Новое в налоговом законодательстве 2015 г.

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Яценко И. А. Новое в налоговом законодательстве 2015 г. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2246–2250. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85450.htm.
Аннотация. В статье проанализированы пути ввода и применения местных налогов в составе глав 32 «Налог на имущество физических лиц» и 33 «Торговый сбор»НК РФ, определены ключевые проблемы и основные направления расчета налоговой нагрузки.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Яценко Ирина Алексеевна,Преподаватель кафедры экономики и менеджмента филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г.ТихорецкеYchenkoirina@inbox.ru

Новое в налоговом законодательстве в 2015г.

Аннотация. В статье проанализированы пути ввода и применения местных налогов в составе глав 32 «Налогна имущество физических лиц» и 33 «Торговый сбор»НК РФ, определены ключевые проблемы и основные направлениярасчета налоговой нагрузки.Ключевые слова:налогна недвижимое имущество физических лиц, инвентаризационная стоимость, кадастровая стоимость,налоговая нагрузка, торговый сбор, торговая деятельность,налоговое планирование.

Весь 2014 год налогоплательщики разрабатывали политику работы в новыхусловиях,готовились к новациямв сфере налогообложения, которыесталиактуальны с 01 января 2015 года.Ведь уровень налогообложения является одним из факторов активизации (или торможения) развития предпринимательской деятельности [1, 2].В 2015 году вступилив силу важные изменения в Налоговом кодексе РФ (НК РФ), внесенные Федеральным законом от 28.12.2013 № 420ФЗ.Целью нововведений является модернизация налогообложения финансовых операций, а также стимулированиеинвестиций, что повлекло серьёзные изменения в налоговом, трудовом и гражданском законодательстве, но налоговое законодательство России в 2015 году по количеству внесенных в него изменений сталорекордным. Прежде всего, с 2015 года в силу вступают изменения, касающиеся налога на недвижимое имущество физических лиц. Начнем с того, что с01.01.2015 начала действовать новая глава 32 «Налогна имущество физических лиц» НК РФ, которая заменила Закон РФ от 09.12.1991 № 20031 «О налогах на имущество физических лиц». Согласно новой редакции данного налога изменился порядок определения базы по налогу на имущество физических лиц, срок уплаты налога на имущество физических лиц, порядок использования налоговых льгот.Налог на имущество физических лиц,как и ранее, рассчитывается налоговой инспекцией и уплачивается на основании уведомления. Физическое лицо должно уплачивать налог послеполучения налогового уведомления. В случае если до срока уплаты налоговое уведомление не получено то,начиная с 01.01.2015 года, налогоплательщикобязан однократно не позднее 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, представить в налоговый орган сообщение о каждом объекте налогообложения. Исключение составляют льготники, которые такие налоги не платят.Ксообщению необходимо приложитькопии правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документовв отношении каждого объектанедвижимости или копии документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств,в отношении каждого транспортного средства[3].До 2015 г. сбор сведений о машинах, квартирах и земельных участках, принадлежащих физическим лицам, для целей расчета имущественных налогов происходил без участия граждан.Теперь налогоплательщики –собственники имущества, становятся активными участниками налоговых отношений. При этом возникает ответственность физических лиц за непредставление или несвоевременное представлениеими сообщений об объектах налогообложения (объектах недвижимости или транспортных средствах).Ответственность будет выражаться в форме штрафа,размеркоторогосоставит 20 % неуплаченной суммы налога. Данная информация должна быть доведена до налогоплательщиков, так как они составляют широкий круг лиц, который не всегда интересуется тонкостями применения законодательства. Но для этого еще есть время,так как данная мерабудет введена только с 01.01.2017.И еще, нужно учитывать, что если такие сведения будут представлены в течение 2015 2016 гг., налоговые органы не будут начислять налог за три предыдущих налоговых периода.Но не только обязанности в области уведомления ухудшили ситуацию с налогом. Ранее сумма налога зависелаот инвентаризационной стоимости, теперь он будет исчисляться по кадастровой, которая ближе к рыночной стоимости. Весьма неприятное нововведение. Нужно заметить, что до 2020 года регионы могут рассчитывать налог, исходя из инвентаризационной стоимости, если кадастр находится в неудовлетворительном состоянии.А за это время необходимо привести кадастровый учет в порядок. Работа большая. Но если учитывать, что регионы и муниципалитеты уже в течении трех лет работают над этой проблемой, то с учетом предоставляемого временного периода кадастровый учет должен быть налажен по всей территории России.Налог будет подлежать уплате не позднее 1 октября (вместо 1 ноября, как это было до 2015 г.), следующего за истекшим налоговым периодом. Таким образом, налог за 2014 год физические лица должны будут уплатить не позднее 1 октября 2015 г. Аналогичный предельный срок установлен для уплаты физическими лицами транспортного и земельного налогов. Новый единый срок уплаты имущественных налогов, предусмотренный Законом от 02.12.2013 № 334Ф3, применяется для физических лиц,начиная с 2015 года, в том числе при уплате таких налогов за налоговый период 2014 года (письмо Минфина России от27.01.2014 № 03050401/2765)[4].Что касается налоговых льгот, тосогласно гл. 32 НК РФ, налогом не облагаются 20 кв. метров на квартиру, 10 кв. метров на комнату, 50 кв. м на частный жилой дом, на единый недвижимый комплекс вычет составит 1 млн. руб.Действующий перечень льгот по налогу сохранен, но использовать льготуможно только при уплате налога за один объект каждого вида по выбору налогоплательщика.Если,например, у вас в собственности квартира, два гараж и две дача, то льготу можно будет получить только на квартиру, одну дачу и один гараж. И еще нужно учитывать,что льготы не распространяются на недвижимость дороже 300 млн. руб.[5].Кроме главы 32 «Налогна имуществофизических лиц» НК РФдополнен новой главой 33 «Торговый сбор». Платить такой сбор будут организации и индивидуальные предприниматели на ОСНО и УСН, занимающиеся торговой деятельностью. Новый местный сбор вызвал бурю эмоций в предпринимательском сообществе. Новый сбор коснетсявсего четырех видов деятельности:–торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (кроме автозаправок);–торговля через объекты нестационарной торговой сети;–торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;–торговля, которая заключается в отпуске товаров со склада. Сбор будет взиматься, если хотя бы один раз в течение квартала объекты движимого/недвижимого имущества использовалисьв деятельности, в отношении которой установлен этот сбор. Платить торговый сбор нужно будет раз в квартал, а ставки будут устанавливаться нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, муниципалитетами и законами городов федерального значения. Тем организациям и ИП, которым придется платить торговый сбор, нужно будет вставать на учет в качестве плательщиков данного сбора. В Москве, СанктПетербурге и Севастополе торговый сбор может быть введен не ранее 01.07.2015. В муниципальных образованиях, не входящих в состав городов федерального значения, торговый сбор можно установить только после их заявки и принятия соответствующего федерального закона. На сумму уплаченного сбора можно будет уменьшать региональный налог на прибыль и налог, уплачиваемый при УСН.От уплаты сбора освобождаются индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения и налогоплательщики, применяющие ЕСХН, –в отношении этих видов предпринимательской деятельности с использованием соответствующих объектов движимого или недвижимого имущества. А вот налогоплательщикам, выбравшим ЕНВД, придется с его введением отказаться от этого налогового режима в части своей торговой деятельности, подпадающей под сбор.Объектом обложения торговым сбором станет использование объектов движимого или недвижимого имущества в торговой деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор.Что такое торговляприменительно к этому сбору поясняет подп. 2 п. 4 ст. 413 НК РФ. В контексте главы 33 НК РФ это вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплейпродажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговойсети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады[6].К торговой деятельности в целях торгового сбора приравнивается деятельность по организации розничных рынков деятельность управляющих рынком компаний, определяемая в соответствии с положениями Федерального закона «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30 декабря 2006 года № 271 ФЗ (п. 3, подп. 3 п. 4 ст. 413 НК РФ). Теперь вернемся и разберемся со значением других терминов, применяемых в главе 33 НК РФ «Торговый сбор».Первые три облагаемых вида деятельности из вышеприведенного списка предполагают торговлю через объекты торговой сети. Что это такое? НК РФ ответа не дает, но, учитывая правило п. 1 ст. 11 НК РФ, определение нужно взять изп. 8 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Торговая сеть совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации[7].Получается, что если, например, два магазина принадлежат одному владельцу, но работают при этом под разными наименованиями, они все равно будут сетью. А вот если на фирму или ИП оформлена одна торговая точка, плательщиком сбора такой хозяйствующий субъект не будет, кроме случая, когда использует одно торговое наименование вместе с другими лицами. Будет ли уплачиваться сбор, если торговая сеть имеется, но представлена на территории, где введен сбор, только одним объектом? Да, ведь из формулировок НК РФ не следует, что вся сеть или более одного объекта должны быть расположены в городах федерального значения[8].Торговая сеть будет стационарной, не имеющей торговых залов, если она расположена в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях,строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничнойкуплипродажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски, торговые автоматы и другие аналогичные объекты (ст. 546.27 НК РФ).Нестационарной считается торговая сеть, функционирующая на принципах развозной и разноснойторговли, а также объекты организации торговли, не относимые к стационарной торговой сети (ст. 346.27 НК РФ).Стационарная торговая сеть, имеющая торговые залы, торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны (ст. 346.27 НК РФ). В свою очередь, магазин, как следует из той же статьи НК РФ, это специально оборудованное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административнобытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже. Павильон строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест[6].Применительно к четвертой позиции в списке облагаемых видов деятельности торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада, складом следует считать специальное здание, строение, сооружение, помещение, открытую площадку или их части, обустроенные для целей хранения товаров и выполнения складских операций. К складским операциям относят операции по приему, сортировке, комплектации, упаковке, отпуску, отгрузке [9].Как видим, торговля со склада облагается сбором независимо от числа таких складов у организации или предпринимателя. Плательщиков сбора будут учитывать в налоговых органах. Постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе будут осуществляться в порядке, установленном ст. 416 НК РФ на основании уведомления плательщика сбора, представляемого им в налоговый орган, либо на основании информации, представленной уполномоченным органом субъекта РФ в налоговый орган.В уведомлении будет указываться информация об объекте обложения сбором:–вид предпринимательской деятельности;–объект осуществления торговли, с использованием которого осуществляется (прекращается) указанная предпринимательская деятельность;–характеристики (количество и (или) площадь) объекта осуществления торговли, необходимые для определения суммы сбopa.Уведомление должно быть представлено непозднее пяти дней с даты возникновенияобъекта обложения сбором. Датой возникновения объекта торговли является датаначала использования объекта для осуществления данного вида предпринимательской деятельности [8].Вслучае если уведомление не будет направлено в налоговый орган, то налогоплательщику грозит штраф в размере 10% от доходов, полученных от такойдеятельности, но не менее 40000 тыс. рублей.Постановка на учет, снятие с учета в качестве плательщика сбора в налоговом органе будут осуществляться:–по месту нахождения объекта недвижимого имущества в случае если предпринимательская деятельность, в отношении которой установлен сбор, осуществляется с использованием объекта недвижимого имущества;–по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) в иных случаях.В случае если несколько объектов осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен сбор, находятся в одном городе на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка на учет плательщика сбора будет производиться налоговым органом по месту нахождения того объекта, сведения о котором поступили от плательщика сбора ранее, чем о других объектах.Сумма сбора будет определяться плательщиком самостоятельно,для каждого объекта начиная с периода обложения, в котором возник объект обложения сбором, как произведение ставки сбора в отношении соответствующего вида предпринимательской деятельности и фактического значения физической характеристики соответствующего объекта осуществления торговли (п. 1 ст. 417 НК РФ).Уплачивать сбор нужно будет не позднее 25го числа месяца, следующего за периодом обложения (п. 2 ст. 417 НК РФ).Подход к определению ставок сбора установлен ст. 415 НК РФ. Однако какими именно будут ставкипока не представляется, но можнос уверенностью назвать максимальное потенциальное значение ставок, исходя из известных размеров потенциально возможного дохода и стоимости патентов по интересующим видам деятельности. Напримерставка сбора, установленного по торговле через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, а также по торговле, осуществляемой путем отпуска товаров со склада, устанавливается в расчете на 1 квадратный метр площади торгового заланеможет превышать расчетную сумму налога, подлежащую уплате в связи с применением патентной системы налогообложения в данном муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, СанктПетербурге или Севастополе) на основании патента по розничнойторговле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадьюторгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, выданного на три месяца, деленную на 50. Ставка сбора, установленного по деятельности по организации розничных рынков, в силу п. 4 ст. 415 НК РФ не может превышать 550 рублей на 1 квадратный метр площади розничного рынка. Указанная ставка подлежит ежегодной индексации на коэффициентдефлятор,установленный насоответствующий календарный год. С учетом этого предельные ставки сбора в 2015 году могут быть такими (см. таблицу 1).Таблица 1 Предельные ставки торгового сбора в 2015 году

Объект обложенияПредельные ставки торгового сбора на объект налогообложения за кварталМоскваСанктПетербургСевастопольобъект стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (кроме автозаправок);92900411309290объектнестационарной торговой сети;92900411309290объект стационарной торговой сети, имеющийторговый зал площадью не более 50 кв. м688203820077401 кв. м площади торгового зала объектастационарной торговой сети, имеющеготорговый зал площадью более 50 кв.м13757651551 кв. м площади торгового зала склада13757651551 кв. м площади розничного рынка550550550

Рассмотримна примерах, откуда берутся эти «расценки».Максимальный потенциально возможный доходот розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. метров по каждому объекту организации торговли, Законом г. Москвы определен на 2015 год в размере 4000 тыс. руб.При этом на 2015 год установлен коэффициентдефлятор для применения ПСН в размере 1,147 [10].Стоимость патента равна б % от потенциально возможного дохода (ст. 346.50 НК РФ).Получается, что патент на три месяца будет стоить с учетом этих исходных данных 68 820 руб. (4000 тыс. руб. х 1,147 х 6 % х 1 /4).В расчете 1 кв. м площади торгового зала объекта стационарной торговой сети, имеющего торговый зал площадью 50 кв. м или 1 кв. м площади торгового зала склада предельная сумма сбора составит 1375 руб.(68820 руб./50). Максимальный потенциально возможный доходот розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сетине имеющие торгового зала, а также через объекты нестационарной торговой сети в г. Москве,в 2015 году составит 5400 тыс. руб. При этом стоимость патента на три месяца будет равна 92900 руб. (5400 тыс. руб. х 1,147 х 6% х 1/4)Приведенный расчет ставок самый непопулярный. Возможно, что ставки будут значительно ниже, что они будут дифференцированы в зависимости от территории или сниженывплоть до нуля.Наконец, муниципалитеты могут вообще принять решениене вводить на своей территории торговый сбор.Однако сумма сбораможет быть весьма существенной и это для слабого бюджета хороший шанс его пополнить.Ляжет ли она новым налоговым бременем на предпринимателя, организацию или его можно будет зачесть в счет других налоговых платежей, включить в расходы?Как он отразится на сельскохозяйственных товаропроизводителях, для которых эффективность производства в большой степени зависит от рационального использования природных, материальных, трудовых и финансовых ресурсовпока неясно [11].Введение торгового сбора более чем неоднозначно и зависит, как от системы налогообложения, выбранной экономическим субъектом, так и от его местонахождения. Но одно несомненно, налогоплательщику придется крепко задуматься о выборе налогового режима.

Ссылки на источники 1.Королюк Е.В. Интегрированные субъекты рынка как основа эффективного хозяйствования. В сборнике:Актуальные вопросы развития социальноэкономических систем в современном обществе:Материалы V международной научнопрактической конференции. Саратов, 2014. С. 6367.2.Korolyuk E.V. Use of dialectic method in economic studies// World Applied Sciences Journal. 2014. Т. 30.№6. С. 747750.3.КругловаЕ.А.С 2015 года вступят в силу нововведения, улучшающие положение налогоплательщиков.//Налоговая политика и практика, № 7. 2014.С. 3841.4.Письмо Департамента налоговой и таможеннотарифной политики Минфина России от 27 января 2014 г. N 03050401/2765 «О применении единых сроков уплаты транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц».ИПО «Гарант».5.

Орлова Е. Новшества законодательства 2015 года.//Налоговый вестник, –№1, 2015. С. 4967.6.Орлова Е. Новшества законодательства 2015 года.//Налоговыйвестник, –№2, 2015. С. 1019.7..Федеральный закон от 28.12.2009 № 381ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федеральногозакона № 446ФЗ от 28.12.2013).8.Климова М. Торговый сбор для малого бизнеса.//Налоговый вестник, –№1, 2015. С. 3036.9.Национальный стандарт: ГОСТ Р 513032013. Торговля. Термины и определения.10.Приказ Минэкономразвития России от 29.10.2014 № 685«Об установлении коэффициентовдефляторов на 2015 год». СПС КонсультантПлюс.11.Яценко И.А. Специфика бухгалтерского учета в сельскохозяйственных организациях. Сложности в учете непроизводительных затрат Научнометодический журнал «Концепт».–2014. –Спецвыпуск № 28. –С. 17.

ART 14827.–URL:http://ekoncept.ru/2014/14827.htm. –Гос. рег. Эл No ФС 7749965. –ISSN 2304120X.