Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с национальными праздниками посредством проектной деятельности
Международная
публикация
Выпуск:
ART 85431
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кондрашова
Н.
В.,
Попова
А.
С. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с национальными праздниками посредством проектной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
2151–2155. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85431.htm.
Аннотация. В статье представлены особенности и опыт использования проектной деятельности в современных детских садах с целью приобщения детей к этнокультурному наследию и ознакомления с национальными праздниками.
Ключевые слова:
проектная деятельность, дошкольное образование, этнопедагогическая деятельность, национальный праздник
Текст статьи
Кондрашова Наталья Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева», г. Саранскnatakondrashova@mail.ru
Попова Антонина Сергеевна,студентка 5курса факультета педагогического и художественного образования ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им.М.Е.Евсевьева», г. Саранск
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста
с национальными праздниками посредством проектной деятельности
Аннотация. В статье представлены особенностии опыт использования проектной деятельности в современных детских садах с целью приобщения детей к этнокультурному наследию и ознакомленияс национальными праздниками.Ключевые слова: дошкольное образование, этнопедагогическая деятельность, национальныйпраздник,проектная деятельность
В условиях регионализации образования всех уровней в субъектах РФ отчетливо наблюдается тенденция к обновлению деятельности образовательных организаций. В последние годы незаменима роль детских садовв качестве социокультурного посредника между детьмии обществом, между сменяющими друг друга поколениями, а также в обеспечении непрерывности существования культуры в едином временном пространстве и т. д. При этом дошкольнаяорганизацияв каждом поликультурном регионе страны, должнаработать на опережение и становиться центром культурного обогащения и духовного воспитания детей в конкретном населенном пункте и пр.; совершенствовать этнопедагогическую деятельность,обеспечивать правообучения и воспитания на родном и государственном для воспитанников языках, а также возможность приобщения к ценностям родной и мировой культуры и т. д. [1, с. 24–30;2, с. 2127; 34]. Особое место в воспитании детей отводится национальным праздникам, которые являются наиболее древним элементом культуры человеческого общества и безусловной частью его жизни. Каждый период жизни общества характеризуется разными праздниками, при этом один из них приходит и уходит, а другие существуют веками. Одни национальные праздники связаны с природными изменениями (проводы зимы, встреча весны), другие –с религиозным календарем (Рождество, Троица,Пасха). Каждый праздник имеет свои обычаи, традиции и т. д. В праздничных обрядах и ритуалах закрепляется социальное поведение. Они способствуют сближению жителей одного села, деревни, города, объединяютродственников,помогают человеку осознать свою национальную принадлежность, а их яркаяэмоциональная форма и содержание воспитывают нравственныечувства. На празднике обмениваются новостями, рассказывают о прошедших в стране или местности, событиях. При правильной работе взрослых с детьми по организации разных народных праздников в сознании ребенка появляется понимание данной ребенку жизни и историиинарода, формируется представление о государстве и этносах, пониманиеего собственной жизни, жизни семьи, товарищейилигруппы.
Для детей народные праздники являются механизмом осмысления сменывремен года и их повторения, дети осознают, какие сезонные изменения в природе происходят, как изменяется жизнь людей (осенью можно ходить за грибами, собирать урожай на зиму, зимой можно кататься на коньках, санках и лыжах).В целом педагогический процесс, направленный на ознакомление детей с национальными праздниками сложныйи важный. Педагогическая ценность праздника во многом зависит и определяется успешным проведением подготовительных этапов. Основнаязадача процесса подготовки праздника –раскрыть его значение, пробудить интерес и внимание детей, создать вокруг праздника атмосферу взволнованностииготовности к восприятию.В процессе непосредственного проведения праздника необходимо найти способы превращения зрителей в активных участников праздника.Результат праздника должен выразиться в готовности ребенка участвовать в следующем празднике.Воспитателям необходимо тщательно продумать всю предварительную работу с детьми и спланировать ее. При составлении календарного плана важнонаметить, какие НОД, экскурсии по развитию речи и ознакомлению с окружающим важно провести с детьми, чтобы они смогли получить необходимые знания и сведения ородном городе, героическом труде людейи пр.В содержание НОДнужновключать чтение рассказов, разучивание стихотворений, показ репродукцийкартин художников, которые изображают эпизоды из жизни людей, организовать экскурсии к памятникам, в музеи, прогулки по улицам города, прослушивание песен, беседы о праздниках, о народных играх и т.д. Вся предварительная работа педагога детского сада должнапронизываться основной идеей предстоящего праздника[5, с18].Поскольку ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает, поэтому проектноисследовательская деятельность занимает прочное место в работе современного детского сада и стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых. Как правило, в деятельности дошкольных образовательных организацийиспользуюмя различные виды проектов: 1) исследовательскотворческие; 2) игровые; 3) информационнопрактикоориентированные; 4) творческие. В свою очередь они могут классифицироваться по составу участников, целевой установке, тематике, срокам реализации и т.д.В области дошкольного образования проект это специально организованный педагогом и выполняемый дошкольниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. Проектная деятельность в воспитательнообразовательном процессе современного детского сада осуществляется как сотрудничество, в котором задействованы все участники педагогического процесса (дети и педагоги,а также родители)[6]. Научнотеоретические основой использования проектной деятельности в дошкольном образовании в целом являются работы Е. Н. Беловой[7], Н. Е Вераксы[8], Е. С. Евдокимовой [9], Л. С. Кисевой [10], М. Б. Чуриловой[11], В настоящее время накоплен значительный опыт ознакомления детей с национальными праздниками и этнокультурным наследием родного краяпосредством проектной деятельности. К примеру, в г. Тольятти разработан познавательноигровой проект, позволяющий в сравнительной форме знакомить детей старшего возраста с культурным наследием мордовского и татарского, русского и чувашского народов. К достоинствам этого проекта следует отнести многообразие форм работы с воспитанниками, учет возрастных особенностей дошкольников, ознакомление детей с различными пластами культурного достояния изучаемых народов (декоративноприкладное искусство, национальная кухня, национальныйкостюм, обычаи и традиции), соблюдение принципов систематичности и последовательности и др.[1213].
С целью формирования представлений дошкольников о специфике этнокультурного окружения, развития познавательного интереса к национальной культуре, коммуникационных умений, навыков взаимодействия и сотрудничества в Ульяновске практикуется проекты «Мое Поволжье»и«Театр народного костюма»[14].В СП ГБОУ ООШ №4 детский сад №3 г. Отрадный реализовывался познавательный проект «Народные праздники». Он проводиося с целью развития первоначальныхпредставленийу детей о народных праздниках, углубления знаний о русском народном творчестве, формирования уменийиспользовать их в активной речии воспитанияпатриотическогоотношенияи чувствасопричастности к культурному наследию, уваженияк своей нации. Впроцессе проектной деятельности обогащалиразвивающую среду группы по данной теме, осуществляливзаимодействие специалистов и родителей, создавали календарьпраздников, состоящийиз детских работ, разработывали и реализовывали сценарии народных праздников и развлечений с детьми[15].
Проект«Хороводпраздников»реализовывалсянадошкольном отделении МОУ «Янинская СОШ» Ленинградскойобласти, д. Янино1 с целью приобщениядошкольников к историческим и духовным ценностямрусского народа, воспитания уважения к культурным и национальным традициям, озгнакомленияс традиционным народным календарем, важнейшими обрядами, обычаямииприметамии т.д. Предварительнаяработавключала:рассматривание альбомов с русскими национальными нарядами, чтение художественной литературы, беседы, занятия, выступления на родительских собраниях.При реализации проекта дети знакомилисьс традиционнымипраздниками(Рождество, Сретение, Колядки, Масленица) и нетрадиционнымипраздниками(«Праздник русской печки»,«Праздник русской матрешки», «Праздник русского колокольчика», «Праздник русского самовара», «Праздник русского валенка», «Праздник русской ложки», «Праздник лапоточек», «Праздник русского народного творчества», «Праздник русского костюма», «Праздник русского платка»)[16].
«Проект по формированию и развитию национальной культуры в дошкольном возрасте»разработан педагогом МДОУ «Детский сад№ 324» Советского районаг. Казани с целью приобщения старших дошкольников к национальной культуре татарского народа через использование различных компонентов его культурноисторического наследия (устное, музыкальное, декоративноприкладное народное творчество; народные игры и игрушки; праздники; народные традиции и обычаи) и создание условий для успешного овладения татарским языком, как средством общения.В рамках проекта реализовывались: сюжетноролевая игра «Семья», содействующая обогащению игрового опыта и сюжета новыми решениями, за счет введения новой роли (Гость из татарскойдеревни, который не говорит порусски), изготовление «Цветных стекляшек» из картона для танца на предстоящем празднике семьи, дидактическая игра «Бу нерсе? Нинди?» для закрепления названий предметов посуды и определения, активизировать их в речи детей, рассказывание татарскогонародасказки «Три дочери», стихотворения Р. Миннуллина «Люблю гостей», беседыо прочитанном и пр. [17].Обобщая современные достижения теории и практики иучитвыя, что на современном этапе система образования стремиться базироваться на идеях культурного плюрализма, вариативности и диверсификации, а большинство образовательных организаций полинациональны по составу воспитанников, поэтому в дошкольной образовательной организации каждого региона целесообразно учитывать идею о триединстве национального, общероссийского и мирового культурного наследия. В этой важны три основных направления приобщения дошкольников к накопленному духовному и культурному в процессе ознакомления с национальными праздниками: 1) ознакомление к с национальными праздникмами, приобщение к родному языку и национальной культуре, к историкокультурным ценностям своего народа и родного края и пр.; 2) приобщение к общероссийскому культурному наследию и национальным праздниками соседствующих народов, а также к общепринятым в стране нормам межнационального и толерантного поведения (ознакомление с этикетом, воспитание культуры межнационального общения, деятельности и внешнего вида); 3) приобщение к общечеловеческим ценностям и этическим нормам как объединяющим различные культуры нравственным основам (дружба, гуманизм, толерантность, уважение к страшим, патриотизм и пр.). Реализация работы в этих трех направлениях позволит показать не только уникальность национальнвх праздников и культурного наследия родного народа, но и акцентировать внимание на основах, объединяющих разные культуры, а также воспитывать высокие гражданские чувства и уважительное отношение к представителям различных этносов. Итак, проектная деятельность помогает углубить историкокультурные и краеведческие представления детей, позволяет им выразить свое отношение к проблеме, содействует развитию познавательных и творческих способностей, коммуникативных навыков. Только действуясамостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем ихпредмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. И самое главное у них формируется деятельностное и положительное отношение к этнокультурному наследию и национальным праздникам своего и соседствующих народов.
Ссылки на источники1.Кондрашова, Н. В. Актуальные проблемы и тенденции развития дошкольного образования в России на современном этапе / Н.В.Кондрашова // Перспективы науки. –2014. № 11.С. 2431.2.Кондрашова, Н. В. Тенденции развития дошкольного образования в условиях регионализации / Н.В.Кондрашова // Стандарты и мониторинг в образовании. –2009. –№ 5. –С.2128. 3.Кондрашова, Н. В. Роль дошкольных образовательных учреждений поликультурного региона в духовнонравственном воспитании детей / Н.В.Кондрашова // Гуманитарные и социальные науки. –2013. –№ 5. URLРежим доступа: http:// www.hses−online.ru/ Actual.html
4.Кондрашова, Н. В. Духовнонравственное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности в условиях поликультурного региона / Н.В.Кондрашова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. –2012. –№ 7 (81). URL: //ej. kubagro.ru/2012/07/pdf/45.pdf5.Зацепина, М. Б. Народные праздники в детском саду / М. Б. Зацепина, Т.В.Антонова, Т. С. Комарова. М.: Мозаика –Синтез, 2005. –152 с.6.Проектная деятельность [Электронный ресурс]. Режим доступа:http:// refleader.ru/jgeqasjgebew.html7.Белова, E.H. К вопросу об использовании метода проектов вДОУ/ E. H. Белова, С.Ю.Чурбакова др. // Проблемыдошкольногообразования на современном этапе: Выпуск б. Часть I / сост. О.В.Дыбина, O.A. Еник. Тольятти: Форум, 2008. С. 67 73.8.Вераска, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников / Н. Е. Веракса, А.Н.Веракса.
М. : Мозаикасинтез, 2010112 с.9.Евдокимова, Е. С. Теория проектирования в образовательном пространстведетскогосада: Опыт творческого проектирования / Е. С. Евдокимова. Волгоград: Перемена, 2001. —83 с.10.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / авт.сост.: Л. C.Киселева, Т.А.Данилина, Т. С. Лагода, М. Б.Зуйкова. 3е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2005. 96 с.11.Чурилова, М. Б. Проектная деятельность как одна из форм приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры / М. Б. Чурилова // Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации: материалы Всероссийской науч.практ. конференции; в 3 ч. / редкол. : Н. Е. Разенкова (отв. ред.). –Новокузнецк. –КузГПА, 2011. С.148149. 12.Антонова,Л. И. Обычаи и традиции русского и чувашского народов / Л. И. Антонова // Ребенок в детском саду. –2004. –№ 6. –С. 5561.13.Антонова,Л. И. Обычаи и традиции татарского и мордовского народов / Л. И. Антонова // Ребенок в детском саду. –2005. –
№ 1. –С. 5662.14.Захарова,Л. М., Сайфуидинова И. Р. Формирование этнокультурной компетентности дошкольников в проектной деятельности / Л. М. Захарова // Детский сад от А до Я. 2010. № 3. С.4855.15.Познавательный проект «Народные праздники».[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.maam.ru/detskijsad/pedagogicheskiiproektnarodnyeprazdniki.html16.Проект«Хороводпраздников»[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://pandia.org/text/78/647/78222.php17.Проект по формированию и развитию национальной культуры в дошкольном возрасте. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://nsportal.ru/sites/default/files/2014/04/09/proekt_khripunova.docx
Попова Антонина Сергеевна,студентка 5курса факультета педагогического и художественного образования ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им.М.Е.Евсевьева», г. Саранск
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста
с национальными праздниками посредством проектной деятельности
Аннотация. В статье представлены особенностии опыт использования проектной деятельности в современных детских садах с целью приобщения детей к этнокультурному наследию и ознакомленияс национальными праздниками.Ключевые слова: дошкольное образование, этнопедагогическая деятельность, национальныйпраздник,проектная деятельность
В условиях регионализации образования всех уровней в субъектах РФ отчетливо наблюдается тенденция к обновлению деятельности образовательных организаций. В последние годы незаменима роль детских садовв качестве социокультурного посредника между детьмии обществом, между сменяющими друг друга поколениями, а также в обеспечении непрерывности существования культуры в едином временном пространстве и т. д. При этом дошкольнаяорганизацияв каждом поликультурном регионе страны, должнаработать на опережение и становиться центром культурного обогащения и духовного воспитания детей в конкретном населенном пункте и пр.; совершенствовать этнопедагогическую деятельность,обеспечивать правообучения и воспитания на родном и государственном для воспитанников языках, а также возможность приобщения к ценностям родной и мировой культуры и т. д. [1, с. 24–30;2, с. 2127; 34]. Особое место в воспитании детей отводится национальным праздникам, которые являются наиболее древним элементом культуры человеческого общества и безусловной частью его жизни. Каждый период жизни общества характеризуется разными праздниками, при этом один из них приходит и уходит, а другие существуют веками. Одни национальные праздники связаны с природными изменениями (проводы зимы, встреча весны), другие –с религиозным календарем (Рождество, Троица,Пасха). Каждый праздник имеет свои обычаи, традиции и т. д. В праздничных обрядах и ритуалах закрепляется социальное поведение. Они способствуют сближению жителей одного села, деревни, города, объединяютродственников,помогают человеку осознать свою национальную принадлежность, а их яркаяэмоциональная форма и содержание воспитывают нравственныечувства. На празднике обмениваются новостями, рассказывают о прошедших в стране или местности, событиях. При правильной работе взрослых с детьми по организации разных народных праздников в сознании ребенка появляется понимание данной ребенку жизни и историиинарода, формируется представление о государстве и этносах, пониманиеего собственной жизни, жизни семьи, товарищейилигруппы.
Для детей народные праздники являются механизмом осмысления сменывремен года и их повторения, дети осознают, какие сезонные изменения в природе происходят, как изменяется жизнь людей (осенью можно ходить за грибами, собирать урожай на зиму, зимой можно кататься на коньках, санках и лыжах).В целом педагогический процесс, направленный на ознакомление детей с национальными праздниками сложныйи важный. Педагогическая ценность праздника во многом зависит и определяется успешным проведением подготовительных этапов. Основнаязадача процесса подготовки праздника –раскрыть его значение, пробудить интерес и внимание детей, создать вокруг праздника атмосферу взволнованностииготовности к восприятию.В процессе непосредственного проведения праздника необходимо найти способы превращения зрителей в активных участников праздника.Результат праздника должен выразиться в готовности ребенка участвовать в следующем празднике.Воспитателям необходимо тщательно продумать всю предварительную работу с детьми и спланировать ее. При составлении календарного плана важнонаметить, какие НОД, экскурсии по развитию речи и ознакомлению с окружающим важно провести с детьми, чтобы они смогли получить необходимые знания и сведения ородном городе, героическом труде людейи пр.В содержание НОДнужновключать чтение рассказов, разучивание стихотворений, показ репродукцийкартин художников, которые изображают эпизоды из жизни людей, организовать экскурсии к памятникам, в музеи, прогулки по улицам города, прослушивание песен, беседы о праздниках, о народных играх и т.д. Вся предварительная работа педагога детского сада должнапронизываться основной идеей предстоящего праздника[5, с18].Поскольку ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает, поэтому проектноисследовательская деятельность занимает прочное место в работе современного детского сада и стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых. Как правило, в деятельности дошкольных образовательных организацийиспользуюмя различные виды проектов: 1) исследовательскотворческие; 2) игровые; 3) информационнопрактикоориентированные; 4) творческие. В свою очередь они могут классифицироваться по составу участников, целевой установке, тематике, срокам реализации и т.д.В области дошкольного образования проект это специально организованный педагогом и выполняемый дошкольниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. Проектная деятельность в воспитательнообразовательном процессе современного детского сада осуществляется как сотрудничество, в котором задействованы все участники педагогического процесса (дети и педагоги,а также родители)[6]. Научнотеоретические основой использования проектной деятельности в дошкольном образовании в целом являются работы Е. Н. Беловой[7], Н. Е Вераксы[8], Е. С. Евдокимовой [9], Л. С. Кисевой [10], М. Б. Чуриловой[11], В настоящее время накоплен значительный опыт ознакомления детей с национальными праздниками и этнокультурным наследием родного краяпосредством проектной деятельности. К примеру, в г. Тольятти разработан познавательноигровой проект, позволяющий в сравнительной форме знакомить детей старшего возраста с культурным наследием мордовского и татарского, русского и чувашского народов. К достоинствам этого проекта следует отнести многообразие форм работы с воспитанниками, учет возрастных особенностей дошкольников, ознакомление детей с различными пластами культурного достояния изучаемых народов (декоративноприкладное искусство, национальная кухня, национальныйкостюм, обычаи и традиции), соблюдение принципов систематичности и последовательности и др.[1213].
С целью формирования представлений дошкольников о специфике этнокультурного окружения, развития познавательного интереса к национальной культуре, коммуникационных умений, навыков взаимодействия и сотрудничества в Ульяновске практикуется проекты «Мое Поволжье»и«Театр народного костюма»[14].В СП ГБОУ ООШ №4 детский сад №3 г. Отрадный реализовывался познавательный проект «Народные праздники». Он проводиося с целью развития первоначальныхпредставленийу детей о народных праздниках, углубления знаний о русском народном творчестве, формирования уменийиспользовать их в активной речии воспитанияпатриотическогоотношенияи чувствасопричастности к культурному наследию, уваженияк своей нации. Впроцессе проектной деятельности обогащалиразвивающую среду группы по данной теме, осуществляливзаимодействие специалистов и родителей, создавали календарьпраздников, состоящийиз детских работ, разработывали и реализовывали сценарии народных праздников и развлечений с детьми[15].
Проект«Хороводпраздников»реализовывалсянадошкольном отделении МОУ «Янинская СОШ» Ленинградскойобласти, д. Янино1 с целью приобщениядошкольников к историческим и духовным ценностямрусского народа, воспитания уважения к культурным и национальным традициям, озгнакомленияс традиционным народным календарем, важнейшими обрядами, обычаямииприметамии т.д. Предварительнаяработавключала:рассматривание альбомов с русскими национальными нарядами, чтение художественной литературы, беседы, занятия, выступления на родительских собраниях.При реализации проекта дети знакомилисьс традиционнымипраздниками(Рождество, Сретение, Колядки, Масленица) и нетрадиционнымипраздниками(«Праздник русской печки»,«Праздник русской матрешки», «Праздник русского колокольчика», «Праздник русского самовара», «Праздник русского валенка», «Праздник русской ложки», «Праздник лапоточек», «Праздник русского народного творчества», «Праздник русского костюма», «Праздник русского платка»)[16].
«Проект по формированию и развитию национальной культуры в дошкольном возрасте»разработан педагогом МДОУ «Детский сад№ 324» Советского районаг. Казани с целью приобщения старших дошкольников к национальной культуре татарского народа через использование различных компонентов его культурноисторического наследия (устное, музыкальное, декоративноприкладное народное творчество; народные игры и игрушки; праздники; народные традиции и обычаи) и создание условий для успешного овладения татарским языком, как средством общения.В рамках проекта реализовывались: сюжетноролевая игра «Семья», содействующая обогащению игрового опыта и сюжета новыми решениями, за счет введения новой роли (Гость из татарскойдеревни, который не говорит порусски), изготовление «Цветных стекляшек» из картона для танца на предстоящем празднике семьи, дидактическая игра «Бу нерсе? Нинди?» для закрепления названий предметов посуды и определения, активизировать их в речи детей, рассказывание татарскогонародасказки «Три дочери», стихотворения Р. Миннуллина «Люблю гостей», беседыо прочитанном и пр. [17].Обобщая современные достижения теории и практики иучитвыя, что на современном этапе система образования стремиться базироваться на идеях культурного плюрализма, вариативности и диверсификации, а большинство образовательных организаций полинациональны по составу воспитанников, поэтому в дошкольной образовательной организации каждого региона целесообразно учитывать идею о триединстве национального, общероссийского и мирового культурного наследия. В этой важны три основных направления приобщения дошкольников к накопленному духовному и культурному в процессе ознакомления с национальными праздниками: 1) ознакомление к с национальными праздникмами, приобщение к родному языку и национальной культуре, к историкокультурным ценностям своего народа и родного края и пр.; 2) приобщение к общероссийскому культурному наследию и национальным праздниками соседствующих народов, а также к общепринятым в стране нормам межнационального и толерантного поведения (ознакомление с этикетом, воспитание культуры межнационального общения, деятельности и внешнего вида); 3) приобщение к общечеловеческим ценностям и этическим нормам как объединяющим различные культуры нравственным основам (дружба, гуманизм, толерантность, уважение к страшим, патриотизм и пр.). Реализация работы в этих трех направлениях позволит показать не только уникальность национальнвх праздников и культурного наследия родного народа, но и акцентировать внимание на основах, объединяющих разные культуры, а также воспитывать высокие гражданские чувства и уважительное отношение к представителям различных этносов. Итак, проектная деятельность помогает углубить историкокультурные и краеведческие представления детей, позволяет им выразить свое отношение к проблеме, содействует развитию познавательных и творческих способностей, коммуникативных навыков. Только действуясамостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем ихпредмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. И самое главное у них формируется деятельностное и положительное отношение к этнокультурному наследию и национальным праздникам своего и соседствующих народов.
Ссылки на источники1.Кондрашова, Н. В. Актуальные проблемы и тенденции развития дошкольного образования в России на современном этапе / Н.В.Кондрашова // Перспективы науки. –2014. № 11.С. 2431.2.Кондрашова, Н. В. Тенденции развития дошкольного образования в условиях регионализации / Н.В.Кондрашова // Стандарты и мониторинг в образовании. –2009. –№ 5. –С.2128. 3.Кондрашова, Н. В. Роль дошкольных образовательных учреждений поликультурного региона в духовнонравственном воспитании детей / Н.В.Кондрашова // Гуманитарные и социальные науки. –2013. –№ 5. URLРежим доступа: http:// www.hses−online.ru/ Actual.html
4.Кондрашова, Н. В. Духовнонравственное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности в условиях поликультурного региона / Н.В.Кондрашова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. –2012. –№ 7 (81). URL: //ej. kubagro.ru/2012/07/pdf/45.pdf5.Зацепина, М. Б. Народные праздники в детском саду / М. Б. Зацепина, Т.В.Антонова, Т. С. Комарова. М.: Мозаика –Синтез, 2005. –152 с.6.Проектная деятельность [Электронный ресурс]. Режим доступа:http:// refleader.ru/jgeqasjgebew.html7.Белова, E.H. К вопросу об использовании метода проектов вДОУ/ E. H. Белова, С.Ю.Чурбакова др. // Проблемыдошкольногообразования на современном этапе: Выпуск б. Часть I / сост. О.В.Дыбина, O.A. Еник. Тольятти: Форум, 2008. С. 67 73.8.Вераска, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников / Н. Е. Веракса, А.Н.Веракса.
М. : Мозаикасинтез, 2010112 с.9.Евдокимова, Е. С. Теория проектирования в образовательном пространстведетскогосада: Опыт творческого проектирования / Е. С. Евдокимова. Волгоград: Перемена, 2001. —83 с.10.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / авт.сост.: Л. C.Киселева, Т.А.Данилина, Т. С. Лагода, М. Б.Зуйкова. 3е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2005. 96 с.11.Чурилова, М. Б. Проектная деятельность как одна из форм приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры / М. Б. Чурилова // Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации: материалы Всероссийской науч.практ. конференции; в 3 ч. / редкол. : Н. Е. Разенкова (отв. ред.). –Новокузнецк. –КузГПА, 2011. С.148149. 12.Антонова,Л. И. Обычаи и традиции русского и чувашского народов / Л. И. Антонова // Ребенок в детском саду. –2004. –№ 6. –С. 5561.13.Антонова,Л. И. Обычаи и традиции татарского и мордовского народов / Л. И. Антонова // Ребенок в детском саду. –2005. –
№ 1. –С. 5662.14.Захарова,Л. М., Сайфуидинова И. Р. Формирование этнокультурной компетентности дошкольников в проектной деятельности / Л. М. Захарова // Детский сад от А до Я. 2010. № 3. С.4855.15.Познавательный проект «Народные праздники».[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.maam.ru/detskijsad/pedagogicheskiiproektnarodnyeprazdniki.html16.Проект«Хороводпраздников»[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://pandia.org/text/78/647/78222.php17.Проект по формированию и развитию национальной культуры в дошкольном возрасте. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://nsportal.ru/sites/default/files/2014/04/09/proekt_khripunova.docx