История диаконского служения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Зырянов М. Л. История диаконского служения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2436–2440. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85488.htm.
Аннотация. В статье дается описание традиций церковного служения диакона и делается краткий обзор его функций в богослужении. На основании исторических сведений, современных исследований и личного опыта предпринимается попытка систематизировать эти функции в историческом и литургическом контексте. Особое внимание в статье уделено чину хиротонии во диакона. Литургические функции и развитие чина хиротонии сведены в таблицы, на основе которых проводится анализ этих феноменов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Зырянов Михаил Львович Аспирант 2 курса Уральской государственной консерватории им. Мусоргскогоmlzito@mail.ru

История диаконского служения

Аннотация.В статье дается описание традиций церковного служения диакона и делается краткий обзор его функций в богослужении. На основании исторических сведений, современных исследований и личного опыта предпринимается попытка систематизировать эти функции в историческом и литургическом контексте. Особое внимание в статье уделено чину хиротонии во диакона. Литургические функции и развитие чина хиротонии сведены в таблицы, на основе которых проводится анализ этих феноменов. Ключевые слова:диакон, возглас, ектения, хиротония.

Диакон (от греч. διάκονος –слуга) –одна из трех священных степеней церковной иерархии, низшая по отношению к священнику и епископу. В разные эпохи слово «диакон» имело разные значения, но все они в основном были связаны с понятием служения.Первое упоминание о диаконе как церковном служителе мы находим в Послании к Филиппийцам, где диакон охарактеризован как слуга епископа. Там, а также в Первом послании к Тимофею диакон упоминается как неотъемлемая часть церковной структуры. Термин diaconus начинает обозначать, главным образом, соответствующий священный сан, хотя прежние значения за ним сохраняются еще долгое время. Функция диаконов в ранней Церкви включала служение Евхаристии и распределение пожертвований для бедных. Кроме того, диаконы являлись ближайшими помощниками епископов, занимались преподаванием богословских дисциплин. Низшие по чину, диаконы, тем не менее, почитались наравне со священниками и епископами. Так, о значении диаконов в «Апостольском предании» (III век) написано следующее: «диаконыпомогают готовить Евхаристию, причащают верных, вносят светильники на вечерю, помогают при совершении Крещения». Некоторые из перечисленных обязанностей сейчас являются принадлежностью более высоких иерархических степеней священства.Согласно другому источнику, «Дидаскалии Апостолов», диаконы также должны открывать церковные двери и охранять их от неверных и недостойных, следить за порядком в церкви, являться посредниками между епископом и прихожанами, призывать к покаянию. Иногда диаконы по повелению священника или епископа могли сами крестить и принимать исповедь. Перечисленные в источниках IVV вв. –например, «Апостольских постановлениях» –функции младшего священного сана становятся все более разнообразными, но право на совершение Таинств и некоторых чинов диаконы постепенно теряют. В IVV вв. формируется и современный облик диакона.Основанием для появления священного сана диакона в христианской церкви можно считать один эпизод из Деяний святых апостолов [Деян., 6.17, 21.8], повествующий о Семи служителях стола. Первым диаконом по традиции считается святой первомученик Стефан, возглавляющий Семь первых служителей столов. На числе семь остановились, судя по всему, изза следующей традиции: «Иосиф Флавий в своих «Древностях» свидетельствует об обычае, по его мнению, учрежденном Моисеем, поставлять руководителей малых городских и деревенских общин в количестве семи человек. Естественно, что, вводя новое служение, вызванное общими нуждами, апостолы могли воспользоваться именно этой привычной для евреев структурой». [2, с. 202].Другую точку зрения на происхождение диаконского чина выражает святитель Иоанн Златоуст, не связывающий диаконат со служением Семи. Согласно Деяниям, представители Семи служителей имели более низкий иерархический статус, чем Апостолы, но имели право совершать такие же богослужебные действия. Толкование Иоанна Златоуста было узаконено в VII веке на Трулльском соборе. Таким образом, официальная версия рождения диаконского служения –его стихийное возникновениев подражание грекоримским и иудейским традициям, не связанное с запечатленным в Священном писании служением Семи. В церковной иерархии существует целый ряд чинов, в название которых входит слово «диакон». Самый младший из –чин иподиакона, в ПравославнойЦерквиего главная функция –прислуживать архиереюво время его священнодействий. В современной Церкви иподиакон не имеет священной степени, хотя облачается в стихарьи носит одну из принадлежностей диаконскогосана —орарь. Будучи самым старшим церковнослужителем, иподиакон является промежуточным звеном между церковнослужителями и священнослужителями. За многолетние заслуги в церковном служении диаконы могут удостоиться более высокой ступени –чина протодиакона. Так называют главного диакона в епархии, занимающего свою должность при кафедральном соборе епархиального центра. Иногда звание протодиакона жалуется в виде награды по особому усмотрению начальства и диаконам, не служащим в кафедральных соборах. А высшим титулом в диаконском служении является чин архидиакона. Сам термин появился в середине IV века, но архидиаконские функции сформировались гораздо раньше. В древности архидиакон имел право представлять епископа на Соборе, подписываться за него (!) и выступать с речью наравне с епископами (!). Кроме того, архидиакон мог вести богослужение, занималсяпопечительской и педагогической деятельностью. Он же был ответственен за набор и обучение будущих молодых клириков. В Российской Православной Церкви сан архидиакона имел два значения –архидиаконом назывался первый диакон Патриаршего собора, а также данный титул становился наградой для некоторых маститых монашествующих диаконов. Архидиакон Патриаршего собора и до сих пор считается старшим среди диаконов всей Русской Православной Церкви. Поставление во диаконы является первой ступенью таинства Священства. В ранней Церкви диаконы избирались всей общиной и удостаивались сана через рукоположение епископа –о подробностях чина рукоположения во диаконы впервые упоминается в «Ареопагитиках». В византийской традиции хиротония могла совершаться на Литургии после чтения анафоры. Постепенно чин расширялся и детализировался. Современную форму он обрел в XVII веке, испытав на себе влияние латинской традиции. Основу хиротонии во диакона составляют совершение архиерейской молитвы и возложение рук на ставленника. В книгеДеяний не говорится, какую именно молитву читали Апостолы, в церковной практике первых веков не было строгих молитвенных формул, которыми сопровождалась хиротония, епископам была предоставлена полная свобода. Первые попытки ограничения и упорядочивания хиротонии встречаются лишь в памятниках IIIIV вв. Так, в Апостольских Постановлениях IV века, содержащих древнейший текст молитвы поставления во диакона, предписывается при возложении рук читать уже определенную молитву: «в предстоянии всего пресвитерства идиаконства». В дополненном и отредактированном виде эта молитва приведена и в «Завещании Господа нашего Иисуса Христа». Какихлибо других сведений о том, как совершалась диаконская хиротония до V века, в сохранившихся источниках не встречается.Нижеприведенная таблица показывает, как развивался чин диаконской хиротонии:

Таблица 1. Развитие чина хиротонии во диакона

IVвв.VVIIIвв.VIIIXVIвв.XVIXIXвв.XIXXXIвв.Возложение рукЕстьЕстьЕстьЕстьЕстьСобрание всего клираНетЕстьЕстьЕстьЕстьПодведение к престолуНетЕстьЕстьЕстьЕстьПреклонение коленаЕстьЕстьЕстьЕстьЕстьЛобызание епископом и священникамиНетЕстьЕстьЕстьЕсть«Божественная благодать»ЕстьЕстьЕстьЕстьЕсть«Господи Боже наш, предзнанием Твоим»НетЕстьЕстьНетНетТройное благословениеНетЕстьЕстьЕстьЕстьМирная ектенияНетЕстьНетЕстьЕсть«Боже, Спасе наш»НетЕстьЕстьНетЕстьОблачение в орарьЕстьЕстьЕстьЕстьЕстьЦелование престола, ораря и руки архиереяНетЕстьЕстьЕстьЕстьВручение рипидыЕстьЕстьЕстьЕстьЕстьВручение Святой ЧашиНетЕстьЕстьНетНетЛобызание другими диаконамиНетНетЕстьЕстьЕстьПричащение новопоставленногоЕстьЕстьЕстьЕстьЕстьТроекратное «Господи, помилуй»НетНетЕстьЕстьЕстьВручениеи чтение епископом хартии достоинствНетНетЕстьЕстьЕстьЕктения «Прости, приимше»НетНетЕстьЕстьЕстьЕктения «Господу помолимся»НетНетЕстьЕстьЕстьПоклонение престолуНетЕстьЕстьЕстьЕстьТройной обход престолаНетНетЕстьЕстьЕстьТропарь «Слава Тебе, Христе Боже»НетНетЕстьЕстьЕстьВторичное троекратное благословениеНетНетНетЕстьЕстьПоставление перед солеейНетНетНетЕстьЕстьВведение в алтарь под возгласы «Повели» и «Повелите»НетНетНетЕстьЕстьТропарь «Святиимученицы»НетНетНетЕстьЕстьТропарь «Исайе, ликуй»НетНетНетЕстьЕстьПринесение кресла для архиереяНетНетНетЕстьЕсть«Господи, Боже наш»НетНетНетЕстьЕсть«Аксиос»НетНетНетЕстьЕстьВручение ДиакониконаНетНетНетНет

ЕстьПрирассмотрении этой таблицы видно, что с течением времени чин рукоположения во диаконы все более и более расширялся, практически ничего не исключая из первоначального варианта, но добавляя к нему все новые и новые действия и молитвы. С самого раннего периода сохранились такие элементы, как возложение рук и преклонение колена, молитва «Божественная благодать», облачение в орарь и вручение рипиды, а также причащение новопоставленного. Такие характерные черты чина хиротонии, как крестоцелование, лобызание рук архиерея, собрание всего клира или подведения к престолу, поклонение престолу и тройной обход престола, появились несколько позже. В процессе развития чина в Средние века в основном расширялась молитвенная его часть –добавлялись новые возгласы, молитвы и тропари. Наиболее поздним нововведением в чин стало вручение Диаконикона.Если провести четкое разделение чина хиротонии во диакона на составные элементы и распределить их в порядке их появления, то возникает следующая последовательность. Первые уточнения вмолитвенной части чина появились в IIIIVвв. Подведение к престолу и лобызание палицы архиерея впервые упомянуты у ПсевдоДионисия в Vвеке. В VIIIIXвв. появляются такие элементы, как молитвы «Божественная благодать» и «Господи Боже наш, предзнанием Твоим», а также мирная ектения (впоследствии исчезла из чина), облачение диакона в орарь и поручи и вручение ему рипиды. Далее, в источниках XIXIIIвв. встречаются упоминания о том, что новопоставленного подводят к престолу другие диаконы, также появляется чтение хартии «Божественная благодать», возглашение ектении «Прости, приимше» и «Господу помолимся» (сейчас их читает новопоставленный диакон уже после совершения хиротонии). После XVIвека появляются троекратный обход вокруг престола, второе рукоблагословение, целование престола и пение тропаря «Слава Тебе, Христе Боже». Наконец, лишь к XIXвеку чин складывается окончательно, добавляются возгласы «Повели» и «Повелите», преклонение перед архиереем совершается другими диаконами, поются еще два тропаря и вручается Диаконикон (или Служебник).В католической традиции диаконский сан всегда рассматривался как подчинённый, вспомогательный в общей структуре церковного служения. В документах древней западной Церкви диаконы обычно воспринимались как служители епископа, аналогичное упоминание содержалось и в 18 Правиле IВселенского собора. В те времена диаконы образовывали собой некое рабочее окружение епископа, и в этом качестве получали различные задания, преимущественно в сфере церковного управления и организации помощи нуждающимся. Видимо, тогда жеи сам термин «диакония»приобрёл смысл именно социального служения. В западной Церкви диаконы обладали широким кругом обязанностей, но были ограничены и зависимы в своих правах. Они действовали лишь согласно указаниям своего епископа, все решения принималсам архиерей. Согласно 39му Апостольскому правилу, «пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают, ибо ему вверены людие Господни, и он воздаст ответ о душах их». В византийской традиции в служении диаконов присутствуют и многие литургические функции, как и в современном православном богослужении. Диаконы произносят ектении и различные аккламации, читают Апостол и Евангелие, совершают каждение, участвуют во всех входах, совершают различные малые священнодействия, помогают при свершении Таинств, осуществляют общую организацию службы. Во втором тысячелетии эти функции постепенно сокращались. В Византии диаконы занимались также общественной и административной работой, чем объясняется значительное возрастание их количества. Этот чрезмерно большой состав византийского диаконата описывает в своей статье архимандрит Лев (Жилле): «собор 314 года в Неокесарии своим пятнадцатым правилом запретил поставлять диаконов в количестве более семи для Церкви одного города, как бы велик он ни был. Однако неокесарийские постановления не остановили рост восточного диаконата. Так, в Александрии в начале IVго столетия девять диаконов стали арианами, что уже свидетельствует об определённой численности тамошнего диаконата. Церковь Эдессы в 451 году насчитывала 39 диаконов. Император Юстиниан (правил в 527565 гг.) запретил Константинопольской Церкви иметь более ста диаконов; тем не менее, в 692м она имела сто пятьдесят».[3, с. 82]. После эпохи иконоборчества число византийских диаконов несколько уменьшилось.После падения Византии диаконы стали чисто богослужебным чином, хотя иногда исполняли роль секретарей при епископах, в монастырях и крупных храмах. В современной Греческой православной церкви диаконов мало, и основной их задачей является помощь священнику на богослужении и в приходской деятельности. В Русской церкви воздействие диаконского служения оказалось гораздо более широким и многоплановым. В отсутствие диакона служба становится менее торжественной, а при поставлении в иереи священнослужитель обязательно должен пройти ступень диакона. Кроме того, русская культура как никакая другая характеризуется развитым диаконским певческим искусством. Именно пение диакона в России исстари украшает богослужение. Это отражено в церковном Типиконе, где сказано об обязательном присутствии диакона на воскресных и праздничных службах. Диакон всегда былцерковным чином, имеющим достаточно важные функции в богослужении. Прежде всего, диакон –это κήρυξ, т.е. богослужебный герольд или глашатай: онвозглашает начало службы и призывает служащего священника дать начальное благословение –«время сотворити Господеви», в то же время и сам получает разрешение начинать службу,призывает собравшихся к молитвенному единению, а в особые моменты возбуждает их внимание –«прóсти, вонмем». Это его обязанность и привилегии –призывать перед анафорой собрание приветствовать другдруга – «возлюбим друг друга», начинать пение (чтение) Символа веры,призывать служащего иерея к благословению Даров, приглашать причастников к Чаше для приобщения Святых Даров из рук священника или епископа. Самой же заметной функцией диакона в богослужении является, без сомнения, возглашение ектений. Эта важная составляющая часть богослужения,дополняющаясвященнодействия и разъясняющаяих смысл. Все функции диаконского служения можно представить в следующей таблице:Таблица 2. Функции диаконского служения

Традиция ранней церквиКатолическая традицияВизантийская традицияРусская традицияСослужение во время ЕвхаристииЕстьЕстьЕстьЕстьРаспределение пожертвований для бедныхЕстьНетЕстьНетЛичный слуга епископаЕстьЕстьЕстьНетЦерковное преподаваниеЕстьНетЕстьНетПомощь при КрещенииНетНетЕстьЕстьПричащение мирянЕстьНетНетНетРазжигание и внесение светильниковНетЕстьЕстьЕстьОткрывание дверей храмаНетНетЕстьНетНаблюдение за порядком в храмеНетНетЕстьНетПосредник между епископом и паствойЕстьНетЕстьНетСовершение ТаинствЕстьНетНетНетПроизнесение ектений и различных аккламацийЕстьНетЕстьЕстьКаждениеНетНетЕстьЕстьУчастие во ВходахНетНетЕстьЕстьСовершение ПроскомидииЕстьНетНетНетПроизнесение отпустаЕстьНетНетНетОбщественная работаНетНетЕстьНетАдминистративная работаНетНетЕстьНетПроповедничествоЕстьНетЕстьНетУчастие в Патриаршем совете НетНетЕстьНетГолосование на выборах нового епископаНетНетЕстьНетСекретарь при епископе, монастыре или крупном храмеНетЕстьЕстьНетРуководитель церковного хораЕстьНетЕстьЕстьСовершение призыва к началу службыЕстьНетЕстьЕстьУправление прихожанами во время чтения Символа ВерыЕстьНетЕстьЕстьЧтение АпостолаНетНетЕстьЕстьЧтение ЕвангелияНетНетЕстьНет

Если проанализировать данную таблицу, то можно заметить, что лишь одна важнейшая функция диаконского служения сохранилась в нем с самого момента его зарождения –это служение при Евхаристии. Некоторые функции возникли только в ходе развития Церковной истории –например, некоторая помощь при совершении таинств, чтение Апостола, каждение, участие во Входах, слежение за храмовыми светильниками. Случалось и так, что элементы диаконского служения возникали, а потом исчезали, и снова появлялись в другое время, но так и не дожили до сегодняшнего дня. Они в основном были связаны с общественной работой –распределение милостыни, преподавание в церковных школах, посредничество между епископом и паствой, проповедничество. Несколько элементов сохранились до современности –произнесение ектений и различных возгласов, руководство хором и прихожанами во время чтения Символа Веры. Богослужебные функции диакона возможно разделить и по их использованию в традициях различных церквей. Порой они будут пересекаться, но некоторые из них будут характерны только для той или иной традиции. 1.В ранней церковной традиции (до Vвека) предполагалось, что диаконы будут прислуживать при Евхаристии, совершать Проскомидию, Причастие и другие таинства, распределять милостыню, заниматься преподаванием, быть личным слугой епископа, посредником между епископом и паствой, произносить ектении и возгласы, проповедовать, управлять хором и прихожанами, совершать призыв к началу службы. 2.Католическая традиция (с Vвека до сегодняшнего дня) традиционно сохраняет более узкий спектр деятельности диакона: кроме служения при Евхаристии, они могли быть слугами епископа, секретарями при епископе, а также выполняли повседневную храмовую работу. 3.Византийская традиция (cVдо XVвека) –как уже говорилось, самая богатая на диаконские функции: здесь и сослужение епископу, и посредничество между ним и паствой, и участие в Патриаршем совете и в выборах архиерея, и другая общественная и административная работа; здесь и такие храмовые функции, как присмотр за светильниками, за дверьми, за порядком в храме, распределение милостыни, преподавание в церковных школах, проповедничество, управление хором и прихожанами во время чтения «Символа Веры»; здесь и чисто богослужебные функции –служение при Евхаристии, помощь при Крещении, произнесение ектений и возгласов, каждение, участие во входах, призыв к началу службы, чтение Апостола и даже Евангелия. 4.Русская традиция (с Xвека до сих пор) –менее насыщенная, и в основном в ней сосредоточены чисто богослужебные функции: служение при Евхаристии, помощь при Крещении, произнесение ектений и возгласов, каждение, участие во входах, призыв к началу службы, управление прихожанами во время чтения «Символа Веры» и иногда –хором, чтение Апостола (но не Евангелия, если только это не протодиакон), реже –более мелкая повседневная работа (но она в большинстве храмов возложена на алтарников, чтецов и пономарей).

Религиозное служение в Древней Руси было направлено, прежде всего, на воспитание истинногочеловека, служащего Богу и выполняющего Волю Божию. Характер мироощущения средневекового человека позволяет говорить о «кенотическом служении», «облечении во Христа», когда субъективное «Я» как центра мира –отходило на второй план, приближая тем самым человека к ипостаси человечества и давая возможность общения с позиции всего «тварного» мира. Данная позиция позволяла преодолеть человеческое желание господства над другими людьми, стать частью мира, "живым камнем" Церкви. Отрешение от мирских ценностей жизни наделяло православного верующего духовной свободой и раскрывало его душу дарам Святого Духа.

Ссылки на источники1.Библия.Издание Московской Патриархии Русской Православной Церкви. ISBN: 9785880172375.М., 2011.1376 с. 2.Кирилл (Гундяев), архимандрит. К вопросу происхождения диаконата.//Богословские труды, 1975, №13. М., Издательство Московской Патриархии. С. 201207.3.Лев (Жилле), архимандрит. Диаконы православного Востока//Theology. –Индианаполис, издание Северозападного Христианского университета, 1955, №8. С. 8198.