Развитие творческих способностей студентов колледжа с помощью компьютерных программ при изучении росписи по ткани

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Саланкова С. Е., Климовцова Н. А. Развитие творческих способностей студентов колледжа с помощью компьютерных программ при изучении росписи по ткани // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2451–2455. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85491.htm.
Аннотация. Статья посвящена развитию творческих способностей в процессе обучения росписи по ткани с использованием компьютерных программ, направленных на практическую реализацию знаний и умений студентов колледжа.Среди эффективных средств авторами выделены компьютерные программы CorelDraw, Photoshop, PRO100, направленные на развитие творческих способностей студентов посредством разработки интерьера, проработки эскизных решений будущего панно. Авторами статьи рассмотрены условия для развития творческих способностей студентов при создании композиций панно и выделены пути их реализации в процессе изучения росписи по ткани.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Саланкова Светлана Евгеньевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики профессиональнотехнологического образования, магистрант направления «Прикладная математика и информатика» ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского», г. Брянскsalankova32@mail.ru

Климовцова Наталья Алексеевнастарший преподаватель кафедры дизайна и художественного образования ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет имениакадемика И.Г. Петровского», г. Брянскnatali6.klim@yandex.ru

Развитие творческих способностей студентов колледжа с помощью компьютерных программ при изучении росписи по ткани

Аннотация. Статья посвящена развитию творческих способностей в процессеобучения росписи по ткани с использованием компьютерных программ,направленных на практическую реализацию знаний и умений студентов колледжа.Среди эффективных средств, авторами выделены компьютерныепрограммыCorelDraw,Photoshop,PRO100направленные наразвитие творческих способностей студентов посредством разработкиинтерьера,проработкиэскизныхрешенийбудущего панно.Авторами статьи рассмотрены условия для развития творческих способностей студентов при создании композиций панно и выделены пути их реализации в процессе изучения росписи по ткани.Ключевые слова:Развитие творческих способностей, компьютерные программыCorelDraw,Photoshop,PRO100, техника росписипо ткани, пути и условия развития творческих способностей.

Среди важнейших задач, стоящих сегодня перед профессиональными колледжами следует назвать развитие творческих способностейи практических умений личности студентов, нацеленных наформирование целостностиздоровья, гармонии, жизни и творчества. Развитые творческие способности личности студентов колледжанеобходимы при изучении специальных дисциплин, таких как роспись по ткани. Целью учебнотворческих занятий росписи по тканиявляется закрепление и расширение полученных студентамиколледжазнаний и практических умений назанятиях по рисунку, цветоведению,проектированию, материаловедению;формирование их творческих способностей при создании изделий в условиях освоения конструкций и форм различных предметов декоративногоискусства.Изучая теоретический материал на профессиональных дисциплинах студенты должны уметь применять егов материале, уметь выбирать оригинальные, творческие решенияпроблемы, а это возможно только в условияхтворческого развития студентов колледжа.Поэтому развитие творческих способностей студентовв процессе разработки панно в технике росписи по ткани невозможно без создания специальных условий в рамках образовательного процесса:

творческий характер профессиональной деятельности –она должна быть связана с открытием нового, приобретением новых знаний;

творческая профессиональная деятельность должна быть максимально трудной, но выполнимой, то есть деятельность должна творчески и целенаправленно развивать способности студентов колледжа;

развитие творческих способностей должно происходит с учетом возрастных особенностей развития личности студента и направленно на его стремление к общению со сверстниками, направляя его на стремление к общению через результаты творчества;

практическое решение творческих задач требует наличия у студентов творческого опыта и, в то же время способствует его приобретению (конструирование специальных педагогических ситуаций, требующих и создающих условия для творческого решения) [1].Рассмотрев специальные условия можно выделить пути развитиятворческих способностей студентов в процессе создания панно в технике росписи по ткани:

построениепрофессионального учебного процесса,использующеготворческиеучебныезадачи;

разработка практических ситуаций творческого характера;

организациясамостоятельной творческой работы студентов;

приобщение студентовк художественно –творческой и компьютерной деятельности.Внедрение в процесс обучения росписи по ткани компьютерных программ,нацеленныхна практическую реализацию знаний и умений студентов колледжа и развитие их компетенций, направленнона развитиеих самореализации и креативные возможности. Развитие творческих способностей студентов колледжавзаимосвязаносо многими сторонами процесса обучения росписи по ткани.Он является одновременно и целью в плане формирования личности, и результатом, обусловленным определенным способом организации учебной деятельности студентов, и средством повышения эффективности процесса обучения.Проблема развития творческих способностей студентов колледжа связана с тем, что подготовкуспециалистов необходимо проводить нетолько при изучении историии теорииизобразительного и декоративноприкладного искусства, но и в практической деятельности, направленной на умение студентоввыполнять изделия росписи по ткани, способных создавать в них художественные образы,как в электронном виде, так и в материале.Существуют интересные технологии и виды росписи по ткани, которые могут бытьтрудоемкими или простымии оригинальнымипо выполнению. Поэтому прежде чем выполнить работу в материале, необходимо ее проработать в электронном виде, обращая внимание на нюансы росписи по ткани.На первоначальном этапе студенты колледжа проектируют с помощью компьютерной программы PRO100 интерьер комнаты, для которой планируется выполнить панно в технике росписи по ткани. В ходе проектирования и модернизации уже существующего интерьера впрограммеPRO100 у студентов колледжа проявляются:

теоретическое мышлениеи проектные качества мышления (проектирование разноуровневых вариантов потолков планируемого интерьера, подбор необходимых источников освещения и продумывание их размещения);

развитое воображение(анализ и выбор стилевого решения интерьера);

умениек прогнозированию результата (студенты получают трехмерное изображение интерьера, которое можно рассматривать с разных ракурсов и ищут наиболее рациональное распределение элементов в помещении).Все перечисленные психические новообразованияведут к повышению творческих способностейстудентов колледжей. На следующем этапе студентами колледжа создаются изделия –панно, выполненные в технике росписи по ткани. В ходе работывыполняется проработкаэскизного решения будущего панно, котороеразрабатываетсяс помощью компьютерных программ CorelDrawи Photoshop. Варианты эскизов панно для интерьера выполняютсяв определеннойтематикеи цветовом решении. Примеры работ представлены на рисунках 1, 2.

1.

2.

3.

4.

Рис.1 Художественноконструкторский поиск панно в технике холодного батика

1.Контрастная гамма

2.Нюансная гамма

3.Тёплая гамма

4.Холодная гамма

Рис. 2. Цветофактурный поиск панно в технике холодного батика

На занятиях росписи по ткани,студенты не только изучаютисторию батика, его технологические особенности, но во время занятий происходит развитие их творческой деятельности и творческих способностей студентов. Для этого преподавателем разрабатываются индивидуальные творческие задачи и упражнения росписи по ткани.После проработки эскизов студенты колледжа, формируяпрактические умения в технике росписи по ткани, выполняют в материале панно.В ходе выполнения панно студентам колледжадаетсявозможностьиспользования разнообразных материалови инструментов, выборавидов росписи по ткани, направленных наиндивидуальную выразительность при создании образов.На заключительном этапе студенты с помощью компьютерной программы PRO100 в трехмерное изображение интерьера размещают фотографию выполненного ими панно в материале (рис.3).

Рис.3. Панно в интерьере

Компьютерные программы приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля у студентов колледжа. Интеллектуальное и творческое развитие студентов, проявляющиеся в разных видах работ с компьютером, имеют хороший потенциал для формирования важнейших компонентов личности и направлены на развитие их творческих способностей. А главное, формируется психологическая готовность студентов к жизни в обществе, использующем информационные и компьютерные технологии практически во всех областях человеческой деятельности[2].Впроцессе изучения техники росписи по тканис использованиемкомпьютерных технологий, для развития творческих способностей студентов колледжа необходимо:1.Изучать техники росписи по ткани. Зная различные техники можно выполнять оригинальные, неповторимые работы.2.Создавать эскизы для батика. Выполняя эскизы для батика на свой собственный сюжет, студенты учитывают вид росписи ткани.3.Разрабатывать интерьер комнаты. Проектируя различные варианты интерьера студенты глубже знакомятся с историческимистилями.С развитием творческих способностей формируетсяличность студента. Обучающиесястановятся активными, проявляют уверенность в своих силах. В процессе занятий росписи по ткани формируется эстетический вкус студентов, развиваются профессиональные умения и навыки. Занятия позволяют решать поставленные задачи проектирования, видеть результаты своего труда, как в электронном виде, так и в материале. Впроцессе творческой, поисковой деятельности начинает формироваться интерес к предмету.

Ссылки на источники1.Развитие творческих способностей учащихся как дидактическая проблема [Электронный ресурс]–http://rushkolnik.ru/docs/index25342703.html. Дата обращения: 17.04.2015.2.Саланкова С.Е. Инновационные технологии в контексте реализации стандартов нового поколения (статья). Технологическое образование и устойчивое развитие региона: сборник научных трудов Международной научнопрактической конференции: в 3 частях / Под ред. В.В. Крашенинникова. –Новосибирск: Изд. НГПУ, 2012. –Ч.2 –272 с. ISBN 9785859219407