущественное право проезда, подавшие сигналы о своем приближении специальными сигнальными приборами транспортного средства, и при условии, что не будут поставлены под угрозу другие пользователи дороги, могут не соблюдать все или некоторые положения настоящей главы II….ª. Впрочем жестко Венская конвенция о дорожном движении не определяет правила поведения в данной ситуации, осуществляя отсылку к национальному законодательству, в нашем случае к национальным Правилам дорожного движенияЕвропейское соглашение[5], дополняющее Конвенцию о дорожном движении, предписывает, что водители транспортных средств могут пользоваться устройствами для подачи световых и звуковых сигналов при условии, что не будут поставлены под угрозу другие пользователи дороги, и лишь в тех случаях, когда это оправдано срочностью поездки."Водители транспортных средств, имеющих преимущественное право проезда, подавшие сигналы о своем приближении специальными сигнальными приборами транспортного средства, и при условии, что не будут поставлены под угрозу другие пользователи дороги, могут не соблюдать все или некоторые положения главы II Конвенции в той измененной редакции, в которой они изложены в настоящем Соглашении, иные, чем положения пункта 2 статьи 6. Водители этих транспортных средств могут пользоваться этими сигнальными приборами лишь в тех случаях, когда это оправдано срочным характером их поездки".Именно на основании текста документа Европейского соглашения депутатом Госдумы Анатолием Ивановым был внесен проект законопроекта согласно которому, если в суде выяснится, что специальные световые и шумовые сигналы были включены неправомерно и никакого неотложного служебного задания тоже не было, то водителя транспортного средстванужно лишать прав на срок до 2 лет. А сам чиновник, отдавший неправомерное распоряжение о включении специальных световых и шумовых сигналов, должен быть оштрафован на 20 тысяч рублей.Согласно данным предлагаемымпоправкам, само понятие ©неотложное служебное заданиеª, а также порядок подтверждения заявления водителя транспортного средства о необходимости выполнения такого задания будут устанавливаться правительством РФ.©С учетом этого, Правила дорожного движения РФ неразрывно связывают возможность отступления водителями транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета от большинства требований ПДД с условиями обеспечения безопасности движения и выполнением неотложного служебного заданияª, говорится в предлагаемых поправках.Между тем, КоАП не увязывает возможность наказания за то, что автомобилю с включенными специальными световыми и шумовыми сигналами не было предоставлено преимущество в движении, с тем фактом, выполнял ли в действительности водитель такого автомобилясрочное служебное задание или нет. Законодательство также не раскрывает само понятие ©неотложное служебное заданиеª.Кроме того, в КоАП РФ отсутствует административное наказание для водителей, у которых есть разрешение на установку специальных световых и шумовых сигналов и которые неправомерно их используют.Поправки предлагают ©установить, что лицо, не предоставившее преимущество в движении автомобилю с включенными специальными световыми и шумовыми сигналами, может быть привлечено к административной ответственности только при условии, что такой автомобиль использовался для выполнения срочного служебного заданияª.

Обращаясь к документу, регулирующему правила дорожного движения на территории Российской Федерации, а ПДД основной юридический документ, регламентирующий поведение водителей на дороге, согласно которому получают приоритет движения с включенными маячками можно отметить следующее:В пунктах правил 3.13.6 выделяется 4 типа специальных световых устройств,из них 2 типа предназначены для получения приоритета движения, 1 тип для привлечения внимания и 1 тип для обозначения транспортного средства, представляющее потенциальную опасность для других участников дорожного движения.проблесковый маячок синего цвета(для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал).проблесковый маячок синекрасногоцвета(На транспортных средствах Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Военной автомобильной инспекции дополнительно к проблесковому маячку синего цвета может быть включен проблесковый маячок красного цвета).Проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета выполнение работ по строительству, ремонту или содержанию дорог, погрузке поврежденных, неисправных и перемещаемых транспортных средств; Перевозка крупногабаритных грузов, взрывчатых, легковоспламеняющихся, радиоактивных веществ и ядовитых веществ высокой степени опасности;сопровождение транспортных средств, перевозящих крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы; сопровождение организованных групп велосипедистов при проведении тренировочных мероприятий на автомобильных дорогах общего пользования.Проблесковый маячок белолунного цвета:им могут воспользоваться водители транспортных средств организаций федеральной почтовой связи и транспортных средств, перевозящих денежную выручку и (или) ценные грузы, могут включать проблесковый маячок белолунного цвета и специальный звуковой сигнал только при нападениях на указанные транспортные средства. Проблесковый маячок белолунного цвета не дает преимущества в движении и служит для привлечения внимания сотрудников полиции и иных лиц.Немаловажным является факт,что согласно правилам дорожного движенияРоссийской Федерацииводители служебного транспортного средства, оснащенного специальными световыми и звуковыми сигналами смогут воспользоваться приоритетом только убедившись, что им уступают дорогу. В тоже время и на ихдействия по управлению транспортным средством в процессе движенияраспространяются сигналы регулировщика. Водители служебного транспортного средства, оснащенного специальными световыми и звуковыми сигналами могут отступатьот следующих разделов ПДД:п. 8. Начало движения, маневрирование, п. 9. Расположение транспортных средств на проезжей части, п.10. Скорость движения, п.11. Обгон, опережение, встречный разъезд, п.12. Остановка и стоянка, п.13. Проезд перекрестков, п.14. Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств, п.15. Движение через железнодорожные пути, п.16. Движение по автомагистралям, п.17. Движение в жилых зонах, п.18. Приоритет маршрутных транспортных средств, при этом важным элементом их деятельности является условие обеспечения безопасности движения.С 2006 г. Правила запрещают обгонять, транспортные средства со специальной окраской, если на них включен синий маячок и специальный звуковой сигнал.Кроме того, установленоПДД, что двигаться во главе организованной транспортной колонны может только то транспортное средство, у которого на поверхности нанесены цветографические схемы, и только в том случае, если оно оборудовано проблесковыми маячками синего и красного цветов (в момент сопровождения должны быть включены ). На сопровождаемых транспортных средствах должен быть включен ближний свет фар.При этом водителю обгонять сопровождаемый транспорт также как и головную машину запрещено.

Согласно же п. 3.3. Приближаясь к стоящему транспортному средству с включенным проблесковым маячком синего цвета, водитель должен снизить скорость, чтобы иметь возможность немедленно остановиться в случае необходимости.Рассматриваемое требование Правил позволяет снизить скорость транспортного потока на конкретном участке до безопасной величины.Особое внимание в процессе переподготовке уделяется в соблюдении водителями оперативных транспортных средств при возникновении ситуации когдапредупреждают о возникшей впереди опасности: дорожнотранспортном происшествии, проведении ремонтных или аварийных работ и т. п. Водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета при выполнении работ по строительству, ремонту или содержанию дорог, погрузке поврежденных, неисправных и перемещаемых транспортных средств не могутотступать от требований дорожных знаков [6] 2.2 Конец главной дороги, 2.4 Уступите дорогу, где водитель должен уступить дорогу транспортнымсредствам, движущимся по пересекаемой дороге. 2.5 Движение без остановки запрещено. Запрещается движение без остановки перед стоплинией, а если ее нет ‭перед краем пересекаемой проезжей части. Водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой, а при наличии таблички 8.13‭по главной дороге. Знак 2.5 может быть установлен перед железнодорожным переездом или карантинным постом. В этих случаях водитель должен остановиться перед стоплинией, а при ее отсутствии ‭перед знаком.2.6 Преимущество встречного движения.Запрещается въезд на узкий участок дороги, если это может затруднить встречное движение. Водитель должен уступить дорогу встречным транспортным средствам,находящимся на узком участке или противоположном подъезде к нему. 3.11 Ограничение массы.Запрещается движение транспортных средств, в том числе составов транспортных средств, общая фактическая масса которых больше указанной на знаке 3.13 Ограничение высоты.Запрещается движение транспортныхсредств, габаритная высота которых (с грузом или без груза) больше указанной на знаке. 3.14 Ограничение ширины,запрещается движение транспортных средств, габаритная ширина которых (с грузом или без груза) больше указанной на знаке. 3.17.2 Опасность. Запрещается дальнейшее движение всех без исключения транспортных средств в связи с дорожнотранспортным происшествием, аварией, пожаром или другой опасностью 3.20.Обгон запрещен.Запрещается обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, велосипедов, мопедов и двухколесных мотоциклов без бокового прицепа. Зона действия знаков распространяется от места установки знака до ближайшего перекрестка за ним, а в населенных пунктах при отсутствии перекрестка ‭до конца населенного пункта. Действие знаков не прерывается в местах выезда с прилегающих к дороге территорий и в местах пересечения (примыкания) с полевыми, лесными и другими второстепенными дорогами, перед которыми не установлены соответствующие знаки. Зона действия знаков может быть уменьшена установкой в конце зоны их действия знака 3.21 (Конец зоны запрещения обгона) или применением таблички 8.2.1.В связи с принятием Положения о допуске водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, Утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2007 г. N 876,а также выполнением Указа Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711 ©О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движенияª [7] юридические лица, осуществляющие транспортное обслуживание государственных органов,а также эксплуатацию транспортных средств пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи, аварийноспасательных служб и военной автомобильной инспекции, используемых для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан (далее владельцы транспортных средств), должны обеспечить профессиональный отбор и обучению водителей к управлению данными транспортными средствами.Такая подготовкав обязательном порядке предусматривает изучение нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, теоретических основ и практических навыков безопасного управления автомобилями в различных условиях,технических характеристик и конструктивных особенностей транспортных средств, правил пользования средствами радиосвязи и устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, основ психологии и этики водителя, а также методов оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожнотранспортных происшествиях.В 2012 году был утвержден новый перечень государственных органов, на транспортные средства которых устанавливаются устройства для подачи специальных световых и звуковых сигналов[8].Так, например, в Администрации Президента РФ количество наличие устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов сокращено с 50 до 20, в Следственном комитете России с 30 до 12, в ФСБ России с 230 до 197. В Правительстве РФ вместо 26 их станет 28, в Аппарате Правительства РФ наличие устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов не предусмотрено (ранее их было 40).Установлен запрет на закрепление транспортных средств, оборудованных наличие устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов при наличии цветографических схем за должностными лицами государственными органами, обязанности которых не предполагают осуществление неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан, а также на нецелевое использование таких транспортных средств.Таким образом изучение сотрудниками, прибывшими на курсы переподготовки водителей транспортных средств категории ©Вª и ©Сª, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов крайне необходимо для реализации их деятельности по управлению источником повышенной опасности с соблюдением законодательства РФ и соблюдению норм безопасности дорожного движения. Материал выверен, цифры, факты, цитаты сверены с первоисточником. Материал не содержит сведений ограниченного распространения.

Ссылки на источники1.ГОСТ Р 50574 2002. Автомобили, автобусы и мотоциклы специальных и оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные звуковые и световые сигналы. Общие требования. (с изменениями и дополнениями от 1 апреля 2013г.)[Электронный ресурс]http://www.garant.ru/2.Борзых С.А. Исторический аспект уголовной ответственности за нарушение безопасности дорожного движения в России.//Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. Выпуск № 1. Тюмень. 2014. 3.Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. N876 "О подготовке и допуске водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов"[Электронный ресурс] http://www.garant.ru/4.Конвенция о дорожном движении" (с изм. от 28.09.2004) (вместе с "Техническими условиями, касающимися автомобилей и прицепов") (Заключена в г. Вене 08.11.1968) (с изм. и доп. от 03.03.1992)[Электронный ресурс] http://base.consultant.ru/5.

Европейское соглашение, дополняющее Конвенцию о дорожном движении. [Электронный ресурс] http://base.consultant.ru 6.Пункт 1.2 с т. 15 ПДД РФ 2014.7.Указ Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711 ©О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движенияª (с изменениями и дополнениями от 2 июля 2002 г., 3 мая 2005 г., 23 апреля 2007 г., 3 июля 2008 г., 23 декабря 2010 г., 27 октября 2011 г., 1 июня 2013 г., 4 апреля 2014 г.) http://base.consultant.ru/8.Указ Президента РФ от 19.05.2012 N 635 "Об упорядочении использования устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, устанавливаемых на транспортные средства"http://base.consultant.ru/

Литература1.Бершадский В.Ф., Дудко Н.И., Дудко В.И.Основы управления механическими транспортными средствами и безопасность движения: Учебник для среднего профессионального образования. Изд. 2е Издательство: Амалфея. 2007 г., 458 с.2.Коноплянко В.И., Зырянов В.В., Воробьев Ю.В.Основы управления автомобилем и безопасность дорожного движения: Учебное пособие. Издательство: Высшая Школа. 2005. 271 с.3.ГОСТ Р 50574 2002. Автомобили, автобусы и мотоциклы специальных и оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные звуковые и световые сигналы. Общие требования. (с изменениями и дополнениями от 1 апреля 2013г.)4.ГОСТ Р 51709 2001. Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянии и методы проверки. (с изменениями и дополнениями от 1 марта 2007г.)5.Безопасность дорожного движения: сборник научных трудов, выпуск 14.М.: ФКУ НИЦ БДД МВД России, 2014.