Сбалансированная система показателей как основа учетно-информационного обеспечения стратегического развития вуза

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Егорова Е. М. Сбалансированная система показателей как основа учетно-информационного обеспечения стратегического развития вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2116–2120. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85424.htm.
Аннотация. Рассматривается сбалансированная система показателей как ведущий стратегический инструмент и основа учетно-информационного обеспечения менеджмента в реализации долгосрочных целей вуза по повышению качества и инновационности образовательного процесса.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Егорова Екатерина Михайловна,доктор экономических наук, профессор,ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный аграрный университет», г. Волгоградegorowaem@yandex.ru

Сбалансированная система показателей как основа учетноинформационного обеспечения стратегического развития вуза

Аннотация.Рассматриваетсясбалансированнаясистема показателей как ведущий стратегический инструмент и основа учетноинформационного обеспечения менеджмента в реализации долгосрочных целей вуза по повышению качества и инновационности образовательного процесса.Ключевые слова:вуз, сбалансированнаясистема показателей, стратегическое развитие, перспективы развития.

Детерминированная институциональная среда, ориентируя вузы на инновационный путь развития и наращивание стратегических конкурентных преимуществ на образовательном рынке, обусловила многогранность и сложность управленческих задач, поиск новых методов управления и разработку адекватных им учетных инструментов и методик.

В настоящее время одним из ведущих стратегических учетноаналитических инструментов менеджмента вузов должна выступать сбалансированная система показателей (ССП), позволяющая рассматриватьих миссию и общую стратегию через систему четко поставленных целей и задач, а также показателей, определяющих степень достижения этих целей [3, с. 24]. Р. Каплан и Д. Нортон ‬разработчики концепции ССП указывают, что «для современных управленческих программ, инициатив и изменений, действующая система бухгалтерского учета и отчетности является тисками» [3, с. 11].Эти системы… «не годятся для управления и оценки деятельности компаний в век информации, которая направлена на создание стоимости, посредствоминвестирования в клиентов, поставщиков, работников, производство, технологию и инновационные проекты» [3, с. 12]. Действительно, учет нематериальных активов и неиспользованных возможностей представляются особенно необходимым, поскольку именно эти активы, а не традиционные материальные, являются решающими для успеха вуза, в условиях жесткой конкуренции. Имея возможность учесть нематериальные активы и потенциальные возможности, вуз может работать над их увеличением и усовершенствованием [1]. Однако, трудности, связанные с точной и достоверной финансовой оценкой нематериальных активов (инновационные возможности, опыт, интеллектуальный потенциал профессорскопреподавательского состава, как основного источника устойчивого создания стоимости образовательных услуг, информационные системы и др.), свидетельствуют о том, что они, в ближайшее время, не найдут свое отражение в бухгалтерском балансе. Именно «противоречие между непреодолимой силой, направленной на создание широких конкурентных возможностей, и неповоротливой моделью финансовой бухгалтерской отчетности» [3, с. 12]актуализирует необходимость внедрения ССП в учетноуправленческую практику вуза «как центральную организационную схему процессов управления»[4, с. 23], ориентированную на повышение качества образования и постоянное улучшение всех бизнеспроцессов.Характеристика базовых понятий ССП представлена в табл.1.

Таблица1Характеристика базовых понятий ССП

ПонятиеОпределениеСбалансированнаяУвязка стратегического, тактического и оперативного управления; Совокупность и ценность финансовых и нефинансовых показателей;Взаимосвязь прошлых и будущих результатов;Интеграция отдельных подсистем, компонентов и перспектив ССП;Баланс внутренних и внешних аспектов деятельности.СистемаСовокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, образующих единую функциональную систему, предназначенную для решения определенных задач и достижения определенных целейПоказателиКоличественные и/или качественные измерители, характеризующие состояние объекта управления

Принципиальные преимущества ССП от других системных методов заключаются в следующем:возможность связывания стратегических целей с оперативными действиями, позволяющими реализовать стратегию;использование для оценки деятельности нефинансовых показателей (наряду с финансовыми показателями),связанных с нематериальными активами и информацией, чтоспособствует комплексной оценке и возможности их учета и мониторинга в качестве объектов управленческого учета;своевременное реагирование на изменения в бизнеспроцессах, не соответствующие стратегии, посредством различия показателей измеряющих достигнутые результаты и отображающих процессы по достижению этих результатов.ССП позволяет скоординировать разрабатываемые цели и мероприятия со стратегическими приоритетами и миссией вуза, помогая решать две ключевые проблемы: эффективно оценивать результатыдеятельности вуза; успешно реализовывать стратегию.Реализация стратегии осуществляется посредством трансформации миссии в конкретные, вполне осязаемые задачи и показатели, представляющие собой баланс между внешними отчетными данными для учредителей, потребителей услуг и др. заинтересованных сторон и внутренними характеристиками наиболеезначимых бизнеспроцессов, инноваций, роста вуза. Это, по сути, баланс между показателями результатов прошлой деятельности, поддающихся количественному учету и субъективных, в некоторой степени произвольных параметров будущего роста вуза.

Методологические и организационнометодические аспекты построения ССП в вузе представлены в табл.2.ССП определена автором как основа управленческой учетноаналитической системы вуза, как система определения, оценки и мониторинга финансовых и нефинансовых показателей его стратегического развития. Основная цель построения ССП в вузе заключается в информационном содействии системе управления вуза в реализации его стратегических целей и задач, посредством построения, оценки и мониторинга разработанной сбалансированной системы финансовых и нефинансовых показателей эффективности деятельности и достижения показателей вуза.

Таблица 2

Методологические и организационнометодические аспекты ССП как основы учетноаналитической системы вуза

АспектОписаниеЦельСбалансирование финансового и нефинансового потенциала вуза со стратегическими целями развития. Информационное содействие системе управления вузом в реализации стратегий ЗадачиОбеспечение всех сотрудников и всех уровней управления вуза учетноаналитической информацией о результатах деятельности вуза по достижению стратегических целей, в разрезе целевых финансовых и нефинансовыхпоказателей развития ФункцииИнформационнопрогнозная, информационноконтрольная, информационнокоординирующая, информационноаналитическая, информационнорегулирующая, информационнорегламентирующая, нормативная, информационномотивационная.ОбъектыЦели и целевые показатели развития вуза, в разрезе различных аспектов: общественная значимость, потребители и др. заинтересованные стороны, внутренние бизнеспроцессы, инфраструктура и сотрудники, финансы; Система управления вуза, обеспечивающая достижение целей в разных аспектахфункционирования вузаПредмет

Процесс построения учетноаналитической системы для получения информации в целях стратегического управлениядеятельностью вуза, включающей в себя все основные, обеспечивающие и управленческие процессы, с точки зрения взаимосвязанных и сбалансированных перспектив развитияПринципыНаучность, системность, комплексность, сбалансированность, каскадирование, декомпозиция, согласованность, оптимальность, бифуркационность,информационная доступностьУчетные инструментыБухгалтерские, аналитические, контрольные, организационные инструменты, охватывающие все направления деятельности вуза иформирующие многоуровневую систему взаимосвязанных частных и обобщенных показателейПрименяемая учетная технологияСбор, обработка, оценка, отражение, анализ учетной информации, контроль, мониторинг, прогнозированиеПользователиСотрудники, все уровни управления вузом, все заинтересованные стороны (стейкхолдеры)Форма представления учетноаналитической информацииФормализованные отчеты: для внутреннего пользования вуза (разных периодов и уровней формирования); по проектам, программам, бизнеспроцессам вуза; для целей государственных оценочнорегламентирующих процедур (лицензирования, аттестация, аккредитация и др.)

Базируется ССП вуза на системе принципов, являющихся основанием для определения ее направлений, связей, структуры и уровней:научность ‬предполагает раскрытие сущности стратегической цели и процесса вуза, определяемого показателем, а также применение научнообоснованных методов для расчета, анализа и мониторинга последнего;системность ‬определяемая как комплекс элементов, находящихся во взаимосвязи, связана с построением ССП, отражающей и оценивающей разные аспекты функционирования вуза, как подсистем единой вузовской системы, а также самого вуза, как части системы высшего профессионального образования РФ и части социальнообщественной системы;комплексность ‬неразрывно связана с системностью, предполагает, при построении системы показателей, всесторонний учет и анализ факторов внешней и внутренней институциональной среды функционирования вуза;сбалансированность ‬предполагает вертикальную и горизонтальную интеграцию между отдельными подсистемами, компонентами, перспективами ССП, обеспечивающую последовательную разработку и реализацию целей на основе причинноследственных связей;каскадирование ‬связано с распространением, методом «каскада», общих стратегических целей и задач вуза на более низкий организационный уровень, уровень конкретных инициатив и показателей подразделений, групп, «карманных ССП» каждого работника;декомпозиция ‬тесно связана с каскадированием в части проецирования показателей на подразделения организационной структуры вуза, предполагает возможность разложения сложных показателей, ответственности, источников данных, процессов сбора показателей и обратной связи, а также уровня автоматизации этих процессов для каждого показателя на нижние уровни планирования и учета;согласованность ‬предполагает четкую причинноследственную связь и согласованность всех показателей ССП со стратегическими целямивуза в разных направлениях (перспективах) развития; оптимальность требует оптимального соотношения информационной ценности того или иного показателя и затрат на его получение;бифуркационность ввиду развития внешней и внутренней среды функционирования вуза, появляются новые цели и перспективы, а, значит, меняется состав, структура, формат и значение показателей, что позволяет рассматривать ССП с позиций конструктивного и позитивного развития;информационная доступность связана с информированием каждого работника о целях и показателях ССП, с целью повышения его заинтересованности в стратегии вуза и ее реализации.Важной методологической характеристикой ССП является возможность ее наложения на деятельность конкретного вуза с учетом современных комбинаций его параметров, расширением перспективных проекций и корректировки иерархий, предложенных Р. Капланом и Д. Нортоном.Цели, перспективы, показатели данной системы формируются, конечно же, в зависимости от мировоззрения и стратегии каждого конкретного вуза.Представляется, что для вуза, рассматривающего долгосрочной целью повышение качества и инновационности образовательногопроцесса, в структуре ССП следует выделить пять основных, взаимосвязанных и сбалансированных перспектив, наиболее полно его характеризующих: 1) общественная значимость; 2) потребители и другие заинтересованные стороны; 3) внутренние бизнеспроцессы; 4) инфраструктура и сотрудники; 5) финансы [2, с.125]. Таким образом, объектом ССП выступают стратегические цели развития вуза и функционирование управленческой системы, определяющей и обеспечивающей тактику их достижения, в разрезе пяти основных аспектов функционирования. Особую значимость для вуза имеют перспективы «внутренние бизнеспроцессы» и «инфраструктура и сотрудники». Они являются движущей силой стратегии, описывающей алгоритм ее претворения в жизнь. Эффективные и последовательные бизнеспроцессы определяют, как создать устойчивую потребительскую стоимость. Перспектива «Инфраструктура и сотрудники»представляет собой как раз те, упомянутые ранее, нематериальные активы, которые определяют конкурентоспособность и успех вуза в долгосрочной перспективе: человеческий капитал ‬

знания, умения, навыки и профессионализм всех категорий персонала и особенно профессорскопреподавательского; информационный капитал ‬информационные системы, сети и технологии, базы данных; организационный капитал ‬рациональная организационная структура и организационная культура, накопленные компетенции в области управления персоналом, управления знаниями, стиль лидерства и т.п.Развитие персонала, серьезные инвестициив информационные технологии и системы, а также усовершенствование организационных процедур являются генераторами инноваций и модернизации внутренних бизнеспроцессов на пользу потребителям образовательных услуг и общества в целом.

Общественная и финансовая перспективы, а также перспектива «потребители и др. заинтересованные стороны» в ССП ‬это итоги, которые вуз намерен достичь в будущем.Для визуализации представления причинноследственных связей между основными элементами стратегии вуза и еереализации на основе ССП, детализации системы показателей, иллюстрации динамики стратегического развития, для более четкой фокусировки на основные направления совершенствования бизнеспроцессов необходимо формирование стратегических карт.На рис.1.отражена, разработанная автором, общая схема стратегической карты вуза, демонстрирующая создание вузом потребительской ценности и представляющая собой некий контрольный список стратегических целей и их взаимодействий.Построение стратегических целей вуза следует осуществлять сверху вниз, от общих целей к частным, путем их дезагрегирования, декомпозиции и редукции. Таким образом, стратегические цели и приоритеты вуза формулируются в виде целей и оперативных задач бизнеспроцессов, подразделений, сотрудников. Т.е. происходит трансформациястратегических целей вуза в тактические и оперативные действия, позволяющие воплотить стратегию (рис.2.). Оперативные задачи подразделений и сотрудников также группируются по определенным в вузе перспективам.Основная выгода от ССП заключается в том, что все структурные подразделения вуза начинают двигаться в одном направлении, поскольку возникает единое понимание стратегии на всех уровнях управления.Поскольку сложность, многообразие и разная направленность внутренних процессов вуза не могут быть охарактеризованы одним универсальным показателем, нами выделены и сгруппированы показатели, сбалансированная совокупность которых позволяет всесторонне оценить развитие вуза и представляет собой необходимый инструментарий формирования информационной базы ее мониторинга, выявления и мобилизации внутренних резервов и достижения, в конечном счете, наиболее конкурентной стратегической позиции (табл.3.).Показатели следует рассматриватькак цепь взаимозависимых составляющих, расположенных в иерархическом порядке следования перспектив (сверху вниз), а не как набор независимых параметров вуза.

При этом, ССП раздвигает горизонт целей каждого вуза далеко за рамки финансовых показателей, дополняя систему финансовых учетных параметров, уже свершившегося прошлого, системой нефинансовых учетнооценочных показателей перспектив развития.

Рис.1.Схема стратегической карты целей вуза

Профессиональный финансовый менеджмент.Оптимальная структура издержек.Повышение эффективности и результативности затрат.Увеличение дохода от образовательной деятельности.Рост прибыли.Увеличение дохода от диверсификационной деятельностиФИНАНСЫМаксимально полное и эффективное использование активов (ресурсов)Человеческий капиталКвалифицированный, мотивированный персонал. Стратегическое соответствие знаний, умений и навыков Информационный капиталСовременные информационные системы, сети и технологии, базы данныхОрганизационный капиталПроцессноориентированная организационная структура, организационная культура, ориентированная на инновации и результатИНФРАСТРУКТУРА И СОТРУДНИКИМИССИЯ:Создание инновационного вуза, занимающего ведущие позиции в области подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием, обладающих высокими профессиональнокультурными качествами

ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗНАЧИМОСТЬПОТРЕБИТЕЛИ И ДРУГИЕ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ СТОРОНЫ ВНУТРЕННИЕ БИЗНЕСПРОЦЕССЫФормирование и развитие высоких профессионально нравственных качеств в условияхинтеграции в мировое образовательное, научное, общественнополитические пространствоОбеспечивающие процессыРазвитие ивнедрение организационных и технологических инновацийВысокое качество процессовОптимизация и результативность процессовОбеспечение процессов ресурсами Процессы управленияЭффективное управление качеством всех процессов в вузеСтратегическое планированиеАттестация и аккредитация вуза

Стратегический анализ Оптимизация и результативность процессов

Высокое качество процессов

Образовательный процессРазвитие и внедрение продуктовых (новые образовательныепрограммы, специальности и т.д.), организационных и технологических инновацийВысокое качество процессаСоздание новой потребительской ценности Повышение эффективности процесса Оптимизация и результативность процесса Обеспечение процесса ресурсамиНаучноисследовательский процессРасширение спектра и повышение уровня конкурентоспособности прикладных научных исследований по приоритетным направлениямГармоничная интеграция с образовательным процессомПовышение эффективности и результативности процессаОбеспечение процесса ресурсами Высокое качество

Характеристика образовательного и научного продукта (услуг)

низкая ценавысокое качествовысокая инновационностьналичиевыборперспективностьна рынке трудаУдовлетворенностьпотребителей и др. заинтересованных

сторонВзаимоотношениянадежноепартнерствоиндивидуальный подходпозитивноеотношение

Имиджбезупречная репутацияузнаваемый тренд

Рис.2.Схема трансформации стратегических целей вуза в тактические и оперативные действияподразделений и сотрудников

Таблица 3 Сбалансированная система показателей вуза (фрагмент)

Стратегические задачи и показателиПерспектива «Общественная значимость»

Развитие системы обеспечения качества образованияналичие аккредитации зарубежными специализированными агентствамиуровень признания деятельности вуза профессиональным сообществом…..Перспектива «Пользователи и др. заинтересованные стороны»Удовлетворение потребностей и интересов потребителей и др. заинтересованных взаимодействующих сторонколичество действующих направлений взаимодействия со стейкхолдерамиуровень информационного обеспечения взаимодействияуровень удовлетворения интересов потребителей образовательных услуг….Перспектива «Внутренние бизнеспроцессы»

Качественные, оптимальные, эффективные и результативные бизнеспроцессыОбразовательный бизнеспроцессколичество новых инновационных образовательных продуктовускорение выхода на образовательный рынокновых инновационных образовательных продуктов….Научноисследовательский бизнеспроцессколичество инновационных процессов в рамках научноисследовательской деятельности наличие аспирантуры, докторантуры, диссертационных советов…Обеспечивающие бизнеспроцессыколичество инновационных процессов в рамках обеспечивающей деятельности Вуз(цели, задачи, показатели, инициативы)Основные бизнеспроцессы (цели, задачи, показатели, инициативы)Процессы управления (цели, задачи, показатели, инициативы)Обеспечивающие бизнеспроцессы (цели, задачи, показатели, инициативы)

Сотрудники (цели, задачи, показатели, инициативы)Структурные единицы бизнеспроцессов, функциональные структуры

(цели, задачи, показатели, инициативы)12…12…12…уровень материальнотехнического обеспечения процессов вуза, по отношению к нормативным значениям, %…Управленческие бизнеспроцессыуровень управления качеством процессов в вузедоля руководителей и специалистов, осуществивших повышение квалификации в области современных методов управления в системе образования, в т.ч. стратегических…Перспектива «Инфраструктура и сотрудники»

Высокая квалификация персонала, современная инновационная инфраструктура

количество докторов и кандидатов наук, чел.наличие специальных профессиональных компетенций (в т.ч. стратегических)уровень организационной культуры…Перспектива «Финансы»

Устойчивое финансовое положениеобъем внебюджетных средств, приходящихся на одного преподавателя (штатного), тыс. руб.уровень использования активов (ресурсов) (остаточная прибыль, экономическая добавленная стоимость, оборачиваемость активов, рентабельность активов, коэфф.)…

Каждый показатель ССП должен удовлетворять следующим требованиям: адекватность цели; содержательность (должен иметь смысл и быть понятным); измеримость (возможность измерить значение); минимальность (должен состоять из наименьшего числа частных показателей); полнота (должен полно отражать цель и результаты деятельности).В свою очередь система учетных сбалансированных показателей должна обладать следующими свойствами: отвечать современным требованиям к системам показателей оценки деятельности вуза; учитывать общие тенденции разработки подобных систем и их развитие; способствовать совершенствованию технологии эффективного управления вузом; повышать объективность и значимость решений по функционированию современного вуза.Показатели перспективы «Общественная значимость» определяют, каким должен быть вуз, чтобы удовлетворять общественным интересам.Показатели перспективы «Потребители и др. заинтересованные стороны» оценивают степень удовлетворенности потребителей образовательных услуг и научноисследовательской продукции, как источник устойчивого создания потребительской ценности, а также сохранение и расширение их количества.В категорию «Потребители и др. заинтересованные стороны»мы включаем всю совокупность составляющих деловых, долгосрочных и целенаправленных взаимоотношений вуза во внешней и внутренней среде, все сообщество, заинтересованное в эффективном функционировании вуза: студентов; родителей; выпускников; работодателей; государство; персонал вуза; представителей профессионального сообщества и рынка образовательных услуг; представителей органов власти и т.д.Показатели перспективы«Внутренние бизнеспроцессы», т.е. показатели рациональной организации бизнеспроцессоввуза, отражают создание потребительской ценности образовательных услуг. Показатели перспективы«Инфраструктура/сотрудники» описывают нематериальные активы вуза и их роль в реализации стратегии, определяют какие сотрудники (особенно профессорскопреподавательский состав), знания, технологии, ресурсы необходимы для обеспечения эффективности основных процессов вуза.Показатели перспективы «Финансы» отражают, каких значений финансовых показателей должен добиться вуз, чтобы обеспечить финансовую устойчивостьи благополучие.Для каждой цели следует разрабатывать результирующие и формирующие показатели. Результирующие показатели характеризуют степень достижения цели, позволяют проводить итоговый анализ ее достижения. Формирующие показатели отражают усилия, направленные на достижение цели, позволяют осуществлять мониторинг и оперативный анализ отклонений.Таким образом, на основе ССП вуза, «руководитель имеет возможность определить, как организация работает над созданием стоимости для сегодняшних и будущих клиентов и что следует предпринять для того, чтобы расширить внутренние возможности и увеличить инвестиции в персонал, бизнес системы и процедуры с целью совершенствования своей деятельности в будущем»[4 с. 14].

Ссылки на источники 1.Егорова Е.М.Контурыстратегического управленческого учета в высшем учебном заведении // Экономика образования. 2010. № 2. ‬С. 9699.2.Егорова, Е.М.Концепция управленческого учета в вузах. Монография / Волгоград: Нива, 2012. ‬379 с.3.Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. ‬2е изд., испр. и доп./ [Пер. с англ. М. Павловой]. М.: ЗАО «ОлимпБизнес», 2010.320 с.4.Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты/ Пер. с англ.М.: ЗАО «ОлимпБизнес», 2007.512 с.:ил.