Повышение качества подготовки диссертаций и авторефератов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Капустин В. П. Повышение качества подготовки диссертаций и авторефератов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2356–2360. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85472.htm.
Аннотация. Особое внимание уделяется недостаткам в диссертациях и авторефератах. Автор вносит предложения по их устранению.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Капустин Василий Петрович,

доктор технических наук, профессор, кафедра«Агроинженерия» ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет», г. Тамбов kapustinvp.prof@yandex.ru

Повышение качества подготовки диссертаций и авторефератов

Аннотация. Особое внимание уделяется недостаткам в диссертации и авторефератах. Автора вносит предложения по их устранению.Ключевые слова:Автореферат, тезис, квалификационная работа, научная новизна, недостатки, тема, тематические обоснование

Стратегией машиннотехнологической модернизации сельского хозяйства Россиина период до 2020 года предусматривается расширение в растениеводстве применения удобрений как главного ресурса управления продукционным процессом при интенсивных и высоких технологиях производства. При этом должно произойтитехническое перевооружение сельскохозяйственного производства. Интегрированной основой технологизации, несомненно, является переоснащение отрасли техникой и оборудованием нового поколения, обеспечивающими наряду с прецизионным выполнением операций существенное сокращение трудовых издержек и других ресурсов [1].Основой создания принципиально новой техники отечественного производства является ускорение выполнения научноисследовательских и опытноконструкторских работ учеными и конструкторами нашей страны. В связи с этим должно повыситься качество проведения научных исследований, результаты которых оформляются в виде диссертаций на соисканиеученой степени и отчета о научноисследовательской работе.Результаты анализа опубликованных авторефератов на соискание ученой степени кандидата технических наук (10 штук) и доктора технических наук(10 штук), защищенных в различных городах в период 19852013 годов и участиеавторав диссертационных советах показали, что многие основные показатели научноквалификационной работы не соответствуют требованиям Положения о присуждении ученых степеней [2].Анализ результатов проверки оформления авторефератов диссертаций показывает, что с отклонением от требований оформляется по отдельным пунктам насоискание ученой степени кандидата наук от 20 до 80 и доктора технических наук от 10 до 90%. Среди них самые большие отклонения по названию темы и определению цели диссертационных работ.Таблица Результаты анализа проверки оформления авторефератов диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора технических наук

ПоказательПроверено на соответствие требованиямСоответствие требованиям, %соответствуетне соответствуетотсутствуетНазвание темы диссертации6/24/8

60/20Цель исследований2/18/9

20/10Объект исследований8/42/30/380/57Предмет исследований7/41/22/486/67Методика 2/48/10/520/80(методология) исследованийНаучная новизна5/45/6

50/40Практическая значимость7/73/3

70/70Результаты, выносимые на защиту5/45/1/550/80Достоверность результатов исследований2/11/97/67/10Определение задач4/76/3

40/70Заключение4/46/6

40/40Примечание: числитель ‬данные по авторефератам диссертаций на соискание ученой степени кандидата технических наук, знаменатель ‬доктор технических наук.

Название тем диссертаций не соответствующих требованиям: «Повышение качества посева семян разработкой и применением высевающего аппарата»,«Повышение эффективности приработки дизелей совершенствованием технологии средств обкатки с динамическим нагружением»,«Повышение топливноэнергетической эффективности колесного тракторнотранспортного агрегата». Повышение эффективности может быть только целью работы, но не названием темы диссертации.

Какие требования предъявляются к названию темы? Формулировка темы должна отражать характер исследования, выполняемого в диссертации с новизной возможности отнести её к классу теоретических, методологических, прикладных научных исследований или разработок. Название темы должно отвечать на вопрос: Что сделано в диссертации, решению какой задаче (кандидатская),

проблеме (докторская) посвящена?Лучше всего название темы выбрать из паспорта специальности, где указаны: формула специальности, характеризующая содержание и объекты исследований по данной специальности; область исследований, включающая развернутое описание структурных элементов специальности и их содержание [3]. В названии темы могут быть слова: «Разработка теории, методологии»(для докторской диссертации); «Разработка методики и обоснование параметров технологии, процесса, машины»;

«Совершенствование техники , технологии ….». Например, «Совершенствование технологии и средств сушки овощного сырья», «Разработка и обоснование параметров агрегата для подпочвенного внесения жидких органических удобрений».Нельзя перенасыщать тему диссертации сложной терминологией, не стремиться придать ей наукообразный характер [4].Как автор умеет выбрать тему и насколько правильно он её понимает и оценивает с точки зрения актуальности, своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность.Актуальность темы должна обосновыватьсядирективными документами, планами развития народного хозяйства и его отраслей, планами развития науки и общепотребительскими прогнозами, грантами из различных фондов[3].Особую сложность у соискателей ученых степеней представляет определение цели научных исследований. Нередко название темы диссертации повторяется в определении цели исследований, не конкретизируются показатели эффективности и др. Например, тема диссертации «Совершенствование процесса сева зерновых культур комбинированным сошником», цель работы ‬совершенствование технологического процесса посева зерновых культур с одновременным внесением основного удобрения, обеспечивающего повышение урожайности.Тема «Усовершенствование термодиффузионного упрочнения деталей сельскохозяйственной техники на примере дисков лущильников».Цель работы ‬исследовать и усовершенствовать технологию термодиффузионного упрочнения деталей сельскохозяйственной техники (на примере дискового лущильника).Тема «Электроимпульсная энергосберегающая технология борьбы с сорной растительностью». Цель исследования ‬научно обосновать и разработать энергосберегающую технологию электроимпульсной борьбы с сорной растительностью в условиях богарного земледелия нижнего Поволжья.По нашему мнению по первой теме целью данной работы является ‬повышение урожайности сельскохозяйственных культур. По второй теме, цель работы определена совершенно неверно. Как следует из выводов целью работы должно быть ‬повышение наработки на отказ. Если дальше анализировать, то повышение наработки на отказ способствует повышению производительности, последняя влияет на сокращение сроков выполнения лущения стернии др.По третьей теме, цель работы хорошо подходит к названию темы диссертации, но не к определению цели. Из выводов автореферата целью выполненной работы является снижение энергои трудозатрат и денежных средств.

Цель должна быть понятной для исполнителя и должна соответствовать его профессиональному профилю и квалификации. Она представляет собой ожидаемый конечный результат исследования, предлагающий разрешение заявленного противоречия по основным разделам исследования. Цель формулируется кратко и предельно точно в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается получить исследователь[3].Не менее сложным для соискателей научных степеней является определение объекта и предмета исследований, так как в литературных источниках существует не менее пяти понятий этих элементов диссертации[3,5,6,7].По первой теме, за объект определен ‬технологический процесс сева зерновых культур комбинированным сошником одновременно с вертикальноленточным внесением минеральных удобрений. За предмет исследований приняты закономерности, характеризующие взаимодействие конструктивных элементов комбинированного сошника зернотуковой сеялки с почвой. Замечаний по определению этих элементов диссертации нет. По второй теме объектом исследования определен диск лущильника, а также материалы для их упрочненияэкзотермические и диффузионноактивные пасты и порошки. Предмет исследования ‬определение закономерностей влияния составов экзотермических порошков и диффузионноактивных паст на энерговыделение и протекание процессов нитроцементации сталей и формирования ряда физикомеханических свойств рабочих поверхностей дисков лущильников.Объект определен неверно. Представлен физический объект, а не научный. Объектом исследований в данном случае может быть ‬технологический процесс термодиффузионного упрочнения деталей сельскохозяйственной техники.Предмет определен правильно.По третьей теме за объект исследования принят ‬совокупность сорных растений, технических средств и технологических параметров электроимпульсного воздействия для выявления режимов, обеспечивающих надежное необратимое повреждение сорняков при минимальном расходовании энергии и минимальном отрицательном влиянии на окружающую среду.Предметом исследований определены процессы электроимпульсного уничтожения сорных растений с целью обоснования его оптимальных технологических и электротехнических параметров.Объект определеннекорректно, так как первая его часть

физический объект, а вторая похожа на цель работы. В предмете исследований первая частьотносится к объекту, вторая часть непонятно к чему приведена.Под объектом исследований понимают технологические или динамические процессы, которые излагаются в работе [5,7].В общем случае с научной точки зрения за объект исследования принимается технологический процесс (технология)выполняемый сельскохозяйственной машиной (агрегатом) ‬вспашка, посев, внесение удобрений и пестицидов, уборка урожая и др., процесс покрытия деталей, сварка, наплавка, выполнение технологических операций при проведении технического обслуживания, диагностики, регулировки и настройки машин и агрегатов, контроля качества выполненных работ, технологические процессы, выполняемые в животноводстве [8]. Структурный элемент диссертации «Методология и методы исследования» так же часто представляется с отступлением от требований. Например,по первой теме, методика исследований представлена следующим образом. Теоретические исследования проводили на основе математического моделирования. Экспериментальные исследования проводили в лабораторныхусловиях и опытном поле. Физикомеханические свойства почвы определяли по общепринятым методикам. Агроэкономическую эффективность способа внесения удобрений при посеве зерновых на уплотненное ложе определяли с использованием результатов полевых опытов. Данные экспериментальных исследований обрабатывали статистическим методом с применением ЭВМ. Сложно понять изложенное автором, если в тексте автореферата в теоретической главе представлены формулы определения размеров семянаправителя и других деталей с использованием законов предметов «Теория механизмов и машин» и «Детали машин».То же самое можно сказать и по описанию методики проведения экспериментальных исследований. Правильно определена методика обработки экспериментальных исследований. Отсутствует перечень используемых приборов.По второй теме методы исследований представленыследующим образом. Теоретические положения, изложенные в работе, основываются на методах протекания экзотермических реакций, теории термохимических процессов протекания диффузии легирующих элементов в металлах, положениях математической статистики и моделирования. Теоретические результаты сопоставлялись с данными экспериментальных исследований. Непонятно, как и где проводились экспериментальные исследования, какие использовались методики, приборы и оборудование. В третьей работе слишком много уделено внимания методике теоретических исследований. Экспериментальные исследования электрофизических свойств живыхи поврежденных растительных тканей сорняков проведены с использованием различных электроизмерительных приборов и аппаратуры, обеспечивающих достаточную точность результатов.Результаты экспериментов подвергались статистической обработке с использованием прикладных компьютерных программ.Таким образом в данной работе отсутствуетметодика экспериментальных исследований.К сожалению объем статьи не позволяет описать конкретно по приведенным темам недостатки других элементов диссертации (научная новизна, практическая значимость, результаты, выносимые на защиту, достоверность и объективность результатов исследований, определениезадач, заключение, литература, приложение), хотя они выявлены и определены.Из таблицы видно, что научная новизна, практическая значимость результаты исследований, выносимые на защиту правильно определены от 40 до 70 % диссертаций. Значительно меньше определяются правильно достоверность и объективность полученных результатов исследований и заключение по работе от 10 до 40%. Например, в практической значимости часто не указывается, кто будет использовать результаты научных исследований. В положениях, выносимых на защиту часто отсутствует результат экономической эффективности и внедрение.В тексте некоторых диссертаций отсутствуют фотографии приборов, устройств рабочих органов, приборов, оборудования, которые разработаны и использовались. Во многих диссертациях степень разработанности темы не представляется.При обосновании актуальности темы часто не указывается по какому плану (в соответствии с каким планом) выполняется диссертация, не обосновывается и не представляется задача (диссертация на соискание ученой степени кандидат наук) и проблема (на соискание доктора наук), которые выполняются в результате научных исследований. Также отсутствует часто элемент ‬направление исследований.В задачах, например, встречается «Разработать и изготовить опытноконструкторский образец аппарата», «Разработать аналитические модели формирования порций требуемой величины», «Изучить физикомеханические свойства семян, почвы, растений». В задачу соискателя изготовление и изучение не должно входить. Следует уточнять или исследовать различные свойства, а не изучать.Одному из основных элементов диссертации, который к сожалению верно оформляется только на 40% должно быть уделено самое серьезное внимание, так как по заключению судят о полученных результатах и квалификации соискателя, представляющего диссертацию на защиту[3, 4, 8].В текстах диссертаций не всегда поясняются графики или поясняются так, что и без этого пояснения ясно. Особенно пояснение важно, когда на графике имеются перегибы кривых ‬максимальные и минимальные значения. В этом случае необходимо пояснить с научной точки зрения почему это происходит по такому закону, а не по другому?Не всегда результаты исследований, особенно теоретических публикуются в журналах, рекомендуемых ВАК. Неправильно оформляется документация о внедрении результатов исследований, графики, рисунки и др.Почему снижается качество подготовки диссертаций?Одной из причин является снижение требований к научным руководителям и консультантам соискателей ученых степеней, к диссертационным советам, официальным оппонентам, ведущим организациям, соискателям. Для устранения этой причины направлено последнее Постановление о присуждении ученых степеней, введенного с 1 января 2014 года.Второй причиной является то, что отсутствуют ГОСТы, в которых расшифрованы разделы основной части диссертации. А имеющиеся ГОСТ7.322001 Отчет о научно исследовательской работе. Структура и правила оформления и ГОСТ Р 7.0.112011 Диссертацияи автореферат диссертации имеются разночтения. В первом ГОСТе основная часть должна содержать: выбор направления исследований, включающий обоснование направления исследования, методы решения задач и их сравнительную оценку, описание выбранной общей методики проведения НИР; процесс теоретических и (или) экспериментальных исследований, включения определения характера теоретических исследований, методы исследований, методы расчета, обоснование необходимости проведения экспериментальных работ, принципы действия разработанных объектов, их характеристики; обобщение и оценку результатовисследований, включающих оценку полноты решения поставленной задачи и предложения по дальнейшим направлениям работ, оценку достоверностиполученных результатов и техникоэкономической эффективности их внедрения и сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ, обоснование необходимости проведения дополнительных исследований, отрицательные результаты, приводящие к необходимости прекращения дальнейших исследований.Во втором ГОСТе отсутствуют элементы направление и объект научных исследований. В первом ГОСТе оформляется список использованных источников, номер страницы ставится по центру листа внизу, во втором

список литературы и номер страницы ставится на середине верхнего поля страницы.К третьей причине можно отнести отсутствие методических рекомендаций по подготовке диссертаций по различным специальностям. Аспиранты не изучают методы проведения научных исследований и подготовки диссертаций.Повысить качество подготовки научных кадров в нашей стране можно за счет:1.Приведения ГОСТов, относящихся к выполнению научных исследований, подготовке диссертаций в соответствии требованиям Положения «О порядке присуждения ученых степеней», который действует с 1 января 2014 года;2.Подготовить методические рекомендации по подготовке и защите диссертаций по специальностям;3.Повысить требования к руководителям и научным консультантам за качество подготовки диссертаций;4.Повысить ответственность оппонентов, ведущих организаций за качество подготовки отзыва и заключения организации, где выполнялись исследования;5.Ввести курс лекций и практических занятий с аспирантами и соискателями по правилам проведения научных исследований иоформлениюдиссертаций и авторефератов диссертаций на соискание ученой степени. Ссылки на источники1. Стратегия машиннотехнологической модернизации сельского хозяйства РОССИИ на период до 2020 года/ В.И. Фисинин и др.М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2009.80 с.2. Положение о присуждении ученых степеней, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 года № 842.3. Завражнов, А.И. Подготовка и защита диссертации. Методические рекомендации / А.И. Завражнов, В.П. Капустин, Гордеев А.С. , ООО «БИС», Мичуринск, 2012.92 с.4. Кузнецов, И.Н. Диссертационные работы: Методика подготовки и оформления: Учебнометодическое пособие / И.Н. Кузнецов. // 2е изд., перераб. и доп. ‬М.: Издательство торговая корпорация «Дашков и К0», 2006.452 с.5. Основные принципы формирования научной работы. Этапы её организации и выполнения. Методические рекомендации / В.В. Лазовский и В.И. Виноградов // Новосибирск, 1983. ‬51 с.6. Кузин, Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени/ Ф.А. Кузин // 6е изд. доп. ‬М.:Ось ‬89, 2004.224 с.7. Завалишин, Ф.С., Мацнев, М.Г. Методика исследований по механизации сельскохозяйственного производства ./ Ф.С. Завалишин, М.Г. Мацнев. ‬М.: Колос, 1982, 231 с.8. Капустин, В.П. Как повысить качество подготовки диссертации? / В.П. Капустин // Научноинновационное обеспечение инновационного развития АПК. Материалы 7ой Международной научнопрактической конференции. ‬М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2014. С. 546554.