Архитектурно-типологическое формирование туристского центра

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Булатова Е. К., Ульчицкий О. А. Архитектурно-типологическое формирование туристского центра // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2146–2150. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85430.htm.
Аннотация. В настоящий момент, ввиду увеличения спроса и номенклатуры реализуемых видов туристской деятельности, существует необходимость классификации современных городов – туристских центров на основе выявления основных видов туризма и использования туристских ресурсов. В статье проводится исследование типологии городов – туристских центров, закономерностей формирования архитектурной среды туристских центров в сложившейся исторической городской среде. Теоретическое осмысление проведённого исследования позволило выявить основные классификационные признаки, на основании которых выделены четыре базовых типа туристского центра по ведущей туристской функции территории с выделением соответствующих подтипов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
1Булатова Евгения Константиновна,канд. арх., ассистент кафедры архитектуры, ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россияbulatova_ek@bk.ru

Ульчицкий Олег Александрович,доц., канд. арх.,зав. кафедрой архитектуры,ФГБОУ ВПО «МГТУим. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россияarchimgtu@mail.ru

Архитектурнотипологическое формирование туристского центра

Аннотация.В настоящий момент, ввиду увеличения спроса и номенклатуры реализуемых видовтуристской деятельности, существует необходимость классификациисовременных городов туристских центров на основевыявленияосновных видов туризмаи использования туристских ресурсов. В статье проводится исследование типологиигородов–туристских центров, закономерностей формирования архитектурной среды туристских центров в сложившейся исторической городской среде. Теоретическое осмысление проведённого исследования позволило выявить основные классификационныепризнаки, на основании которых выделены четыре базовых типа туристского центра по ведущей туристской функции территориис выделением соответствующих подтипов.Ключевые слова: туристский центр, классификация, типологические признаки, туризм.

Введение.Формирование системы туристского центра в городских поселениях предлагаетсяв качествеодно из возможных направлений градостроительного развития в современнойгородской среде, влияющей на создание туристских элементов разного таксономического уровня. Использование туризма как катализаторапреобразованиятерриторий, находящихся в состоянии стагнации, сделает возможным исследовать теоретические предпосылкиизмененияструктуры города для реализациимодели туристского центра.Данное направление развитиябудет являться современноймодельюразвития городов, реализующих какпотребности местного населения, так и туристов, а также способствовать эффективному развитию туристской деятельностии сохранению уникального историкокультурного наследия.Исследование проведено на основе изучения работ, посвященныхизучениютипологии, классификации и систематизации рекреационных центров, учреждений и комплексов, а также обзора отечественной и мировой проектной практики по созданию туристских центров,однакобольшинство исследований принадлежат области географических (комплексное изучение рекреационного районирования) и туристских наук (внутренняя система туристских учреждений, система туристскоэкскурсионного обслуживания), а также в разделе гуманитарных наук: культура и культурология, где изучаются основы культурного туризма. Анализ литературных источников, схем и планов туристского развития на градостроительном уровне [2] показывает, что вопросам преобразования структуры города в качестветуристского центра, использования его туристского потенциалане уделяется должного внимания. В большинстве проектов на плане фиксируются только самые значимые туристские ресурсы, объекты наследия, но при этом, не учитывается туристская специфика поселения, реализуемые виды туристской деятельности.

2Анализ типологических признаковтуристских центров сделал возможнымвыявить закономерности формирования типов туристских центров и установить критерии классификации городов туристских центров по типологическим признакам (рис.1).

Рис. 1. Типологические признаки формирования классификации туристских центров в отечественной и зарубежной практике.Сост. Е.К. Булатова

Базойдля обозначеннойв исследовании типологии туристских центров являются следующие установленныетипологические признаки: функциональнозональная систематуристских городских образований; главнаятуристская функция или комплекс функций; влияние туризма на организацию туристских пространствгорода; сезонность эксплуатации туристских комплексов;градостроительноеразмещение групп объектов туристского потенциала;номенклатура реализуемойтуристской деятельности и её территориальная локализация в зависимости от сезонной эксплуатации. Классификация городов туристских центровКлассификация городов туристских центров впервые была выявленаэкспертами UNWTO (Всемирная Туристическая Организация Объединённых Наций). При этом использовалсяучёт исторически сложившегося типа туристской ориентации городского поселения, который основывался на уже реализуемой туристской деятельности, при этом выделились пять специализированныхтипов: центры культурнопознавательного туризма, центры событийного туризма, курорты и центры лечебного туризма, центры паломничества, центры международного туризма.Опираясь на данные UNWTO, а также на результаты изучения исторических этапов формирования городов –туристских центров[4], мы предполагаем, что 3формируемаятуристская городская система должна стремиться к достижению универсальности, т.е. к созданию в структуре города

туристского центра нескольких туристских учрежденийразного профиля, структурыкоторыхсоответствовали бы только одному типу туристской деятельности, а также к принципу комплексностизанятий на уровне туристского центра[3]. По мнению Ю.Ф. Безрукова, специализацияявляется количественным уточнением типологии туристских центров, она выступает как мера проявления «типических свойств» [1]. Типические свойства туристских центров соотносят объективную и субъективную стороны туризма, т.е. наличие туристскорекреационных ресурсов и туристскую мотивацию населения. Современную системуорганизации среды туристского центра можно проследить на примере исторических европейских городов, в которых слаженно функционирует процесс сохранения объектов историкокультурного наследия и исторических городов посредством привлечения туризма [5]. В соответствии с классификацией UNWTO, проведён анализ типов туристских центров по ведущему профилю организации туристской деятельности, результаты которого представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Анализ типов туристских центров по ведущему профилю организации туристской деятельности.Сост. Е.К. Булатова

Города —центры культурнопознавательного туризмаК данному типу относится большинство исторических европейских и российских городов, обладающих объектами культурного наследия и другими объектами архитектурнотуристского потенциала, представляющие интерес для реализации экскурсионного, научного или приключенческого туризма. В пример можно привести такие города, как Дижон, Кота, Луцк, Марбелья, Нерха, Псков, КаменецПодольский и др.По нашему мнению, в данном типе можно выделить отдельную подгруппу городовмузеев. Например, древний город Пинъяо провинции Шаньси с населением 45 тыс. чел (по данным на 2005 г.), в 1997 г. город был включен в «Список мирового наследия ЮНЕСКО». Единственный средневековый город Китая, полностью сохранивший свой исторический архитектурный облик.Города —центры событийного туризмаВ современных туристских центрах регулярно проходят культурные и спортивные мероприятия различного масштаба и тематики: события мирового 4значения, национального, локального. Событийный туризм является причиной единовременного массового притока туристов в туристскорекреационную зону, характеризуется сезонностью, является дополнительным аргументом в выборе туристского центра и сроков пребывания на его территории. При формировании туристского центра события различного масштаба являются основой притяжения туристов. К группе малых и средних городов относятся центры событий локального, реже регионального значения. Основой событийного туризма являются различные народныепраздники, арт, кино, музыкальные фестивали, спортивные турниры, ярмарки, бизнесвыставки, экономические форумы и др. К группе центров событийного туризма из малых и средних городов относятся: Ирбит, Омутнинск, Давос, ЛеБурже, Вязники, Муром, ЮрьевПольский, Гороховец и др.Примером города –центра событийного туризма является шведский город Гётеборг место проведения таких крупных спортивных соревнований, как Чемпионат мира по атлетике (1995 г.), «Гимнастрада» (1999 г.) и океанические гонки на приз компании «Вольво» (2002 г.), а также различные тематические выставки, фестивали музыки, кино, театров танца, молодежные спортивные состязания. В Гётеборге проходят концерты многих музыкальных звезд. С этой целью расширяется гостиничный фонд, на базе новейших технологических достижений создается информационный центр, позволяющий вести качественные трансляции по всему миру, а также совершенствуется транспортная система города. Города —курорты и центры лечебного туризмаВозникают в районах, обеспеченных природными ресурсами определенного типа и качества. К данному типу туристского центра относятся малые и средние города: Дубровник, Терскол, Бакуриани, Банско, Ессентуки, Ейск и др. В последнее время этот тип городов переживает ряд изменений, а в их развитии обозначились новые тенденции: городакурорты, как правило, привязанные к береговым линиям. Они ориентированы преимущественно на массового туриста, посещающего курорт с целью пляжного отдыха. Основная проблема развития такого рода городов —сезонные колебания туристской активности.В настоящее время некоторые городакурорты меняют стратегию развития для поддержания конкурентоспособности на внутреннем и внешнем туристских рынках. Они создают условия для привлечения новых категорий туристов. В этомотношении показателен пример малого городакурорта Дубровник (Хорватия), расположенном на побережье Адриатического моря. Дубровник считается курортом международного значения. В городе проходят активные мероприятия по формированию и обновлению туристскойинфраструктуры: строительство дополнительного фонда гостиничного и реконструкция существующего, построенного в 1980е гг.; модернизация туристского информационного центра, предприятий общественного питания, учреждений торговли и развлечений, обновление сектора общественного транспорта и дорожных коммуникаций, благодаря которым улучшается доступ к историческому центру города, ведутся работы в гавани, расширяющие возможность приема круизных судов. Пример Дубровника свидетельствует о необходимости комплексного подхода к развитию городовкурортов. Города —центры паломничестваТип городатуристского центра, тесно связанный с значимыми религиозными местами, событиями, объектами паломничества. К данному виду туризма также можно отнести архитектурное паломничество, направленное к уникальным объектам «iconic building» («знаковым зданиям»). Особенно высокая концентрация паломников в данных туристских центрах отмечается в дни религиозных праздников. К городам –центрам паломничества можно отнести греческие городские поселения, как: 5греческие города Лутраки, Калаврита, Патра, Мистрас и др., а также российские Невьянск и Верхотурье и др. Близкие к паломничеству потоки формируются познавательным туризмом религиозной направленности. Такие путешествия обычно не столь продолжительны, как странствия верующих, они организуются в любое время года и не привязаны к культовым праздникам. Туристы, как правило, имеют высокий уровень образования и проявляют интерес к истории города, музеям. Города —центры международного туризмаГорода данной категории включают в основном крупные и крупнейшие города, реже большие города. Данные города являются полифункциональными, не зависящими от сезонных колебаний туристского спроса, они традиционно аккумулируют значительную часть культурноисторического наследия человечества, зачастую являются генераторами и носителями все новых видов туризма и обладают наиболее отлаженной инфраструктурой для комфортабельного времяпрепровождения. Однако далеко не все «городамиллионеры» относятся к числу крупных центров международного туризма. Например, бразильский город СанПаулу с населением 11 млн человек (данные на 2011 г.) входит в пятерку крупнейших агломераций мира, но по численности иностранных туристов (0,5 млн) в 4 раза уступает Стокгольму с населением 1,6 млн человек и в 13 раз —Вене с населением чуть более 2 млн жителей. Это во многом обусловливается различной туристской ценностью городов, их размещением относительно основных туристских регионов мира.Результаты.В итоге исследования нами выделены четыре базовых типа туристского центра для малых и средних городов по ведущим компонентам, вовлеченным в организацию туристской деятельности с соответствующими подтипами (рис. 3).

6

Рис. 3. Типология современных туристских центров с выделением основных видов туристской деятельности и целевого использования туристских ресурсов.Сост. Е.К. Булатова

71 тип

центр культурнопознавательного туризма. подтипы: промышленный центр, историкокультурный центр, городмузей, научный центр. 2 тип

центр событийного туризма.подтипы(дифференцируются по масштабным уровням): центр событий мирового значения, центр событий национального значения, центр событий локального значения.3 тип

курорт и центр лечебного туризма. подтипы: городакурорты (расположенные у береговых линий), города –рекреационные центры, (расположенные вблизи рекреационных (целебных) или горных ресурсов).4 тип

центры паломничества. подтипы: религиозные туристские центры, центры архитектурного паломничества.В основу предложенной типологии городов туристских центров заложен принцип деятельности, согласно которому туристский центр позволяет представить весь комплекс услуг, реализующих конкретные рекреационные цели, мотивации и потребности туристов. Выделяются специализированные туристские центрыв зависимости от степени концентрации видов туристской деятельности, в которых реализуется целевая функция путешествий и универсальные, где типично чередование различных видов туризма. Обозначается связь между количеством свободного времени у отдыхающих истепенью специализации туристского центра: количество свободного времени у отдыхающих напрямую влияет на уровень специализации системы обслуживания туризма.Вывод.На основе проведённогоисследования, в статье обозначены основные типологические признаки туристских центров: функциональное наполнение, выделение ведущей функции или комплекса ведущих функций, значимость в структуре города, планировочное размещение объектов туристского потенциала, цели туристской деятельности и её пространственной локализации вопределённый период времени. В результате нами предложена типология современных туристских центров с обозначением основных видов туристской деятельности и целевого использования туристских ресурсов.

Ссылки на источники1.Безруков, Ю.Ф. Рекреационные ресурсы и курортология : учеб. пособие / Ю.Ф. Безруков. –Симферополь, 1998. –105 с.2.Булатова, Е.К. Методы классификации городов туристских центров / Е.К. Булатова, О.А. Ульчицкий // Архитектура. Строительство. Образование : материалы междунар. науч.практ.конф. 2324 апреля 2014 г. / под общ. ред.: М.Б. Пермякова, Э.П. Чернышовой –Магнитогорск: Издво Магнитогорск. гос. техн. унта, 2014. –С. 28–33.3.Булатова, Е. К. Формирование архитектурной среды туристского центра для малых и средних городов (на примере Южного Урала) : дис. … канд. арх. : 05.23.20 / Е.К. Булатова ; Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурностроительный университет». –Нижний Новгород, 2014. –139 c.4.Булатова, Е.К. Возникновение и развитие тенденций формирования архитектурной среды для туризма // Современные научные исследования. Вып.2. –Концепт. –2014. –Режим доступа: http://ekoncept.ru/2014/54397.htm

5.Orbasli, A. Historic towns: Tourism, conservation, development, with particular reference to turkish towns / A. Orbasli. –The University of York (United Kingdom). –1994. –278 p.