К вопросу о защите культурных прав человека нормами международного права

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Пронин А. А. К вопросу о защите культурных прав человека нормами международного права // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2491–2495. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85499.htm.
Аннотация. Рассматриваются некоторые ключевые моменты международного регулирования сферы культуры: запрет ущемления культурных прав женщин, детей, национальных меньшинств, коренных народов, трудящихся-мигрантов, лиц с ограниченными возможностями (инвалидов), пожилых лиц.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Пронин Александр Алексеевич,кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Екатеринбургской академии современного искусства, г.Екатеринбургpostdoc@k66.ru

К вопросу о защите культурных прав человеканормами международногоправа

Аннотация.Рассматриваются некоторые ключевые моменты международного регулирования сферы культуры: запрет ущемления культурных прав женщин, детей, национальных меньшинств, коренных народов, трудящихсямигрантов, лиц с ограниченными возможностями (инвалидов), пожилых лиц.Ключевые слова: права человека в сфере культуры, международное право, запрет дискриминации, культурные права женщин, культурные права детей, культурные права национальных меньшинств, культурные права коренных народов, культурные права инвалидов, культурные права заключенных, культурные права пожилых.

Важным подзаконным актом стали утвержденные Указом Президента РФ от 24.12.2014 № 808 [1] в конце Года культуры в Российской Федерации [2] Основы государственной культурнойполитики. Указано, что Основы ‬базовый документ для разработки и совершенствования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих процессы культурного развития. Документом определены основные понятия в данной сфере, в частности впервые дано нормативное определение культуры:совокупность формальных и неформальных институтов, явлений и факторов, влияющих на сохранение, производство, трансляцию и распространение духовных ценностей (этических, эстетических, интеллектуальных, гражданских ит.д.)[3].Понятие культуры включает в себя многие стороны духовной сферы жизни людей. Важнейшие направления культурной деятельностиопределены в Основах законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 (ст.4). В их числе: выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры; художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие жанры и виды искусства; художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды; самодеятельное (любительское) художественное творчество; музейное дело; книгоиздание и библиотечное дело; архивное дело;эстетическое воспитание, художественное образование; международные культурные обмены; иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.Международные актыв сфере культуры(документы Организации Объединенных Наций, Организации Объединенных Нацийпо вопросам образования, науки и культуры ЮНЕСКО, Всемирной туристской организации, Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Содружества независимых государств, Шанхайской организации сотрудничестваи др.) исходят из того, что:1) культурные права человека вытекают из достоинства, присущего человеческой личности, и являются существенными для ее свободного и полного развития;2) права человека в областикультуры гарантированы каждому и в полном объеме: мужчинам, женщинам,детям, пожилым, национальным меньшинствам, коренным народам, лицам с ограниченными возможностями (инвалидам), трудящимсямигрантам, заключенным.Рассмотрим вышеназванныеключевыемоменты.Тезис первый.Согласно Всеобщей декларации прав человека, принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948г., ©каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благамиª (ст. 27) [4].Несмотря на то что Союз ССР воздержался при голосовании по Декларации, ее действие на территории Российской Федерации было подтверждено, в частности, постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 №2[5].Государства, участвующие в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966г. (среди участников Пакта ‬Российская Федерация как правопреемник ССР), также подтвердили признание права каждого человека на участие в культурнойжизни [6].Участвующие в Пакте государства, принимая во внимание, что в соответствии с принципами, провозглашенными Уставом Организации Объединенных Наций, признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира, признавая, что эти права вытекают из присущего человеческой личности достоинства, признавая, что, согласно Всеобщей декларации прав человека, идеал свободной человеческой личности, пользующейся гражданской и политической свободой и свободой от страха и нужды, может быть осуществлен, только если будут созданы также условия, при которых каждый может пользоваться не только своими гражданскими и политическими правами [7], но и экономическими, социальными и культурными.Международные документы закрепляют обязанность государств поощрять и развивать эффективное осуществление культурных и других прав и свобод, которые все вытекают из достоинства, присущего человеческой личности, и являются существенными для еесвободного и полного развития[8].Так, государства ‬участники Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе признают, что содействие развитию культурных прав, так же как и гражданских,политических, экономических и социальных, имеет первостепенное значение для человеческого достоинства и для достижения законных стремлений каждой личности. Поэтому онибудут продолжать свои усилия с целью обеспечить постепенно полное осуществление культурных прав всеми надлежащими способами, в частности путем принятия законодательных мер. В этой связи они будут уделять особое внимание проблемам в области образования и культуры. Они будут содействовать постоянному прогрессу в осуществлении всех прав и свобод в своих странах, равно как и в развитии отношений между собой и с другими государствами, с тем,чтобы каждый действительно пользовался в полной мере своими культурными правами, равно как и всеми другими, признанными международным сообществом [9].Все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Международное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием. Хотя значение национальной и региональной специфики и различных исторических, культурных и религиозных особенностей необходимо иметь в виду, государства, независимо от их политических, экономических и культурных систем, несут обязанность поощрять и защищать все права человека и основные свободы [10].Итак, все культурные права, как и все гражданские, политические, экономические, социальные и другие права и свободы имеют первостепенное значение и должны полностью осуществляться всеми надлежащими способами.Вместе с тем, как отмечалось в принятой в НьюЙорке 8 сентября 2000г. резолюцией 55/2 на 8ом пленарном заседании 55ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций, ©в целях повышения эффективности осуществления … культурных прав следует рассмотреть дополнительные подходы, такие, как система показателей для измерения прогресса в деле осуществления прав, изложенных в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. Необходимы согласованные усилия для обеспечения признания … культурных прав на национальном, региональном и международном уровняхª[11].Тезис второй.Международное культурное право исходит из того, что права человека женщин и девочек являются неотъемлемой, составной и неделимой частью всеобщих прав человека. Полное и равное участие женщин в культурной жизни (политической, гражданской, экономической, общественной)на национальном, региональном и международном уровнях, а также ликвидация всех форм дискриминации по признаку пола являются первоочередными целями международного сообщества.Насилие по признаку пола и все формы сексуального домогательства иэксплуатации, включая те из них, которые проистекают из культурных предрассудков, несовместимы с достоинством и ценностью человеческой личности и должны быть искоренены. Права человека женщин должны составлять неотъемлемую часть деятельности Организации Объединенных Наций в области прав человека, включая содействие соблюдению всех договоров о правах человека, относящихся к женщинам[10].Необходимость в особой защите детей была предусмотрена вДекларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959г. [12], и признана во Всеобщей декларации прав человека [4], вМеждународном пакте о гражданских и политических правах (в частности, в ст. 23‬24) [7], в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 10) [6], а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей. Учитываяважность международного сотрудничества для улучшения условий жизни детей в каждой стране, государства ‬участники Конвенции ООН о правах ребенка от 20 ноября 2989г. признают важную роль средств массовой информации и обеспечивают, чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к таким информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка. С этой целью государстваучастники поощряют:средства массовой информации к распространению информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношениях; международное сотрудничество в области подготовки, обмена и распространения такой информации и материалов из различных культурных, национальных и международных источников; выпуск и распространение детской литературы; средства массовой информации к уделению особого внимания языковым потребностям ребенка, принадлежащего к какойлибо группе меньшинств или коренному населению; разработку надлежащих принципов защиты ребенкаот информации и материалов, наносящих вред его благополучию [13].В конвенциях и декларациях Организации Объединенных Наций, а также в документах Совещания (Организации) по безопасности и сотрудничеству в Европе, в частности в Копенгагенском документе от 29 июня 1990 г. [14] содержатся обязательства странучастников по защите культурных и иных прав национальных меньшинств. В документах Совета Европы констатируется, что потрясения, имевшие место в европейской истории, продемонстрировали: защита национальныхменьшинств является необходимым условием для стабильности, демократической безопасности и мира на европейском континенте. Плюралистическое и подлинно демократическое общество должно не только уважать этническую, культурную, языковую и религиозную самобытность любого лица, принадлежащего к национальному меньшинству, но также создавать и соответствующие условия, позволяющие выражать, сохранять и развивать эту самобытность. Создание обстановки терпимости и диалога необходимо для того, чтобы культурное разнообразие в каждом обществе стало источником, а также фактором обогащения, а не его раскола[15].Защита национальных меньшинств и прав и свобод лиц, принадлежащих к этим меньшинствам, является неотъемлемой частью международной защиты прав человека и в качестве таковой является областью международного сотрудничества. Стороны Конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств обязуются принимать в необходимых случаях надлежащие меры, с тем чтобы поощрять во всех областях культурной жизни полное и действительное равенство между лицами, принадлежащими к национальному меньшинству, и лицами, принадлежащими к большинству населения. В связи с этим стороны должным образом учитывают особое положение лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам. Меры, принимаемые в соответствии с данными положениями, не рассматриваются как акт дискриминации. Стороны обязуются поощрять создание благоприятных условий, позволяющих обеспечить лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, возможности поддерживать и развивать свою культуру, а также сохранять основные элементы их самобытности, а именно: религию, язык, традиции и культурное наследие. Стороны поощряют дух терпимости и диалог между культурами, а также принимают эффективные меры по содействию взаимному уважению, взаимопониманию и сотрудничеству между всеми лицами, проживающими на их территории, независимо от их этнической, культурной, языковой или религиозной принадлежности, особенно в области образования, культуры и средств информации. Стороны обязуются принимать все надлежащие меры для защиты лиц, которые могли бы стать жертвами угроз или актов дискриминации, враждебности или насилия по причине их культурной, языковой или религиозной принадлежности. В рамках своих правовых систем Стороны принимают надлежащие меры для облегчения доступа лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, к средствам информации для поощрения терпимости и обеспечения культурного плюрализма. Стороны в случае необходимости принимают меры в области образования и научных исследований с целью поощрения знания культуры, истории, языка и религии как своих национальных меньшинств, так и большинства населения. Стороны обязуются создавать необходимые условия для эффективного участия лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, в культурной, общественной и экономической жизни [15].Защита культурной самобытности национальных меньшинств закреплена не только в документах ООН и Совета Европы, но и практически во всех документах СБСЕ / ОБСЕ[16], а также в Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека[17]. Лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, имеют право свободно выражать, сохранять и развивать культурнуюсамобытность без какойлибо дискриминации и в условиях полного равенства перед законом.Международные институты, акты международного права также признают присущее коренным народам достоинство и их уникальный вклад в развитие общества и обеспечение плюрализма и решительно подтверждает приверженность международного сообщества их экономическому, социальному и культурному благосостоянию и обеспечению для них возможности пользоваться плодами устойчивого развития. Государствам следует обеспечивать полное и беспрепятственное участие коренных народов во всех аспектах жизни общества, в частности в вопросах, затрагивающих их интересы. Учитывая важность поощрения и защиты прав коренных народов и вклад такого поощрения и защиты в политическую и социальную стабильность государств, в которых такие народыпроживают, государствам следует, в соответствии с международным правом, принимать согласованные позитивные шаги по обеспечению уважения всех прав человека и основных свобод коренных народов на основе равенства и недискриминации и признавать значение и многообразие их самобытности, культуры и общественной организации [10].Международное сообщество признает, что проблемы рабочихмигрантов и их семей, законно проживающих в принимающих странах, имеют культурные и социальные аспекты, а также свое человеческое измерение. Защита их прав и содействие им, а также выполнение соответствующих международных обязательств является общим делом [16; 18].13 декабря 2006 г. Генеральной Ассамблеей ООН резолюцией №61/106 была принята и 3 мая 2008 г. вступила в силу Конвенция ООН о правах инвалидов [19]. Российская Федерация подписала Конвенцию 24 сентября 2008 г., ратифицировала Федеральным законом от 03.05.2012 №46ФЗ [20]. В названной Конвенции доступная среда жизнедеятельности является ключевым условием интеграции инвалидов в общество. Способность инвалидов быть независимыми экономическими субъектами, участвовать в социокультурной жизни общества отражает уровень реализации их прав как граждан социального государства, создает предпосылки для реализации их потенциала и способствует преодолению социальной изоляции и включения инвалидов и других маломобильных групп населения в жизнь общества, в том числе в совместные с другими гражданами мероприятия (досуговые и культурные).Без внимания международного сообщества не остались и права таких групп населения, как пожилые сограждане и заключенные. В частности, Организацией Объединенных Наций 14 декабря 1990г. резолюцией 45/111 Генеральной Ассамблеи приняты Основные принципы обращения с заключенными [21]. Документ исходит из того, что все заключенные пользуются уважительным отношением ввиду присущего им достоинства и их значимости как людей. Желательно уважать культурные традиции той группы, к которой принадлежат заключенные, во всех случаях, когда этого требуют местные условия. Все заключенные имеют право участвовать в культурной и образовательной деятельности, направленной на всестороннее развитие человеческой личности.Стороны, подписавшие в 1996г. Социальную хартию Совета Европы [22] (в том числе и Россия, ратифицировавшая ее Федеральным законом от 03.06.2009 №101ФЗ) [23], обязались принимать или поощрять, непосредственно или в сотрудничестве с государственными или частными организациями, надлежащие меры, направленные, в частности на то, чтобы предоставить лицам пожилого возраставозможность оставаться полноценными членами общества так долго, насколько это возможно, путем обеспечениядостаточных средств, позволяющих им вести достойную жизнь и играть активную роль в государственной, общественной и культурной жизни.Международное право гарантирует правокаждогосвободно участвовать в культурной жизни общества, а также право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных и художественных трудов, автором которых он является. Международныеактыустанавливают порядок сохранения всемирного культурного наследия; говорят о поощрении терпимости и культурного многообразия, необходимости изучать языки, историю и культуру других стран, искоренять предрассудки; называют туризм мощным фактором обеспечения мира и укрепления дружбы и взаимопонимания между народами планеты; призывают государства к тесному сотрудничеству в сохранении культурных ценностей и культурном обмене, поощрении культуры мира и диалога между всеми цивилизациями.

Ссылки на источники1. Основы государственной культурной политики: [утв. Указом Президента РФ от 24.12.2014 №808]. ‬Собр. законодательства РФ. ‬2014. ‬№52 (ч. 1). ‬Ст. 7753.2. О проведении в Российской Федерации Года культуры: Указ Президента РФ от 22.04.2013 №375 //Собр. законодательства РФ. ‬2013. ‬№17.‬Ст. 2112.3. Основы законодательства Российской Федерации о культуре: [утв.Верхов.Советом РФ 09.10.1992 № 36121] // Рос. газ.‬1992.‬17 нояб.4. Всеобщая декларация прав человека: [принята Ген. АссамблеейООН 10.12.1948] // Рос. газ. ‬1995. ‬5 апр.5. О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации: постановление Пленума Верхов.Суда РФ от 17.03.2004 №2 // Рос.газ. ‬2004.‬8 апр.6. Международный пакт об экономических,социальных и культурных правах: [принят 16.12.1966 резолюцией 2200 (XXI) на 1496м пленарном заседании Ген. Ассамблеи ООН] // Бюл. Верхов. Суда РФ. ‬1994. ‬№12.7. Международный пакт о гражданских и политических правах: [принят 16.12.1966 резолюцией 2200 (XXI) на 1496ом пленарном заседании Ген.Ассамблеи ООН] // Бюл. Верхов. Суда РФ. ‬1994. ‬№12.8. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе: [подписан в г. Хельсинки 01.08.1975] // Сб.действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. ‬Вып. XXXI. ‬М.: [Б. и.], 1977. ‬С. 544‬589.9. Итоговый документ Венской встречи 1986 года представителей государствучастников СБСЕ, состоявшейся на основе положений Заключительного акта, относящихся к дальнейшим шагам после Совещания: [подписан в г. Вене 15.01.1989] // Действующее международное право. ‬Т. 1. ‬М.: Моск. независимый инт междунар. права, 1996. ‬С. 83‬91.10. Венская декларация и программа действий: [принята в г. Вене 25.06.1993 на 2й Всемирной конференции по правам человека] // Дипломатический вестник. ‬1994. ‬№ 3‬4. ‬С. 45‬63.11. Декларация тысячелетия: [принята в г. НьюЙорке 08.09.2000 резолюцией 55/2 на 8м пленарном заседании 55й сессии Ген. Ассамблеи ООН]. (Документопубликован не был. Доступ из справ.правовой системы ©КонсультантПлюсª.)12. Декларация прав ребенка: [принята 20.11.1959 резолюцией 1386 (XIV) на 841м пленар. заседании Ген. Ассамблеи ООН] // Международная защита прав и свобод человека: сб. документов.‬М.: Юрид. литра, 1990. ‬С. 385‬388.13. Конвенция ООН о правах ребенка: [принята 20.11.1989 резолюцией 44/25 Генер. Ассамблеи ООН] // Ведомости Съезда нар. депутатов и Верхов. Совета СССР. ‬1990. ‬№ 45. ‬Ст. 955.14. Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ: [подписан в г. Копенгагене 29.06.1990]. (Документ опубликован не был. Доступ из справ.правовой системы ©КонсультантПлюсª.)15. Рамочная конвенция Совета Европы о защите национальных меньшинств: [заключена вг.Страсбурге 01.02.1995] // Собр. законодательства РФ. ‬1999. ‬№11.‬Ст. 1256.16. Парижская хартия для новой Европы: [принята в г. Париже 21.11.1990] // Действующее международное право. ‬Т. 1. ‬М.: Моск.независимый инт междунар.права, 1996. ‬С. 42‬54.17. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека:[заключена в г. Минске 26.05.1995]// Дипломатический вестник. ‬1999. ‬№9. ‬С. 35‬42.18. Итоговый документ Мадридской встречи 1980 года представителей государствучастников СБСЕ, состоявшейся на основе положений Заключительного акта, относящихся к дальнейшим шагам после Совещания: [подписан в г. Мадриде 06.09.1983] // Действующее междунар. право. ‬Т. 1. ‬М.: Моск. независимый инт междунар. права, 1996. ‬С. 79‬83.19. Конвенция о правах инвалидов: [принята резолюцией 61/106 Генер.Ассамблеи ООН от 13.12.2006]. ‬URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability (дата обращения: 29.10.2014).20. О ратификации Конвенции о правах инвалидов: Федер. закон от 03.05.2012 № 46ФЗ // Собр. законодательства РФ. ‬2012. ‬№ 19. ‬Ст. 2280.21. Основные принципы обращения с заключенными: [приняты 14.12.1990 резолюцией 45/111 Генер. Ассамблеи ООН]. (Документ опубликован не был. Доступ из справ.правовой системы ©КонсультантПлюсª.)22. Европейская социальная хартия (пересмотренная) (ETS № 163): [принята в г.Страсбурге 03.05.1996] // Собр. законодательства РФ. ‬2010. ‬№8. ‬Ст. 781.23. О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной): Федер. закон от 03.06.2009 №101ФЗ // Собр. законодательства РФ. ‬2009. ‬№23. ‬Ст. 2756.