К организации экологического образования учащейся молодежи посредством анализа экологических проблем современности физического содержания

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Зиятдинов Ш. Г. К организации экологического образования учащейся молодежи посредством анализа экологических проблем современности физического содержания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2466–2470. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85494.htm.
Аннотация. В статье показаны возможности экологического образования учащейся молодежи в процессе изучения курса физики в условиях становления общества устойчивого развития, выделена роль элективных курсов и практикума по решению физических задач и необходимость наполнения их экологическим содержанием.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Зиятдинов Шамиль Габдинурович,кандидат физикоматематических наук, доцент кафедры физики и методики обучения физике ФГБОУ ВПО «Бирский филиал Башкирского государственного университета», г. Бирскshamilzg@gmail.com

К организации экологического образования учащейся молодежипосредствоманализаэкологических

проблем современности физического содержания

Аннотация.В статье показаны возможности экологического образования учащейся молодежи в процессе изучения курса физики в условиях становления общества устойчивого развития, выделена роль элективных курсов и практикума по решению физических задач и необходимость наполнения их экологическим содержанием. Ключевые слова: курс физики, экологическое образование, устойчивое развитие, образование в интересах устойчивого развития, элективные курсы, практикум по решению физических задач и их экологическое наполнение

Каждый школьный предмет в своем содержании имеет потенциал экологического и природоохранного образования и воспитания. Конкретно экологическое образование(ЭО)выполняет следующие функции: становление экологического сознания, формирование экологической компетентности, а также деятельностное отношение учащихся к основным экологическим проблемам современности. Когда речь идет об экологическом сознании учащихся, то мы имеем в виду ряд его характеристик: интерес к проблемам окружающей среды; озабоченность позициями учащихся, педагогов общеобразовательной школы, населения региона к этим проблемам в целом; чувство ответственности за состояние окружающей среды страны, республики, своей малой родины и причастность к тому, как экологические проблемы стоят и могут быть решены сообща и непосредственно силами самих учащихся; готовность к экологической деятельности [13,10,12,14,22, 26]. Прикладные и технические вопросы, связанные с охраной природной среды и рациональным природопользованием, могут развиваться на всех ступенях обучения и при изучении всех учебных предметов. Первостепенная роль при формировании экологического мировоззрения и экологической культуры молодежи должна отводиться постановке преподавания естественнонаучных дисциплин в школе, в частности,физики. В старших классах, после изучения курсов основных естественнонаучных дисциплин, они должны носить более систематизированный и мировоззренческий характер и выливаться в отдельные циклы (например, «Экология и энергетика», «Экология и транспорт», «Экология промышленности и сельскохозяйственного производства» «Экология человека», «Энергосберегающие технология и ЖКХ», «Альтернативные источники энергии» и т.д.). При таком подходе выявляется ведущая роль курса физики, в рамках которогометодика изучения экологических вопросов предполагает органичное включение экологической составляющей в процесс обучения физике на различных его этапах, как в аудиторной, так и во внеклассной учебной деятельности.Важнейшим ориентиром для мирового сообщества, по мнению ЮНЕСКО, является модель устойчивого развития (УР), при котором экономическое и социальное развитие сбалансировано с возможностями окружающей природной среды. Как известно, понятие УР в его современномзначении сформулировано в Докладе Международной комиссии по окружающей среде и развитию (Комиссии Г.Х. Брундтланд) в 1987 г.: «УР –это такое развитие, которое обеспечивает сбалансированное решение социальноэкономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природноресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей». Глубинная сущность идеи УР заключается в необходимости сохраненияцивилизации с минимальным антропогеннымвоздействиемна окружающую среду. При этом идея формированияэкологического сознания или более широкое понятие –экологическаякультура–становится ключевойприпереходецивилизации на модель УР. Решение же данной задачи возлагается на образование в интересах устойчивого развития (ОУР). Таким образом, модель общества УР с сохранением устойчивости окружающей среды признается в настоящее время одной из острейших глобальных проблем человечества. Основы концепцийУР и ОУР были заложены в ходе подготовки и проведения трех саммитов под эгидой ООН по окружающей среде и развитию, проведенных в Стокгольме (1987 г.), в РиодеЖанейро (Бразилия, 1992 г.) и в Йоханнесбурге (ЮАР, 2002 г.). В основополагающих документах, принятых этими тремя Международными саммитами выход из экологического кризиса видится в реализации концепций УР и ОУР[2,1415]. В решениях саммитов прозвучала мысль, что традиционная система ЭО оказалась недостаточно эффективной –экологический кризис лишьобостряется, к старым добавляются все новые экологические проблемы. Как показывают исследования, в традиционной системе ЭО основное внимание учащихся уделяется формированию экологического мировоззрения. В этой системев основном анализируются общиеэкологическиепроблемы окружающей среды, которые оказываются практически оторванными отсвязанныхс ними реальныхсоциальныхи экономическихпроблем (схема 1).





Схема 1. Модель традиционного экологического образования

В системе ОУР больший упор делается на проблемы необходимости системного решения проблем природы, экономики и общества в единстве (Схема 2). В ОУР экологическая, экономическая и социальная проблематикасбалансирована, что позволяет учащейся молодежи анализировать экологические проблемы во всей их многогранности, осознать возможности людей адаптироваться, выживать и успешно действовать в динамичном мире. На наш взгляд, недостаточный учет социальных, политических и особенно экономических факторовпри анализе экологических проблем современностипредставляет собой изъян отечественного ЭО, а не отличие его от ОУР. Между тем еще на Межправительственной конференции в Тбилиси (1977) цель ЭО была определена как «поощрение осознания взаимозависимости экономического, социального, политического и экологического аспектов окружающей среды» («Тбилисская декларация»).Эта декларация включает рекомендации по связи образования с реальной жизнью, построению обучения на основе действий по выявлению и решению проблем местных сообществ, созданию новой модели поведения в отношении окружающей среды. Другое дело, что в связи с недостатками отечественной системы ЭО многие принципы «Тбилисской декларации» не были выполнены, но они должны быть реализованы через ОУР.

Экологическое образованиеСоциальныепроблемыЭкономическиепроблемыЭкологические проблемы





Схема 2. Модель образования в интересахустойчивого развития

Заметим, что цели, задачи и области приложения ЭО и ОУР в принципе одинаковы, но акценты разные. В понятии «экологическое образование» акцент делается в большей степени на его мировоззренческий смысл и на нравственный аспект. Вследствие этого, как указывают многие методисты, традиционная модель образования, опирающаяся на передачу знаний (простое информирование ученика), особенно когда дело касается ЭО, оказывается недостаточно эффективной. Поэтому давление и обострение экологической обстановки в миреи тревожного прогноза будущего состояния биосферы заставляют педагогов перейти к новой модели ЭО в интересах УР [14,15].В октябре 2007 года на 34 Генеральной конференции ЮНЕСКО в рамках Совещания министров за круглым столом по вопросам образования и экономического развития (Париж, 2007) было принято заявление министров образования 96 стран, касающееся

образования и УР [16]. В нем

подчеркивается,

что необходимо содействовать переходу к новому типу образования с тем, чтобы: а) передавать через образование знания, ценности и навыки, необходимые для обеспечения УР во всех районах мира, особенно молодежи, которой предстоит строить будущее; б) в образовании должным образом учитывались три ключевых элемента УР –охрана окружающей среды, экономическое развитие и социальное развитие; в) ОУР вошло в содержание образования и учебные программы всех ступеней и видов образования, опирающиеся на научные знания. ОУР это процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни, начиная с раннего детства до получения высшего образования и образования для взрослых, и выходит за пределы формального образования; г) модели и пути развития учитывали культурное и биологическое разнообразие, интересы будущих поколений и состояние планеты. К сожалению, несмотря на то, что законы и постановления по реализации концепции ЭО в интересах УР предполагают сочетание теории и практики, учащиеся далеки от природы, практики. Экологические проблемы современности в образовательном пространстве изучаются классическим методом: прошли новую тему, указали литературу для чтения, дали домашнее задание, проверили его выполнение. А где же реальный результат?Мы в шоке, когда нам СМИ, телевидение приводят картины беспощадной эксплуатации окружающей среды, примеры экологических катастроф, аварий, приводят неграмотные решения экологических проблем. Почему мы не меняем свое собственное отношение к окружающей среде?Оказалось, что недостаточно знать, что сжигание органического топлива приводит к «парниковому эффекту», к «кислотным дождям», использование фреонов –к проблеме «озоновых дыр». Мы обо всем этом знаем, но увеличиваем использование органического топлива, фреонов. Мы знаем, что развитие автотранспорта сталоглавным фактором загрязнения окружающей среды, однако количество машин только увеличивается, в особенности личного. Повышаются уровни «электромагнитного смога», Экологические проблемыСоциальныепроблемыЭкономическиепроблемыОбразование для устойчивого развития

«шумового загрязнения» Земли, а в это время резко увеличивается количество средств сотовой связи и аудиотехники. Таких примеров можно привести множество. Например, остановимся на проблеме выбора источников энергии в стране в целом или в конкретном регионе, основы ихразвития. Проблема энерговооруженности мирового сообщества является стержнем концепции перехода к обществу УР. Если рассмотреть атрибуты цивилизованного образа жизни, то можно заметить, что в их основе лежит одно понятие –энергия. Энергия, с одной стороны, способствовала прогрессу человечества, но, с другой стороны, и формировала новые всевозрастающие потребности человека в энергии. В рамках этого вопроса выдвигаются проблемы ресурсов традиционных источников энергии, перспектив развития альтернативных источников энергии (АИЭ) и их экологических аспектов. На современном этапе развития человек не научился получать энергию безотходным способом. В процессе производства энергии на основе традиционного органического топлива окружающая среда превращается в экологически грязное пространство. К сожалению, курсы школьного естествознания не дают ответа на эти вопросы, а отмеченные проблемы относятся к разряду прикладных тем. Всем известно, что современный путь развития топливноэнергетического комплекса (ТЭК) всего мираиРоссии тупиковый. Нас ожидает в скором будущем исчерпание ресурсов органического топлива (основы современного ТЭК). Кроме того человек не научился получать энергиюбезотходным способом. В процессе производства энергии на основе органического топлива окружающая среда превращается в экологически грязное пространство. Итог один при сжигании органического топлива современная мощь человечества ограничена во времени. Иперед человечеством встают глобальные проблемы: энергосбережение, поиск АИЭ и экологизация производства энергии.1) Энергосбережение. По мнению специалистов, энергосбережение –это очень нужное направление, но проблему обеспечения доступной и населения относительно дешевой энергией в целом не решит.2)Поиск АИЭ. Когда заходит речь об АИЭ, возникает необходимость учета следующих моментов:каковы ресурсы и мощности данного вида источника энергии;себестоимость выработанной энергии и капитальные вложения на осуществление проекта использования АИЭ в сравнении с традиционными;каковы экономические затраты для реализации технологии преобразования АИЭ в универсальный энергоноситель –электричество;экологическая безопасность«экологическая чистота» источника.социальные аспекты развития АИЭ.3) Экологизация производства энергии. В связи с производством энергии наряду с проблемой запасов топлива в последние годы встал другой глобальный вопрос экологические последствия производства энергии. Сжигание органического топлива (особенно угля

самого «грязного» в экологическом отношении топлива) сопровождается «парниковым эффектом» и связанными с ним повышением средней температуры Земли, повышением уровня мирового океана, заболачиванием низменных мест житницы миллиардных населений многих стран, наступлением пустынь, «кислотными дождями», проблемой шлаков, золы, «озоновыми дырами» и т.д. Вместе с тем, изза непонимания физических механизмов действия, возможностей известных источников энергии у населения чаще всего складываются неоправданные иллюзии в отношении к АИЭ к солнечной, ветряной, большой и малой гидроэнергетике в противовес ядерной. Отрицательную роль играет также представление о АИЭ как «идеально чистых» в экологическом плане источниках энергии, забывая при этом, что производство самих преобразователей, особенно солнечных, представляет собой «грязные» технологии, не представляя при этом их материалои ресурсоемкости, экономические и экологические факторы (дороговизна АИЭ). Отсюда, в последние годы население, в том числе и учащихся, больше интересуют и экологические и экономические стороны традиционных видов энергетики в ее сравнении с другими АИЭ. По мнению специалистов, в этой области перспективы весьма туманны. Прогнозы специалистов таковы, что в ближайшие десятилетия АИЭ вряд лизаменят ТЭС. При разговоре об АИЭ, замены ими традиционных источников не может быть места эмоциям. Только напор различных общественных движений«зеленых», «Гринпис», будущих депутатов различных уровней проблему обеспечения землян энергией не решит. Пока никто из жителей Земли не отказался от комфортнойцивилизованной жизни. Энергетика как основа всего прогресса человечества, общества УР непосредственно является, как ни парадоксально, основой и всех бед. Для понимания «что такое хорошо и что такое плохо» в энергетике необходимы критерии, учитывающие необходимость продолжения хозяйственной деятельности человека и, наряду с этим, минимизирующие ущерб наносимый окружающей среде. Перед выбором основных источников энергии своего региона население должно разобраться в экологических и экономических тонкостях традиционных видов энергетики в ее сравнении с другими АИЭ. В современных условиях три фактора –Энергетика + Экономика + Экология –стали тесно взаимосвязанными, практически неотделимыми (связь «трех Э»).По мнению специалистов, в этой области перспективы весьма туманны, чаще всего преобладают в этой связи не подкрепленные фактами эмоции. В данном случае, как нам представляется, должна проявлять себя в полную силу физика, как несущая объективную информацию о поставленной проблеме естественнонаучная дисциплина.Следует заметить, что поднятая в работа проблема «трех Э»может служить сквозной идеей всего школьного курса физики: начать с изучения простейших форм энергии, осуществляя постепенный переход кпоследним достижениям в этой области ядерной и термоядерной энергетике, к перспективамих развития и использования. Заметим, что НТП в области ядерной энергетики в настоящее время проигрывает общественному мнению. Пока велики «тень Чернобыля», «Фукусимы»и «радиофобия» среди населения. Велик интерес населения к экологическим аспектам ядерной энергетики. Однако, практически никто и нигде не занимается полным анализом физических аспектов экологических проблем энергетики. Таким образом, весь объем экологических знаний, полученных учащимися при изучении школьных дисциплин, должен сформировать у них представления о том, каковы основы и пределы устойчивости живой природы, почему возникают экологические проблемы у человеческого общества, существующего за счет природы, что нужно делать, чтобы сохранить себя на Земле. Можно выделить круг основных вопросов, которые в соответствии с проблематикой ОУР могут быть рассмотрены на уроках физики: вклад физики в НТП, экологизация энергетики, энергосбережение, ресурсосбережение, развитие новых технологий на основе достижений физики. Эти проблемы, как нам представляется, могут и должны стать ключевыми при заполнении как базового, так и регионального компонентов содержания школьного курса физики. В рамках содержания школьного курса физики проблемаЭО учащихсяболее конкретно строится вокругимеющих место загрязнений окружающей среды физического характера(«парниковый эффект», «озоновые дыры», шумовое и электромагнитное загрязнения, радиация и т.д.), их мониторинга, выяснение мер защиты от загрязнений и их устранения. Кроме того, экологическая тематика всецело связывается и с проблемами материалои энергоресурсосбережения, проблемами ТЭК и АИЭ[12,413, 1718, 2225]. При конструировании содержания элективных курсов, ПРФЗ экологического содержания должны быть соблюдены следующие важнейшие принципы:1)реализация междисциплинарного подхода, интегрирующего проблемы трех важнейших областей –экологии окружающей среды, экономики, социальные проблемы –в ихединстве.В основе ЭО

в интересах УР, т.е. концепции ОУР, лежит формирование экологогуманистических ценностей, ориентированных на приобретение знаний и формирование сбалансированных практических решений с учетом экологических, экономических и социальныхпоследствий. Из числа трех аспектов ОУР –экологического, экономического и социального –для физики наиболее важны первые два аспекта, так как любая экономика реализуется через развитие экологичной технологии. А физика была и будет основой НТП на протяжении всей истории человечества;2)изучаемые проблемы должны иметь непосредственное отношение к реальной жизни, повседневного опыта учащихся. Обсуждаемые проблемы должны побуждать учащихся к конкретным действиям по устранению или хотя бы к частичному их решению;3)формируемые ЗУН, ценности и отношения должны соответствовать возрастным особенностям учащихся.

Результат ЭО не может ограничиваться лишь осведомленностью об экологических и других проблемах. Несмотря на бесспорный прогресс в разработке концепции ЭО в общеобразовательной школе, на сегодняшний день наметилось несколько нежелательных тенденций: подмена анализа экологических проблем крайнее упрощенными программами и задачами по охране природы (уборка мусора, экскурсия на природу, посадка деревьев, цветов, проведение бесед и.т.д.) или, напротив, избыточность содержания интегрированных курсов. Последнее делает материал недоступным основной массе учащихся. Кроме того, составители некоторых программ предлагают изложить материал по экологии, не учитывая возрастные и познавательные способности учащихся. Излагая школьнику неподъемный объем якобы минимальных знаний, мы приучаем его к неисполнению. Сначала он не исполняет обязательный для него минимум знаний из области экологических проблем, потом не исполняет требования базовых дисциплин, потом —требования общеобразовательной школы и т.д. Мы с самого раннего возраста воспитываем у учащихся необязательность и невозможность жить по правилам.Здесь важным, как мы считаем, являетсяумение наполнить содержаниеЭО реальными значимыми для личности примерами и ситуациями, возможностью решения возникших экологических проблем, поскольку они помогают вызвать эмоциональное переживание, чувственный «резонанс», которые становятся важным условием воспитания экологической культуры личности, будущего экологически грамотного специалиста. Важното, что наибольшую эмоцию вызывают не просто «ужасные» по содержанию картинки, примеры экологических событий, словесные их описания без количественных оценок, а полученные самими учащимися оценочные результаты последствий, возможности их мониторинга и уменьшения последствий. Наблюдаемую противоречивость подходов к ЭО учащихся,каждый учитель решает самостоятельно, зачастую испытывая недостаток в конкретных сведениях, ярких примерах. В связи с этим, мы считаем, что вэкологизации содержания курса физики большую помощь может оказать учителю организация элективных курсов[20,2425], практикумов по решению физических задач (ПРФЗ)[4,69,13,18,20,23, 25] с их наполнением экологическимсодержанием, основой которых служат как традиционные материалы и задачи из задачников по физике, таки материалы, собранныеиз СМИ и других источников, которые в некоторой степени систематизированы и нашли отражениевавторских разработках[115, 1726]. Отметим также, что в [25] представлен составленный нами список статейиз наиболее популярных и распространенных среди учителей журналов «Физика в школе» и «Физика, Приложение к 1 сентября»за последние 20 лет. Эти материалы раскрывают накопленный учителями физики за эти годы опыт экологического образования учащейся молодежи при их обучении физике и возможности курса школьного физики при его реализации.

Ссылки на источники1.Зиятдинов Ш.Г. Экологическое образование учащихся впроцессе обучения физике. Учебное пособие. –МоскваБирск, БГСПА, 2005. –210 с. (Гриф УМОМПГУ)2.Зиятдинов Ш.Г. Экологические проблемы современности в курсе физики. Учебнометодическое пособие. –СПбБирск, БирГСПА, 2008. –262 с.(Гриф УМО СПбПУ)3.Зиятдинов Ш.Г. О месте экологического образования молодежи всовременном образовательном пространстве // Современные научные исследования. Выпуск 2. Концепт. 2014. ART 54635. URL:http://ekoncept.ru/2014/54635.html

Гос. рег. Эл № ФС 7749965.

ISSN 2304120X.4.Зиятдинов Ш.Г. Экологические проблемы ядерной энергетики в задачах // Физика в школе,№2,1996.–С.2931.5.Зиятдинов Ш.Г., Миркин Б.М. Энергетика РБ сегодня и завтра: взгляд экологов // Управление и экономика, № 5, 2004. – С. 68 72. 6.Зиятдинов Ш.Г. ПРФЗ в школе как систематизирующее знания средство обучения // Наука и школа, № 4, 2005. –С. 5760.7.Зиятдинов Ш.Г. К анализу экологических проблем электромагнитного загрязнения окружающей среды в школьном курсе физики // Наука и школа, № 5,2005. –С. 4347.8.Зиятдинов Ш.Г. Шум как экологический фактор // Физика в школе, № 7, 2005. –С. 7478. 9.Зиятдинов Ш.Г. О роли практикума по решению физических задач в процессе формирования экологического мировоззрения будущих учителей. Вестник Челябинского ГПУ. Серия 2. Педагогика. Психология. Методика преподавания, № 11, 2005. –С.242249.10.Зиятдинов Ш.Г. К вопросу о реализации экологической составляющей курса физики как регионального компонента школьной программы // Вестник ОГУ, № 6, 2006, том 1. –С. 2631.11.Зиятдинов Ш.Г. , Миркин Б.М. Роль курса физики в экологическом образовании учащихся // Вестник Башкирского университета, № 2, 2006. –С. 127130.12.Зиятдинов Ш.Г. Совершенствование системы подготовки учителей физики к работе по экологическому образованию и воспитанию учащихся // Образование и саморазвитие,№4, 2007. –С.2433.13.Зиятдинов Ш.Г., Лыгин С.А. Радиационная безопасность // Химия в школе,№ 6,2007.–С. 4553.14.Зиятдинов Ш.Г. Экологическое образование и образование для устойчивого развития. Монография. –МоскваБирск.: МПГУ, 2007. – 196 с 15.Зиятдинов Ш.Г. О соотношении понятий экологическое образование и образование для устойчивого развития // Социальногуманитарные знания, № 9, 2007. –С. 4656.16.http://www.ifap.ru/pr/2007/n071029a.pdf. Акты Генеральной конференции. Том 1. Приложение 1.–С. 205. (Обращение 10.04.2015)17.Зиятдинов Ш.Г. Миркин Б.М. Экологическая составляющая курса физики // Физика в школе,№3, 2004. –С. 2330.18.Зиятдинов Ш.Г.Учение с увлечением // Экология и жизнь,№8,

2008. –С. 4245.19.Зиятдинов Ш.Г.Развитие критического мышления учащихся в экологической составляющей курса физики // Образование и саморазвитие, № 2 (12),2009. –С.172176.20.Зиятдинов Ш.Г. Физическая экология. Учебнометодическое пособие к элективному курсу. –Москва: «ЛидерМ», 2009. –212 21.Зиятдинов Ш.Г.К организации экологоориентированных дискуссий в школьном курсе физики // Сибирский педагогический журнал, № 5, 2011.–С. 190196. 22.Зиятдинов Ш.Г.О содержании и структуре экологической составляющей школьного курса физики // Сибирский педагогический журнал,№ 7, 2011.–С. 181188.23.Зиятдинов Ш.Г.О роли практикума по решению физических задач в системе экологического образования учащихся // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарнопедагогического университета им. Н.Г.Чернышевского. Серия «Профессиональное образование, теория и методика обучения», №6 (41), 2011.–С. 116122.24.Зиятдинов Ш. Г. К элективному курсу по выбору «Физическая экология» // Социальноантропологические проблемы информационного общества. Выпуск 1. Концепт. 2013. ART 54020. URL: http://ekoncept.ru/teleconf/1/jekologicheskie_problemy/kjelektivnomukursupovyboru.html Гос. рег. Эл № ФС 7749965. ISSN 2304120X.25.Зиятдинов Ш.Г. Физическая экология // Электронная статья в приложении к журналу «Физика, 1 сентября», № 11, 2014. –12 с.26.Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Зиятдинов Ш.Г. и др. Экология в общеобразовательной школе (интегрированный вариант). Учебнометодическое пособие для учителей. –М.: Тайдекс Ко, 2004.–108 с. (Лекторий журнала «Экология и жизнь»)