Современные подходы к пониманию роли и значения внутриорганизационного маркетинга вуза

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Вандрикова О. В. Современные подходы к пониманию роли и значения внутриорганизационного маркетинга вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2036–2040. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85408.htm.
Аннотация. Статья освещает результаты маркетингового исследования критериев деятельности высших учебных заведений на рынке образовательных услуг. Проведенное исследование показало, что внутриорганизационный маркетинг в настоящее время является одним из перспективных направлений организации маркетинговой активности образовательных учреждений.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Вандрикова Оксана Владимировна,Преподаватель кафедры экономики и менеджментаФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университетфилиал в г. Тихорецке», г.Тихорецкazksen@mail.ru

Современные подходы к пониманию роли и значения внутриорганизационного маркетинга вуза

Аннотация. Статья освящает результаты маркетингового исследования критериев деятельности высших учебных заведений на рынке образовательных услуг. Проведенное исследование показало,что внутриорганизационный маркетинг в настоящее время является одним из перспективных направлений организации маркетинговой активности образовательных учреждений. Ключевые слова:внутриорганизационный маркетинг, высшее учебное заведение, современные подходы, маркетинговая среда..Внутриорганизационный маркетинг в настоящее время является одним из перспективных направлений организации маркетинговой активности, которая традиционно понимается как воздействие на потребителя при его нахождении на рынке в процессе потребительского выбора и принятии потребительского решения,но почемуто не распространяется непосредственно на процесс оказания услуг, который обладает собственным маркетинговым и коммерческим потенциалом.Охарактеризуем и критически проанализируем существующие подходы к осуществлению внутриорганизационной маркетинговой активности в современных вузах.Современные подходы к определению содержания, роли и значения внутриорганизационного маркетинга охарактеризованы ниже:внутриорганизационный маркетинг как продолжение основной маркетинговой стратегии предприятия, направленной на сотрудников, мотивация сотрудников на осмысленное обслуживание клиентов, формирование клиентоориентированного поведения и заинтересованности в общихрезультатах работы предприятия;особое отношение к работнику предприятия как к клиенту. Внутренний маркетинг согласно данной концепции –это стратегия создания работыпродукта в соответствии с потребностями сотрудникаклиента;планомерные действия по преодолению сопротивления персонала изменениям, проводимым в организации. Задачей внутриорганизационного маркетинга согласно данной концепции является мотивация и интеграция сотрудников с целью эффективной реализации корпоративных и функциональных стратегий;внутриорганизационный маркетинг как процесс, направленный на управление взаимоотношениями между внутренними поставщиками и внутренними потребителями с целью удовлетворения последних;внутриорганизационный маркетинг –возможность увидеть общие элементы у отдельных функционирующих направлений деятельности предприятия (логистика, управление персоналом, маркетинг, взаимодействие подразделений, внутренние коммуникации и др.). Результат достигается за счет наложения рыночных форм взаимодействия на нерыночные (внутренние) направления деятельности организации. Практическая ценность заключается в формированиинового взгляда на известные направления деятельности, который позволяет увидеть новые возможности для развития выбранных областей внутри организации и возможности для эффективного применения методов одной области деятельности предприятия (маркетинг) в другой (управление персоналом, внутренние коммуникации и т.д.);принципы внутреннего маркетинга: ориентация на удовлетворение потребностей клиента, персонала и предпринимателя; использование методов традиционного маркетинга внутри организации; интеграция усилий всех функциональных подразделений для оказания качественной услуги; выстраивание лояльных отношений как с внешними, так и с внутренними клиентами; организация обратных потоков по выявлению удовлетворенности субъектов бизнесотношений (песронал руководство клиенты);внутриорганизационный маркетинг как процесс, направленный на управление взаимоотношениями между внутренними поставщиками и внутренними потребителями с целью удовлетворения последних.Из приведенных определений видно, что субъектами внутриорганизационного маркетинга рассматриваемые авторы предлагают считать руководство и персонал предприятия, а в качестве предмета внутриорганизационного маркетинга, по мнению указанных исследователей, целесообразно рассматривать деятельность по увеличению вовлеченности сотрудников предприятий и организаций в трудовую деятельность на основе применения специфического маркетингового инструментария[1].Критика данного подхода, на наш взгляд, существенно ограничивающего содержание, цели, задачи и предмет внутриорганизационной маркетинговой деятельности сводится к тому, что:внутренняя маркетинговая среда предприятия не ограничивается только персоналом, например, в ряде исследований выделяются следующие факторы внутреннего маркетинга: основные фонды предприятия, состав и квалификация персонала, финансовые возможности, навыки и компетенция руководства, использование технологии, имидж предприятия, опыт работы предприятия на рынке;маркетинг персонала, рассматриваемый современными исследователями (например, В.В. Лобановой) представляет собой самостоятельное функциональное направление маркетинговой деятельности, не ограничиваемое рамками внутренней маркетинговой среды предприятия. По мнению В.В. Лобановой, работник должен рассматриваться как полноценный партнер –поставщик трудоспособности, заинтересованный в конечных результатах работы предприятия[1]. В этом случае маркетинг персонала может быть определен как деятельность, возможная к реализации субъектами рынка труда и направленная на системный рост вовлеченности персонала в деятельность предприятия и его производительности за счет изменения характера объектносубъектного взаимодействия по поводу куплипродажи трудоспособности между предприятием и работником с позиции «трудоспособность как ресурсный товар» на позицию «работник как партнер предприятия по наилучшему использованию его личной трудоспособности»;маркетинг персонала гораздо шире внутриорганизационного маркетинга, поскольку направлен не только на интенсификацию трудовой деятельности уже имеющегося персонала, но и на получение «значимого конкурентного преимущества, выраженного в возможности найма и маркетингового сопровождения трудовой деятельности лучших соискателей, представленных на рынке труда».В.В. Лобановой приведена расширенная классификация маркетинговых возможностей предприятия –работодателя в системе маркетинга персонала (табл. 1), которая позволяет уверенно говорить о наличии существенной разницы между целями, задачами, содержанием и инструментарием маркетинга персонала и внутриорганизационного маркетинга.

Таблица 1.Маркетинговые возможности предприятия –работодателя в системе маркетинга персонала

Субъект маркетингового воздействияНаправление маркетингового воздействияИнструменты маркетингового воздействияПерсонал предприятий –конкурентовКонкуренция и переманивание лучших работниковБренд работодателяПрямой рекрутингКонкурентные формы и условия найма

Соискатели (физические лица –носители способности ктруду)Формирование привлекательности предложения вакансий конкретным работодателем.Экономически обоснованное снижение кандидатских ожиданий соискателей в части заработной платы и условий труда (как в период испытательного срока, так и в ходе основной трудовой деятельности)Использование конкурентных форм отбора и найма лучших соискателей из представленных на рынке труда кандидатов

Действующие работники предприятияПрофессиональная ориентация в рамках адаптации на новом месте работы, дополнительное профессиональное обучение, стимулирование выхода на средний уровень производительности труда, планирование карьерыБренд работодателя, условия трудовой деятельности, маркетинговые исследования персонала предприятия, программы профессиональной ориентации, вовлеченности и лояльности, аутплейсмент, оптимизация форм занятости, выбор формы участия в управлении предприятием−молодые специалисты−специалисты с опытом работыМаркетинговые программы вовлеченности и лояльности, реализация плана карьеры−специалисты –«ветераны»Маркетинговые программы вовлеченности и лояльности, реализация плана карьеры, оптимизация трудовой деятельности и форм занятости, мероприятия аутплейсмента−специалисты –«человеческий капитал»Маркетинговые программы вовлеченности и лояльности, реализация плана карьеры, оптимизация трудовой деятельности и форм занятости, мероприятия аутплейсмента, выбор формы участия в управлении предприятиемПрофсоюзы и объединения работодателейСотрудничество в часты выработки и реализации стандартов маркетинговой деятельности в отношении персоналаЦелевые программы обеспечения занятости Маркетинговые исследования, инжиниринг стандартов маркетинговой деятельности в отношении персоналаКоммуникационная активность в рамках маркетинга персоналаИнфраструктура рынка трудаСотрудничество при проведении маркетинговых исследованийрынка труда различной направленности, его сегментация, оценка эффективности функционирования и конкуренцииМаркетинговые исследования рынка труда, его емкости структуры, динамики, факторов, тенденций, механизмов (в т.ч. конкуренции)

На основании приведенной классификации основных объектов, направлений и инструментов маркетингового воздействия в маркетинге персонала нами была разработана сравнительная характеристика маркетингового инструментария внутриорганизационного маркетинга и маркетинга персонала (табл. 2.).Таблица 2.

Сравнительная характеристика маркетингового инструментария внутриорганизационного маркетинга и маркетинга персонала ХарактеристикаМаркетинг персоналаВнутриорганизационный маркетингОбъектТрудоспособность персонала предприятияПлатежеспособный спрос и потребности потребителей в процессе приобретения продукции, получения услуг, выполнения работУсловия поставки ресурсов предпринимательстваСубъектыПредприятие (собственники, руководители); наемные работники; фрилансерыПредприятие;потребители, находящиеся в процессе приобретения продукции, оказания услуг, выполнения работ; субъекты системы маркетинга, вовлеченные в операционную деятельность предприятияПредметРезервы роста вовлеченности персонала в трудовую деятельность и производительности трудаРезервы роста результативности и эффективности операционной деятельности:

экстенсивные –за счет роста продаж продукции, работ, услуг потребителям, находящимся в процессе обслуживания;

интенсивные –за счет экономии расходов во взаимоотношениях с субъектами системы маркетинга (поставщиками, посредниками, конкурентами, контактными аудиториями)ЦелиВыбор с рынка труда наиболее конкурентоспособных кандидатовРост высвобождения трудоспособности персонала на основе отношения к персоналу как партнерам Рост продаж потребителям, ожидающим поставки продукции/товара находящимся в процессе оказания услуги или выполнения работыСнижение операционных издержек за счет маркетингового воздействия на субъектов системы маркетинга, уже вовлеченных в операционную деятельность предприятияРост продаж за счет активизации маркетингового потенциала посредников, вовлеченных в деятельность предприятияИнструментыМаркетинговые исследования рынка трудаМаркетинговые формы привлечения кандидатов с рынка трудаПрограммы лояльностиПрограммы аутплейсингаМаркетинговые исследования и продажи потребителям в ходе цикла приобретения товара, получения услуги/работыМаркетинг персонала в отношении действующего персонала предприятияТрейдмаркетинг (в отношении торговых посредников)PRи GRв отношении мобилизованных субъектов системы маркетинга предприятияПрограммы маркетинга поставщиковРезультат маркетинговой деятельностиЭкономия на непроизводительных расходах, связанных с чрезмерной текучестью персоналаРост производительности трудаРост экономической эффективности операционной деятельности предприятия (за счет опережающего роста производительности труда персонала в сравнении с ростом материальной мотивации) Рост дополнительных продаж продукции, услуг, работ покупателям, находящимся в процессе обслуживанияЭкономия на непроизводительных расходах, связанных с необходимостью поиска и организации сотрудничества с новыми поставщиками (в том числе с соискателями рынка труда)Рост общей результативности и экономической эффективности операционной деятельности за счет активизации и экономически эффективного использования потенциала субъектов корпоративной системы маркетинга

Из приведенной характеристики видно, что:внутриорганизационный маркетинг и маркетинг персонала не являются тождественными понятиями, поскольку подразумевают реализацию маркетинговой активности в разных направлениях: маркетинг персонала подразумевает функциональное маркетинговое воздействие на перспективный, текущий и потерянный кадровый потенциал предприятия, в то время как внутриорганизационный маркетинг охватывает маркетинговые воздействия в отношении субъектов корпоративной системы маркетинга непосредственно в ходе операционного цикла (потребителей при поставке им продукции, оказании услуг и предоставлении работ, других мобилизованных и участвующих в деятельности предприятия субъектов корпоративной системы маркетинга)[2];общим моментом между системами маркетинга персонала и внутриорганизационного маркетинга является тот момент, что во внутриорганизационном маркетинге возможна разработка и реализация программ лояльности и вовлеченности персонала с использованием методологии маркетинга персонала;во всех остальных случаях инструментарий внутриорганизационного маркетинга, на наш взгляд, ни в коем случае не исчерпывается инструментами маркетинга персонала, но предусматривает комплексное маркетинговое воздействие и активизацию маркетингового потенциала как потребителей, уже принявших положительное потребительское решение относительно продукции/услуг/работ предприятия и находящихся в процессе ожидания поставки/оказания услуг/выполнения работ, а также мобилизованных предприятием субъектов (посредников, поставщиков, контактных аудиторий, конкурентов и др.);применение инструментов и программ внутриорганизационного маркетинга призвано обеспечить рост продаж потребителям, ожидающим поставки продукции/товара находящимся в процессе оказания услуги или выполнения работы, а также снижение операционных издержек за счет маркетингового воздействия на субъектов системы маркетинга, уже вовлеченных в операционную деятельность предприятия, и возможный рост продаж за счет активизации маркетингового потенциала посредников, вовлеченных в деятельность предприятия[3];к основным инструментам внутриорганизационного маркетинга мы предлагаем относить маркетинговые исследования и продажи потребителям в ходе цикла приобретения товара, получения услуги/работы, программы маркетинга персонала в отношении действующего персонала предприятия, программы и мероприятия трейдмаркетинга (в отношении мобилизованных торговых посредников), PR и GR в отношении мобилизованных субъектов системы маркетинга предприятия, а также программы маркетинга поставщиков.

Ссылки на источники1Вандрикова О.В., Овчаренко Н.А. Пути повышения эффективности программ и мероприятий внутриорганизационного маркетинга в маркетинговой деятельности современных вузов/О.В. Вандрикова, Н.А. Овчаренко// Экономика и предпринимательство. 2015. №2(55). –С. 612616.2Вандрикова О.В., Ходырева Т.В. Содержание и управление системой внутриорганизационного маркетинга и маркетинговых коммуникаций современного образовательного учреждения высшего образования / О.В. Вандрикова, Т.В. Ходырева // Экономический вестник ЮФО.

2013. №10. С. 2739.3Вандрикова О.В. К вопросу о применении критериев оценки образовательных учреждений// Концепт.–2014.–№S28.

С.610.