Муниципальный маркетинг как составной элемент механизма управления развитием муниципального образования
Выпуск:
ART 85495
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Алексеев
А.
В. Муниципальный маркетинг как составной элемент механизма управления развитием муниципального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
2471–2475. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85495.htm.
Аннотация. В статье анализируется содержание понятия муниципального маркетинга, его значимости для обеспечения устойчивого развития муниципального образования.
Ключевые слова:
муниципальное образование, маркетинг территории, интересы хозяйствующих субъектов, население муниципального образования
Текст статьи
Алексеев Алексей Викторович,кандидат экономических наук, преподаватель кафедры экономики и менеджмента филиала Федерального бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кубанский государственный университет» в г. Тихорецке, г. Тихорецкaav11@yandex.ru
Муниципальный маркетинг как составной элемент механизмауправления развитием муниципальногообразования
Аннотация. В статье анализируется содержание понятиямуниципального маркетинга, его значимости для обеспечения устойчивого развития муниципального образования.Ключевые слова:маркетинг территории, муниципальное образование, интересы хозяйствующих субъектов, населениемуниципального образования.
В современных условиях с переходом к рыночной экономике в России концентрируется внимание на маркетинге. Процесс развития муниципального маркетинга включает в себя ряд этапов, начиная с представления маркетинга города как деятельность и как наука. В настоящее время в научной литературе выделяют несколько принципов классификации маркетинга. Так, например, по территориальному признакуклассификация маркетинга включает в себя маркетинг места, территориальный маркетинг, региональный маркетинг и муниципальный маркетинг.Маркетинг места представляет собой деятельность по созданию, поддержанию или изменению отношений или поведения клиентовв отдельных местах территории.Это в свою очередь касается[1]:маркетинга зон хозяйствования (местоположение торговых, промышленных, и т.п. объектов);маркетинга зон отдыха по привлечению туристов и отдыхающих в конкретные города, районы;жилищного маркетинга и маркетинга инвестиций в собственность на землю по привлечению капитала в сферу жилищного строительства и обустройства и продажа земельных участков.Концепция маркетинга места тесно связана с идеей маркетинга отдельных территорий, регионов, городов, муниципальных образований. Маркетинг отдельных территорий направлен на привлечение капитала и создание условий для устойчивого экономического роста в данном регионе и улучшения качества жизни населения региона. Данный вид маркетинга называют территориальным, региональным и муниципальным.Маркетинг, выступающий в интересах территории, ее внутренних и внешних субъектов, в которых заинтересована территория, называется территориальным маркетингом. Данный вид маркетинга позволяет создавать, поддерживать или изменять поведение и намерения внешних субъектов территории. Территориальный маркетинг используется для создания и поддержания[2]:имиджа, престижа территории в целом;привлекательности природных, материальных, финансовых, технических, трудовых, социальных и других ресурсов территории, в том числе, создание условий и возможностей для реализации и воспроизводства подобных ресурсов.В настоящее время формируется разнообразныйопыт территорий мезоуровняпо использованию возможностей маркетинга по привлечению туристов, инвесторовв регионы страны.Основой идейтерриториального маркетинга являютсястимулы,результаты деятельности предпринимателей, их конкурентныевыгоды, которые они могут достичьна новой территории, в которойпредприниматели предполагают расположить свои активыи уменьшениеадминистративных, экономических и иных барьеров входана новую территорию. Региональный маркетинг [3] представляет собойсовокупность экономических взаимоотношений различных субъектов региональной системы,направленных на принятие управленческих решений по регулированию экономическихявленийи процессовв регионе на основании проведения текущего, непрерывного мониторинга процессов, протекающих на региональных рынкахи гармонизации экономических интересов на разных уровнях управления региональной экономикой.Данный вид маркетинга не предусматривает исследованиерыночных структур, спроса и тому подобное на продукцию, услуги, работы, выполняемые отдельным предприятием региона[4]. Региональный маркетинг позволяет исследовать спрос и реализацию всего совокупного потенциала регионаисходя из потребностей элементоврегиональной системы.Региональныймаркетинг базируется на приспособлении воспроизводственныхэлементов региональной системык спросу со стороны населения региона, на формировании организационной инфраструктуры по анализу рынков, оказании воздействия на деятельность региональных структур, занимающихся распределением товаров,а также базируется на формировании благоприятной экономической среды, на регулировании и повышении уровня конкурентоспособности хозяйствующих субъектов региона. Также под региональным маркетингом понимают деятельность предприятий, организаций, фирм, ориентированных на местный, национальный или экспортный рынки. Регулированием региональным маркетингом занимаются государственные, муниципальные, некоммерческие и коммерческие организации, которые осуществляют защиту интересов всех элементов региональной системы в целом.Традиционно в развитых странах Западной Европы и США городские власти активно занимаются муниципальным маркетингом. Идеи маркетинга территории не рождались в университетскихстенах и не являлисьпродуктами фундаментальных и научноприкладных исследований, а формировалисьна основе практического опыта и многочисленных вычислений различных территориальных образований,которые занимаются маркетингом. Реализация идей муниципального маркетинга осуществляется конкретнымитерриториями поразному. Так, одни через реализацию стратегии общегородских праздников, поиск спонсоров для местных спортивных команд, или восстановление городского музея осознают важность разработки и реализации комплексной стратегии маркетинга. Другие территории отслеживают успешный опыт реализациипроектов в сфере корпоративного управления и внедряют данный опыт в систему муниципального управления.В большинстве случаевэто происходит почти стихийно, на интуитивной основе, без проработки проектов и бюджетного планирования. Успешность реализации одной идеи способствует возникновению новых идей, проработанный и успешный проект позволяет достичь высоких результатов и содействует появлению новых проектов и привлечь новых участников.В то же время, несмотря на большое количество маркетинговых практик в мире, до сих пор отсутствует системная теория маркетинга города, обобщающая практический опыт, оценивающая инструменты и технологии маркетинга, используя конкретные удачные примеры. Имеющиеся системные исследования не включаются в общую теорию муниципального маркетинга. Примером служит множество научных работ по инвестиционному или туристическому маркетингу.Отсутствие общей теории муниципального маркетинга объясняется рядом причин:каждая маркетинговая стратегия индивидуальна сама по себе. Поэтому руководство муниципальнымобразованиемобязано каждый раз формировать комбинацию инструментов муниципального маркетинга с самого начала;маркетинг представляет собой сферу деятельности, где отсутствуют стандарты действий и их повторения;ранее у практиков муниципальногомаркетинга отсутствовала необходимость в конкретизации маркетингового опыта, так как только в настоящее время был накоплен достаточный материал для анализа.В тоже время, муниципальным образованиям, практикующим маркетинг города, целесообразно использовать теоретические подходы, инструментарий маркетинга. Чтопозволяет властным структурам муниципальных образований выполнять правильные или нужные действия,направленные на достижение поставленных целей муниципального маркетинга.
Несмотря на отсутствие системной теории муниципального маркетинга в мировой практике, образовались различный подходы к определению и содержанию данного понятия.В научной литературе разные авторы рассматривают муниципальный маркетинг с разных позиций. Встраиваясь в новый управленческий процесс, городской маркетинг анализируется как подобие экономической политики муниципального образования, содержащее различные направления маркетинговой деятельности и дополненное такими элементами, как:создание и развитие имиджа муниципального образования;учет интересов конкретных групп населения и видов деятельности, позволяющие повысить привлекательность города;направленность на решение социальных и экологических проблем;создание партнерских отношений между властями разных уровней и частным бизнесом.Другими словами можно сказать, что муниципальный маркетинг представляет собой тщательно проработанная экономическая политика муниципального образования, направленная на повышение конкурентоспособности анализируемого муниципалитета. На основании вышеизложенного, можно предложить следующие понятия муниципального маркетинга:это особый вариант маркетинга территории и определяется уровнем объекта маркетинга (в этом случае в качестве объекта маркетинга выступает муниципальное образование);это составная часть рыночной системы, спроецированная на уровень системы управления муниципальным образованием;это деятельность в сфере взаимодействия органов муниципальной власти с бизнес структурами для удовлетворения взаимных потребностей.Причем потребляются не только обычные товары и услуги, но и особого вида услуги, оказываемые муниципальными органами власти и иными властными институтамидля достижения устойчивого экономического роста муниципального образования и повышения уровня благосостояния местного населения.На основании вышесказанного, можно дать следующее определение муниципального маркетинга. Маркетинг муниципального образования представляет собой интегральную деятельность элементовмуниципальной системы, действующих в интересах муниципального образования в целом,его населения, органов властиихозяйствующих субъектов,которая ориентирована на удовлетворение определенных потребностей субъектов муниципального образования для достижения устойчивого экономического роста муниципалитета[5]и повышения уровня благополучия и благосостояния местного населения. Эта деятельность достигается путемвыявленияинтересов муниципального образования, формирования и преобразования общественного продукта муниципалитета. Исходя из данной трактовки понятия муниципальный маркетинг, следует, что инициатором и исполнителем маркетинга не является исполнительный орган муниципального образования. Продвижением интересов муниципального образования должно заниматься все местное сообщество. Каждый элемент местного сообщества, в том числе предприниматели, муниципальные служащие, общественные организации, врачи, журналисты и другие, может отыскать в муниципальном маркетинге свою область деятельности. Деятельность исполнительного органа муниципального образования сводится к организации и координации совместных общих действий всех элементов муниципальной системы. Именно в этом случае достигается успех маркетинга.В настоящее время изза различий подходов к содержанию понятия муниципальный маркетинг можно выделить несколько аспектов специфики данного определения.Вопервых, муниципальное образование находится и развивается в состоянии конкуренции с другими городами, поселками, районами и т.п.Муниципальные образования конкурируют друг с другом. По мнению как отечественных, так и зарубежных специалистов спустя 3 –5 лет муниципальные образования начинают конкурировать друг с другом. При этом конкурентная борьба идет за увеличение инвестиционных, туристических потоков, за привлечение в муниципальное образование высококвалифицированных кадров и информационных потоков и т.д.Рассматривая отечественный опыт функционирования в условиях конкуренции между муниципальными образованиями можно сделать вывод о том, что предметом межгородской конкуренции в ближайшем будущем будет население муниципального образования. В условиях наличия демографических проблем в стране участие большинствагородов и поселений в этой конкуренции будет одним из актуальных вопросов. Это объясняется тем, что при недостатке людских ресурсов в городах и поселениях между ними возникнет жесткая конкуренция за высококвалифицированными специалистами, как носителями знаний, профессиональных навыков, опыта, творчества и способностей.Вовторых, в условиях конкуренции муниципальное образование рассматривается как «товар».В современных условиях, в постиндустриальной экономике, субъектом экономических отношений является не только бизнес структуры, но и муниципальное образование само по себе. Так американский социолог Р. Флорида отмечал, что развитие современной экономики происходит так, что ее субъектами все более становятся не фирмы и компании, а территории. При этом не города стремятся заполучить успешные компании, а, наоборот, сами компании конкурируют за право осуществлять свою деятельность в благоприятных городах[6].Муниципальное образование все большей степени рассматривается как «товар», потребителями которого выступают инвесторы, туристы или собственные жители. Компании занимаются реализацией продукции собственного производства или активов, а город или поселок предоставляет свои услуги или инфраструктуру.Втретьих, муниципальный маркетинг используется в качестве инструмента муниципального управления.В развитых странах Западной Европы и Соединенных штатов в городах при реализации первыхпроектов по продвижению интересов муниципального образования, не анализировали маркетинг как систематическую, системную деятельность. Главы местных сообществ в зарубежных городах ставили перед собой краткосрочные и определенные задачи, такие как: организация системы переработки мусора и твердых бытовых отходов, поиск денежных средств на строительство или ремонт инфраструктурных сооружений, решение социальных, экономических или иных вопросов. Успешное решение перечисленных выше проблем при помощи инструментов муниципального маркетинга, способствует использование этих инструментов в других сферах муниципального управления. В итоге, муниципальный маркетинг рассматриваться одним из существенных управленческих технологий решения насущных проблем в малых и средних городах разного уровня.В соответствии с данной концепцией маркетинг территории представляет собой совокупность инструментов управления, которые необходимы для решения определенных проблем элементов муниципального образования. При реализации маркетингового проекта решаются определенные городские проблемы и даются предпосылки для разработки и реализации новых проектов с другими задачами.Вчетвертых, маркетинговые действия руководства муниципального образования направленына внутреннюю аудиторию, которой является его население. Прежде всего, это касается проведения рекламных кампаний, повышающих имидж муниципального образования в целом, или отдельных его составных элементов. При этом перед администрацией муниципального образованиястоит ряд целейреализации маркетинговых проектов, таких как: мотивирование горожан на участие в решении социальных вопросов, единение усилий населения муниципального образования в решении насущных проблем, организация волонтерского движения, поддержкагородского патриотизма и повышения социальной значимости населением муниципального образования. В итоге можно сделать вывод, что муниципальный маркетинг представляет собой механизм, позволяющий объединитьинтересытерриторий муниципального уровня с интересами их хозяйствующих субъектов и удовлетворением потребностей местного сообщества.В то же время, население, хозяйствующие субъекты и другие элементы муниципальной системы представляют через органы местного самоуправления. В связи с этим, собственно муниципальные органы власти выступают в качестве потребителей муниципального маркетинга, представляющего собой систему, позволяющей применять современные инновационные методы хозяйствования и управления. Органы муниципальной власти активно используют научно обоснованные передовые подходы муниципального маркетинга к организации функционирования различных элементов муниципальной системы в экономической среде[7]. Поэтому основной и обязательной функцией муниципального маркетинга является деятельность муниципальных органов власти по согласованию различных интересов всех участников рыночных отношений. Таким образом, можно сказать, что, вопервых,повышение уровня независимости и ответственности муниципальных образований как субъектов хозяйствования позволяет им оказывать воздействие на процессы расширенного воспроизводства, то есть обеспечивать устойчивый экономический рост муниципального образования. Вовторых, именно государством, деятельностью его институтов в большинстве случаев обуславливаются общественные потребности, их сбалансированность и степень удовлетворения. В связи с этим, можно констатировать, что не только между субъектамирыночной экономикивозникают маркетинговые отношения, но и между властными институтами, занятыми организацией удовлетворения социальных, экономических потребностей населенияи общественными организациями, принимающими участие в решении социальных, экономических, политических и иных проблем муниципального образования.
Ссылки на источники1.Ощепкова Д.С. Маркетинг города как результат междисциплинарного научного взаимодействия. // Электронный ресурс / Режим доступа: http:// lib.convdocs.org /docs /index275007.html2.Сачук Т.В. Территориальный маркетинг: учебное пособие. СПб: Питер, 2009. –368 с.3.Панкрухин А. П. Маркетинг территорий: маркетинг региона. Информационный портал «Энциклопедия маркетинга» // Электронный ресурс / Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/libspecial/regions/territory/3_3.htm4.Мезенцева Е.В. Региональный маркетинг и его роль в олимпийских играх Сочи2014 // Опыт и проблемы маркетинговой деятельности в экономике региона: IV Региональная научнопрактическая конференция, посвященная 50летию экономического факультета Ставропольского государственного аграрного университета. –М.: Издательство:Информационный центр сотрудничества "Литера", 2011. –С. 1251295.Алексеев А.В. Подходы к оценке жизнедеятельности муниципального образования. // Научнометодический электронный журнал "Концепт"–2014. –Спецвыпуск № 28. ART 14823. –0,4 п.л.–URL: http://ekoncept.ru/2014/14823.htm–Гос. рег. Эл No ФС 7749965. –ISSN 2304120X. –[Дата обращения 23.04.2015]6.Флорида Р. Креативный класс: науч. изд. / Р. Флорида. –М.: КлассикаXXIвек, 2005. –С. 43457.Кузнецова И.В.Территориальный маркетинг как инструмент повышения конкурентоспособности муниципального образования. // Научнометодический электронный журнал "Концепт"–2014. –Спецвыпуск № 28. –ART 14831. –0,4 п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2014/14831.htm. –Гос. рег. Эл NoФС 7749965. –ISSN2304120X.–[Дата обращения 25.04.2015]
Муниципальный маркетинг как составной элемент механизмауправления развитием муниципальногообразования
Аннотация. В статье анализируется содержание понятиямуниципального маркетинга, его значимости для обеспечения устойчивого развития муниципального образования.Ключевые слова:маркетинг территории, муниципальное образование, интересы хозяйствующих субъектов, населениемуниципального образования.
В современных условиях с переходом к рыночной экономике в России концентрируется внимание на маркетинге. Процесс развития муниципального маркетинга включает в себя ряд этапов, начиная с представления маркетинга города как деятельность и как наука. В настоящее время в научной литературе выделяют несколько принципов классификации маркетинга. Так, например, по территориальному признакуклассификация маркетинга включает в себя маркетинг места, территориальный маркетинг, региональный маркетинг и муниципальный маркетинг.Маркетинг места представляет собой деятельность по созданию, поддержанию или изменению отношений или поведения клиентовв отдельных местах территории.Это в свою очередь касается[1]:маркетинга зон хозяйствования (местоположение торговых, промышленных, и т.п. объектов);маркетинга зон отдыха по привлечению туристов и отдыхающих в конкретные города, районы;жилищного маркетинга и маркетинга инвестиций в собственность на землю по привлечению капитала в сферу жилищного строительства и обустройства и продажа земельных участков.Концепция маркетинга места тесно связана с идеей маркетинга отдельных территорий, регионов, городов, муниципальных образований. Маркетинг отдельных территорий направлен на привлечение капитала и создание условий для устойчивого экономического роста в данном регионе и улучшения качества жизни населения региона. Данный вид маркетинга называют территориальным, региональным и муниципальным.Маркетинг, выступающий в интересах территории, ее внутренних и внешних субъектов, в которых заинтересована территория, называется территориальным маркетингом. Данный вид маркетинга позволяет создавать, поддерживать или изменять поведение и намерения внешних субъектов территории. Территориальный маркетинг используется для создания и поддержания[2]:имиджа, престижа территории в целом;привлекательности природных, материальных, финансовых, технических, трудовых, социальных и других ресурсов территории, в том числе, создание условий и возможностей для реализации и воспроизводства подобных ресурсов.В настоящее время формируется разнообразныйопыт территорий мезоуровняпо использованию возможностей маркетинга по привлечению туристов, инвесторовв регионы страны.Основой идейтерриториального маркетинга являютсястимулы,результаты деятельности предпринимателей, их конкурентныевыгоды, которые они могут достичьна новой территории, в которойпредприниматели предполагают расположить свои активыи уменьшениеадминистративных, экономических и иных барьеров входана новую территорию. Региональный маркетинг [3] представляет собойсовокупность экономических взаимоотношений различных субъектов региональной системы,направленных на принятие управленческих решений по регулированию экономическихявленийи процессовв регионе на основании проведения текущего, непрерывного мониторинга процессов, протекающих на региональных рынкахи гармонизации экономических интересов на разных уровнях управления региональной экономикой.Данный вид маркетинга не предусматривает исследованиерыночных структур, спроса и тому подобное на продукцию, услуги, работы, выполняемые отдельным предприятием региона[4]. Региональный маркетинг позволяет исследовать спрос и реализацию всего совокупного потенциала регионаисходя из потребностей элементоврегиональной системы.Региональныймаркетинг базируется на приспособлении воспроизводственныхэлементов региональной системык спросу со стороны населения региона, на формировании организационной инфраструктуры по анализу рынков, оказании воздействия на деятельность региональных структур, занимающихся распределением товаров,а также базируется на формировании благоприятной экономической среды, на регулировании и повышении уровня конкурентоспособности хозяйствующих субъектов региона. Также под региональным маркетингом понимают деятельность предприятий, организаций, фирм, ориентированных на местный, национальный или экспортный рынки. Регулированием региональным маркетингом занимаются государственные, муниципальные, некоммерческие и коммерческие организации, которые осуществляют защиту интересов всех элементов региональной системы в целом.Традиционно в развитых странах Западной Европы и США городские власти активно занимаются муниципальным маркетингом. Идеи маркетинга территории не рождались в университетскихстенах и не являлисьпродуктами фундаментальных и научноприкладных исследований, а формировалисьна основе практического опыта и многочисленных вычислений различных территориальных образований,которые занимаются маркетингом. Реализация идей муниципального маркетинга осуществляется конкретнымитерриториями поразному. Так, одни через реализацию стратегии общегородских праздников, поиск спонсоров для местных спортивных команд, или восстановление городского музея осознают важность разработки и реализации комплексной стратегии маркетинга. Другие территории отслеживают успешный опыт реализациипроектов в сфере корпоративного управления и внедряют данный опыт в систему муниципального управления.В большинстве случаевэто происходит почти стихийно, на интуитивной основе, без проработки проектов и бюджетного планирования. Успешность реализации одной идеи способствует возникновению новых идей, проработанный и успешный проект позволяет достичь высоких результатов и содействует появлению новых проектов и привлечь новых участников.В то же время, несмотря на большое количество маркетинговых практик в мире, до сих пор отсутствует системная теория маркетинга города, обобщающая практический опыт, оценивающая инструменты и технологии маркетинга, используя конкретные удачные примеры. Имеющиеся системные исследования не включаются в общую теорию муниципального маркетинга. Примером служит множество научных работ по инвестиционному или туристическому маркетингу.Отсутствие общей теории муниципального маркетинга объясняется рядом причин:каждая маркетинговая стратегия индивидуальна сама по себе. Поэтому руководство муниципальнымобразованиемобязано каждый раз формировать комбинацию инструментов муниципального маркетинга с самого начала;маркетинг представляет собой сферу деятельности, где отсутствуют стандарты действий и их повторения;ранее у практиков муниципальногомаркетинга отсутствовала необходимость в конкретизации маркетингового опыта, так как только в настоящее время был накоплен достаточный материал для анализа.В тоже время, муниципальным образованиям, практикующим маркетинг города, целесообразно использовать теоретические подходы, инструментарий маркетинга. Чтопозволяет властным структурам муниципальных образований выполнять правильные или нужные действия,направленные на достижение поставленных целей муниципального маркетинга.
Несмотря на отсутствие системной теории муниципального маркетинга в мировой практике, образовались различный подходы к определению и содержанию данного понятия.В научной литературе разные авторы рассматривают муниципальный маркетинг с разных позиций. Встраиваясь в новый управленческий процесс, городской маркетинг анализируется как подобие экономической политики муниципального образования, содержащее различные направления маркетинговой деятельности и дополненное такими элементами, как:создание и развитие имиджа муниципального образования;учет интересов конкретных групп населения и видов деятельности, позволяющие повысить привлекательность города;направленность на решение социальных и экологических проблем;создание партнерских отношений между властями разных уровней и частным бизнесом.Другими словами можно сказать, что муниципальный маркетинг представляет собой тщательно проработанная экономическая политика муниципального образования, направленная на повышение конкурентоспособности анализируемого муниципалитета. На основании вышеизложенного, можно предложить следующие понятия муниципального маркетинга:это особый вариант маркетинга территории и определяется уровнем объекта маркетинга (в этом случае в качестве объекта маркетинга выступает муниципальное образование);это составная часть рыночной системы, спроецированная на уровень системы управления муниципальным образованием;это деятельность в сфере взаимодействия органов муниципальной власти с бизнес структурами для удовлетворения взаимных потребностей.Причем потребляются не только обычные товары и услуги, но и особого вида услуги, оказываемые муниципальными органами власти и иными властными институтамидля достижения устойчивого экономического роста муниципального образования и повышения уровня благосостояния местного населения.На основании вышесказанного, можно дать следующее определение муниципального маркетинга. Маркетинг муниципального образования представляет собой интегральную деятельность элементовмуниципальной системы, действующих в интересах муниципального образования в целом,его населения, органов властиихозяйствующих субъектов,которая ориентирована на удовлетворение определенных потребностей субъектов муниципального образования для достижения устойчивого экономического роста муниципалитета[5]и повышения уровня благополучия и благосостояния местного населения. Эта деятельность достигается путемвыявленияинтересов муниципального образования, формирования и преобразования общественного продукта муниципалитета. Исходя из данной трактовки понятия муниципальный маркетинг, следует, что инициатором и исполнителем маркетинга не является исполнительный орган муниципального образования. Продвижением интересов муниципального образования должно заниматься все местное сообщество. Каждый элемент местного сообщества, в том числе предприниматели, муниципальные служащие, общественные организации, врачи, журналисты и другие, может отыскать в муниципальном маркетинге свою область деятельности. Деятельность исполнительного органа муниципального образования сводится к организации и координации совместных общих действий всех элементов муниципальной системы. Именно в этом случае достигается успех маркетинга.В настоящее время изза различий подходов к содержанию понятия муниципальный маркетинг можно выделить несколько аспектов специфики данного определения.Вопервых, муниципальное образование находится и развивается в состоянии конкуренции с другими городами, поселками, районами и т.п.Муниципальные образования конкурируют друг с другом. По мнению как отечественных, так и зарубежных специалистов спустя 3 –5 лет муниципальные образования начинают конкурировать друг с другом. При этом конкурентная борьба идет за увеличение инвестиционных, туристических потоков, за привлечение в муниципальное образование высококвалифицированных кадров и информационных потоков и т.д.Рассматривая отечественный опыт функционирования в условиях конкуренции между муниципальными образованиями можно сделать вывод о том, что предметом межгородской конкуренции в ближайшем будущем будет население муниципального образования. В условиях наличия демографических проблем в стране участие большинствагородов и поселений в этой конкуренции будет одним из актуальных вопросов. Это объясняется тем, что при недостатке людских ресурсов в городах и поселениях между ними возникнет жесткая конкуренция за высококвалифицированными специалистами, как носителями знаний, профессиональных навыков, опыта, творчества и способностей.Вовторых, в условиях конкуренции муниципальное образование рассматривается как «товар».В современных условиях, в постиндустриальной экономике, субъектом экономических отношений является не только бизнес структуры, но и муниципальное образование само по себе. Так американский социолог Р. Флорида отмечал, что развитие современной экономики происходит так, что ее субъектами все более становятся не фирмы и компании, а территории. При этом не города стремятся заполучить успешные компании, а, наоборот, сами компании конкурируют за право осуществлять свою деятельность в благоприятных городах[6].Муниципальное образование все большей степени рассматривается как «товар», потребителями которого выступают инвесторы, туристы или собственные жители. Компании занимаются реализацией продукции собственного производства или активов, а город или поселок предоставляет свои услуги или инфраструктуру.Втретьих, муниципальный маркетинг используется в качестве инструмента муниципального управления.В развитых странах Западной Европы и Соединенных штатов в городах при реализации первыхпроектов по продвижению интересов муниципального образования, не анализировали маркетинг как систематическую, системную деятельность. Главы местных сообществ в зарубежных городах ставили перед собой краткосрочные и определенные задачи, такие как: организация системы переработки мусора и твердых бытовых отходов, поиск денежных средств на строительство или ремонт инфраструктурных сооружений, решение социальных, экономических или иных вопросов. Успешное решение перечисленных выше проблем при помощи инструментов муниципального маркетинга, способствует использование этих инструментов в других сферах муниципального управления. В итоге, муниципальный маркетинг рассматриваться одним из существенных управленческих технологий решения насущных проблем в малых и средних городах разного уровня.В соответствии с данной концепцией маркетинг территории представляет собой совокупность инструментов управления, которые необходимы для решения определенных проблем элементов муниципального образования. При реализации маркетингового проекта решаются определенные городские проблемы и даются предпосылки для разработки и реализации новых проектов с другими задачами.Вчетвертых, маркетинговые действия руководства муниципального образования направленына внутреннюю аудиторию, которой является его население. Прежде всего, это касается проведения рекламных кампаний, повышающих имидж муниципального образования в целом, или отдельных его составных элементов. При этом перед администрацией муниципального образованиястоит ряд целейреализации маркетинговых проектов, таких как: мотивирование горожан на участие в решении социальных вопросов, единение усилий населения муниципального образования в решении насущных проблем, организация волонтерского движения, поддержкагородского патриотизма и повышения социальной значимости населением муниципального образования. В итоге можно сделать вывод, что муниципальный маркетинг представляет собой механизм, позволяющий объединитьинтересытерриторий муниципального уровня с интересами их хозяйствующих субъектов и удовлетворением потребностей местного сообщества.В то же время, население, хозяйствующие субъекты и другие элементы муниципальной системы представляют через органы местного самоуправления. В связи с этим, собственно муниципальные органы власти выступают в качестве потребителей муниципального маркетинга, представляющего собой систему, позволяющей применять современные инновационные методы хозяйствования и управления. Органы муниципальной власти активно используют научно обоснованные передовые подходы муниципального маркетинга к организации функционирования различных элементов муниципальной системы в экономической среде[7]. Поэтому основной и обязательной функцией муниципального маркетинга является деятельность муниципальных органов власти по согласованию различных интересов всех участников рыночных отношений. Таким образом, можно сказать, что, вопервых,повышение уровня независимости и ответственности муниципальных образований как субъектов хозяйствования позволяет им оказывать воздействие на процессы расширенного воспроизводства, то есть обеспечивать устойчивый экономический рост муниципального образования. Вовторых, именно государством, деятельностью его институтов в большинстве случаев обуславливаются общественные потребности, их сбалансированность и степень удовлетворения. В связи с этим, можно констатировать, что не только между субъектамирыночной экономикивозникают маркетинговые отношения, но и между властными институтами, занятыми организацией удовлетворения социальных, экономических потребностей населенияи общественными организациями, принимающими участие в решении социальных, экономических, политических и иных проблем муниципального образования.
Ссылки на источники1.Ощепкова Д.С. Маркетинг города как результат междисциплинарного научного взаимодействия. // Электронный ресурс / Режим доступа: http:// lib.convdocs.org /docs /index275007.html2.Сачук Т.В. Территориальный маркетинг: учебное пособие. СПб: Питер, 2009. –368 с.3.Панкрухин А. П. Маркетинг территорий: маркетинг региона. Информационный портал «Энциклопедия маркетинга» // Электронный ресурс / Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/libspecial/regions/territory/3_3.htm4.Мезенцева Е.В. Региональный маркетинг и его роль в олимпийских играх Сочи2014 // Опыт и проблемы маркетинговой деятельности в экономике региона: IV Региональная научнопрактическая конференция, посвященная 50летию экономического факультета Ставропольского государственного аграрного университета. –М.: Издательство:Информационный центр сотрудничества "Литера", 2011. –С. 1251295.Алексеев А.В. Подходы к оценке жизнедеятельности муниципального образования. // Научнометодический электронный журнал "Концепт"–2014. –Спецвыпуск № 28. ART 14823. –0,4 п.л.–URL: http://ekoncept.ru/2014/14823.htm–Гос. рег. Эл No ФС 7749965. –ISSN 2304120X. –[Дата обращения 23.04.2015]6.Флорида Р. Креативный класс: науч. изд. / Р. Флорида. –М.: КлассикаXXIвек, 2005. –С. 43457.Кузнецова И.В.Территориальный маркетинг как инструмент повышения конкурентоспособности муниципального образования. // Научнометодический электронный журнал "Концепт"–2014. –Спецвыпуск № 28. –ART 14831. –0,4 п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2014/14831.htm. –Гос. рег. Эл NoФС 7749965. –ISSN2304120X.–[Дата обращения 25.04.2015]