Методологические подходы к исследованию перспектив развития малого предпринимательства

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кошелева Т. Н. Методологические подходы к исследованию перспектив развития малого предпринимательства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2496–2500. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85500.htm.
Аннотация. В статье проводится анализ подходов и методов исследования деятельности и успешности малого предпринимательства, информационного обеспечения управления развитием малого предпринимательства, а также малых инновационных предприятий, рассматриваются методы исследования потенциала малых инновационных предприятий. В статье предложены этапы, определяющие рамки исследования форм малого предпринимательства и стартовых условий его развития на стратегическую перспективу.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кошелева Татьяна Николаевна,доктор экономических наук, профессоркафедры экономической теории и экономики предпринимательства,СанктПетербургский университет управления и экономики, г. СанктПетербург,t.n.koscheleva@yandex.ru

Методологические подходы

к исследованию перспектив развития малого предпринимательства

Аннотация.В статье проводится анализ подходов и методов исследованиядеятельности и успешности малого предпринимательства, информационного обеспечения управления развитиеммалого предпринимательства,а также малых инновационных предприятий, рассматриваютсяметоды исследования потенциала малых инновационных предприятий.В статье предложены этапы определяющие рамки исследования форм малого предпринимательстваи стартовых условий его развития на стратегическую перспективу.Ключевые слова: Малое предпринимательство, развитие малого предпринимательства, методы исследования инновационных предприятий, информационное обеспечение,потенциал предприятия, стратегический потенциал предприятия.

Методологической основой исследования перспектив развития малого предпринимательствавыступает комплексная оценка исходных предпосылок перспектив поступательного развития малого предпринимательства.Среди задач, решаемых в рамках настоящей статьи, можно выделить: • выявление и анализ внутренних закономерностей развития малого предпринимательства, информационное обеспечение управления развитиямалого предпринимательства,проявляющиеся в создании его новых форм;• анализ стартовых условий комплексного развития форм малого предпринимательства в стратегической перспективе, обусловленных действием факторов внутреннего и внешнего характера.Для исследования форм малого предпринимательствароссийскими авторами предлагались разнообразные методы. В качестве основных методов исследования инновационных предприятий, российские исследователи довольно часто применяют сравнительный анализ [1,с. 4145], статистические наблюдения [2, с.67], наблюдение и выстраивание взаимосвязей между элементами инновационной инфраструктуры и между инновационными подразделениями внутри самой организации [2, с.6870].Таким образом, проводится диагностика деятельности малого инновационного предприятия.Многие ученые основывают свои исследования перспектив развития предприятий на оценке стратегического потенциала предприятия.В. Р. Веснин в работе «Стратегическое управление» [3] определяет зависимость выбора характеристик стратегического потенциала предприятия от конкретных задач, решаемых данным предприятием, а также от его положения в отрасли. Он предлагает рассчитывать стратегический потенциал предприятия как совокупность внутренних ресурсов, в основе которых является такой показатель как «персонал». Такого же мнения придерживается и другой исследователь В. Д. Маркова, которая рассматривает потенциалкак совокупность ресурсов и возможностей (способностей) предприятия, необходимых для формирования и реализации его стратегии, т. е. потенциал —это совокупность материальных (физические и финансовые активы) и нематериальных ресурсов (репутация, персонал, ноухау) [4]. Веснин и Маркова не учитывают влияние рынка и тем самым сужают понятие потенциала предприятия, так как рыночные возможности предприятия могут увеличить, а возможно и снизить стратегический потенциал предприятия в будущем. Шамина Л. К. в своей статье «Инновационный потенциал предприятия» предлагает свой подход к исследованию развития инновационного предприятия с помощью анализа его научного потенциала (концентрации знаний и навыков научного и инженерного персонала на предприятии, наличия специалистов по маркетингу, сосредоточения технологических возможностей на предприятии и т.д.) [5, с. 5860]. Это очень интересный подход, который, к сожалению, можно использовать для исследования малого инновационного предприятия не на всех стадиях его развития. В основном этот подход используется на начальном этапе, для стратегического планирования деятельности инновационного предприятия и для обоснования его потребности в сторонних венчурных инвестициях. Некоторые авторы представляют стратегический потенциалпредприятия в виде трех составляющих: рыночный потенциал предприятия (потенциальный спрос на продукцию; доля рынка, занимаемая предприятием; потенциальный объем спроса на продукцию предприятия; предприятие и рынок труда, предприятие и рынок факторов производства), производственный потенциал (потенциальный объем производства продукции, потенциальные возможности основных средств, потенциальные возможности использования сырья и материалов, потенциальные возможности профессиональных кадров), финансовый потенциал (потенциальные финансовые показатели производства (прибыльности, ликвидности, платежеспособности), потенциальные инвестиционные возможности) [6, с.8688]. Но если разложить потенциал предприятия на составляющие, то их должно гораздо больше –управленческий, кадровый, технологический, финансовый, рыночный, инновационный и т.д. Ю. А. Прохоров предложил исследовать инновационные предприятия с помощью методов и средств инновационной диагностики [7, с.8284] и для этих целей предложил проводить следующие виды инновационной диагностики:инновационная диагностика социальноорганизационной среды новшества, инновационная диагностика новшества, диагностика инновационного процесса [7, с.8284].Ю. А. Прохоров считал, что основной задачей в рамках инновационной диагностики новшества является определение возможности реализации новшества в этой среде, т. е. оценка его инновационного потенциала [7, с.8284] и предложил в процессе инновационной диагностики решить следующие задачи: определить способы существования новшества, способы движения новшества в социальноорганизационной среде; определить возможные деформации новшества, изменяющие его суть в зависимости от скорости и масштабов распространения в этой среде; определить возможность приобретения новшеством нового качества, способствующего или препятствующего распространению его на рынке при взаимодействии с другими новшествами; оценка способов продвижения новшества на рынок и определение оптимальной скорости освоения рынка; оценка способности новшества к изменению в соответствии с направлением и темпами развития окружающей социальноорганизационной среды и т. д. [7, с.8284]. В рамках же диагностики инновационного процессаосновными задачами могут выступать следующие: определение оптимального времени осуществления инновационного процесса (в том числе максимально и минимально возможного времени), в рамках которого достижимы цели инновационного процесса; определение движущих сил и тормозящих факторов для инновационного процесса в целом и для его отдельных этапов; выявлениестепени управляемости инновационным процессом; определение причин расхождения целей и результатов инновационного процесса и т. д. Инновационная диагностика должна проводиться до начала, в ходе и после завершения инновационного процесса [7, с.8284] и дляих исследования Ю. А. Прохоров предлагает применить следующие методы прогнозную диагностику, анализ документов, опрос, наблюдение, а также метод изучения документов, корреляционный и факторный анализ, экспертный опрос, анкетирование. Исследователь дает определение поисковой и целевой инновационной диагностики, а также приводит классификацию видов инновационной диагностики, но, к сожалению, не дает характеристику самим показателям и не приводит критерии их оценки.В исследованиях А. Н. Горбаня, Д. А. Россиева и Е. М. Миркеса приведен, так называемый, нейросетевой подход к исследованию и оценке инновационного потенциала малого инновационного предприятия.Очень интересно, в данном случае, рассмотреть применение гибридных экспертных систем, описанных в работах В. А. Силича и О. И. Пятковского.[8, с.106110].Схема анализа оценки инновационного потенциала, которую предлагают исследователи, представляет собой иерархическую модель оценки инновационного потенциала, которая должна включать: задел научнотехнических и приобретенных разработок и изобретений; инфраструктурные возможности для обеспечения основных этапов инновационного процесса; внешние и внутренние факторы, влияющие на успешность инновационного цикла; оценка видов завершения собственных НИОКР;оценка руководителями деловых связей между производством и наукой;уровень инновационной культуры, характеризующий степень восприимчивости и другие. [8, с.106110]К сожалению, исследователи не дают характеристики самим критериям, на основании которых они классифицируют инновационные подразделения, ограничиваясь лишь их описанием в виде схем и не приводят критериев оценки руководителей, уровня инновационной культуры и других показателей, что ограничивает применение данной методики. Н. В. Гуремина и К. В. Колпаковав качестве показателей для оценки научноисследовательского потенциала структурных подразделений предложили использовать степень завершенности наукоемких разработок, уровень приоритетности данного направления развития науки и техники, область применения данных наукоемких разработок, степень защиты интеллектуальной собственностии распределение конкретных наукоемких разработок по критическим технологиям».[9, с. 6568]В. М. Головатюк предлагает исследовать уровень соответствия научнотехнического потенциала исследовательского коллектива предприятия заданной научнотехнической цели с помощью оценки релевантности, под которой понимаются измеряемые по определенному правилу уровни соответствия ранее выделенных характеристик, желаемому уровню развития (состоянию) этих характеристик [10, с. 2834]. Но, определение меры релевантности профиля исследуемого инновационного предприятия в любой текущий момент времени предусматривает определение или выявление эталона или идеала данного инновационного предприятия, который как раз нам и неизвестен.Очень интересный подход к исследованию перспектив развития предприятия на основе определения стратегического потенциала предприятия, базирующийся на исследовании и оценки потенциальных конкурентных преимуществ предприятия на основе экспертных оценок, предложила О. В. Иванова в статье «Методика расчета стратегического потенциала промышленного предприятия» [6, с.8688]. Под термином «конкурентное преимущество» понимается наличие и использование выдающихся компетенций предприятия, развитие которых в будущем позволит не только сохранить достигнутые конкурентные преимущества, но и обеспечить более высокий, чем у конкурентов уровень рентабельности и финансовой стабильности [11].К сожалению, данный подход не полностью подходит для исследования малого инновационного предпринимательства, так как конкурентное преимущество, как и стратегический потенциал малого инновационного предприятия, не на всех этапах развития малого инновационного предпринимательстваподдается оценке с помощью разработанных индикаторов. Для выявления конкурентных преимуществ и оценки конкурентоспособности малого инновационного предприятия, как и для определения стратегического потенциала малого инновационного предприятия необходимы несколько иные критерии, которые можно будет применить на любом этапе развития малого инновационного предпринимательства. Существует множество научных статей, которые также рассматривают различные факторы, которые участвуют в создании у малого инновационного предприятия конкурентного преимущества, а также сложное взаимодействие между внутренними, в том числе организационными факторами и внешними факторами. Например, Тулугурова Е. В. и Товстига Дж. предлагают исследовать развитие малого инновационного предпринимательствана основе исследования конкурентоспособности малого инновационного предприятияс использованием внутренних факторов: человеческого капитала (компетентность, интеллектуальная подвижность, позиция), результатов деятельности малого предприятия и структурного капитала (отношения, организация, обновление и развитие) и внешних факторов (социальнополитические, технологические, экономические) [12, с.8083]. Тулугурова Е. В. и Товстига Дж. в статье«Влияние внутренних и внешних факторов на конкурентоспособность малого инновационного предприятия» [12, с.8083]обосновывают преимущественное исследование внутренних факторов деятельности малого инновационного предприятияперед внешними факторами тем, что внешние экономикополитические условия не всегда могут оказать и оказывают более серьезноевлияние на деятельность малого инновационного предприятия, чем внутренние факторы [12, с.8083]. Главной особенностью внутренних факторов, подчеркивается в статье, является то, что малое инновационное предприятиеможет влиять на них непосредственно, в отличие от факторов внешнего окружения [13, 14, 15]. В процессе исследования деятельности малого инновационного предприятия большое значение исследователи уделяют анализу не только материальных активов, но и оценке изменения нематериальных активов в виде знаний, технологических навыков, опыта, и стратегических способностей для создания новых процессов и новых продуктов или услуг [12, с.8083]. Информационное обеспечение управления развитиямалого предпринимательства

это связь информации с системами управления малым предпринимательством и управленческими процессами в целом. Оно включает в себя сбор и переработку информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений в сфере малого предпринимательства. Передача информации о положении и деятельности субъекта малого предпринимательства на высший уровень управления и взаимный обмен информацией между его взаимосвязанными подразделениями осуществляются на базе современных технических средств связи. Информационное обеспечение выступает как один из первостепенных ресурсов, выступающее по отношению к объекту исследования в качестве внутреннего и внешнего ресурса. В настоящее время в Российской Федерации созданы необходимые предпосылки для ускоренного развития малого предпринимательства. Однако в экономически развитых странах число субъектов малого и среднего предпринимательства превышает 80 % от общего числа предприятий, в данном секторе сосредоточены 2/3 экономически активного населения, производится более половины валового внутреннего продукта. Россия существенно уступает странам с развитой рыночной экономикой по этим показателям. Доля субъектов малого предпринимательства в создании ВВП не превосходит 1011%, а доля занятых в этом секторе экономики не превышает 19% [16, с. 145 –146]. Развитие малого предпринимательства происходит весьма неравномерно как в региональном, так и в отраслевом разрезах.Современную образовательную систему учебного заведения, осуществляющего профессиональную подготовку субъектов малого предпринимательства, следует рассматривать как социальную систему, которая является субъектом рыночных отношений. Она не может быть изолирована от внешней среды, так как является ее частью. И её можно рассматривать в качестве элемента информационного обеспечения управления развитием малого предпринимательства. При формировании направлений развития содержания и организации такой образовательной системы первоочередное внимание должно быть уделено социальному заказу, где социальными заказчиками являются субъекты малого предпринимательства, в том числе и ремесленные малые предприятия, которые взаимодействуют с выпускниками или принимают их на работу. Каждого заказчика интересует свой набор образовательных характеристик, отвечающих его профессиональным и индивидуальным представлениям и запросам. Кроме того, сам учащийся такого учебного заведения в процессе получения образования и после выпуска является потребителем своей образованности при решении социальных и личных жизненных задач. Таким образом, будущий малый предприниматель сам является одним из основных социальных заказчиков. Реализация профессионального образования в сфере предпринимательской деятельности в сложившейся к настоящему времени системе представляет определенные трудности. Среди основных проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности представители малого предпринимательства в первую очередь инновационного малого предпринимательства, выделяются, в том числе, проблемы кадрового обеспечения и подготовки специалистов для малого предпринимательства, умеющих пользоваться информационным полем медиапространства, в том числе информационным полем интернетпространства. Медиапространство –это своего рода пространство «между», это связи, виртуальные «тропинки» коммуникации, создаваемые медиа между различными пространствами и временами. Но они могут быть линиями разделения, способом установить дистанцию между нами и другими (разговор по мобильному телефону на дружеской вечеринке на время исключает человека из общественного пространства и разделяемого всеми «настоящего») [17, с. 151].В современном медиапространстве государство является наиболее активным актором медиасети, располагающим значительными ресурсами, которые позволяют программировать работу сети. Прежде всего, оно институализирует необходимые ему социальные нормы. Кроме того,оно осуществляет финансовую подпитку отдельных медиаорганизаций. Лояльные, с точки зрения власти, средства массовой информации получают дотации из бюджета, льготные или безвозвратные кредиты, преференции в предоставлении информации, выгодные заказы во время избирательных кампаний и обязательное распространение в государственных структурах. Наиболее острой современной проблемой медиапространства является то, что государство как наиболее влиятельный актор сети недостаточно поддерживает социальные институты, в том числе и субъекты малого предпринимательства, и общественные организации (например, институт критики), противодействующие негативным тенденциям коммерциализации.Для совершенствования системы подготовки кадров для малого предпринимательства Концепциейгосударственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации предусматривается финансирование из государственного бюджета системы дополнительного образования и переподготовки специалистов как государственных, так и негосударственных структур по основам предпринимательства для сферы малого предпринимательства. Среди других мер в данном направлении предусматриваются координация российских и международных образовательных программ в сфере малого предпринимательства, учебнометодическое, информационное и консультационное сопровождение их деятельности. Но, к сожалению, концепция не предусматривает позиционирование в качестве самостоятельной самодостаточной образовательной формы возможности обучения в рамках интернетпространствас применением информационных образовательных технологий [18, с. 407414]. Специфика работы в малого предпринимательства требует от предпринимателей и их сотрудников высокого уровня квалификации в выполнении достаточно большого количества видов работ какв одном, так и в нескольких профессиональных полях, в том числе и в области разработки инноваций, поскольку в рамках субъекта малого предпринимательства, как правило, выраженной дифференциации деятельности нет. Субъектами малого предпринимательства востребованы высококвалифицированные специалисты среднего звена, наряду с организаторскими и управленческими качествами в достаточной степени владеющие предметом управления на уровне способности непосредственного участия в процессе производства продукции, маркетинга, и самое главное, в области инновационной деятельности, благодаря которой именно малого предпринимательства выступает движущей силой инновационного развития.Таким образом, с одной стороны, профессиональное образование направлено на подготовку специалиста, работающего в условиях разделения труда, а, с другой стороны, малое и среднее предпринимательство требует подготовки специалиста, компетенции которого обеспечивают совмещение технологических, управленческих, предпринимательских качеств и инноваторских способностей.Стратегия кадрового восполнения малого и среднего предпринимательства требует принципиально новых подходов к организации образовательного процесса и к качеству подготовки работников малого предпринимательства в первую очередь на основе новой образовательной формы обучения в рамках интернетпространства(как одной из форм медиапространства) с применением информационных образовательных технологий. Под новой образовательной формой обучения в рамках интернетпространствас применением информационных образовательных технологий автор понимает всестороннее использование преимуществ дистанционного и удаленного обучения с применением, кроме личного контакта преподавателя и обучаемого, также удаленные средства обучения с помощью видео общения в виртуальном поле интернетпространства, использование современных информационных источников получения новых знаний в форме общения на специально созданных образовательных и информационных форумах, в том числе и в социальных сетях, использование возможностей интернеттестирования и т. д. Одним из условий социальнопрофессионального воспитания личности будущего малого предпринимательства является создание технологий как коллективной, так и индивидуальной самоорганизации. Отсутствие природных механизмов приспособления к высоким темпам изменчивости на рынке усугубляется и отсутствием таковых в сфере образования и самообразования, в том числе и в малом предпринимательстве. Тип общества определяет структуру, содержание и задачи системы образования. В рамках этой системы малого предпринимательства передаются знания, умения и навыки, которые позволят ему существовать и самостоятельно развиваться в рамках той социальной системы, в которой он выполняет определенные социальные роли и занимает определенный социальные статус. Самообразование человека –один из важнейших ресурсов экономического и социального развития общества. В этой связи многие исследователи отмечают необходимость государственной поддержки и признания неформального образования, к которому следует отнести, помимо прочего, все формы самообразования от индивидуального до группового (коллективного), что подтверждает обоснованность включения системы самообразования в структуру информационного обеспечения управления развитием малого предпринимательства, а тем более вусловиях становления глобального информационного медиапространства.Под глобальным информационным медиапространством автор предлагает пониматьпространство, создаваемое электронными средствами коммуникации, т. е. электронные условия, в которых субъекты малого предпринимательствамогут работать вместе, даже если они не находятся в одном и том же месте в одно и то же время и их работают они в разных сферах и отраслях экономики [19, с. 152153]. В этом пространстве предпринимательские структуры могут создавать в реальном времени визуальную и звуковую среду, охватывающую физическое пространство с его подразделениями. В относительно устойчиво функционирующей социальной системе, сфера образования способна адаптироваться к происходящим с необходимостью изменениям, самостоятельно. Но, малое предпринимательство настолько гибкая и постоянно изменяющаяся и неустойчивая система, что сфера образования не успевает ни за потребностями, ни за возможностями, ни за умениями субъектов малого предпринимательства. Хотя и многиесубъекты малого предпринимательства, особенно в регионах и те, кто вынужденно приходит в сферу малого предпринимательства в поисках самореализации, не в состоянии воспринимать новые формы образовательных и информационных технологий. Несмотря на популяризацию инновационных, модернизационных идей реформирования всех уровней образования практика взаимоотношений достаточно значительный слой малого предпринимательства не поспевает за стремительным изменением образовательных технологий в последнее время. Это демонстрирует не только неспособность данной категории обучающихся эффективно приспосабливаться к высоким темпам изменчивости в сфере образовательных технологий, осознавать сущность и глубину данных преобразований, но и не стимулирует их к продолжению самообразования, что может затормозить процесс накопления предпосылок для становления инновационной экономики за счет не готовности значительного числа малого предпринимательства, занятых, кстати, преимущественно в торговой сфере, не требующей столь быстрого изменения и перехода на новую ступень развития с использованием интернеттехнологий, а также специальных знаний в информационном поле интернетпространства. В качестве одного из путей преодоления указанного противоречия может выступать введение в образовательный процесс элементов содержания концепции повышения информационной и интернетграмотности, таким образом, что их изучение будет способствовать глубинному пониманию происходящих трансформаций в сфере образовательных технологий и способствовать закреплению новых знаний на уровне осознанных стереотипов деятельности и поведения.Для оценки условий активизации инновационного развития предприятий и «восприимчивости» различных регионов к инновациям О. А. Лузгина и А. С. Похвалов предлагают систему организационноэкономических характеристик, позволяющих определить состояние источников и возможностей развития инновационных процессов, в которой они делают упор на преобладание факторов активаили пассива.[20, с. 111114].

Исследователи достаточно обоснованно предлагают организационноэкономические характеристики предприятий, в качестве подхода к исследованию перспектив развития инновационных предприятий, но, в качестве инновационностимулирующих факторов исследователи выделяют только соотношение пассива и актива баланса предприятия. Но, по мнению авторов, исследование только внутренних факторов, к которым относится преобладание факторов активаили пассива,для комплексного исследования форм и перспектив развития малого предпринимательства конечно не достаточно [21]. Данный подход достаточно интересен, хотя, на взгляд автора, в процессе исследования не полностью раскрываются внутренние факторы деятельности малого инновационного предпринимательства. А также данное исследование игнорирует достаточно сильное влияние внешних факторов, что делает его не полным с этой точки зрения. [12, с.8083]. На взгляд авторов исследование развития малого инновационного предпринимательства и его форм необходимо проводить на основе комплексного показателя, отражающего оценку конкурентоспособности определенной формы малого предпринимательства и перспектив ее развития. Конкурентоспособность конкретной формы малого предпринимательства также необходимо рассматривать с разных позиций, а именно –с точки зрения экономического, стратегического, социального и экологического подходов к исследованию [22].Главная цель исследования форм малого предпринимательстваи стартовых условий его развития на стратегическую перспективу состоит в комплексной оценке исходных предпосылок перспектив поступательного развития малого предпринимательства; выявлении факторов и тенденций развития малого предпринимательства, обусловивших тот или иной характер протекания социальноэкономических процессов; в определении перечня наиболее важных проблем, с которыми сталкиваетсямалое предпринимательствосегодня и с которыми может столкнуться в стратегической перспективе [23].Таким образом к этапам, определяемымрамкамиисследования форм малого предпринимательстваи стартовых условий его развития на стратегическую перспективу, можно отнестиследующие[24, 25]: • выявление и анализ внутренних закономерностей развития малого предпринимательства, проявляющееся в создании его новых форм;• анализ стартовых условий комплексного развития форм малого предпринимательства в стратегическойперспективе, обусловленных действием факторов внутреннего и внешнего характера;• выявление предпосылок и ограничений комплексного социальноэкономического развития малого предпринимательства на стратегическую перспективу, обусловленные развитием его в новых формах;• формирование интегральных оценок, характеризующих стартовые условия, предпосылки и ограничения стратегического развития малого предпринимательства в различных его формах;• формирование приоритетных направлений инновационного развития малого предпринимательства; • разработкакомплексной модели социально –экономического функционирования малого предпринимательства иопределение ее эффективности.

Ссылки на источники1.Халин В. Г. ВУЗ как элемент национальной инновационной системы. /Халин В. Г., Коростышевская Е. М. Инновации. Журнал об инновационной деятельности.5 (103), май, 2007,с. 4145

2.Воронина Л. А. Развитие интеграционных процессов взаимодействия инновационной вузовской науки и реального сектора экономики. / Воронина Л. А., Кудинова И. С.

Инновации. Журнал об инновационной деятельности.5 (103), май, 2007, с.67703.Веснин В. Р. Стратегическое управление: учебник. М.:ТК Вели, Проспект. 2004. –328 с.4.Маркова В. Д. Стратегический менеджмент: курс лекций. М.: ИНФРАМ, 2004. –287 с. 5.Шамина Л. К. Инновационный потенциал предприятия. Инновации. Журнал об инновационной деятельности. №9 (107), сентябрь, 2007, с. 5860

6.Иванова О. В. Методика расчета стратегического потенциала промышленного предприятия.

Инновации. Журнал об инновационной деятельности. №5 (103), май, 2007, с.8688 7.Прохоров Ю. А. Виды инновационной диагностики. Инновации. Журнал об инновационной деятельности. № 9 (107), сентябрь, 2007, с.82848.НовоселовС. В. Оценка инновационного потенциала технического университета с применением гибридных экспертных систем при оптимизации управленческих решений.Инновации. Журнал об инновационной деятельности. № 9 (107), сентябрь, 2007, с.106110 9.Гуремина Н. В. Научнотехнический потенциал и перспективы инновационного развития Дальнего Востока./ Гуремина Н. В., Колпакова К. В.

Инновации. Журнал об инновационной деятельности. № 10 (108), октябрь, 2007, с. 656810.Головатюк В. М. Формирование привлекательного инвестиционного климата в контексте инновационного развития. Инновации. Журнал об инновационной деятельности. № 10 (108), октябрь, 2007, с. 2834 11.Зайцев Л. Г. Стратегический менеджмент: Учебник/ Л. Г.Зайцев, М. И. Соколова. –М. : Экономистъ, 2004. –416 с. 12.Тулугурова Е. В. Влияние внутренних и внешних факторов на конкурентоспособность малого инновационного предприятия./ Тулугурова Е. В., Товстига Дж. Инновации. Журнал об инновационной деятельности. №5 (103), май, 2007, с.8083 13.Papadakis V. The chief executive officer as corporate champion of technological innovation. / Papadakis V., Bourantas D. Technology Analysis and Strategic Management, № 1, 1998 14.Turgoose C. Innovation in Manufacturing SMEs in South Yorkshire. IWP. / TurgooseC., ThackerC. Sheffield. 2000 15.Thacker C. Innovation Competitive Position and Industry Attractiveness: A Tool to Assist SMEs. / Thacker C., Handscombe B. Creativity and Innovation Management, Vol. 12, № 4, 2003 16.Таршис, Т. А. Кадровые потребности малого предпринимательства и задачи профессионального образования по их обеспечению Становление и развитие ремесленничества и профессионального ремесленного образования в России: тезисы докладов 4й Международной научнопрактической конференции. Екатеринбург, 57 дек. 2011 г. / ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф. пед. унт». Екатеринбург, 2011. 365 с., 145 –148 с. 17.Юдина, Е. Н. Медиапространство как новая социологическая категория // Преподаватель ХХI век. –М. : 2008.–№ 2. –С. 151–154.18.Кошелева, Т. Н.Инновационная инфраструктуракак важнейшая предпосылка развития малого предпринимательства в условиях становления национальной инновационной системы /Т. Н. Кошелева //Научный журнал EuropeanSocialScienceJournal

Европейский журнал социальных наук –СПб.2013. № 6. –С. –407414 19.Кошелева, Т. Н. Инновационная среда малого предпринимательства: монография /Т. Н. Кошелева, К. А. Кожухина –СПб.: Изд. НОУ ВПО Институт бизнеса и права. 2013. –179 с., с. 152153. 20.Лузгина О. А.,Похвалов А. С. Организационноэкономические условия активизации инновационных процессов в промышленности региона Инновации. Журнал об инновационной деятельности. № 9 (107), сентябрь, 2007, с.111114 21.Кошелева Т. Н. Малое предпринимательство: финансовый мониторинг кредитными организациями / Т.Н. Кошелева, Г. А. Костин. Экономика и управление, № 7 (105). СПб.: Издательство СПбУУИЭ, 2014. –88 с., с. 5054. 22.Кошелева Т. Н. Формирование инновационного кластера в процессе накопления предпосылок создания национальной инновационной системы. Сборник с материалами XIVмеждународной научнопрактической конференции «Инновационная экономика: проблемы и перспективы развития 2014» от 24 апреля 2014г.СПб.: Издательство СПбУУиЭ, 2014 г. 266 с. –3337 с. 23.Кошелева Т. Н. Инновационные программы поддержки инновационной среды малого предпринимательства–основа динамичного развития экономики. Параграф в коллективную монографию «Управление экономическими системами и технологическим развитием». СПб.: Издательство СПбУУиЭ, 2014. 288 с., 261274 с. 24.Кошелева, Т. Н. Управление формированием инновационной среды малого предпринимательства: диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Институт проблем региональной экономики Российской академии наук. СПб, 2014. –404 с. с. 13315125.Рохчин В. Е. Стратегическое планирование развития городов России: системный подход /В. Е. Рохчин, С. Ф. Жилкин, К. Н. Знаменская; Российская академия наук, Инт проблем региональной экономики.СПб.: ИРЭ РАН, «Скифияпринт», 2004. 276 с.