Промышленная политика как важнейший фактор устойчивого развития России

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шумский Н. В., Щепакин М. Б. Промышленная политика как важнейший фактор устойчивого развития России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2191–2195. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85439.htm.
Аннотация. В современных условиях сфера хозяйственного взаимодействия регионов и совершенствование их промышленной политики, без нормального функционирования которой нельзя говорить о формировании единого рыночного и промышленного пространства в стране, оказались недостаточно исследованными. Необходимо изучение новых подходов к межрегиональным и интеграционным экономическим связям, которые позволили бы вывести региональную промышленную политику на новый уровень в соответствие с высоким научно-техническим, кадровым и производственным потенциалом, что позволит эффективно ответить на санкционные вызовы, стоящее перед Россией на текущий момент.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шумский Николай Владимирович,к.э.н., доцент кафедры Маркетинга и управления предприятием Кубанскогогосударственного технологического университета,nikshum@mail.ru

Щепакин Михаил Борисович,д.э.н, профессор, декан Факультета Экономики,управления и бизнеса Кубанскогогосударственного технологического университетаnikshum@mail.ru

Промышленная политикакакважнейший фактор устойчивого развития России

Аннотация.В современных условиях сфера хозяйственного взаимодействия регионов и совершенствование их промышленной политики, без нормального функционирования которой нельзя говорить о формировании единого рыночногои промышленногопространства в стране, оказалась недостаточно исследованной. Необходимо изучение новых подходов к межрегиональным и интеграционным экономическим связям, которые позволили бы вывести региональную промышленную политику на новыйуровень и состояние в соответствие с высоким научнотехническим, кадровым и производственным потенциалом, что позволит эффективно ответить на санкционные вызовы, стоящее перед Россией натекущий момент. Ключевые слова:промышленная политика, региональное развитие, экономические санкции, антикризисные меры,модернизация.

Фундаментом устойчивого экономического роста является макроэкономическая стабильность экономики. Экономический рост зависит от многих факторов, среди которых ведущее место принадлежит промышленной политике как на уровне Российской Федерации, так и на уровне ее субъектов.Формирование экономических связей и региональных рынков во многом зависит от размещения производительных сил и особенностей развития региональных систем различного уровня, экономикогеографического положения. Россия представляет собой крупнейшую территорию с контрастными природными условиями и ресурсными возможностями, а также с глубокими различиями в экономическом развитии и, соответственно, с неравномерностью размещения промышленного и сельскохозяйственного производства. Все это приводит к специализации региональных систем и усилению их зависимости от межрегиональных связей и интеграционных процессов.Среди многообразия факторов воспроизводственного процесса необходимо отметить те, которые определяют территориальные различия в формировании и функционировании региональных экономических систем. При этом, степень воздействия региональных факторов различается по типам конкретных экономических систем, что обусловливает разброс в территориальной дифференциации условий формирования и функционирования рыночных отношений в различных регионах РФ.Государству необходимо управлять экономическим развитием в новой социальной и экономической среде, целенаправленно и эффективно влияя на параметры развития на основе укрепления власти закона, проведения грамотной и продуманной кадровой политики, создания условий мотивации для повышения образовательного уровня населения. Как показывает опыт новых индустриальных стран, в период глобализации без этого невозможен скольконибудь значимый экономический рост.Важную роль в развитии промышленных отношений играет структурный фактор, который определяет главным образом качественные сдвиги в формировании и функционировании региональных экономических систем. Региональная структурная политика связана в первую очередь с целевой ориентацией экономического развития территории. Переход к формированию рыночных отношений предопределяет необходимость усиления роли потребительского рынка. Это значит, что капиталовложения должны быть направлены впервую очередь на развитие производства потребительских товаров и соответственно на развитие производства средств производства для нужд отраслей легкой и пищевой промышленности.Изменения в экономической структуре региона существенно изменяют рынок средств производства. Меняется материальновещественная структура ввоза и вывоза средств производства. Рынок средств производства призван, как известно, обеспечить бесперебойный, ритмичный процесс расширенного воспроизводства. Предметы труда, как правило, потребляются за один цикл воспроизводства, а средства труда —многократно, обычно в течение ряда лет, постепенно перенося свою стоимость на вновь созданный продукт. Из особого характера участия предметов и средств труда в процессе производства определяетсяих специфика в региональном воспроизводственном процессе. В то же время сам характер воспроизводства влияет на принципы формирования рынка средств производства.По нашему мнению, промышленная политика современной России должна представлять собой систему мер по селективной поддержке стратегически важных секторов экономики. Эти сектора призваны стать главными «локомотивами» экономического роста и структурных преобразований.Для выявления приоритетов государственной промышленной политики предлагаются следующие критерии:1.Благоприятное сочетание факторов производства и, особенно, наличиесовременных «ноухау», богатый научнотехнический потенциал, способныйобеспечить технологический рывок, ресурсы квалифицированного персонала,возможности подключения к информационным сетям и т.д..2.Наличие довольно устойчивых экспортных «ниш» на мировом рынке приданной структуре внутреннего производства и спроса, облегчающие разворотпромышленного сектора к ориентации на внешние рынки сбыта.3.Возможность притока иностранных и внутренних инвестиций дляструктурной перестройки производства.4.Наличие конкурентоспособных смежных и кооперированных производств,делающее возможным перелив квалифицированных кадров и технологий изсектора в сектор.5. Стабильность воспроизводственных связей, в немалой степени зависящая от потенциала замещения импорта.При этом основным источником средств для финансирования программ промышленной политики в настоящее время могут являться только доходы от традиционного сырьевого экспорта. Соответственно, достижение стратегических целей структурной перестройки требует, вопервых, предотвращения утечки доходов от сырьевого экспорта и, вовторых, создания эффективных механизмов их «перелива» в производственные инвестиции.Капитализация доходов от традиционного сырьевого экспорта является, по нашему мнению, одной из наиболее фундаментальных проблем промышленной политики. Важнейшее значение имеет создание специализированных финансовых институтов с участием частного национального и иностранного капитала по типу корпораций развития в новых индустриальных странах, которые взяли бы на себя функции перераспределения и инвестирования экспортных доходов.В то же время поддержка конкурентоспособных секторов экономики должна осуществляться одновременно с пакетом антикризисных мер. Это обусловлено следующими обстоятельствами:1.Невостребованные на мировом рынке российские высокие технологии (ктомуже,неадаптированныекмировымстандартам экономическойэффективности)быстро устаревают и лишаются конкурентных преимуществ.2.Постоянный спад в производстве энергоносителей резко сокращаетвремя, отведенное для структурного маневра ресурсами; если в ближайшеевремя не будут созданы экспортные «плацдармы», реализующие российскиеконкурентоспособные технологии; программа структурной перестройки легкозахлебнется изза нехватки финансовых ресурсов.Цель промышленной политики состоит в формировании условий для расширения масштабов производства и реализации качественной и конкурентоспособной продукции, создания новой импортозамещающей и экспортои экологоориентированной наукоемкой и высокотехнологичной продукции, а также обеспечения занятости населения и увеличения поступлений вбюджет на основе реструктуризации научнопроизводственного потенциала, адресных мер поддержки и защиты московских товаропроизводителей.По нашему убеждению, нужны новые, прорывные решения, способные резко увеличить темпы промышленного производства. Нужна новая индустриализация, сравнимая по масштабами социальноэкономическим последствиям с индустриализацией в нашей стране в 30е годы. Только методы и средства новой индустриализациидолжны быть принципиально иными. Ключевым звеном новой промышленной политики, по нашему мнению, должно стать создание промышленных зон нового типа. Проанализировав опыт ведущих регионов Россиипо реализации программ перебазирования предприятий, мы пришли к убеждению, что нужна принципиально новая концепция промышленного облика как страны в целом, так и отдельных регионов. Необходимость разработки такой концепции продиктована как социальноэкономическими, так и политическими факторами. Первые заключаются в том, что промышленность отдельных регионов создавалась хаотично, бессистемно. Заводы строились без учета развития данного региона. Основные фонды значительно устарели, износ оборудования превысил 60%. Не увеличивается производство наукоемкой продукции, современных машин и оборудования, качество выпускаемой продукции не всегда высокое. При переходе к рыночным отношениям возникла проблема содержания огромных производственных территорий. Перебазирование предприятий из центральных районов крупных экономических центров, городов регионов практически не осуществляется. Подобная картина наблюдается во многих регионах России.Необходимость коренной модернизации промышленности России обусловлена и политическим фактором, формирующимся под влиянием санкции.В частности, одним из направлений созданияпромышленных зон нового типа может статьстроительство модульных заводов «под ключ», с коммуникациями, транспортом,малыми предприятиями по производству комплектующих запчастей, оснастки и т.п. В этой схеме легко оптимизировать процессы управления, технологию, финансовые потоки, грузопотоки, маркетинг, рекламу и т.п. При переносе предприятий из центра города в новые зоны расходы можно минимизировать, следуя экономической логике. Логика подсказывает, что наиболее оптимальным является вариант создания территориальноотраслевых кластеров (легкая и текстильная, пищевая промышленность, промышленность строительных материалов и т.д.). Такой подход позволяет не только построить промышленные объекты, но и объединить вокруг них малый бизнес на условиях субконтрактации, профильные НИИ и КБ. Подобные конгломераты смогут значительно быстрее и эффективнее выходить на внешний рынок.Создание промышленных зон нового типа должно стать не только приоритетом для региональных властей, но и должны иметь федеральный статус. Возрождение промышленности на основе новейших технологий, новейшего оборудования и новейшего менеджмента даст серьезный импульс для скорейшего развития всехрегионов России, особенно в условиях наложенных на нашу страну экономических санкций.Реализация всех этих предложений требует серьезной проработки на уровне правительства России, а также региональных властей, заключения соответствующих межправительственных соглашений. Фирмам, в частности, может быть предоставлено право оснащения того или иного предприятия оборудованием своего производства под субсидии собственного правительства. Могут быть реализованы и другие взаимовыгодные схемы, такие как лизинг, концессии и т.п.Проект имеет не только экономическое, но и важное социальное значение. Развитие промышленных зон нового типа позволит создать новые рабочие места, оснащенные новейшим оборудованием. Для управления промышленной зоной потребуются грамотные менеджеры, сильные управляющие компании. Им предстоит выполнять широкие функции получить землю, сформировать промышленное производство, управлять им, уметь оказывать предприятиям, размещенным на площадке, весь комплекс услуг от единой бухгалтерии, юридических услуг, до реализации продукции, маркетинга и т.д.По нашему мнению, для создания промышленных конгломератов необходимо решить еще одну проблему переориентировать строительный комплекс городаот избыточного возведения жилья на промышленное строительство. Этого можно достичь при условии, когда себестоимость строительства и оснащение квадратного метра промышленного объекта будет выше, чем строительство квадратного метра жилья.Создавая новые рабочие места, оснащенные новейшими станками, оборудованиеми компьютерами, технологиями, мы сможем привлечь молодежь в реальный сектор экономики.К числу важнейших инструментов промышленной политики, понашемумнению, можно отнести также следующие меры:

1.Осуществлениеналоговой реформы, нацеленной на пополнениебюджетных доходов, в первуюочередь,за счетрасширения базыналогообложения и переноса акцента на разработку масштабных проектов всфере реальной экономики и, прежде всего, промышленности и малого бизнеса,проектное управление различными секторами экономики.2.Поэтапная ликвидация практики льготного кредитования, качественноерешение в технологии проводки кредитов, препятствующее их перекачке вспекулятивные операции, иприведениеструктурыраспределенияльготныхкредитов в соответствие с приоритетами промышленной политики.3.Расширениевозможностейфондовогорынка,развитиебюджетныхмеханизмов в торговых отношениях с регионами и дружественными государствами.4.Дифференциация нормыобязательныхбанковскихрезервоввзависимости от структуры банковских активов: установление повышенных ставокна краткосрочные кредиты под финансирование посреднических операций и ихколичественное снижение для долгосрочных инвестиционных кредитов.

Ссылки на источники1.Агапова, И.И. Институциональная экономика: Учебное пособие / И.И. Агапова. М.: Магистр, НИЦ ИНФРАМ, 2013. 272 c.2.Булатов, А.С. Национальная экономика: Учебное пособие / А.С. Булатов. М.: Магистр, ИНФРАМ, 2012. 304 c.3.Стрелкова, Л.В. Экономика и организация инноваций. Теория и практика: Учебное пособие для студентов ыузов, обуч. по направлениям "Экономика" и "Менеджмент" / Л.В. Стрелкова, Ю.А. Макушева. М.: ЮНИТИДАНА, 2013. 235 c.4.Белокрылова, О.С. Региональная экономика и управление: Учебное пособие / О.С. Белокрылова, Н.Н. Киселева, В.В. Хубулова. М.: АльфаМ, НИЦ ИНФРАМ, 2013. 240 c.5.Фетисов, Г.Г. Региональная экономика и управление: Учебник / Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. М.: НИЦ ИНФРАМ, 2013. 416 c.