Кризис правового воспитания: симптомы и сущность
Выпуск:
ART 85498
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Матвиенко
Л.
М. Кризис правового воспитания: симптомы и сущность // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
2486–2490. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85498.htm.
Аннотация. Рассматриваются особенности кризиса правового воспитания несовершеннолетних в России. Автором анализируются факторы, влияющие на уровень подростковой преступности, и способы эффективного решения проблем правового воспитания.
Ключевые слова:
подростки, правовое воспитание, профилактика, преступность несовершеннолетних, уровень преступности несовершеннолетних, правовая безграмотность, нигилизм, цинизм
Текст статьи
Матвиенко Людмила Михайловна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВПО Волгоградский Государственный Социальнопедагогический Университет, г. Волгоградmatviyenkolm1@rambler.ru
Кризис правового воспитания подростков: симптомы и сущность
Аннотация.Рассматриваются особенности кризиса правового воспитания несовершеннолетних в России. Автором анализируются факторы, влияющие на уровень подростковой преступности и способы эффективного решения проблем правового воспитания. Ключевые слова: правовое воспитание, подростки, преступность несовершеннолетних, уровень преступности несовершеннолетних, профилактика, правовая безграмотность, нигилизм, цинизм
Одной из основных задач государственных институтов является воспитание у молодежи активных потребностей в соблюдении правовых норм современного общества, высокой гражданской дисциплинированности и организованности. Причем выбор правового поведения должно базироваться на нравственной убежденности личности в необходимости и целесообразности такого поведения, а не на страхе перед законом. Вместе с тем, мы являемся свидетелями недостаточного развития духовности у части молодежи, правового нигилизма, недостаточной эффективности правоохранительных органов и других проблем, что требует переосмысления всего процесса воспитания и правового воспитания в частности. Следует заметить, что любое общество всегда выражало недовольство нравственным обликом молодежи. Еще со времен египетских фараонов и древнегреческих философов известны сетования нанравственный упадок молодежи. Но все же надо признать, что в наше время эти проблемы приобрели особую остроту и оказывают значительное влияние, прежде всего на подрастающее поколение, ухудшая общий моральный климат.У значительной части молодежи, не исключая и молодых людей России, деформированы профессиональноценностные ориентации. Считая элитой современного общества юристов, финансистов, менеджеров, они стремятся получить образование именно этих профилей. Увлекательность естественнонаучных исследований и технического творчества им просто непонятна, а о получении ©рабочихª профессий и говорить не приходится. Главное для таких молодых людей не заниматься любимым делом и создавать чтолибо на благо общества, а заработать как много больше денег, причем,чем легче, тем престижнее такая профессия считается. В этом просматривается некий нравственный ущерб и значительная вина лежит на средствах массовой информации, которые героизируют способы быстрого получения денег, а значит вседозволенности и безнаказанности.Юношескому возрасту свойственна устремленность в будущее. Но воображаемая молодыми людьми идеальная картина предстоящей жизни резко контрастирует с реальностью. Это ведет к снижению уровня ценностных ориентации и идеалов, вызывает чувство разочарования, а порой и бурные протесты, что наиболее ярко проявляется в периоды острых общественных кризисов.Следует заметить, что такая ситуация не имеет географических границ. В Западной Европе подлинной социальной опасностью стали сложившиеся в 197080х годах криминальные молодежные банды (©Тедди бойзª в Великобритании, ©Хальбштаркенª в Германии, ©Черноблузникиª во Франции, ©Виттелониª в Италии, ©Скунна фолькеª в Швеции). Участники этих группировок, собираясь в парках, на площадях и во дворах, совершают нападения и кражи, устраивают потасовки и драки, ограбления и даже убийства (1).В США криминальные группы, состоящие из числа учащихся, действуют не только за пределами учебных учреждений, но внутри школ. Лозунги националистического экстремизма и расизма только усугубляют ситуацию. Япония, где уровень подростковой преступности сравнительно незначительный, число детских и юношеских преступлений увеличивается с каждым годом, наряду с ростом количества подростковнаркоманов и случаем грубого нарушения дисциплины. Можно сделать вывод о наступившем кризисе правового воспитания не только в России, так как средства массовой информации полны сообщений об убийствах, умышленных поджогах, хищениях, о подкупах должностных лиц во всем мире.Давайте посмотрим на ситуацию в России. Угрожающих размеров достигла коррупция во многих государственных и социальных структурах. В наше время несовершенство законодательства, бюрократические препоны, мздоимство чиновников нередко вынуждают обходить правила, ©ловчитьª, искать ©нужныхª людей. Возникла ситуация, когда система ценностей и общепринятых норм перестает влиять на поведение большого числа людей, и они проникаются убеждением, что свои насущные права и нужды невозможно реализовать законным путем (2). Дети напрямую сталкиваются с этим уже в начале жизненного пути а, как известно, как в нравственном сознании, так и в правосознании очень многое закладывается в возрасте 1518 лет. В исследованиях В.Л. Марищука было выявлено, что многие положительные или негативные установки на социальном уровне, в том числе основы правосознания или антисоциальные наклонности, молодых людей, сохраняются в течение длительного времени (3). Количествоасоциальных граждан России составляет до 5 % всего населения, что не может не сказываться на увеличении правонарушений и преступлений среди молодежи. Большое число детей не имеют постоянного места жительства, не учатся, бродяжничают, приобщаются к преступному миру. В городах и поселках молодежные банды (хиппи, рокеры, металлисты, панки, скинхеды) терроризируют население. В 20082010 годах подростками или при их участии было совершено на 15% преступлений меньше аналогичных показателей прошлых лет. Было отмечено уменьшение числа тяжких и особо тяжких преступлений на 23,5% и на 13,7% соответственно,совершенных подростками. На 25% сократилось число правонарушителей в возрасте до 18 лет,которые нарушили закон в состоянии алкогольного опьянения, значительно снизилось число тяжких преступлений убийств, грабежей, разбойных нападений. Казалось, кризис преодолен, но следует сразу заметить, что данные были получены, анализируя количество преступлений за годы, которые считаются ©демографической ямойª в нашем обществе. Соответственно, чем меньше рождалось детей в конце 90х, тем меньше было подростков к 200810гг., и как результат, было зафиксировано меньшее количество преступлений, совершенных несовершеннолетними.Сегодня, как следует из материалов СМИ, география подростковой преступности обширна. Вот несколько примеров, которые иллюстрируют данное утверждения. 15летний подросток убил двух человек (учителя и прибывшего на вызов полицейского), а также и захватил заложников, придя в свою школу в городе Отрадном с огнестрельным оружием. По итогам психологопсихиатрическую экспертизы, он был признан невменяемым (4). В Москве были задержаны два старшеклассника, подозреваемых в совершении убийства мужчины. Одного, который является учеником восьмого класса, задержали в Сочи, другого –девятиклассника подмосковной школы, –в Подмосковье. По версии следствия, убийство было совершено на почве ненависти по национальному признаку (5). В городе Лесозаводск молодой человек устроил свое похищение для получения выкупа у собственной матери. Вскоре подросток был найден и признался, что его похищение было инсценировано, чтобы получения от матери деньги (6).А во Владивостоке две школьницы были приговорены к условным срокам за избиение сверстницы. Приговор был вынесен по пунктам ©аª и ©вª статьи 63 УК РФ (вымогательство). Судом было установлено, что четыре школьницы встретили потерпевшую, которая (по их словам) нехорошо высказалась в их адрес. Возник конфликт, который перерос в избиение потерпевшей и вымогательство у нее пяти тысяч рублей. Самое поразительное, что ролик с избиением потерпевшей, снятый на мобильный телефон, был выложен в интернет, что вызвало широкий общественный резонанс (7).Все эти преступления –только тысячная доля примеров, которыми пестрят наши газеты и журналы. Давайте рассмотрим статистику подростковой преступности за 2014 год. Например, в Челябинской области количество преступлений, совершенных подростками, уменьшилось на 20%, на 6,7% сократилось рецидивных преступлений и почти в 2 раза в составе группы лиц (8). В Белгородской области в2014 года было зарегистрировано 295 преступлений, совершённых несовершеннолетними, что на 71 преступлений меньше чем за аналогичный период в прошлом году.количество тяжких и особо тяжких преступлений уменьшилось с 65 до 48,
на 4,9 % уменьшилось число групповых преступлений, на 20 % сократилось число рецидивных преступлений (9). В Архангельской области за 2014 год произошло сокращение числа подростковых преступлений на 16,2%, а число подростков в возрасте до 18 лет, которые совершили преступления, сократилось на 27,6% (10). В Пензенской области также отмечается уменьшение подростковой преступности на 2,6% в 2014 году (11).В Вологодской области показателиподростковой преступности снизились на 13,3 процента, однако наблюдается рост количества преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков —почти в 3 раза (12). В Волгоградской области подростковая преступность снизилась, но это не является поводом для радости, так как в отдельных районах города ситуация ухудшилась по сравнению с предыдущим годом. Например, в Краснооктябрьском районе города из 22 преступлений 7 совершены одной группой подростков. В Ворошиловском зарегистрировано 16 преступлений, втом числе редкое для подростков преступление —незаконное лишение человека свободы. Было задержано более 600 подростков за совершение административных нарушений, 8 из них за безнадзорность, 9 —за самовольный уход из дома и детских учреждений (13)В общем, можно сделать вывод о незначительном понижении уровня подростковой преступности в целом по России. Такие показатели объясняются многими факторами:1. Слабая профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. Как известно, профилактика является более эффективной мерой, чем любые карательные меры. Это, в основном, задача так называемых ©школьныхª инспекторов полиции, количество которых сейчас увеличилось до 5 тысяч. Но данная проблема является комплексной, решить которую можно не только силами правоохранительных органов, но и всех субъектов профилактики (например, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов управления социальной защитой населения, органов опеки и попечительства и т.д.). Для достижения этой цели нужно создать единую систему профилактики, состоящей как из общественных структур, так и правоохранительных органов. Однако на практике наблюдается слабое межведомственного взаимодействие (14).
2. Несовершенная организация работы с подростками. В самих учебных заведениях нужносоздавать специальные органы, способствующих формированию правовой культуры подростков и предупреждению совершения правонарушений. Подобный опыт работы с ©труднымиª подростками уже имеется –создание "Службы примирения", которая старается урегулировать спор при помощи, так называемой медиации: учащиеся старших и средних классов под руководством социального педагога анализируют споры и конфликтные ситуации между своими сверстниками и учениками младших классов. Также хорошо зарекомендовали себя такие объединения как "Совет отцов", "Совет бабушек", и ©Советы профилактики правонарушений", которые помогают формировать у подростков уважение к общечеловеческим ценностям, а также помогают осуществлять профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,защищать права подростков, осуществлять их социальную реабилитацию, адаптацию и коррекцию. Однако не следует забывать, что основное влияние на подростков должны оказывать учителя и родители, так как это их прямая обязанность.3. Отсутствие воспитательной функции в системе образования.Не секрет, что вся современная образовательная система нацелена на приобретение учащимися определенных знаний в различны областях, а воспитательная деятельность педагогов состоит в проведении классных часов и календарных мероприятий. Вместе с тем, воспитание является частью целостного педагогического процесса, ядро которого составляет единство обучения и воспитания, постоянно находящихся в тесной взаимосвязи. Без обучения невозможно осуществлять воспитание, так как поступки идействия основываются на знании ценностей, норм и опыта деятельности, отношений. Вместе с тем, нельзя успешно решать образовательные задачи, если ученики не обладают ответственностью, организованностью, самостоятельностью и другими качествами, приобретенными в процессе воспитательной деятельности.Только при условии тесного взаимодействия и взаимодополнения двух составляющих педагогического процесса школа выполнит стоящую перед ней задачу –воспитание образованной, творчески действующей личности с наличиемморальных принципов и навыков законопослушного поведения, способной принимать решения, прогнозируя их последствия, и нести ответственность за них (15).Для некоторых подростков противоправная деятельность становится своеобразным способом проведения досуга.Для решения этой задачи следует организовать систему воспитательной работы подростка таким образом, чтоб он был занят не только урочной деятельностью, а также во внеурочное время, участвуя в работе кружков, секций, клубов по интересам. Также, следует обеспечить досуг несовершеннолетних и защиту их от преступных посягательств и за пределами школы. 4. Недостаточная организация системы безопасности учебных заведений.Как показывает выше приведенный пример, произошедший в одной из московских школ с убийством учителя и полицейского, подросток свободно пронес в учебное учреждение оружие, ему даже удалось удерживать заложников некоторое время. Совершение данного преступления стало возможным, в том числе изза неэффективной организации системы безопасности, которая должна была не допустить вооруженного подростка и защитить его невиновных жертв. Для этого в системе школьной безопасности должны работать представители вневедомственной охраны, прошедшие специальную подготовку.5. Незначительное количество институтов ресоциализации несовершеннолетних.Подростки, однажды уже преступившие закон и отбывших наказание, возвращаясь к месту своего жительства, остаются невостребованными. Каждый шестой привлеченный к уголовной ответственности подросток имеет опыт преступной деятельности, а каждый восьмой ранее судим. Эти подростки легко вовлекаются в новые преступные деяния, как самостоятельно, так и ©взрослымиª преступниками, так как они несут более легкую ответственность перед законом. 6. Сознательное уклонение родителей отвоспитания детей. Эта проблема связана зачастую с тяжелым материальным положением в семье; отсутствием времени на воспитание детей и общение с ними; неполная семья, разводы. Жестокое обращение с детьми в семье, которое проявляется в физическом или психическом насилии, применении недопустимых приемов воспитания, унижения человеческого достоинства детей и т.д. также способствует росту противоправности среди несовершеннолетних. Такие ©родителиª находятся среди нас, но мало кто считает своим долгом вмешиваться в так называемый ©процесс воспитанияª или сообщить в соответствующие органы. Как результат –слабая эффективность выявление родителей, которые недобросовестно выполняют свои обязанности, допускают жестокое обращение с детьми, а также иных взрослых лиц, которые вовлекают несовершеннолетних в противоправную деятельность. Рост правонарушений среди подростков связан с множеством других причин, как, например, с трудностями в обеспечении неотвратимости наказания; к появлению причин социальноэкономического (понижение жизненного уровня, социальное неравенство и др.) и нравственного характера (распад семей, ухудшение общего морального климата в обществе, негативное влияние телевидения, др.), что приводит к значительному ©омоложениюª токсикомании, наркомании, алкоголизма. Серьезной причиной совершения преступлений несовершеннолетними являются психические расстройства подростков. По данным МВД России, почти 80% преступлений совершается подростками, имеющими психические аномалии, стертые, неразвернутые формы психической патологии. Распространенность психических заболеваний у несовершеннолетних преступников объясняется тем, что психические отклонения при определенных условиях содействуют совершению правонарушений, а неблагоприятные социальные воздействия, порождающие антиобщественное поведение, в свою очередь, служат причиной возникновения психических аномалий. Подростки нередко становятся жертвами преступлений и насилия, как внутри семьи, так и за ее пределами. Попадая на улицу, подросток чувствует себя изгоем и проявляет жестокость, что нередко ведет к нарушению закона. Если такой подросток, оставшись без семейной опеки, не посещает школу, он чаще всего попадает под влияние криминальной романтики и оказывается вовлеченным в преступную группировку.На развитие правопослушного или противоправного поведения подростков также большое влияние оказывает непосредственное окружение личности в микрогруппах, микросреда. Многие негативные проявления: грубость, жестокость нередко формируются именно в микрогруппах. Эти же группы способствуют порой стремлению освободиться от опеки семьи, учителей.Ориентация на выработку групповых норм и ценностей, к сожалению, не всегда проходит в позитивном направлении и не всегда стихийно. Иногда во главе группы оказывается лидер с противоправными наклонностями. Под его руководством формируется микроклимат группы, где отвергается критика, растет готовность к правонарушению.Складываются также микрогруппы, не связанные с какимилибо выраженными правонарушениями, где имеют место широкие, но не очень глубокие контакты, сопровождаемые обычно легким и пустым времяпрепровождением. Молодые люди с подобными увлечениями легко переключаются на новые проблемы, а при наличии негативного лидера, легко могут включаться в противоправные, в частности, хулиганские действия.У другой части молодежи –более положительные интеллектуальноэстетические увлечения. Они менее склонны к групповым действиям, некоторые из них стремятся удивить мир необычными стихами, рисунками, не требующими мастерства исполнения, но поражающиминестандартностью замысла. Часть таких юношей и девушек причисляет себя к творческой интеллигенции. Вустойчивые группы они объединяются редко, поскольку в глубине сознания каждый считает себя непризнанным лидером и выдающейся личностью. К противоправным действиям такие лица вполне способны, чтобы обратить на себя внимание, показать незаурядность, но их обычно сдерживает угроза неотвратимого наказания.Знание юношеских увлечений, опасных в отношении развития девиантного (отклоняющегося от принятых норм) поведения, используется в процессе правового воспитания и в предупреждении противоправных поступков. Склонность к девиантному поведению определяет факты более чем половины всех противоправных действий, совершаемых молодыми людьми (16). Около 50% этих потенциальных правонарушителей приобрели пороки в неформальных группах среди учащихся образовательных учреждений.Важно отметить, что на развитие подростков существенное влияние оказывает уровень их общей культуры, так как они еще не мыслят правовыми категориями, а под законами они понимают запреты для борьбы с уголовными преступлениями. Их правовая осведомленность в основном связана с уголовными законами, хотя лишь в общих чертах. Таким образом, разрушение нравственных устоев, вытеснение духовных запросов материальными, разрушение идеалов проявляется в наличии у нашей молодежи правовой безграмотности, нигилизма и цинизма.Нарисованная нами мрачная картина не означает фатальной обреченности. В конце концов, кризис –сложное и емкое понятие, не тождественное необратимому упадку. Да и симптомы кризиса обнаруживают не только негативные аспекты. Они сигнализируют о реальных и грядущих угрозах, наглядно выявляют наиболее опасные нравственные деформации, создают предпосылки и стимулы для поисков новых путей воспитания, новых способов эффективного решения назревших проблем. Отдельного внимания заслуживает информация о снижении уровня детской и подростковой преступности в Краснодарском крае в два раза в 2014 году благодаря совместной работе 10 ведомств, входящих в краевую комиссию, в также активной помощи православного духовенства. Введенный в 2008 году ©детский законª, оказал значительное влияние на ситуацию в крае и по на ситуацию в стране в целом, задействовав как врачей и соцработников так и педагогов на ряду с сотрудниками полиции (17).Следует заметить, что в стране с огромным, исторически образовавшимся дефицитом правосознания и низкой правовой культурой этого может оказалось мало. Вопросы защиты прав детей и профилактики преступности в подростковой и молодежной среде требуют комплексного подхода. Только процесс правового воспитания в тесном контакте с нравственным и духовным воспитанием и коллективная деятельность государственных органов, помогут пройти человеку путь от правовой безграмотности, нигилизма и цинизма к высокому уровню правосознания, нравственному развитию и духовности. Ссылки на источники1. Вульфсон Б. Л. Нравственное и гражданское воспитание в России и на Западе: актуальные проблемы. –М.: Московский психологосоциальный институт. 2008. –336с. –С.252.Там же.3. Марищук В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Автореф. дис. … дра психол. наук. –Л.: ЛГУ, 1983. –360с. 168 4. Юмашева К., Гридасов А. ©Школьного стрелкаª признали невменяемым [Электронный ресурс] / К. Юмашева, А. Гридасов. –Режим доступа: http://www.km.ru/vrossii/2014/04/21/psikhicheskiezabolevaniya/737959shkolnomustrelkudiagnostirovalishizofreniyu5. Интерфакс В Москве школьники забили мигранта бейсбольными битами до смерти [Электронный ресурс] / –Режим доступа: http://www.km.ru/vrossii/2014/04/10/mezhnatsionalnyeotnosheniyavrossii/736995moskovskieshkolnikizabilimigrant6. Прессслужба МОМВД России ©Лесозаводскийª В Приморье полицейские разыскали подростка, который инсценировал свое похищение [Электронный ресурс] / –Режим доступа: http://www.km.ru/vrossii/2013/12/28/mvdrossii/728987primorskiipodrostokpodstroilsvoepokhishchenieipotreboval7. ИНТЕРФАКСДАЛЬНИЙ ВОСТОК Во Владивостоке школьниц наказали условными сроками за избиение сверстницы [Электронный ресурс] / –Режим доступа: http://www.km.ru/vrossii/2013/11/07/rossiiskieshkolniki/724716vovladivostokeshkolnitsnakazaliuslovnymisrokami8. Первый Грязинский Портал Отчет о состоянии преступности и правонарушений за 2014 год [Электронный ресурс] / –Режим доступа: http://www.xn-c1aid4a5e.xn-p1ai/696otchetosostoyaniiprestupnostiipravonarusheniyza12mesyacev2014goda.html9.Муштаева О. В Белгородской области снизился уровень подростковой преступности [Электронный ресурс] / О. Муштаева –Режим доступа: http://www.belpressa.ru/news/news/vbelgorodskojoblastisnizilsyaurovenpodrostkovojprestupnosti06812/10. Городские Новости В Архангельске снизилась подростковая преступность [Электронный ресурс] / –Режим доступа: http://www.arhcity.ru/?page=0/3105511.Новости в Пензе В Пензе в 2014 году снизился уровень преступности [Электронный ресурс] / –Режим доступа: http://vpenze.ru/news/view/767732015.12. СеверИнформ Уровень подростковой преступности в Вологодской области снизился за год [Электронный ресурс] / –Режим доступа: http://www.severinform.ru/?page=newsfull&date=23012015&newsid=22466113. Информационный Портал Юга России Подростковая преступность в Волгограде снизилась, но это не повод для радости [Электронный ресурс] / –Режим доступа: http://infokam.su/n14119.html14. Михайлова А. Семь основных причин подростковой преступности и пути их решения [Электронный ресурс] / А. Михайлова –Режим доступа:http://www.garant.ru/article/52648215. Матвиенко Л.М. Правовое воспитание старшеклассников в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла: дис. … канд. пед. наук. –Волгоград, 2004. –С. 19.16. Петров В.А. К вопросу об особенностях механизма формирования преступного поведения несовершеннолетних и молодежи в современных условиях // Социальная профилактика правонарушений среди несовершеннолетних // Тезисы сообщений на научнопракт. семинаре. –М.: ВНИИ МВД СССР, 1990. —С.3740.17. Кубанские новости В два раза снизилась на Кубани детская и подростковая преступность [Электронный ресурс] / –Режим доступа: http://kubnews.ru/news/150120153166/
Кризис правового воспитания подростков: симптомы и сущность
Аннотация.Рассматриваются особенности кризиса правового воспитания несовершеннолетних в России. Автором анализируются факторы, влияющие на уровень подростковой преступности и способы эффективного решения проблем правового воспитания. Ключевые слова: правовое воспитание, подростки, преступность несовершеннолетних, уровень преступности несовершеннолетних, профилактика, правовая безграмотность, нигилизм, цинизм
Одной из основных задач государственных институтов является воспитание у молодежи активных потребностей в соблюдении правовых норм современного общества, высокой гражданской дисциплинированности и организованности. Причем выбор правового поведения должно базироваться на нравственной убежденности личности в необходимости и целесообразности такого поведения, а не на страхе перед законом. Вместе с тем, мы являемся свидетелями недостаточного развития духовности у части молодежи, правового нигилизма, недостаточной эффективности правоохранительных органов и других проблем, что требует переосмысления всего процесса воспитания и правового воспитания в частности. Следует заметить, что любое общество всегда выражало недовольство нравственным обликом молодежи. Еще со времен египетских фараонов и древнегреческих философов известны сетования нанравственный упадок молодежи. Но все же надо признать, что в наше время эти проблемы приобрели особую остроту и оказывают значительное влияние, прежде всего на подрастающее поколение, ухудшая общий моральный климат.У значительной части молодежи, не исключая и молодых людей России, деформированы профессиональноценностные ориентации. Считая элитой современного общества юристов, финансистов, менеджеров, они стремятся получить образование именно этих профилей. Увлекательность естественнонаучных исследований и технического творчества им просто непонятна, а о получении ©рабочихª профессий и говорить не приходится. Главное для таких молодых людей не заниматься любимым делом и создавать чтолибо на благо общества, а заработать как много больше денег, причем,чем легче, тем престижнее такая профессия считается. В этом просматривается некий нравственный ущерб и значительная вина лежит на средствах массовой информации, которые героизируют способы быстрого получения денег, а значит вседозволенности и безнаказанности.Юношескому возрасту свойственна устремленность в будущее. Но воображаемая молодыми людьми идеальная картина предстоящей жизни резко контрастирует с реальностью. Это ведет к снижению уровня ценностных ориентации и идеалов, вызывает чувство разочарования, а порой и бурные протесты, что наиболее ярко проявляется в периоды острых общественных кризисов.Следует заметить, что такая ситуация не имеет географических границ. В Западной Европе подлинной социальной опасностью стали сложившиеся в 197080х годах криминальные молодежные банды (©Тедди бойзª в Великобритании, ©Хальбштаркенª в Германии, ©Черноблузникиª во Франции, ©Виттелониª в Италии, ©Скунна фолькеª в Швеции). Участники этих группировок, собираясь в парках, на площадях и во дворах, совершают нападения и кражи, устраивают потасовки и драки, ограбления и даже убийства (1).В США криминальные группы, состоящие из числа учащихся, действуют не только за пределами учебных учреждений, но внутри школ. Лозунги националистического экстремизма и расизма только усугубляют ситуацию. Япония, где уровень подростковой преступности сравнительно незначительный, число детских и юношеских преступлений увеличивается с каждым годом, наряду с ростом количества подростковнаркоманов и случаем грубого нарушения дисциплины. Можно сделать вывод о наступившем кризисе правового воспитания не только в России, так как средства массовой информации полны сообщений об убийствах, умышленных поджогах, хищениях, о подкупах должностных лиц во всем мире.Давайте посмотрим на ситуацию в России. Угрожающих размеров достигла коррупция во многих государственных и социальных структурах. В наше время несовершенство законодательства, бюрократические препоны, мздоимство чиновников нередко вынуждают обходить правила, ©ловчитьª, искать ©нужныхª людей. Возникла ситуация, когда система ценностей и общепринятых норм перестает влиять на поведение большого числа людей, и они проникаются убеждением, что свои насущные права и нужды невозможно реализовать законным путем (2). Дети напрямую сталкиваются с этим уже в начале жизненного пути а, как известно, как в нравственном сознании, так и в правосознании очень многое закладывается в возрасте 1518 лет. В исследованиях В.Л. Марищука было выявлено, что многие положительные или негативные установки на социальном уровне, в том числе основы правосознания или антисоциальные наклонности, молодых людей, сохраняются в течение длительного времени (3). Количествоасоциальных граждан России составляет до 5 % всего населения, что не может не сказываться на увеличении правонарушений и преступлений среди молодежи. Большое число детей не имеют постоянного места жительства, не учатся, бродяжничают, приобщаются к преступному миру. В городах и поселках молодежные банды (хиппи, рокеры, металлисты, панки, скинхеды) терроризируют население. В 20082010 годах подростками или при их участии было совершено на 15% преступлений меньше аналогичных показателей прошлых лет. Было отмечено уменьшение числа тяжких и особо тяжких преступлений на 23,5% и на 13,7% соответственно,совершенных подростками. На 25% сократилось число правонарушителей в возрасте до 18 лет,которые нарушили закон в состоянии алкогольного опьянения, значительно снизилось число тяжких преступлений убийств, грабежей, разбойных нападений. Казалось, кризис преодолен, но следует сразу заметить, что данные были получены, анализируя количество преступлений за годы, которые считаются ©демографической ямойª в нашем обществе. Соответственно, чем меньше рождалось детей в конце 90х, тем меньше было подростков к 200810гг., и как результат, было зафиксировано меньшее количество преступлений, совершенных несовершеннолетними.Сегодня, как следует из материалов СМИ, география подростковой преступности обширна. Вот несколько примеров, которые иллюстрируют данное утверждения. 15летний подросток убил двух человек (учителя и прибывшего на вызов полицейского), а также и захватил заложников, придя в свою школу в городе Отрадном с огнестрельным оружием. По итогам психологопсихиатрическую экспертизы, он был признан невменяемым (4). В Москве были задержаны два старшеклассника, подозреваемых в совершении убийства мужчины. Одного, который является учеником восьмого класса, задержали в Сочи, другого –девятиклассника подмосковной школы, –в Подмосковье. По версии следствия, убийство было совершено на почве ненависти по национальному признаку (5). В городе Лесозаводск молодой человек устроил свое похищение для получения выкупа у собственной матери. Вскоре подросток был найден и признался, что его похищение было инсценировано, чтобы получения от матери деньги (6).А во Владивостоке две школьницы были приговорены к условным срокам за избиение сверстницы. Приговор был вынесен по пунктам ©аª и ©вª статьи 63 УК РФ (вымогательство). Судом было установлено, что четыре школьницы встретили потерпевшую, которая (по их словам) нехорошо высказалась в их адрес. Возник конфликт, который перерос в избиение потерпевшей и вымогательство у нее пяти тысяч рублей. Самое поразительное, что ролик с избиением потерпевшей, снятый на мобильный телефон, был выложен в интернет, что вызвало широкий общественный резонанс (7).Все эти преступления –только тысячная доля примеров, которыми пестрят наши газеты и журналы. Давайте рассмотрим статистику подростковой преступности за 2014 год. Например, в Челябинской области количество преступлений, совершенных подростками, уменьшилось на 20%, на 6,7% сократилось рецидивных преступлений и почти в 2 раза в составе группы лиц (8). В Белгородской области в2014 года было зарегистрировано 295 преступлений, совершённых несовершеннолетними, что на 71 преступлений меньше чем за аналогичный период в прошлом году.количество тяжких и особо тяжких преступлений уменьшилось с 65 до 48,
на 4,9 % уменьшилось число групповых преступлений, на 20 % сократилось число рецидивных преступлений (9). В Архангельской области за 2014 год произошло сокращение числа подростковых преступлений на 16,2%, а число подростков в возрасте до 18 лет, которые совершили преступления, сократилось на 27,6% (10). В Пензенской области также отмечается уменьшение подростковой преступности на 2,6% в 2014 году (11).В Вологодской области показателиподростковой преступности снизились на 13,3 процента, однако наблюдается рост количества преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков —почти в 3 раза (12). В Волгоградской области подростковая преступность снизилась, но это не является поводом для радости, так как в отдельных районах города ситуация ухудшилась по сравнению с предыдущим годом. Например, в Краснооктябрьском районе города из 22 преступлений 7 совершены одной группой подростков. В Ворошиловском зарегистрировано 16 преступлений, втом числе редкое для подростков преступление —незаконное лишение человека свободы. Было задержано более 600 подростков за совершение административных нарушений, 8 из них за безнадзорность, 9 —за самовольный уход из дома и детских учреждений (13)В общем, можно сделать вывод о незначительном понижении уровня подростковой преступности в целом по России. Такие показатели объясняются многими факторами:1. Слабая профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. Как известно, профилактика является более эффективной мерой, чем любые карательные меры. Это, в основном, задача так называемых ©школьныхª инспекторов полиции, количество которых сейчас увеличилось до 5 тысяч. Но данная проблема является комплексной, решить которую можно не только силами правоохранительных органов, но и всех субъектов профилактики (например, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов управления социальной защитой населения, органов опеки и попечительства и т.д.). Для достижения этой цели нужно создать единую систему профилактики, состоящей как из общественных структур, так и правоохранительных органов. Однако на практике наблюдается слабое межведомственного взаимодействие (14).
2. Несовершенная организация работы с подростками. В самих учебных заведениях нужносоздавать специальные органы, способствующих формированию правовой культуры подростков и предупреждению совершения правонарушений. Подобный опыт работы с ©труднымиª подростками уже имеется –создание "Службы примирения", которая старается урегулировать спор при помощи, так называемой медиации: учащиеся старших и средних классов под руководством социального педагога анализируют споры и конфликтные ситуации между своими сверстниками и учениками младших классов. Также хорошо зарекомендовали себя такие объединения как "Совет отцов", "Совет бабушек", и ©Советы профилактики правонарушений", которые помогают формировать у подростков уважение к общечеловеческим ценностям, а также помогают осуществлять профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,защищать права подростков, осуществлять их социальную реабилитацию, адаптацию и коррекцию. Однако не следует забывать, что основное влияние на подростков должны оказывать учителя и родители, так как это их прямая обязанность.3. Отсутствие воспитательной функции в системе образования.Не секрет, что вся современная образовательная система нацелена на приобретение учащимися определенных знаний в различны областях, а воспитательная деятельность педагогов состоит в проведении классных часов и календарных мероприятий. Вместе с тем, воспитание является частью целостного педагогического процесса, ядро которого составляет единство обучения и воспитания, постоянно находящихся в тесной взаимосвязи. Без обучения невозможно осуществлять воспитание, так как поступки идействия основываются на знании ценностей, норм и опыта деятельности, отношений. Вместе с тем, нельзя успешно решать образовательные задачи, если ученики не обладают ответственностью, организованностью, самостоятельностью и другими качествами, приобретенными в процессе воспитательной деятельности.Только при условии тесного взаимодействия и взаимодополнения двух составляющих педагогического процесса школа выполнит стоящую перед ней задачу –воспитание образованной, творчески действующей личности с наличиемморальных принципов и навыков законопослушного поведения, способной принимать решения, прогнозируя их последствия, и нести ответственность за них (15).Для некоторых подростков противоправная деятельность становится своеобразным способом проведения досуга.Для решения этой задачи следует организовать систему воспитательной работы подростка таким образом, чтоб он был занят не только урочной деятельностью, а также во внеурочное время, участвуя в работе кружков, секций, клубов по интересам. Также, следует обеспечить досуг несовершеннолетних и защиту их от преступных посягательств и за пределами школы. 4. Недостаточная организация системы безопасности учебных заведений.Как показывает выше приведенный пример, произошедший в одной из московских школ с убийством учителя и полицейского, подросток свободно пронес в учебное учреждение оружие, ему даже удалось удерживать заложников некоторое время. Совершение данного преступления стало возможным, в том числе изза неэффективной организации системы безопасности, которая должна была не допустить вооруженного подростка и защитить его невиновных жертв. Для этого в системе школьной безопасности должны работать представители вневедомственной охраны, прошедшие специальную подготовку.5. Незначительное количество институтов ресоциализации несовершеннолетних.Подростки, однажды уже преступившие закон и отбывших наказание, возвращаясь к месту своего жительства, остаются невостребованными. Каждый шестой привлеченный к уголовной ответственности подросток имеет опыт преступной деятельности, а каждый восьмой ранее судим. Эти подростки легко вовлекаются в новые преступные деяния, как самостоятельно, так и ©взрослымиª преступниками, так как они несут более легкую ответственность перед законом. 6. Сознательное уклонение родителей отвоспитания детей. Эта проблема связана зачастую с тяжелым материальным положением в семье; отсутствием времени на воспитание детей и общение с ними; неполная семья, разводы. Жестокое обращение с детьми в семье, которое проявляется в физическом или психическом насилии, применении недопустимых приемов воспитания, унижения человеческого достоинства детей и т.д. также способствует росту противоправности среди несовершеннолетних. Такие ©родителиª находятся среди нас, но мало кто считает своим долгом вмешиваться в так называемый ©процесс воспитанияª или сообщить в соответствующие органы. Как результат –слабая эффективность выявление родителей, которые недобросовестно выполняют свои обязанности, допускают жестокое обращение с детьми, а также иных взрослых лиц, которые вовлекают несовершеннолетних в противоправную деятельность. Рост правонарушений среди подростков связан с множеством других причин, как, например, с трудностями в обеспечении неотвратимости наказания; к появлению причин социальноэкономического (понижение жизненного уровня, социальное неравенство и др.) и нравственного характера (распад семей, ухудшение общего морального климата в обществе, негативное влияние телевидения, др.), что приводит к значительному ©омоложениюª токсикомании, наркомании, алкоголизма. Серьезной причиной совершения преступлений несовершеннолетними являются психические расстройства подростков. По данным МВД России, почти 80% преступлений совершается подростками, имеющими психические аномалии, стертые, неразвернутые формы психической патологии. Распространенность психических заболеваний у несовершеннолетних преступников объясняется тем, что психические отклонения при определенных условиях содействуют совершению правонарушений, а неблагоприятные социальные воздействия, порождающие антиобщественное поведение, в свою очередь, служат причиной возникновения психических аномалий. Подростки нередко становятся жертвами преступлений и насилия, как внутри семьи, так и за ее пределами. Попадая на улицу, подросток чувствует себя изгоем и проявляет жестокость, что нередко ведет к нарушению закона. Если такой подросток, оставшись без семейной опеки, не посещает школу, он чаще всего попадает под влияние криминальной романтики и оказывается вовлеченным в преступную группировку.На развитие правопослушного или противоправного поведения подростков также большое влияние оказывает непосредственное окружение личности в микрогруппах, микросреда. Многие негативные проявления: грубость, жестокость нередко формируются именно в микрогруппах. Эти же группы способствуют порой стремлению освободиться от опеки семьи, учителей.Ориентация на выработку групповых норм и ценностей, к сожалению, не всегда проходит в позитивном направлении и не всегда стихийно. Иногда во главе группы оказывается лидер с противоправными наклонностями. Под его руководством формируется микроклимат группы, где отвергается критика, растет готовность к правонарушению.Складываются также микрогруппы, не связанные с какимилибо выраженными правонарушениями, где имеют место широкие, но не очень глубокие контакты, сопровождаемые обычно легким и пустым времяпрепровождением. Молодые люди с подобными увлечениями легко переключаются на новые проблемы, а при наличии негативного лидера, легко могут включаться в противоправные, в частности, хулиганские действия.У другой части молодежи –более положительные интеллектуальноэстетические увлечения. Они менее склонны к групповым действиям, некоторые из них стремятся удивить мир необычными стихами, рисунками, не требующими мастерства исполнения, но поражающиминестандартностью замысла. Часть таких юношей и девушек причисляет себя к творческой интеллигенции. Вустойчивые группы они объединяются редко, поскольку в глубине сознания каждый считает себя непризнанным лидером и выдающейся личностью. К противоправным действиям такие лица вполне способны, чтобы обратить на себя внимание, показать незаурядность, но их обычно сдерживает угроза неотвратимого наказания.Знание юношеских увлечений, опасных в отношении развития девиантного (отклоняющегося от принятых норм) поведения, используется в процессе правового воспитания и в предупреждении противоправных поступков. Склонность к девиантному поведению определяет факты более чем половины всех противоправных действий, совершаемых молодыми людьми (16). Около 50% этих потенциальных правонарушителей приобрели пороки в неформальных группах среди учащихся образовательных учреждений.Важно отметить, что на развитие подростков существенное влияние оказывает уровень их общей культуры, так как они еще не мыслят правовыми категориями, а под законами они понимают запреты для борьбы с уголовными преступлениями. Их правовая осведомленность в основном связана с уголовными законами, хотя лишь в общих чертах. Таким образом, разрушение нравственных устоев, вытеснение духовных запросов материальными, разрушение идеалов проявляется в наличии у нашей молодежи правовой безграмотности, нигилизма и цинизма.Нарисованная нами мрачная картина не означает фатальной обреченности. В конце концов, кризис –сложное и емкое понятие, не тождественное необратимому упадку. Да и симптомы кризиса обнаруживают не только негативные аспекты. Они сигнализируют о реальных и грядущих угрозах, наглядно выявляют наиболее опасные нравственные деформации, создают предпосылки и стимулы для поисков новых путей воспитания, новых способов эффективного решения назревших проблем. Отдельного внимания заслуживает информация о снижении уровня детской и подростковой преступности в Краснодарском крае в два раза в 2014 году благодаря совместной работе 10 ведомств, входящих в краевую комиссию, в также активной помощи православного духовенства. Введенный в 2008 году ©детский законª, оказал значительное влияние на ситуацию в крае и по на ситуацию в стране в целом, задействовав как врачей и соцработников так и педагогов на ряду с сотрудниками полиции (17).Следует заметить, что в стране с огромным, исторически образовавшимся дефицитом правосознания и низкой правовой культурой этого может оказалось мало. Вопросы защиты прав детей и профилактики преступности в подростковой и молодежной среде требуют комплексного подхода. Только процесс правового воспитания в тесном контакте с нравственным и духовным воспитанием и коллективная деятельность государственных органов, помогут пройти человеку путь от правовой безграмотности, нигилизма и цинизма к высокому уровню правосознания, нравственному развитию и духовности. Ссылки на источники1. Вульфсон Б. Л. Нравственное и гражданское воспитание в России и на Западе: актуальные проблемы. –М.: Московский психологосоциальный институт. 2008. –336с. –С.252.Там же.3. Марищук В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Автореф. дис. … дра психол. наук. –Л.: ЛГУ, 1983. –360с. 168 4. Юмашева К., Гридасов А. ©Школьного стрелкаª признали невменяемым [Электронный ресурс] / К. Юмашева, А. Гридасов. –Режим доступа: http://www.km.ru/vrossii/2014/04/21/psikhicheskiezabolevaniya/737959shkolnomustrelkudiagnostirovalishizofreniyu5. Интерфакс В Москве школьники забили мигранта бейсбольными битами до смерти [Электронный ресурс] / –Режим доступа: http://www.km.ru/vrossii/2014/04/10/mezhnatsionalnyeotnosheniyavrossii/736995moskovskieshkolnikizabilimigrant6. Прессслужба МОМВД России ©Лесозаводскийª В Приморье полицейские разыскали подростка, который инсценировал свое похищение [Электронный ресурс] / –Режим доступа: http://www.km.ru/vrossii/2013/12/28/mvdrossii/728987primorskiipodrostokpodstroilsvoepokhishchenieipotreboval7. ИНТЕРФАКСДАЛЬНИЙ ВОСТОК Во Владивостоке школьниц наказали условными сроками за избиение сверстницы [Электронный ресурс] / –Режим доступа: http://www.km.ru/vrossii/2013/11/07/rossiiskieshkolniki/724716vovladivostokeshkolnitsnakazaliuslovnymisrokami8. Первый Грязинский Портал Отчет о состоянии преступности и правонарушений за 2014 год [Электронный ресурс] / –Режим доступа: http://www.xn-c1aid4a5e.xn-p1ai/696otchetosostoyaniiprestupnostiipravonarusheniyza12mesyacev2014goda.html9.Муштаева О. В Белгородской области снизился уровень подростковой преступности [Электронный ресурс] / О. Муштаева –Режим доступа: http://www.belpressa.ru/news/news/vbelgorodskojoblastisnizilsyaurovenpodrostkovojprestupnosti06812/10. Городские Новости В Архангельске снизилась подростковая преступность [Электронный ресурс] / –Режим доступа: http://www.arhcity.ru/?page=0/3105511.Новости в Пензе В Пензе в 2014 году снизился уровень преступности [Электронный ресурс] / –Режим доступа: http://vpenze.ru/news/view/767732015.12. СеверИнформ Уровень подростковой преступности в Вологодской области снизился за год [Электронный ресурс] / –Режим доступа: http://www.severinform.ru/?page=newsfull&date=23012015&newsid=22466113. Информационный Портал Юга России Подростковая преступность в Волгограде снизилась, но это не повод для радости [Электронный ресурс] / –Режим доступа: http://infokam.su/n14119.html14. Михайлова А. Семь основных причин подростковой преступности и пути их решения [Электронный ресурс] / А. Михайлова –Режим доступа:http://www.garant.ru/article/52648215. Матвиенко Л.М. Правовое воспитание старшеклассников в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла: дис. … канд. пед. наук. –Волгоград, 2004. –С. 19.16. Петров В.А. К вопросу об особенностях механизма формирования преступного поведения несовершеннолетних и молодежи в современных условиях // Социальная профилактика правонарушений среди несовершеннолетних // Тезисы сообщений на научнопракт. семинаре. –М.: ВНИИ МВД СССР, 1990. —С.3740.17. Кубанские новости В два раза снизилась на Кубани детская и подростковая преступность [Электронный ресурс] / –Режим доступа: http://kubnews.ru/news/150120153166/