Концептуальные подходы к формированию государственной стратегии инновационного развития в России и за рубежом

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ивасенко А. Г., Никонова Я. И. Концептуальные подходы к формированию государственной стратегии инновационного развития в России и за рубежом // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2301–2305. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85461.htm.
Аннотация. В статье исследованы базовые модели, лежащие в основе экономического роста и развития стран, выделены три группы стран по степени активности вмешательства государства в развитие экономики. Обосновано, что задачи перехода к инновационному развитию национальной экономики могут быть решены только на основе стратегии инновационного развития национальной экономики. Определены подходы к формированию государственной стратегии инновационного развития национальной экономики.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ивасенко Анатолий Григорьевич,Д.э.н., профессор, Сибирский государственный университет путей сообщения, г.НовосибирскYa_shka@ngs.ru

Никонова Яна Игоревна,К.э.н., доцент, Сибирский государственный университет путей сообщения, г. НовосибирскYa_shka@ngs.ru

Концептуальные подходы к формированиюгосударственной стратегии

инновационного развития в России и за рубежом

Аннотация.В статье исследованы базовые модели, лежащие в основе экономического роста и развития стран, выделены три группы стран по степени активности вмешательства государства в развитие экономики. Обосновано, что задачи перехода к инновационному развитию национальной экономики могут быть решены только на основе стратегии инновационного развития национальной экономики. Определены подходы к формированию государственной стратегии инновационного развития национальной экономики.Ключевые слова:стратегия, инновационное развитие, приоритеты

Изучая инновационные процессы, еще К.Фримен пришел к заключению, что их влияние на национальную экономику в значительной мере зависит от состояния институциональной среды, которая обеспечивает генерирование идиффузию инноваций. В своих работах ученый показал, что повышение уровня ее развития усиливает воздействие нововведений на экономическую динамику и эффективность производства. В этой связи, по мнению К.Фримена, особую значимость приобретает политика государства, направленная на создание таких институциональных условий, которые способствовали бы всестороннему развитию человеческого капитала, стимулируя инновационную активность предпринимателей1.Уже в 18 веке национальные системы инноваций структурировалисьиерархически. Наука всегда была государственным делом во все времена и во всех государствах. Государство непосредственно выполняло функции организации и регулирования, а не просто являлось субъектом инновационной деятельности.Для того чтобы определить направления и способы вмешательства государства в процесс инновационного развития национальной экономики, необходима разработка различных форм взаимодействия капиталов (как промышленного, так и финансового), изучение зарубежного опыта финансирования, особенность которого заключается в различии базовых моделей инновационного развития национальной экономики.На современном мировом рынке сложились 4 базовые модели, лежащие в основе экономического роста и развития стран, условно обозначим их аграрной, экспортносырьевой, технологической и инновационной2.Таблица 1показывает сравнительные преимущества представленных моделей относительно стоимости изделий.Материальный обмен играл основную роль в аграрносырьевом обществе, индустриальное общество представлено энергетическим обменом, а информационный обмен считается главным в постиндустриальном пространстве.В соответствии с этим, в разных странах технологический уклад определяет и экономику.

1Freeman С. Technology Policy and Economic Performance. London, Pinter Publishers, 1987.2ЗиновВ.Г. Инновационное развитие компании. Управление интеллектуальными ресурсами. –М.: Дело, 2009.Таблица 1Эффективность моделей национальных экономик

Модель экономического развитияВиды выпускаемой продукцииОтносительная стоимость изделий, (дол/кг), в среднемЭкспортносырьевая (рентноориентированная) модельМинеральные ресурсы210Технологическая модельАвтомобили180222ITтехнологии28003200Инновационная (высокотехнологичная) модельПродукция авиастроительной отрасли90000115000Инновации в медицине и биотехнологиях240000270000Космические технологии29000003100000Нанотехнологии и наноматериалыСвыше 10000000

Следует понимать, что технологический уклад, это объединение технических методов изготовления товаров и услуг и самых подходящих им организационно экономических видов хозяйственной деятельности. На сегодня наибольшей наукоемкостью обладают рынки продукции пятого и других более высоких технологических порядков. Центром пятого технологического уклада являются: информационные услуги, строение роботов, комплекс энергетики, программное обеспечение, промышленность электронная и вычислительная3[196].Ученыеэкономисты лидерство в технологиях пятого уклада отдают Соединенным Штатам, Японии, Германии и др. В данный момент началась основополагающая разработка следующего шестого уклада, основой которого являются нанотехнологии и материалы, био и информационные технологии, сверхпроводимость высоких температур, техника для космических исследований и т.п. Экономисты по степени активности вмешательства государства в инновационное развитие экономики в настоящее время выделяют три группы стран: 1)активное вмешательство государства в управление инновационным развитием экономики (Япония и Франция); 2)саморазвитие и развитие рыночных отношений —Великобритания и США;3)«промежуточный» вариант: государственное регулирование инновационного развития экономики совмещается с низким уровнем централизации государственного аппарата. Применяются косвенные методы стимулирования инновационной активности при прогрессивной системе урегулирования интересов бизнеса и правительственных структур.Неизбежные трансформации инновационной системы национальной экономики происходили в соответствии с необходимостью решения возникающих в обществе задач и образующихся новых взаимосвязей с экономической, образовательной, политической, культурной, этической и правовой системами общества. Трансформации содержалив себе стимулы инновационной активности и способствовали появлению экономических, социальных, познавательных, моральных, правовых мотивов к инновационной деятельности4.Очевидно, что задачи перехода к инновационному развитию национальной экономики могут быть решены только на основе стратегии инновационного развития национальной экономики. 3Тихомиров С.А. Стратегическое управление инновационным развитием регионов России // Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. –СПб., 2007. –338 с.4Лукашева Н.А. Особенности развития национальных экономик // Инновации. –2009. № 6 (128). –С. 44 –49.В трудах ученыхэкономистов встречается большое количество определений термина «стратегия»: от определения долгосрочных целей развития до системы плановых документов. Если проанализировать взгляды, существующие на рассматриваемую проблему, можно увидеть, что подходы к ее изучению делятся на две группы.Исследователи первой группы подходов увязывают стратегию с ресурсораспределением какоголибо субъекта экономики. Как считает А.И.Богданов, смысл стратегии заключается в упорядоченном распределении ресурсов, без которого не получится выйти на запланированный результат5. По мнению Б. Санто, под стратегией следует понимать разработку долгосрочных планов и конкретных программ деятельности, которые охватывают весь период планирования6. Подобное понимание сути стратегии роднит ее с восприятием сущности плана. В популярном исследовании Ф. Хедоури, М. Альберта, М. Мескона7можно встретить утверждение, из которого стратегия предстает в виде комплексного детального плана, задача которого обеспечение реализации миссии организации, созданной в определенных целях. Такая трактовка стратегии, на наш взгляд, скорее выражает смысл стратегического плана, чем отвечает понятию «стратегия». Вторая группа исследователей, в противовес первой, ассоциирует со стратегией не жесткий план, а гораздо менее жесткие формы стратегически обусловленных переходов. Д. Девис считает стратегию процессом, с помощью которого организация получает возможностьдля маневров в близком ей окружении8. Ч. Макмиллан, анализируя вид стратегического управления в Японии, утверждает, что в данном случае стратегия не является продуманным и логически взаимосвязанным комплексом процедур и правил, позволяющих осуществить переход от пункта А сначала к пункту В, а затем и к пункту С. Под стратегией в Японии понимается готовность к событиям, выходящим за рамки эффективности управленческой системы9. В его понимании стратегия намечает ориентиры деятельности в неопределенных условиях при возникновении определенных отклонений от традиционных условий функционирования. И. Ансоф убежден, что стратегия представляет собой набор определенных правил, которые являются ориентиром для организации в ее деятельности10. Если принять это определение за аксиому, то возникает вопрос, как соотносятся политика со стратегией. Выходит, точка зрения И.Ансофа на понимание стратегии скорее отражает сущность именно политики. Для понимания сущности феномена стратегии считаем необходимым рассмотреть этимологиюданного термина. Он состоит из двух слов stratos и ago, что в переводе с греческого означает "войско" и "вести". Рассматривая стратегию как элемент управления сложной социальноэкономической системы «страны», необходимо сосредоточиться на второй компоненте этого термина глаголе «вести». Если объект управления необходимо «вести», то закономерными и логически обоснованными являются три вопроса: «куда?», «зачем?», «как?», т.е. необходимо задать направление, цель и способ движения. Следовательно, стратегияможет пониматься как теоретически обоснованный и практически реализуемый способ перевода объекта управления из состояния текущего в желаемое. Для описания желаемого состояния используется система целевых, упорядоченных во времени, показателей количественного либо качественного характера. 5Богданов А.И. Стратегическое управление научнотехническим прогрессом на предприятии. М., 1991. С. 42.6Санто, Б. Инновация как средство экономического развития. Пер. с венг. [Текст] / Б. Санто. М.: Прогресс, 1990.7Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. М.: Дело, 1992.8Managing Technological Innovation; Organization, Strategies for Implementing Advanced Manufacturing Technologies. SanFr.; L.: JosseyBassPublishers, 1986. P. 266.9Макмиллан Ч. Японская промышленная система. —М.: Прогресс, 1988. С. 44.10Ансоф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999.Наиболее полное понятие государственной стратегии дал В.М. Аньшин, а вслед за ним и другие исследователи. По их мнению, стратегия социальноэкономического развития представляет собой комплекс ориентиров, необходимых для принятия решений, которые позволяют распределять имеющийся потенциал между возможными направлениями развития и корректировать распределение ресурсов при изменении внутренних и внешних условий функционирования11.В масштабах государства, инновационная стратегия это явление, носящее социальный характер, которое возникло в обществе сравнительно недавно. Исторически стратегия в сфере инноваций в качестве самостоятельного вектора воздействия государства на систематическую поддержку инновационных проектов оформилась в конце 1960х начале 1970х гг.К сожалению, в отечественной литературе пока не представлен однозначный подход к проблематике сущности стратегии инновационного развития. Одни исследователи рассматривают ее как отрасль научнотехнической стратегии, другая часть считает стратегию инноваций относительно самостоятельной. Правда, научный и общественный интерес к национальной инновационной стратегии России возник совсем недавно. Соответственно, не накоплены пока необходимые результаты, нет строго выработанных способов и приемов решения этой проблемы12.На наш взгляд, первоочередного изучения требует вопрос о соотношении между двумя видами стратегий научнотехнической и инновационной. Совершенно очевидна их тесная взаимосвязь, поскольку стратегия научнотехнического развития формирует комфортные условия для рождения технологий, продуктов, претендующих на новаторство. Однако стратегия инновационного развития не ограничивается созданием оригинального продукта, но и подразумевает его потенциальную коммерциализацию, а также дальнейшее применение. Отсюда вытекает, что стратегии этого вида присуща интегрирующая функция, работающая на объединение в единый комплекс науки и производства в области создания и внедрения новейших технологий в сфере промышленности и самого продуктановинки13.Для достижения целей нашего исследования принято за основу следующее определение: стратегия инновационного развития экономики России является совокупностью основных векторов деятельности государства и предпринимательского сектора в области инноваций, преследующей цель расширения масштабов национальной экономики путем промышленного производства и сбыта технологий, продуктов инновационного содержания, содержащей ориентиры, инструменты их достижения, институты, ресурсы, которые планируется подключить для воплощения стратегических идей, нашедших отражение в правовых документах14.Целями стратегии инновационного развития на уровне государства являются поступательное движение техники, науки, усиление их вклада в наращивание темпов роста национальной экономики, увеличение конкурентоспособности государства на мировых рынках и др.15. 11Инновационный менеджмент. Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития // Аньшин В.М., Дагаев А.А. и др. 3е изд., перераб. и доп. М.: Дело, 2007. —584 с.12Казаков В.В. Организационнофинансовый механизм формирования и реализации инновационной политики экономических систем // Вестник Томского государственного университета. 2012. №363. С. 157164.13Келле В.Ж. Инновационная система России: формирование и функционирование. –М.: Едиториал УРСС, 2003. –С. 148.14Никонова Я.И. Современные тенденции формирования стратегии инновационного развития экономических систем// Вестник Томского государственного университета. 2013.№367. С. 117122.15Журавлев В.А. Креативное общество –новая парадигма развития стран в ХХI веке // Креативная экономика. №11. 2008. –С. 42 –49.Стратегия инновационного развития в разных странах не выражается посредством одной конкретной модели, но представляет симбиоз мер широкого спектра действия. Таблица 2показывает наиболее значимые ее направления в ряде стран на современном этапе развития мировой экономики16.Таблица 2 Направления государственных стратегий инновационного развития

Направления стратегии инновационного развитияСпецификаМесто реализации (страны)Рационализация структуры системы инновационного развития экономикиРационализация планирования и управления инновационными процессами государственными структурамиНорвегия, Чили, Япония, ИндияРационализация бюджетного финансирования инновацийТайвань, Австралия, Великобритания, США, Швеция, Франция, Норвегия, ДанияРазвитие исследований в области фундаментальной наукиСловения, Великобритания, ШвецияСодействие объединению секторов науки и бизнеса для развития инноваций внутри страныСодействие развитию взаимного сотрудничества корпораций и университетовФинляндия, СШАКрупные бюджетные инвестиции в инновационную сферу и инициирование притока частных инвестицийФинляндия, ИзраильСтимулирование участия сектора бизнеса в инновационных проектах путем привлечения инвестиций в инновационную сферу изза рубежаИрландия, Великобритания, Малайзия, Индия, Корея, Китай, ИзраильСодействие инициативным научным проектам в инновационной сфереГермания, Япония, Дания, Новая ЗеландияОбъединение в международные инновационные группыСистемная интеграцияНидерланды, Финляндия, Израиль, КитайСпециализация по отдельным видам работИндия, Корея, Сингапур, Тайвань, МалайзияФормирование внутригосударственных сетей инновационного характераСоздание комфортной среды для появления инновационных связейСША, Ирландия, НорвегияПоддержка инновационных начинаний регионовФранция, Германия, ФинляндияФормированиесистемы инноваций как национального достоянияРеорганизация научного национального сектораЛитва, Польша, БолгарияОбъединение секторов образования и наукиЧехия, Эстония, ЛатвияПривлечение сектора бизнеса в инновационную сферуЧили, Словакия, Румыния, Чехия, Эстония, Латвия,Выявление важных направлений экспорта в сфере высоких технологийЧили, Чехия, Румыния, Турция

Основными направлениями российской стратегии инновационного развития являются:1)формирование факторов и условий для повышения инновационной активности предпринимателей. Для этого необходимы: «зрелый» рынок капитала, перелив и одновременное финансирование различных видов производств. Это позволит расширить доступ к капиталу для всех растущих перспективных компаний, в частности новых фирм, основанных на одной технологии, ускорить формирование передовых це 16Зверев, А.В. Инновационная система России: проблемы совершенствования: Монография / А.В. Зверев. –М.: ИИЦ «Статистика России», 2008.почек создания добавленной стоимости и развитие системы образования и переподготовки кадров, гибкого рынка квалифицированной и мобильной рабочей силы. К наиболее важным специальным условиям можно отнести: государственные инвестиции и стимулирование частных инвестиций в развитие человеческих ресурсов в науке и технологиях; содействие созданию технологий в неовеществленной форме; достижение баланса между косвенными и прямыми методами стимулирования инновационной деятельности; разработку и продвижение на рынок технологий двойного применения; 2)научнотехническое развитие и его направленность на решение задач инновационного развития страны. Следует сконцентрироваться на создании условий и стимулов к взаимодействию государственного сектора исследований и разработок и промышленности, установлению кооперационных связей между ними. Необходимо реформироватьпрограммирование в зонах традиционной ответственности государства (оборона, медицина, экология и т. п.), чтобы повысить открытость процедур формирования и оценки результатов этих программ. Важную роль будут играть технологические платформы. Следствием соответствующих политических инициатив должны стать: создание общей инженерной базы, включающей государственные научноисследовательские организации, университеты, высокотехнологичные малые предприятия; обеспечение добровольной мобильности исследователей и инженеров между государственным сектором науки, сферой образования и предпринимательским сектором; участие научноисследовательского сектора страны в глобальных цепочках создания добавленной стоимости; формирование привлекательной среды для работы в России иностранных специалистов в области исследований и разработок.3)развитие кооперации между сектором научных исследований и разработок и предпринимательским сектором, совершенствование механизмов диффузии и передачи знаний. Речь идет о передаче технологическихзнаний по открытым информационным каналам, каналам трансформации открытого (общественного) знания в конкурентное знание, и канал трансфера овеществленных и неовеществленных технологий. В современных условиях активно налаживаются нелинейные сетевые взаимодействия, цель которых развитие государственночастного партнерства, формирование инновационных цепочек создания добавленной стоимости, международных инфраструктурных сетей для экспорта российских технологий. Иными словами, неизбежна системноинтеграционная и сетевая модели непрерывных инноваций;4)поддержка прорывных направлений технологического развития. Речь идет о создании концепций и необходимого нормативноправового обеспечения, направленных на определение и формирование перспективных направлений ростамалых и средних инновационных компаний; организации кооперации в исследованиях и разработках государственного сектора и промышленности17. Российская экономика применительно к внедрению инноваций и наукоемкостиразвивается неоднородно. Технический уровень развития отдельных отраслей экономики значительно различается, также как и уровень инновационного развития отдельных регионов. В свете этих фактов не приходится настаивать на существовании стратегии инновационного развития, ставшей бы общей абсолютно для всех отраслей экономики. В стратегии инновационного развития национальной экономики необходим дифференцированный подход к развитию отдельных секторов национальной экономики, перед которыми возникают различные воспроизводственные проблемы и, соответственно, принципиально разные цели инновационного развития18[56]. 17Голиченко О.Г. Проблемы модернизации инновационной системы и инновационной политики России// Инновации. –2008. № 10.18Джумов А.М. Консолидация финансовых ресурсов по обеспечению национальных интересов России // Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. –М., 2009. 263 с.В иерархии стратегии инновационного развития российской экономики выделяется четыре уровня: первый федеральный, или макроуровень, второй региональный, третий отраслевой и последний, четвертый, микроуровень, уровень организации (рис. 1).









Рис. 1.Иерархическая структура стратегий инновационного развития

Макроэкономическая (национальная) стратегия инновационного развитияимеет тесную связь с осуществлением стратегических задач, характерных для экономики России. Б. Санто именует такой вариант стратегии центральным19. Более точным определением национальной стратегии инновационного развития можно считать ее отождествление с системой концептуальных ориентиров, определяющих распределение ресурсов между альтернативными вариантами инновационного развития. Целями стратегииинновационного развития на уровне государства являются поступательное движение техники, науки, усиление их вклада в наращивание темпов роста национальной экономики, увеличение конкурентоспособности государства на мировых рынках и др.20.Методологическое исследование проблемы инновационного развития в российском государстве помогает увидеть три основополагающие задачи, которые предстоит решить в свете национальной стратегии на так называемом макроуровне. Первая из них гарантия безопасности сферы российскихинноваций, вторая определение и осуществление на практике национальных приоритетов в сфере инноваций, третья формирование благоприятной среды для стимулирования активности на инновационном пространстве представителей бизнеса21. Методологическое исследование проблемы инновационного развития российских регионов и отраслей помогает выделить три основополагающие задачи, которые предстоит решить в свете региональных и отраслевых стратегий на так называемом мезоуровне. Первая из них гарантия безопасности региональной и отраслевой сферы российских инноваций, вторая определение и осуществление на практике региональных и отраслевых приоритетов в сфере инноваций, третья формирование 19Санто, Б. Инновация как средство экономического развития. Пер. с венг. [Текст] / Б. Санто. М.: Прогресс, 1990.20Журавлев В.А. Креативное общество –новая парадигма развития стран в ХХI веке // Креативная экономика. №11. 2008. –С. 42 –49.21Никонова Я.И. Устойчивое инновационное развитие социоэкологоэкономических систем: синергетический подход // Креативная экономика. –2010. № 2. –С. 7883.Федеральная стратегия инновационного развитияРегиональные стратегии инновационного развитияОтраслевые стратегии инновационного развитияСтратегии инновационного развития предприятийМакроуровеньРегиональный уровеньОтраслевой уровеньМикроуровень благоприятной среды для стимулирования активности на региональном и отраслевом инновационном пространстве представителей бизнеса22.Стратегия инновационного развития применительно к конкретному предприятию (микроуровень) пребывает в зависимом положении по отношению к стратегиям более глобальных масштабов. Оптимальную среду для работы предприятия над инновациями, которые бы разрабатывались в русле существующих мировых закономерностей и течений развития, создает государственная инновационная стратегия. Она же выполняет координирующую функцию, направляя деятельность предприятия в пространстве новаторских начинаний в соответствии с мировыми тенденциями, применяя прямые и косвенные методы и способы влияния. Если речь идет не об общегосударственных, а о региональных инновационных стратегиях, то они разрабатываются с учетом соотношения деятельности предприятия к выполнению инновационных задач, стоящих перед регионом. Система стратегий инновационного развития национальной экономики с учетом их иерархической структуры представлена на рис. 2.

















Рис. 2.Иерархическая система стратегий инновационного развития России

В научной литературе описывается много вариаций инновационных стратегий, применяемых на разных уровнях стратегическогоуправленияинновационным развитием. Все же, их можно разделить на две основные: пионерная/лидерская стратегия и стратегия заимствования/следования/переноса/имитации (таблица 3)23[178].

22Инновационный менеджмент. Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития // Аньшин В.М., Дагаев А.А. и др. 3е изд., перераб. и доп. М.: Дело, 2007. —584 с.23Савченко А.И. Управление инновационным развитием промышленного комплекса региона // Автореф. дис. ... канд. экон. наук. –Ижевск, 2010. –26 с. Федеральный уровеньРегиональный уровеньОтраслевой уровеньОрганизационный уровеньНациональные инновационные приоритетыИнфраструктура НИСИнфраструктура РИСПриоритеты регионального инновационного развитияНациональная стратегия инновационного развитияРегиональные стратегии инновационного развитияОтраслевые стратегии инновационного развитияИнновационные стратегии организацийВыбор региональной специализацииОтраслевые приоритеты инновационного развитияПриоритеты инновационного развития организацийБазовые институты хозяйствованияОтраслевая инновационная инфраструктураИнновационная инфраструктура организацийДеловая среда бизнесаСтимулы инновационного развитияИнститут собственности, институт рынка и институт властиТаблица 3 Типология стратегий инновационного развития

Тип стратегииПионерная стратегия / стратегия лидерстваСтратегия заимствованияСодержаниеСоздание и выведение на рынок абсолютно нового продукта, технологииМониторинг инноваций лидеров и мобильное внедрение новшестваналоговКонкурентные преимуществаПродажа уникального продукта, созданного по инновационным технологиям, не имеющего товаровсубститутовОтказ от значительных капиталовложений на разработку фундаментальных знаний и прогрессивных технологий, гарантия снижения степени коммерческого риска во время внедрения уже проверенных рынком инновацийУсловияЗначительный объем НИОКР, расширенная опытноконструкторская и исследовательская база, высококвалифицированные работники, патентная работа, значительные капиталовложения, наличие институтов, защищающих права на интеллектуальную собственностьПостоянный мониторинг инновационной деятельности лидера, наличие базы для проведения, получения лицензий и патентов. Основная составляющая это прикладные исследования, интегрированные с комплексом рисковых опытноэкспериментальных предприятий. Особое внимание отдается своевременному освоению технологий и началу работ

Социальноэкономические и инновационные прогнозы формируют базовое информационное пространство возможных прогнозных решений. Последующая детализация этих решений должна проводиться на более суженном пространстве, соответствующем устанавливаемым приоритетам.Во многих странах к принятию стратегий сформировался серьезный подход, основанный на тщательном анализе существующей ситуации. Результатом анализа стало принятие национальных стратегий развития в одних странах до 2030 г., в других –даже до 2050 г. Стратегии, принятых в США, Японии, Южной Корее, странах Европейского союза основываются на достижениях технологических укладов пятого и шестого уровня (рис. 3)24.

Механизмы определения приоритетов на национальном уровне должны постепенно трансформироваться в систему поддержки приоритетов национального развития. В этой системе должны быть выделены три взаимосвязанных подсистемы приоритетов:фундаментальных и поисковых исследований;технологических разработок и прикладных исследований;перспективных точек ускоренного социальноэкономического развития. 24Кузык Б.Н. Россия и мир в XXI веке. М.: Институт экономических стратегий, 2005.

Рис.3.Приоритеты научных исследований США, ЕС, Японии и Южной Кореи

Определяющими, задающими ориентацию в рамках полного цикла научнотехнологического развития, являются национальные приоритеты ускоренного социальноэкономического, выраженные перечнем проблем или «узких мест» текущего и долгосрочного характера. К числу признаков и критериев перспективных точек роста относятся следующие:важнейшие структурные сдвиги на макроуровне;поддержка стратегий инновационного развития;поддержка конкурентоспособности отдельных подотраслей;содействие устойчивому развитию национальных макротехнологий25[96].При определении приоритетных макротехнологий и прикладных исследований учитывается их вклад в решение национальных проблем социальноэкономического развития. Одновременно рассматривается уровень конкурентоспособных макротехнологий и их вклад в развитие технологического потенциала страны. Уровень и вклад в технологическое развитие можно оценить с помощью следующих критериев:повышение национальной безопасности;соответствие стратегическим направлениям социальноэкономического развития; 25Комков Н.И. Научнотехнологические прогнозы –как основа перехода к инновационной экономике // Инновации. –2009. № 9 (131). –С. 20 –32.рост потенциала конкурентоспособности.Для определения приоритетов развития фундаментальных и поисковых исследований, помимо их вклада в создание приоритетных макротехнологий, могут использоваться следующие критерии:поддержка отечественных научных школ;соответствие мировым направлениям исследований26.Таким образом, формирование стратегии инновационного развития является комплексной научной проблемой, включающей определение ключевых факторов ускорения экономического роста и инновационного развития, решение социальноэкономических задач государства, обоснование причин государственного регулирования инновационного развития и формы государственной поддержки инновационной деятельности, учет глобальных тенденций экономического развития на основе методологии стратегического планирования и прогнозирования.

Ссылкина источники1.АнсофИ. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999.2.Богданов А.И. Стратегическое управление научнотехническим прогрессом на предприятии. М., 1991. С. 42.3.Голиченко О.Г. Проблемы модернизации инновационной системы и инновационной политики России // Инновации. –2008. № 10.4.Джумов А.М. Консолидация финансовых ресурсов по обеспечению национальных интересов России // Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. –М., 2009. 263 с.5.Журавлев В.А. Креативное общество –новая парадигма развития стран в ХХI веке // Креативная экономика. №11. 2008. –С. 42 –49.6.Зинов В.Г. Инновационное развитие компании. Управление интеллектуальными ресурсами. –М.: Дело, 2009.7.Зверев, А.В. Инновационная система России: проблемы совершенствования: Монография / А.В. Зверев. –М.: ИИЦ «Статистика России», 2008.8.Инновационный менеджмент. Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития // Аньшин В.М., Дагаев А.А. и др. 3е изд., перераб. и доп. М.: Дело, 2007. —584 с.9.Казаков В.В. Организационнофинансовый механизм формирования и реализации инновационной политики экономических систем // Вестник Томского государственного университета. 2012. №363. С. 157164.10.Келле В.Ж. Инновационная система России: формирование и функционирование. –М.: Едиториал УРСС, 2003. –С. 148.11.Комков Н.И. Научнотехнологические прогнозы –как основа перехода к инновационной экономике // Инновации. –2009. № 9 (131).–С. 20 –32.12.Кузык Б.Н. Россия и мир в XXI веке. М.: Институт экономических стратегий, 2005.13.Лукашева Н.А. Особенности развития национальных экономик // Инновации. –2009. № 6 (128). –С. 44 –49.14.Макмиллан Ч. Японская промышленная система. —М.: Прогресс, 1988. С. 44.15.Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. М.: Дело, 1992.16.Никонова Я.И.Современные тенденции формирования стратегии инновационного развития экономических систем// Вестник Томского государственного университета. 2013.№367. С. 117122.

17.Никонова Я.И. Устойчивое инновационное развитие социоэкологоэкономических систем: синергетический подход // Креативная экономика. –2010. № 2. –С. 7883.18.Никонова Я.И., Казаков В.В.Механизм финансового обеспечения инновационной деятельности экономических систем// Вестник Томского государственного университета. 2012.№364. С. 127133.19.Савченко А.И. Управление инновационным развитием промышленного комплекса региона // Автореф. дис. ... канд. экон. наук. –Ижевск, 2010. –26 с. 20.Санто, Б. Инновация как средство экономического развития. Пер. с венг. [Текст] / Б. Санто. М.: Прогресс, 1990.21.Тихомиров С.А. Стратегическое управление инновационным развитием регионов России // Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. –СПб., 2007. –338 с.22.Freeman С. Technology Policy and Economic Performance. London, Pinter Publishers, 1987. 26Никонова Я.И., Казаков В.В. Механизм финансового обеспечения инновационной деятельности экономических систем// Вестник Томского государственного университета. 2012.№364. С. 127133.23.Managing Technological Innovation; Organization, Strategies for Implementing Advanced Manufacturing Technologies. SanFr.; L.: JosseyBass Publishers, 1986. P. 266.