Педагогические условия адаптации младших школьников к обучению в основной школе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лысенко Р. И. Педагогические условия адаптации младших школьников к обучению в основной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2076–2080. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85416.htm.
Аннотация. В статье раскрыта проблема готовности младшего школьника к обучению в основной школе с опорой на основные теоретические подходы к ее решению. Даны определение понятия «готовность», структура и содержание готовности младшего школьника к обучению в основной школе. Удалось выявить трудности выпускников начальной школы при переходе на следующую ступень образования и сравнить их с критериями готовности первоклассников.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Лысенко Руслан Иванович,студент гр. 29ПО114 (профиль –начальное образование), Институт психологии и педагогики, ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»lordagronom@mail.ru

Педагогические условия адаптации младших школьников к обучению восновной школе

Аннотация.Встатье раскрыта проблема готовности младшего школьника к обучению в основной школе с опорой на основные теоретические подходы к ее решению. Дано определение понятия «готовность», структура и содержание готовности младшего школьника к обучению в основной школе. Удалось выявить трудности выпускников начальной школы при переходе на следующую ступень образования и сравнить их с критериями готовности первоклассников.Ключевые слова:адаптация, готовность, дезадаптация.

Переход из начальной школы в основную является кризисным периодом в жизни ученика. Особенности данного периода полностью еще не изучены, но с позиции психологопедагогической общественности –это самый сложный этап в жизни ученика, поскольку, таким образом, происходит переход к новой позиции, новому образу жизнедеятельности, изменению статуса в обществе, появлению новых взаимоотношений не только со сверстниками, но и взрослыми и педагогами.Изменившаяся ситуация развития требует от ученика развитых не только интеллектуальных, но и личностных качеств, коммуникативности, произвольности и т.д. Успешность организации учебновоспитательной деятельностис детьми в современной школе во многом зависит от особенностей психологического развития учащихся в важные периоды их жизни.Обращаясь к анализу сложившейся практики в школе, мы можем констатировать, что переход из начальной школы в основную происходит для учащихся не всегда спокойно и безболезненно.Не все школьники психологически могут преодолеть трудности адаптационного периода и соответствовать требованиям общего образования. Трудности данного перехода сказываются на результатах обучения и воспитания в основной школе, на психическом и соматическом здоровье школьников.Следует учесть, что переход учащихся начальных классов на следующую степень общего образованиякак раз совпадает с их вступлением в подростковый возраст и сопровождается специфическими процессами и явления, которые составляют содержание «проблемы пятых классов» [1].Именно в этот период происходит обострение проблем детей, как явных, так и скрытых от пронзительного взгляда не только педагогов, но и родителей. По мнению Г.А. Цукерман, данную проблему можно решить при условии, если переход будет плавным, мягким и постепенным [2,c. 20].Разрешение «проблемыперехода» даст возможность исследовать психологопедагогические особенности, условия, механизмы, которые бы позволили успешно войти учащимся в новую для них социальную ситуацию. Все это даст возможность выявить психологические основания для проектирования «перехода» и синхронизации возрастного и образовательного кризисов.Несмотря на значимость исследуемого вопроса, проблема адаптации учащихся начальной школы к дальнейшему обучению на ступени основной школы является малоизученной.В словаре понятие «адаптация» определено как приспособление живого организма к условиям существования. При этом различают адаптациюне только биологическую, физиологическую, но социальнопсихологическую. Нас, прежде всего интересует социальнопсихологическая, которая представляет собой приспособление человека к социальной среде[3]. Любая адаптация направлена на устранение негативных факторов среды.В ходе школьного обучения ученики адаптируются к учебной деятельности. Особая напряженность наблюдается у первоклассников и пятиклассников, поскольку новые социальные условия вызывают стрессовую реакцию организма ученика.Процесс адаптации учащихся к школе состоит из нескольких этапов: ориентировочное, неустойчивое, а затем устойчивое приспособление. Неустойчивое приспособление отличает многих учащихся и в научной литературе обозначается следующим термином –«школьная дезадаптация» [4].Н.В. Вострокнутов в качестве критериев школьной дезадаптации выделяет следующие: хроническая неуспеваемость, отрицательное отношение к обучению, пренебрежительное отношение к правилам школьной жизни [5].Важнейшими с точки зрения возможности адаптации будут психические процессы и функции, которые помогают ученику овладеть школьными навыками. И это, прежде всего, развитие моторики, координации зрительномоторной, произвольного внимания, восприятия, памяти, а также сформированность представлений пространственновременных, мыслительных операций и речевых функций.Среди индивидуальных особенностей, которые влияют на процесс адаптации учащихся начальной школы, является развитая мотивация к учению, познавательной деятельности.Для успешной адаптации к школьному обучению необходимы развитые личностные качества, а именно такие: умение общаться, правильно эмоционально реагировать на разнообразные ситуации, работать в коллективе [6].Следует отметить, что процесс адаптации школьников к основной школе имеет ряд особенностей, за которыми скрываются соответствующие трудности, а именно: приспособление к новой дидактической ситуации, связанной с новым содержанием, формами и методам и организации процесса образования. Учащиеся знакомятся с новыми учебными предметами, у них увеличивается количество учебных занятий и объем домашних заданий, что ведет к сокращению времени наличные интересы. Увеличивается информационный поток, который предстоит усвоить. Излишнее подчеркивание учителем недостатков учащихся при усвоении учебного материала часто приводит к отрицательным эмоциональным переживаниям, вызывающим негативное отношениеученика не только к изучаемому предмету, но и к учителю. У ученика формируется неадекватное представление о себе, своих возможностях, способностях, ведущих в дальнейшем к замедлению процесса адаптации.Любые переходные периоды требуют от учителя пристального внимания. И переход 911 летних учащихся из начальной школы в основную не является исключением. Возникает вопрос выявления особенностей психического и личностного развития учащихся на стыке вышеобозначенных возрастов. Используя результаты исследования отечественных психологов (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, И.В. Дубровина, А.В. Захарова, А. К. Маркова, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконини др.), рассмотрим эти особенности.В указанный период происходят значительные изменения в психическом развитии ребенка.Усвоение новейших знанийсущественно перестраивает имеющиеся у учащихся житейские понятия, а школьное обучение создает условия для развития теоретического мышления. У учащихся происходит перестройка всех психических процессов («память становится мыслящей, а восприятие думающим»), что является основой для дальнейшего умственного развития [7].Результаты многочисленных исследований показывают, что развитие теоретического мышления во многом способствует появлению к концу начальной школы рефлексии, являющейся новообразованием подросткового возраста, которая улучшает не только познавательную сферу учащихся, а также характер отношения их к себе и окружающим людям.К окончанию начальной школы у учащихся должны быть и такие новообразования, как способность к саморегуляции, неразвитость которой вызывает учебные трудности у детей. Разумеется, такие сложные новообразования, как рефлексия, саморегуляция и произвольность в этот период только формируются. В дальнейшем происходит их усложнение и распространение не только на учебные ситуации, но и иные сферыжизнедеятельности детей. Но переход отпсихологическойсаморегуляции, проявляющейся, как правило, в учебных ситуациях к ситуациям, требующим решения нравственных коллизий, осуществляется на этапе перехода от детства к подростковому возрасту.Необходимо отметить, что если младший школьный возраст рассматривается как первоначального «знакомства» с учебной деятельностью, овладения основными ее структурными элементами, то подростковый возраст –это время овладения не только самостоятельными формами работы, но и время развития познавательной активности учащихся, которая стимулируется учебнопознавательной мотивацией. И, от того, как проходит первый этапа обучения, зависит переход подростков к качественно новойучебной мотивации, которая направлена не только на приобретение новых знаний, а, прежде всего, на поиск общих закономерностей, самостоятельных способов приобретения знаний.Как видим, переход от детства к отрочеству сопровождается появлением особого мотивационного кризиса, который вызван, не только сменой социальной ситуации развития, но иизменение содержания личностнойпозиции учащегося.Данный кризис, в отличие от «классического» подросткового кризиса имеет слабо выраженный в поведении характер, поскольку не всегда ими осознается. И как результат –психологическаянеподготовленность,незащищенность перед возникающим новой ступеньюразвития. Недовольство своими отношениями с другими людьми, собой –все это становится стимулом к самовоспитанию, но может и стать препятствием для полноценного становления и развития личности. И путь, по которому предстоит пройти становление личности подростка, определяется тем, как пройден этап перехода от детства к отрочеству.Переход учащихся из начальной школы в основную связан с перестройкой у них сложившихся стереотипов. С точки зрения большинства авторов, главной причиной затруднений в адаптации учащихся 5 классовявляется разрыв, возникающий между психологическими возможностями школьников и предъявляемым к ним требованиями. Поэтому, важно, чтобы в данный период требования, предъявляемые к пятикласснику, соответствовали его возможностям [8, с. 30].Учителя, работающие с учащимися основной школы, часто применяют одни и те же требования, методы работы с пятиклассниками и детьми более старшего возраста. И требования бывают часто не по силам пятиклассникам, что затрудняет процесс их адаптации к основной школе.По мнению Л.И. Божович, с переходом младших школьников в основную школу, меняется и его собственная внутренняя позиция, заключающаяся в том, что как он сам относится к своему положению, а также к тем требованиям, которые оно («положение») к нему предъявляет [9, с.176].Не вызывает сомнения тот факт, что формирование психологической готовности учащихся младших классов к обучению в основной школе идет значительно быстрее только там, где между учителями начальных классов и учителямипредметниками имеется согласованность в деятельности, где есть преемственность начальной и основной школы.Необходимо соблюдать чувство меры в предъявлении требований к учащимся, учитывать их возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности, не допускать перегрузки. Не соблюдение данных условий может способствоватьневротизации учащихся, а также явиться причиной задержкиинтеллектуального развития.Понятно, что скорость адаптации во многом определяется и зависит от готовности ребенка к школьному обучению, а именно желания учиться, способности общаться не только со сверстниками, но и взрослыми, умения решать задачи, а также потребности в достижениях, самостоятельности и сформированной ответственности.В настоящее время понятие «психологическая готовность» не имеет однозначного определения, поскольку нет общепринятого определения. Так, М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович рассматривают психологическую готовность в качестве сложного целенаправленного проявления личности, которое включает не только убеждения, взгляды, но и отношения, мотивационную сферу, эмоциональноволевые, интеллектуальные качества, а также готовность к определенному поведению [10, с. 4], С точки зрения Д.И. Фельдштейна, «психологическая готовность» представляет собой концентрацию личностных сил, которые направлены наосуществление конкретных действий [11, с. 49]. В вышеуказанных определениях дается четкое указание на своеобразную избирательную активность человека в период подготовки к решению конкретных задач, которые настраивают человека на определенную деятельность.Первую попытку дать определение «готовность в обучению в основной школе» сделала Т.И. Юферева, которая выделила следующие компоненты: глубокое усвоение учебного материала; сформированная произвольность рефлексивность и понятийное мышление; «взрослый» стиль взаимоотношения как с учителями, так и с одноклассниками [12]Структура психологической готовности к школьному обучению представляет собой многокомпонентное образование, включающее в себя не только психомоторную и интеллектуальную, но и эмоциональноволевую, личностную (включая мотивацию) и социально психологическую (коммуникация) готовность.Итак, перечислим основные компоненты психологической готовности учащихся к школьному обучению.Психомоторная готовностьвключает в себя новообразования, которые происходя в детском организме и которые повышают его работоспособность, а именно: гармонизация возбуждения и торможения, позволяющая «держать» внимание на объекте деятельности, формировать произвольные формы деятельности; развитие мелкой моторики и зрительномоторных координаций является базой для овладения письмом; совершенствование механизма функциональной асимметрии мозга способствует активизации речи и развитию логического мышления.Интеллектуальная готовность, по мнению Л.И. Божович [9], предполагает владение умением выделять главное, существенное в окружающей действительности, рассуждать, видеть причины явлений и делать выводы. Эмоциональноволевая готовность связана с развитие способности соподчинять мотивы, которые дают возможность ребенку управлять своим поведением.Личностная готовность, которая описывается через мотивационнопотребностную сферу и сферу самосознания.Коммуникативная готовность позволяет проникнуть в мир человеческих отношений и норм их регулирующих. Данная готовность важна для ребенка, поскольку связана с постоянными контактами со взрослыми и сверстника в процессе обучения в школе [7].Итак, в переходный период из начальной школы в основную у детей четко проявляется потребность в общей позитивной оценке себя, своей личности без учета результатов деятельности. И это является важным фактором для определениякруга наиболее важных проблем деятельности школьного психолога. Следует принять во внимание, что человек в течение всей свое жизни испытывает потребность в положительных оценках его личности со стороны других людей, включении в диалог[13]. В детском возрасте данная потребность выражена еще сильнее, и она является основой для благоприятного развития личности школьников.Перед учителя стоит важная задача –обеспечить безболезненный переход учащихся начальной школы в основную, вовремя обнаружить и преодолеть трудности.

Ссылки на источники1. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991. 152 с.2. Цукерман Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема // Вопросы психологии. 2001. № 5. С. 1931.3. БимБад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: 2002.4. Кумарина Г. Школьная дезадаптация: признаки и способы предупреждения / Г. Кумарина // Народное образование. 2002. №1. С. 111121.5. Вострокнутов Н.В. «Семья и дети» тренинг коррекции детскородительских отношений / Н.В. Вострокнутов, Н.К. Харитонова. 2003. С. 183.6. Куликова Т.Г. Личностные факторы риска возникновения школьной дезадаптации учащихся младшего школьного возраста / Т.Г. Куликова //Практическая психология и логопедия. 2003. №34 (67). С. 38.7. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. В кн.: Возрастная и педагогическая психология (под ред. А.В. Петровского). М.: Просвещение, 1973, с. 66 –97.8. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология./М.: ТЦ Сфера, 2004. –464с.9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. /М.: Просвещение, 1968. –464 с.10. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Издво БГУ, 1976. 176 с.11. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности формирования готовности подростков к общественно полезномутруду. М.: Издво АПН СССР, 1986. 124 с.12. Юферева Т.И. Учащиеся переходят из начальной школы в среднюю. М.: Просвещение, 2001, 160 с.13. Фугелова Т.А. Реализация метода диалоговой вовлеченности в процессе преподавания дисциплин психологопедагогического цикла//В мире научных открытий. 2013.№11.12(47). С. 7281.